Сборник рефератов

Социально-культурный сервис и туризм (ГОСы 2003г.)

Транспортные путешествия – это путешествия организованных групп туристов

при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием

различных транспортных средств. Они классифицируются по ряду основных

признаков:

> способу передвижения на маршруте (железнодорожный, морской, автобусный,

речной, авиационный, прочие виды, комбинированный)

> виду используемого транспорта (поезда, самолеты, автобусы, теплоходы,

паромы, яхты, лодки, байдарки, плоты, подводные лодки и другие

плавсредства, мотоциклы, велосипеды, воздушные шары, дельтапланы)

> построения трассы маршрута (линейная, кольцевая, радиальная,

комбинированная)

> продолжительности путешествия (кратковременные, типа «Уикэнд»,

многодневные)

> сезонности (круглогодичные, сезонные, разовые)

Наибольшей популярностью пользуются автобусные авиационные и

железнодорожные путешествия (около 88% от общего объема транспортных

путешествий).

Транспортное туристское путешествие, как правило, реализуется несколькими

видами транспорта: железнодорожный + автобусный (легковой автомобиль),

авиационный + автобусный и т. д.

Наиболее мобильный вид транспорта – автобус и легковой автомобиль

используются как на самостоятельном маршруте, так и виде трансферного

транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и

обратно.

При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы:

> скорость доставки до цели поездки

> комфорт путешествия

> стоимость

> возможность перевозки багажа и его вес

> возможность остановки в пути следования

> условия питания

> уровень шума, вибраций

> условия для сна и отдыха

> возможность широкого обзора во время поездки

> наличие неблагоприятных экологических факторов

> безопасность

По приоритетам эти требования распределяются в такой последовательности:

> безопасность путешествия

> стоимость и наличие различных льгот

> комфортабельность

> скорость доставки

> прочие факторы

Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного

путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему

набору требований.

Классификация транспортных средств

Туризм – один из главных факторов мобильности населения, в связи с чем

необходимо иметь сведения о средствах транспорта, используемых в тур целях.

1. Сухопутный транспорт

1. Железнодорожный: – графиковый транспорт – транспорт, подчиненный

определенному расписанию

> международный железнодорожный транспорт

> специализированные железнодорожные поезда

Железнодорожные перевозки

Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие

густой сети ж/д, особенно в европейской части страны, позволяет

организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты ж/д

туров.

Среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что ж/д

транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно авиации и

автобусам.

Снижению туристского потока на ж/д транспорте есть ряд объективных

причин:

- значительное уменьшение числа предоставляемых туристских поездов со

стороны Министерства путей сообщения;

- низкое качество обслуживания туристов в пути следования;

- высокие тарифы и пр.

Министерство путей сообщения (МПС) – это главный орган в России,

ответственный за управление ж/д сообщением, единственный владелиц всех ж/д

в России (монополист). В структуру МПС входят главные управления и

управления по отдельным отраслям ж/д транспорта.

В режиме внутреннего туризма ж/д транспорт конкурентоспособен при

реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях.

Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в

приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай,

Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ

объясняется тем, что ж/д – это основной путь в Россию из этих государств.

1.2.Автомобильный:

> международные автобусы

> тур. автобусы для поездки на дальние расстояния

> городские и пригородные пассажирские автобусы

> чартерные и экскурсионные автобусы

> автомобили с водителями и без (прокат)

> такси

Автобусные и автомобильные перевозки

В рамках единой транспортной системы туризма в бывшем СССР по состоянию

на 1991 г. автомобильные перевозки были самыми массовыми и составляли около

52% общего объема перевозок.

В 1990г. доля российских автоперевозчиков на международном рынке

составила 75%, в 1996 г. сократилась до 27%. Доля перевозок в 2000 г. около

15,4%.

Сокращение доли автомобильных перевозок идет за счет увеличения

удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не

менее автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских

перевозок, выполняя две основные функции:

1. самостоятельный вид путешествий и экскурсий;

2. вспомогательный (трансферный) транспорт.

В настоящее время только в Москве работает более 30 фирм-перевозчикок,

специализирующихся на международном туризме: «Интуртранс», «Автотур-

Спутник»,»Автотуртранс» и т.д.

Наиболее популярный маршрут автобусных туров по России – города «Золотого

кольца России».

Основной проблемой в настоящее время при организации автобусных туров

является недостаток автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса

на российском туристском рынке – это большая редкость, а отечественные

автобусы, к сожалению, отстают от мировых стандартов качества.

Основной проблемой в настоящее время при организации автобусных туров

является недостаток автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса

на российском туристском рынке – это большая редкость, а отечественные

автобусы, к сожалению, отстают от мировых стандартов качества.

2. Водный транспорт:

2.1. Морской каботажный транспорт – плавание в определенных водах,

бассейне

2.2. Круизные суда

2.3.Внутренний водный транспорт (катера, паромы)

2.4. Внутренний водный транспорт с размещением (яхта)

2.5. Субмарина

3.1. Графиковый пассажирский транспорт

3.2. Чартеры

3.3. Летательные аппараты с экипажем (вертолет, воздушный шар)

Основные туристские перевозчики

Авиатранспорт – основная доля в общей структуре транспортных услуг

принадлежит авиационному транспорту.

Преимущества:- расширенная география путешествий, сокращение сроков

путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние

расстояния), самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на

дальние расстояния, привлекательный для туристов сервис.

Средства воздушных перевозок туристов

Среди известных средств воздушных пассажирских перевозок выделим

используемые для целей туризма и перевозки путешествующих:

воздушные шары и дирижабли

парашюты и дельтапланы

вертолеты

самолеты всех видов, предназначенные для пассажирских перевозок

Транзит

Конвенция и Статус о свободе транзита приняты под эгидой Лиги Наций в

Барселоне (Испания) 20 апреля 1921г. Участники конвенции обязывались

способствовать друг другу в осуществлении транзитных перевозок по железным

дорогам и воздушным путем сообщения.

Транзитными признаются пассажиры и их багаж, грузы, пассажирские и

грузовые вагоны и суда, другие транспортные средства, если их перемещение

через территорию, находящуюся под суверенитетом или властью одного из

участников конвенции (с перегрузкой, перевалкой, пересадкой, с переменой

вида транспорта или без таковых), являлось лишь частью пути следования,

начинающего и заканчивающего за пределами государства, по территории

которого осуществляется транзитная перевозка. Транзитные права и условия

предоставляются без каких-либо различий, основанных на национальности лиц,

флаге судов, пунктах отправления и назначения, производства, ввоза и

вывоза, принадлежности судов и иных транспортных средств.

Транзитные пассажиры стыковочных рейсов находятся на территории аэропорта

в ожидании посадки и специальная транзитная виза не требуется. Если время

ожидания превосходит разумное, то оформляется транзитная виза, которая

предусматривает пассажиру разрешение находиться на территории государства.

Особо решается вопрос транзита для круизных пассажиров – они могут

находиться в порту и выходить на берег на срок до 72 часов (в России до 36

часов) без оформления транзитной визы.

Чартер

Под чартером понимается фрахт воздушного суда с экипажем для выполнения

единичного рейса или определенной программы полетов вне твердого

расписания. Чартерные рейсы организуются авиакомпаниями, выполняющие

регулярные перевозки и авиакомпании, специализирующиеся исключительно на

чартерах. Чартер осуществляется на условиях заказа и оплаты самолета в

целом. Риск недобора пассажиров до расчетного количества несет заказчик

(фрахтователь).

При организации чартерных авиаперевозок заказчик с авиакомпанией

определяет маршрут, с ним оговариваются обязанности сторон, выясняется

соответствие арендного договора международным правилам, определяется

стоимость рейса. Затем заключается специальный чартерный договор, в котором

оговариваются:

- вид (марка) самолета

- число мест к продаже

- стоимость аренды самолета

- маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия

- срок действия договора (сезон, год или др.)

- регулярность совершения авиарейсов

- возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и

соответствующие санкции.

Особенность чартера такова, что один полный рейс (второй и предпоследний

полеты – первый обратный после первого завоза и последний туда перед

последним вывозом) выполняется без туристов: на последнем рейсе самолет

забирает последних туристов, но не привозит новых, т.к. он уже за ними не

вернется (т.е. на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов). Здесь

действует формула N + 1. Таким образом, наибольшее число полетов за период

действия авиачартерной программы снижает затраты на «выпадающий» рейс, а

значит, и снижает перевозочный тариф.

Подписывая договор об организации, авиакомпания ставит туроператора в

жесткие условия. Прежде всего от фирмы требуется предоплата, должен быть

всегда оплачен первый и последний рейсы чартерного цикла. Оплата рейса

оговаривается заранее и производится за 7-10 дней до начала полета. В

случае несвоевременной оплаты, согласно договору, компания вправе выставить

заказчику штрафные санкции или прервать договорные отношения.

Авиакомпания производит всю предполетную подготовку маршрута,

согласование формальностей и разрешений, относящихся к полету, оформление

виз для экипажа и других. Чартерная перевозка пассажиров и их багажа

осуществляется строго в соответствии с Правилами воздушных перевозок.

Авиакомпания может переносить или отменить рейс в случаях обеспечения

безопасности, уменьшать коммерческую загрузку, может быть сделана

промежуточная посадка, остановка, изменение маршрута или прекращение

полета. Тем не менее авиакомпания несет ответственность за опоздание вылета

и прибытия рейса в место назначения. При задержке рейса по вине чартерной

авиакомпании таковая производит обслуживание пассажиров в соответствии с

Правилами международной воздушной перевозки.

Чартерные авиарейсы обычно организуются в случаях, когда плановые рейсы

авиалиний не справляются с нагрузкой (в сезон) или когда в данный пункт нет

прямых рейсов или на конференции, съезды визиты делегаций, доставки

зрителей на популярные соревнования, для туристских программ.

Заказчиком чартера обычно выступает туристская фирма или группа фирм.

Программа чартера между двумя или более портами, в которой запланирована

минимальная по времени стоянка самолета в аэропорту прибытия в целях

ожидания пассажиров для обратного полета по тому же маршруту называется

«цепочка» и используется в сезон для осуществления крупных туристских

программ.

Основная трудность в организации чартера - самолет не может долго стоять

в аэропорту – посадка, стоянка и обеспечение взлета оплачивается отдельно

и, если обратной загрузки нет рейс обходится очень дорого.

Все правила авиаперевозок в нашей стране регулируются Воздушным кодексом

РФ от 19 марта 1977 г., а также рядом международных соглашений. Главным

органом, координирующим воздушные перевозки в России, является Федеральная

служба воздушного транспорта (ФСВТ).

Услуги

При воздушных перевозках выделяются несколько видов обслуживания.

Основной вид транспортной услуги – чисто воздушная перевозка + услуги,

связанные с перелетом. Этими услугами пользуются туристы-индивидуалы,

туристские группы и иные категории путешествующих.

В целях расширения услуг и удобства путешествующих воздушные перевозчики

консолидируются с наземными и морскими (речными) и предлагают

комбинированные виды перевозок.

В состав услуг перевозки входят услуги наземных служб при подготовке к

рейсу: регистрация пассажиров и багажа, ожидание рейса, сопровождение к

авиалайнеру, охрана, а также и главная услуга – полет. По завершению полета

следует высадка пассажиров, получение багажа, трансфер в дестинацию.

Услуги в салоне самолета в полете включают номинальные, включенные в

стоимость авиабилеты и дополнительные.

Обслуживание соответствует классу салона.

Услуги на борту:

регистрация и проверка перед посадкой (до и после регистрации производится

таможенный контроль, проверка ручной клади и личных вещей, затем ,для

международных рейсов, пограничный контроль – проверка паспортов и виз

сопровождение – обслуживающий персонал

инструктаж и информация, издания – (информация о полете, его

продолжительность и условия, маршрут следования, возможности или запрет

курения, расположение туалетов, распорядок питания, правила пользования

спасательными жилетами, порядок экстренной эвакуации, погодные условия в

пункте назначения)

питание

магазин – филиал магазина duty free на борту

радио, телевидение - классные самолеты радиофицированы и оборудованы

телевидением

связь – специальная телефонная связь

компьютер – предусматривается бортовая сеть питания для подключения

портативного компьютера

туалет

одеяла – на длительных ночных рейсах

разминка – рекомендации описываются в бортовом журнале

экстремальные условия – аварийные выходы, снабженные надувными трапами,

спасательные надувные жилеты, надувная спасательная лодка, гигиенические

пакеты, индивидуальные кислородные аппараты).

Услуги наземных служб:

трансфер

размещение

питание

прокат автомобиля

экскурсии

Альянсы:

“British Airlines Alliance” – 5 авиакомпаний.

“United Lufthansa Alliance” – 4.

“Air France Alliance” – 4.

“Eagle Alliance” – 5.

“Delta Alliance” – 3.

“Iberia Alliance” – 4.

Организация воздушных перевозок сложна, требует привлечение значительного

финансирования и капитальных вложений для приобретения, содержания и

обслуживания воздушных судов, систем полетного и наземного обеспечения,

аэродромного хозяйства, ремонтной базы, системы агентств по реализации

авиабилетов, автоматизированных систем бронирования и др. Этой

деятельностью занимаются крупные компании и консорциумы. Часто основные

перевозчики являются национальными компаниями или компаниями, в которых

основной долей акций владеет государство. Крупная национальная

авиакомпания, совершающая авиарейсы по стране и за рубеж – major airline.

Авиакомпания, действующая внутри определенного региона одной страны или

региона, объединяющего несколько небольших стран – regional airline.

В доперестроечный период в СССР была лишь одна государственная

авиакомпания «Аэрофлот», в начальный период реформ «Аэрофлот» распался на

тысячи мелких предприятия и в России образовалось до 500 воздушных

перевозчиков, значительная часть которых не выдержала конкуренции. Сегодня

на рынке услуг воздушной перевозки функционируют лишь два десятка

российских региональных перевозчиков, способных содержать парк современных

воздушных лайнеров.

На рынке международных авиаперевозок работают несколько крупных

авиационных консорциумов, объединяющих мощности и капиталы различных

национальных компаний. Все компании ведут конкурентную борьбу за пассажира,

разрабатывают разнообразные привлекательные программы обслуживания,

множественные льготные тарифы, клубные программы. Огромное внимание

уделяется безопасности и комфортности полетов.

Airbus Industry – крупнейший европейский авиационный консорциум,

созданный в декабре 1970 г., в который входят французские немецкие,

английские, испанские компании.

«Аэрофлот – российские международные авиалинии» – одно из крупнейших

российских авиапредприятий. Выполняет 68% пассажирских перевозок в России.

Боинг – крупнейшая в мире авиастроительная компания (США).

Delta Airlines (США).

FINNAIR – финская авиакомпания.

Трансаэро – первая в России негосударственная авиакомпания

Автотранспорт

Преимущества: -транспорт всеобщего применения (трансферы, экскурсии,

внутримаршрутные перевозки автобусами, аренда малолитражных автомобилей

туристами для личного пользования на отдыхе), экономический вид транспорта,

доступный широким слоям населения, сезонность при организации туров не

играет такой большой роли, как в других поездках

Железнодорожный транспорт - главный конкурент автобусов в групповых

перевозках.

Преимущества:- более низкие тарифы, разветвленная система скидок,

проездных билетов и т.п., позволяющих путешествовать по значительно низким

ценам

Водный транспорт (речной, морской).

Преимущества: высокий уровень комфорта, большой объем единовременной

загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма

(познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценный

отдых, полный комплекс жизнеобеспечения.

Недостатки: невысокая скорость передвижения транспортных средств, высокие

тарифы, ограничение мобильности, подверженность некоторых людей «морской

болезни»

35. Морские и речные перевозки в индустрии гостеприимства.

Современные средства морских пассажирских перевозок

Средства морских перевозок можно классифицировать следующим образом:

> Пассажирские лайнеры регулярных линий каботажного плавания – в пределах

прибрежных территориальных вод государства

> Пассажирские лайнеры регулярных линий международных рейсов между портами

различных государств или между портами одного государства

> Пассажирские лайнеры регулярных трансокеанских линий

> Круизные суда, совершающие 5-15-дневные и более продолжительные рейсы с

заходом в несколько портов различных государств и с кратковременной (1-2

дня) стоянкой

> Паромы, совершающие регулярные грузопассажирские перевозки

> Суда для перевозки специальных категорий пассажиров (паломников). Их

оборудование и эксплуатация регулируются специальными требованиями

> Высокоскоростные суда для пассажирских паромных перевозок – на воздушной

подушке, катамараны, суда на подводных крыльях

> Парусные суда, в том числе учебные и экскурсионные; яхты (парусные,

парусно-моторные и др. типов)

> Круизеры и моторные лодки всех типов

> Специальные экскурсионные суда, в том числе с прозрачным дном, и

туристские подводные лодки

> Морские плавучие отели (ботели).

Линейные перевозки

Исходя из наличия платежеспособного спроса на пассажирские перевозки

судоходные компании на наиболее оживленных трассах организуют регулярные

рейсы морских пассажирских судов между портами в различных морских

бассейнах. Регулярные морские перевозки осуществляются:

-между портами, расположенными на берегах одного континента в случаях,

если нет наземных путей сообщения или таковые не эффективны

-для сообщения между портами территорий, разделенных водными

пространствами, при отсутствии наземных (подземных) путей сообщения и при

условиях невозможности или нерациональности использования воздушных средств

сообщения (для островных государств, государств архипелагов и др)

Услугами линейных перевозок пользуются индивидуальные путешественники,

например, следующие в путешествие с личными автомобилями, лица, следующие с

большим количеством багажа, значительно реже туристские группы. Следуя цели

перевозки, а не организации отдыха, на этих судах значительно реже

уделяется внимание развлекательности путешествия, хотя такие программы

могут иметь место.

Суда линейных перевозок следуют по сезонному расписанию, билеты

бронируются и продаются заранее. В настоящее время большая часть пассажиро-

и грузопотоков на таких маршрутах приходится на паромные перевозки.

Грузовые перевозки превышают пассажирские. Любое грузовое судно может

перевозить до 12 пассажиров, не включенных в судовую роль. Такого рода

услуги предлагаются в любом порту и удобны для определенной категории

путешественников (когда регулярное пассажирское сообщение в порт назначения

отсутствует). В данном случае комфорт меньший и развлечения отсутствуют, но

стоимость адекватно снижается.

Круизный туризм

Индустрия круизов вошла в полную силу на туристском рынке в начале 70-х

годов и продолжает развиваться в настоящее время.

Маршруты круизов проходят по всем возможным приморским местам. Существуют

круизы, которые подойдут любым запросам, практически с любой

продолжительностью путешествия.

Круизные корабли имеют самые большие накладные расходы в индустрии

туризма. Чтобы покрыть расходы, круизы должны достигать 80-90% заполнения

корабля.

Разработка круизного маршрута включает в себя след. этапы:

1) Изучение спроса (маркет. исслед.). На этом этапе необходимо определить

потребительский сегмент.

2) Планирование тура. Это ресурсно-техническое планирование, поиск

партнёров, определение маршрута.

3) Определение партнёра (Прим. Кр. Судовое пароходство «Русь»).

4) Заключение договора с партнёрами - заключение специального договора –

фрахт-контракта между туроператором и владельцем судна. Приложения к

договору: - расписание движения судна, которое будет зависеть от

правильно составленного маршрута и очередности захода в порт для

посещения достопримечательностей, экскурс. объектов; план-карта судна –

практически паспорт любого судна, которое определяет общее количество

мест, расположение и комфортабельность кают на судне (душ, ванна, наличие

санузла, раковины). Основной документ, по которому производят расчеты

итогового коэффициента комфортности.

Все маршруты круизов предлагают гибкие цены, скидки. Цену круиза

устанавливают 4 основных фактора: продолжительность круиза, сезон,

расположение и размер каюты, тип корабля.

Туристы размещаются в каютах:

люкс

полулюкс

одноместных

двухместных и т.д.

Важными факторами комфорта являются:

> количество мест в каюте (вместимость)

> расположение мест (1-2-х ярусные)

> размещение кают по длине судна (нос, середина, корма) и по высоте судна

(надстройка, корпус, главная палуба)

> кубатура, площадь, форма каюты

> вид освещения (искусственное, естественное)

> санитарные условия (умывальник, душ, туалет – где расположены)

> расчет платы за аренду

> договоры с поставщиками (принимающее бюро, страхование0

> составление программы обслуживания – особое внимание (каждая минута

должна быть заполнена, учесть технологические особенности – подбор и

разработка путевой и экскурсионной информации)

> подбор, подготовка дирекции круиза

5) Расчёт плата за аренду судна.

6) Договора с поставщиками услуг (торговые компании, страховые компании).

7) Договора с партнёрами, которые обеспечивают береговое обслуживание.

8) Информационно-методическое обеспечение (составление программы круизного

тура, мероприятия на судне).

9) Расчёт стоимости тур. путёвок.

Каналы распространения: раньше билеты на круизы продавали круизные

компании. Сейчас около 95% пассажиров бронируют круиз через туристические

агентства.

Круиз – уникальный продукт, который сочетает транспортировку и программу.

Программа круиза содержит 4 главных элемента:

-еда, деятельность, спорт и т. д.; развлечения; время на берегу.

Важная особенность круизных судов – большое количество обслуживающего

персонала. На многих судах приходится один служащий на двух пассажиров,

т.е. соотношение Ѕ. Две основные категории служащих на борту – команда

корабля, отвечающая за действия корабля, и персонал отеля – их обязанности

похожи на обязанности персонала курортного отеля. Также имеется директор

круиза, который организует и контролирует общественные мероприятия и отдых

пассажиров. Каждый корабль, если на борту больше 12 пассажиров, должен

иметь доктора.

Круизное судно служит местом отдыха и развлечения пассажиров. Для них

предусмотрено огромное количество палубных пространств для отдыха, фитнес-

центры, салоны, библиотеки, игровые залы, рестораны, бары, плавательные

бассейны, концертные площадки, дискотеки, все, вплоть до игры в гольф. А

также предусмотрены детские игровые комнаты, пошивочные, различные салоны,

магазина duty-free, специальные бюро, где пассажиры могут обменять валюту,

заказать такси, экскурсию, получить кредитную карту для обслуживания на

судне.

Круизные пассажиры туристами не считаются. Они пользуются возможностью

статуса транзитных посетителей и без визы находятся на берегу не более 72

часов.

Услуги наземного обслуживания:

> -обзорные автобусные экскурсии по туристским центрам

> автобусные экскурсии по побережью и во внутренние районы

> местные водные экскурсии вдоль побережья

> траснфер в аэропорт или к терминалу другого средства передвижения

> бронирование проката автомашин

> заказ билетов на различные мероприятия

Круизное дело регулируется специальными региональными и международными

соглашениями и конвенциями. Созданы международные ассоциации, регулирующие

организацию круизов и агентской сети по реализации круизных туров.

Международными нормами и корпоративными соглашениями регламентируются общие

принципы и требования к оснащению судов, методологии, стандарты

обслуживания, нормы безопасности.

Перспективы развития

По оценкам ВТО, круизы – один из самых бурно развивающихся и

перспективных видов туризма. За последнее десятилетие в мире темпы роста

числа круизных путешественников почти в два раза превысили прирост

«наземного» турпотока. Если в начале 80-х годов морские вояжи предпочитали

около 1,5 млн. туристов в год, то в 1999 в них приняли участие 8,7 млн.

человек. Предполагается, что к концу 2010 г. спрос на круизы превысит 12

млн. человек.

В РФ реки – Волга, Кама, Лена. Наиболее популярны круизы по Волге.

36. Индустрия развлечений: понятие, специфика.

Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные

потребности, оценивает собственную личность. Процессы развлечения

осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной

обстановке.

Социальная направленность индустрии развлечений – служит формированию

новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию

потребностей при сложившихся предпосылках.

Индустрия развлечений, решая многогранные задачи:

* воспитания

* формирования оптимистичного настроения

* образования

* отдыха

* развития культуры человека, формирует и развивает личность.

К индустрии развлечений относятся предприятия, чья основная деятельность

связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях – цирки,

зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, кинотеатры, спорт залы,

библиотеки, предприятия туризма, включая средства размещения туристов, зоны

отдыха, исторические достопримечательности и др. Отрасли промышленности,

выпускающие соответствующее оборудование или инвентарь, также входят в

индустрию развлечений.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно

обособленное звено экономической системы, привлекая значительные

материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия

индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями,

системами управления, результатом деятельности, организацией труда

персонала.

К основным характеристикам процесса развлечения следует отнести:

добровольный выбор вида развлечений человеком; предварительную

подготовленность личности к потреблению развлечений; частую смену

развлечений; неограниченный перечень видов развлечений, комбинирование

развлечений с другими занятиями (например, отдых плюс развлечение, спорт и

развлечение, развлечение и образование и пр.); периодичность потребления

развлечения (приуроченных к жизненному циклу человека, годовому,

недельному, суточному).

Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения

индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или

возникать стихийно.

К числу важнейших современных задач изучения индустрии развлечений

относятся следующие.

1. Исходя из важного места развлечений в формировании личностных

особенностей в изучении нуждаются закономерности и тенденции развития

индустрии развлечений. Создание адекватных моделей индустрии развлечений

будет способствовать более эффективному управлению соответствующими

процессами, повышению действенности социальной политики.

2. Индустрия развлечений ряда стран превращена в выгодную сферу вложения

капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конкурентоспособная сеть

предприятий обеспечивает человеку обширный добровольный выбор конкретной

формы и способа развлечения. При этом важно видеть разницу между

подстройкой индустрии развлечений к потребностям человека, «мягким»

управлением потребления и корыстным манипулированием сознанием людей

вследствие предложения им означенного комплекса развлечений.

3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием

душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Уход от

действительности, расслабление человека являются важными ценностными

ориентациями индустрии развлечений

4. Независимо от того, развлекается человек один или в компании,

развлечение выступает индивидуальным благом. Кроме того, сегодня

значительную часть развлечений человек получает дома, в узком кругу. В

этой связи целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть

«запрограммировано» на преодоление и компенсацию негативных последствий

разобщенности людей.

5. Спрос на деят. индустрии развлечений зависит от величины и форм

использ. свободного времени. Важным фактором явл. т.ж. доход населения.

Особое место в мировой индустрии развлечений занимают тематические

парки. В последнее время они составили серьёзную конкуренцию традиционным

дестинациям с большим количеством историко-культурных

достопримечательностей.

Идея тематических парков зародилась в Европе и была реализована в виде

парков удовольствия, которые существовали вомногих европейских столицах в

конце 19 в. Современная модель тематических парков также впервые появилась

в Европе, хотя обычно её создателем считается Уолт Дисне. Подлинный расцвет

они переживают в США, а затем получают распространение вов всём мире.

Первый тематический парк, появился в США в сер. 50-х годов, в то

время, когда традиционные парки досуга переживали упадок.

Большинство тематических парков были построены среди зелёных полей.

Земля здесь дешевле, чем в городе, поэтому многие тематические парки

занимают большие площади. Им не приходится ничего сносить, чтобы возвести

аттракционы, которые часто поражают своими размерами и красочностью

оформления. Среди главных секретов успеха тематических парков следует

особо выделить использование высоких технологий: компьютерные системы

контроля за светозвуковыми и мультипликационными эффектами, благодаря

которым посетители испытывают острые ощущения и получают особенно яркие

впечатления.

Благодаря систематич. обновлению аттракционов и развлекательных

программ тематические парки формируют постоянную клиентуру и поддерживают

широкие туристские потоки.

Совершенствование действующих и открытие новых аттракционов, не говоря

уже о строительстве тематическиз парков, требуют крупных инвестиций.

Высокая конкурентоспособность тематических парков достигается в

результате грамотной ценовой политики. В них введены единые входные билеты,

в стоимость которых включен пакет услуг – посещение парка, питание,

проживание. Доходы тематических парков складываются от продажи билетов

(основная статья – 70% всех поступлений), питания, реализации сувенирной

продукции и игрушек. В парках продаётся огромное количество сувениров, как

правило, с символикой парка.

В настоящее время только в США насчитывается более 600 тематических

парков. Столицей «Страны грёз» стала Флорида. В этом штате размещаются

лучшие тематические парки не только Америки, но и всего мира: «Дисней

Уорлд», и «Юниверсал Стьюдиос».

В Европе построено около 2 десятков крупных тематических парков, не

считая многочисленных аквапарков: «ЕвроДиснейленд». Большой популярностью у

туристов пользуются т.ж. тем. парки Германии, Дании, Нидерландов.

Инфраструктура театров

Театральное здание с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим

персоналом создает общие условия театрального зрелища.

Театральное здание композиционно представляется двумя основными частями:

зрительской и демонстрационной.

Зрительская часть состоит из вестибюлей, гардеробной, фойе, буфетов,

туалетных и курительных помещений. Функциональной особенностью этой группы

помещений являются значительные объемы для обслуживания большого числа

зрителей за относительно короткий промежуток времени.

Демонстрационный комплекс включает зал, сцену, а также сценические

помещения. Помещения для ожидания выхода на сцену, артистические уборные,

репетиционные помещения, склады относятся к помещениям, обслуживающим

сцену. Имеются также мастерские(декорации, костюмы).

Системы организации театрального пространства различны. Зрители могут

располагаться с трех сторон сценической площадки или полностью окружать

сцену. В мировой практике получила распространение портальная (глубинная)

сцена. Примерами нетрадиционных типов сцен служат кольцевая, трехсторонняя,

центральная.

Постановки музыкальных, музыкильно - драматических, драматических

спектаклей предъявляют специфические требования к сцене и ее оборудованию,

залу, ориентации акустических свойств зала. Музыкальные спектакли нуждаются

в больших сценах, больших сценических помещениях. Акустика зала

ориентирована на восприятие певческих голосов, звуков музыкальных

инструментов. Театральное действие требует оборудования сцены вращающимся

кругом, ориентации акустики на восприятие разговорной речи, меньшей сцены,

оркестрового помещения. Разнообразию театральных зрелищ соответствуют

множество театральных зданий.

От размеров игровой площадки зависит восприятие спектакля (обычно 10 м.

по глубине, 14 м. по ширине), а в пространственном отношении – форма

зрительного зала. Помещение оркестра располагается перед сценой.

Оборудование сцены – разнообразно, зачастую уникально.

Для зрителей важна видимость, слышимость происходящего на сцене, интерьер

и комфорт зала.

Параметр видимости связан с удалением от сцены. Зритель должен видеть

мимику актера, что соответствует комфортным условиям видимости не более 27

- 30 м. Также учитывается форма зала. Соблюдение этого параметра

ограничивает вместимость зала.

Для оценки акустических свойств театрального зала используется показатель

времени реверберации.

Тип зрительного зала (ярусный, амфитеатральный), расположение кресел,

проходов подчиняются задаче установления контакта зрителей с актером,

обеспечения видимости и слышимости, а также требованиям противопожарной

защиты.

Инфраструктура многоцелевых залов

Динамизм культурной и социальной жизни требует организации разнообразных

зрелищ и строительства зданий общественного значения. Сооружение

многоцелевых залов ведет к экономии территории за счет более интенсивной

эксплуатации универсального объекта.

В залах происходит сочетание зрелищной функции с общественной и

спортивной. Возникают такие типы залов, как концертно-общественные,

танцевально-концертные, банкетно-концертные, зрелищно-спотривные и пр.

Вместимость залов различна и колеблется от100 до десятков тысяч человек.

Обычно большая вместимость характерна для залов со спортивной функцией.

Вокруг залов группируются фойе, гардеробы и закусочные для посетителей.

К зданию примыкает ресторан.

По сравнению с театральными зданиями в универсальных залах требуется

более значительная трансформация сцены и зрительного зала, что

обеспечивается соответствующими конструкциями и композиционными приемами

зала (подвижные потолки, перегородки и т.д.).

К основ. тенден. развития многоцелевых залов относятся: формирование

зрелищ. центров, состоящих из различных по назначению залов; слияние

многоцелевых залов с учрежд. досугового профиля; формирование центров

проведения престижных мероприятий на базе универсальных залов;

совершенствование универсальных планировочных решений многоцелевых залов.

Клубная деятельность

Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их

творческих начал, просвещения и повышения культурного уровня. Посетители

клуба вместе отдыхают, развлекаются. Для клубного сообщества характерны

инициативность, самодеятельность, общественное мнение и сознание. Клуб

выступает центром досуга.

Клуб управляется руководителями и специалистами. Персонал обладает

педагогическими знаниями, ориентируется в различных видах искусства.

Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер.

Различают комплексные и специализированные клубы.

Комплексные клубы предназначены для организации общения люлей, обладающих

обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов,

развитие творчества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны

учитывать интересы неоднородного состава посетителей.

Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более

узкой вариацией интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной

группы, возраста и пр. Носят характер специализации. В некоторых случаях

клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания

населения.

Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление

разнообразных видов досуговой деятельности. Типичный состав помещений клуба

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ