Калуга
|32. Вслед за П.С. Щепетовым-Самгиным (см. “Памятную книжку Калужской губернии|
|на 1861 год”) Малинин утверждает, что с 1854 г. книги Публичной библиотеки |
|“находились в доме Дворянского собрания без всякого употребления”. В 1863 г. |
|был образован Губернский статистический комитет. Комплектованием библиотеки и|
|приведением в порядок “оставшегося без употребления” фонда занимался |
|секретарь Губернского статистического комитета (он же учитель уездного |
|училища, краевед и этнограф) П.А. Ляметтри. Впоследствии этот фонд вошел в |
|состав библиотеки Калужской ученой архивной комиссии, которая перешла по |
|наследству областному краеведческому музею. |
|33. Владелицей библиотеки, проданной городу, была Александра Александровна |
|Мантейфель. |
|34. В Библиотеке, купленной для общественной публичной библиотеки, было не 3 |
|тысячи томов, а 5 тысяч, приобретенных за 3 тыс. руб. |
|35. Мешковский проулок — ул. Достоевского. Госбанк — теперь Центральный |
|сберегательный банк. |
|36. Церковь Михаила Архангела разобрана в 1935 г., и на ее месте построен дом|
|для инженерно-технических работников железной дороги. (Ленина, 100). |
|37. Архангельский проулок — теперь ул. Дарвина. |
|38. Черновский переулок — ул. Вилонова. |
|39. Лютеранская церковь (кирха) — Вилонова, 9. |
|40. Техникум железнодорожного транспорта — Вилонова, 11. |
|41. Дом Трудолюбия — ныне Институт усовершенствования учителей на улице |
|Чебышева, которая да революции называлась Сорокинским переулком. |
|42. Церковь при Доме Трудолюбия во имя Равноапостольного князя Владимира |
|построена в 1903 г. по проекту архитектора Григорьева и инженера Кулаевского.|
| |
|43. Духовное училище (Дарвина, 13) до недавнего времени занимала |
|школа-интернат № 2. |
|44. Соединенный банк помещался в доме купчихи Игнатовой, построенном в 1903 |
|г. В наше время второй этаж занимает Дом работников просвещения, а на первом |
|— ресторан “Ока”. |
|45. Удивительно, что Малинин опустил очень важный эпизод в истории дома 109. |
|С 1869 по 1873 г. здесь размещалось кооперативное товарищество “Подспорье”, |
|объединившее прогрессивно настроенных чиновников Калуги, к которым примыкал |
|революционный демократ Н.В. Шелгунов, отбывавший в Калуге ссылку. Д.И. |
|Малинин писал об этом позднее — в. 1915 г. в журнале “Голос минувшего”. |
|46. В этом же флигеле, где показана библиотека Корчагина, еще в 1846 г. |
|открылась библиотека Татаринова, а в 20-е гг. нашего века функционировала |
|библиотека Кооператива учащихся. |
|47. В период строительства Кафедрального собора (с 1799 по 1819 г.) Никитская|
|церковь выполняла роль кафедрального собора. В связи с переоборудованием |
|здания под детский кинотеатр памятник архитектуры снят с государственной |
|охраны. |
|48. На вопрос Малинина, кто автор проекта Гостиного двора, ответила Т.М. |
|Сытина в 1960 г. Это — архитектор Петр Романович Никитин, работавший в Калуге|
|с 1776 по 1784 г. |
|49. Городская дума существовала в этом даме с 1810 г. До этого года Дом |
|принадлежал заводчику П.Е. Демидову, где он, по преданию, принимал царицу |
|Екатерину II. С 1930 г. в здании находился Горсовет. В 1941 г. оно было |
|сожжено фашистами при отступлении. Восстановлено в 1951 г. как жилой дом для |
|рабочих и ИТР Калужского турбинного завода. |
|50. Ильинская улица — ул. Кутузова до перекрестка с ул. Софьи Перовской. |
|51. Служба сборов больше известна читателям как Дом Носовых, построенный в |
|1782 г Управление Ряжско-Вяземской железной дороги арендовало этот дом с 1874|
|г. |
|52. Воробьевка — улица Революции. |
|53. Церковь Георгия на Воробьевке находилась на левой стороне улицы, напротив|
|здания областного Совета. |
|54. Казанская церковь находится на ул. Подвойского, с предвоенных лет до |
|настоящего времени в ней работает скульптурная фабрика. |
|55. В настоящее время здесь находится пароходная пристань, от которой в |
|летний период ходят быстроходные суда. |
|[pic] |
|ЧАСТЬ ВТОРАЯ |
|[pic] |
Семинария. – Собор.— Городской сад. — Покровская церковь на рву.— Палаты
Коробовых. — Музей. — Дом Шамиля.— Одигитриевская, Спасская за верхом и
Георгиевская за верхом церкви.— Загородный сад и домик Гоголя.— Симеоново
Городище.
Гостиный двор, как уже сказано выше, выходит одной своей стороной на плац-
парадную площадь1, от которой в оба конца города идет непрерывно одна улица
с разными названиями в частях2, прорезывая весь город поперек. На плац-
парадную площадь выходят частью своих корпусов присутственные места3. Здесь
же находится почтово-телеграфная контора, сельскохозяйственный склад
губернского земства и пр.; на площадь же выступает и боковая часть
семинарского корпуса, в которой во втором этаже помещается Семинарская
церковь, а в нижнем Никольский собор. Оба эти храма примыкают к корпусу
присутственных мест посредством крытой галереи, внизу которой выведены две
арки для проезда. Это огромное здание из 3 корпусов, имеющее форму буквы П,
внутри которой возвышается Собор.
Присутственные места построены при первом наместнике М.Н. Кречетникове
(1777—1790—3). Здание обошлось вчерне4 свыше 200 тыс. руб. Это сооружение
уже занесено в “описание Калужского наместничества” (1785 г.). “Каменный
корпус (паралл. Оке) в два жилья длиною на 64 с., шириною на 6 с. В нем
помещены Наместническое правление, приказ общественного призрения,
совестной суд, зала для Общаго собрания. Чертежная и Городническое
правление. По обеим сторонам сего здания находятся по одному корпусу в два
жилья, длиною каждый на 103 саженях, соединяющиеся с первым каменными
галереями, из коих каждая простирается на 20 с.”. Здесь уместилась вся
сложная масса екатерининских губернских учреждений, а с начала XIX в. и
часть духовно-епархиальных органов. В настоящее время один корпус занимает
Духовная Семинария5, а в двух других помещаются казенная палата6,
казначейство7, окружной суд8, типография и др. учреждения.
В нижнем этаже, с плац-парадной площади, в семинарском здании, как сказано,
находится Никольский Собор. Он устроен в 1831 г. из часовни на сумму 1 тыс.
руб., пожертвованную унт.-офицером Мякошиным, и на собранные в Калуге на
сооружение 424 руб. асс. Храм был возобновлен в 1901 г., причем прежнее
стенное письмо уничтожено и заменено новым. Икон в храме очень много. На
южной его стороне заставлено стенное изображение византийского стиля
“Перенесение мощей св. Николая в Бар-град”. На этой стороне обращает
внимание копия Репинской картины “Избавление св. Николаем от рук палача
невинноосужденных”.
Главною святынею собора является икона св. Николая чудотворца, к которой
население прибегало и прибегает во время общественных бедствий. Св. Николай
изображен в большом поясном размере; вверху же на иконе написана копия
Калужской Казанской иконы Божией Матери, а по сторонам ее св. Сергий
Радонежский и Пафнутий Боровский на правой стороне, а на левой св. Тихон и
Лаврентий Калужские. По преданию, эта икона сооружена иждивением Калужского
общества и стояла прежде среди торгово-промышленных заведений, находившихся
на восточной стороне Калуги, “на посаде”, точнее там, где были ранее
кузницы, около Ильинской церкви. В собор она поступила после пожара, так
как торгово-промышленные заведения были перенесены на другое место. И
теперь при открытии торгово-промышленных заведений совершаются молебствия
пред этой иконой. Другим чтимым образом храма является икона Каплуновской
Божией Матери.
Над собором, во втором этаже, сооружена семинарская церковь во имя ап.
Иоанна Богослова. Возникновением своим она обязана преосв. Феофилакту,
который имел архиерейское помещение при Семинарии. В Кафедральном соборе,
ввиду его ветхости, с 1799 г. службы не производилось, и он даже вышел из
городового плана. Поэтому еп. Феофилакт предложил его разобрать, а
материалы, равно как иконостас и прочую, для нового собора ненужную, утварь
обратить на устройство теплой церкви в семинарском каменном корпусе. В
предложении об этом св. Синоду епископ утверждал, что “от сего для общества
последует польза такова: когда теплая церковь при семинарии устроится,
тогда в зимнее время кафедрального собора священноцерковнослужители могут в
ней отправлять священнослужение, а начальствующие семинарии и учители
обязаны будут изъяснять в воскресные дни для пользы учащихся в семинарии и
посторонних лиц катихизис и св. писание, а студенты богословия говорить
проповеди”. 27/29 января 1808 г. состоялось разрешение Синода на
осуществление плана еп. Феофилакта, а в 1811 г. церковь была уже готова. До
1852 г. в ней зимою совершали богослужение архиереи, так как до этого года
Кафедральный собор был холодным...
Как память пребывания архиереев в Семинарии, в помещении VI класса по
стенам развешаны их портреты. Семинария в Калуге появилась ранее
образования Калужской епархии. В виде духовного училища она была открыта в
1775 г., когда Калуга входила еще в состав Московской епархии, и обязана
своим возникновением митр. Платону. Семинария помещалась первоначально на
Жировке в казенном доме. В 1776 г. она уже была в Лаврентьевском монастыре.
На содержание Семинарии отпускалось только 300 руб. в год с добавлением
некоторого пособия. Главный надзор над Семинарией вверялся настоятелю
монастыря, которому платили “за присмотр” 12 руб. в год, а в 1786 г. только
6 руб. Управление учебным заведением руководствовалось особой инструкцией,
которой, между прочим, предписывалось “иметь смотрение, чтобы учение
происходило по учрежденному порядку... 2) надзирать над учителями, дабы в
должности своей были рачительны и в школах в назначенные часы и также и в
церкви, когда должно, неотменно были... 3) ему же, архимандриту, наблюдать,
чтобы бурсаки пристойно назначенной суммы содержаны были... 7) ему же,
архимандриту, каждую треть экзаменовать семинаристов, никаким кто окажется,
присылать рапорты”.
В Калужской Семинарии до 1799 г. было только два класса — высший и низший
грамматические. Учитель первого получал 60 руб., а второго – 45 руб. в год.
Учителя были из Московской Академии. Ученики поступали в Семинарию от 8 до
14 лет, а оканчивали 15-19 лет. В 1796 г. было уже 293 ученика. Любопытна
их аттестация и судьба: выключены “за непонятием” — 26, учения
“средственнаго” — 38, “не худого” — 108, “хорошаго”” — 69, “к учению
надежных” — 12, за нехождением в школу выключено 15, на месте выбыли 15,
трое умерло, 3 ушли в светское звание, 3 перешли в Московскую Академию.
Поведения все “добраго”, только один “самаго буянскаго”.
В июне 1800 г. Семинария была переведена из Лаврентьевского монастыря в
город. Ей отвели каменный двухэтажный корпус, устроенный “по апробованному
плану” для верхнего земского суда, уездного и нижнего земских судов,
верхней и нижней расправы, дворянской опеки, губернского и городового
магистрата. Это тот самый корпус, что Семинария занимает ныне. По
упразднении средних судебных мест (1796 г.) нижний этаж в 1798 г. был
переделан для поставки казенного вина и поклажи соли, не умещавшихся в
магазинах. Корпус был передан и принят духовным ведомством в 1802 г. В 1806
г. были освобождены от казенного вина и соли подвалы. При Семинарии
помещался архиерейский дом до 80-х гг. XIX в. В 1811 г. была устроена при
архиерейском доме церковь во имя Иоанна Богослова. Учащихся к этому времени
в Семинарии было до 900 человек, так как и Семинария и училище помещались в
одном здании. В 1800 г. уже были открыты риторический и философский классы,
а в 1802 г. богословский. Преподавателей в 1809 г. в Семинарии было 9. В
это же время в Семинарии было общежитие — бурса (при еп. Евлампии), но
пансионеров в ней в 1809 г. было только 20 человек.
В 1812 г. в семинарском корпусе помещался военный лазарет. С 1810 же года
началась подготовка к реформе 1814 г., когда училища были отделены от
семинарий. Было постановлено открыть 3 духовных училища. Весною 1810 г.
было открыто Боровское для четырех классов в корпусе, где помещалось в
Боровске ранее духовное правление. В 1867 г. оно было переведено в Калугу.
Другое училище было намечено в Мещовске, но дело затормозилось до 1815 г.,
когда, наконец, оно было основано. Намечалось было училище в Козельске или
в Добром монастыре (Лихв. у.), но не было открыто. Духовное же калужское
училище, несмотря на отделение от семинарии, пребывало в ее здании до 1840
г. Это здание приспособлялось к потребностям заведения и переделывалось
почти в течение всего столетия, вплоть до 1896 г., когда оно, наконец, было
приведено в надлежащий культурно-просветительному питомнику вид.
Из питомцев семинарии было 16 епископов, протопресвитер И.Л. Янышев, проф.
И.А. Чистович (дух. акад.), Я.А. Чистович (мед.-хир. акад.), проф. Ц.И.
Соколов (мед.-хир. акад.), проф. М.М. Троицкий (психолог) проф. А.И. Чупров
(экономист), В.Т. Покровский, писатель Г. Недетовский (О. Забытый) и мн.
др.
В 1911 г. в Семинарии было 439 учеников с бюджетом заведения в 70.814 руб.
Перед семинарией и присутственными местами кругом собора, разбит красивый
сквер, среди которого особенно рельефно выделяется величественный соборный
храм. Первое известие о Калужском соборе восходит к 1610 г., под каковой
датой упоминается соборный храм во имя Живоначальныя Троицы в Никоновской
летописи. В этой церкви был похоронен Тушинский вор9. По некоторым данным,
этот деревянный собор был сожжен запорожцами в 1618 г. и второй был
выстроен боярином Романовым. В описи 1626 г. он описывается так: “древян,
клетцки и о дву шатрах, в придела апостола Иоанна Богослова, а в церкве
строенье все сполна: деисус с праздники и пророки, месной образ
Живоначальныя Троицы, обложен серебром, да в приделе Иоанна Богослова
деисус да у Троицы свеча поставлена большая, да у Троицы же шесть колокол:
четыре колокола Троецкие, а два колокола поставил на время гость Смирной
Судовщиков. Да у Троицы же церковных книг: евангилье запрестольное
печатное, да евангилье толковое, полууставье письменное, да два охтая
печатных, да минея печатная, да апостол печатный, да два трефолоя
письменные, да два прелого, во весь год, да псалтырь, да чесовник, да две
треоди цветных, да посная печатные, да служебник печатной; да ризы
отласные, стихарь да патрахель, кадило, сосуды церковные”.
Со временем этот храм пришел в ветхость, и около 1687 г. был построен новый
каменный. Высеченная на камне в стене церкви около западных дверей надпись
гласила: “лета 7195 (1686 г.) ноября в 1 день на память святых чудотворцев
безсребренников Космы и Дамиана построена сия святая соборная и
апостольская церковь во имя Живоначальныя Троицы. А строила сию святую
соборную церковь по обещанию своему Степанова жена Тарасовича Хитрово,
вдова боярыня Анна Петровна”, бывшая мамка царя Федора Алексеевича, для
вечного поминовения сего царя.
Чрез сто лет и этот храм обветшал, и с 1786 г. начато построение
теперешнего собора. Именно в этом году “г-губ. М.Н. Кречетников в отношении
к бывшему тогда преосв. Платону, арх. Московскому и Калужскому...
прописывая, что Ея Имп-му В-ву благоугодно было в бытность его,
Кречетникова, в С.-Петербурге изъявить Высочайшую волю о построении в г.
Калуге соборной церкви на месте нынешняго Калужского собора и что для сего
Всемилостивейше повелеть соизволила отпустить в течение трех лет 30 тыс.
руб., и он, г. Кречетников, к исполнению таковой Ея В-ва воли располагается
приступить неукоснительно,— просил Его Преосвященство дозволить, разобрав
настоящую (от 1686 г.) собора колокольню с находящейся под нею церковью,
употребить материал из оных на пользу нового собора”. По сему отношению
резолюциею преосв. Платона дозволено выполнить просимое, и тогда же
колокольня с упомянутой церковью были разобраны. В том же 1786 г. заложен
новый собор, строение которого было сдано купцу Шемякину10. За два года
“сверх выбученнаго фундамента выведено было из белого мячковскаго камня
(цоколь) в длину 26 1/2 с. с колокольнею, в ширину 10 с. 1 арш., а в вышину
2 арш.” и после сего оставалось строение без действия до 1804 г., так как
Шемякин умер в 1788 г., а средств, очевидно, не было для продолжения работ.
Между тем службы продолжались в неразобранной части старого собора до 1799
г. 5 апр. этого года “в день коронации… имп. Павла, быв в том соборе,
гражданский губернатор Мих. Аф. Камынин усмотрел около столпов,
поддерживающих своды, разселины, и велел оные освидетельствовать
губернскому архитектору. Сей по освидетельствовании рапортовал, что по
случаю оказавшихся от отселости в землю столпов, поддерживающих своды в
церкви и в капитальных стенах трещин, ветхость сия угрожает падением”.
Гражданские власти воспретили служение, и “соборные
священноцерковнослужители производили служение вседневно в Покровской, а
праздничное в Предтеченской церквах”.
В 1800 г. дворянство и купечество предположили было разобрать выведенный
цоколь и на прежнем фундаменте соорудить храм во имя ап. Петра и Павла, на
что и пожертвовали 26 тыс. руб. Однако, это намерение, вероятно, не без
влияния прибывшего первого епископа в Калугу, не было приведено в
исполнение. Напротив, с 1804 г., на эти и вновь поступившие “из избытков
имущества Калужских граждан и калужского губернского дворянства” средства
“означенный собор с колокольнею снова начат строением, и строение его” в
1808 г. вчерне уже приходило к окончанию, ибо на будущее лето оставалось
только сделать купол и верх колокольни. В 1809 г. был разобран на
Семинарскую церковь старый собор, а новый еще строился два года и был
окончен только в конце 1811 г.
Задержка была, между прочим из-за купола. Губернский архитектор Ясныгин
решил возвести первый в России купол в 24 арш. в диаметре без всяких
побочных укреплений. Но эта смелая идея прежде осуществления, по новизне
ее, встретила сильное сопротивление со стороны проф. архитектуры известного
Захарова, который от Совета Академии Художеств получил поручение
рассмотреть план строящегося храма. Захаров доказывал, что в таком виде,
как был проектирован купол, он неминуемо должен обрушиться. Чем окончилась
эта переписка, нам неизвестно, но нужно думать, что, наконец, разрешено
было строить храм согласно предложению Ясныгина, так как купол сооружен в
этом именно виде.
Грозный 1812 г. остановил на время внутреннюю отделку храма. Только в 1815
г. выдано было на устроение иконостаса11, из суммы бывшей комиссии духовных
училищ, 8475 руб. асс. В 1818 г. отделка была кончена, и 10 апреля 1819 г.
в среду на Пасхе собор был освящен еп. Антонием. Вся постройка собора
обошлась в 200 тыс. руб. асс., не считая икон, утвари и ризницы,
пожертвованных разными лицами. Из пожертвований заслуживают упоминания:
Небольсина — стекло, Демидова — чугунный пол, Гончарова — 1.500 п. связного
железа, М.И. Чернова — колокол в 555 п., А.М. Чернова — часы для
колокольни, выписанные им из Англии.
Весь собор обнесен тесно примыкающей к стенам колоннадой из тосканских
колонн, а на углах пилястры. В промежутках между колоннами в верхней части
помещено по священному изображению небольших размеров; только на алтаре в
центре большое изображение св. Троицы, и с боков, где приделы, Калужской и
Тихвинской Божией Матери. Боковые входы с фронтонами на 6 колоннах
(портики), во фронтонах — по священной картине.
Купол круглый, полушарием, висячий, византийского стиля, увенчан крестом,
невольно привлекает к себе внимание. На нем окна с полукруглым верхом
чередуются с небольшими нишами, в которых изображены апостолы в рост, а над
ними небольшие квадратные изображения.
Колокольня связывается с храмом колоннадой по 3 колонны с каждой стороны;
здесь сделана неуклюжая паперть. Колокольня 4-ярусная; первый ярус с
портиками на четырех колоннах с каждой стороны, причем угловые
четырехугольные; второй ярус восьмиугольный, чтоб сделать переход к 3-му
круглому; в угловых углублениях стоит по колонне с ионической капителью. 3-
й ярус круглый с парой колонн на закруглениях, против углов первого яруса,
с ионической капителью. В четвертом, небольшом круглом ярусе часы с
циферблатом на 4 стороны; около циферблата с боков на каждой стороне
поставлено по ионической колонке. Покрытие круглое с длинным шпилем. В
соборе стены сделаны из искусственного мрамора.
Приделов два: 1)с северной стороны в честь Тихвинской иконы Божией Матери,
устроенный в 1859 г. усердием Чернова; 2) с южной — в честь Калужской иконы
Божией Матери, сооруженной г-жей Кавериной.
От XVII в. в соборе уцелело напрестольное евангелие москов. печ. 1681 г., в
богатом сребровызолоченном окладе, пожертвованное упомянутой А.П. Хитрово.
Внутри храма, близ южных дверей, погребены 3 калужские епископа: Евлампий
(† 1813 г.), Николай († 1851 г.) и Григорий († 1881 г.).
В соборе хранится 11 знамен калужского ополчения, из которых замечательнее
других знамя 6-й стрелковой дружины, бывшее в ополчении 1812 г. под
Данцигом, а в 1855—1856 гг. в Крыму и, кроме того, знамя Азовского
пехотного полка, которое сначала хранилось в С.-Петербургском арсенале, но
в 1866 г. по ходатайству городского общества и по Высочайшему повелению
торжественно было поставлено в соборе в уважение геройского подвига
калужанина унт.-оф. С.А. Старичкова, спасшего это знамя в 1805 г. во время
сражения под Аустерлицем.
В соборе имеется еще Царское место, с образом Марии Магдалины. Оно устроено
в память того, что здесь 2 мая 1826 года стояла на литургии Имп. Мария
Феодоровна, бывшая в Калуге для встречи возвращавшейся из Крыма Имп.
Елизаветы Алексеевны.
От собора, по скверу12, к реке идет дорожка в Городской Сад. Это любимое
место гулянья калужан. В прежнее время площадь сада к губернаторскому дому
была более, так как из нее была уступлена значительная доля под дом. Но
противоположная восточная сторона не была приведена в культурный вид до
середины 90-х гг. XIX в., и там не было места для гулянья, как теперь.
Бульвар занимает около 3 десятин и засажен, главным образом, почти
столетними липами. Главная аллея тянется почти 100 саж. и заканчивается
асфальтовой площадкой на высоком берегу Оки.
Отсюда открывается чудесный вид на Оку и на 3 стороны на много верст вдаль.
Прежде всего попадают в поле зрения два села за рекой — Ромодановское и
Покровское13. В первом, полагают, старинная каменная церковь построена в
начале XVIII в. кн. Ромодановским, по имени которого называется село; в
церкви интересный иконостас с резьбой. Покровское импонирует своей большой
красивой церковью. С площадки виднеется плашкоутный мост14, пароходная
пристань, шоссе, длинной серой лентой уходящее ввысь, роскошный сосновый
бор, прекрасный сад Коншина в Ромоданове15 и в ясный день вдали в голубой
дымке — поезд М.-К.-В. железной дороги, идущий в Тихонову пустынь с Угры.
Близ площадки стоит царская беседка16, перенесенная сюда с площади от
вокзала, где государь напутствовал войска в Японскую войну. На месте
беседки еще не так давно стояла стена акаций, и скат не был еще
распланирован.
В саду имеется асфальтовая площадка для игр детей17, ресторан “Кукушка”18,
построенный в русском стиле, две эстрады для музыкантов19, фонтан20,
цветники и летний театр21. Последний стоит в той части сада, которая
разделана недавно. Года три до театра здесь помещался синематограф, а в
1911 г. был открыт театр. Сад обнесен лет десять назад железной решеткой и
освещается электричеством. Публика в дни гуляний фланирует исключительно
почти по главной аллее, которая бывает тогда запружена толпой, а остальные
аллеи почти пустуют. Наиболее привлекательным местечком в саду является с
правой стороны от входа круг22, обсаженный елочками и установленный
диванами, в центре которого стоит старина — раскидистый серебристый тополь,
увешанный электрическими лампочками.
Направляясь из сада вдоль его решетки на запад, мимо окружного суда23,
улица выходит к Березуйскому рву, имея с одной стороны дом губернатора24 и
дворянское собрание25, а с другой — железнодорожное управление. Здание
дворянского собрания массивно, с большим подъездом, на колоннах которого
сделан балкон. В среднем корпусе оно состоит из трех этажей, боковые
двухэтажные. Окна второго этажа центрального корпуса с фронтончиками, и на
всем корпусе во втором этаже стоят между окнами белые пилястры, на красном
кирпичном фоне, с красивым орнаментом капителей. Внутри здания прекрасные
большие залы с обычными для этих зданий портретами; есть бюсты некоторых
лиц и картина: “Шамиль приносит присягу на подданство государю”.
От дворянского собрания идет прелестная липовая аллея26, на 75 саж.,
которая тянется пред всем зданием железнодорожного управления27. Оно
построено в 1893 г. в три этажа.
Аллея выходит к обелиску и каменному мосту. На белом обелиске поставлен
герб г. Калуги. Он имеет на голубом поле горизонтально извитый серебряный
“переклад” с Императорскою вверху щита короною; “переклад” означает р. Оку,
а корона — преимущество города, в которое он возведен учреждением в нем
наместничества.
Через дорогу на Каменный мост стоит на самом берегу рва, утопая в зелени,
белая каменная часовня28, построенная в 1823 г. По преданию, здесь был
большой курган, в котором погребены пострадавшие в эпоху самозванцев,
вероятно, здесь было и кладбище Покровской церкви. В этой часовне раз в
год, на Семике в четверг на 7 неделе по Пасхе, служат панихиды по усопшим,
скончавшимся разными родами смерти. Часовня принадлежит Покровской
церкви29, которая стоит здесь же, против неё.
В описи 1626 г. эта церковь называется “Церковью Всемилостивейшаго Спаса да
Покрова Святей Богородицы”, “древян, клетцки”. “За городом в остроге, на
посаде”. В описи 1685 г. она названа церковью Покрова пресв. Богородицы с
приделом происхождения честных древ. Она стояла тогда сажени на 4 севернее,
где теперь на ее месте поставлен каменный столб. Существующая каменная
церковь с приделом Иоанна Воина построена в 1687 г.
Храм пятиглавый, одноэтажный, во внешности пострадал от пожаров, так что
пять глав его заложены новыми в духе XVIII ст. Они, за исключением средней,
поставлены уже не на прежних местах, а на самых углах церковного корпуса.
По северной и южной стороне церкви расположены по три оконца, а не по два,
как это обычно делалось в наших древних церквах. Отделка наличников окон
замечательно красива и сделана из лекального кирпича. Наличники состоят из
красивых колонок с перехватами, которые поддерживают маленькие фронтончики,
с украшениями в тимпане. Орнамент и наличники сохранились лучше с южной
стороны. Средние окна боковых фасадов появились, по-видимому, позднее
боковых, так как и размеры у них, иные, и детали различны. Полагают, что
вместо них ранее были киоты с образами. В настоящее время и боковые окна
немного растесаны. Над окнами орнамент, а над ним, под кровлей, кокошники,
по пяти со сторон, исключая западную, где их шесть. По углам храма, вверху,
по четыре связанных тонких колонки без капителей. Алтарь трехчастный.
Обращают внимание своей архитектурой боковые входы в церковь, образующим
род крытых папертей; отлогая арка, со свесом посредине, краями своими
опирается на невысокие колонны древней формы. Главного входа из-под
колокольни церковь не имеет, но видны следы того, что он существовал и
заложен с какою-нибудь строительною целью.
Колокольня красивая, восьмиугольная, но невысокая, из двух с половиной
ярусов, имеет с боковых сторон полуяруса древней формы и отделки красивые
оконца, имитация храмовым...
Иконостас и живопись в храме новейшей формы. Из икон есть древние: 1) в
иконостасе главного храма “Происхождение честных древ креста Господня” (1
ар. 6 1/2 в. дл.); перешла в нынешнюю церковь из придела прежней. Колорит,
рисунок и манера письма не позже XVII в. 2) В трапезе небольшая икона
Покрова пр. Богородицы, существующая с самого основания церкви. Эта икона
чтима, и о ней существует предание, что во время п. Никона, при исправлении
книг и начала раскола, покровский священник, не желая принимать новшеств,
оставил приход и удалился к раскольникам, взявши с собою и эту, уже тогда
чтимую, икону. Умирая, он завещал возвратить ее в прежнюю Покровскую
церковь. 3) В иконостасе главной церкви, у северных боковых дверей, икона
св. Николая, судя по манере, писана в XVII в. 4) Икона Иоанна Предтечи у
южных боковых дверей. 5) Икона Богоматери “Петровская”, до 1864 г. ода
находилась в доме калужского гражданина В.П. Сапожникова. Икона, первообраз
которой находится в Московском Успенском соборе с начала XIV в., древнего
греческого письма (8 Х 7 в.) и помещена в отдельном серебровызолоченном
изящном киоте; чтится чудотворной.
Рвом кончался старинный город и посад, и каменным мостом путь идет в
древнее Завершье. Каменный мост30 построен в XVIII в. при Кречетникове и
был к 1785 г. уже открыт. На нем было построено 28 каменных лавок. Мост
поставлен на 15 солидных каменных арках, 3 из которых, в центре, выведены в
два этажа. Длина его 75 саж., а вышина 11 с. В 1910 г. настилка сделана
железобетонная. Это почти единственный большой каменный виадук в России. С
каменного моста открывается прелестный вид на Оку. На дне оврага течет
ручей Березуйка. Насаждения же в овраге и по сторонам были произведены по
распоряжению губернатора Смирнова (1845—1851).
В овраге, по направлению к Оке, стоит часовня над ключом, который
называется “Здоровец”31. Академик В. Зуев (1781 г.) писал о нем следующее:
“В городской части есть глубокий буерак, из известкового камня состоящий,
по которому течет небольшой ручей, называемый Березуйка, в коей вода хотя
берется не издалека, по большей части из его же сторон скопляется, однако,
по причине отменной прозрачности и холодности от прочих буерачных вод
отменно уважается. Сверх того у ней на устье сделан небольшой водоем, к
которому вода из находящегося в яру родника проведена деревянными желобами,
оная по вышеописанным своим качествам от жителей едва целительною не
почитается, И хотя по химическим опытам ничего она в себе не содержит, чтоб
в каком-нибудь целении делало ее употребительной, а содержит, так как и
другие воды по здешним буеракам из известковых берегов просякающие, только
тонкую известь, однако от обывателей пред всеми прочими носит почетное имя
“Здоровец”.
При устье ручья, на берегу Оки действует лесопильный завод32 с небольшим
числом рабочих.
От Каменного моста вверх идет Золотаревская (она же и Одигитриевская)
улица. На левой стороне ее третьим33 домом от моста является дом г.
Кологривовой34. Это — целая усадьба, лучшее украшение Калуги. Дом был
предназначен для остановок имп. Екатерины II и служил местопребыванием имп.
Николая I. Проект дома-дворца был составлен знаменитым архитектором М.Ф.
Казаковым (1733—1812), влияние которого так чувствуется и в некоторых
других калужских сооружениях. Общий план дома, богатые лестницы, широкие
ворота двора, подъезды — все это носит следы вкуса Казакова и делает этот
дом вполне достойным помещением для высоких особ. Двое ворот дома
триумфального характера с великолепными медальонами и решетками, ведущие к
двум парадным подъездам с навесами и прекрасного рисунка фонарями,
укрепленными на гранитных пьедесталах; конюшни с колоннами и медальонами и,
наконец, колоннада, отделяющая двор от сада — все это полно одного
выражения, одного изысканно задуманного проекта. Фасад дома прост; выдается
лишь тимпан фронтона, венчающий здание, в котором заключены лепные фигуры.
Но зато внутри роспись потолка, лестницы, боскетная и другие комнаты
обработаны с большим вниманием. Особенно хорош зал, в котором имеется
мраморная доска с надписью: “дом сей был осчастливлен Е. И. В. в. кн.
Николай Павлович в 1816 г. с 29 июля по 1 августа; Е. И. В. Государь Импер.
Александр Павлович в 1816 г. с 2 по 3 сентября, Е. И. В. в. кн. Михаил
Павлович в 1817 г. с 4 по 7 ноября”.
К дому примыкает обширный тенистый сад, в котором устроен летний театр35,
где в некоторые сезоны давались постоянные спектакли. Ныне в саду
поместились калужские “Соколы”36.
За углом, на первом пересечении вверх от дома Кологривовой, идет Проломная
улица37, на которой приютился исторический Музей. Он помещается в старинных
каменных палатах Коробовых. Эти палаты в конце XVII в., как это явствует из
раздельной записи детей и внуков К.И. Коробова (1697 г.), уже были. Кирилл
Иванович Коробов (1691 г.) и его сын Иван были богатыми торговыми людьми и
земскими старостами, в качестве каковых деятельно стояли за городские
интересы. Последний из рода Коробовых вел уединенный образ жизни и в
середине XIX в. умер, будучи найден мертвым уже через несколько дней после
смерти. Дом подвергся полному разорению от посторонних, искавших
драгоценностей и денег; портили печи, ломали полы и потолки, даже в стенах
искали спрятанного богатства. Дом имел запущенный вид. Он перешел в
собственность жены военного министра Е.В. Сухозанет и в 80-х гг. XIX в.
возобновлен. Е.В. Сухозанет подарила его дворянству, которому он
принадлежит и ныне.
Дом называют “домом Марины Мнишек”, которая будто бы жила в нем вместе с
Тушинским вором, так что здание должно быть отнесено к концу XVI или самому
началу XVII в. Но вряд ли можно согласиться с таким преданием, так как 1) в
описях каменные здания в Калуге упоминаются только с половины XVII в.; 2)
самозванец помещался в городе (крепости), в доме Скотницкого, а не “за
верхом”, где крепости не было; 3) по архитектуре, стиля барокко, он может
быть отнесен только ко второй половине XVII в. Вероятно, он был выстроен К.
Коробовым незадолго до своей смерти.
“План дома ничем не отличается от типа деревянных построек. Это те же два
сруба на подклетях, с сенями и крыльцом. Оба этажа покрыты сомкнутыми
сводами и имеют одинаковое расположение, причем крайняя комната с правой
стороны в нижнем этаже шире верхней, вследствие чего внутренняя стенка в
верхнем этаже стоит на своде. Эти две комнаты сообщались между собою
каменной лестницей; так как нижняя комната, служившая отдельной кладовой,
не имела двери в соседнюю комнату” (теперь лестница заделана). “Левый
боковой фасад имеет по три окна, в подклетном и верхнем этажах, а правый —
ни одного, и нет даже карниза; по-видимому, с этой стороны к дому примыкали
какие-нибудь постройки к задней стороне фасада, на всей длине которого
карниза тоже не сохранилось, вероятно, была пристроена галерея, и, быть
может, даже с каменными столбами, так как в стене заметны концы обрубленных
железных связей. Дом сложен из крупного кирпича (7 X 3 1/4 X 17/8 в.). Для
укрепления фасада употреблялся лекальный кирпич, колонки же в оконных
наличниках сделаны из белого известкового камня”... “Дом был крыт тесом;
крыльцо имело между кубышками открытое место; сход был”, по-видимому,
такой, как в реставрированном виде, ибо окна внизу не соответствуют верхним
(Преображенский).
Музей открыт в доме 20 апреля 1897 г. местной ученой архивной комиссией. В
настоящее время 3 комнаты в верхнем этаже и одна в нижнем почти сплошь
заняты предметами и документами.
При входе налево помещается религиозный отдел, где есть царские врата XVI и
начала XVII в., иконы, складни, резные изображения, венцы, кресты и пр.
Вторая витрина деляновская38. Над ней на стене и окне древнее оружие: меч,
сабли, стрелы, бердыши, огнестрельное оружие, кольчуга и пр. В углу, где
стоит вооруженный воин, поставлены 11 значков головы и старшин ремесленных
цехов: 1) портновского, 2) серебряного, 3) сапожного, 4) картузного, 5)
булочного, 6) столярного, 7) живописно-малярного, 8) кафельного, 9)
прядильного, 10) кузнечного. Третья витрина этнографическая – головные
уборы, серьги, гребенки, туфли, кисеты и пр., игральные карты с лицами
императорских фамилий. На окнах расположены находки раскопок, относящиеся к
различным эпохам. В четвертой витрине также предметы, добытые раскопками:
черепа, орудий, предметы домашнего обихода и пр. каменного и железного
века. В V-ой — медали и жетоны. VI и VII витрины нумизматические, внизу, в
подвеске, кредитные билеты. На стене над нумизматической витриной царские
врата Архангельской церкви с обильной резьбой XVII в. На окне стоят кубышки
и монеты, найденные в кладах. VIII — стоячая высокая картина — содержит
уборы и украшения поволжских инородцев. IХ-Х — Указы Государей, расписка
Шамиля и пр. Кругом поставлено 16 цеховых знамен. Посредине комнаты стоит
одна витрина с фарфором, стеклом и майоликой; обращают внимание два
майоликовых кувшина. Рядом с этой стоит маленькая витрина с разными мелкими
предметами (чернильницы дьяков, модель саркофага Наполеона из мрамора,
дагерротип и пр.). Наконец, около задней стены разные кафли, сундучки,
трубки, ручная пушка и разные предметы домашней утвари. Обращает внимание
инструмент г. Гурьева, представляющий из себя соединение арфы со скрипкой.
(Г. Гурьев был помещиком с-ца Бабаева в 25 в. от Калуги). Предметов в
комнате не особенно много и, кроме того, они скучены.
Лучше других отделов нумизматический, в котором имеются монеты Боровского
удельного князя (известны монеты: 1) на одной стороне воин с мечом;
надписи: “Василий Ярославич”, на другой стороне также надпись в три строки;
2) на одной стороне князь в кресле, с надписью кругом “Василий Ярославич”,
на обороте всадник, поражающий копьем змеиную голову, у локтя руки “К. И.”,
кругом надпись “Василий Ярославич”; 3) на обеих сторонах всадники с
надписью; 4) на одной стороне всадник с копьем и собакою, на др. надпись и
др.).
Во второй комнате повешены картины, рисунки, снимки, витрина со старинными
книгами и витрина с письмами Пушкина. Представляют некоторый интерес: 1)
перо Н.В. Гоголя; 2) 2 снимка путешественника с нарядов калужских купчих
конца XVIII и нач. XIX в.; 3) картина неизвестного художника “Петр Великий
под Полтавой”; 4) портреты еп. Феофилакта и Григория; 5) триумф 1813 г.,
где Наполеон составлен из символических изображений; 6) 2 литограф.
Мюнстера “группа русских писателей”. Портрет городского головы И.В.
Торубаева (1812 г.) и портреты Золотаревых.
В третьей комнате находятся документы воеводских канцелярий XVIII в. и в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|