Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
p>Л. Н. Толстой
Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и
Толстого "Война и мир"
Два величайших писателя Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой почему-то в
равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище -
Петербург. И это свое негативное отношение к северной столице отразили в
своих бессмертных творениях. "Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу
человека, как в Петербурге",- констатирует Свидригайлов, герой романа Ф. М.
Достоевского "Преступление и наказание". И действительно, Петербург -
театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как шахматная доска.
Единственное отступление от плоскости - это арки мостов, единственное
нарушение прямизны - это изгибы рек и каналов. Петербург был построен на
пустом месте, среди болот, и эта напряженная искусственность давит
постоянно. Можно восхищаться архитектурными красотами этого города и
одновременно сходить с ума от чувства замкнутости и одиночество. Это и происходит с героями романов Достоевского. "На улице жара стояла
страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и
та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему
возможности нанять дачу,- все это неприятно потрясло и без того уже
расстроенные нервы юноши",- пишет Достоевский в "Преступлении и наказании",
прослеживая связь между "исступленными мыслями" Раскольникова и "черепашьей
скорлупой" его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более
грандиозной, но столь же душной каморки - большого города. Только в духоте
узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных
и оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок
смерти и молодости... Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся "на аршине
пространства", дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном
городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их
объединяет только злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный
хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов
страшную историю своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к
судьбе человека: "необычным холодом" веет на Раскольникова "от этой
великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина". Если для Достоевского Петербург - это холодный исполин, огромная бездна,
мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных
углов; город - соучастник преступления Раскольникова, то для Толстого
Петербург - замкнутое пространство, "тюрьма" для души, где положительный
герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспомним, как неуютно князю
Андрею в Петербурге светских салонов и гостиных. Он чувствует свою
ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встрече с ним: "Эта жизнь,
которую я здесь веду, эта жизнь не для меня". Петербург для Толстого - это источник искушения и всяческих бед. Жизнь
светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера после того, как он
стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяжкие: пьет,
устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая с медведем,
ведет праздный, бессмысленный образ жизни. Подобно напряженной искусственности архитектуры этого города,
искусственность и фальш царят в душах представителей петербургского высшего
света. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство - вот их интересы,
вот все, чем они живут. Все здесь насквозь пропитано ложью: и дежурные
улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от чужих нескромных взглядов
плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любезность таких как Друбецкой.
В этом обществе нет ничего правдивого, естественного, простого /того, что
так ценит в человеке Толстой/. Их речь, жесты, интонация и поступки
определяются "условными правилами светского поведения". Город, в котором
они живут, сыграл с ними мрачную шутку, наложив свой отпечаток на их души:
он сотворил их по своему образу и подобию. Несмотря на то, что два величайших писателя по-разному изобразили
Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое: оба они не
любят и не принимают его.
А. Н. Толстой
Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого "Петр Первый"
Проблема взаимоотношений народа и государства - это вечная проблема
России. Конечно же, выдающийся писатель А. Н. Толстой не мог обойти ее в
своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель - всегда часть своего
народа, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А. Н.
Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период
нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела
небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к
нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое - это значит понять и
осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха Петровских реформ, коренных
преобразований жизни России начала XVIII века, как нельзя лучше помогает
понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны.
Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман
"Петр Первый". Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально с
первых страниц романа. Царь умер, начинается смутное время. И в разговоре
мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу.
Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от Отечества, будущее страны -
это и будущее народа. Все ждут перемен, уверены в их неизбежности, но народ
боится этого. Народ не знает, с кем ему идти, куда идти. Он не имеет
решающего голоса в решении своей судьбы. Сторонники царевны Софьи умело
толкают народ против сторонников Петра. Сцены бунта, жестокое убийство
Матвеева, оставившие такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз
обнажают всю бессмысленность и беспощадность задерганных неразберихой
людей, страшащихся своего будущего. Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и
князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям свою опору Петр видит
в народе. Выходец из народа Алексашка Меньшиков становится главным его
помощником. Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию,
Преображенский и Семеновские полки, которые впоследствии славно послужат
царю и Отечеству. Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жестоко, даже
слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс.
Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ стихийно протестует
против этого. Таким протестом явился стрелецкий бунт.Причиной этого бунта
послужило прежде всего непонимание народом политики царя, неприятие тех
методов, которыми он пользовался. Жестокая расправа над участниками
стрелецкого бунта служит ярким примером того, что государство по-прежнему
не хочет видеть души народной, по-прежнему считает его слепым орудием в
своих руках. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это
всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью. Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами
в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый
план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя
в жертву во благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между
народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр
сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки, повозки
во время переходов, находится в самой гуще сражения в схватке с врагом.
Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его
слуг. Есть только русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои
лучшие качества. Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская
армия разбивает непобедимые корпуса шведов. И устами царя именно народ дает
гневную отповедь фельдмаршалу О'Гильви, который не желает видеть
дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы
демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончательной
победе. И глубоко символично, что именно Меньшиков, выходец из народных
масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной
крепость Нарву. Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу.
Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и напряжения русского
народа. Основная трагедия в том, что власть снова видит в народе лишь
средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается
неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния
народа царю. Власть снова не находит иного средства реализации своих
планов, кроме насилия. Петербург растет на муках, на костях тысяч каторжан
и крепостных. Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки Умойся
Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола властей,
вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины. Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы.
Правдивый художник Толстой показал их во многообразии, во всей сложности.
Автор романа "Петр Первый" решает для себя проблему взаимоотношений народа
и власти однозначно. Он отрицает насилие государства над народом, чем бы
оно ни оправдывалось.
Л. Н. Толстой
Мой любимый герой в романе "Война и мир"
Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла
новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с
историческими событиями, он показывает быт помещичьей России и мир
аристократического общества. Здесь показаны представители различных слоев
дворянства. Представителями передового, мыслящего дворянства являются
Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой
симпатией. Впервые Толстой знакомит нас Андреем Болконским в салоне Анны Павловны
Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Писатель много
внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был
"усталый скучный взгляд", часто "гримаса портит его красивое лицо". Андрей
Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец - сподвижник
Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского
ценить в людях такие человеческие достоинства, как верность чести и долгу.
Отправляя сына на войну /имеется в виду война 1805-1807 гг./, старый князь
говорит ему на прощание: "Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне,
старику, больно будет, а коли узнаю, что повел не как сын Болконского, мне
стыдно будет". Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, это
презрение ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А. П.
Шерер, он называет "глупым обществом", так как его не удовлетворяет эта
праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пьеру Безухову:
"Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне". И еще: "Гостиные, балы,
сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не
могу выйти". Князь Андрей - богато одаренная натура. Он живет в эпоху французской
революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей
ищет смысл жизни. Сначала это мечты о "своем Тулоне", мечты о славе. Но
ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще,
история его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в
общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви. Далеко не случайно, что Андрею суждено умереть на героическом взлете
русской жизни, а Пьеру пережить его; далеко не случайно, что Наташа Ростова
останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера будет женой. В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко
осознает народный характер этой войны. Князь Андрей говорит Пьеру о том,
что успех сражения "никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции,
ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции". "А от
чего же?" - спрашивает Пьер. И слышит в ответ: "От того чувства, которое
есть во мне, в нем,- он указал на Тимохина,- в каждом солдате". Однако стать такими, как они, породниться душою с простыми солдатами Князю
Андрею не суждено. В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей
испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной:
"совершенно новым завистливым взглядом" он смотрит на "траву и полынь". И
потом, уже на носилках он подумает: "Отчего мне так жалко было расставаться
с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю".
Глубоко символично, что под Аустерлицем князю открылось отрешенное от
суеты мирской голубое, высокое небо, а под Бородиным - близкая, но не
дающаяся ему в руки земля, завистливый взгляд на нее. В умирающем князе
Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба
проявляется в двух формах любви: одна - земная, любовь к Наташе; другая -
идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает
в него, князь Андрей чувствует отрешенность от жизни, освобождение и
удаление от нее. Любить всех - значит не жить земной жизнью, значит
умереть. Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не далась в его
руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоумения,
неразгаданной тайны. Восторжествовало величественное, отрешенное от мирских
треволнений небо, а вслед за ним наступила смерть. Князь Андрей умер не
только от раны. Его смерть связана с особенностями характера и положения в
мире людей. Его поманили, позвали к себе, но ускользнули, оставшись
недосягаемыми, те духовные ценности, которые сделал судьбоносным 1812 год.
Л. Н. Толстой
В поисках смысла жизни (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир")
Л. Н. Толстой был писателем огромного всемирного масштаба, так как
предметом его исследований был человек, его душа. Для Толстого человек -
часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в
стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы вспоминаем и термин, впервые
введенный в литературоведческий обиход Н. Г. Чернышевским - "диалектика
души". Н. Г. Чернышевский писал: "Психологический анализ может принимать
различные направления: одного поэта занимают всего более очертания
характеров; другого - влияние общественных отношений и столкновений на
характеры, третьего - связь чувств с действиями... Графа Толстого всего
более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души..." Давайте остановимся подробнее на том, как показан этот процесс в
бессмертном романе-эпопее графа Л. Н. Толстого "Война и мир". Главной
проблемой, которую ставит в своем романе писатель, является проблема
человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои
Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы - герои ищущие,
мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание
быть полезным, нужным, любимым. Я хотел бы остановиться подробнее на личности самого любимого и близкого
писателю героя - на личности Пьера Безухова. Подобно Андрею Болконскому, Пьер - честный, высокообразованный дворянин.
Но если Андрей - рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами),
то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко
возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках
смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием
молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет
бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину
обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на
дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему
ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает
необходимость борьбы. В этот критический момент Безухов попадает в руки масона Баздеева. Этот
"проповедник" ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-
мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию
людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как
учения о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои
силы на благоустройство крепостных. Он собирался освободить крестьян,
учредить больницы, приюты, школы. Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его
страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского
дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный патриотическим
чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, и сам остается в
Москве, чтобы убить Наполеона: "Или погибнуть, или прекратить несчастья
всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона". Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского
поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит
самая могущественная сила в мире - народ. Безухов одобрительно воспринимает
мудрые слова солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва.
Один конец сделать хотят". Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с
громким говором и хохотом работающих на поле, "подействовал на Пьера
сильнее всего того, что видел и слышал до сих пор о торжественности и
значительности настоящей минуты". Еще более тесное сближение Пьера с
простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином,
Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей
народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в
общении с ним "обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он
тщетно стремился прежде". Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи
того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта
декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им
в молодости клятве: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и опять бросить, и опять начинать и опять бросать и
вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". Также неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей
Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском
поле, Наташа, когда становится женой и матерью, Николай, сделав карьеру
военного. Показав судьбы своих героев, Толстой подтвердил свою мысль:
"Человек есть все: все возможности, есть текучее вещество". Толстой сумел
выполнить главную задачу - показать и уловить момент текучести жизни.
Л. Н. Толстой
"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Роман "Война и мир" был задуман как роман о декабристе, возвращающемся
после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными
материалами, тем больше он понимал, что не рассказав о самом восстании, и,
глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так, замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал
грандиозную эпопею. Это рассказ о подвиге народа, о победе его духа в войне
1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа - "мысль
народная". Она заключается не только и не столько в изображении самого
народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в
конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. Здесь есть смысл вспомнить историческую концепцию писателя. На страницах
романа и особенно во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих
пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило,
тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является
движущей силой истории. По мысли Толстого - это так называемое "ролевое
начало", дух и воля не одного человека, а нации в целом. И насколько силен
дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так
победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две
воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была
справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля
к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России
над Францией была предопределена. Война 1812 года стала рубежом, испытанием всех положительных героев в
романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед
Бородинским сражением, веру в победу для Пьера Безухова, все мысли которого
направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков, он даже разрабатывает
план убийства Наполеона, для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что
не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко, для Пети Ростова,
принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего
в схватке с врагом, для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти
люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в
формировании воли к победе. Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене
сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который поддавшись какой-то
неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что
нельзя вынести - поджечь); в сцене подготовки к Бородинскому сражению
(солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке), в сцене
боя партизан с французами. Вообще, тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой
подчеркивает, что война 1812 года, действительно, была народной, потому что
сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды
старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои
романа - Василий Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть
войну Толстой называет "дубина народной войны": "Дубина народной войны
поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая
ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не
разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор,
пока не погибло все нашествие".
Л. Н. Толстой
Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе "Война и мир"
Главной темой романа "Война и мир" является изображение подвига русского
народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о
верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных
целях. Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и
героев романа. Давайте проследим за событиями романа. В первом томе он
рассказывает о войне с Наполеоном 1805-1807 гг., где Россия (союзница
Австрии и Пруссии) потерпела поражение. Идет война. В Австрии генерал Марк разбит под Ульмом. Австрийская армия
сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов
принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через
труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло
быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую
армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг,
чтобы спасти русскую армию. Так, автор подводит читателя к изображению
первого великого сражения. В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен
Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою, где "он в упор убил одного
француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера". Но после этого он
идет к полковому командиру и докладывает о своих "трофеях": "Прошу
запомнить, ваше превосходительство!" Далее он развязал платок, дернул его и
показал запекшуюся кровь: "Рана штыком, я остался на фронте. Попомните,
ваше превосходительство". Везде, всегда он помнит прежде всего о себе,
только о себе, все, что делает, делает для себя. Нас не удивляет и
поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным
приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась
стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного
приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены.
Таких офицеров много. Они не трусы, но они не умеют забыть ради общего дела
себя, карьеру и личные интересы. Но русская армия состояла не только из таких офицеров. В главах, рисующих
Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой
битвы, герой этого "дела", маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв
сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. "Большими, умными и добрыми
глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: "Солдаты
говорят, что разувшись ловчее,- и смущается, чувствуя, что шутка не
удалась". Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в
самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был
героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: "Успехом дня мы обязаны
более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с
ротой". Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в ту самую
минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Все казалось потеряно.
Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад..., и
в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только
благодаря Тимохину, русские имели возможность возвратиться и собрать
батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в
бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой
учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их
огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения. В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и
близких, за Родину, сознание опасности "удесятерило" силы. Чем дальше
продвигался Наполеон вглубь России, тем более росли силы русского войска,
тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и
мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм, "дух войска"
делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном
романе-эпопее "Война и мир".
Л. Н. Толстой
Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года
Роман "Война и мир" в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как
Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой
отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в
1821, в эпилоге), в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть
реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский,
Ростопчин, Багратион и многие другие), показаны и все социальные слои
России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное
дворянство, армия, крестьянство, даже купечество (вспомним купца
Ферапонтова, который поджигает свой дом, чтобы он не достался врагу). Главной темой романа является тема подвига русского народа (независимо от
социальной принадлежности) в войне 1812 года. Это была справедливая
народная война русских людей против наполеоновского нашествия.
Полумиллионная армия, руководимая крупным полководцем, обрушилась всей
своей мощью на русскую землю, надеясь в короткий срок покорить сию страну.
Русский народ грудью встал на защиту родной земли. Чувство патриотизма
охватило армию, народ и лучшую часть дворянства. Народ истреблял французов
всеми дозволенными и недозволенными средствами. Создавались кружки и
партизанские отряды, истребляющие французские войсковые соединения. В той
войне проявились лучшие качества русского народа. Вся армия, переживая
необыкновенный патриотический подъем, была полна веры в победу. Готовясь к
Бородинскому сражению, солдаты одевали чистые рубашки и не пили водку. Для
них это был священный момент. Историки считают, что Наполеон выиграл
Бородинское сражение. Но "выигранное сражение" не принесло ему желанных
результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы
продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов
были сотни. Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд,
руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен пленных. Была
старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов
- командир большого, активно действующего партизанского отряда. Подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Он
является выразителем народного духа. Вот что думает о нем князь Андрей
Болконский перед Бородинским сражением: "У него не будет ничего своего. Он
ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все
запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего
вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли...
А главное, почему веришь ему,- это то, что он русский..." Все поведение Кутузова свидетельствует о том, что его попытки разобраться
в происходящих событиях были активными, правильно рассчитанными, глубоко
продуманными. Кутузов знал, что русский народ победит, потому что отлично
понимал превосходство русского войска над французским. Создавая свой роман "Война и мир", Л. Н. Толстой не мог пройти мимо темы
русского патриотизма. Толстой исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России,
показал народ и его решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Впервые
в истории русской литературы правдиво изображен русский полководец Кутузов.
Изображая войну 1805 года, Толстой рисует различные картины военных
действий и разнообразные типы ее участников. Но эта война велась за
пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу.
Иное дело - война 1812 года. Ее Толстой и рисует иначе. Эту войну он
изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов,
посягнувших на независимость страны. Интересную метафору использует Толстой для изображения действий двух
армий, русской и французской. Сначала две армии, подобно двум
фехтовальщикам, сражаются по определенным правилам (хотя, какие могут быть
правила на войне), затем одна из сторон, почувствовав что отступает,
проигрывает, вдруг отбрасывает шпагу, хватает дубину и начинает "дубасить",
"гвоздить" противника. Игрой не по правилам называет Толстой партизанскую
войну, когда весь народ поднялся против врага и победил его. "...Дубина
народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не
спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила
французов до тех пор, пока не погибло все нашествие". Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам,
которые "не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а
жгли его", тому Тихону Щербатому из села Прохоровского, который в
партизанском отряде Давыдова "был самым полезным и храбрым человеком".
Войско и народ, сплоченные своей любовью к родной стране и ненавистью к
врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас
всей Европе, и над ее полководцем, признанным миром гениальным.
Л. Н. Толстой
Три поколения Болконских в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Тема отцов и детей, тема смены поколений является традиционной для русской
литературы: Тургенев - "Отцы и дети", Чехов - "Вишневый сад", Салтыков-
Щедрин - "Господа Головлевы", Гончаров - "Обыкновенная история". Л. Н.
Толстой тоже не является исключением. В центре романа три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские. Семья Болконских
описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший
князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николинька. Из
поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества
и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга,
благородство души. Болконские - люди чрезвычайно деятельные. Каждый из
членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и
праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь
Болконский, считающий, что на свете "есть только две добродетели -
деятельность и ум", неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он,
честный и образованный человек, хочет "развить в дочери обе добродетели",
давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных
занятиях. Он никогда не бездействовал: то писал свои мемуары, то работал на
станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту
черту, доставшуюся ему от отца: он - ищущая и деятельная натура. Он
занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в
своем имении и постоянно ищет свое место в жизни. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские
- истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь
слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во
имя России. Старший князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть
чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и
отдается этой должности всей душой. Мысль о покровительстве генерала Рамо
"приводила княжну Марью в ужас, заставляя ее содрогнуться, краснеть и
чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости". Она твердила себе:
"Поскорее уехать! Ехать скорее!" Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нем очень
сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должность
главнокомандующего, он был стар, но "не счел себя вправе отказаться в такое
время", и эта вновь открывающаяся ему деятельность возбудила и укрепила
его. "Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он
нужен Родине, тогда как мог остаться при особе государя". У всех своих любимых героев Толстой подчеркивает близость к народу. Есть
эта черта характера и у всех членов семьи Болконских. Старый князь очень
хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян. Он никогда не отказал бы "в
нужде мужикам". Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, "ей странно
было думать..., что могли богатые не помочь бедным". А князь Андрей на
войне заботится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в
ответ на это "в полку его называли наш князь, им гордились и его любили". Третье поколение Болконских - Николинька, сын Андрея; маленьким мальчиком
видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в
нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа
чувства и мысли. Он очень любил отца и Пьера, и, убедившись, что отец
одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: "Отец! Да, я сделаю
то, чем бы даже он был доволен..." В образах членов семьи Болконских, особенно в образе князя Андрея, Толстой
показал мысли, искания лучших людей того времени. Дворянство от
оппозиционных правительству взглядов, подобных взглядам старого князя,
переходит к более прогрессивным взглядам о переустройстве общества, к
которым пришел князь Андрей.
Л. Н. Толстой
Принципы психологического анализа в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Философскому, историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"
присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей
раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и
разнообразии, статичности или изменяемости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к
внутреннему изменению, стремление к самосовершествованию, к нравственному
поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые - статичны.
Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи
друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной,
застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих
героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед
читателем, вызывая раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия,
кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но
наделены внутренней красотой. Они способны к самоусовершенствованию, к
нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним
поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои
для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит
себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей,
преодолевающий свой страх - герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только
кажется героем. Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и
Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они
постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер
разочаровывается в масонстве, князь Андрей - в государственной службе. Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изменения душевных
состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Чернышевский назвал
"диалектикой души". Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой
Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в
состоянии полного душевного смятения, услышав пение Наташи, понимает, что
это важно всегда, а все остальное - преходяще. Для князя Андрея такими
моментами душевных перемен является Аустерлиц с его небом и болезнь сына с
пологом над детской кроваткой, под которым князю Андрею открывается новый
взгляд на жизнь. Важным для раскрытия психологии героев является для Толстого их отношение
к другим людям, способность отречься от себя, по-каратаевски разлившись
маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к
вечным человеческим ценностям: любви, природе, искусству, семье. Герои
нелюбимые показаны в отрыве от всего этого. Как, например, семья Курагиных,
которую и семьей назвать сложно. Ведь их объединение лишено, по выражению
С. Бочарова, той "родовой поэзии", которая свойственна семьям Ростовых и
Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет
только животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей
/достаточно вспомнить нездоровый эротизм в отношениях Анатоля и Элен,
ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он
лишен "шишки родительской любви" и дети - "обуза его существования"/. Можно
также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда
тот глядит на портрет сына /любовь - явно не самое главное чувство, которое
он при этом испытывает/. Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что происходит в
природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их "собственное"
небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах. Важный принцип психологического анализа - изображение снов. Так, сны
Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости,
в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те
противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается
невозможной. Сон Пети - сон светлый, гармоничный, сон Николая Болконского -
сон "болконский", рассудочный, проблематичный. Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству, которое
выявляет у одних фальш и бездуховность, у других - тонкость душевного
восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об
оперном спектакле, показанном сквозь призму восприятия Наташи. Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают даже те,
кто не читал "Войны и мира". Мне кажется, причина этого в том, что автору
романа удалось сделать своих героев необыкновенно жизненными, а характеры
их - психологически достоверными, многогранными.
Л. Н. Толстой
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" является, по мнению известных писателей
и критиков, "величайшим романом в мире". "Война и мир" - это роман-эпопея,
повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны,
освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы
различных слоев общества. Основным художественным приемом, который
использует Л. Н. Толстой, является прием антитезы. Этот прием является
стержнем произведения, пронизывает весь роман снизу доверху.
Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн
(войны 1805-07 гг. и войны 1812 года), сражения (Аустерлиц и Бородино),
социумы (Москва и Петербург, светское общество и провинциальное
дворянство), действующие лица. Характер противопоставления носит и
сопоставление двух полководцев - Кутузова и Наполеона. Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова, как
вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает,
что Кутузов - подлинно народный герой, который руководствуется в своих
действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский
человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический деятель
и полководец. Главное в Кутузове для Толстого - его кровная связь с
народом, "то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и
силе его". Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его "против
воли царя в производители народной войны". И только это чувство поставило
его на "высшую человеческую высоту". Толстой изображает Кутузова как
мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно
правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается
впоследствии. Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив,
что это - победа. Как полководец, он явно стоит выше Наполеона. Именно
такой полководец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой
подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии
потребовался другой главнокомандующий. "Представителю народной войны ничего
не оставалось, кроме смерти. И он умер". В изображении Толстого Кутузов - живое лицо. Вспомним его выразительную
фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то
насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии
различных по характеру и социальному положению лиц, углубляясь в
психологический анализ. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и
эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему
людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных
советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным. Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен, не лишен
недостатков, причина которых - в неправильных позициях Толстого-историка.
Исходя из стихийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности
в истории. Писатель высмеивал культ "великих личностей", созданный
буржуазными историками. Он считал, что ход истории решают народные массы.
Он пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события
предопределены свыше. Именно Кутузов выражает эти взгляды Толстого в
романе. Он, по словам Толстого, "знал, что решают участь сражения не
распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не
количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом
войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его
власти". У Кутузова - толстовский фаталистический взгляд на историю,
согласно которому исход исторических событий заранее предрешен. Ошибка
Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился
сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий. И это
привело к некоторой противоречивости его образа: он выступает в романе как
полководец, при всей своей пассивности точно оценивающий ход военных
событий и безошибочно направляющий их. И в конечном результате Кутузов
выступает как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное
волевое напряжение. Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. Толстой решительно
выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон - агрессор,
напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей,
грабил и уничтожал великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль.
Наполеон - честолюбец, стремящийся к мировому господству. В первых частях
романа автор со злой иронией говорит о преклонении перед Наполеоном,
которое воцарилось в высших светских кругах России после Тильзитского мира.
Толстой характеризует эти годы как "время, когда карта Европы
перерисовывалась разными красками каждые две недели", и Наполеон "уже
убедился, что не нужно ума постоянства и последовательности для успеха". С
самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к государственным
деятелям этой эпохи. Он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти
не было никакого смысла, но "он верил в себя, и весь мир верил в него". Если Пьер видит в Наполеоне "величие души", то для Ф. Шерер Наполеон -
воплощение французской революции и уже поэтому злодей. Юный Пьер не
понимает того, что став императором, Наполеон продал дело революции. Пьер
защищает и революцию, и Наполеона в равной мере. Более трезвый и опытный
князь Андрей видит и жестокость Наполеона, и его деспотизм, а отец Андрея
старик Болконский сетует, что нет Суворова, который показал бы французскому
императору, что значит воевать. Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого
героя полководец занимает определенное место. Надо сказать, что и по
отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: "Он
был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри
кареты, воображает, что он правит". Но Наполеон в войне с Россией не был
бессилен. Он просто оказался слабее своего противника - "сильнейшего
духом", по выражению Толстого. Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося деятеля как
"маленького человека" с "неприятно-притворной улыбкой" на лице, с "жирной
грудью", "круглым животом" и "жирными ляжками коротеньких ног". Наполеон
предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции,
упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой
исторического процесса. Его безумная гордость заставляет его принимать
актерские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует
раболепие, окружающее императора. Наполеон Толстого - "сверхчеловек", для
которого имеет интерес "только то, что происходило в его душе". А "все, что
было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему
казалось, зависело только от его воли". Не случайно слово "я" - любимое
слово Наполеона. Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько
Наполеон мелок в своем эгоцентризме. Сопоставляя двух великих полководцев, Толстой делает вывод: "Нет и не
может быть величия там, где нет простоты, добра и правды". Поэтому подлинно
велик именно Кутузов - народный полководец, думающий о славе и свободе
Отечества.