Сборник рефератов

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

p>ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

(опыт субъективного анализа)
История сделалась теперь как бы основанием и единственным условием всякого живого знания...

В.Г.Белинский

В нашем классе за семь лет сменилось не менее десяти учителей истории.
Среди них были неплохие, даже, может быть, хорошие, но почему-то никто из них мне не запомнился по-настоящему. С одной стороны, мне как ученику, хорошо знающему предмет, было достаточно свободно. Ведь учителя меня любили и разрешали заниматься на уроках тем, чем я хотел. Но порой становится обидно: ведь я так и не встретил ни одного историка, историка по призванию.
Уже само то, что в нашем классе сменилось так много преподавателей, очень плохо. Только успел привыкнуть к учителю, завоевать у него авторитет, как у него уходит. Приходиться начинать сначала. Конечно, учиться полноценно в таких условиях трудно. Но это, так сказать, объективные причины. Хуже другое. Учителя мало обращали внимания на то, чтобы внушить ученикам понимание важности предмета. Я не говорю об учащихся, которым все равно, чем занимать время в школе, лишь бы скорее оно кончилось. Но даже хорошие ребята не задумываются над тем, что дает нам история, почему важно знать историю как можно лучше.
Напротив, после того, как экзамен по истории заменили собеседованием, а учебник безнадежно устарел, отношение к этому предмету стало как бы развлекательным: что там эдакого нам сегодня преподнесут.
Конечно, мы записывали определения истории, высказывания об этой науке великих мыслителей, но этого совершенно недостаточно! А вопрос о роли истории в жизни людей трудный. Я не один месяц размышлял над ним, пока не понял, как беден был бы мой внутренний мир, кругозор, как трудно было бы ориентироваться мне в жизни без знаний о прошлом. А сколько непоправимых ошибок и преступлений могли не совершить люди, вершащие историю, если бы хоть немного знали ее! Трагедии, случившиеся после революции в нашей стране, в других государствах могут повториться, если не сделать вовремя нужных выводов. А как их сделать без изучения истории!
Я считаю, что преподавателям следовало бы посвятить несколько уроков только этому вопросу, а потом постоянно возвращаться к нему. А что было у нас? Большинство учеников не любило истории, считало ее второстепенным предметом. И только необходимость заставляла их учить урок, вернее зубрить. Ведь историю нужно понимать, а этому научить очень не просто.
Но зато труд окупается сторицею. Успех будет только тогда, когда учащийся научится улавливать внутреннюю связь событий, понимать закономерность исторических процессов, сравнивать, сопоставлять эпохи, извлекать из прошлого уроки на будущее. Легко заметить, что пересказать параграф сможет большинство, но анализировать и доказать свое мнение - лишь единицы.
Подобное происходило и с картой. Требовали умения работать с ней, знания номенклатуры, но ведь карту учат постоянно, годами. А мы работали с ней урывками, от случая к случаю. То же и с заучиванием дат. Ученики умудрялись путать не только десятилетия, но и столетия. А ведь ясно, что все даты не запомнишь. Их следует понимать и чувствовать, когда, в какое время могло произойти то или иное событие.
Мне думается, что было бы очень полезно, если бы на уроках истории чаще пользовались примерами из литературы, привлекали знания по естественным наукам. Они ведь так могли пригодиться на уроках, посвященных культуре и науке.
Конечно, бывали у нас по-настоящему интересные, запоминающиеся уроки. Мне особенно нравилось, когда показывали фильмы, водили на экскурсии, зачитывали подлинники документов, приносили предметы старины. Конечно, таких уроков было меньшинство. Я знаю, что учителя загружены. Но порой даже один новый факт, упоминание об интересной статье или книге могут скрасить занятие.
Мне вспоминается один из уроков, когда молодая учительница принесла очень красивый крест работы семнадцатого века. Все очень оживились. Но она неверна, истолковала нашу радость. «Разве вы, ребята, не понимаете, что монахи заставляли насильно мастеров работать на церковь?». Было это еще до нового отношения к религии и церкви. У меня сразу пропал всякий интерес.
Разве может не понимать учитель, проучившись, пять лет в институте, что люди средневековья искренне верили во Христа и считали за честь работать для церкви? Разве создали бы свои шедевры художники Возрождения, не будучи убежденными, в святости своего дела? Чтобы научить учеников любить историю, надо, прежде всего самому знать и любить ее!
Хотелось бы еще добавить об экзамене. Мне думается, он нужен. Я слышал, что в некоторых странах дети учатся не по одному, а по нескольким учебникам истории, сравнивая точки зрения. Скорее бы наши ученые создали правдивые и интересные книги!
Можно было бы еще бесконечно говорить об этом близком мне предмете, но для меня сейчас важнее другое. Как добиться, чтобы мои будущие ученики любили и понимали историю?

СУДЬБА КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мой дед землю пахал.
И.С.Тургенев.

«Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал...» Со мной случилось почти также, как с героем поэмы Некрасова « Дедушка». Только я увидел портрет прабабушки и прадедушки в комнате своей бабы Веры. Она живет в Саратове, и прежде приезжала к нам сама. А в это лето мы гостили у нее.
Долго рассказывала она мне о своих родителях. С удивлением узнал я, что прадед мой Емельян был мужик смекалистый и деловой. Провоевал он на империалистической, потом в Красной армии на гражданской. Вернулся в свою
Андреевку. Взялся за хозяйство. Решили они с братьями построить мельницу. Сделали Емельян с Аксиньей и новый добротный дом. И вдруг коллективизация. До богатства моим предкам было еще очень далеко, но в списки кулаков их занесли все равно. Емельяна вовремя предупредили. И, передав малых детей родственникам, бросив все нажитое трудом тяжким, бежали они с прабабкой налегке. Сначала в Саратов, потом в Среднюю Азию, затем в Сталинград. Емельян работал на лесопилке, Аксинья хозяйничала в доме. Но еще долгие годы они дрожали при появлении любого официального лица. Рассказала мне бабушка и о том, как «кулаков» из деревни среди зимы бросали в диком поле на снег, как «бедняки» делили их добро, как скудела деревня.
Готовясь к этому сочинению, вспоминая прочитанное о коллективизации, я вдруг понял, насколько типична судьба моих предков. Не о подобных ли мытарствах рассказывает брат поэта Иван Твардовский в своих «Страницах пережитого»?
Или вот запомнившаяся мне «Облава» Василия Быкова. Моему прадеду
«повезло»: он выжил и остался на свободе. Миллионам не повезло. Их везли на
Соловки и Северный Урал, на лесоповалы и шахты. Там живые завидовали мертвым. Такова и судьба главного героя повести Хведора Ровбы. Получив надел, этот участник гражданской, подобно шолоховскому Титу Бородину,
«вцепился в хозяйство». Крестьянин богатеет, но это не по душе власть имущим. На Хведора накладывают такие налоги, что выплатить он их не в силах. За неуплату Ровбу с женой Ганнулей и десятилетней дочерью Оленькой вывозят на Север в лагерь. От нечеловеческих условий умирает сначала жена, потом дочь. Осиротев, схоронив близких, Хведор с фальшивой справкой на чужое имя бежит на родину. Его порыв и глубоко понятен, и необъясним. Ведь именно в тех краях «люди представляли для него наибольшую опасность в поле, деревнях, на дорогах», « а встречи со своими он теперь опасался больше всего».
Это чувство родины очень сильно в наших крестьянах. Очень кстати здесь сказать и о другом литературном герои из романа А.Солженицына «В круге первом»- Спиридоне. Этот человек, кажется, вместил в свою жизнь все изгибы нашей истории. Был рабочим, после революции стал крестьянином.
Побывал у зеленых, потом у белых, войну кончил у красных. Завел крепкое хозяйство, да погорело в пожаре все. Потому и избежал раскулачивания. Сам принял чин комиссара и раскулачивал. Но распоряжался плохо (тошно ему было от того, что творилось в деревне). За «нерадивость» попал первый раз в лагерь. Рыл каналы, потом сам стал конвоиром. После срока зажил счастливой жизнью с семьей. В войну попал в оккупацию, крестьянствовал сам по себе, поневоле сделался партизаном, затем с семьей попал в Германию. Так общественные потрясения швыряли людей, как щепки в бурю.
Были у Спиридона две привязанности: к семье и к Родине. Ради детей он и попал во второй раз в лагерь. Он вернулся из плена, заранее зная, что ареста не избежать. «Листовкам ихним (то есть советским) я на грош не верил, а что от тюрьмы - терпихи мне не уйти - знал, признавался он зеку
Нержину,- но так думал, что всю вину на меня опрокинут, дети - причем?
Меня посадят - дети нехай живут. Но заразы эти по-своему рассудили - и мою голову взяли и ихние». Так вытаптывались лучшие человеческие чувства.
Спиридон остался жив. По-иному сложилась судьба Хведора. Облава загоняет его в болото, где он и гибнет, воспринимая смерть как избавление.
Страшно читать о людях, которых обрекли на смерть от голода, или от непосильного труда, или от отчаяния.
Книги В.Белова, Б.Можаева, А.Платонова, рассказы В.Астафьева и произведения других писателей зримо и честно показывают эпоху «великого перелома в деревне», раскулачивания, трагедии нашего крестьянства.
Деревня раскололась по признаку бедняк-кулак, но еще больше по нравственному принципу. В романе Б.Можаева «Мужики и бабы» мы ясно видим такое противопоставление. Для одного из руководителей коллективизации
Возвышаева нет людей, есть только классовые враги и те, кого власть объявляет носителями нового общества. Ему ничего не стоит выгнать людей из дома и отправить неизвестно куда. Это же кулаки, не люди! Подобно же рассуждает местный активист Зенин. Когда раскулачивали Прокопа
Алдонина, у него случился сердечный приступ. Нужна помощь врача, но Зенин спокоен, цедит «сквозь зубы»: «Это он от жадности зашелся». Через некоторое время к Зенину прибегает Санька:

. Меортвай он! Мертва-ай!...Батюшки мои! Что же мы наделали?

. Ничего особенного. Одним классовым врагом меньше спокойно возражает

Зенин.
По-иному воспринимает происходящее Андрей Бородин. Сначала он внутренне сопротивляется беззакониям, но еще не в силах говорить против. Он лишь прячется от собраний актива. Но затем выступает уже открыто. Как и следовало ожидать, его объявляют «защитником класса эксплуататоров» и сажают в холодную.
Трудная судьба выпала нашему крестьянину. Очень многое неизвестно еще до сих пор, например, число жертв голода на Украине и в Поволжье в 1933 году.
Некоторые историки считают, что голод в начале тридцатых был выбран в качестве одного из наиболее эффективных методов борьбы с крестьянством, которое не хотело принимать коллективизацию и превращаться в бесправных поденщиков. Так ли это? Историки будут вновь и вновь обращаться к этой теме. И писатели скажут свое слово.
Литература дает нам возможность увидеть, и какой стала жизнь колхозников. Обратимся к известному рассказу А.Солженицына «Матренин двор». Дело происходит в 1956 году. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений. «Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь не облупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)». Судьба Матрены - горькая, типичная судьба русской крестьянки. Она потеряла мужа и шестерых детей. «Наворочено было много несправедливости с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но не, потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца». Но мужа не было уже пятнадцать лет, и добыть эти справки было хлопотно.
«Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию гоняли ее два месяца... Каждая проходка-день».
Рассказ этот- боль за искалеченные жадностью души людей, привыкших забирать имущество от живых хозяев. Так и родственники Матрены требуют, чтобы часть ее дома (горницы) была разобрана, не дожидаясь когда она умрет.
Все кончается трагически. Сломанная горница вывозится на тракторе. Но на переезде трактор застревает. В него врезается скорый поезд. Погибают
Матрена и еще два человека. Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства. «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда-то», но Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов. «Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была - спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер».
В произведениях В.Белова, В.Распутина, В.Липатова мы читаем о нелегкой жизни наших крестьян в 60-70 годы, об истреблении природы, покинутых деревнях. Но в них мы встречаем таких же простых и чистых людей, как
Матрена. Это истинные корни народа нашего, это те праведники, без которых,
«по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
События почти шестидесятилетней давности сегодня вызывают споры, борьбу, гнев и боль, как будто они произошли вчера. Это потому, что мы все, даже дети, чувствуем свои истоки в том времени. Ведь почти у каждого прадед, дед, а то и отец пахали землю. Читая о том времени, мы больше узнаем о своих предках, а значит, лучше понимаем себя. Не потому ли сегодня многим, как в песне, «снится деревня», а многие мечтают о собственной ферме.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОЙ СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ

Кто научился думать, того полностью лишить свободы нельзя.

Вл. Дудинцев.

Не так уж часто встречаются книги, чтение которых составляет впечатление беседы с мудрыми и понимающими тебя собеседниками. Еще реже попадаются книги-«друзья», что делают нас лучше и умнее. Я смогла бы по пальцам пересчитать такие. Из классики - «Война и мир», «Тихий Дон», некоторые повести А.Куприна. Из современной литературы - «Доктор Живаго»
Б.Пастернака, «Белые одежды» В.Дудинцева, «Факультет ненужных вещей» Ю.Домб- ровского, «Жизнь и судьба» В.Гроссмана. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что во всех разных произведениях есть нечто общее. Герои их трудно обретают нравственную свободу и нелегко делают нравственный выбор.
Долгие годы ищут свой путь в жизни Пьер Безухов и Андрей Болконский.
Мечется в борьбе Григорий Мелехов, платя свой и чужой кровью. Мучительно приходит к осознанию научной истины и своего долга Федор Дежкин из «Белых одежд». Эти и другие герои обретают внутреннюю свободу только тогда, когда делают свой жизненный выстраданный выбор. В этом сочинении я смогу высказаться только о некоторых героях романов Домбровского и
Гроссмана.
В романе «Факультет ненужных вещей» много действующих лиц. Больше всего меня поразил бывший археолог Георгий Николаевич Зыби. Уже то, что он мыслит, анализирует действительность, есть протест против сталинского режима. Как и миллионы, он безвинно попадает в заключение. В тюрьме, кажется, человеку труднее всего размышлять. Но для некоторых, оказывается, наоборот. Лишившись внешней свободы, они обретают огромную внутреннюю, потому что жизнь перед ними предстает по-иному.
Сменяются следователи, идут утомительные допросы, сыплются угрозы. Но
Зыбин ломает хитроумные ловушки палачей, опровергает их догмы, доказывает, что, попирая права человека на мысль, совесть, достоинство, система превращается в «факультет ненужных вещей». Арестант Зыбин бросает вызов всему караульному аппарату. Выстоять ему помогает тот выбор, который он сделал: лучше умереть, чем изменить своим нравственным принципам. И еще он думает о суде потомков над его временем и над ним лично. Что же, мы, нынешние «судьи», выносим свой приговор:
«Подсудимый Зыбин полностью оправдан. Он немногий из тех, кто достоин, носить высокое звание Человека!».
Еще более широко и обобщенно тему свободы и необходимости исследует Василий
Гроссман. Роман «Жизнь и судьба» огромный и по объему, и по количеству действующих лиц, читается удивительно легко и быстро. Автор рассматривает события, будто с высоты птичьего полета, но у него зоркие глаза орла, которые видят каждое движение души героев.
Критики отмечают, что писатель продолжает традиции, заложенные «Войной и миром». Из советских романов, пожалуй, лишь «Тихий Дон» превосходит масштабностью произведение Гроссмана. Следует также иметь ввиду, что оно осталось незавершенным. Лев Толстой писал о своей эпопее: это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, это то, что хотел выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Думается, и Шолохов, и
Гроссман могли бы подписаться под этими словами.
Осью повествования романа «Жизнь и судьба» являются события под
Сталинградом. Но писатель смело проникает и в Москву, и в другие города, и в фашистский концлагерь, и в застенки бериевских палачей, совершает путешествия во времени. Может быть, главное в романе - это раздумья автора (и читателя) о свободе и ее роли для народа в целом и для каждого человека в отдельности. Степень нравственной свободы не зависит от положения человека в обществе. Заключенный может быть более свободным, чем палач, лишенный нравственности. Люди, ослепленные идеей, ради которой совершаются преступления, так же не свободны, как и палачи.
Как ни странно, но самый свободный человек в романе - «управдом»
Греков, окруженный со своим небольшим гарнизоном в доме «шесть дробь один». Когда отряд посетил с «проверкой» политрук Сошкин, возмущению его не было предела. Особенно непростительным казалось то, что солдаты говорили командиру «ты» и звали «Ваней». Сошкин делает вывод: « не воинское подразделение, а какая-то Парижская коммуна». Даже Парижская коммуна ему, коммунисту, кажется опасной! Настолько руководители привыкли считать, что людьми можно распоряжаться как угодно. Донесение политрука пошло по инстанциям, вызывая гнев все более высокого начальства. Люди- винтики, вот философия таких, как Сошкин. Сам он тоже винтик, только побольше. Разве можно назвать такого свободным?
Греков же считает, что «нельзя человеком руководить, как овцой». Его авторитет основан не только на звании, но, прежде всего на опыте, уме, храбрости.
Сталин и командование в период отступления летом 1942 года издавали жестокие приказы, оправдывая собственные ошибки. Но не расстрелами и заградотрядами была выиграна война.
«Управдом» Греков на примере своего дома показывает, что можно воевать по- другому. Его бойцы видят свою цель в том, чтобы бить и бить фашистов, хотя и знают, что из дома им не выбраться. Сам командир не желает отвлекаться на пустые дела, отказывается делать пространные ежедневные отчеты. Да, в гарнизоне Грекова появились освобожденные люди, там царит дух подлинно дружеской ответственности друг за друга, готовность принять удар атак на себя.
Как цветок иногда вырастает среди камней, так среди боев расцветает молодая любовь Сережи Шапошникова и радистки Кати Венгровой. Греков сам
«положил глаз» на Катю, но, заметив их отношения, совершает благороднейший поступок - отправляет влюбленных из обреченного дома.
Кажется и нам, как Сереже, что смотрят на нас «прекрасные, человечные, умные и грустные глаза» командира. Мы верим словам Грекова, что он хочет свободы и воюет за нее. Как тут не вспомнить Гете:
Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!

Сегодня много говорят о свободе. Нельзя только забывать,

что свобода без правды невозможна. И прав Гроссман, сказав, что трудно жить без правды либо с обрубленной, подстриженной правдой. Часть правды - это уже не правда. Писатели, рассказавшие нам правду, сделали нас чуточку свободнее.

СВОЕЙ ЗЕМЛИ МИНУВШИЕ ДЕЛА

( по историческим романам В.Пикуля)

Главное для меня - патриотическая идея.

В.Пикуль.

Есть русская поговорка: «Иван, не помнящий родства». К сожалению, в смысле знания истории очень многие люди стали такими «Иванами». А ведь без истории не может быть образованного человека. Настоящее можно понять только через прошлое, а сейчас важно понять наше настоящее. Литература, учительница жиз-ни, должна прививать интерес и любовь к прошлому нашей и других стран. В отношении Валентин Саввич Пикуль (родился в 1928г.) для широкой публики часто выступает первооткрывателем. Ведь некоторые его романы освещают те страницы, которые были знакомы, в основном, лишь узким специалистам. Известный историк академик Б.А.Рыбаков отмечал, что романы сыграли немалую роль в нынешнем усилении тяги к истории.
Я давно знакома с творчеством Пикуля. Это и отличный учебник жизни, и увлекательный, захватывающий сюжет. Произведения писателя помогли мне полюбить историю России. Мне нравится масштабность его взглядов, стремление вобрать в повествование как можно больше событий, мест, героев. Читая романы Пикуля, не только погружаешься в прошлое, но и задумываешься над настоящим.
В истории нашей страны много славных и бесславных войн, немало и дипломатических интриг. Одним из напряженных периодов была Семилетняя война в 18 веке. Писатель обращается к этому эпизоду в романе «Пером и шпагой». Сюжет построен вокруг истории одного французского дипломата. Но его любопытная фигура дает писателю возможность показать тугой узел интересов и противоречий ведущих европейских стран. Мы видим корыстолюбие и глупость, а порой и трусость ряда русских сановников и наряду с этим подлинных патриотов. Один из них - генерал Салтыков. Автор описывает его как тихого старичка, который вперед никогда не лез и около престола не отирался. Но именно он оказался истинным победителем прусского короля
Фридриха 2, героем всей европейской войны. Он был прекрасным полководцем, понимавшим солдата. Завистники не простили ему самостоятельности. К сожалению, война не принесла пользы России, хотя славы и уважения ей добавила.
На смену «дщери Петровой» Елизавете пришла немка Екатерина 2. Ее царствование описано в романе «Фаворит». Это был «золотой век» русского дворянства.
Главный художественный принцип Пикуля - показывать эпоху через конкретных исторических лиц. Их много в романе. Но центральные образы - Екатерина и
Потемкин. Царица предстает перед нами волевой и умной женщиной, знакомой с видными философами Европы. Она умеет расположить к себе людей, понять чужую страну и служить ей. Но в то же время это хитрая, порой коварная и жестокая правительница, слишком любвеобильная женщина, стремившаяся нравиться до самой смерти.
Противоречива и фигура «светлейшего» князя Потемкина. Он ловкий, хитрый человек и царедворец, часто беспринципный, иногда очень грубый. Но писатель выделяет одну очень важную черту, которая, наверно, и сделала его заметной личностью в нашей истории. Она роднит его с Волынским в
«Слове и деле», Салтыковым, с Горчаковым в «Битве железных канцлеров», нашими полководцами и флотоводцами в «Фаворите». Это патриотизм.
Диапазон исторических эпох, описываемых романистом, велик, с 18 по 20 века. В 1987 году он завершил цикл романов о русско-японской войне 1904-
05 годов. Эти события уже нашли отражение в советской литературе: в «Порт-
Артуре» А.Степанова и «Цусиме» А.Новикова- Прибоя. Но Пикуль рассказывает о войне по-своему. Писатель считает, что история не терпит шаблонов, с которыми у нас подходят к тем или иным событиям и личностям. Он напоминает о том, что хотя мы привыкли считать Цусимское сражение поражением царского флота, но забываем о высоком патриотизме моряков, когда матросы и офицеры заведомо знали, что погибнут. Но честь России для них была дороже жизни! В последнем романе своей эпопеи «Каторга» Пикуль рассказывает о каторжанах на Сахалине. Раскрывается неизвестная страница истории. Когда на остров пришли японцы, ссыльные стали защищать свою страшную, жестокую тюрьму! С большим мастерством исследует писатель истоки патриотизма у этих преступников. Несмотря на все пороки их характера и воспитания, они остаются русскими и сражаются, погибают за свою Родину.
Большое впечатление на читателей произвел роман «У последней черты» об авантюристе Гришке Распутине и последних годах царского дома
Романовых. Романист прекрасно показал нравственное и духовное убожество власть имущих перед революцией. Люди, у которых в руках была судьба страны, сами оказались чуть не игрушкой в руках темного мужика и мистика
Распутина.
Романы Пикуля построены на контрастах, на противопоставлении патриотов и предателей, честных, преданных людей и карьеристов, хапуг; смелых и трусов.
Перед нами встает такая галерея интересных и значительных, роковых и ничтожных фигур, без знания о которых наша духовная жизнь была бы беднее.
Но в то же время не всегда оправдано копание писателя в интимных подробностях, выпячивание и смакование их. Возможно, это одна из причин того, что некоторые считают романы Пикуля бульварными. Но надо ценить то, что Валентин Пикуль открыл для нас эпизоды истории, сделал их живыми, заполнил интересными лицами, помог многим полюбить историю. Спасибо писателю!
Нам, конечно, надо помнить, что в русской и советской литературе очень сильны традиции исторической прозы и поэзии. Пушкин и Лермонтов,
М.Загоскин и А.К.Толстой, Л.Н.Толстой и Д.Мережковский, С.Есенин и
А.Н.Толстой, С.Сергеев-Ценский и А.Борщаговский, Ю.Тынянов и В.Ян, многие другие написали блестящие произведения о прошлом нашей страны.
Пусть же будет больше таких писателей!

САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (по произведениям советских писателей 20-40-х годов)


Нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали.

Эпиграмма.

Есть писатели, которые остаются только в своем времени. Они были нужны современникам, но потомки их мало читают. С произведениями же Зощенко,
Платонова, Булгакова произошло совсем иное. Как ни замалчивали их, как ни травили писателей при жизни, их книги прорвали «громаду лет» и стали любимыми у потомков. По-новому сейчас звучат и романы Ильфа и Петрова, которых, к счастью, не коснулась рука властей. Даже не верится, что перечисленным писателем было бы сейчас 90-100 лет, так молода их проза, так созвучна нашим проблемам и мыслям.
Удивительно искрометный смех дал союз Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Путешествуя со своим великим комбинатором Остапом Бендером, они сатирой, как прожектором, высвечивали недостатки и пороки общества. Вот бюрократы
«Геркулеса»: Берлага, Скумбриевич и другие. Вот сам его начальник
Полыхаев, который перестал думать и заменил себя резиновыми резолюциями на штампах. Все силы он отдает борьбе с другим учреждением. Скумбриевич ведет липовую общественную работу, увиливая от своей собственной, а приглашенный за золото немецкий инженер требует, чтобы ему дали работу, но не может получить ее. Не успели наши жулики организовать фиктивную контору «Рога и копыта», как тут же им пришли десятки вызовов и требований.
А знаменитая «Воронья слободка»- вместилище квартирных склочников. А как разделывали писатели своих «собратьев» по перу, а также «новаторов» театров и киностудий! Трудно перечислить все те изъяны, которые мастерски подметили замечательные писатели.
Но что самое примечательное. У Зощенко, Булгакова, Ильфа и Петрова при различии в манере и привязанностях темы сатиры и типы весьма похожи. О чем пишет Зощенко? О неустроенном быте, о квартирных ссорах, о бюрократах, о чиновничьих нововведениях, о пустоте жизни обывателя. Но разве не это же бичуют Бул-гаков, авторы «Золотого теленка»?
«Его подвига не может забыть и не забудет честная русская интеллигенция переходного периода, так как его мысли и его муки- это ее думы, ее страдания»,- писал о Михаиле Булгакове Н.Захаров.
Роман «Мастер и Маргарита»- произведение многоплановое. Но сатира здесь блестящая. Булгаков показывает, что все «писательство» многих литераторов из выдуманного им московского объединения направлено на то, чтобы обедать в хорошем ресторане, взять дачу, получить квартиру, устроиться в жизни. Он показывает невежество многих поэтов и писателей.
С помощью фантастического Воланда обнажается суть доносчиков, развратников, сутяг, прожигателей жизни. Писатель смеется над убогостью жилищных условий, тяжбами из-за квартир. Недаром Воланд замечает, что квартирный вопрос совершенно испортил москвичей.
Нашли свое отражение эзоповым языком и начинавшиеся в 30-е годы массовые незаконные аресты. Так, квартира номер 50, в которой поселился
Воланд, и прежде «пользовалась дурной славой», потому что и до его появления из нее бесследно исчезали жильцы. И понятна мгновенная реакция
Степы Лиходеева, который, едва увидев, как опечатывают квартиру погибшего
Берлиоза, и еще ничего не зная о его судьбе, трусит и с огорчением вспоминает, что как раз недавно всучил Берлиозу статью для напечатания и вел с ним сомнительные разговоры. Атмосфера доносов и подозрительности, столь типичная для 30-х годов, вся в этой сцене.
Если у Булгакова сатира несколько напоминает щедринский гротеск, то рассказы Михаила Зощенко, скорее, сродни ранним рассказам Чехова. Со страниц рассказов Зощенко предстает Москва 20-30-х годов с ее коммуналками, тесными общими кухнями, где чадят примусы, где разгораются ссоры, а то и драки. Мы смеемся над жуликами, дрожащими перед вызовом в прокуратуру (очень похожие типы есть в «Золотом теленке»), над беспечными молодыми людьми, которые могут жениться, даже не разглядев невесты. Мы хохочем над банями, где нужно привязывать номерок к ноге, и над больницами, где больных ведут на «обмывочный пункт» и где на глаза им попадается плакат: «Выдача трупов с 3-х до 4-х». Примечательная галерея выжиг и приспособленцев. Вот в рассказе «Брак по расчету» «старый революционер с 9-го года», перебывавший во всех партиях, жениться по расчету. Узнав, что его молодую жену, имеющую 15-й разряд, льготы и талоны, рассчитали со службы, тут разводиться с ней и ищет новую невесту.
Несколько особняком от указанных писателей стоит сатира Андрея Платонова, обращенная к неизвестным потомкам, так как опубликовать «Котлован» и другие его книги было немыслимо. Со страниц его произведений встают одномерные люди. Вощев, Жачев, Чиклин и другие персонажи- все они жертвы классовой борьбы и ее энтузиасты. Даже девочка Настя четко требует убивать плохих людей, особенно кулаков. Все эти люди не имеют собственного мнения, живут только по указке. Деревенский активист колхоза имени
Генеральной линии жадно ждет директив сверху. Он даже млеет от восторга, когда видит изображение земного шара на штемпелях казенных бумаг.
Чудовищной сатирой и обвинением насыщены произведения Платонова, посвященные деревне. Так, в пьесе «14 Красных избушек» Антон Концов велит всем смертельно ослабевшим колхозникам «дышать без остановки», а «кто продышит до вечера, тому трудодень запишу».
Эпоха в произведениях сатириков вырисовывается очень яр-ко, хотя, конечно, однобоко и неполно.
Трагична судьба этих веселых людей. Чуть не умер с голоду после постановления 1946 года Зощенко. Затравленный, умер Булгаков. Всю свою жизнь провел в безвестности Платонов, переживая за репрессированного сына. И только Ильфа и Петрова не коснулась рука властей, но и они умерли рано.
Традиции, заложенные русской сатирой 19 века, были блестяще развиты указанными писателями. Они продолжают развиваться и в современной литературе. Особенно хочется отметить роман-анекдот В.Войновича о солдате
Чонкине, вобравшем в себя и злость булгаковской сатиры, и юмор зощенковских рассказов, напоминающий роман Я.Гашека о солдате Швейке.

ПОИСКИ СМЫСЛА И ПРАВДЫ ЖИЗНИ

(нравственные проблемы в современной литературе)

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание.

Сенека.

Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить.

Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем. Так писал
Владимир Дудинцев в романе «Не хлебом единым». Поиски смысла жизни- это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.
Вопрос о моральных проблемах, конечно, шире вопроса о смысле жизни, но этот последний составляет ядро нравственности. Когда нет веры ( не обязательно в бога! ), нет смысла жизни, то очень часто нет и нравственности. Виль Липатов, умерший в конце 70-х годов, в повести
«Серая мышь» изобразил бывшего начальника, до того спившегося, что ему нечего есть, а в доме даже не водятся мыши, которым тоже нечего есть.
Это символ. Бессмысленность жизни приводит к деградации человека, превращению его в животное или преступника.
В другом своем произведении «И это все о нем...» Липатов разворачивает конфликт между добром и злом. Здесь изображен комсорг Евгений Столетов.
Это как раз человек, стремящийся жить по правде, глубоко верящий в добро, справедливость, честность. И, конечно, он неизбежно сталкивается с человеком, давно продавшим совесть, живущим ради выгоды, обманывающим людей и государство. Это мастер Петр Гасилов. Роман писался в годы, когда процветали нечестность и лицемерие, поэтому смерть Женьки явилась неизбежным финалом.
Глубоко нравственные и гуманистические проблемы ставил и ставит в своих произведениях Валентин Распутин. В повести «Живи и помни», например, перед нами встает вопрос: справедливо ли считать преступником человека, честно провоевавшего три года, которому после ранения смертельно захотелось домой? Можно отвечать по-разному, но по-человечески жалко Андрея
Гуськова, попавшего под репрессивную машину.
Чингиз Айтматов в своих книгах всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни. С новой силой это проявилось в последнем его романе
«Плаха». Писатель признается, что в этом произведении хотел бы «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через духовные пространства и поднялся на более высокую ступень».
Роман Айтматова разнопланов. Мы видим людей (мастерски выписанных), стремящихся к наживе любой ценой: будь то истребление животных, или продажа наркотиков, или прямое убийство. Мы видим и обращение писателя к вечной теме распятого Христа. Угадываем здесь сходство с романом
М.Булгакова «Мастер и Мар-гарита». Глубоко символична судьба волчьей пары.
Но сейчас бы хотелось сказать о нетипичном для советской литературы герое.
Это Авдий Каллистратов, который искал смысл жизни в боге. Но в духовной семинарии он не ужился, не удовлетворяла его застывшая мысль, он хотел сам найти своего бога. Юноша уходит в мир. Подобно пушкинскому герою хочет жечь глаголом сердца людей, подобно лермонтовскому- провозглашать любви и правды чистые ученья. Он надеется с помощью слова очистить и возродить души падших людей. Но правда жизни сурова. Трудно достучаться до душ преступников.
Задумав изучить жизнь собирателей наркотиков, Авдий выдает себя за такого человека, едет вы глухую степь собирать пыльцу. На обратном пути в поезде начинает убеждать любителей зелья бросить это занятие. Но его избивают и выталкивают из вагона. Авдий вылечивается. В больнице встречает женщину, которую полюбил. В любви он, кажется, находит себя. Но такому человеку трудно жить в мире зла, лицемерия, наживы. Его статью о наркомании не печатают: она слишком правдива. В столкновении с истребителями сайгаков
Авдий погибает. Погибает, как мученик, как Христос. Эта аналогия не случайна. Возможно, этот ге-рой не слишком реалистичен. Но он помогает читателю задуматься над вечным вопросом.
Далекий от философии чабан Бостон тоже ищет смысла жизни. Видя ненормальные отношения, сложившиеся в его хозяйстве, он мучительно размышляет: «Если я не хозяин своему делу, кто-то в конце концов должен же быть хозяином?» Это его тревожит. Чабан видит смысл жизни в честной работе, в любви к животным, к Земле, в приумножении богатства общества, в порядочности в отношениях с людьми. Однако его честность и преданность работе так же, как у Столетова и у Каллистратова, входят в противоречие со сложившейся системой общепринятого обмана, духом наживы. Судьба преследует Бостона. Фигура его становится по - шекспировски трагической.
Во время перехода на новое пастбище погибает его друг. Затем умирает его жена. Вокруг новой жены, вдовы друга, начинаются сплетни. Наконец, природа в лице волков мстит людям, избрав несправедливо его. Обиженные другим охотником, волки уносят ребенка Бостона. Доведенный до отчаяния, чабан убивает обидчика волков и идет сдаваться в милицию.
Так безвременье, отсутствии веры в обществе продолжает трагический конфликт между честным и бесчестным. Плахой ( в прямом смысле) кончается жизнь Авдия и плахой же (в переносном смысле) - жизнь Бостона.
Восходит на свою плаху и Онисимов, герой произведения Александра Бека
«Новое назначение». Это высокого ранга аппаратчик, председатель государственного комитета, лично приближенный Сталиным. Объективно это человек, обладающий чувством долга и удивительной работоспособностью.
Личная его преданность Сталину беспредельна, несмотря на то, что его брат погиб в лагерях. В этой преданности он и находит свой смысл жизни, требуя такой же преданности и полной отдачи в работе от своих подчиненных. Но писатель подчеркивает, что это ломает и искажает природу человека.
Возникает «странная болезнь»- результат «ошибки двух противоположных импульсов- приказов, идущих от коры головного мозга и внутренних побуждений». В конце концов человек начинает творить зло, оправдываясь долгом. Именно поэтому на Онисимова так подействовало разоблачение культа личности, что потеряны смысл жизни и уверенности в правоте. Он так и не смог «вылезти душой из тех времен», как советовал ему Челышев. И недаром автор «награждает» его неизлечимой болезнью, ведь он уходит вместе со своим временем. Да, роман говорит о том, что свой смысл жизни каждый человек обязан найти сам, никто не может дать его в готовом виде.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Возможность увидеть настоящий героизм представляется не часто. И не потому, что героев мало... Герой восходит на вершину своей высокой жизни, еще не имея на груди привлекательного значка. Как раз в эти-то минуты он и герой! Восхождение это иногда длится годами, десятилетиями, а подчас остается незамеченным до самого конца. Герой-рядом с нами, а мы его не видим, вот как бывает иногда!

В.Дудинцев «Не хлебом единым».


Долгое время наши писатели должны были согласовывать свои произведения с тем общим обязательным представлением о нашей жизни, которое определяли власть имущие. Они раз и навсегда отвели литературе роль служанки и политики. Но, конечно, всегда находились такие писатели, которые не могли кривить душой, предпочитая безвестность, опалу, гонения, а то и тюрьму. Б.Пастернак, В.Гроссман, А.Солженицын и другие. По праву к этому ряду следует отнести и Владимира Дудинцева, много потерпевшего за свой роман «Не хлебом единым». И уж если искать реальных героев, то он и ему подобные писатели могут быть достойными образцами. Всегда стремился к правде и Д.Гранин. И, видимо, не случайно оба эти писателя обратились к образу ученого-борца. Мне хотелось бы поговорить о героях романа
В.Дудинцева «Белые одежды» и повести Д.Гранина «Зубр».
Оба произведения рассказывают о борьбе истинных ученых с невеждами, которые захватили власть и надеялись превратить науку в свою вотчину.
Печально знаменитый академик Лысенко, который полностью отрицал генетику, решил уничтожить и ее, и ее сторонников. Это отбросило нашу биологию, селекцию, сельское хозяйство намного назад, а ведь в 20-30 годы в СССР были ученые- генетики с мировым именем. Многих из них посадили в лагеря или расстреляли. Наконец, в 1948 году произошла злополучная сессия ВАСХНИЛ, в результате которой все противники Лысенко были заклеймены, а генетика фактически запрещена. Но и после этого ученые- борцы нелегально продолжали свои исследования. Такова историческая подоплека обоих произведений.
Н.В.Тимофеев-Ресовский - главный герой повести «Зубр». Книга названа по прозвищу Николая Владимировича. Почему же его так звали? Автор все время сравнивает Тимофеева с настоящим зубром. Он находит сходство и во внешности, и в манере поведения, и в том, что зубр- существо, пришедшее к нам из древности. Таким является Ресовский в обстановке культа личности: сильным, неукротимым, не признающим культа «вождя народов» и вождей поменьше. Он близко знаком со всеми великими учеными мира, пользуется большой известностью. Уцелел он в страшное сталинское время только лишь потому, что еще задолго до войны уехал в Берлин возглавлять советско- германский институт биологии. Да так и остался там, не решаясь вернуться в период жестоких репрессий. А потом помешала война.
Почему же можно считать Зубра героем? За его честность, стойкость, преданность науке, умение помогать людям. Во время войны в Германии он спасает людей, бежавших из плена. Он понимал, что за работу во время войны в Германии в СССР его могут осудить, но не уехал из Берлина на Запад перед тем, как туда вошли наши. Зубр попадает в лагерь, но это не сломило его. Из заключения Ресовского вызволил один крупный ученый. Его отправляют в ссылку в Миассово. Верный себе, он и там создает неофициальный центр, в который стекались ученые всей страны для обсуждения проблем генетики. Такие занятия могли приравнять к государственным преступлениям.
Но это не останавливает Зубра. Так же, как в Германии он спасал бежавших из плена, здесь он спасает молодежь от плена духовного.
Кончилось время Лысенко и ему подобных. Росла слава Тимофеева. Но официального признания он так и не дождался. Впрочем, он никогда и не искал его, дорожа своими принципами. Писатель говорит, что он не боролся за свои убеждения, он просто следовал им в любых условиях. У него выходило, что всегда можно быть самим собой. Ничто извне не могло помешать этому. Может быть, в этом-то и состоит самый трудный подвиг - оставаться всегда самим собой!
Совсем в других условиях оказались герои романа Дудинцева. Но и перед ними стояла та же проблема: отказаться от своих взглядов, от поиска истины под давлением обстоятельств и жить спокойно, как все? Или, рискуя свободой и жизнью, продолжать делать то, что они считали своим долгом? Ученые выбрали второе.
«Белые одежды»... Почему так назван роман? «Они, облаченные в белые одежды, кто они и откуда пришли?... Они пришли от великой скорби». «Белые одежды»- это библейский образ, которым автор хочет отделить тех, кто остается чистым и среди грязи, кто остается праведником и среди всеобщего греха. В этих «белых одеждах» предстанут, согласно Иоанну Богослову, праведники в
Судный день. Так и в Судный день истории, который уже пришел, предстают перед нами в «белых одеждах» те, кого не испугали репрессии и духовный террор, кто остался верен своим идеалам.
Роман напоминает повествование о жизни революционеров - подпольщиков. Да разве они не революционеры в науке? Тайно собираясь в укромных местах, ученые смотрят иностранные фильмы о генах и хромосомах. Лена Блажко прячет мух-дрозофил, как прятали листовки, делится своими запасами мух с посланцами из другого города, другого кружка.
Целую плеяду прекрасных, настоящих людей, ученых выводит Дудинцев. Это и
Федор Дежкин, и Лена Блажко, и Стригалев, прозванный Троллейбусом (он, подобно Зубру, не сворачивал со своей дороги!), и другие. Ради того, чтобы сохранить сорт картофеля, выведенный Стригалевым, они готовы отправиться в лагеря и в конце концов попадают туда. Им помогают другие честные люди: полковник Свешников, ученый датчанин, молодые ученые, то
«кубло», о котором с такой ненавистью говорит академик Рядно
(литературное воплощение Лысенко). Этот ни перед чем не останавливается, чтобы оболгать и уничтожить истинных ученых, возвеличить себя. Но, несмотря на то, что за Рядно вся мощь государства, он терпит поражение. Всех тех, кого автор причисляет к достойным «белых одежд», можно назвать героями своего времени. Ибо они делали свое дело вопреки всему. А потому уже они победители!
Думая о героях нашего времени (и в литературе, и в жизни), чувствуешь, что они рождаются в каких-то необычных, ненормальных условиях. Многих, многих героев и подвигов, и загубленных жизней, и понапрасну отданных сил не понадобилось бы, если бы не было преследований, репрессий, запретов, этой злополучной сессии ВАСХНИЛ и т.д. И в Чернобыле, и в железнодорожных авариях, и в Афганистане, и в других местах не потребовались бы герои и их смерти, если бы кто-то не создал ненормальных, нечеловеческих условий!
Да, в жизни всегда есть место подвигу! Но хочется верить, что новое время родит новых героев, которым не столько нужно будет бороться со злом и спасать загубленное кем-то, сколько творить добро!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ