Калуга
При училище общежитие на 50 человек с платою по 130 руб. в год. В 1910 году
было 70 учеников; бюджет его — 17.175 руб.
Vis-a-vis с Техническим училищем, на Богоявленской только улице, помещается
частное реальное училище Ф.М. Шахмагонова15 с правами правительственных
училищ. Оно открыто 30 августа 1906 г., а права получило в 1911 г. До 1912
г. оно сформировало шесть классов; в 1912—1913 гг. открывается VII кл. В
1910—1911 гг. учеников было 216; содержание обходилось в 19.187 руб.
Через дом от реального училища, против самой Богоявленской церкви,
находится Епархиальное женское училище16. Оно было открыто на средства
епархиального духовенства 10 ноября 1879 г., на основании указа св. Синода.
Здание было заложено в 1878 г. на месте, купленном у купца Ерохина. По
смете, оборудованное здание стоило 60 тыс. руб. Средства были взяты от
обложения духовенства и от Огорской и Улемльской лесных дач. В сентябре
1879 г. был сформирован совет училища и приглашена начальница. Сначала было
открыто только 3 класса, в которые поступило 133 ученицы. Постепенно были
открыты еще 3 класса. За 25 лет окончила курс училища 1061 девица. В 1906
г. был открыт VII класс. С 1902/3 гг. училище становится двуштатным. В 1895
г. училищное здание оказалось уже малопоместительным, почему был приобретен
за 30 тыс. руб. дом Золотарева, в котором поместили два класса и общежитие
на б5 человек. Общежитие предполагалось потом на 100 человек, но помещалось
в нем 1701 Естественно, что в 1899 году была начата пристройка к училищу в
31/2 этажа, которая вместе с введением водяного отопления обошлась в 88
тыс. руб. В 1904 г. число живших в конвикте достигло предельной нормы —
350; более здание вместить не может.
Симпатичной стороной училища является забота о воспитании сирот. В 1904 г.
на благотворительные церковно-епархиальные средства и стипендии
воспитывалось 149 учениц, причем духовенство отпускает на 125 сирот 14 тыс.
руб. При училище в 1885 г. устроена церковь усердием Калужского городского
головы И.К. Цыпулина; в 1894 г. устроено отдельное здание для больницы
стоимостью в 10 тыс. руб. Стоимость содержания училища быстро растет; в
начале XX в. содержание его стоило 62 тыс. руб.; в 1910 г.— уже 86.167 руб.
Учащихся в 1911 году было 562.
Училище расположено против Богоявленской церкви. Она, по-видимому,
существовала уже в начале XVII в., так как в описи Бегичева и Пчелина 1617
г. упоминается Богоявленская сотня. Но в описи 1626 г. этой церкви мы не
находим; она, вероятно, сгорела в 1622 г. На ее месте в 1626 г. стояла
церковь велмч. Варвары с приделом во имя св. Николая, “за острогом, в
старом остроге”, деревянная. Но в 1685 г. эта церковь описана как
Богоявленская с приделом во имя влмч. Варвары, деревянная, с 7-ю
колоколами. Каменная построена прихожанами в 1735 г. с двумя приделами во
имя Афанасия Александрийского и Богоматери “всех скорбящих радости”.
Появление двух приделов объясняется размножением прихожан, в состав которых
входили и рабочие полотняных фабрик купеческих домов Чернова, Торубаева и
Билибина. Новая колокольня вместо обветшавшей построена в 1832 г.; тогда же
поновлена и трапеза, а в 1849 г. расширена.
Настоящая имеет форму куба, напоминая видом Благовещенскую церковь. С боков
куба вытянутая полукруглая средина (закомара) с живописным изображением;
над кубом светлый большой восьмигранник, с круглым куполом; на куполе
высокий сквозной восьмигранный трибун-фонарь с двойной главой; крест — с
маленькой коронкой. На алтарной абсиде сделаны небольшие ниши, в которых
писаные изображения святых.
Колокольня трехъярусная. Нижний ярус составлен портиками на парных колоннах
тосканского стиля, с украшенными углублениями капителей; антаблемент
украшен фризом; в фронтонах лепное всевидящее Око. Колонны второго яруса по
краям пролетов с капителями коринфского стиля. Третий ярус тоже с колоннами
у пролетов. Колокольня четырехгранная.
Из икон чтится древний образ Афанасия Вел. В церкви есть евангелие 1628 г.
москов. печ. Из икон обращают внимание: 1) св. влмч. Варвары XVII в. в
интересной ризе с жемчужным убрусом; 2) пр. Сергия Радонежского, не позже
XVIII в. (значится в описи начала XIX в.), рамка с житием новая; 3)
Тихвинский Б. М. не позже конца XVII в.; 4) Тихвинская же в гл. иконостасе
не позже XVIII в. в ризе с жемчужным убрусом; 5) Успения Б. М., не позже
начала XVIII в.; 6) Воскресения Христова на горнем месте, XVII в.; 7) над
царскими вратами — Успения (XVII в.); 8) Богоявления, храмовая, середины
XVIII в.; 9) Николая чудотворца в приделе — чтимая; 10) в придельном алтаре
— Владимирской Б. Матери (XVII — нач. XVIII в.); 11) медный крест,
вделанный в икону, в алтаре; 12) иконостас имеет над царскими врагами 2
резных ангела с рипидами; такие же два ангела над следующим ярусом
иконостаса по краям; 13) Распятие, венчающее иконостас, резное; 14)
оловянный потир, два дискоса оловянных (с отломанными ножками) и маленький
потир из дароносицы.
За Епархиальным училищем идет вниз переулок, отделяющий училище от
Архиерейского дома. В этом переулке внизу виднеется церковь — это
Покровская под горой17, или, как она называлась ранее, в “Кожевниках”. По
описи 1626 г., она показана в старом остроге, деревянною, “клетцки о дву
шатрах”, в приделе “три святители, Василья Великого, Григорья богослова да
Иванна Златоустаго”. В 1685 г. она значится каменною с тем же приделом. До
1889 г. она с XVIII в. уцелела, не подвергаясь пожарам. Это была одноглавая
церковь с восьмигранным барабаном, с трапезой в виде галереи, с приделом и
небольшой колокольней. Фасад был кирпичный с тщательно исполненными
деталями из лекального кирпича. За ветхостью церковь в 1889 г. была
разобрана и заменена новой, поставленной немного выше прежней.
Храм одноглавый, небольшой. Колокольня пирамидальным шатром с слуховыми
окнами, как в церкви во имя Воскресения. Близ алтаря со стороны реки стоит
часовенка, построенная на месте прежнего храма.
В церкви уцелело несколько старинных икон: 1) Икона Покрова пр. Богородицы
XVI в., вверху ее новые изображения; 2) икона Воздвижения со вставным
крестом в середине — древняя, но попорчена поновлением; 3) икона
Черниговской Богоматери — XVII в.; 4) Икона Гурия, Самона и Авива,
попорчена поновленном, особо чтимая невестами; 5) икона св. Николая с
житием XVI — нач. ХVII в.
Сохранилось два напрестольных креста: 1) один относят к 1527 г.—
серебряный, вверху херувимы и серафимы, внизу св. Николай, по концам
распятия Богоматерь, св. Иоанн и сотник; 2) другой вызолоченный, 7136 г.
(1628), вверху изображено Воскресение Христово, внизу положение во гроб.
Оба креста-мощевики. Сохранилось и напрестольное евангелие 1676 года.
Что же касается Архиерейского дома18, обнесенного оградой, с обширным
садом, то он сделался местопребыванием калужских епископов только с 80-х
годов, а до этого времени архиереи жили при духовной Семинарии. Калужская
же епархия существует, в качестве самостоятельной, с 16 .октября 1799 г.,
входя до этого времени в состав епархии частью Московской, а частью
Крутицкой. При открытии в епархии было 689 церквей.
Первым епископом Калужским был Серапион, но он не был в Калуге, так что
счет ведут обычно со второго — Феофилакта Русанова, который впоследствии
был митрополитом. Из последующих епископов заслуживают внимания: Евгений
Болховитинов (19.VII.1813 — 7.II.1816), потом митрополит и известный
ученый, 2) Филарет Амфитеатров, бывший потом Митрополитом Киевским, 3)
Григорий Постников — потом митрополит С.-Петербургский и 4) Александр
Светлаков, ученый и духовный популяризатор, духовный композитор.
В архиерейской ризнице имеются антиминсы дониконовского времени. Церковь
при архиерейском доме построена в 90-х годах. Стиль ее византийский. 15—17
октября 1899 года был торжественно отпразднован юбилей столетия епархии.
Богоявленская улица выходит на перекресток, на котором стоит Спасо-
Слободская церковь19, или в просторечии Спас на Жировке. Первоначально она
была деревянная и перенесена на свое место переселенцами из села Спасского
Нового, не ранее 1649 г. В 1685 г. она значится “в новой слободке” с шестью
колоколами. В 1732 г. усердием купца Рыжова построена каменная церковь с
приделами: 1) во имя Черниговской иконы Богоматери, и 2) во имя свмч.
Харлампия. В 1848—1850 гг. усердием другого Рыжова (Харьковского 2-й
гильдии купца) церковь перестроена и украшена; тогда же построена и
колокольня.
Наружным видом храм резко отличается от других церквей. Настоящая
представляет два поставленных один на другой куба; второй, верхний, уже
нижнего и держится на четырех наполовину поднятых вверх плоскостях,
наклоненных внутрь храма. Вверху небольшой шатрообразный на четыре ската
купол, а над ним удлиненный четырехсторонний трибун (столбиком) с
заостренным верхом, на котором миниатюрное яблоко и крест. Над алтарями
приделов над общей линией трапезы вытянуты вверх с обеих сторон по кубу,
увенчанному византийским куполом; здесь же, по боковому фасаду, окно с
наличником из колонок с орнаментом в верхней части.
Колокольня тоже необычной формы. Она напоминает башню-бойницу, и от нее
веет чем-то нерусским. Нижний ярус ее четырехсторонний, но с выемками на
углах; следующий двойной ярус — восьмигранный, а над ним меньший
восьмигранник; все восемь граней у всех ярусов со сквозными пролетами; верх
же — высокий пирамидальный, глухой.
Трапеза храма держится на двух столбах, уставленных киотами с иконами.
Иконостасы в приделах двухъярусные, иконы византийского стиля, в нижнем
ярусе в богатых окладах. Церковь расписана в трапезе живописью недавнего
времени. В трапезе обращает внимание икона Черниговской Божией Матери с
повешенным на ней крестом-мощевиком, больших размеров, старинная, не позже
XVII в. Рядом с ней икона свв. Власия и Модеста, того же времени. В другом
приделе старинная икона св. Харлампия с крестом-мощевиком. В притворе
большая икона Страшного Суда, “построенная 9 авг. 1713 г. тщанием
священника и прихожан”. На иконе много примитивного в композиции. В этой же
части есть икона Воскресения, новая по внешнему виду, но старинная по
сюжету.
Настоящая без столбов; богато расписана. Живопись, исключая верха,
пристроенного и расписанного позже, XVIII в.20 Сюжеты росписи и исполнение
довольно любопытны, как, напр., Петр Афонский, лежащий нагим с бородою до
колен и др. Расписанные иконы во многих местах обрамлены и выделены от
других. Кое-где заметны следы неловких поновлений.
Иконостас пятиярусный: царские врата с резными евангелистами и их
эмблемами; в Верхней части врат — Бог Вседержитель, тоже резной с двумя
резными же ангелами по бокам. Из икон обращают внимание: 1) Преображения в
богатой ризе, вероятно XVII в.; 2) Иоанна Предтечи с крылами и чашей, а в
ней младенец. Над иконами 1-го яруса поставлены небольшие иконки
двунадесятых праздников, довольно примитивной живописи; внизу же икон 1-го
яруса написаны события из библейской истории — на небольших круглых досках.
Из других икон упомянем св. Николая близ правого входа; чудотворец
изображен с мечом и церковью в рост небольшого формата; по бокам житие;
доска углубленная в середине. Над иконой Калужской Богоматери у левого
клироса небольшой складень.
Из евангелий: одно 1657 г., в бархатном окладе с Богом Вседержителем на
престоле в наличнике-среднике; другое 1740 г., “тщанием Калужского купца
Михаила Щербачева”, весом более 1 п., с богатыми изображениями на эмали и с
камнями. Наконец, есть оловянная дарохранительница.
На юг от Спас-Жировской церкви, внизу, находится Знаменская церковь21. В
описи 1626 г. она названа церковью во имя влмч. Варвары с Никольским
приделом “за старым острогом”. В 1685 г. она показана уже Знаменскою, что
на Зеленой с приделом влмч. Варвары, деревянная, с 5-ю колоколами. Каменная
церковь построена в 1720 году усердием купца Ланина и других прихожан.
Церковь хорошо сохранилась почти в том виде, как была выстроена.
Пять глав, венчающих церковь; трехабсидный алтарь, с портиком на средней
абсиде, стоящим на двух, далеко одна от другой отстоящих, дорических
колоннах; живописное изображение во фронтоне портика; пирамидальная
невысокая, примитивно поставленная колокольня; несимметрично и неправильно
пристроенный придел по правую сторону церкви; и вместе с тем некоторая
грациозность и правильность отдельных частей здания — представляют
переходную ступень в архитектуре от древних построек русского стиля к
постройкам конца XVII и XVIII вв. Архитектура колокольни, несмотря на
одновременную постройку с церковью, древнее ее. Заметно, что колокольня
скопирована целиком с какого-нибудь древнего оригинала, так как колокольни
в это время, как видно из одновременной Георгиевской “за верхом” церкви,
строились выше, и пирамидальнообразные крыши делались острее. Наружных
украшений у Знаменской церкви мало; только по одному ярусу колокольни
устроены небольшие ниши, в которых находятся маленькие головки лепных
ангелов; но есть основание полагать, что в начале своего существования вся
церковь была раскрашена разноцветными колерами; остатки этой раскраски
довольно хорошо сохранились на церковных главах и на крыше колокольни.
Конструкция сводов древняя; купол церкви внутри красиво разделан и расписан
в русском стиле. Иконостас древней формы, увенчан распятием на кресте и
четырьмя фигурами по бокам, написанными на досках и вырезанными силуэтом.
Над первым ярусом икон, на карнизе иконостаса, помещены четыре скульптурные
фигуры евангелистов резной старинной работы. Царские врата красивой формы;
над ними в том месте, где принято помещать св. Духа, поставлено резное
барельефное изображение Господа Саваофа, по древнему обычаю. Иконная
живопись некоторых икон XVII в., как видно из записей на некоторых из них;
вероятно, они перешли из прежней церкви. Стенная живопись, относящаяся к
одному времени с постройкой храма, бесспорно, составляет видную
достопримечательность церкви. Особенно заслуживает интереса иконопись на
стене, противоположной иконостасу. Содержание изображений заимствована из
апокалипсиса. Эта характерная, роскошная византийская иконопись. Предание
говорит, что это работа придворного художника эпохи Петра I, по какому-то
случаю скрывавшегося в Калуге.
Своды трапезы опираются на большой четырехугольный столб, образующий две
арки и служащий, таким образом, к отделению трапезы от придела влмч.
Варвары. Столб украшен деревянными резными украшениями в русском вкусе и
иконами довольно старинного иконописания.
Выделяется на других икон в главном иконостасе складень с образом
Владимирской иконы Богоматери. Складень старинной формы и работы. В Церкви
же находится особо чтимая Ахтырская икона Божией Матери.
От Знаменской церкви к берегу Оки находятся водопроводные сооружения. Вода
берется из ключа (“крупца”), который называется “зеленым”. Ранее здесь был
образован водоем, из которого вода до желобу приводила в движение
мельничные колеса. Несколько ниже по реке расположены лесные пристани, до
которых доходит и ветвь железной дороги, лесопильный завод22 и
чугунолитейный Кисилева.
На восток от Спас-Жировской церкви, к виднеющейся реке, лежит Тульская
застава. На берегу протекающего здесь Жировского ручья, засыпанного на
улице, стоят военный лазарет23 и тюрьма; здесь в XVIII в. был оперный
дом24. А против тюрьмы находится воспитательно-исправительный приют. Он
открыт в 1897 г. “Обществом земледельческих колоний и ремесленных приютов”.
Цель общества спасать малолетних от вредного влияния тюрьмы. Общество
купило за 6.266 руб. на углу Тульской и Нижне-Казинской улиц дом И.И.
Слобожанинова со смежными участками. Средства были взяты от ежегодных
отчислений со штрафных сумм с 1879 г., производившихся по постановлению
Губернского Земского Собрания, и из пожертвований частных лиц. Питомцы в
приюте находятся под постоянным надзором и обучаются грамоте, садоводству,
огородничеству и ремеслам.
Еще далее, вниз по течению реки, находятся обширные воинские склады и
лесопильный завод г. Мешкова, к которому тоже подходит железнодорожная
ветвь.
На север от Спасской церкви идет Никольская улица25, с залитыми асфальтом
тротуарами. На этой улице стоит Николо-Слободская церковь26. Древняя
деревянная Никольская церковь в Новой слободе построена также,
переселенцами из села Спасского одновременно со Спас-Жировской. Каменная
же, пятиглавая церковь с приделами во имя Бориса и Глеба и иконы Божией
Матери “Взыскания погибших” построена в 1691 г.
Общим видом корпуса и своими размерами церковь напоминает древние сельские
церкви. Лучше всего в ней сохранились главы, совершенно шарообразные.
Разбивка пролетов окон неправильная, хотя и заметны в них переделки.
Церковь сложена из больших кирпичей чрезвычайно прочно; конструкция сводов
XVII в. Алтарь был трехабсидный, теперь разделен арками вместо капитальных
стен. Трапеза имеет по обеим сторонам фронтоны.
Колокольня построена в 1800 г. и по сравнению с церковью довольно высокая,
почему церковь теряет свой вид и делается незаметной. Ярусов в колокольне
три. Первый с портиками, поставленными на 4-х дорических колоннах,
четырехсторонний; второй ярус тоже четырехсторонний с парой колонн
(маленький портик) на каждом углу — дли перехода к третьему круглому ярусу.
В третьем ярусе — круглом, на закруглениях против нижних углов углубления с
крестами; высокий шпиль.
Иконы иконостаса старинные. Апостолы и святые изображены все одинаково во
всех ярусах попарно на иконе, вполоборота, с наклонением головы к царским
дверям. Из икон обращают внимание: 1) две иконы св. Николая; а) одна в
трапезе величиной более человеческого треста, по преданию перенесена
переселенцами из Спасского; b) другая в иконостасе главного алтаря — в
рост, с храмом в руках и с житием вокруг образа. На последней иконе висит
серебряный крест на серебряной цепочке времен царей Петра и Иоанна
Алексеевичей, с надписью 7194 г. (1686 г.): “крест сей построен к Спасскому
собору, что у великих государей в дворце”; 2) старинная икона Бориса и
Глеба; 3) в трапезе скульптурный животворящий крест старинной работы; 4)
два ковчега с мощами (реликварии); 5) евангелие московской печати
царствования Василия Ивановича Шуйского 7114.г. (1606 г.).
Против Никольской церкви находится редакция “Калужского Курьера”27, а через
дом от нее, за углом в Куковом переулке римско-католический костел28. Он
сооружен из купленного двухэтажного дома — во имя св. велмч. Георгия в 1880
г. на доброхотные пожертвования прихожан. Алтарь в храме с колоннами,
позолоченый. Главной святыней является Ченстоховская икона Божией Матери,
писанная масляными красками, в серебряной ризе. Икона — копия с известного
Ченстоховского образа и чтится прихожанами чудотворной. Над этой иконой
находится меньшая — Георгия Победоносца, писанная на цинковом листе. По
стенам другие образа, развешанные в рамках. Колокольни нет. В церковной
общине считается до 1500 прихожан и, кроме того, около 700 человек
войсковых чинов.
На следующем пересечении идет на восток Новорежская улица29, которая
выходит к Хлюстинским богоугодным заведениям30 и за город по пути на
Калужку. На левой стороне этой улицы, недалеко от пересечения Никольской,
стоит здание Общины сестер милосердия31. Она открыта в 1896 г. 14 ноября,
когда местное Общество Красного Креста приобрело два каменных двухэтажных
дома за 19 тыс. руб. В 1896 г. сестер было 10 и теперь столько же;
помещаются они в одном из домов. При общине открыт ежедневный прием
амбулаторных больных.
На правой же стороне улицы vis-a-vis с Общиной, помещается часть общежития
Епархиального училища в Золотаревском доме. Его владельцу принадлежал и дом
г-жи Кологривовой (план Казакова). И в этом доме потолки расписаны
живописью, которая была ранее и на стенах. Наилучше живопись сохранилась во
флигеле, где квартирует о. инспектор училища. Рядом с Золотаревским домом,
действует епархиальный свечной завод с 25—30 рабочими и производством на
300 тыс. руб.
Плотина с деревянным мостом устроена через глубокий и крутой овраг, по
которому протекает Жировский ручей. Это другая — восточная — естественная
граница, которой замыкались поселения древней Калуги, начинавшейся от
Березуйского ручья.
Хлюстинские же заведения, к которым приводит улица от плотины, возникли
только в начале XIX в. Это целое поселение страждущих, колония, в которой
идет своеобразная жизнь. Оно обязано своим возникновением Мосальскому
помещику майору Акт. Сем. Хлюстину, который в 1802 г. предпринял для
призрения инвалидов и умалишенных постройку дома стоимостью в 50 тыс. руб.
асс. Сыновья жертвователя, Михаил и Семен, в 1809 г. докончили постройку,
при которой была сооружена и церковь во имя Александра Невского, и передали
в ведение Приказа Общественного Призрения, пожертвовав при этом деньгами 11
1/2 тыс. руб. асс. Этот дом и послужил той ячейкой, из которой потом
выросли все больничные учреждения, сооруженные Приказом Общественного
Призрения и известные под именем Хлюстинских. Уже в 1824 году они состояли
из 7 корпусов каменных, 1 двухэтажного и 6 одноэтажных деревянных. В этом
же, 1824 г. купец И.М. Золотарев пожертвовал каменный двухэтажный дом близ
Хлюстинских заведений под особую городскую больницу и внес 50 тыс. руб.
асс. Это был так называемый “Золотаревский больничный дом”, включенный
Приказом Общ. Пр. в состав Хлюстинских заведений. В 1834 г. был построен
главный больничный корпус, куда была переведена больница из Золотаревского
дома, а он обращен в дом умалишенных. В 1869 г. 15 февраля Хлюстинские
заведения перешли от Приказа Общественного Призрения в заведывание
Калужского Губернского Земства. Больных и призреваемых обоего пола земством
было принято 514, а капиталов 140 тыс. руб. Земство продолжало деятельность
Приказа Общ. Пр. по улучшению оборудования учреждений и расширения их.
Земство положило основание библиотеки для чтения при больнице, в которой
несколько тысяч томов. Специально медицинская же библиотека при больнице
существовала еще ранее; земство продолжает пополнять ее новыми изданиями. В
1888 г. была заново отделана больничная церковь. В 1895 г. расход на
Хлюстинские учреждения был 117.147 руб. В настоящее время много более.
В 1874 г. при больнице была открыта фельдшерская школа с трехгодичным
курсом. Она помещалась в освободившемся доме инвалидов, которые были
переведены в дом Рюмина, где недавно была губернская управа. На содержание
школы отпускалось 7 тыс. руб. в год. За 14 лет существования школа
выпустила 104 фельдшера. В 1888 г. она была закрыта. Вновь она открыта была
20 октября 1905 г., для приходящих учеников и учениц. Принимаются
преимущественно лица из Калужской губ. Курс по-прежнему трехлетний, а для
акушерского звания четырехлетний.
Недалеко от Хлюстинских заведений, не доходя их, по направлению к реке,
стоит красивая церковь во имя Рождества Христова на Козинке, или в
Кожевниках32. Последнее название дано ей потому, что неподалеку от нее
находятся кожевенные заводы, которых в прежние времена было более 15. Храм
не всегда находился здесь. Ранее он был в старых Кожевниках, близ церкви
Покрова “под горой”. Это именно тот храм, про который в описи 1626 г.
говорится, что он был с приделом Космы и Дамиана “древян, клетцки”, “в
старом остроге”. Там же была эта церковь и в 1685 г., а перенесена на
настоящее место в новые кожевники только в 1797 г. Здесь она была сооружена
каменной. В 1834 г. вместо прежней малой трапезы пристроена новая,
обширнее; тогда же построена была и новая колокольня в три яруса. До 80-х
годов она стояла отдельно от церкви, но потом была соединена. Главный
престол в честь Рождества Христова, а приделы — во имя Божией Матери, всех
Скорбящих Радости и во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких. В последнем
живопись на апокалипсические сюжеты, каковые очень редки в калужских
церквах.
В храме заслуживают внимания царские врата с изображением сионской горницы,
которые должны быть отнесены не позже XVII в. Из икон выделяются: 1)
Рождество Христово, перенесена из старой церкви, на иконе изображены и
сопутствующие Рождеству Христову события — избиение младенцев и др. 2)
Икона “Всех Скорбящих Радости” 1691 г. с надписью: “лета 7199 г. месяца
июля в 28 день построена сия икона к церкви Рождества Христова, при
Благоверных Государех, Царех и Великих князех Иоанне и Петре Алексеевичах,
при святейшем патриархе нашем Адриане и при священнике Ермолае, по обещанию
Московских людей Нестора Власова сына Гладильщикова с товарищи”. 3) Икона
Рождества Богородицы с житием, старинная, с любопытными деталями в
разработке сюжета. 4) Два серебряных креста-мощевика.
На Козинке33 же, на северной стороне, стоит и другая церковь во имя св.
Николая, невольно бросающаяся в глаза своей столпообразной колокольней. Эта
церковь стояла первоначально на городской площади в крепости; в описи 1626
г. она описана — “церковь Никола Чудотворец” “в городе же”. В 1685 г. она
была на старом месте, на северо-востоке от собора, и имела придел во имя
митр. Филиппа. В Козью Слободку, на нынешнее место, перенесена в 1775—1779
гг. общественным городским коштом и построена каменной. В 1844 г. была
распространена трапеза и построена новая колокольня.
Храм кубической формы (без трапезы) и крыт на четыре ската полукруглым
шатром. Трибун в виде толстого заостренного четырехугольника, такой же, как
в Спас-Жировской церкви. В храме главный престол во имя св. Николая, а
приделы — один во имя Божией Матери — Тихвинской, другой во имя свят.
Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Колокольня трехъярусная, в виде массивного
столба, увенчанного луковичнообразной большой главой.
Храмовая икона св. Николая перешла из старинной церкви и не позже XVII в.
Другая икона “Собор и акафист пр. Богородицы” писана в 7204 г. (1696 г.)
иждивением нижегородского купца И.И. Пращина “в церковь св. Николая, что
внутри города”. Ниже нынешней церкви, к Козинскому оврагу, было кладбище,
которое с 1780 г. уничтожено, а с 1824 г. заселено обывательскими домами.
Через ров от Николо-Козинской церкви, по Никольской улице, возвышается
единоверческая Сошественская церковь34. Впервые она была основана на точном
соблюдении правил указов 1798 г. (12 мар.) и 27 октября 1800 г. История ее
такова. В 1801 г. 40 купеческих, 60 мещанских и 7 ямщицких семейств, в
которых состояло 662 души, уполномочили калужского мещанина Блинова подать
калужскому епископу прошение о дозволении устроить в г. Калуге церковь “на
старых обрядах” и к сей церкви дать “правильных по старопечатным книгам и
обрядам священно- и церковнослужителей”. Прошение сопровождалось 17
статьями, где были изложены условия, на которых старообрядцы решались быть
“единоверцами”. 23 сент. 1801 г. св. Синод разрешил открытие церкви на
точном основании вышеназванных указов.
Церковь была переделана из часовни, стоявшей тогда на краю Калуги близ рва,
отделявшего с восточной стороны город от предместий, в Жировской части. Эта
часовня была устроена из амбара, принадлежавшего купцу Петру Алтынникову;
старообрядцы очень ею дорожили. В прошении они ходатайствовали обратить
означенную часовню в церковь во имя Сошествия св. Духа и для сего
пристроить алтарь и украсить ее церковным благолепием. 22 ноября 1801 г.
разрешение было дано. А через месяц часовня была уже отделана и 4 января
1802 г. была освящена; при сем еп. Феофилакт пожертвовал икону Сошествия
св. Духа... В 1810 г. единоверцы снова обращаются к преосв. Евлампию с
прошением о дозволении им их скудную церковь “привесть в лучшее и
безопасное состояние, так как она низка, маломерна, при деревянном потолке
и дверях опасна от пожарного случая и вообще в первый раз по скорости не
устроена прилично своему именованию”. Однако из представленного плана было
усмотрено, что единоверцы имеют в виду не исправить, а вновь соорудить для
себя церковь в обширных размерах, так что прежняя небольшая церковь
оставалась целою внутри новой. На этот раз разрешение было дано уже с
ограничениями. Им позволили построить новый храм, но за городом, при
отведенном для них кладбище и с условием — разобрать прежнюю церковь.
Единоверцы не согласились, и дело остановилось.
В 1814 г. оно снова было поднято купцом Шапошниковым. 12 октября
означенного года, когда в Духосошественской церкви после литургии отпеты
были благодарственный молебен за избавление России от нашествия французов и
панихида по павшим воинам, Шапошников предложил единоверческому причту с
прихожанами письменное обязательство устроить при единоверческой церкви в
память грозного неприятельского нашествия на свой счет два каменных
придела. Ввиду некоторой связи этой любопытной грамоты с юбилейной
годовщиной мы приводим ее целиком.
“Господи Исусе Христе сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Известно всякому, что ненасытный враг Европы, похититель престолов,
поругатель святынь в 1812 г., по попущению Божию за грехи наши, дерзнул
напасть на любезное отечество наше — Россию, и, собрав многочисленное
воинство разных держав, со множеством орудий понесся внутрь России, как
тлетворная буря. Убийства, опустошения, пожары следовали по дерзким стопам
его. Разграбленные имущества, сожженные города, поруганные храмы суть
свидетели неслыханного его доселе неистовства и лютости. Наконец, обладав
материю городов Российских — Москвою, превратив ее огнем в самое плачевное
зрелище, и оттуда устремился, как кровожадный зверь, и на наш богоспасаемый
град Калугу. Страх и ужас распространились в жителях оной и принудили их
оставить свои домы, имущества, детей, отцев и матерей своих, жен-супругов
своих, и искать спасения жизни своей в других дальнейших градах. И град наш
остался, яко сетующая вдова, не имущая ни детей, ни утешения. Окрестные,
пылающие огнем грады, ужасный звук орудий, изрекающий роду человеческому
смерть, бегство разоренных,— довершили в сердцах наших страх и отчаяние. И
уже совсем было враг занес свою голиафскую руку, если бы не удержала оную
десница Вышняго молитвами св. и преп. угодника Божия Лаврентия, смутившего
и прежде Литву и сохранившего секирою князя Симеона, град сей и жителей
его. Тако и ныне сильнейшего смути и до конца посрамленна вспять возврати,
в день пресвятые Богородицы, именуемой Иерусалимской, и празднуемых
мучеников Прова, Тараха и Андроника, во второй надесять день месяца
октября. Почему здешнее духовенство и граждане получили от вышняго
духовного начальства дозволение праздновать день сей обхождением со святыми
иконами окрест города, за сохранение его от врага. Сему благоговейно
подражая, и я, нижеозначенный калужский купец Гавр. Сем. сын Шапошников, по
моему желанию, заблагорассудил ежегодно просить священноцерковнослужителей
приходския церкви делать крестное хождение окрест оныя, и пение панихиды по
православные воинам и христианам; а в незабвенный памятник о избавлении
нашего града от нашествия врага Бонапарта, при оной же приходской
Сошественской церкви или вновь имеющейся строиться, или при ныне
находящейся, пристроить два придела: первый — крепкой нашей помощнице
Богородице, честного Ея Благовещения, второй — святых мучеников Прова,
Тараха и Андроника. Для же сооружения оных приделов определяю из
собственных денег десять тысяч рублей, которые, по получении от духовной
власти разрешения и при начатии постромки, достоверно имею доставить в
означенную церковь, кому препоручено будет от священноцерковнослужителей и
приходских людей. Да на сих алтарях выну приносится жертва Господу Богу,
сохранившему от врага Россию, о здравии и спасении возлюбленейшего монарха
нашего Александра Павловича; приемлющего в низложении великого врага
превеликие подвиги и труды,— о благоденствии всего Его Августейшаго дома и
о упокоении воинов, не пощадивших за веру, государя и отечество пролития
крови своея”. (Калуж. Еп. Вед. 1836 г. 195—197 стр.).
В 1815 г. было подано прошение к преосв. Евгению (Болховитинову) о
дозволении построить новую церковь на старом месте с двумя упоминаемыми
приделами. На этот раз разрешение было дано, и единоверцы заложили новый
трехпрестольный храм, который и был окончен в 1823 г. и 5-го июля освящен.
На престоле были возложены антиминсы времен патр. Иосифа, присланные из св.
Синода. Прежняя же церковь была разобрана, и на ее месте поставлена
небольшая каменная часовня. В 1858 г. к колокольне пристроен и освящен
третий придел во имя св. Николая.
Храм пятиглавый, с окном в средней главе. По краям сделаны небольшие
фронтоны; при входе в настоящую галерея на четырех четырехугольных
колоннах. Приделы имеют по главке, с портиком; в нем окно, а по краям его и
вверху по священному изображению. Колокольня трехъярусная; вход с портиком
на парных колоннах; такие же портики и на остальных ярусах. На колокольне
колокол в 668 п. Храм внутри в трапезе делится на три части сводами,
которые поддерживают два столба.
Иконостасы в двух приделах четырехъярусные, высокие, византийского стиля.
Местные иконы в богатых окладах. Вся трапеза расписана в византийском
стиле. На многих иконах кресты и привески. Настоящая расписана на
апокалипсические темы; по стенам — вселенские соборы. Из икон чтится
Казанская икона Богоматери.35 При храме книги старопечатные; ризница — одна
из богатейших в Калуге.
Все церковное имущество, деньги и вещи состоят в непосредственном
безотчетном заведовании церковного старосты и выборных от прихода. Причт и
духовное начальство не вмешиваются.
Рядом с Сошественской церковью находится Земской Сиротский дом36. Он возник
из упраздненного в 1834 г. Калужского воспитательного дома, основанного еще
при Кречетникове. Взамен его и открыт был в 1835 г. Сиротский дом на 20
мальчиков и 10 девочек. В 1847 г. воспитанницы были переведены в дом
Трудолюбия, а в Сиротском доме оставлены только мальчики, число коих
доведено было до 30. В 1858 г. штат их увеличен до 40 человек. Затем дом
был передан Земству. В Сиротском доме живут дети, обучающиеся в местных
учебных заведениях, преимущественно в реальном и техническом училищах. Штат
их доведен до 45. Многие из воспитанников дома поступили в высшие учебные
заведения (18%). Содержание дома в 1898 г. было 8.544 руб.; в 1910 г. 8.672
руб. при 38 питомцах.
Через небольшой квартал от Сошественской улицы, где Сиротский дом, на
параллельной ей Венской37, имеется маленький чугунолитейный завод
Бычевского, на котором всего от 20 до 30 рабочих.
|[pic] |
|1. Воскресенская – ул. Софьи Перовской. |
|2. Пестриковская богадельня — ул. С. Перовской, 6. |
|3. Воскресенская церковь разрушена в начале 30-х гг. Сейчас ее место занимает|
|детсад № 9 (С. Перовской, 10). |
|4. Богадельня при Воскресенской церкви помещалась в доме № 12, который был |
|обречен на слом в 1820 г., а призреваемые были переведены в Поздняковскую |
|богадельню, но архитектор Н.Ф. Соколов сумел возродить его — там и было |
|размещено уездное училище. |
|5. Казенное реальное училище сейчас занимают литфак и начфак Пединститута |
|(Каракозова, 4). В 1918 г. реальное училище преобразовано во 2-ю трудовую |
|школу, на базе которой открылся педтехникум, в свою очередь потеснившийся для|
|открытия в 1940 г. учительского института. С 1948 г. в этих стенах начал |
|работу Калужский государственный педагогический институт. |
|6. Контрольная палата находилась в доме № 25 по ул. Софьи Перовской. |
|7. Ильинская ул.— теперь ул. Кутузова. Церковь Ильи Пророка стояла на том |
|месте, где находится Ателье. |
|8. В этот пожар сгорело 14 церквей, все ряды до основания, 1200 домов и 177 |
|человек. |
|9. В бывшем монастыре находится Государственный архив Калужской области. |
|10. К сожалению, мы не могли воспользоваться соч. П.А. Трейтера (изв. К. Уч.|
|Ар. К.) |
|11. Богоявленская ул.— продолжение ул. Кутузова. |
|12. В XVIII веке улица, идущая от Староторжской площади до кожевенных |
|заводов, называлась Тульской. |
|13. Лютеранская кирха — ул. Вилонова, 9. |
|14. В железнодорожном училище работает техникум железнодорожного транспорта —|
|ул. Вилонова, 11. |
|15. Реальное училище Ф.М. Шахмагонова — школа-интернат № 1 (Кутузова, 18). |
|16. В бывшем Епархиальном училище располагается 9-я средняя школа имени КЭ. |
|Циолковского. |
|17. Церковь Покрова под горой не сохранилась. |
|18. Архиерейский дом — медицинское училище (Кутузова, 26). С 1925 г. до 1955 |
|г. в нем работала Глазная лечебница. При Архиерейском доме была Школа певчих,|
|в которой сейчас размещается Музыкальное училище. |
|19. Церковь Спаса Слободского разобрана в 1932 г., вместо нее построена |
|Детская больница на углу ул. Салтыкова-Щедрина. |
|20. На стере цифра 1750; но мы не можем сказать, относится ли она к |
|живописи. |
|21. Церковь Знамения находится на углу улиц Луначарского — Свердлова — |
|Зеленый Крупец. Была закрыта в 1937 г. В 1989 г. передана общине |
|старообрядцев. |
|22. Лесозавод действовал и после войны. Находился правее нынешнего перевоза. |
|23. Бывший Военный лазарет — ул. Салтыкова-Щедрина, 91. |
|24. Оперный дом, или первый театр находился на ул. Клары Цеткин, разобран в |
|1974 г. при строительстве жилых многоэтажных домов. |
|25. Никольская улица – ул. Луначарского. |
|26. Николо-Слободская церковь находилась на месте дома № 53 по ул. |
|Луначарского. |
|27. Редакция “Калужского Курьера” находилась в доме № 50 по ул. Луначарского.|
|До войны в доме размещалось 2-е отделение милиции. |
|28. Куков переулок — начало ул. Первомайской. Костел — Дом № 6. Костел |
|проектировал архитектор Л. Гриневский. |
|29. Новорежская — ул. Никитина. |
|30. Хлюстинские богоугодные заведения — 4-я городская больница. |
|31. Община сестер милосердия — больница имени Красного Креста. |
|32. Церковь Рождества Христова – на ул. Фридриха Энгельса. |
|33. Церковь во имя св. Николая — на ул. Клары Цеткин. |
|34. Сошественская церковь — на ул. Урицкого. В 30-е гг. переоборудована под |
|хлебозавод. |
|35. Наши попытки получить точные сведения о древних иконах и свящ. предметах|
|у причта окончились неудачей. |
|36. Сиротский дом до 1971 г. служил детским домом № 1. В настоящее время |
|здесь работает Станция юных натуралистов. |
|37. Ул. Венская — теперь Тульская. Завод Бычевского — завод металлических |
|изделий. |
|[pic] |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|