Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
p> Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы, Все судьбы в единую слиты. У братских могил нет заплаканных вдов, Сюда ходят люди покрепче. На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче?...
Значительное место в поэзии Высоцкого занимает сатира, в которой поэт
высмеивает различные пороки общества: пьянство, бескультурье, хамство,
сплетничество:
Ходят сплетни, что не будет больше слухов, И ходят слухи, будто сплетни запретят...
Ни для кого не секрет, что он был болен алкоголизмом, принимал наркотики.
Но он никогда не жаловался на свою судьбу. Были моменты, когда поэт был
близок к самоубийству:
Даже от песен стал уставать, Лечь бы на дно, как подводная лодка, Чтоб не могли запеленговать...
Много было у Высоцкого друзей. Были среди них настоящие, но были и
"однодневки", случайные собутыльники, и те, кто после его смерти стали сами
себя называть "друзьями Володи". Вот эти-то "друзья" и не давали ему
печататься в годы опалы. А настоящим своим друзьям он посвящал стихи:
Он не выше ни званьем, ни ростом, Не за славу, не за плату. А на свой необычный манер Он по жизни шагал над помостом По канату, натянутому, как нерв!
Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене. Несколько стихотворений Высоцкого посвящено сталинским лагерям, точнее,
обитателям этих лагерей. Однажды ему рассказали историю удачного побега:
трое мужчин вырвались из лагеря. В долгих исканиях по тайге они голодали,
так как дичь попадалась редко. И старик, чувствуя близкий конец, заставляет
двух молодых людей поклясться, что когда он умрет, они разрежут его на
куски и будут есть его мясо, чтобы выжить и свидетельствовать. Вместе с
ними свидетелем выступает поэт. Высоцкий оставался смелым и прямым. Вот уже более десяти лет, как нет с нами Владимира Высоцкого, но он в
наших душах, в наших умах. Поэзия и весь облик его - это метафора поэтов 19
века. Высоцкий пел под гитару, но считал себя поэтом. Он и был поэт. Интересен тот факт, что если он писал песни о моряках, то моряки считали
его своим, если об альпинистах, то - альпинистом, если о заключенных, то
думали, что он "сидел". На самом деле ничего этого не было в
действительности. Он как очень талантливый человек как-то особым чутьем
угадывал тему, доносил до слушателя именно тот смысл, который был в ней
заложен. Это свойство говорит о необычайной талантливости этого человека. Высоцкий умер, безвременно ушел еще молодым. Но он вечно останется в
сердце благодарного народа.
Современная советская проза о Великой Отечественной войне
В 1995 году будут праздновать 50-летие великой победы русского народа,
победы в Великой Отечественной войне. Столько лет прошло, но не может
стереться в памяти та великая эпоха, тот великий подвиг русского, точнее
советского (так как это происходило в определенную эпоху) народа. Многие писатели, поэты посвящали теме подвига советского народа в Великой
Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А.
Твардовский "Василий Теркин", К. Симонов "Живые и мертвые", В. Гроссман
"Жизнь и судьба", В. Некрасов "В окопах Сталинграда", Б. Васильев "А зори
здесь тихие", В. Быков "Обелиск", В. Астафьев "Звездопад" и многие, многие
другие. Пожалуй, трудно назвать писателя советской эпохи, который бы не
обращался к этой теме.
Нам свои боевые не сносить ордена, Вам все это, живые, нам - отрада одна: Что не даром боролись мы за Родину-мать...
Эти строки А. Твардовского Константин Воробьев предпослал одному из лучших
своих произведений - повести "Убиты под Москвой", воскрешающей события
печального, самого тяжелого и трагического периода Великой Отечественной
войны. Действие повести происходит под Москвой в ноябре 1941 года. Рота
кремлевских курсантов (240 человек, и все одного роста - 183 см) идет на
фронт. "И от того,- писал В. Астафьев,- что она не просто рота, трагедия ее
по-особому страшная, и хочется кричать от боли. В иных местах, читая
повесть, хочется загородить собою этих молодых ребят, вооруженных
"новейшими винтовками". СВТ, которые годны были только для парадов, и
остановить самих курсантов, идущих на позиции с парадным,
шапкозакидательским настроением". Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то
на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то
выхватывает из безликого множества одно-два веселых лица, дает услышать нам
чей-то звонкий мальчишеский голос, и тотчас сама рота - отвлеченная
армейская единица - становится для нас живым организмом, полноправным и
полнокровным действующим лицом повести; то остановит взгляд на главном
герое - Алексее Ястребове, несущем в себе "какое-то неуемное притаившееся
счастье,- радость этому хрупкому утру, тому, что не застал капитана и что
надо было еще идти и идти по чистому насту, радость словам связного,
назвавшего его лейтенантом, радость своему гибкому молодому телу в статной
командирской шинели - "Как наш капитан!" - радость беспричинная, гордая и
тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел его
издали". Это переполняющее героев чувство радости все больше усиливает
открывающийся уже на первых страницах трагический контраст, резче
обозначает два полюса - молодой, бьющей через край жизни и неизбежной -
всего через несколько дней - смерти. Ведь мы-то знаем о том неумолимо
страшном, о чем не знают еще сами курсанты, что ждет их там впереди, куда
так весело идут они сейчас. Знаем сразу, по одному названию, уже
начинающемуся с жуткого в своей неизбежной определенности слова - убиты.
Контраст становится еще резче, а ощущение надвигающейся трагедии достигает
осязаемой почти плотности, когда мы сталкиваемся с обескураживающей
наивностью курсантов. Они, оказываются, в сущности мальчики еще, одевшие
военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени. Чеканным гвардейским шагом перешагнув черту, отделяющую прошлое от
настоящего, мир от войны, герои К. Воробьева внутренне, существом своим
остались там, за чертой, в такой далекой уже и такой еще недавней мирной
жизни. Сознание их не могло сразу вместить всего происходящего, всего, что
обрушила на них вдруг жестокая действительность войны. Слишком отличалась
она от привычных, сложившихся представлений. "В душе Алексея не находилось
места, куда улеглась бы невероятная явь войны". Эта "невероятная явь войны" явилась неожиданностью не только для
молоденьких бойцов и лейтенантов, но в значительной степени и для
командиров. Потому-то, видимо, не смог до конца сориентироваться в
сложившейся обстановке бравый и решительный командир, капитан Рюмин,
застрелившийся после гибели роты. Многое, очень многое произойдет за эти несколько дней, очень существенное
и важное, что перевернет, перепашет душу героев. И все это будет в первый раз. Первые погибшие товарищи и первый убитый в
рукопашной схватке враг; первый бой и первый безумный, животный страх
смерти; впервые испытанное чувство полного душевного опустошения после
страшной гибели роты и после собственного малодушия и первый - один на один
- бой с немецким танком. Сцена гибели роты написана прозаиком поразительно сильно. Смерть мальчишек
в железном кольце немецких танков ужасает, ужасает именно своей
правдивостью, своим реализмом. От этой повести, как от самой войны болит сердце и хочется лишь
единственного: чтобы это никогда не повторилось. Невольно вспоминаются
слова, сказанные Л. Н. Толстым в "Севастопольских рассказах": "Война есть
противное человеческому естеству состояние".
В. Шукшин
Нравственная сила добра (по произведениям В. Шукшина, А. Алексина, Г.
Щербакова)
Черствость души - самая страшная болезнь на свете. А. П. Чехов говорил:
"Спешите делать добро". Если мы будем сначала просто не обращать внимание
на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что
потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы
убьем в себе самое ценное качество - способность делать добро. Это
огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую
уже не пробьются мольбы о помощи. После потери доброты происходит
неминуемая потеря нравственности. Такой человек способен уже на все.
Необходимо бороться с этим, не допускать перерождения человека, и не
удивительно, что очень большая часть произведений современных писателей
посвящена этой теме. Авторы призывают нас быть добрее, душевнее друг с
другом, вспоминая историю, уроки прошедшей войны. Одним из таких авторов был В. Шукшин. Это был человек с многогранным
талантом: актер, режиссер, писатель. От всех его созданий веет душевной
теплотой, искренностью, любовью к людям. Однажды писатель скажет: "Каждый
настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной". Вот этой-то
болью за людей, за их порой пустую и никчемную жизнь, проникнуты рассказы
Шукшина. В сборнике рассказов "Беседы при ясной луне" Шукшин показывает нам новый
тип героя. Это "чудик" (есть у него и рассказ с таким названием). Чудики
Шукшина - это люди, стремящиеся создать "праздник души", живущие просто,
естественно, не делая другим зла. Таковы герои рассказов "Чудик",
"Микроскоп", "Мастер". Но их стремления сделать "людям как лучше" постоянно
натыкаются на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность. Таково,
например, столкновение "Чудика" с женой брата Зоей Ивановной, за что-то
невзлюбившей Чудика. К этому же типу героев принадлежит и герой сценария
"Калина красная". Егор Прокудин в "Калине красной" - образ человека, глубоко переживающего.
Из темного воровского мира он шагнул в новое и светлое. Его душа осталась
чистой, он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает, что истинная
доброта и нравственность не могут исчезнуть. Герой произведения "Живет
такой парень..." поражает непосредственностью и добротой. Он может что-то
наивно "загнуть", но в душе он прекрасен. Василий Шукшин, показывая таких
людей, заставляет поверить в добро, в его силу. В этом отношении очень интересна и повесть А. Алексина "Больные и
здоровые". Автора интересуют нравственно больные люди, тот огромный вред,
который они приносят. В больнице работает молодой талантливый хирург под
руководством безнравственного и бездарного человека. Думая только о своем
благополучии и спокойствии, человек забывает о том, что он носит белый
халат, что его дело - лечить людей. Чтобы в срок сделать ремонт, он
закрывает больницу и буквально выгоняет больных. Когда под окнами больницы
происходит авария, он вместо того, чтобы немедленно отправить пострадавших
в операционную, дает указание переправить их в другую больницу, так как
боится, что они могут умереть, а ему тогда "влетит". Этому человеку
противостоит молодой специалист. Конфликт был очень острым. Автор без
прикрас показывает, как главврач пользуется поддержкой высокопоставленных
особ. Велики его нравственные преступления. Сами больные тоже сумели
выступить против зла. И тем самым автор призывает нас бороться, а не
закрывать глаза на безнравственность, он пишет о силе добра и благородства,
помогающей спасти людей, вырвать их из беды. В повести Г. Щербакова "А вам и не снилось" показано неправильное
понимание нравственности взрослыми. Их нечуткое отношение к душам любящих
привело к трагедии. Не дали соединиться двум любящим сердцам, и это привело
к гибели одного из героев. Конец этой повести является призывом ко всем
нам. Как хочется крикнуть: "Люди, будьте добрыми друг к другу, будьте
чуткими!" Нравственность и доброта - великие силы, и надо правильно их
понимать. Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают
его. "Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия
человека",- говорил Саади.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество А. Солженицына
Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то
по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в
русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые
представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга
раскрывала всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все
еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. После всего, что
было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой
эмоционального воздействия, с одной стороны, документального свидетельства,
с другой - искусства слова, после того, как в памяти запечатлелся
чудовищный, фантастический мартиролог жертв "строительства коммунизма" в
России за годы советской власти - уже ничего не удивительно и не страшно! ...Краткое жизнеописание Александра Исаевича таково: дата рождения -
декабрь 1918 г., место рождения - г. Кисловодск; отец происходил из
крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным
хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону
физико-математический факультет университета, одновременно поступает
заочником в Московский институт философии и литературы. Не закончив в
последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945-й командует на
фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании
капитана арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден
на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и пересылке, три -
в тюремном НИИ и четыре самых трудных на общих работах в политическом
Особлаге. Затем был в Казахстане "навечно", однако с февраля 1957 г.
последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После
появления в 1962 г. Произведения "Один день Ивана Денисовича" был принят в
Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в "Самиздат" или
печатать в Зарубежье. В 1969-м из СП исключен, в 70-м удостоен Нобелевской
премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома "Архипелага
ГУЛАГ" насильственно изгнан на Запад. До 1976 г. жил в Цюрихе, затем
перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю
полосу России. Таков нелегкий жизненный путь писателя. Его творчество возвращается на
Родину. Хорошо, что это происходит при жизни Александра Исаевича и вселяет
надежду на его возвращение из принудительного изгнания. В преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений
с подзаголовком "Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново
проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые".
К 1988 г. Вышли в свет уже 18 томов. Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе
форма - "полифоническая с точными приметами времени и места действия", из
пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле
является "В круге первом", ибо "Архипелаг ГУЛАГ" согласно подзаголовку -
"опыт художественного исследования", эпопея "Красное колесо" -
"повествование в отмеренных сроках". "Раковый корпус" - по авторской воле,
"повесть", а "Один день Ивана Денисовича" - даже "рассказ". Роман "В круге первом" писался 13 лет и имеет семь редакций. Сюжет состоит
в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать
о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы.
Подслушанный и записанный на пленку разговор, доставляют на "шарашку" -
научно-исследовательской учреждение системы МГБ, в котором заключенные
создают методику распознания голосов. Смысл романа разъяснен зэком:
"Шарашка - высший, лучший, первый круг ада". Володин дает другое
разъяснение, вычеркивая на земле круг: "Вот видишь круг? Это - отечество.
Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг
не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого
человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех..." "Один день Ивана Денисовича" задуман автором на общих работах в
Экибастузском особом лагере. "Я таскал носилки с напарником и подумал, как
нужно бы описать весь лагерный мир одним днем". В повести "Раковый корпус" Солженицын выдвинул свою версию "возбуждения
рака": сталинизма, красного террора, репрессий. Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за
происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает
нас: не потеряйтесь в истории. "Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого
насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно:
оно непременно сплетено с ложью",- писал А. И. Солженицын. а нужно сделать
простой шаг: не участвовать в лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в
мире,- но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее:
победить ложь! Солженицын и был таким писателем, который победил ложь.
В. Быков
Нравственный выбор героев в повести В. Быкова "Сотников"
"Война есть противное человеческому естеству состояние",- писал Л.
Толстой. и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война
приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для
человека. Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего
творчества В. Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его
повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и др. В повести
Быкова "Сотников" подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого
героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной
страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и
не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью
проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих
убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает
Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену.
Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где
личное благополучие становится выше всего, где страх за свою жизнь
заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким,
каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его
гражданская стойкость. Идя на выполнение задания, они по-разному реагируют на предстоящую
опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен
к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь
"ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне готов к тому, чтобы
совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным
долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было собрать в себе последние
силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе, зачем тогда жизнь?
Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относится к ее
концу". В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака,
прошли свой смертельный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства
только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить, почувствовал следователь-
предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: "Сохраним жизнь.
Будешь служить Великой Германии". Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а
его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал
следователю. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего.
Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь - хитрым и
жестоким. Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало
для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в
отношении к людям, оказавшихся рядом. Перед казнью Сотников потребовал
следователя и заявил: "Я - партизан, остальные тут ни при чем". Следователь
приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию. Рыбак
старался убедить себя, что он не предатель, что убежит. В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в
праве требовать от других то же, что с себя. Рыбак стал для него не
сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал
чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он
не хотел, чтобы о нем плохо подумали и разозлился только на выполнявшего
обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: "Прости, брат". "Иди ты к
черту!" - следует ответ. Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне
человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали и
остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что
"подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что
творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером
Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и
гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам.
Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с
врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге,
искупление вины. Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге
и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный
психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли
или реплики - одно из самых сильных качеств повести "Сотников". Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть "Сотников" специальный
приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое
нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная
нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания
за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли,
которой поддался Рыбак: "Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она
ничего не изменит". Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют
смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей,
сохраняет в них веру.
Е. Замятин
Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного
устройства (по роману Е. Замятина "Мы")
Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распознать его
очертания. Сколько писателей из разных исторических эпох пытались
приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, пытались предугадать то,
что не дано знать никому: Кампанелла "Город Солнца", романы Жюля Верна,
Оруэлл "1984", Н. Г. Чернышевский "Что делать" и другие. Таким писателем-фантастом был и Е. Замятин. неудовлетворенность настоящим,
советской действительностью, заставила его задаваться вопросом: каким
должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым, чтобы осуществить
свои надежды, реализовать идеалы? Один из возможных ответов на этот вопрос
- знаменитый "четвертый сон" Веры Павловны из романа Чернышевского "Что
делать?". Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из
классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и металла. В романе "Мы" в фантастическом и гротесковом облике предстает перед
читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных
мира сего: "Жизнь должна стать стройной машиной и с механической
неизбежностью вести нас к желанной цели". К сожалению, в таком обществе нет
ничего, что бы не предвещала уже современная писателю реальность. Перед
нами разворачивается "математически совершенная жизнь" Единого Государства.
Символический образ "огнедышащего интеграла", чуда технической мысли и,
одновременно, орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная
техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток
машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без
любви, без души, без поэзии. Человеку - "нумеру", лишенному имени, было
внушено, что "наша несвобода" есть "наше счастье" и что это "счастье" - в
отказе от "я" и растворении в безличном "мы". Внушено, что художественное
творчество - "уже не беспардонный соловьиный свист", а "государственная
служба". А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная
обязанность, выполняемая сообразно "табелю сексуальных дней". Роман Замятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей
человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства.
"Однотипность" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов
общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими очами
"хранителей". Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послереволюционной
действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже
обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткновения для
писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централизацию
политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была
временной и вынужденной в условиях гражданской войны и хозяйственной
разрухи. Но Замятину (и не только ему в ту пору) представлялось, что
другого выбора не будет и что людям навязана единственная модель
дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма. Роман Замятина приобрел особую цену и поучительность в следующем смысле:
как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности
уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилия над
человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории
показали, что тревоги писателя не были напрасными. Наш народ пережил и
горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх,
и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прошлое.
Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выборы,
"хранители", которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин
показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где
игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является
неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить,
быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти
находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее,
что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и
сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при
любом режиме. Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой
побуждает на борьбу. У Замятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников.
Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества. Жизнь -
это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем
разлагающее время застоя. Есть в романе еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это тема
экологической тревоги. "Антиобщество", изображенное в книге, несет гибель
естеству жизни, изолируя человека от природы. Автор мечтает выгнать
"обросших цифрами" людей "голыми в леса", чтобы они учились там у птиц,
цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может восстановить внутреннюю
сущность человека. Автор романа "Мы" принадлежит к тем крупным художникам, кто усиленно
приковывал внимание к "вечным ценностям" в условиях глобальных исторических
сдвигов XX столетия. В свое время роман не был принят. Очень дорого
обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к
сомнениям Замятина. Автор на своих "запретных" страницах выстраивает
непрерывную цепочку времени, не прослеживая которую нельзя понять ни
настоящего, ни будущего. Произведения, подобные роману "Мы", пробившиеся к
нам из небытия, позволят "по-новому" взглянуть на события истории,
осмыслить роль человека в них. "Мы" - предостережение против отказа
сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в
совокупность "винтиков". Такие произведения, как "Мы", "выдавливают" из
человека рабство, делают его личностью. Уезжая в эмиграцию, Замятин (как он об этом писал Сталину) надеялся, что,
может быть, вскоре вернется,- "как только у нас станет возможно служить в
литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у
нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова". Замятин смог
вернуться на родину лишь с концом "ига разума" и началом распада Единого
государства. Посмертно.
Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг.
Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово
"деревня"? Сразу же вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные
поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие
мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или
дедушка, живущие в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее,
работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько
трудно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется
приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты. Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни
восхищались деревенской природой и "учились в истине блаженство находить",
иные видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы
- серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не
ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать,
что именно коллективизация заставила писателей взяться за перо. Вспомним "Поднятую целину" Шолохова, "Котлован" Платонова, поэмы
Твардовского "По праву памяти" и "Страна Муравия". Эти произведения,
казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского крестьянства,
показать положение деревни. Но все же эта тема остается для нас загадкой,
ведь о "великом переломе" принято было умалчивать:
Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить. Живую быль. И чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль - забыть.
Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в
современности, в нашей сегодняшней жизни. В повести "Прощание с Матерой" В. Распутин ставит перед читателем вопрос:
нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили поставить
на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как
можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня должна уйти под воду, а жители
переселиться в другую деревню. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они
этого: приказали - будь добр, подчиняйся! Интересно, что жители по-разному
отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою
жизнь, не могут просто расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок,
каждая березка, здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести
старуха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда
старая Дарья украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как
мучительно рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни! Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что наука
важнее природы, и они должны переселиться во что бы то ни стало. Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения
в жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который не могли взять ни
топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и не сломился. Но так ли вечна
природа? В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но
судьба Матеры - ведущая тема этого произведения. Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную деревню в
период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в
шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором
Ровбой, главным героем произведения В. Быкова "Облава". Сначала Хведор
теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо
озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но
Хведор вытерпев и пережив все, опять возвращается на Родину. Вообще,
главной чертой русских крестьян является то, что они не могут жить без
родной земли. К этой же теме примыкает рассказ А. И. Солженицына "Матренин двор".
Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе
крестьянки Матрены, и читатель может увидеть деревенскую жизнь глазами
интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость ее жилища. Это была
темная комната, в которую свет попадал только из окна, это многочисленные
тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади
остались гражданская война, коллективизация. Неужели в пятидесятые годы
крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженного
хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно-белого
цвета да колченогая кошка - вот весь скот Матрены. Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но не
считалась инвалидом, она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не
полагалась. А для того, чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было
обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам писатель, "много
было наворочено несправедливости с Матреной". Но несмотря на все тяготы жизни Матрена не озлобилась: она настолько добра
и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о
себе в самую последнюю минуту, лишь бы ее квартиранту было хорошо. Но злость и жадность окружающих погубили крестьянку. Во время перевоза
горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и Матрена. В конце рассказа автор пишет, что именно на таких крестьянах, как Матрена,
держится деревня, держится земля.
Художественное своеобразие и историко-философская проблематика " Песни про
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Поэма 1837 года "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова" в контексте всего творчества поэта
воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским
фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30-х годов прошлого века.
Глубокий кризис переживала страна. Находясь "на перепутье", которое мрачные
умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти
выход, опираясь на "внутренние ресурсы". Дворянская и народная культуры в
России были разделены глубокой пропастью: у нас не было того среднего
класса, буржуазии, который в Европе "соединял" аристократию и
простонародье, обеспечивал взаимопроникновение культурных традиций и
этических принципов. В 30-е годы такую роль "посредника" взяла на себя
литература. Каким обостренным интересом к народу, его жизни и творчеству
ознаменовался несчастный холерный 1830 год! Пушкин обратился к сказкам;
появился Гоголь, написавший "Вечера на хуторе близ Диканьки", которыми
зачитывалась вся Россия; появляются "собиратели народных сказаний"...
Выбор исторического периода для сюжета "народной" поэмы вполне
понятен: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его
заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал символом деспота,
тирана, самодура. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес
Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт стремится сопоставить Русь времен
древнего тирана и Россию, управляемую "просвещенным" государем Николаем I.
Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница
масштаба личности "тогда" и "теперь". Все герои "Песни..." — прежде всего
яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя в сфере
зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, или в
сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый
герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема
гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается
психологически.
Одна из важнейших характеристик героев "Песни..." — их принадлежность к
клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную
составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и
его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как
оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана
Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок.
Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его
братья.
Бесконечно важна вся система нравственных ценностей, согласно которой
живут Степан Парамонович и его мир. Превыше всего — честное имя; каждый
человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками
своими за каждый свой шаг. Какой силой, каким могуществом и бесстрашием
наполняет человека это сознание!
Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану.
Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду:
А из роду ты ведь Скуратовых
И семьею вскормлен Малютиной!..
Имя Малюты Скуратова, страшного приспешника Ивана Грозного, наводило ужас
на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения
Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя,
один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными
правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной
безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич, ощущая за своей спиной
всю опричнину и самого царя.
Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела,
любовной интриги. Оно становится причиной столкновения частного человека и
всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан
Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его
установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной им своей
дружине.
Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно,
что ни на секунду не допускает мысли отомстить обидчику иначе, чем в
открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы.
Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит себе бороться
этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Обещав перед
всем народом праведный суд за бой:
“Кто побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, тому Бог простит!”,
он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и
опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим,
нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.
Показательно, что решило исход битвы само моральное превосходство
Калашникова:
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло...
Потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое
убеждение: "Не в силе Бог, но в правде."
Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он
восхищается Аленой Дмитревной, для которой позор имени страшней
личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей ты меня, или выслушай!
Твои речи — будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюся твоей немилости...
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!
Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться "за
святую правду-матушку", и бесстрашной верностью его братьев:
Ты наш старший брат, нам второй отец;
Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
А уж мы тебя родного не выдадим.
Вот они — истинные русские характеры. Лиц не видно только в толпе,
народ же начинается с индивидуальности каждого человека, с чувства личной
ответственности и перед своей совестью, и перед семьей, и перед людьми.
Общество, ненавидящее личность, по мнению Лермонтова, само обрекает себя на
гибель, на абсолютную моральную деградацию.
"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова" написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму
к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие "Песнью" "доброго
боярина и боярыню его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы.
Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного
народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых
оцениваются персонажи "Песни...", не лично авторские, а обобщенно народные.
Это многократно усиливает торжество "правды-матушки" в сказании, ибо
поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал
фактом народной истории.
Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
В творчестве этих двух русских писателей прослеживается одна общая тема
-тема любви. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям
бунинских рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы.
Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться и навсегда, что происходит
во всех рассказах Бунина. Все его герои живут в ожидании любви, ищут её и
чаще всего, опалённые ею, гибнут. Любовь у писателя долго не живёт в семье,
в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души
влюблённых, приводит их к трагическому концу гибели, самоубийству, небытию.
В творчестве Куприна в каждом из героев есть сходные черты: душевная
чистота, мечтательность, пылкое воображение, соединённая с непрактичностью
и безволием. И яснее всего раскрываются они в любви. Все они относятся к
женщине с сыновьей чистотой и благоговением. Готовность погибнуть ради
любимой женщины, романтическое поклонение, рыцарское служение ей и в то же
время недооценка себя, неверие. Мужчины в рассказах Куприна как бы меняются
местами с женщинами. Это энергичная, волевая "полесская колдунья "Олеся и"
добрый, но только слабый" Иван Тимофеевич, умная, расчётливая Шурочка
Николаевна и "чистый, милый, но слабый и жалкий" подпоручик Ромашов. Все
эти купринские герои с хрупкой душой, попавшие в жестокий мир.
Через всё творчество этих двух русских писателей проходит тема чистого и
прекрасного чувства. "Всякая любовь-великое счастье, даже если она не
разделена эти слова из рассказа "Тёмные аллеи" Бунина могли бы повторить
все герои.
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?
В драме Островского показан сложный, трагический процесс раскрепощения
оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлёты сменяются падениями,
здесь сказывается и живучесть морали" тёмного царства", и шаткость этой
морали. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит
мотив народной песни - мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со
полуночи..."):"Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?"; "Зачем
ты моей погибели хочешь?"; "Ты меня загубил!" Каким же сильным должно быть
её чувство, если она во имя него идёт на верную гибель! "Не жалей, губи
меня!" -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не
всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини. А каковы первые слова
Катерины? Вслушаемся в них внимательно: "Для меня, маменька, всё одно, что
родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон
произносит свои оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и
вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы". Катерина
говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки. Но с каким достоинством,
как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на "ты" (как
к равной),и стремление к ясным, доброжелательным человеческим отношениям. В
первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем
себе Катерину как покорную жертву, человека со сломанной волей и
растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит,
безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот
она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным
характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы
проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не
прячется, не таиться, но "громко, во весь голос" зовёт любимого: "Радость
моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!" Нет, она не чувствует
себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что всё потеряла, что
нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне теперь жить, ну для
чего? "Борис говорит о себе: "Что обо мне-то толковать! Я вольная птица". В
сцене свидания Катерина ему завидует: "Ты вольный казак". Но, по сути дела,
кто из них двоих более свободен?
Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: "Нельзя мне, Катя. Не по
своей воле еду: дядя посылает... Не застали бы здесь!". Борис скован
страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над силами
"тёмного царства". "Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!" Характерно
здесь слово "нехорошо": жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины,
безнравственно. "А поймают меня, да воротят домой насильно... "Как страшно
звучит здесь это слово -поймают, словно не о человеке идёт речь! При мысли
о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает: "Ах, скорей,
скорей!" Жажда освобождения торжествует и над тёмными религиозными
представлениями. Катерина проникается убеждением в своём праве на свободу
чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. "Всё равно, что смерть
придёт, что сама...а жить нельзя! "-размышляет она о самоубийстве, которое,
с точки зрения церкви, является смертным грехом. И далее она подвергает
сомнению это представление: "Грех! Молится, не будут? Кто любит, тот будет
молиться... "Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными
запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не
раскаяние в совершённых грехах, - они обращены к любимому: "Друг мой!
Радость моя! Прощай!" Так свободное от предрассудков, живое и сильное
чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут "тёмного царства"
на волю.