Социально-культурный сервис и туризм (ГОСы 2003г.)
Социально-культурный сервис и туризм (ГОСы 2003г.)
1. Понятие скс. Ее особенности, функции, отраслевая структура.
Соц.-культ. сфера – это совокупность предприятий, учреждений,
организаций и органов управления, осуществляющих производство,
распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг соц.-
культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым
удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.
Цель СКС – обогащение духовной жизни людей и создание условий для соц.
куль. деят.
Особенности скс:
1. Труд работников скс осущ-ся в форме услуг.
2. Труд работников скс индивидуализирован. Скс имеет дело с индивид-ми
запросами людей с их разнообр. вкусами и настроением. Это определяет
особые требования к личным кач-вам работн. скс. Высоко ценится умение и
спос-ть работать с людьми.
3. Скс имеет дело с обслуживанием нас-я, поэтому территориальное размещение
ее учреждений, предпр-й, орг-ций зависит от демограф. факторов
(численность, плотность, состав нас-я и т.д.).
4. Труд в скс относит-но в меньшей степени поддается механизации и
автоматизации. Отрасли этой сферы отлич. повышенной трудоемкостью.
5. Услуги явл-ся предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать,
услуга м.б. потреблена лишь в момент произ-ва.
6. В скс природный фактор не играет огром. значения как в мат-м произ-ве.
7. Труд работников скс непроизводит., т.к. этот труд не участвует в
создании мат-го блага.
8. Основные работники – это спец-ты со средним и высшим образов., большая
часть из которых женщины.
9. Однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес мат-х затрат
очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных
организациях – 3,5%, в пром-ти – 83%, в строит-ве – 65%.
Эк-сты делят услуги на 2 вида:
> чистые услуги (непроизв-е, немат-е)
> мат-е/произв-е услуги
1.1. Мат-е услуги создают отрасль мат-го произв-ва – это услуги,
направленные на продолжение процесса произ-ва в сфере обращения,
транспортировки, хранения мат-го продукта, а также услуги по восстановлению
кач-й ст-ти продукции мат-го произ-ва (услуги торговли, общ-го питания, тр-
та и связи, быт-го и коммунального хоз-ва).
Общественное произ-во:
> Мат-е произ-во (мат-е блага –товары, мат-е услуги)
> Немат-е произ-во (немат-е услуги, немат-е блага)
Сфера услуг
1.2. Немат-е услуги – услуги скс, не получающие предметно-осязательную
форму. Это услуги, действия которых направлены непосредственно на
человека/окружающие его усл-я. Произ-во таких услуг неотделимо от
потребления (услуги по реализации турпутевок, по обслуж-ю т-тов в гост-цах
и предпр-ях питания, по организации концертных выступлений).
1.3. Сфера услуг – это совок-ть отраслей и видов д-ти, предназначенных
для удовлетворения дух-х и мат-х потребностей нас-я.
1.4. Немат-е блага – это благо, действующее на развитие спос-тей ч-ка,
созданные в непроизв-ной сфере:
> внутренние – блага, данные ч-ку природой(голос, музык. слух, спос-ть к
наукам)
> внешние – то, что дает внешний мир для удовлетв. потр-тей (репутация, дел-
е связи, протекция)
Классификация отраслей скс:
В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли скс и т-ма классиф-
ся на 3 большие группы:
a) Отрасли, обеспечивающие процесс воспроиз-ва мат-х и немат-х благ:
- жил-но-комунальное хоз-во
- наука
b) Отрасли направленные на развитие спос-тей ч-ка, поддержание его
здоровья, удовлетворение его культурных и дух-х потребностей:
- бытовое обслуж-е
- пассажирский тр-т
- связь по обслуж-ю нас-я
- здравоохранение
- соц-е обеспеч-е
- т-м
- культура и искусство
c) Отрасли, удовлетворяющие потр-ти общ-ва в целом:
- упр-е и планир-е нар-го хоз-ва
- отрасли, обеспечивающие без-ть гос-ва
- обеспечение охраны соб-ти.
Сущ ещё 1 классификация СКСФ:
1. Госуд. управление, соц. услуги.
2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.
3. Жилищное хозяйство частного типа.
4. Коммерческие, соц., пенсионные услуги.
5. Ремонт техники.
6. Пассажирский транспорт.
7. Здравоохранение и соц. обслуживание.
8. Образование.
9. Оптовая и розничная торговля.
10. Природно-хозяйственная деят.
11. Культура, искусство и СМИ.
12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.
13. Гостиничный бизнес.
14. Ресторанный бизнес и общественное питание.
Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как
источник и конечную цель общественного развития.
Отраслевая структура скс:
1. Отрасль культуры – идейное и нравственное состояние общ-ва,
определяемое мат-ми условиями жизни общ-ва и выражаемое в его быте,
идеалогии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, лит-ры
(кино, театр, музей, библиотека, выставки, конц-е залы, клубы и т.д.).
Функции отрасли культуры:
1. Сохранение историч. и национ. памятников культуры.
2. Приобщение людей к творениям культуры.
3. Воспитание культурного ч-ка.
4. Пополнение копилки культур. достижений в обл. лит-ры, искусства, худ-го
творчества, музыки, живописи и скульптуры.
5. Проведение исследования в обл. культуры.
6. Дух-е обогащение ч-ка.
2. Отрасль образования – занята всеми формами обучения в самых
разнообразных уч-х заведениях (школы, дошкольные учр-я, гимназии, колледжи,
училища, техникумы, ВУЗы, исслед-е учр-я в обл. педагогики).
Функции отрасли образ-я:
1. Удовлетворение потребностей людей в знаниях.
2. Осущ-е подготовки и переподготовки к работе и труду.
3. Спос-ть приобретению спец-ти и овладению профессией.
4. Воспитание ч-ка.
3. Здравоохранение – система гос-х и общ-х меропр. по охране здоровья,
предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни ч-ка (поликлиники,
больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории, род-е дома,
здравпункты, диспансеры и т.д.).
Функции:
1. Забота о поддержании здоровья людей.
2. Проведение профил. и лечение болезней.
3. Оказание мед. помощи.
4. Обеспечение людей лекарств. ср-вами.
5. Восстановление потерянного здоровья.
К отрасли здравоохранения тесно примыкает физ-ра и спорт в той части, в
которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа
жизни людей.
4. Отрасль бытового обслуж-я – по оказанию непроиз-х и произ-х услуг
(бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО, мастерские,
парикмахерские, услуги по уходу за детьми).
5. ЖКХ – отрасль, которая поддерживает жил-но-коммунальное хоз-во в
рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение. Канализацию, теплоснабжение
и др. жил-ю инфраструктуру.
6. Соц-е обеспеч-е (соц-я защита) – удовлетворяет потребности ряда
категорий нас-я в фин-х рес-сах и источников сущ-я, в особенности не
имеющих стабильных доходов (соц-е страхование, предоставление мат-х благ).
6. Наука – сфера чел-й д-ти, функция которой состоит в выработке и
теоретической систематизации объективных знаний и действительности
(прикладная, фундаментальная).
2. Экономические основы туристской деятельности.
Сущность любого явления отражается в его определении. Сложность такого
соц. – экон. явления, как туризм, хар-ся наличием большого кол–ва
определений, которые постоянно дорабатываются и совершенствуются.
В 1954 году ООН было принято следующее определение туризма
Туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физич.
развитие человека, связанный за пределами постоянного места жительства.
В 1993 г. стат комиссия ООН
Туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют
пребывания в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течении
периода не превышающего 1 года подряд с целью отдыха, деловыми и прочими
целями.
В законе «Об основах тур. Деят-ти» туризм – это временные выезды
(путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с
постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,
профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия
оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
С экономической точки зрения, туризм – это производство и реализация тур
услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими
ресурсами.
Туризм - категория экономическая, потому, что государство, принимая
туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих
граждан, получает огромные доходы от ввоза валюты. Во многих странах туризм
является наиболее прибыльным видом экономической деятельности.
Рассматривая отраслевой аспект туризма необходимо отметить, что в России,
согласно действующей классификации отраслей народного хозяйства, туризм в
качестве самостоятельного структурного подразделения не выделяется.
Т–м включается в состав таких отраслей, как здравоохранение, физ–ра, соц.
обес-е. Этим подчеркивается важная роль активного отдыха в укреплении
здоровья населения, утверждения здорового образа жизни.
Основные признаки туризма, как самостоятельной отрасли:
1. Специализированная МТБ
2. Специфические природно–антропогенные рес-сы
3. Уникальность производимых услуг и технологии обслуживания
4. Формирующаяся, новая система управлений
5. Высокая общественная значимость, в т.ч. экономическая, социальная,
политическая.
Как отрасль мирового хозяйства т-м начался с 1988 года. Занимает 1
место по обороту услуг, 2 место по валютным поступлениям, уступив первое
место нефтепереработки.
Функции туризма:
1. Способствует восстановлению сил и трудоспособности человека и
соответственно психо – физиологических ресурсов общества
2. Способствует рациональному использованию свободного времени людей
3. Способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного
населения.
4. Туризм обогащает социально – экономическую инфраструктуру и
межрегиональное сотрудничество стран, гос – в, народов.
Социальная сущность т–ма:
1. Организация досуга населения
2. Сглаживание различий и предупреждение конфликтов в обществе
3. Формирование новых связей м\у отдельными людьми и группами
4. Образование и повышение культурного уровня населения
5. Распространение культурных ценностей.
Социальный эффект от туризма выражается в рационализации свободного
времени населения, расширение духовных и физических способностей населения.
С экономической т. з. Т-м оказывает положительное влияние на другие
отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории,
увеличивает занятость местного населения. Т-м является самым экологически
чистым видом природопользования.
3. Коммерческие и некоммерческие организации скс.
Туристская деят., оказание туристских услуг есть предприним. деят.,
осуществляемая юрид. лицами и индивидуальными предпринимателями без
образования юрид. лица и регулируамая граждагнским законодательством.
В п.1 ст.48 ГК РФ дано понятие юридического лица: юридическим лицом
признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по
своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть исцом и ответчиком в суде.
По целям деят. юрид. лица подразделяются на 2 группы: - коммерческие
организации и некоммерческие организации (п.1 ст.50 ГК РФ).
Коммерческие организации – это юридические лица, созданные для
осуществления предпринимательской деят. и преследующие извлечение прибыли в
качестве основной цели своей деят. Коммерческие организации могут
создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищ.,
товарищество на вере), хозяйственных обществ (ООО, АО), производственных
кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Второй группой лиц по целям деят. явл. некоммерческие организации. Это
– юрид. лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей
деят. и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п.1 ст. 50
ГК РФ). К ним относятся: потребит. кооперативы, общественные или
религиозные организации, финансируемые собственником учреждения,
благотворительные и иные фонды, др. формы, предусмотренные законом.
В сфере туризма могут создаваться практически все из перечисленных в
ст. 50 ГК РФ формы коммерческих организаций, хотя на рынке тур. услуг
действуют преимущественно ООО и АО.
Наиболее важные стороны правового положения коммерческих организаций.
1. Хозяйственные товарищества.
Хоз. тов-во – это коммерческая организация с разделением на доли
(вклады) учредителей складочным капиталом.
Хоз. тов-ва могут создаваться в форме:
a. Полного тов-ва – тов-во, участники которого в соответствии с
заключёнными между ними договором занимаются пред. дея. От имени тов-
ва и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им
имуществом. (м. б. индив. предп-ли или коммер. Организ).
b. То-во на вере – тов-во, в котором наряду с участниками,
осуществляющими от имени товарищества пред. деят. и отвечающими по
обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или
несколоко участников – вкладчиков, которые несут риск убытков,
связанных с деят. тов-ва, в пределах сумм внесённых ими вкладов и не
принимают участия в осуществлении тов-вом пред. деят.
Орган. структура тов-ва на вере позволяет успешно привлекать в его
хоз. деят. инвестиции. Доход коммандистов на вложенный капитал определяется
размером прибыли.
2. Хоз. общества.
1) ООО – это учреждённое одним или неск. лицами хоз. общество, уставный
капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами
размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут
риск убытков, связанных с деят. общества, в пределах стоимости внесённых
ими вкладов.
Максим. число участников – 50.
2) АО – АО признаётся коммер. Организация, уставный капитал которой
разделён на опред. колич. акций, удостоверяющих обязательные права
участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не
отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связянных с его
деят. в пределах стоимости принадлежащих им акций.
«+»
o Неограниченные возможности привлечения денежного капитала, путем
продажи акций и облигаций
o Привлечение проф. Специалистов для выполнения управленческих функций
o Стабильность функционирования корпораций, т.к. в убытии из об-ва
какого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.
«-»
o Двойное налогообложение
o Благоприятные возможности для экономических злоупотреблений.
Разделение функций
3.Унитарное предприятие – это коммер. Организация, не наделённая
правом собственности на закреплённое за неё собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия явл. неделимым и не м. б. распределено по
вкладам. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только госуд. и
муницип. предприятия.
5. Коммерч. организация с иностранными инвестициями.
В сфере туризма действуют комм. Организации, в создании которых
участвуют иностранные инвесторы.
В соответствии с Фед. Законом от 9 июля 1999 г. « Об иностранных
инвестициях в РФ» иностранным инвестором м.б.: иност. юр. лицо, иностр.
организация, не являющаяся юр. лицом., иностр. гражданин, либо без
гражданства. Иностр. инвестором м.б. также международ. организация и
иностр. гос-во.
Иностр. инвестиция – это вложение иностр. капитала в объект предпр.
деят. на террит. РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностр.
инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имуществ.
прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты
интеллектуальной деят., а т.ж. услуг и информакции.
Существен. значение для хар-ки российской коммерческой организации с
иностр. инвестициями имеет понятие – прямая иностранная инвестиция. Это:
приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале
коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на терр. РФ в
форме хоз. товарищества или общества в соответствии с ГК РФ.
Коммерческие туристские организации с иностр. капиталом создаются на
условиях и в порядке, предусмотренными нормами ГК РФ и иными нормативными
правовыми актами.
6. Индивидуальный предприниматель без образования юр. лица.
Гражданское закон-во наряду с юрид. лицами предоставляет право и
гражданину заниматься предприн. деят. без образования юрид. лица с момента
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст.
23 ГК РФ). Эта форма предпр. деят. применяется и в сфере туризма.
Согласно ст. 24 ГК РФ: «Гражданин отвечает по своим обязательствам всем
принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в
соответствии с законом не м.б. обращено взыскание».
Если индивидуальный предприниматель не в состоянии удовлетворить
требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпр. деят., то по
решению суда он м.б. признан енсостоятельным (банкротом).
«+»
o Каждый собственник владеет своей прибылью, может сам производить
любые изменения
o Предприниматель платит только подоходный налог и освобожден от уплаты
налога на прибыль.
«-»
o Неограниченная ответственность
o Нехватка финансовых средств
Осуществление конкретных видов деят. в сфере туризма, приобретение
патентов на каждый вид деят., использование индивидуальным предпринимателем
наёмного труда, условия получения кредитов, учёт доходов и расходов, уплата
налогов и взносов во внебюджетные фонды, ответственность за допущенные
нарушения, защита индив. предпринимателем своих прав в суде, - все эти и
другие вопросы регулируются законодательными и иными нормативными правовыми
актами. Знание этих актов и их соблюдение – залог успеха индив.
предпринимателей на рынке оказания туристских услуг.
Выбор организационно-правовой формы туристской организации в
значительной мере определяется такими факторами, как: планируемый масштаб
предпр. деят. и виды такой деят.; прогнозируемые темпы развития фирмы;
размер стартового капитала; индивид. особенности лиц, намеренных создать
туристскую фирму; их уровень профессионализма (наличие опыта работы или
специального образования); возможности преодоления коммерческих рисков и
т.д.
Некоммерческие организации СКС – это юр. лицо, для которого извлечение
прибыли не явл. основной целью деятельности.
Цели Н.О. в СКС: соц., благотворительные, культурные, образовательные,
научные, управленческие, охраны здоровья и населения, развитие физкультуры
и спорта, удовлетворение духовных потребностей, защита прав, законных
интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание
юрид. помощи.
Н.о. м.б. создана в различных организационно-правовых формах:
1. Общественная и религиозная организация.
2. Различные фонды.
3. Некоммерческое партнёрство.
4. Объединение юр. лиц (ассоциация или союз).
4. МТБ скс и т-ма.
Для осуществления своей деятельности туристские хозяйствующие субъекты
должны располагать разнообразными средствами труда.
> МТБ т-ма – совокупность средств труда, функционирующих в т–ме.
> МТБ – это совокупность материальных вещественных элементов
производительных сил общества.
МТБ т-ма включает сеть туристских сооружений (здания), их технич.
оснащения (оборудования, инструмент), транспортные ср-ва и другие основные
фонды.
В состав МТБ т-ма входят: туристская фирма (туроператор и турагент),
гостиницы, турбазы, п\п питания, торговли, автотранспортные предприятия,
пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации тур
путевок и т.п.
Классификация МТБ
Сущ–ет 3 классификации
1 – ая по экономическим элементам:
> основные фонды
> оборотные произ-е фонды
2 –ая по видам собственности:
1. Собственность турфирмы
2. Арендованные у хозяйствующего субъекта (аренда мест в муниципальных
гостиницах)
3. Арендованные у граждан (у физ. лиц) (квартиры, комнаты)
3 – я По видам предоставляемых услуг:
1. Предпр., предоставляющие весь комплекс услуг
2. Предпр., предназначенные для:
o Организации поездок,
o Размещение, проживание, ночлег
o Организация питания
o Транспортное обслуживание
o Культурного обслуживания
o Экскурсионного обслуживания
Оборотные производственные фонды – это фонды, которые обслуживают один
цикл пр–ва, и полностью потребляются в течении этого цикла.
ОПФ состоят из 3-х элементов:
1. Предметы труда (сырье, материалы, топливо)
2. Незавершенная продукция (полуфабрикаты собственного пр-ва, расходы
будущих периодов (это расходы, произведенные в текущем периоде, но
подлежащие списанию на пр-во в течении след-х отчетных периодов))
3. Малоценные и быстро изнашиваемые ср-ва труда и инструменты, стоимостью
не более 100 минимальных р–ров оплаты труда за единицу, или сроком службы
до 1 года.
Основные фонды - это основные ср-ва, необходимые для осущ–я
производственной деятельности срок амортизации которых превышает 1 год.
ОФ делятся на производственные и непроизводственные
Производственные: машины, оборудования, сооружения, платины, каналы,
мосты, дороги.
Непроизводственные: жилые дома, сады, школы, бани, прачечные…
ОФ производственные – это совокупность ср-в труда, служащих более 1
производственного цикла и постоянно переносящих свою стоимость на
создаваемый продукт.
По целевому назначению ОФ делятся на 8 групп:
1. Здания, лаборатории, сады
2. Сооружения (платины, каналы, причалы, мосты)
3. Передаточные устройства (ЛЭП, трубопроводы)
4. Силовые машины и оборудования (паровые двигатели, турбины,
электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания)
5. Рабочие машины и оборудования (вычислит. техника)
6. Измерительные и регулирующие приборы (кассовый аппарат, термометр)
7. Транспортные ср-ва (ж\д, автомобили, суда)
8. Прочие основные фонды (инструменты, которые служат более 1 года)
5. Трудовые рес-сы скс. Система обеспеч-я кадрами в турбизнесе.
Главную роль в управлении тур. фирмой играет правильный подход к
професс.-квалифик. структуре предприятия (кадры).Этот процесс должен
происходить с учётом динамики тур. рынка., достижений НТП и гостиничной
политики в области туризма. Професии группируются по квалиф. Уровням,
технологич. и методолог. Функциям, разрядам и должностям. Мин-во труда и
соц. развития РФ утвердило в постановлении от 17.05.99 г. квалификационные
требования, профессиональные стандарты к основным должностям работников
тур. индустрии. Они разработаны с учётом международных стандартов, а т.ж.
специфики российского туризма.
Хар-р труда работников скс:
1. Труд работников скс осущ-ся в форме услуг. Эк-сты делят услуги на 2
вида:
> чистые услуги (непроизв-е, немат-е)
> мат-е/произв-е услуги
1.1. Мат-е услуги созд-т отрасль мат-го произв-ва – это услуги,
направленные на продолжение процесса произ-ва в сфере обращения,
транспортировки, хранения мат-го продукта, а также услуги по восстановлению
кач-й ст-ти продукции мат-го произ-ва (услуги торговли, общ-го питания, тр-
та и связи, быт-го и коммунального хоз-ва).
1.2. Немат-е услуги – услуги скс, не получающие предметно-осязательную
форму. Это услуги, действия которых направлены непосредственно на
человека/окружающие его усл-я. Произ-во таких услуг неотделимо от
потребления (услуги по реализации турпутевок, по обслуж-ю т-тов в гост-цах
и предпр-ях питания, по организации концертных выступлений).
2. Труд работников скс индивидуализирован. Скс имеет дело с индивид-ми
запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это
определяет особые требования к личным кач-вам работников скс. Высоко
ценится умение и спос-ть работать с людьми.
3. Труд в скс относит-но в меньшей степени поддается механизации и
автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной
трудоемкостью.
4. Труд работников скс непроизводительный, т.к. этот труд не участвует в
создании мат-го блага.
5. Основные работники – это спец-ты со средним и высшим образованием,
большая часть из которых женщины.
Требования к персоналу:
. Знание должностных обязанностей.
. Знание законодательных актов в области туризма.
. Знание туристских формальностей.
. Знание 2 иностр. языков.
Формы и системы оплаты труда:
1. Сдельная – применяется там, где рез-ты труда поддаются точному учету,
а индивид-я ЗП рабочего нах-ся в прямой зав-ти от рез-тов труда, кол-
ва и кач-ва выпускаемой продукции.
2. Повременная – использ-ся для оплаты труда ИТР, служащих, адм-ции
малого предпр-я.
6. Методика составления бизнес-плана туристской фирмы.
Бизнес-план – это документ, призваный высветить курс, которого
намеренна придерживаться турфирма в определённый промежуток времени.
Б.п. составляется на несколоко лет вперёд 2-5 лет. Пересматривается не
реже 1 раза в год.
Цель разработки б.п. – спланировать деят. фирмы на ближайшие и
отдалённые периоды в соответствии с аотребностями фирмы и возможностями
получения необходимых ресурсов.
Функции б.п.:
1. Подготовка заявок существующих и вновь созданных турфирм на получение
кредитов.
2. Обоснование предложений по приватизации госуд. предприятий.
3. Выход на внешний рынок и привлечение иностр. инвестиций (инвестиц.
форум).
4. Выработка стратегий конкурентоспособности и работа на опред. тур.
рынке путём завоевания своего сегмента.
5. Разработка внеконкурентного ассортимента или набора тур. услуг и
работа на вновь созданном сегменте рынка.
Выделяют 2 направления бизнес-планирования:
1) Использование Б.П. вне тур.предприятия.
> Получение банковского кредита.
> Получение инвестиций.
> Получение контракта в виде госуд. соц. заказа (в 96 г. Фед. Постаносление
«Программа развития туризма до 2005 года»).
2) Использование Б.П. внутри турфирмы.
> Самоутверждение фирмы (доказать себе актуальность и возможность
турфирмы).
> Инструмент управления ( Б.П. как инструмент мотивации и ориентации
руководства, а т.ж. средство информирования каждого работника о
направлении движения турфирмы и её целях).
Процесс разработки Б.П.:
1) Определение сути проекта (бизнес-идея).
2) Анализ возможностей и препятствий (анализ отрасли (ПЭСТ – анализ или
ПЭСТП-природный фактор).
3) Разработка стратегии ( установление цели бизнеса, определение
стратегического положения фирмы, анализ стра егического положения).
4) Б.П.
Структура Б.П.
Состоит из следующих разделов:
1) Резюме (возможности фирмы).
2) Описание фирмы.
3) Описание услуг.
4) Маркетингшовые исследования.
5) План маркетинга.
6) План производства.
7) Организационный плдан.
8) Финансовый план.
9) Экология и риски.
10) Выводы.
Методика составления Б.П. турфирмы.
1) Резюме.
Его составляют в самом конце. Это краткое изложение сути проекта. Д.б.
максимум 2 страницы.Должно отражать следующие моменты:
> Полное название фирмы, адрес, тел.
> Описание фирмы, её специфика.
> Краткие сведения об управлении персоналом.
> Цель составления Б.П.
> Краткая хар-ка конъюнктуры рынка.
> Суть предлагаемого проекта.
> Факторы риска проекта.
> Совокупная стоимость проекта и потребность в финансировании.
> Контактные телефоны руководства фирмы.
2) Описание компании (тенденции развития отрасли, какое место занимает
предприятие).
> Информация о предприятии и её руководстве.
> Организационная структура.
> Эконом. показатели деят.
> Необходимо осветить след. правовые аспекты фирмы:
. Дата создания и регистрации фирмы.
. Где и кем она зарегистрирована.
. Учредительные документы.
. Юрид адрес.
. Форма собственности.
. Наиболее значительные акционеры фирмы.
3) Описание услуг.
Необходимо дать описание всех существующих видов услуг. Акцентировать
внимание на уникальности, качестве и преимуществе в цене.
Нужно отметить:
> Какие услуги предлагаются фирмой.
> Названия туров и их описание.
> Какие потребности признаны удовлетворять предлагаемые услуги.
> Регулярно ли покупаются эти услуги.
> Насколько изменчив спрос на данные услуги.
> Почему потребители отдают предпочтение данным услугам фирмы.
> На каких рынках и каким образом они будут продаваться.
> Учитываются ли мнения потребителей при разработке новых товаров.
4) Маркетинговые исследования.
Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю
чётко представить кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.
Здесь необходимо представить:
> Оценку потенциальной ёмкости рынка.
> Оценку потенциального объёма продаж.
> Оценку реального объёма продаж.
> Сегмент рынка: хар-ку потребителей, сравнительный анализ
конкурентоспособности.
5) План маркетинга.
План маркетинга представляет собой комплекс планируемых мероприятий,
направленных на выявление потребностей рынка, информирование клиентов о
возможностях фирмы по удовлетворению их потребностей, на установление
каналов сбыта и продвижения товаров (услуг), ценовых диапозонов в
зависимости от принятой стратегии фирмы, а т.ж. на заключение договоров о
поставке товаров.
В комплекс мероприятий по маркетингу обычно входит:
. Изучение потребителей и услуг фирмы.
. Анализ рыночных возможностей фирмы.
. Анализ используемых форм и каналов сбыта.
. Методы ценообразования.
. Исследовательские мероприятия по продвижению товаров на рынок.
. Изучение конкурентов.
. Выбор ниши рынка (наиболее благоприятный сегмент рынка).
6) План производства.
План производства представляет собой совокупность планируемых
мероприятий по реализации производственного потенциала (возможностей) фирмы
с целью достижения наилучших финансовых результатов.
Описание обеспеченности объекта с производственной и технологической
стороны. В сфере туристских услуг особое внимание уделяется на определение
приемлемого месторасположения, стремления уменьшить расходы, повышение
конкурентоспособности путём подбора и обучения персонала.
7) Организационный план.
> Организационная структура фирмы.
> Рабочая сила, не связанная с управлением (потребность в кадрах по
професс., квалификационным требованиям, форма привлечения к труду,
зарплата).
> Управленческий персонал.
> Кадровая политика (отбор кадров, методы оценки качества работы
сотрудников, система продвижения по службе).
8) Финансовый план.
> Балансовый отчёт.
> План доходов и расходов.
> Расчёт рентабельности товаров и услуг (насколько прибыльны услуги).
> Расчёт рентабельности = прибыль: себистоимость., т.е. какая доля прибыли
на едининицу затрат.
9) Оценка риска и страхования.
> Выявить полный перечень возможных рисков.
> Определить вероятность возникновения каждого.
> Оценить ожидаемый размер убытков при их возникновении.
> Представить программу страхования от рисков.
10) Выводы.
В краткой форме отразить все разделы Б.П.
7. Финансирование социально-культурной сферы и туризма.
Фактический размер финансовой помощи, оказываемой туризму со стороны
государства, определяется важностью тур. сектора в экономике страны и
специфическим отличием этого сектора от других. Инвестиции в туристский
сектор могут поступать либо от частного и государственного секторов
экономики, либо от международных организаций. Государственные дотации
проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению
положительного имиджа страны до предоставления налоговых льгот на
туристскую деятельность.
Среди основных видов госуд. инвестиций можно выделить:
1) Снижение цены инвестиций в тур. проекты (выгодные займы по выгодным
процентным ставкам – правительство возмещает разницу между фиксированной
процентной ставкой и рыночной, продажу или аренду земли или
инфраструктуры по цене ниже рыночной, налоговые льготы, защиту от
двойного налогообложения с помощью заключения соглашений с другими
странами.
2) Снижение пошлин.
3) Прямые субсидии или предоставление гарантий на инвестиции с целью
привлечения зарубежных инвесторов.
Формы финансирования:
1) Гос. финансирование.
2) Самостоятельное негосуд. Финансирование.
3) Благотворительные фонды как источник финансирования.
Госуд. фин-ие.
Финансовая политика гос-ва в соц. сфере – это деят. гос. в лице
органов власти соответ. уровней, направленная на реализацию целей и задач
гос. соц. политики посредством действующего в стране финансового механизма.
Источники фин. ресурсов:
. Бюджетные средства всех уровней.
. Бюджетные целевые заказы.
. Спонсорские благотворительные средства и пожертвования.
. Средства внебюджетных госуд. фондов.
. Сред-ва благот. фондов и некоммерческих организаций.
. Кредитные ресурсы.
Финансовая помощь региону осуществляется посредством субсидий и
грантов, которые реализуют принцип регион. бюджет. выравнивания.
Субсидия – пособие в виде денежной\натурнальной формы за счёт средств
гос. бюджетов, а т.ж. спец. фондов местным органам власти, юр. и физ.
лицам.
Гранты – это финансируемый заказ потребителя в форме безвозмездно
выделенных денежных средств под конкретное мероприятие высокой соц.
значимости на условиях конкурсного отбора.
Прямое гос. финансирование (бюджетное).
Бюджетные меры включают в себя государственное финансирование из
бюджета, специально составленного для туризма и имеют след формы:
. Займы по очень низким ставкам, предназначенные для финансирования
проектов крупных тур. инфраструктур.
. Субсидии, предназначенные для поощрения приоритетных направлений развития
туризма.
Гос. внебюджетное финансирование соц. потребностей.
ГВСФ осуществляется за счёт гос. соц. внебюджетных фондов, которые
м.б. федеральными и региональными. Централизованные фонды обязательного
соц. страхования – это пенсионный, соц. страхование и мед. страхование.
Граждане от своего среднего заработка платят только 1% в пенсионный фонд.
Работодатели от фонда зар. платы выплачивают: 28% в пенсионный фонд, 5,4% -
в фонд соц. страхования и 3,6% - в фонд мед. страхования. Целевые
назначения этих фондов: пенсионный – выплата пенсий, фонд соц. страхования
– пособия, фонд мед. страхования – оплата медицинской помощи и лечение.
Гранты.
Присуждением грантов и займов, помимо находящихся под покровительством
правительства инвестиционных банков, занимаются НТО (нац. тур.
организации). И Корпорация тур. развития. Налогообложение находится под
контролем Мин-ва финансов.
Межд. инвестиции в тур. сектор обеспечиваются как со стороны
международных организаций, так и со стороны частного сектора. Основным
зарубежным заемщиком явл. Мировой банк (Межд. банк реконструкции и развития
–МБРР). Его деят. направлена на обеспечение нормального жизненного уровня в
развивающихся странах с помощью долгосрочного финансирования развития
инфраструктуры этих стран.
В отличии от Мирового банка краткосрочные займы выделяет Межд.
ассоциация развития, а Межд. финансовое общество принимает долевое участие
в проектах.
Европейский союз т.ж. инвестирует туризм с помощью Европейского фонда
регионального развития, который оказывает помощь слаборазвитым регионам
союза. Предпочтение при присуждении грантов ЕФРР отдаёт тем проектам,
которые развивают актуальный на сегодня вид туризма – сельский туризм и
которые активно пропагандируют историческое и культурное наследие
8. Финансы туристской фирмы.
Финансы тур. фирмы – это экономические отношения, возникшие в
результате движения денег и образующихся финансовых потоках.
Сущность финансов проявляется в их функциях:
1. Распределительная. Она предполагает, что турфирма д.б. полностью
обеспечена необходимыми денежными ресурсами, при соблюдении следующего
принципа: все расходы д.б. покрыты собственными доходами. Часть выручки,
поступающей от реализации тур. продукта направляется на возмещение затрат
по формированию, производству и реализации тур. продукта. Часть прибыли
идёт на выплату налогов в бюджет.
2. Контрольная. Основой контрольной функции явл. ведение стоимостного учёта
затрат на производство и реализацию турпродукта, а т.ж. на формирование
доходов и учёта их использования.
Финансовые отношения турфирмы возникают между учредителями,
акционерами и турф., между турф. и госуд., между турф. и страховыми
компаниями, между турф. и кредитно-банковской сиситемой, между турф. и её
работниками.
Организация денежных расчётов в тур. фирме.
Все расчёты турф. делятся на 2 группы:
1. Платежи по товарным операциям. Это операции, связанные с движением
турпродукта, а т.ж. расчёты с производителем тур. продукта, с
покупателями и посредниками.
2. Расчёты по нетоварным операциям. Связаны с движением денежных средств, а
т.ж. с бюджетными и внебюджетными фондами, расчёты с кредитными
организациями, акционерами и подотчётными лицами.
В лизинговой операции участвует 3 стороны: лизингодатель,
лизингополучатель и поставщик. В качестве лизингодателя м.б. или
коммерческий банк или или др. финансово-кредитное учреждение, ЛП. – это
любое юр. лицо (турф.), поставщик – любое юр. лицо (производитель).
ЛП. Сам находит поставщика, затем обращается к ЛД. ЛД заключает
договор с поставщиком о покупке товара и передаёт в аренду на длительный
срок ЛП. ЛП заключает договор о лизинге с ЛД., а т.ж. договор купли-
продажи.
Различают финансовый и производственный лизинг. Финансовый лизинг
предусматривает в течение периода соглашения выплату суммы, покрывающей
полную стоимость амортизации оборудования, а также прибыль арендодателя. По
истечения срока действия соглашения арендатор может вернуть объект аренды,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|