Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
p>
Н. В. Гоголь
Сатира Гоголя
В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение,
которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.
В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь
сатира - это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих
недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда "сквозь
невидимые миру слезы", потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое
осмеяние отрицательного в нашей жизни, может служить к его исправлению.
Смех - это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю
жизнь боролся с "мерзостями русской действительности". Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и
обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей
огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни
пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей.
"Миргород", "Арабески", "Ревизор", "Женитьба", "Нос", "Мертвые души" -
едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из
русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение
отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой
реалистической школы: "Со временем выхода в свет "Миргорода" и "Ревизора"
русская литература приняла совершенно новое направление". Критик считал,
что "совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с
простотой вымысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад
выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же
время не скрывает нимало и ее безобразия". Писатель-сатирик, обращаясь к "тени мелочей", к "холодным, раздробленным,
повседневным характерам", должен обладать тонким чувством меры,
художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом
поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв
девизом своего творчества следующие слова: "Кто же как ни автор должен
сказать святую правду!" Только истинный сын родины мог в условиях
николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы
содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического
строя, тем самым содействуя движению России вперед. В "Ревизоре" Гоголь "собрал в одну кучу все дурное в России", вывел целую
галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т.п. В
"Ревизоре" все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за
ревизора из столицы пустомелю, человека "с необыкновенной легкостью в
мыслях", преображение Хлестакова из трусливого "елистратишки" в "генерала"
(ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья
Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же,
развязка и немая сцена комедии. Гоголь не вывел в своей комедии "положительного героя". Положительным
началом в "Ревизоре", в котором воплотился высокий нравственный и
общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал "смех",
единственное "честное лицо" в комедии. Это был смех, писал Гоголь, "который
весь излетает из светлой природы человека... потому, что на дне ее заключен
вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить
ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и
пустота жизни не испугали бы так человека". Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их
существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит
родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви.
Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор
прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной
Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей
сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа,
порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в
светлое будущее России. Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:
Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя, Как много сделал он поймут И как любил он, ненавидя.
Н. В. Гоголь
Гоголевский “смех сквозь слезы” в поэме “Мертвые души”.
Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя:
“смех сквозь слезы”. Гоголевский смех… Почему он никогда не бывает
беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и
веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю
свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый
диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно
улыбаться первым заметил В.Г. Белинский, давая дорогу в большую литературу
будущему автору “Мертвых душ”. Но к гоголевскому смеху примешана далеко не
одна печаль. В нем есть и гнев, и ярость, и протест. Все это, сливаясь в
единое целое под блистательным пером мастера, создает необыкновенный
колорит гоголевской сатиры.
Чичиков вместе с Селифаном и Петрушкой садится в бричку, и вот уже
покатила она по ухабам российского бездорожья, и пошла “писать чушь и дичь
по сторонам дороги”. В этой дороге читатель увидит представителей самых
разных социальных групп, особенности их жизни, увидит все стороны
многоликой Руси. В этой дороге он все время будет слышать смех Гоголя,
полный удивительной любви к России и к ее людям.
Смех Гоголя может быть добрым и лукавым – тогда рождаются
необыкновенные сравнения и стилистические обороты, которые и составляют
одну из характерных особенностей поэмы Гоголя.
Описывая бал и губернатора, Гоголь говорит о делении чиновников на
толстых и тонких, причем тонкие чиновники, в черных фраках стоящие вокруг
дам, были похожи на мух, которые сели на рафинад. Нельзя не сказать и о
совсем небольших сравнениях, которые, как сверкающие бриллианты, рассыпаны
по всей поэме и создают ее неповторимый колорит. Так, например, лицо
губернаторской дочки было похоже на “только что снесенное яичко”; головка
Феодулии Ивановны Собакевич походила на огурец, а самого Собакевича – более
на тыкву, из которой на Руси делают балалайки. При встрече с Чичиковым
выражение лица Манилова было как у кота, у которого слегка почесывали за
ушами. Гоголь использует и гиперболы, например, говоря о плюшкинской
зубочистке, которой ковыряли в зубах еще до нашествия французов.
Вызывает смех и внешность помещиков, описываемых Гоголем. Внешний вид
Плюшкина, поразивший самого пролазу и лицемера Чичикова (тот долго не мог
сообразить, ключник ли перед ним или ключница), повадки –“рыболова-нищего”,
распустившиеся в душе Плюшкина, - все это удивительно остроумно и смешно,
но… Плюшкин, оказывается, способен вызвать не только смех, но и отвращение,
возмущение протест. Перестает быть забавной эта опустившаяся личность,
которую и личностью-то не назовешь. Как точно сказал про него Гоголь:
“прореха на человечестве”! Да разве смешон человек, потерявший все людское:
облик, душу, сердце. Перед нами паук, для которого главное заключается в
том, чтобы как можно скорее проглотить добычу. Так поступает он со своими
крестьянами, выкачивая из них хлеб, домашнюю утварь, а потом сгнаивая это в
своих бездонных амбарах. Так поступает он и с собственной дочерью. Жадный и
страшный Плюшкин отвратителен нам не только из-за своих нравственных
качеств. Гоголь бросает решительное “нет” Плюшкину-помещику, Плюшкину-
дворянину. Ведь считалось, что на дворянах, на этих самых Плюшкинах,
покоится Российское государство. Да какой же это оплот, какая опора?!
Антисоциальность дворянства – жестокий факт, существование которого ужасают
Гоголя. Плюшкин, как это ни страшно, - типичное явление для русского
общества середины XIX века.
Гоголь – резкий и гневный обличитель. Таким он выступает на страницах
“Мертвых душ”. Что осуждает он, что квалифицирует как недопустимое в
нормальном человеческом обществе? Казалось бы, говоря о Манилове, слово
“осуждение” как-то неуместно. Ведь перед нами такой милый, приятный во всех
отношениях, учтивый и добрый человек. Это еще и весьма образованный
помещик, который выглядит прямо-таки ученым мужем на фоне Коробочки и
Собакевича. А как забавны его детки, названные Алкидом и Фемистоклюсом (не
надо забывать, что дело происходит в России). Но Гоголю стыдно и больно за
Манилова, который строя прожекты в “храме уединенного размышления” и
“почитывая книгу, всегда заложенную на четырнадцатой странице”, не замечает
воровства и пьянства своих мужиков. Манилов в праздности и лени проживает
все, что создано его крестьянами, ни о чем не задумываясь.
Антисоциальны и вообще вредны для окружающих другие гоголевские
герои: и Коробочка, “дубиноголовая” и скудоумная накопительница, и
Ноздрев, подлец, развратник и вообще “исторический человек”, и Собакевич,
живоглот и “кулак”, которому “не разогнуться в ладонь”. Все это злостные
вредители. Какое им дело, этим кровососам, до государственных интересов?
Смех Гоголя – не только гневный, сатирический, обличающий, есть смех
веселый и ласковый. Именно с чувством радостной гордости, если возможно так
выразиться, говорит писатель о русском народе. Так появляется образ мужика,
который, подобно неутомимому муравью, несет толстое бревно. Чичиков
спрашивает его, как проехать к Плюшкину, и добившись, наконец, ответа,
посмеивается над метким прозвищем, которое дали Плюшкину мужики. Гоголь
говорит об исходящим из самого сердца, животрепещущем русском слове. Он
пишет о русском мужике, которого пошли хоть на Камчатку, дай в руки топор,
и он пойдет рубить себе новую избу. В этих словах – надежда и вера в
русский народ, руками которого сделана и птица тройка. И “как бойкая
необгонимая тройка”, несется Русь, “вдохновенная богом”, и “косясь,
постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.
Мертвые и живые души в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”
Н.В. Гоголь - писатель, чье творчество по праву вошло в классику
русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства
и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления
жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеет увидеть и
показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе.
И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Так происходит и в
основном гоголевском произведении - поэме “Мертвые души”.
Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые мы
можем условно обозначить как мир “реальный” и мир “идеальный”. “Реальный”
мир автор строит, воссоздавая современную ему картину российской жизни. По
законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к
максимальной широте охвата. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Это мир
перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, по
которым он существует, - аморальны. Но живя внутри этого мира, родившись в
нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить степень его
аморальности, увидеть пропасть, отделяющую его от мира истинных ценностей.
Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную деградацию,
нравственный распад общества.
В этом миру живут Плюшкин, Ноздрев Манилов, прокурор, полицмейстер и
другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников
Гоголя. Целую галлерею характеров и типов, лишенных души, создал Гоголь в
поэме, все они многообразны, но всех их объединяет одно - ни у кого из них
нет души. первым в галерее этих характеров идет Манилов. Для создания его
образа Гоголь использует различные художественные средства, и в том числе
пейзаж, ландшафт поместья Манилова, интерьер его жилища. Вещи, окружающие
его, характеризуют Манилова не в меньшей степени, чем портрет и поведение:
”у всякого есть свой задор, но у Манилова ничего не было”. Главная его
черта - неопределенность. Внешнее благополучие Манилова, его
доброжелательность и готовность к услугам представляются Гоголю чертами
страшными. Все это в Манилове гипертрофированно. Глаза его, “сладкие, как
сахар” ничего не выражают. И эта сладость облика привносит ощущение
неестественности каждого движения героя: вот на лице его появляется
“выражение не только сладкое”, но даже приторное, подобное той микстуре,
которую ловкий доктор засластил немилосердно, воображая ею обрадовать
пациента”. Что за “микстуру“ засластила приторность Манилова? Пустоту,
никчемность его, бездушие при бесконечных рассуждениях о счастии дружбы.
Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается,
крестьяне разучились трудиться.
Совсем другое отношение к хозяйству у коробочки. У нее “хорошенькая
деревенька”, двор полон всякой птицы. Но коробочка не видит ничего дальше
своего носа, все “новое и небывалое” пугает ее. Ее поведением (что можно
отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.
Но Собакевич сильно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя,
“чертов кулак”. Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет
изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков,
он применяет новшество - денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-
продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.
Представитель еще одного типа помещиков - Ноздрев. Он непоседа, герой
ярмарок, карточных столов. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено.
В хорошем состоянии находится только псарня. Среди собак он как “отец
родной”. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же проматывает, что говорит
о полном безразличии к крестьянскому труду. Венчает портретную галерею
губернских помещиков Плюшкин. Но он принципиально отличается от всех
предыдущих помещиков. Всех остальных помещиков мы застаем такими, какими
они сложились. Гоголь всячески подчеркивает, что у этих героев нет
прошлого, которое отличалось бы от настоящего и что-то в нем объясняло.
Мертвенность же Плюшкина не так абсолютна. Это герой с развитием, то есть
судить о нем мы можем как о развивающемся, изменяющемся (пусть и к худшему)
человеке. Образ Плюшкина соответствует картине его имения. Тот же распад и
разрушение, утрата человеческого облика: его, мужчину, дворянина, легко
принять за бабку-ключницу. В нем и в его доме чувствуется движение тления,
распада. Автор не зря окрестил его прорехой на человечестве. К такому же
типу помещиков принадлежит и Чичиков - плут, человек, у которого все
заранее высчитано, человек, всецело охваченный жаждой обогащения,
меркантильным интересом, человек, погубивший свою душу. Но все же он
выглядит более живым, на фоне остальных помещиков.
А ведь, кроме помещиков есть еще и город N, а в нем - губернатор,
вышивающий шелком по тюлю, и дамы, хвастающиеся модной тканью, и Иван
Антонович кувшинное рыло, и целый ряд чиновников, проедающих и
проигрывающих в карты свою жизнь.
Есть в поэме еще один герой - народ Это та самая живая душа, которая
хранит и выявляет все лучшее, пламенное, русское. В образе народа живут
боль и надежда, любовь и упрек. Да, смешны дядя Митяй и дядя Миняй, смешны
свей недалекостью ума, но ведь в этом смехе есть и грусть и боль. Их талант
и их жизнь - в труде. Гоголь любит крестьян и потому ненавидит все те
проявления общественной и моральной слабости, которые мешают им стать
настоящими гражданами России. И народ составляет часть мира “идеального”,
мира, который строится в строгом соответствии с истинными духовными
ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человека.
Эти миры взаимоисключающие. По сути, миру “идеальному” противостоит
“антимир”, в котором добродетель смешна и нелепа, а порок нормален. В
техническом отношении для достижения резкого контраста мертвого и живого
Гоголь прибегает к множеству разнообразных приемов. Во-первых, мертвенность
“реального” мира определяется засильем в нем материального. Вот почему в
описаниях широко используются длинные перечисления материальных объектов,
как бы вытесняющих духовное. Также поэма изобилует фрагментами, написанными
в гротескном стиле: персонажи часто сравниваются с животными или вещами. В
названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души -
бессмыслица, ведь душа бессмертна. Для “идеального” мира душа бессмертна,
так как она воплощает божественное начало в человеке. А в мире “реальном”
вполне может быть “мертвая душа”, потому что для него душа только то, что
отличает живого от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие
догадались о том, что у него “была точно душа”, лишь когда он стал ”одно
только бездушное тело”. Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность
и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться
возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в
истинном, высшем ее значении.
Чичиковская бричка, идеально преобразившаяся в последнем лирическом
отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную “птицу-
тройку”, завершает первый том поэмы. Вспомним, что начинается поэма с
бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания
пыльных, серых, тоскливых улиц губернского города; со всевозможных
проявлений человеческой глупости и пошлости. Бессмертие души - вот
единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его
героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.
Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные
особенности поэмы
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся
Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России
первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души",
написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения
Чичикова, или мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого
произведения, переводило в область авантюрного романа, Гоголь нашел на это
по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой. Определение жанра стало
ясно писателю только в последний момент, так как еще работая над поэмой,
Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это
произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее
влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех
частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия,
которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед
их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает
Данте раскрыть тему своей Родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь
задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы
"Мертвые души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте
"Божественная комедия", которая называется "Ад". Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий,
созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое
движение", которым в поэме по временам сменяется комическое повествование. Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления
и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них
Гоголь касается самых острых общественных вопросов России. Мысли автора о
высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь
противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н. С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность его сюжета,
так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с
Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может
догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи построены по
принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его
рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительный
(на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его
вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволять"), но по сравнению
с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает чертами характера. Но в центр
внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным
единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это - символ "человека-
коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды накопительства. Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она
выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые
души" она переплетается с темой крепостничества. Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно
связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного
содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер:
она обличает правительство. Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной
России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. За страшным миром
помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа,
которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в
себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка
несешься?" Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем
произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует
остановиться на том, как удается это сделать Гоголю. Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении
галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все
его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова),
запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все
эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для
характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием -
характеристика персонажа через деталь. Гоголя можно назвать "гением
детализации", так порой точно детали отражают характер и внутренний мир
персонажа. Чего стоит, например, описание имения и дома Манилова. Когда
Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший
английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и бесхозность, на обои в
комнате Манилова, то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два
стула, до которых так и не доходят руки хозяина. Все эти и еще много других
деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни
то, ни се, а черт знает, что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на
человечестве", который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову в
засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение,
грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается
через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А. С. Пушкин:
"Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость
жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та
мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем". Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В
первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и
третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот
замысел можно сравнить со второй и третей частями "Божественной комедии"
Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было сбыться:
второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан.
Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь
терялся, задумываясь о будущем России : "Русь, куда же ты несешься? Дай
ответ. Не дает ответа".
Н. В. Гоголь
Хлестаков и хлестаковщина.
Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” - великое произведение,
написанное в первой половине XIX века. Вот уже на протяжении полутора веков
оно ставится на сценах различных театров нашей страны. Это произведение-
меткий укол в самое больное место- глупость и невежество народа, который
всех и всего боится. В этой комедии нет ни одного положительного героя. Все
персонажи комедии подвергаются жестокой критике автора. Основному удару
подверглось чиновничество, которое представлено рядом взяточников, глупцов
и просто никчемных людей, которые разворовывают и пропивают городское
имущество.
Это поистине бессмертное произведение чарует нас своей красотой и
легкостью написания, смелостью и новаторством , глубоким и тонким юмором,
сюжетной линией и композицией, идейным смыслом, который будет всегда
актуален. Многие фразы из этой комедии вошли в нашу повседневную речь и
переросли в пословицы и поговорки: “... к нам едет ревизор”,
“Выздоравливают, как мухи”, “Над чем смеетесь? Над собой смеетесь” или,
например, эпиграф комедии “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. Однако
есть и менее известные и употребляемые выражения, как-то: что же такое
“хлестаковщина”? Она является производной от имени главного героя
произведения- Хлестакова.
Хлестаков- молодой человек, плут, мошенник, любитель покутить и,
поэтому у него почти никогда не было денег, какого же было его удивление,
когда ему все начали давать деньги и всячески его опекать. Разгадка крылась
в том, что его приняли за ревизора, который должен был приехать и проверить
результаты деятельности городского правления. Характерной и наиболее
значительной чертой характера Хлестакова является вранье, с помощью
которого он заставляет трепетать местных чиновников перед его, ничего не
значащей персоной. Однако, несмотря на всю эту никчемность, у
Хлестакова хватает ума удалиться победителем, оставив в дураках городничего
и его приближенных. Сделал он это с подсказки своего слуги- Осипа.
Возможно, Хлестакова даже можно рассматривать, как отчасти положительного
героя, потому что “зло” было наказано, а Хлестаков удалился победителем.
Плохо же то, что Хлестаков почувствовал себя безнаказанным и сможет в
будущем и дальше играть на страхах чиновников- взяточников.
Такое явление, как ”хлестаковщина”, было вызвано тем политическим и
социальным строем, в котором жил и сам Гоголь. В этой комедии мы видим всю
боль автора, который более за Россию и не может безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царят в чиновническом кругу. Гоголя окружало
общество, где правили жадность, трусость, ложь, подражание, ничтожество
интересов, пренебрежение учебой и люди, готовые на любые подлости для
достижения своей цели, готовые утопить все и всех., общество, где
преклонялись не перед умом, а перед богатством. Все это и породило такое
явление, как “хлестаковщина”. “Хлестаковщина” это уже не ассоциация с самим
Хлестаковым, а само явление, которое его породило. Люди, похожие на
Хлестакова, были и будут всегда, но их цели и меры меняются с течением
времени. Гоголь отобразил извечные проблемы России и соединил их в образе
Хлестакова и чиновничества. Гоголь понимал, что изменить он ничего не
может, он хотел лишь обратить наше внимание на эти проблемы. Против всего
этого невежества выступают умные и образованные люди, однако их слишком
мало, и они не могут многого добиться в жизни, так как всем в мире
управляют такие, как Хлестаков или городничий.
Ревизор. Уездный город и его обитатели.
Комедия “Ревизор” является злободневной уже более 150 лет. Россия царская,
Россия советская, Россия демократическая.. Но не меняются люди,
сохраняются прежние порядки, отношения между начальством и подчиненными,
городом и деревней, поэтому когда мы читаем “Ревизора” сегодня, то узнаем
современный провинциальный город и его обитателей. Гоголь написал комедию,
в которой высмеял невежество провинциалов, например, судья Ляпкин-Тяпкин
прочитал пять или шесть книг и поэтому вольнодумен, своим словам придает
большой вес, его речь, как и многих других чиновников, несвязна и
обрывиста. Попечитель богоугодных заведений Земляника лечит подопечных,
ничего не понимая в медицине, а лекарь Гибнер ни слова не знает по-русски,
то есть вряд ли способен к врачеванию. Местный учитель строит такие
гримасы, что окружающие просто в ужасе, а его коллега объясняет с таким
жаром, что ломает стулья. Вряд ли после подобного воспитания ученики
получают должные знания. Когда воспитанники вырастают, они переходят на
гос. службу. И здесь – все одно и то же: пьянство, взяточничество,
злоупотребление своим положением, чинопочитание. Достаточно вспомнить лишь
некоторых героев комедии и их привычки: заседателя, который вечно пьян;
Ляпкина-Тяпкина, уверенного в том, что, если он берет взятки борзыми
щенками, то это не преступление; присвоенные чиновниками деньги на
строительство церкви, которая якобы сгорела; жалобы купцов на то, что
городничий мог взять у них любую ткань или другой товар; фразу Добчинского
о том, что “когда вельможа говорит, чувствуешь страх”. Жены этих
обитателей провинции воспитаны на журналах, выписываемых из столицы, и
местных сплетнях. Неудивительно, что приезд чиновника из Петербурга вызвал
у низ такой ажиотаж – провинциальные женихи были на перечет, а молодой
галантный человек успевал ухаживать и за женой и за дочерью городничего.
Впрочем, Хлестаков воплощал в себе идеал жизни не только в глазах дам, но и
всех остальных обитателей уездного города. Его фантастическим россказням
поверили, потому что их содержание соответствовало мечтам каждого
провинциала: первый дом в Петербурге, тысячи курьеров, друзья – иностранные
послы и им подобные, суп прямо из парижа… Неудивительно, что городничий не
сражу поверил в то, что Хлестаков обещал жениться на Марье Антоновне. Когда
же об этом узнали и другие обитатели уездного города, то ярко проявилась их
зависть к бывшим друзьям. И как они злорадствовали, когда узнали, что
ревизор был не настоящий! Таким образом, описывает все пороки обитателей
уездного города, которых было сотни по России. Это лицемерие, двуличность,
пошлость, зависть, взяточничество, невежество. И все-таки хочется верить,
что прочтение, постановка Ревизора сегодня поможет изменить нравственный
облик России, а ее обитателям – осознать собственные пороки.
Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"
Сюжет комедии "Ревизор", так же как и сюжет бессмертной поэмы "Мертвые
души", был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать
комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так
хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией так увлекла
и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: "Я помешался на
комедии". В "Ревизоре" Гоголь умело сочетает "правду" и "злость", то есть реализм и
смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, беспощадной
сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как
чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание.
В "Театральном разъезде" Гоголь писал, что в современной драме действием
движет не любовь, а денежный капитал и "электричества чин". "Электричества
чин" и породил ту трагикомическую ситуацию всеобщего страха пред
лжеревизором. В комедии "Ревизор" представлена целая "корпорация разных служебных воров
и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N. При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд
художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей. Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного
пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то,
уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении
автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из
главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть
каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень
солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах,
вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в
голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков,
как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин:
"Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен".
Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек". Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в
Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет
попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ермолке". Основным литературным приемом, которым пользуется Н. В. Гоголь при
комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера
применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича
Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине
полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером,
решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична
поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия,
начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола
сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и
хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и
обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и
несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая
"сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его
императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович
Бобчинский" и т.п. Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко.
Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в
этот момент оно выглядит для Городничего, например, гораздо более
неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов
об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за
грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар
настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего
не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..." Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время:
Городничий, ломая принцип так называемой "четвертой стены", обращается
прямо в зал: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь". Этой репликой Гоголь
показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы
сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы. Ведь,
недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь
всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу,
вымолвил: "Всем досталось, а больше всех мне!" Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального
городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая
гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой
сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем
самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия
больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом этой
гениальной комедии. После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в ней Гоголь
сломал все каноны драматургии. Но главное недовольство критики было
обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на это
Гоголь напишет в "Театральном разъезде": "...Мне жаль, что никто не заметил
честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был -
смех".
А. Н. Островский
Художественные функции пейзажа в пьесах А. Н. Островского "Гроза" и А. П.
Чехова "Вишневый сад"
Пьесы А. Н. Островского "Гроза" и А. П. Чехова "Вишневый сад" различны и
по проблематике и по настроению, и по содержанию, но художественные функции
пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и
в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном,
природа становится действующим лицом, а у Чехова вишневый сад является
одним из главных персонажей. В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать
захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен
город Калинов, с маленьким, по сравнению с великой русской рекой, вишневым
садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой,
суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой,
ничтожеством, по сравнению с необъятной, сильной рекой. Вишневый сад - это
укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и
живет. Он красив, красив той тихой, милой, уютной красотой, что так
притягивает человека к родному дому. Красота природы всегда оказывала
влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не
очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий
человек, всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги - матушки. Катерина,
эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем
реку, которая была ей и другом, и защитником в детстве. Отношение к природе
являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой,
Кабаниха и другие послушные подданные темного царства, равнодушны к красоте
природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза - это кара божия
за грехи. Герои "Вишневого сада" Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое время была
связана с вишневым садом, любят его: нежная, тонкая красота цветущих
вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действие пьесы
происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время незримо присутствует
на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят,
философствуют, о нем мечтают, его вспоминают. У Островского также пейзаж дополняет действие. Так, объяснение Катерины с
Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние Катерины
происходит во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок
уцелела лишь картина ада. Для Раневской и Гаева вишневый сад - родовое гнездо, малая родина, где
прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их лучшие мечты и
надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада
символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни
горькие воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными душевными
качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой
вишневый сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла в вишневом саду,
но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому она
покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение,
шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизненным испытаниям,
мечтая посадить новый сад, лучше прежнего. Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый
Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает человеку
покоя его старое прошлое. Вишневый сад - это символ жизни, символ прошлого
и будущего. Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь. Да, его вырубят, да,
на его месте построят дачи, но новые люди посадят новые вишневые сады, и
все начнется заново. В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий,
смывающий все грехи. Но люди не столь милосердны: "темное царство"
затравило героиню, которая осмелилась преступить его законы. Волга помогла
Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекратила муки и
страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом из того тупика, куда
загнали Катерину человеческая черствость и жестокость. Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кроме всего прочего,
несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом холодной и
прекрасной природы.
А. Н. Островский
Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза"
А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской
бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из
которых наиболее известны такие, как "Бесприданница", "Поздняя любовь",
"Лес", "На всякого мудреца довольно простоты", "Свои люди - сочтемся",
"Гроза" и многие другие. А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского "Гроза" самым решительным
произведением, так как "взаимные отношения самодурства и безгласности
доведены в ней до трагических последствий... В "Грозе" есть что-то
освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы".
Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи. Так, постоянной спутницей Катерины - главной героини пьесы - является
Варвара, сестра мужа Тихона Кабанова. Она - оппонент Катерины. Главное ее
правило: "Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было". Варваре не
откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества ей хочется везде успеть,
все попробовать, потому что она знает, что "девки гуляют себе, как хотят,
отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят". Ложь для нее -
норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом:
Катерина - Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.
Варвара - Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.
Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В
ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая
Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш Иван, ей под стать. Он единственный в городе
Калинове, кто может ответить Дикому. "Я грубиян считаюсь; за что же он меня
держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же
он меня боится...",- говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно,
бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием "купеческого
заведения". Кудряш - второй Дикой, только он еще пока молод. В конце концов Варвара и Кудряш покидают "темное царство", но означает ли
этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и
станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Теперь,
очутившись на свободе, они скорее всего будут сами пытаться стать хозяевами
жизни. Давайте теперь обратимся к истинным жертвам "темного царства". Так, муж
Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем
слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции,
мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени -
Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет
своей маменьке беспардонно относится к своей жене. Особенно ярко это
проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в
слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не
мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и, тем самым,
становился еще более безвольным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет
любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина
по меткому выражению Добролюбова "на безлюдье", ведь по сути своей Борис
мало чем отличается от Тихона. Разве что, чуть-чуть пообразованнее Тихона.
Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а
получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались
сильнее, чем любовь. В темном царстве большим почтением и уважением пользуется странница
Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами,
воспринимаются как неопровержимые сведения о мире. Но не все так мрачно, встречаются в "темном царстве" и живые,
сочувствующие души. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный
двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то
полезное для людей. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую
стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на
дома стальные громоотводы, он получает яростный отпор Дикого: "Гроза-то нам
в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да
рожнами какими-то, прости господи, обороняться". Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение "темного
царства": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого
деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды
даровые еще больше денег нажить..." Но Кулигин так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш приспособился к
"темному царству", смирился с такой жизнью, он всего лишь прижившееся тело
в "темном царстве". Второстепенные персонажи, как уже было сказано,- это фон, на котором
разворачивается трагедия отчаявшийся женщины. Каждое лицо в пьесе, каждый
образ был ступенькой в той лестнице, которая привела Катерину на берег
Волги, к собственной смерти.