Сборник рефератов

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

p> Современна ли сатира Маяковского?

Жизнь меняется каждый день, задавая всё новые и новые вопросы и не давая ответов. Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества
Маяковского? Трудно разобраться в своём времени, а что говорить о прошлом.
Получается так, что у каждого времени своя правда. Какое оно время
Маяковского? Удивительное время. Время трагедий, разъединивших отцов и детей, время фантастических прогнозов, святой и наивной веры в человеческое братство, мир во всём мере: "Хоть раз бы увидеть, что вот, спокойный, живёт человек..." Мы тоже хотим в это верить. Эта вера сближает поколения. Мы имеем право рассматривать лишь стержневые вопросы творчества Маяковского, опуская те его просчёты, заблуждения, которые породило его время, о которых мы не можем судить, так как это уже история. В последнем своём произведении
"Во весь голос" Маяковский сказал: "Я сам расскажу о времени и о себе". У
Владимира Высоцкого есть такие слова"... добро всегда остаётся добром, в прошлом, будущем и настоящем". Для человека во все века непреложные истины добра, справедливости, честности были ориентиром в жизни и верой в саму жизнь. Смысл его творчества можно определить первыми строками поэмы
"150000000":

Идея одна у неё - сиять в настоящее завтра.
Но каким образом?

В диком разгроме старое смыв, новый разгремим по миру миф.
Как сейчас по-новому читаются эти строки. Пророчествовав одно, он, сам не зная, предсказал другое. Мы действительно создали лишь новый миф.

Гром разодрал побережий уши, и брызги взметнулись земель за тридевять, когда Иван, шаги обрушив, пошёл грозою вселенную выдивить. Вот так и получается, что, рассказывая о себе, он рассказал и о нас, правда, смысл эти слова в конце века приобрели другой. Невозможно "рай" будущего возвести на "трупе" прошедшего. Интересно читать сейчас заключительную главу этой поэмы про
"Октябрьскую революции сотую годовщину". Не получилось всемирного торжества по этому поводу. В первоначальном варианте эта поэма была названа "Былина об Иване". Она, действительно, сегодня читается, как фантастическая сказка, но уже о прошлом. Что интересно, поэма "Пятый Интернационал" имела первоначальное название "Тридевятый Интернационал". Говорят, что в истории всё повторяется по кругу. В это действительно веришь, когда читаешь такой его плакат из РОСТА:
Только уголь даст хлеб.
Только уголь даст одежду.
Только уголь даст тепло.
А угля добываем всё меньше и меньше.
Как выйти из этого положения?
Делайте предложение!
Не сегодняшний ли это день? Разница лишь в том, что плакаты теперь никто не читает, впрочем, как и самого Маяковского. Победа революции внушила неоправданный оптимизм насчёт дальнейших побед. Но человечество без проблем никогда, наверное, не останется. Безработица, низкий уровень жизни, низкая заработная плата, плохие жилищные условия, бюрократические извращения в органах власти, хотя уже и не советской - вот вопросы, которые решаются и по сей день, а вернее всего не решаются. Разве эти строки не о нас:

Слава, Слава, Слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани.

Теперь поговорим о дряни.
И нечего нам сейчас добавить к его фразе: "Дрянь пока что мало поредела".
Что ещё и о нас тоже? "Спросили раз меня: "Вы любите НЭП?" - "Люблю, - ответил я, - когда он не нелеп". А вот мудрое политическое пророчество
Маяковского экономиста:

На арену!

С купцами сражаться иди!

Надо счётами бить учиться.

Пусть "всерьёз и надолго", но там впереди может новый Октябрь случиться. Читай - август. А "Прозаседавшиеся"? А
"Бюрократиада"? Для сокращения штатов избирается "тройка", "тройка" выделяет" комиссию и подкомиссию", "комиссия" расширяет штат" сверхштатной сотней", вопрос обсуждают на пленуме, слушают, постановляют... Только наших штатных современников вся страна вместо работы с утра до ночи слушает.
Теперь мы, благодаря телевидению, всей страной заседаем.

Бумага взад.

Бумага вперёд.

По проторенному другими следу через замзава проплыла к преду. Пред в коллегию внёс вопрос...
Гротеск "Прозаседавшихся" убийственный, обнажающий абсурдность поведения людей, убивающих всё время и энергию на пустые бесконечные заседания, например, на заседание по поводу "покупки склянки чернил Губкооперативом".
Разве мало в нашей жизни пустопорожних аналогичных заседаний? Декреты, постановления, заседания, а "воз и ныне там".
О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний. Бюрократия во все времена умела быстро менять своё лицо, одевать новую маску, иными словами, приспосабливаться.
Рой чиновников с недели на день аннулирует октябрьский гром и лом, и у многих даже проступают сзади пуговицы дофевральские с орлом.
Наш сегодняшний "Хулиган" всё тот же: Смотрит - кому бы заехать в ухо? Что башка не придумает дурья?! Бомба из безобразий и ухарств, дурости, пива и бескультурья.
Слова Маяковского из "Барышни и хулигана" надо сделать сегодняшним лозунгом:

Пора топором закона отсечь гнилые дела и речь!
В "Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе" поэт опять прав:
Что бабе масштаб грандиозный наш?! Бабе грязью обдало рыло, и баба, взбираясь с этажа на этаж, сверху и меня, и власти крыла. Действительно, "почему это о грязи на Мясницкой вопрос никто не решает в общемясницком масштабе?!". "Резолюцию" Маяковского из стихотворения "Бюрократиада" можно считать резолюцией наших дней:
По-моему, это
-с другого бочка- знаменитая сказка про белого бычка. Говорят, что каждый великий поэт дол- жен переживать сперва непризнание, потом признание, потом забвение-и возвращение к себе. Это о Маяковском. Маяковского часто называли поэтом будущего времени. Сейчас он понятен, как никогда. Его будущее наступило.


Сочинение по творчеству Маяковского.

Оружие любимейшего рода.


Сатира как жанр возникла очень давно. Она была известна уже во времена др. греков .Уже тогда сатира обличала пороки и недостатки об-ва , будь то суды
,политические партии ,наука , литература.
В основе др. греческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни .
Её герои не были индивид. , не отличались психологизмом. Они представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда опр. порок или недостаток гиперболизировался , становился доминирующем . В этом плане сатирическое тв-во Маяковского очень похоже на пр-ия др. гречеких авторов .
Герои сатирических стих. Маяковского также не индивидуализированы. Сатиру
М. можно разделить на 2 периода : доревол. и постреволюц. К образу сатирического тв-ва дорев. периода можно отнести стих. : «Надоело» и «Нате»
.В стихотворениях М. использует большое кол-во худ . приемов : метафоры

... Страх орет и в сердце

Мечется по лицу ,безнадежен и скучен ...

...Седце в исступлении

Рвет и мечет ...

...Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир ,

сравнения
...Два аршина безлицего розоватого теста:

Хоть бы метка была в уголочке вышита ...

...А я вам открыл столько стихов-шкатулок,

Я - бкзценных слов мот и транжир ,

олицетворение
...Истомившимися по ласке губами

Тысячью поцелуев покрою

Умную морду трамвая ...


...Толпа озвереет ,будет тереться ,
Ощетинит ножки стоглавая вошь,

гиперболы
...Брошусь на землю камня корою,
В кровь лицо изотру ,
Слезами асфальт омывая,

худ. образы
...Все вы на бабочка поэтиного сердца,

Толпа- стоглавая вошь,

Я- грубый гунн .

Лирический герой М. не видит выхода в сложившемся положении , кроме как
«поцеловать умную морду трамвая» , либо «захохотать и радостно плюнуть» в лицо этого об-ва .
В этих стихотворениях М. не выделяет из толпы отд. личностей , она для него остается единой массой .
Но вот приходит революция ,и всё меняется .Меняется и сатира Маяковского
.Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов , обывателей мещан,просто людей не соответствующих идеалам революции . В стихотворении
«Прозаседавшиеся» М. обличает неспособность уже советских чиновников заниматься делом. Маяковский показывает день чиновника , который целиком занят заседаниями . Для достижения своей цели - обличения всей бессмыслицы заседаний М. исп. в качестве худ . приема гиперболу .

...Они на двух заседаниях сразу.
В день заседаний на двадцать надо поспеть нам
Поневоле приходится раздвояться
До пояса здесь, а остальное там ...

Лирический герой приходит к мысли о том , что хорошо было бы ,если:

«О хотя бы еще одно заседание
Относительно искоренения всех заседаний !»

Но мир бюрократов не единственный мир , «мешающий установлению власти пролетариата» . Поэтому М. использует своё «оружие любимейшего рода» не только против бюрократизма , но и против мещанства.
В стихотворении «О дряни» М. так рисует засилье мещанства :

...Стеклись они наскоро оперенья переменив и засели во все учреждения
На мозолях от пятилетнего сидения зады,
Крепкие как умывальники ,
Живути поныне тише воды ...

Для обличения мещанства М. использ. след. худ. приемы : несовместимость понятий, олицетворение .

...И мне с эмблемами платья
Без серпа и молота не покажешься в свете !

...На балу в реввоенсовете !? ...

...Маркс со стенки смотрел,смотрел ... и вдруг разинул рот, да как заорет ...

Надо отметить такую вещь - мнение М. об описываемом стих. в большинстве случаев дается в конце ; так и здесь .Его мнение выражается словами Маркса
:

...Опутали революцию обывальщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее головы канарейкам сверните
Чтоб коммунизм канарейками не был побит !

Но это (мещанство , бюрократия) - всё внешний враг .Но ведь и «существуют люди внутри партии живущие её соками» .В стихотворениях «Трус», «Нагрузка по макушку» М. показывает именно такой сорт людей . В сихотворении «Трус»
М. рисует чиновника , который боится всего :

Каждый зав для труса туз
Даже от его родни опускает глазки трус
И уходит
В воротник.

М. показывает как прходит день у труса

День - деньской
Сплетает тонко узы
Самых странных свадеб - увязать бы льва с ягненком ,
С кошкой мышь согласовать бы .

И опять-таки в конце стихотворения М. выдвигает свое мнение :

Товарищ, чего вы дрожите ?
В чём , собственно, дело ?!
В аквариум , чтоли сажать вас ?
Революция требует , чобы имелась смелость, смелость, и еще раз - с-м-е-л-о-с-т-ь

В стихотв. «Нагрузка по макушку» М. выводит на сцену комсомольца Петра
Кукушкина , показывает его чудовищную занятость .

Пообедав , бодрой рысью
Петя мчит на культкомиссию
После Петю видели у радиолюбителей
Не прошел мимо и Осовиахима ...

И результате В.М. показывает полнейший хаос , царящий в голове у Пети .
Свое стих. М. заканчивает след. ироничными строчками :

... -Где ж работать мне поспеть при такой нагрузке ?

Обьекты сатирич. тв-ва М. очень разнообр. Во- первых - это люди , принадлежащие разным эпохам : дорев. и постревол. , во-вторых - люди , принадлежащие разным соц. классам : мещанство и купечество , в-третьих - это просто люди , чьи недостатки высмеивает М. Для док-ва сатиричечн. этих образов М. применяет большое кол-во худ . приемов: гипербола ,метафора
,сравнение ,несовместимость или упоминаемых вещей , особый лекс. строй языка и т.д. И все это разнообразие как образов сатирического тв-ва М. , так и худ. образов ,им используемых . Служит док-вом многогранности и гениальности тв-ва М.


М. Булгаков


"Дни Турбиных" - пьеса об интеллигенции и революции


В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем "Дней Турбиных", друг М.
Булгакова П. С. Попов писал: "Дни Турбиных" - одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя".
Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все люди, которые имели счастье видеть спектакль, шедший в Художественном театре с 1926 по 1941 год.
Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь, в этой пьесе противопоставлялось упорное стремление сохранить нормальный быт,
"бронзовую лампу под абажуром", "белизну скатерти", "кремовые шторы".
Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Семья Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где старший брат - полковник, младший - юнкер, сестра - замужем за полковником Тальбергом. И все друзья - военные. Большая квартира, где имеется комната - библиотека, где за ужином пьют вино, где играют на рояле, и, подвыпив, нестройно поют российский гимн, хотя уже год, как царя нет, а в бога никто не верит. В этот дом всегда можно прийти. Здесь вымоют и накормят замерзшего капитана
Мышлаевского, который бранит на чем свет стоит, и немцев, и Петлюру, и гетмана. Здесь не очень удивятся неожиданному появлению "кузена из
Житомира" Лариосика, и "приютят и согреют его". Это дружная семья, все любят друг друга, но без сентиментальностей. Для восемнадцатилетнего
Николки, жаждущего битв, старший брат является высоким авторитетом.
Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод: в тридцать лет - уже полковник. За его плечами только что закончившаяся война с Германией, а на войне талантливые офицеры выдвигаются быстро. Он - умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обобщенный образ именно русского офицера, продолжая линию толстовских, чеховских, купринских офицеров. Особенно близок Турбин к Рощину из "Хождения по мукам". Оба они - хорошие, честные, умные люди, болеющие за судьбу России. Они служили Родине и хотят ей служить, но приходит такой момент, когда им кажется, что Россия гибнет,- и тогда нет смысла в их существовании. В пьесе две сцены, когда
Алексей Турбин проявляется как характер. Первая - в кругу своих друзей и близких, за "кремовыми шторами", которые не могут укрыть от войн и революций. Турбин говорит о том, что его волнует; несмотря на
"крамольность" речей, Турбин сожалеет, что раньше не мог предвидеть "что такое Петлюра?" Он говорит, что это "миф", "туман". В России, по мнению
Турбина, две силы: большевики и бывшие царские военные. Скоро придут большевики, и Турбин склонен думать, что победа будет за ними. Во второй кульминационной сцене Турбин уже действует. Он командует. Турбин распускает дивизион, приказывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться по домам. Турбин говорит горькие вещи: гетман и его подручные бежали, бросив армию на произвол судьбы. Теперь уже некого защищать. И Турбин принимает тяжелое решение: он не хочет больше участвовать в "этом балагане", понимает что дальнейшее кровопролитие бессмысленно. В его душе нарастают боль и отчаяние. Но командирский дух в нем силен. "Не сметь!" - кричит он, когда один из офицеров предлагает ему бежать к Деникину на Дон. Турбин понимает, что там та же "

я орава", которая заставляет офицеров драться с собственным народом. А когда народ победит и "расколет головы" офицерам, Деникин тоже убежит за границу. Турбин не может сталкивать одного русского человека с другим.
Вывод таков: белому движению конец, народ не с ним, он против него. А ведь как часто в литературе и кино изображали белогвардейцев садистами, с болезненной наклонностью к злодействам. Алексей Турбин, потребовав, чтобы все сняли погоны, сам остается до конца в дивизионе. Николай, брат, верно понимает, что командир "смерти от позора ждет". И командир дождался ее - он погибает под пулями петлюровцев.
Алексей Турбин - трагический образ, цельный, волевой, сильный, смелый, гордый и гибнущий жертвой обманов, предательства тех, за кого он сражался.
Строй рухнул и погубил многих из тех, кто ему служил. Но погибая, Турбин понял, что был обманут, что сила у тех, кто с народом. Булгаков обладал большим историческим чутьем и верно понимал расстановку сил. Долго не могли простить Булгакову его любви к своим героям.
В последнем действии Мышлаевский кричит: "Большевики?.. Великолепно! Мне надоело изображать навоз в проруби... Пусть мобилизуют. По крайне мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ не с нами. Народ против нас". Грубоватый, громкоголосный, но честный и прямой, хороший товарищ и хороший солдат, капитан Мышлаевский продолжает в литературе известный тип русского военного - от Дениса Давыдова до наших дней, но он показан в новой небывалой еще войне - гражданской. Он продолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о конце, гибели белого движения, мысль, важную, ведущую в пьесе.
В доме есть "крыса, бегущая с корабля",- полковник Тальберг. Он вначале пугается, врет о "командировке" в Берлин, потом о командировке на Дон, дает лицемерные обещания жене, за которыми следует трусливое бегство.
Мы так привыкли к названию "Дни Турбиных", что не задумываемся над тем, почему так названа пьеса. Слово "Дни" означает время, те считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных, всего уклада жизни этой русской интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная, погубленная уничтоженная жизнь, а переход к новому существованию в новых революционных условиях, начало жизни и работы с большевиками. Такие, как Мышлаевский будут хорошо служить и в Красной Армии, певец Шервинский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет учиться. Финал пьесы звучит мажорно.
Нам хочется верить, что все прекрасные герои булгаковской пьесы действительно станут счастливыми, что минует их участь многих многих интеллигентов страшных 30-40-50-х годов нашего непростого века.


М. А. Булгаков

Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"


Талант художника был у Булгакова от бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом", но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и Маргарита". Все, что пережил
Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого,- все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. "Мастер и
Маргарита" - творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лирического.
Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многомысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х-30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столице появляются
Сатана и его свита.
Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мастере и
Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющие те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом - вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.
Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, никаноров ивановичей и прочих.
Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.
Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожалуй, для
Булгакова действительно не существует, как не существует богочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко усмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.
И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о Христе и
Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной психологической выразительности. Этот роман о романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.
Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь.
"Мастер и Маргарита" - сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. О "Мастере и Маргарите" еще много будут думать, много писать.
"Рукописи не горят",- произносит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира.
Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по- своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.

М. Цветаева


Мотивы лирики М. Цветаевой


Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. Со страстной убежденностью провозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды - обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы.
Моя любимая поэтесса М. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Рябина стала символом судьбы, тоже переходной и горькой. Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Она вобрала в себя мятежную натуру матери. Недаром самые проникновенные стихи в ее прозе - о
Пугачеве, а в стихах - о Родине.
Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми!
Стихи были для Цветаевой почти единственным средством самовыражения. Она поверяла им все:

По тебе тоскует наша зала,-
Ты в тени ее видал едва -
По тебе тоскуют те слова,
Что в тени тебе я не сказала.

Следует отметить, что победоносная слава шла к Цветаевой подобно шквалу.
Если Ахматову сравнивали с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской.
Уже в 1912 году выходит ее сборник стихов "Волшебный фонарь". Характерно обращение к читателю, которым открывался этот сборник:

Милый читатель! Смеясь как ребенок,
Весело встреть мой волшебный фонарь,
Искренний смех твой, да будет он звонок
И безотчетен, как встарь.

В "Волшебном фонаре" Цветаевой мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы:
В небе - вечер, в небе - тучки,
В зимнем сумраке бульвар.
Наша девочка устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки синий шар.

В этой книге впервые появилась у Марины Цветаевой тема любви.
Многие нынешние сборники Цветаевой открываются стихотворением "Моим стихам, написанным так рано...". Созданное в 1913 году, в пору юности, оно стало программным и пророческим.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Трагедия Цветаевой началась с первых же ее шагов в литературе. То была трагедия одиночества и непризнанности.
Прекрасными были цветаевские стихотворения "Последняя встреча", "Декабрь и январь", "Эпилог", "Итог дня".
В 1913-1915 гг. Цветаева создает свои "Юношеские стихи", которые никогда не издавались. Сейчас большинство произведений напечатано, но стихи рассыпаны по различным сборникам. Необходимо сказать, что "Юношеские стихи" полны жизнелюбия и крепкого нравственного здоровья. В них много солнца, воздуха, моря и юного счастья.
Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, проливаемая в гражданской войне, отталкивала
Цветаеву от революции:

Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белый стал:
Смерть победила.

Это был плач, крик души поэтессы. В 1922 г. вышла ее первая книга
"Версты", состоящая из стихов, написанных в 1916 г. В "Верстах" воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, дорог, ветра, быстро бегущих туч и солнца, лунных ночей.
В "Верстах" есть целый цикл стихов, посвященных Блоку. Он для Цветаевой -
"рыцарь без укоризны".
В том же году Марина переезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала около тридцати стихотворений.
В ноябре 1925 года Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет. Во Франции она пишет свою "Поэму Лестницы" - одно из самых острых, антибуржуазных произведений. Можно с уверенностью сказать, что "Поэма Лестницы" - вершина эпического творчества поэтессы в парижский период. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она хорошо знала, что найдет только здесь истинных почитателей ее огромного таланта. Но на родине ее ожидали нищета и непечатание, арестованы ее дочь и муж С. Эфрон, которых она нежно любила.
Одним из последних произведений Цветаевой было стихотворение "Не умрешь, народ", которое достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.
Поэзия Цветаевой открыто вошла в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя - огромного, как океан: народного читателя, какого при жизни ей так не хватало.
В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать особое достойное место. Подлинное новаторство ее поэтической речи было естественным воплощением в слове мятущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа.

А. Платонов


Особенности прозы А. Платонова


Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества". Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей "экономить свою природу", "выключать сознание", переходить "изнутри вовне", не оставляя в душе ни единого
"личного чувства", "терять ощущение самого себя". Он понимал, почему "жизнь на время оставляет" того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему "неугасимая жизнь" то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну.
А. Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только "музыку", но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Все, что было опубликовано из произведений Платонова до последнего лет, не могло дать полного представления ни о его мощи как писателя, ни совершить той работы по формированию духовности человека, которая оказалась под силу таким произведениям, как "Котлован", "Чевенгур", "Ювенильное море". Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь.
Герои Платонов говорят о "пролетарском веществе". Сам Платонов говорил о
"социалистическом веществе". В эти понятия он включает живых людей. У
Платонова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает человека наглухо.
В его произведениях мы видим именно "социалистическое вещество", которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал.
Из кого же состоит живое "социалистическое вещество" у Платонова? Из романтиков жизни в самом полном смысле слова. Они мыслят масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких социально-административных ограничений. Они не притязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди приходят, каково их биографическое прошлое - не всегда можно установить, поскольку для Платонова это не самое важное.
Все они - преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная направленность их устремлений заключается в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо ждать достижения мечты.
Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами - людьми раскрепощенной мысли.
Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимаются. Потому что они рассматривают свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпел поражение и сметены. И еще потому они не занимаются политикой, что в начале 20-х годов новое советское государство еще не сложилось, сложилась власть и аппарат власти.
Вторая группа персонажей - это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, какие в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вернувшись с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обнаруживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководят так, как командовали полками и эскадронами на войне. Получив посты в управлении, они не умели ими распорядиться. Непонимание происходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была той почвой, на которой расцветало насилие. В романе "Чевенгур" Андрей Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную власть над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали примерно так: труд - причина народных страданий, поскольку трудом создаются материальные ценности, которые приводят к имущественному неравенству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства: труд.
Кормиться же следует тем, что природа рождает. Так, по своей безграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного коммунизма. У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэтому им все заменяла вера. С тридцатых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы социальном и

тическом устройстве он ни пролегал, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова важно, чтобы не был бы разрушен человек.
Многое роднит писателя Андрея Платонова с его персонажами - правдоискателями: та же вера в существование некоего "плана общей жизни"; те же мечты о революционном переустройстве всей жизни, и не менее, как в масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия всеобщего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается "новый человек" и "новый мир".

А. Т. Твардовский


Герой и народ в поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин"


Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию
Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале.
Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию
Теркину будет и им надгробием.
Поэма Твардовского была действительно народной, вернее солдатской поэмой.
По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали больше всего ее да "Войну и мир" Толстого.
В своем сочинении мне хотелось бы остановится на том, что мне больше всего нравится в поэме "Василий Теркин".
Больше всего мне нравится в произведении Александра Трифоновича язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и запоминаются сами. По душе необычность книги, то, что каждая глава является законченным, отдельным произведением. Сам автор сказал о ней так: "Эта книга про бойца, без начала и конца".
И то, что автор предлагает:

Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет...

Это, думается, делает героя ближе и понятнее. Очень правильно и то, что поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов. Однако переправы, сбитого самолета да взятого в плен языка вполне достаточно.
Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из моих самых любимых литературных героев, я бы сказал: "Мне нравится его жизнелюбие.
Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто "не заколдован от осколка - дурака, от любой дурацкой пули". Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет и радуется жизни:

Ведь он в кухне - с места,
С места - в бой,
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.

Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, "а мороз - ни стать, ни сесть". И Теркин заиграл на гармони:

И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, "хоть бы смерть, да на сухом".
Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся
Россия! Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручиниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлый год, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам. Такой уж у него талант. Такой талант, что лежа в мокром болоте, засмеялись товарищи: легче стало на душе.
Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой герой, раненый, лежит и замерзает, и чудится ему, что пришла к нему смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя.
И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя... Но не таков
Василий, чтобы легко сдаться Косой.

Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда,

- шепчет он. И воин побеждает смерть.
"Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.

А. Т. Твардовский и М. А. Шолохов

Изображение народного характера в произведениях А. Т. Твардовского и
Шолохова. (Василий Теркин и Андрей Соколов)


Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и
Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общества, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хозяйство и подорвали лучшие силы народа. Все это накладывало отпечаток и на литературу. Поэтому большинство произведений довоенной литературы изображали русский народ темным и забитым. Всякие проявления живых чувств принимались за крамолу.
Но грянула Великая Отечественная война, которая потребовала от страны напряжения всех физических и духовных сил. Руководство страны понимало, что без проявления народного подъема войны не выиграть. Да и сам народ, чувствуя смертельную угрозу не только своей свободе, но и самому существованию русской земли, с первых дней войны проявил чудеса стойкости и героизма.
Это проявление народного характера было замечено военной литературой. В фронтовых газетах появляются произведения И. Эренбурга, А. Толстого, К.
Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Шолохова, в которых простой русский человек изображается с теплотой и сочувствием, авторы с уважением и любовью относятся к мужеству своих героев.
В этом ряду стоят герои произведений Твардовского и Шолохова - Василий
Теркин и Андрей Соколов. С первого взгляда они кажутся фигурами полностью противоположными. Действительно, Теркин - весельчак, о таких говорят, "что за красным словцом в карман не полезет", Соколов же - фигура трагическая, каждое его слово выстрадано, несет груз житейских страданий. Но, несмотря на кажущееся различие, есть нечто, объединяющее этих героев. Оба они - представители народа, яркие носители его самобытной индивидуальности, тех черт, которые присущи характеру всего народа. Эти черты - общие в Теркине и
Соколове.
Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной стране. Герои обоих писателей все время вспоминают о родных местах, о Родине. В этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на войну не из-за воинственного инстинкта, а "ради жизни на земле". Поверженный враг вызывает у них только чувство жалости (обращение Теркина к немцу).
Другая немаловажная черта героев - скромность. Теркин, хоть и может иногда прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему не нужен орден, он "согласен на медаль". В Соколове же об этой же черте говорит явное нежелание, с которым он начинал горький рассказ о своей жизни. Ведь ему нечего стыдиться! В молодости он совершал ошибки, но та самоотверженность, которую он проявил в годы испытаний, должна бы стократно окупить его грехи.
Герои Шолохова и Твардовского обладают такими обаятельными чертами, как житейская сметка, насмешка над врагом и над любыми трудностями. Тёркин является самым характерным выразителем этих качеств. Вспомним его шутливое обращение к Смерти.
Следующей чертой является героизм. Вспомним поведение Андрея Соколова в плену, героизм Теркина на фронте, когда ему пришлось в ноябре два раза переплывать Днепр, чтобы спасти своих и просить о подкреплении.
Все вышеизложенное подводит нас к важному выводу о жизненной великой силе героев, силе народного характера. Здесь Шолохов и Твардовский продолжают традицию, начатую в русской литературе еще произведениями Пушкина, Гоголя,
Толстого, Лескова и других писателей, в которых простой русский человек - средоточие силы и жизненной стойкости народа. Поступки Теркина и Соколова приводят читателя к осознанию величия русского человека, опровергают догмы ходульной литературы "классового подхода".

В. Высоцкий


Мой любимый поэт В. Высоцкий


Владимир Высоцкий. Это имя знакомо каждому русскому человеку. К нему можно относится по-разному: можно любить и ненавидеть, признавать и не признавать. К нему нельзя быть равнодушным. Ведь все его песни-стихи написаны кровью сердца. Не случайно, наверное, выбрано название его первого сборника - "Нерв". Владимир Высоцкий - это феномен 70-х годов. Кто-то из критиков сказал, что наступит время, и будем изучать эпоху 70-х годов по творчеству В. Высоцкого.
Необычно для поэта начинал В. Высоцкий свое творчество. Его первыми произведениями были пародии на так называемый блатной фольклор. Но те, кто любит у Высоцкого стихи и песни только этого жанра, не знают о Высоцком ничего.
Позже, когда Высоцкий уже обрел опыт в поэзии, в его творчестве стали подниматься серьезные темы: любовь, прошедшая война, отношения между людьми и другие. Кажется, что перед нами разные поэты, настолько разнообразен
Высоцкий.
То это нежно влюбленный мужчина:

Я дышу,- и, значит, я люблю!
Я люблю,- и, значит, я живу!

Его лирические стихи навеяны огромной любовью к Марине Влади. Это была странная любовь, месяцами они не виделись, общаясь лишь по телефону, но эту любовь Высоцкий пронес через всю жизнь.
То поэт преображался в бывалого фронтовика, прошедшего всю войну:

Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи.
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не взошло на востоке.

Многие воевавшие люди действительно принимали Высоцкого за фронтовика, писали ему письма, в которых спрашивали его, не однополчанин ли он их.
Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: "Лучше получать письма, где тебя принимают за своего однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере". Поэт считал, что пусть война давно кончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за
Отечество.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ