Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
p>Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от
общей мысли многих произведений того времени- революции. К тому же почти во
всех произведениях главными героями были представители высших сословий-
дворянства, купечества, мещанства. В поэме же главные герои- бывшие
крепостные крестьяне, ставшие вольными после указа 1861 г. А главная идея
романа заключалась в поиске счастливых людей в России. Семеро мужиков,
главных героев поэмы, выдвигали разные гипотезы по поводу самого
счастливого человека в России, и это были, как правило, люди богатые,
которые обязаны быть счастливыми- купцы, дворяне, помещики, бояре, царь. Но
искать счастливого мужики пошли в народ. А народ- это и есть те самые
только что освобожденные крестьяне. Крестьяне- самый бедный и безправный
класс, и искать среди них счастливого более чем странно. Но счастье есть и
среди крестьян, но в то же время несчастий у них гораздо больше. Счастливы
крестьяне, конечно, своей свободой, котрую они получили впервые за сотни
лет. Счастливы по разным причинам: одни счастливы необычно большим урожаем,
другие своей большой физической силой, третьи – удачной, непьющей семьей.
Но тем не менее назвать крестьян счастливыми, даже чуть-чуть, сложно.
Поскольку с их освобождением у них появилось очень много своих проблем. И
счастье крестьян обычно очень локально и временно.
А теперь по порядку… Крестьяне освобождены. Это такое счастье,
которое они не видели сотни лет, и, возможно, которое они вообще никогда не
видели. Само счастье свалилось достаточно неожиданно, многие были к нему не
готовы и, оказавшись на воле, были птичками, вырашенными в клетке, а потом
выпущенными на волю. В результате чего новый класс- временнообязанные,
освобожденные крестьяне становился беднейшим. Помещики раздовать свою землю
не хотели, и почти вся крестьянская земля принадлежала либо помещикам, либо
общине. Крестьяне не стали свободны, лишь обрели новый вид зависимомти над
собой. Конечно эта зависимость не такая, как крепостная, но это была
зависимость от помещика, от общины, от государства. Назвать это полной
свободой или счастьем очень сложно. Но привыкший ко всему русский народ мог
находить и тут счастливые моменты. Для русского мужика самое большое
счастье- водка. Если ее много, то мужик становится очень счастливым. Для
русских баб счастье – хороший урожай, убранный дом, накормленная семья.
Такое бывало довольно редко, поэтому бабы были менее счастливые, чем
мужики. Дети крестьянские были тоже не очень счастливы. Их заставляли
работать за взрослого, но при этом есть за ребенка, бегать за водкой, они
постоянно получали от пьяных родителей и сами, вырастая становились ими. Но
были отдельные личности, которые считали себя счастливыми- люди, которые
радовались тому, что обычному человеку может быть противно или непонятно.
Один радовался тому, что у своего помещика он был «любимый раб». Он допивал
за ним и его свитой лучшие заморские вина, доедал лучшие блюда и болел
«царской» болезнью- подагрой. Он был счастлив по-своему и его счастье стоит
уважать, но мужикам обычным это очень не понравилось. Друге радовались хоть
какому-то урожаю, который мог их прокормить. И это было действительно
счастье для тех крестьян, которым было совсем не до радости, настолько они
были бедны. Но не такого счатья искали семь странников. Они искали счастья
истинного, полнейшего, а значит такого, при котором больше ничего не надо.
Но найти такое счастье нельзя. Тут не говорится даже о крестьянах, у высших
сословий тоже всегда есть свои проблемы. Помещики никак не могут быть
счастливы, потому что прошло их время. Крепостное право отменили и помещики
вместе с этим потеряли огромное влияние своего сословия, а значит и
никакого счастья у нхи в жизни не было. Но это помещики, а речь шла о
крестьянах…
Н. А. Некрасов
Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов словно от имени миллионов
крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя
России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность
народа, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами
крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Сатирически
гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем
прошлом, когда "дышала грудь помещичья свободно и легко". Барин, владевший
"крещёной собственностью", был полновластным царьком в своей вотчине, где
всё ему "покорствовало".
Ни в ком противоречия,
Кого хочу - помилую,
Кого хочу-казню.
Вспоминает о былом помещик Оболт - Оболдуев.В условиях полной
безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила
поведения помещиков, их привычки и взгляды:
Закон - моё желание!
Кулак - моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловоррот!..
Отмена крепостного права "ударила одним концом по барину, другим по
мужику". К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не
может и не желает, - неизбежным становится запустение усадеб и разорение
господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как "по кирпичику"
разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам
сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт - Оболдуев,
Утятин - "Последыш". Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина-
"Последыша". Это барин, который "весь век чудил, дурил". Жестоким деспотом-
крепостником остаётся он и после 1861года.Совершенно не зная своих
крестьян, "Последыш" отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на
"вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили
в ней, плодилися и правили тягло!" Мужики хохотом встречают этот приказ,
так как "той вдове - под семьдесят, а жениху - шесть лет!" Глухонемого
дурака "Последыш" назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо,
чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы
"Последыша", ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий
примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И -разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый - мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, "воинскою
силою" покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец
Фогель. При нём "настала каторга корёжскому крестьянину-до нитки разорил!"
- говорит Савелий. Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. "Хвали
траву в стогу, а барина в гробу", - говорит поэт. Пока существуют господа,
нет и не может быть счастья крестьянину, - вот тот вывод, к которому с
железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.
" Люди холопского звания"
(по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо").
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это
произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и
многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья
и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они
символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми
встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и
состоятельные; бунтари и "рабы". О последних хочется поговорить отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие,
которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков
Верный холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку
кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создаёт и
образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и
дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая
из рюмок иностранное вино.
У князя Переметьева
Я был любимый раб,
Жена-раба любимая...
Он молится:
"Оставь мне, господи,
Болезнь мою почётную,
По ней я дворянин!"
Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя
рабом, недостойным, а барин а - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:
Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается, Бродяга, коновал!
Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать
своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его
избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о
шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:
Ай, служба-должность подлая!..
Гнусь человек! - Не бить его,
Так уже кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ.
Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой
Ионушки "О двух великих грешниках". Рассказ даётся в подтверждение мысли:
Велик дворянский грех!
Велик, а всё не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предательский - самый тяжёлый грех: Всё прощает бог,
А Иудии грех не прощается.
Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
А за что тебе вечно маяться!
Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное
право "калечит", делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц,
разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила
положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана... Явление "холопство", если так можно
выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей -
"холопы" по психологии. "Холопство" пока не искоренено и существует
повсюду.
Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре ее -
изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати
лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко
охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные
слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была
закончена - помешала смерть поэта. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии
произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья. Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В каком
году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно понять, о каком
периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой
"освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую
кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой
крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни
крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне,
названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не смягчает красок, показывая
нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском
быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест,
откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя
волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово,
Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная
жизнь народа. "Мужицкое счастье,- с горечью восклицает поэт,- дырявое с
заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не
едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо
барина драть будет волостной. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не
мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира
эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора,
Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность,
способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена
Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров,
староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача
в жизни, своя причина "искать правду", но не все они вместе свидетельствуют
о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям
видится такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца,
крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской
жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким
честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен,
он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это
ему принадлежат такие слова:
У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем,
прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью
народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на
эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника.
Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а
затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История
Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во
время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе
духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест
превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с
немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была
действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали
стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и
управляющими их имений. Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие
как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье поведение говорит о
пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против
угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и
болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил,
заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:
Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая.
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система
поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно
вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну,
прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей холопского звания,
например, "холопа примерного Якова верного", который сумел-таки отомстить
своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы "Последыш", которые
вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не
было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы. Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно
поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками
полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале,
создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.
Н. А. Некрасов
Некрасов о предназначении поэта и поэзии
Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской
литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера,
Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некрасов уделяет
большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта "пророком".
Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы
свободы, добра и справедливости, не обращая внимания на нападки. Пушкин,
близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал
своего "Пророка", сходного по духу с Кюхельбекеровским. Глас бога взывает к
поэту:
Восстань пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
Идут годы. Когда наступает пора творческой зрелости М. Ю. Лермонтова, его
пророк уже другой. Он также наделен божьим даром всевидения, но если
пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту
идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не
находит в себе сил для борьбы. Поэт Некрасов - это пророк, которого к людям
"послал бог гнева и печали", его путь тернист, потому что поэт проходит
этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что
снискать всеобщую любовь таким образом невозможно: "Его преследуют хулы: он
ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках
озлобленья". Но его позиция: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной",-
есть позиция поэта-гражданина, продолженная потом Л. Н. Толстым: "Не могу
молчать!" Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении "Поэт и
гражданин" (1856 г.), написанное в форме диалога, оно представляет собой
полемику с широко распространенными в то время взглядами на искусство как
на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям.
Мы рождены для вдохновенья, Для звуком сладких и молитв.
Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит как
лозунг, как призыв: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Эта тема звучит и в стихотворении "Элегия", которое прямо начинается
строками:
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая страдания народа И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши, не стареет она.
В стихотворении "Сеятелям" Некрасов призывает молодежь сеять "разумное,
доброе, вечное", так как семена разума, просвещения обязательно дадут
всходы, за которые "спасибо вам скажет сердечное Русский народ". Идеал поэта, борца за свободу, рисует Некрасов в поэме "Кому на Руси жить
хорошо" в образе Гриши Добросклонова, которому "судьба готовила путь
славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь". Прототипом для создания образа Гриши Добросклонова является, безусловно,
Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвященном третьей
годовщине его смерти, сказал:
Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!
В произведениях Некрасова очень часто встречаются размышления о Музе,
которая вдохновляла его творчество и которой он служил ("Муза", "Вчерашний
день, часу в шестом", "Угомонись, моя Муза задорная!", "О, Муза! Я у двери
гроба" и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщины,
богини, а образ страдающей крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом Зашел я на Сенную. Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни слова из ее груди, Лишь бич свистел, играя, И Музе я сказал: смотри - Сестра твоя родная.
Эта "кнутом иссеченная Муза", "Муза мести и печали" проходит через все
творчество поэта. В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завещании поэта, об
"Элегии", тема которого сопоставима, пожалуй, с "Памятником" А. С. Пушкина.
Это тема посмертной славы:
Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэзии и навсегда
останется в сердце и памяти народной.
Н. А. Некрасов
Н. А. Некрасов - народный поэт
Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист,
рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся
журналист. Ведь с его именем связаны названия популярнейших журналов
прошлого столетия "Современник" и "Отечественные записки". Именно на
страницах своих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о
тяжелой доле русского крестьянина ("Несжатая полоса", поэма "Мороз, красный
нос", "Размышления у парадного подъезда"), о трудовой и беспросветной жизни
городской бедноты (цикл "О погоде", "Огородник", "Еду ли ночью по улице
темной", "Вчерашний день часу в шестом"), стихи, посвященные А. Я. Панаевой
("Мы с тобой бестолковые люди", "Если мучимый страстью мятежной", "О,
письма женщины нам милой") и многие другие произведения. Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли
перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую
деревню с ее печалью и нищетой, и "несжатую полосу" крестьянина, которому
"моченьки нет". В произведениях нашли отклик страдания простого человека. Стихи Некрасов имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт,
которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор
самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное
будущее Родины. Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В
это "трудное и лихое" время его муза заговорила "бойким" языком.
Чернышевский о нем писал: "Вы теперь лучшая - можно сказать, единственная
прекрасная надежда нашей литературы". Родине и народу посвящены многие
стихотворения поэта. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось,
что "родина", "земля" - для него всепоглощающая тема. Трудно себе
представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы
русской природы и русских людей. "Да, только здесь могу я быть поэтом!" -
воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его,
поэт даже попытки не сделал отречься хотя бы на короткое время "от песни,
что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень". Поэт благоговел перед
Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж:
"Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом..." Из той
пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской
природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство. Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в
"могучую и всесильную" страну. Поэт высоко ценил в русском народе его
активность в борьбе за счастье. "Да, не робел за отчизну любезную. Вынес
достаточно русский народ..." Некрасов угадывал великую роль России:
"Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней..." Поэт
посылает проклятье угнетателям народа - "владельцам роскошных палат". Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения
Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал
крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал,
как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как
тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу: "Назови мне
такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где
бы русский мужик не стонал". Отдельные эпизоды превращаются в широкую
картину крепостной действительности. "Забытая деревня" - это название
относится не только к одной деревни, но и ко всей стране, в которой таким
"забытым" деревням нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме "Кому
на Руси жить хорошо", они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный
труд, великое горе, безмерные народные страдания. Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и
горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на
безумный подвиг, на борьбу: "Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за
любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром. Дело прочно, когда под ним
струится кровь!" О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и
то, что многие его стихи стали песнями, романсами ("Коробейники", романс о
разбойнике Кудеяре).
Ф. М. Достоевский
" Униженные и оскорблённые "
Роман Ф.М.Достоевского - это "психологический отчёт одного преступления",
преступления, которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший
старуху процентщицу. Однако в романе речь идёт о необычном уголовном
преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление,
а исполнитель его – преступник - мыслитель, убийца - философ.
Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы
помочь своим близким: матери и сестре. Это преступление явилось следствием
трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и
упорных размышдентй героя романа о своей судьбе, о судьбе всех "униженных и
оскорблённых", о социальных и нравственных законах, по которым живёт
человечество. Жизнь предстаёт перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду
он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства.
На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда
деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие
другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по
существу, некуда пойти. Живёт он впроголодь, ютится в жалкой каморке,
похожей на шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой
оказалась судьба его матери и сестры. А судьба Мармеладова? В разговоре
Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем (а
значит и в нём) никто не подозревает благородства чувств. А в нём это
благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не
только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе
жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони. При всей, казалось
бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В
словах Мармеладова - боль за то, что его, однажды выгнав из человеческой
компании, уже больше никогда в неё не допустят. Перед нами оскорблённый
человек, но сохранивший чувство собственного достоинства, глубоко сознающий
своё падение, но не в силах ничего изменить. Осмелишься ли осудить
человека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине?
Это человек, а в нём не хотят видеть человека. Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят
красные пятна на её лице, которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о
жене мы узнаём, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском
дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения,
оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти
мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова. "Можете судить по тому, до
какой степени её бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и
фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и
руки ломая, пошла! Ибо некуда было идти". Но облегчения не наступило и
после замужества: муж выгнан со службы и пьёт, грозит выгнать квартирная
хозяйка, бьёт Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит
ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяние и безвыходность. Катерина
Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому,
когда Соня вернулась с деньгами, она "весь вечер в ногах у неё на коленях
простояла, ноги ей целовала, встать не хотела". Мармеладов даёт жене точную
характеристику, говоря, что она "горячая, гордая, непреклонная". Но
человеческая гордость её, как и Мармеладова, попирается на каждом шагу, о
достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и
сочувствия у окружающих, "некуда идти" Катерине Ивановне, везде тупик.
Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не
случайно останавливает внимание читателей на их портретах: чистота и
беззащитность, показанные в портретах Сони и обманутой девочки, не
соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому
Раскольникову "странно и дико было смотреть на такое явление". Соню толкает
на панель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Её будущее
безрадостно, как и будущее обманутой девочки. Оно укладывается в формулу:
"больница... вино... кабаки и ещё больница... года через два-три - калека,
итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с... "Достоевский убедительно
показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной
насмешки, противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга
"враждебно и с недоверчивостью". Все, кроме Раскольникова, слушают
"забавника" Мармеладова, "фыркая", "улыбаясь", "зевая", а, в общем,
равнодушно. Так же равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки
умирающего Мармеладова. Во сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь
секут "с наслаждением", "хохотом и остротами". Роман" Преступление и наказание" отразил тревогу Достоевского за будущее
человечества. Он показывает, что такой жизнью, которой сейчас живут
"униженные и оскорблённые" жить дальше нельзя. "Опираясь на реальный
материал действительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие
всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во
внутренней природе людей, темы жизненного призвания человеческой личности,
страдания и протеста, эгоизма и самопожертвования, преступления и
наказания, вопросы общественных, духовных связей между людьми и их
разъединения, справедливого устройства социального мира и многие другие".
Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие"
Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-
реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и
справедливости. "Гениальность Достоевского,- писал М. Горький,- неоспорима,
по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру". Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной и
психической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания
человека. Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - это произведение,
посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки
мятущаяся человеческая душа к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни
заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему.
Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в
нем, в первую очередь, факт преступления нравственных законов, а не
юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям
являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня,
нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари дрожащие", а он, возможно,
"право имеющий". "Право имеющий" использовать других как материал для достижения своих
целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А. С. Пушкина, напоминающих
суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова:
Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно.
Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это
игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне
сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все. Итак, по
Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед
Богом, второе - убийство - перед людьми, причем как следствие первого. На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая
привела его в жизненный тупик. Теория эта стара, как мир. Взаимосвязь между
целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой
цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: "Цель
оправдывает средства". Собственно говоря, это высказывание является
квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными
возможностями, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить ее и
получить средства для достижения своих целей. При этом, однако, он
постоянно мучается одним вопросом: имеет ли он право на преступление
юридических законов? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через
иные препятствия, если исполнение его идеи ("спасительной, может быть, для
человечества") того потребует. Итак, "обыкновенный" или "необыкновенный" человек Раскольников? Этот
вопрос его волнует более старухиных денег. Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова, и автор
заставляет его самого в ней разубедиться. Писатель следует той же логике, с
помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Можно сказать, что
сюжет имеет зеркальный характер, сначала преступление христианских
заповедей, потом убийство, сначала признание убийства, затем постижение
идеала любви к ближнему, истинное раскаяние, очищение, воскрешение к новой
жизни. Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и
возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину:
через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения
смысла жизни, обретение счастья - краеугольный камень философии
Достоевского. Он не любуется им, не носится с ним, по выражению Разумихина,
как курица с яйцом. Достоевский, веря в искупительную очищающую силу
страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями
переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии
природы человеческой души. Проводником философии Достоевского в романе "Преступление и наказание"
является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожертвование. Силой
своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает
Раскольниковад до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников,
занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шопенгауэра. Ницше
создал теорию "белокурых бестий", "суперчеловека", которым все позволено.
Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая,
став господствующей идеологией третьего рейха, принесла неисчислимые
бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками
религиозных воззрений автора, имела и имеет огромное общественное значение. Достоевский показал внутренний духовный конфликт героя: рационалистическое
отношение к жизни ("теория о сверхчеловеке") вступает в противоречие с
нравственным чувством, с духовным "Я". А для того, чтобы остаться человеком
среди людей, необходимо, чтобы победило духовное "я" человека.
Ф. М. Достоевский
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О
Петербурге дворцов, палат, символе петровской эпохи писал А. С. Пушкин
("Медный всадник"), Н. В. Гоголь ("Невский проспект"), А. Белый
("Петербург"), А. Блок, А. Ахматова, О. Мандельштамм. В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и
Некрасову. Особенно близок Некрасов к изображению Петербурга Достоевского.
В романе "Преступление и наказание" мы встречаемся не с парадной стороной
этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами
- колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой
духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым,
полным сил. Он душит и давит. Он - соучастник преступлений, соучастник
бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, преступлений,
человеческих трагедий. Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров
меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и
символические цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нищеты, убожества
жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы,
желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая "похожая на шкаф или
на сундук" каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, Соня
Мармеладова пошла "по желтому билету", женщина-самоубийца с желтым испитым
лицом, желтоватые обои в комнате Сони, "мебель желтого отполированного
дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке
Лужина Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных
действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий. Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет "фамильного"
мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а
за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания,
которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу.
Умирая, Катерина Ивановна произносит: "Бог сам знает, как я страдала...".
Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении,
Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и
искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения,
воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся
после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных
героев произведения, превозмогает желтый цвет больного Петербурга. В их
больных лицах засияла "заря обновленного будущего", они готовы воспринимать
новую жизнь. Итак, образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"
символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором
разворачиваются события романа, с другой, является сам действующим лицом,
соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния,
возвращения в мир людей.
Ф. М. Достоевский
Тема "маленького человека" в произведениях Ф. М. Достоевского
Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А. С.
Пушкина ("Станционный смотритель"), Н. В. Гоголя ("Шинель"), М. Ю.
Лермонтова ("Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся
писателей Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимович стали
нарицательными, а тема прочно вошла в русскую литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской
литературе, но становится автором одной ведущей темы - темы "бедных людей",
"униженных и оскорбленных". Поэтому творчество Достоевского так цельно
тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий
человек, кто бы он ни был, как бы он низко не стоял, имеет право на
сочувствие и сострадание. Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе
"Бедные люди" обращается к теме "маленького человека". Главный герой романа
- Макар Девушкин - бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным
бесправием. Как и Гоголь в повести "Шинель", Достоевский обратился к теме
бесправного, безмерно униженного и забитого "маленького человека", живущего
своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Сам Достоевский писал: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя". Гуманистическая направленность "Бедных людей" была замечена критикой.
Белинский восторженно приветствовал Достоевского: "Это талант
необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим,
резко отделился от всей толпы наших писателей...". Социальная тема, тема "бедных людей", "униженных и оскорбленных", была
продолжена автором в "Преступлении и наказании". Здесь она прозвучала еще
сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины
беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную
часть старого Петербурга, клоаку столицы. И на фоне этого пейзажа
разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладных. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона
Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник
Мармеладов, которому больше "некуда идти" в жизни. Измученная нищетой,
погибает от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ивановна. Соня выпущена на
улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату,
готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она
чувствует отвращение. Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных
людей, встречающиеся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту
общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для
бедняков и бездонное море страданий,- это деньги. И чтобы их раздобыть, он
идет на преступление под влиянием надуманной идеи о "необыкновенных
личностях". Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных
человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался
в душу так называемого "маленького человека" и открыл в нем залежи
огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных
тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской,
но и во всей мировой литературе. Достоевский - гениальный писатель, рассматривающий больные стороны
современного ему общества и рисующий живые картины русской
действительности. Созданные автором образы "маленьких людей", проникнуты
духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека
и верой в его высокое призвание. Миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей
фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовности
человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание
лучших, достойных человека условий его жизни.
Ф. М. Достоевский
Теория Родиона Раскольникова и ее крушение
Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге.
Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа
трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Сам
Достоевский в письме издателю М. Н. Каткову четко перескажет сюжет будущего
произведения: "Молодой человек, исключенный из студентов университета и
живущий в крайней бедности, ...поддавшись некоторым странным неоконченным
идеям..., решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив
одну старуху..." При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет
употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и
сестре, уехать за границу и "потом всю жизнь быть честным, твердым,
неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству". В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы:
"студент, живущий в крайней бедности" и "поддавшись некоторым странным
неоконченным идеям". Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания
причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение
героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся
причиной ужасного положения Раскольникова. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни.
По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда
опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую,
революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, И
потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе
логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека,
одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами,
опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на
неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство
старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере.
Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию:
преступление, которое совершил Раскольников - это низкое, подлое дело, с
точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно,
преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим
преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал
отверженным, изгоем. "Я не старуху убил, я себя убил",- признался он Соне
Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить. Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей.
Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый
человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все
напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое
приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей
идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя
подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и
сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И
он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен
будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду
людей. По логике его теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду и,
следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и
на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей
теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть,
убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о
том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит
их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как люблю я их!
Отчего теперь я их ненавижу?" Человеческая натура его здесь наиболее остро
столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому
Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя.
Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова
убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит
преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас
деяния Раскольникова. Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя, потому
что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать,
какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта
идея, какой преступной. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь
победила теорию.