Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
p>«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ»
( по поэзии Н.А.Некрасова):
Благослови же работу народную и научись мужика уважать.
Н.А.Некрасов.
Ф.М.Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было ранено в самом
начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником
его страстной и страдальческой поэзии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный
поэт изведал голод и другие лишения из-за того, что хотел идти своей
дорогой, а не той, что желал отец. И эти мытарства отразились на всем
творчестве Николая Алексеевича. Но мы знаем также, что еще раньше, в
детстве, в его сердце укрепилась боль за страдания своего народа. Об
этом можно судить по всем известному стихотворению «На Волге», отрывок из
которого мы учили не то в пятом, не то в шестом классе. Лирический герой
вспоминает, как увидел оборванных бурлаков, один из которых говорил, что
«кабы к утру умереть - так лучше было бы еще...». Мальчик не мог понять
этих слов, вызванных отчаянием и безысходностью, но в сердце его
навсегда остался образ этого человека, «угрюмого, тихого и больного».
Вероятно, с тех пор и начался путь Некрасова как народного поэта и
защитника.
Никто из русских писателей не создавал столько произведений о простых
людях, крестьянах, фабричных, тех, кого на стройках собрал «царь» по
имени «голод». Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос», великое «Кому
на Руси жить хорошо»- это все произведения, на которых можно изучать жизнь
и быт крестьянства, народный язык, его верования и обычаи, это вещи,
которые сильно и ярко рассказывают о трагической судьбе многих лучших
крестьян. А разве не «надрывается сердце от муки», когда читаешь его стихи:
«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Плач детей» и
многие, многие другие? И везде у поэта глубокое уважение к простому
человеку. «Деревенские русские люди»- так любовно называет Некрасов
крестьян в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» в противовес
в нем же изображенному вельможе, который не захотел выслушать
просителей, пришедших так издалека, что ноги разбили в кровь. И негодуя,
с едкой иронией Некрасов спрашивает, зачем такую особу беспокоить для
«мелких людей», «не беда, что потерпит мужик», ему это привычно!
Неудивительно, что многих честных людей стихи Некрасова делали
непримиримыми борцами с несправедливостью!
О чем бы ни писал поэт, почти всегда он возвращается к теме страданий,
тяжелой доли русского народа. В «Рыцаре на час» он просит увести его «в
страну погибающих за великое дело любви». В знаменитом стихотворении
«Элегия» он просит молодежь не верить, «что тема старая - страдания
народа» и что «поэзия забыть ее должна», нет, «не стареет она».
Среди огромного многообразия того, что создано Николаем
Алексеевичем на тему о жизни русского народа, неизменно борются две
темы, две мысли, два настроения поэта. Он постоянно думает о том,
предопределено ли русскому народу всегда быть
таким забитым, бесправным и темным, каким он его видел, или же тот
воспрянет? Он сокрушается темноте русских людей, которые покупают на
ярмарках портреты генералов и милордов, и надеется, что когда-нибудь
народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». В «Железной дороге» есть
известное место, где рассказчик говорит Ване, что не надо робеть за русский
народ, который «вынесет все, что господь ни пошлет», который в то же время
вынесет все - и широкую, ясную, Грудью дорогу проложит себе. Но тут же добавляет грустную ноту:
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.
В уже упоминавшемся «Размышлении...» также есть очень известное место, где
автор обращается к народу с вопросом: «Ты проснешься ль, исполненный
сил?», и вновь трагическая нота: Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил...
Этими вопросами, теми же словами Некрасова задавались еще долгие
десятилетия после поэта и задаются до сих пор... Но сегодня, кажется,
становятся все более верными слова поэта о том, что русский народ
собирается с силами и учится быть гражданином. Тот, кто познакомился с
творчеством Некрасова, вряд ли забудет, словно вылепленные образы русских
людей. Женщин, способных «коня на скаку» остановить, «в горящую избу»
войти; мастеровых, что молотом играют от зари до зари; купцов-
коробейников, которые приносят вместе с товаром радость девушкам и
молодицам. Но, конечно, не забудет и строителя-белоруса, у которого
«ямою грудь» и «колтун в волосах», и насмерть забитого солдата, сына
крестьянки Орины, и крестьян из «забытой деревни».
Вчитываясь в отточенные, рельефные строки поэта, невольно думаешь, до чего
же удивительно русский это писатель, до чего народный. А еще понимаешь,
как много похожего и общего в жизни народа тогда и теперь. Но веришь, что
непременно скажется на нашей судьбе «разумное, доброе, вечное», посеянное
Некрасовым и многими другими...
Я ВЕРЮ ЭТИМ ПИСАТЕЛЯМ
( обзор произведений о Великой Отечественной войне)
Я ненавижу зло. Мне всегда больно, когда обижают человека. Именно поэтому
меня очень волнует проблема гуманизма, любви к людям. Но в этом обзоре я
хочу говорить о человечности особого рода, во время войны. Меня восхищает
то, что советские люди остались людьми, сохранили чуткую душу. А ведь это так трудно, видя вокруг смерть и насилие, не очерстветь, не стать самому
жестоким. Война, например, научила многих еще острее чувствовать боль и
страдание человека.
В своем обзоре я остановлюсь на трех повестях: «А зори здесь тихие...»
Б.Васильева, «Обелиск» Василия Быкова и «Пядь земли» Г.Бакланова. Все это
маститые, известные писатели. Но, конечно, глубоко своеобразные.
Эти небольшие вещи привлекли мое внимание тем, что авторы по-новому
взглянули на тему гуманизма. Писатели держат читателя в постоянном
напряжении, рассказывая о судьбе простых, незаметных людей, раскрывая их
чуткую душу.
Тема человечности, человеколюбия в произведениях Б.Васильева
занимает центральное место. В повести «А зори здесь тихие...»
рассказывается о старшине Васкове и подчиненных ему девушках-зенитчицах.
Пятерым из них во главе со старшиной поручили задержать вражеских
диверсантов. В бою девушки погибают. Ненависть к врагам, желание
отомстить за своих боевых подруг помогают Васкову победить. В этой борьбе
им руководило то чувство человечности, которое заставляет сражаться со
злом. Ведь фашисты переступили законы человеческие и тем самым оказались
сами вне всяких законов. И то, что они заставили воевать женщин, матерей
настоящих и будущих, в которых самой природой ненависть к убийству
заложена, Васков тоже в строку вписал немцам. Тяжело переживает старшина
гибель девушек. Вся его человеческая душа не может с этим смириться. Он
думает о том, что обязательно спрося с них, солдат, после войны: «Что же
вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их
оженили?» И не находит ответа. Болит у Васкова сердце за то, что
положил он всех пятерых девчат. И в скорби этого необразованного солдата
самый высший человеческий гуманизм. И читатель чувствует ненависть
писателя к войне и боль за то еще, о чем мало кто писал, за прерванные
ниточки человеческих родов. Это очень сильно.
ПОДВИГИ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
( по произведениям современной литературы)
В повести изображен смертельный бой пяти советских девушек и старшины
Васкова с отрядом диверсантов-гитлеровцев...
Пять совершенно различных девичьих характеров представляет нам писатель.
Что, казалось бы, общего между строгой Ритой Осяниной, натурой сильной и
чистой, и ребячливой фантазеркой, неуверенной в себе Галкой Четвертак?
Какая может быть близость между выросшей на лесном кордоне молчаливой Лизой
Бричкиной и поклонницей Блока Соней Гурвич? Что общего между всеми этими
девушками и озорной, дерзкой Женькой Комельковой, «сосланной» на 171-й
разъезд после штабного романа? Между тем девчата не просто ладят между
собой, нет и тени непонимания или психологической несовместимости между
ними.
И пришлось всем им сложить головы в том карельском лесу. Пусть не все
девушки гибнут с оружием в руках, пусть их бой всего лишь «местного
значения», повествование перешло рубеж, где уже все меряется простой и
высокой мерой, жизнь одна и смерть одна, где все они - подлинные героини
войны - встают рядом со своими родными сестрами: Зоей Космодемьянской,
Лизой Чайкиной, Любой Шевцовой и многими другими. Взбалмошная Комелькова
погибает, чувствуя себя победительницей оттого, что запутала фашистов,
увела далеко от раненой Осяниной, оставшейся со старшиной. А Осянина в
свою очередь просит Васкова уйти, помочь Женьке. Даже «негероическая»
смерть Лизы Бричкиной или Сони Гурвич при всей ее кажущейся случайности
связана с самопожертвованием: в одном случае-то желание поскорей перейти
болото и привести подмогу, а в другом - естественное душевное движение
сделать приятное заботливому и доброму старшине - сбегать за оставленным им
кисетом. И старшина Васков, что Блока не читал, которого девушки считали
(в 32-то года) стариком, а, подметив его пристрастие к порядку и воинской
дисциплине служакой, уставным формалистом и придирой, оказывается просто
незаменимым в их походе. И не только потому, что по-солдатски
опытен, находчив, но и потому, что старшина совестлив и надежен.
Васкову суждено было схоронить всех своих «бойцов», превозмочь горе, раны и
нечеловеческую усталость и в исступленной последней схватке с
гитлеровцами жестоко отомстить им. Но потом, до конца дней своих, носил
он в душе тяжесть, что не уберег девчат. Он и его «бойцы» выиграли войну:
немцы не прошли.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
«Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»- так писал
более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во
времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и
дедушки, окружала людей совсем другая, чем та, среди которой мы живем
сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную
воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в
голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину.
А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого
леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше.
Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество
проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды.
Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как
беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая.
Но те, кто постоянно связан с природой, люди, которые ее наблюдают и
изучают - ученые, писатели, работники заповедников, многие другие -
обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить,
писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди
на Земле. Еще в детстве все мы читали И.Соколова-Микитова, В.Бианки и
других.
О взаимоотношениях между человеком и природой пишет с душевной болью
Б.Васильев. Его роман «Не стреляйте в белых лебедей»- произведение о
современной жизни, главная тема которого-извечный конфликт между силами
добра и зла. Не только пробным камнем становится отношение к природе. Она
становится не фоном, а словно бы действующим лицом, участвует в развитии
сюжета. Отношение к природе разделяет персонажей на два лагеря.
На тех, кто понимает и любит ее, и других, жадных, жестоких. Вот Егор
Полушкин- правдоискатель и поэт, теснейшими узами связанный с родной
почвой, неудачник и бедолага. Это потому, что Егор живет по законам
сердца и совести, воспринимая мир через благополучие, трагедию края. Он
страдает душой, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы,
приближая ее к людям. Но, как и Лермонтовский герой, он становится
предметом насмешек. Помните: Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья:
В меня все ближние мои Бросали, бешено каменья.
Иное дела Федор Бурьянов, для которого природа не существует сама по себе.
Он лишь хочет взять у нее то, что можно, выгадать для себя, а что
останется другим людям, нашим потомкам, ему безразлично.
Нас так много стало на земле, столько на ней построено городов, заводов,
фабрик, столько земли распахано, что невольно человек стал теснить
природу, все больше и больше нарушая ее законы. Сейчас уже люди стали
сильнее природы, и перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами она
устоять не может.
Об этом творчество прекрасного писателя Валентина Распутина. «Прощание с
Матерой», другие его книги о том, что природа, земля и человек и их
взаимоотношения - проблема не обычная, а глубоко нравственная,
затрагивающая само существование людей как людей. Природа была и должна
оставаться учителем человека и его нянькой, а не наоборот, как возомнили
люди.
В этом сообщении мне бы хотелось остановиться на очень своеобразном
произведении Распутина «Живи и помни». Писатель показывает в повести
начало весны, пробуждение природы и жизни. И на фоне такого состояния
природы изображена воровская и прячущаяся судьба Андрея Гуськова и его жены
Настены. Андрей-дезертир, сама природа в изображении автора собой ему
укор. НО судить его трудно, да писатель и не выносит своего приговора.
Однако у военного времени свои законы: его ждет безжалостный трибунал.
Гуськов попадает в робинзоновские условия, прячется среди дикой природы.
Между ним и его селом - Ангара, словно черта между прошлой и настоящей
жизнью. Только Настена нарушает эту границу. Судьба бедной женщины
трагична. Она бросается в реку. Писателю удается лучше раскрыть
нравственные страдания героев через образы природы.
Ничто не может заменить нам живой, переменчивой природы, значит, пора
спохватиться, по-новому, гораздо бережнее, заботливее, чем прежде,
относиться к ней. Ведь мы сами тоже ее частица, несмотря на то, что
отгородились от нее каменными стенами городов. И если природе становится
плохо, непременно будет плохо и нам.
Эта мысль присутствует в повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».
Автор считает, что человек лишь тогда может называться так, когда в
основе его нравственности лежат подлинно гуманистические идеи и начала.
Истинная доброта не нуждается в громких фразах. Она проста и скромна,
неотделима от других высоких свойств человеческой души. И писатель
убедительно доказал это, показывая на пути Бима к хозяину и благородных
тем, кто живет по законам паразитизма.
И снова, как и в других произведениях, мерилом высоты человеческого духа
становится любовь к природе.
История Белого Бима написана во имя и во спасение «братьев меньших». Она
также создана во спасение человеческой души, во имя человечности. Такие
книги учат нас видеть и понимать природу, ценить красоту, любить. Ведь
человек по-настоящему бережет и защищает только то, что любит.
В предисловии к сочинениям Н.И.Сладкова мне очень понравилось одно
высказывание. «Мы с нетерпением ждем сигналов из космоса, от далеких
цивилизаций. И как-то не прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат
у нас на земле, позывные птиц и зверей... Вслушайтесь в голоса живого!
Я проанализировала поэтический арсенал двух современных и очень многими
любимых поэтов. Их лирика порой очень различна по своей направленности.
Различаются и лирические образы. Глубоко индивидуальны и язык обоих
писателей, их поэтические пристрастия. Однако неизбежно мы приходим к
мысли о том, что в их творчестве немало и родственного. И, наверное,
главное, что их объединяет - это цель творчества, стремление проникнуть
в душу людей. Оба они считают, что «поэт в России - больше, чем поэт».
Оба стремятся пробуждать в сердцах людей добрые чувства лирой. Это ведь
свойственно нашей поэзии со времен Пушкина и даже раньше.
Алексей Николаевич изобразил очень далекую от нас эпоху. Кажется, не те
уже времена, не те нравы, изменился сам облик нашей страны. Но если
повнимательнее вглядеться, то мы увидим, как много общего между сегодняшним
нашим переломом и тем временем, когда, по выражению поэта, Россия «мужала
с гением Петра». Как много общего все же в характере нашего народа
сохранилось! И опять та же проклятая проблема: догнать Европу! И в том,
что писатель позволил нам вглядеться в самих себя в другой эпохе, огромная
его заслуга.
СУДЬБА КАТЕРИНЫ
( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть.
Н.А. Некрасов.
Мне кажется, что даже люди, совсем далекие от литературы, знают
произведения Александра Николаевича Островского. Так часто по
телевидению показывают спектакли и фильмы по пьесам великого русского
драматурга. Мне тоже запомнилось несколько его пьес. Особенно рассказ
о бесприданнице, гордой Ларисе, главная вина которой заключается в том,
что у нее не было приданого, и которую разыгрывали между собой барин с
купцом. История кончилась, как известно, трагически, так же как и
судьба другой героини Островского- Катерины.
Наши писатели 19 века часто писали о неравноправном положении русской
женщины. «Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать»,-
восклицает Некрасов. Писал на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и
другие. Но лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души
А.Н.Островский в своих пьесах.
«Жила- была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей.
Нужды она не знала, так как были зажиточными. Они дочь свою любили,
позволяли ей гулять на природе, мечтать, ни в чем ее не неволили,
работала девица, сколько ей хотелось. Любила девушка в церковь ходить,
слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще
любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о
святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку
Катерина. И вот выдали ее замуж...»- так бы я начала рассказ о судьбе
этой женщины, если бы рассказывала о ней своей младшей сестре.
Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта
властная женщина всем заправляла в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в
чем не смел матери перечить. И только иногда, вырвавших в Москву,
устраивал там загул. Тихон любит по-своему Катерину и жалеет ее. Но дома ее
постоянно, день за днем, за дело и без дела поедом ест свекровь, пилит ее,
как ржавая пила. «Сокрушила она меня»,- размышляет Катя.
Как-то на уроке этики семейной жизни зашел у нас общий разговор о том,
надо ли молодой семье жить вместе с родителями. Разгорелся спор, начались
рассказы о том, как родители развели молодоженов. А другие, наоборот,
рассказывали о том, как дети жили за родителями хорошо, а остались одни,
перессорились и разбежались. Вспомнили тут и фильм «Взрослые дети». Я в
споре не участвовала, но впервые задумалась об этой сложной проблеме.
Потом уже решила: «Хорошо бы жить вместе, если не тесно. Если родители
тактично не вмешиваются в отношения жениха и невесты, стараются помочь им,
а те, в свою очередь, помогают родителям. Наверное, многих ошибок можно так
избежать. Но если родители хотят, чтобы дети жили по их указке, тиранят их,
а тем более ссорят, тогда дело другое. Тогда лучше жить в чужих людях, в
самых плохих условиях, но одним».
Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом
ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них «весь
дом держится». И вот ее позиция: « А, по-моему: делай, что хочешь,
только бы шито да крыто было». «Грех не беда, молва нехороша!»- так
рассуждают очень многие. Но не такая Катерина. Она предельно честный
человек, она искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу.
Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает, (а понимает,
думаю, верно: мужу изменять нельзя) и новым чувством и ломает ее судьбу.
Что можно сказать о натуре Катерины еще. Это лучше сделать ее же
словами. Она говорит Варваре, что та не знает ее характера. Не дай бог,
чтобы это произошло, но если случится, что ей окончательно опостылеет жить
у Кабанихи, то никакой силой ее не удержать. В окно выбросится, в Волгу
кинется, а жить против воли не станет.
В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара, вместо того,
чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Кабаниха изводит. Муж
только и думает, как бы хоть несколько дней пожить без матери. Если он
знает, что две недели мать стоять над ним не будет, то до жены ли ему. С
такой неволи и от красавицы жены убежишь. Так объясняет он перед
расставанием Кате, которая надеется хоть в одном человеке обрести опору. Напрасно... И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама
себя. «Перед кем я притворяюсь-то!...»-восклицает она. И решается на
свидание с Борисом. Борис - один из лучших людей, что живут в мире,
показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки
этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему,
где ворота заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому,
что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних.
Женщина, выйдя замуж, лишается свободы. «Здесь, что замуж вышла, что
схоронили - все равно», - рассуждает Борис.
Борис Григорьевич- племянник купца Дикого, который известен скандальным
и ругательным характером. Он изводит Бориса, ругает его. При этом
присвоил наследство племянника и племянницы, да их же и корит.
Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к
другу. Бориса покорила «у ней на лице улыбка ангельская», а лицо, кажется,
будто светится.
И все же оказывается, что Катерина не этого мира человек. Борис, в
конечном счете, оказывается не парой ей. Почему? Для Кати самое трудное -
преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей
постыл, ласка его хуже побоев. В наше время такие проблемы решаются
проще: разведутся супруги и снова ищут своего счастья. Тем более что
детей у них нет. Но во времена Катерины и слыхом не слыхивали про развод.
Она понимает, что ей с мужем жить «до гробовой доски». И потому для
совестливой натуры, которой «не замолить этого греха, не замолить никогда», который «камнем ляжет на душу», для человека, который не может сносить
попреков во много раз более греховных людей, остается один выход- смерть. И
Катерина решается на самоубийство.
Нет, правда, виден и еще один выход. Катерина предлагает его своему
возлюбленному, когда тот собрался в Сибирь. «Возьми меня с собой отсюда!»- просит она. Но в ответ слышит, что нельзя Борису сделать этого.
Нельзя? А почему?- думаем мы. И вспоминаются первые сцены пьесы, где
Борис рассказывает Кулигину, как Дикой их с сестрой после смерти родителей ограбил. Борис знает, что и теперь Дикой поиздевается вдоволь над ними, а
денег не даст. Потому что очень не любит этот купец отдавать долгов. Но,
несмотря на то, что Борис это знает, он продолжает подчиняться дяде. А
ведь, наверное, смог бы заработать на жизнь и без Дикого. Для Бориса
расставание с любимой женщиной - трагедия. Но он старается быстрее забыть о своей любви. Для Катерины с отъездом Бориса кончается жизнь. Такие эти
разные натуры. И было у них всего счастья - десять ночей...
Разность натур проявляется у них и в последних прощальных словах. Борис
говорит, что только и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее.
Странные слова... Последние же слова Катерины перед смертью обращены к
любимому: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Больно читать об этих загубленных чувствах, о погибших жизнях. Нет нынче
порядков, что царили в Калинове, и женщины уравнялись с мужчинами в
правах. Но есть, зато тяжелая, не женская работа, очереди,
неустроенность, коммуналки. Да и кабанихи среди свекровей и тещ тоже не
перевелись. Но все же я верю, что счастье человека в его руках и его
обязательно ждет высокая любовь, если он ее заслуживает.
РОССИЯ И РУССКИЙ НАРОД В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Русь, куда ж несешься ты? дай ответ.
Не дает ответа...
Н.В.Гоголь.
Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его
жизни, творением, в которое вложил он свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, «Мертвые души», так и оставшиеся
неоконченными после семнадцати лет работы. Поэма вызвала горячие споры и
толки. В.Г.Белинский имел все основания сказать, что вопрос о «Мертвых
душах» столько же литературный, сколько и общественный, результат
столкновения старых начал с новыми. Читая книгу впервые, я мало обращал
внимания на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме.
Перечитав недавно «Мертвые души», я вдруг открыл Гоголя как великого
патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный
гордости образ Руси. За последние годы громадно вырос вопрос о судьбе
нашей, сегодняшней России, о ее предназначении, будущности, о
способности русского народа вновь совершить исторический рывок. Ученые,
писатели, политики и экономисты спорят об этом. Всю страну взволновали
размышления А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию». Президент Ельцин
поставил своей целью добиться суверенитета России. Порой мне как бы
слышаться слова Н.А.Некрасова, обращенные к русскому народу: Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил - Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?...
Как же не обратиться к певцу земли Русской Гоголю за советом в такое
сложное время?
С того момента, как бричка Чичикова тихо вкатилась в губернский город NN,
и до того, как этот «приобретатель» поспешно уезжает из города, проходит
немного времени, но читатель успевает не только познакомиться с
удивительным разнообразием помещиков и чиновников, но и увидеть образ
целой страны, понять «несметное богатство русского духа».
Писатель не отделяет помещиков и чиновников от народа, как это делают
критики. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики
и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные «мертвые души». Так можно
назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от
жадности. Но сам Гоголь поясняет, что «подобное явление редко
попадается на Руси». Здоровяка Собакевича, способного съесть целого
осетра; кутилу, враля, гуляку и скандалиста Ноздрева; мечтательного
лентяя Манилова; прижимистую «дубинноголовую» Коробочку; прожженного
взяточника Ивана Антоновича «кувшинное рыло», полицмейстера, объезжающего
торговые ряды как свою вотчину, и многих других героев «мертвыми
душами» не назовешь. Это либо хозяева-кулаки, либо бесполезные люди, либо
подлецы, которых Гоголь сумел «припрячь».
И эти господа, и Петрушка с Селифаном, и два мужика, спорящие, доедет ли
колесо до Москвы,- часть русского народа. Но не лучшая часть. Истинный
образ народа видится, прежде всего, в описаниях умерших крестьян. Ими
восхищаются и автор, и Чичиков, и помещики. Их уже нет, но в памяти
людей, их знавших, они приобретают былинный облик.
«Милушкин, кирпичник! мог поставить печь в каком угодно доме. Максим
Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и
спасибо, и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! да тот мужик
один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот
рублей. Ведь вот какой народ!», «каретник Михеев! ведь больше никаких
экипажей и не делал, как только рессорные». Так хвалится своими
крестьянами Собакевич. Чичиков возражает, что они уже умерли и только
«мечта». «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких
людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет... А в
плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади...»
И сам Павел Иванович, разглядывая списки купленных крестьян, будто
видит их наяву, и каждый мужик получает «свой собственный характер».
«Пробка Степан, плотник, трезвости примерной»,- читает он и начинает
представлять: «А! Вот он... вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!»
Дальше мысль подсказывает ему, что Степан исходил с топором все губернии,
съедал хлеба на грош, а в поясе приносил, верно, рублей по сто. На
протяжении нескольких страниц знакомимся мы с разнообразными судьбами
простых людей. Мы видим русский народ, прежде всего, полным сил,
талантливым, живым, бодрым. С восторгом говорит писатель и о живом,
метком русском слове, что вырывается из-под самого сердца.
Но не всегда русские люди покорны властям. Обиды могут довести их до
мести. В «Повести о капитане Копейкине» рассказывается, как герой
Отечественной войны 1812 года, инвалид, обиженный чиновниками, собирает
вокруг себя шайку вольных людей.
Россия встает перед нами в своем величии. Не та Россия, где чиновники
берут взятки, помещики проматывают имения, крестьяне пьянствуют, где
плохие дороги и гостиницы. Вернее, сквозь эту Россию писатель видит иную
Русь, «птицу тройку». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая
необгонимая тройка несешься?» И образ страны-тройки сливается с образом
мастера, снарядившего «дорожный снаряд». Гоголь видит Русь великой,
указывающей путь другим, мнится ему, как обгоняет Русь иные народы и
государства, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу».
История, к сожалению, рассудила по-иному. Не удалось нашей стране обогнать
другие. И ныне здравствуют в других чинах и обличьях ноздревы, чичиковы,
Маниловы и Плюшкины. Но жива Русь, «птица тройка». И, несмотря на
неурядицы, не могут не почуяться «иные, еще доселе не бранные еще струны,
предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный
божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать
нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из
великодушного стремления и самоотвержения». И верится нам, жителям России,
что пророческими окажутся в будущем слова писателя: «Подымутся русские
движения... и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что
скользнуло только по природе других народов...»
ВАМ ЖАЛКО ПЕЧОРИНА?
... Зачем я жил,? для какой цели я родился?... А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...
М.Ю.Лермонтов.
Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь,-
прочел я у одного поэта (Б.Пастернак «Смерть сапера»). Так рассуждали и
декабристы. Но следующее за ними поколение смотрело на мир иначе. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.
Так высказывался Лермонтов о своих ровесниках в «Думе». И если бы была
необходимость подобрать эпиграфы к главам «Героя нашего времени», все их
можно было бы найти в этом стихотворении.
Последекабристская эпоха - мрачный период в нашей истории. Господствовали
муштра и казармы, живая мысль преследовалась, страна, словно оцепенела.
В эти годы и появились люди и характеры, которые писатель обобщил в образе
Печорина, пояснив, что «герой нашего времени»- портрет, составленный из
пороков поколения 30-х годов 19 века в полном развитии.
Да, Григорий Александрович Печорин, к сожалению, отражал думы и
настроения многих блестяще образованных и одаренных дворян. Он мог
сделать многое, но не совершил ничего достойного. Лучшие силы и чувства
потрачены впустую, на достижение целей, не слишком нужных ему и приносящих
страдания другим. Полный необъятных сил, он ищет им применение: похищает
Бэлу, например. Для этого сбивает с пути мальчишку Азамата, который,
скорее всего, «пристал к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйную
голову». Лишает любимого коня Казбича. А бедная Бэла? Ведь и она умирает.
Печорин страдает. Он и сам не рад своей натуре и могучей энергии. Но вот
встречается княжна Мери, и прежние сожаления оставлены: он влюбляет в себя
девушку, принеся ей разочарование. А попутно заводит смертельную ссору с
Грушницким, которого прежде считал приятелем. Печорин, соблазненный
разгадкой тайны, мимоходом разрушает жизнь «честных контрабандистов». И
только в «Фаталисте», кажется, делает одно полезное дело: разоружает
пьяного казака с риском для жизни. Но словно какой-то рок преследует его.
Ведь и здесь история кончается трагической смертью Вулича, предсказанной
Григорием Александровичем. Кажется, между строк читаем мы: «Дело нужно
ему большое, полезное всем, чтобы жизнь обрела для него смысл!» Но вы
эпоху «застоя», каким было и время правления Николая 1, больших,
настоящих дел всегда не так уж много...
Перечислены наиболее интересные эпизоды известной нам жизни Печорина.
Устав от нее, он едет умирать в Персию. О самом страшном для каждого
человека роковом рубеже он говорит просто и буднично: «Что ж? умереть, так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж
скучно».
Почему же молодой, здоровый, богатый аристократ, счастливый в друзьях и
любви, имеющий все возможности для службы и творчества, не находит себе
места в жизни. Ведь даже любит он от скуки, тщетно надеясь, что новое
увлечение будет долгим. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,:
И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.
У него нет цели вы жизни, поэтому он мечется, не зная, чем себя занять.
Рассуждая с нашей точки зрения, он мог выбрать любую из дорог; жить в
своих поместья, обогащая Отчизну и заботясь о крестьянах; по мере сил
приносить пользу на государственной службе; заняться наукой, искусством
или общественной деятельностью, пробуждая лучшие чувства к людям и осуждая
несправедливость. Наконец, жить семьей и воспитывать детей. Но он не
выбирает ни одну.
Конечно, во многом виноват сам Печорин. В любую эпоху можно найти себе
благое дело. Но виновата и эпоха. Больно за страну, в которой лучшие умы
и сильные характеры мелочно проводят свою жизнь. Это говорит о кризисе
строя. Образы лишних людей, начавшись Онегиным, присутствуют в лучших
произведениях первой половины 19 века.
Печорин-герой промежуточной эпохи. Старое для него не имеет цены, а
нового еще нет. Не принимая идеалов светского общества, он замкнулся в
себе и погиб в одиночестве. Жалко до слез читать о сильной натуре,
сломленной пустотой жизни. У него не было необходимости бороться за
достойное существование, и человек, поставленный в исключительные
условия, оказался лишним в жизни.
В наше совсем недавнее время тоже существовало много «лишних» людей.
Недаром так много в обществе опустившихся интеллигентов. Им некуда было
приложить силы. Из рассказов отца я знаю, что два его товарища по
университету, поэт и ученый, тщетно пытались послужить стране. Застывшему
обществу не нужны талантливые люди. Я не буду писать, что не в тот век живу, Наше время совсем не плохое.
Но большие умы нынче нам ни к чему:
Вдруг они посягнут на «святое»,-
так писал товарищ отца. Он спился. У другого нелады в семье... Конечно, наши родители и дворяне были материально в очень разных условиях. Но беда
у них одна: невозможность найти и осуществить свою цель в жизни.
Я верю, что время «лишних» людей прошло, что наше поколение не сможет
жаловаться на отсутствие смысла жизни. И надеюсь, что о моих ровесниках
нельзя будет сказать: Толпой угрюмою и скоро позабытой над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.
ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
... Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах...
М.Ю. Лермонтов.
(«Мцыри»)
Один из современников, знавших Михаила Юрьевича, вспомнил, что Лермонтов
показался ему холодным, желчным и раздражительным человеком, словно он
ненавидел весь человеческий род. Быть может, он действительно таким
выглядел. Мы находим в его стихах подтверждение сказанному: О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!...
( «Как часто, пестрою толпою окружен...»)
Белинский писал после встречи с Лермонтовым на гауптвахте, что Печорин как
есть сам писатель. А ведь характер Григория Александровича Печорина,
конечно, характер, приносящий самому его владельцу одни несчастья.
И все же, между писателем и его героем была огромная разница. Один, мучаясь
сам и мучая других, не оставил в жизни никакого следа. Другой, прожив всего
двадцать семь лет, и поныне остается наиболее известным и любимым русским
национальным поэтом.
И пусть грусть охватывает нас, когда мы прикасаемся к наследию этого
писателя. Эта грусть очищает души и заставляет думать над своей жизнью.
А как часто неожиданно отзываются в нашей судьбе его стихи. Вот, например: Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть... Но ты простишь мне! Я ль виновен в том, Что люди угасить в душе моей хотели Огонь божественный...
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом, Хоть оба стали жертвою страданья!
Я смотрю комментарий к стихотворению. Лермонтову было 16 лет в год его
создания. Мне столько же! Конечно, я не поэт, никогда не смогу
выразить своих чувств в стихах, но и я бы смог рассказать о том, сколько
плохо мне рассказывали об отце и как мы неожиданно нашли и поняли друг
друга...
Я думаю, Михаил Юрьевич от рождения был предрасположен к замкнутости,
стремился к уединению, имел нелегкий характер. Все эти качества
усиливались огромной гордостью, обострялись семейными неурядицами.
Поэтому Лермонтов и признавался: «Любил с начала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя...». Тема одиночества ярко проявляется и в любовной лирике.
Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою,-
писал он незадолго до гибели. Как непохожи его стихи на любовную лирику
А.С.Пушкина!
Какую бы сторону творчества Михаила Юрьевича мы не взяли, стихи или прозу,
лирические или эпические произведения - везде прослеживается тема
одиночества. В одном из самых его знаменитых стихов «Смерть поэта»,
написанного, как известно, в связи с гибелью Пушкина, мы можем читать между
строк и отношение самого Лермонтова к жизни и обществу, видеть его
характер:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?-
вопрошает поэт. Казалось бы, чего еще желать богатому, независимому,
умному и образованному человеку. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!-
вспоминаем мы давно знакомое стихотворение «Парус». И, видимо, в этих
словах и лежит разгадка характера поэта. Можно вспомнить не мало и других
известных стихов, тема которых-одиночество. «На севере диком стоит
одиноко...», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Тучи»...
С томиком Лермонтова хорошо погрустить одному в тишине, хорошо забыться,
когда тебя обидят или не поймут. Я люблю этого поэта, такого одаренного,
гордого, умного. У меня всегда сжимается сердце, когда я думаю о его
трагической гибели. И кажется мне порой, что не мог жить долго среди
обычных людей этот человек, который еще в ранней юности писал такие
стихи:
«Измученный тоскою и недугом...», «Болезнь в груди моей, и нет
мне исцеленья...», «Я счастлив тайный яд течет в моей крови...». Не мог
жить человек, который всерьез считал, что и жизнь, как посмотришь с
холодным вниманием вокруг, - Такая пустая и глупая шутка...
Конечно, невозможно подражать Лермонтову в его отношении к жизни, любви,
людям. Но и жизнь наша будет беднее без таких гордых, одиноких характеров!
Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скульптор изваял из
камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что
казалось, сейчас заговорит, но скульптура молчала, а творец ее заболел от
любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное
представление о женской красоте, вложил в нее душу. И терзался оттого, что
никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была
настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень.
Очевидно, в искусстве, возможно, такое чудо, когда художник всерьез
увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Александр Сергеевич,
работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой,
оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу
чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается: «Я
так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я
слезы лью...»
Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить
воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой
характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее
интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Маша
Миронова из «Капитанской дочки», Марья Гавриловна из «Метели»... Видимо,
Мария - любимое женское имя поэта. Ведь и свою старшую дочь он назвал
Машей. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина- Татьяна Ларина.
В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже «прелестный уголок», какие попадаются в
средней полосе России. Писатель много раз подчеркивает, что Татьяна любила
природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в
семье, и создали «русскую душу» Татьяны.
Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», иронизирует
Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать. Дни семейства, которое
описывается с любовной иронией, протекали мирно и спокойно. Собирались
часто соседи «и «потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Татьяна
во многом похожа на других девушек. Так же «верила преданьям
простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили
приметы». Но было уже с детства много такого, что отличало ее от других,
она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась
рукоделием. Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала, Про вести города, про моды Беседы с нею не вела.
С детства она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней
жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена кокетства и притворства
- качеств, которые ему не нравились в женщинах. Много строк посвящено
роли книг, которые были для Тани главным миром, сформировали ее лучшие
чувства. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна- натура
поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве поэтому может такая не
нравится?
В одной из повестей он пишет, что уездные барышни просто прелесть. Они
воспитаны на чистом воздухе, в тени яблонь, знание света черпают из книг.
Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, которые
неизвестны рассеянным красавицам. Существенные достоинства этих девушек -
особенность характера и самобытность. Сказано как будто о Татьяне.
По душе автору и открытость, прямота его героини. Хотя девице первой
признаваться в любви считалось неприличным, Татьяну трудно осуждать за
это. Поэт спрашивает: За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана и верит собственной мечте?
Не может читатель не заметить и постоянство характера Татьяны. Оно
присуще ей с раннего детства. Но и когда она становится знатной дамой, то с грустью и умилением вспоминает прежнюю сельскую жизнь, когда она
моложе и «лучше, кажется, была». И любовь к Евгению Ларина по-прежнему
хранит в душе.
Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отношение поэта к его
«милому идеалу»: Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без маленьких ужимок, Без подражательных затей...
По поводу описания Наталья Долинина, автор книги для школьников
«Прочитаем «Онегина» вместе», говорит: « Пушкин любит Татьяну... Именно
такой описывает он ее, какой, вероятно, хотел бы видеть свою жену».
Хочется развить эту мысль. Пушкин ведь «истинный был гений» в науке
«страсти нежной», хорошо знал женскую натуру. Но в его произведениях
вырисовывается тот собирательный портрет девушки, которой он отдает
предпочтение. Главные ее черты - благородство и верность супружескому
долгу.
Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака. Марья
Гавриловна, отказавшая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с
неизвестным офицером. Маша Миронова, не отрекшаяся от своего жениха и
сумевшая попасть ради него к самой царице. Наконец, Татьяна с твердостью
говорит: Но я другому отдана; Я буду век ему верна.