Калуга
особом сундуке несколько столбцов и грамот XVII в.
В нижнем этаже — документы уездных учреждений и др. XIX в. и витрина с
костями доисторических животных и окаменелостями.
Наконец, в сарае коляска преосв. Феофилакта, купленная в Москве в начале
XIX в., принадлежавшая ранее двору. Коляска раззолоченная и относится к так
называемым “берлинам”.
На углу следующего пересечения Золотаревской улицы39, против Одигитриевской
церкви, находится дом Шамиля40, где ныне помещается городское
четырехклассное училище. Шамилю (родился в 1797 г. в Дагестане)
местожительством была назначена Калуга 11 сентября 1859 г., когда он ехал
уже в Россию. Для него подыскали дом — особняк подполковника Сухотина за
900 руб. в год. Это трехэтажное здание простого казенного типа, с
интересными, впрочем, по замыслу барельефами, только боковой стороной
выходит на улицу; фасад же и надворные постройки находятся внутри двора,
обнесенного невысокой каменной оградой; только один лишь флигель,
представляющий собой одноэтажное каменное здание, лицевым фасадом выходит
на улицу. В трех этажах дома, соединявшихся один с другим каменной
лестницей, было 13 комнат, расположенных коридорной системой. Лучшие
комнаты бельэтажа предназначены были для самого Шамиля; одна из них –
диванная палатка — была с наружной дверью, выходившей на балкон с восточной
стороны дома, к которой прилегал довольно большой тенистый сад. (Теперь дом
подвергнут переделке).
Шамиль прибыл 10 октября 1859 г. с сопровождавшим его полков. Богуславским
на 3 экипажах с конвоем. Его встретили комендант и губернская
администрация. Но дом не был еще готов, почему Шамиль остановился в
гостинице “Coulon?a”. Интерес жителей к нему был велик, и литографированные
портреты Шамиля и членов его семьи были раскуплены нарасхват. Народ
толпился перед гостиницей. Переезд в дом совершился 12 ноября. Шамиль
остался доволен помещением и вниманием калужан, приславших ему на новоселье
хлеб-соль. В январе 1860 г. прибыла семья Шамиля; всего с прислугой 22
человека (2 жены, 2 сына, 4 дочери, 2 зятя и 2 невестки — 12 человек). Жены
имама жили в верхнем этаже и держались в затворничестве. На содержание
пленников отпускалось 15 тыс. руб. в год, не считая найма, ремонта и
обстановки дома. Кроме того, государь подарил Шамилю прекрасную коляску и
четверку лошадей. Шамиля развлекали. Его знакомили с семейными домами
высшего общества, возили на балы, концерты, в цирк, театр. Он посещал
школы, больницы. Театр он любил, а его присутствие очень занимало публику.
Но долее 10 часов Шамиль не засиживался. В гимназии имама более всего
интересовали естественный и физический кабинеты, а в последнем особенно
магнит. Шамиль любил детей; добрым кунаком его был предвод. дворянства А.С.
Щукин. В своей жизни грозный кавказец был прост, в пище умерен; вставал
очень рано; обычно занимался чтением арабских рукописей или Корана. 26
августа 1866 г. Шамиль в дворянском собрании в торжественной обстановке
принес присягу на подданство и верность императору, а осенью ездил в С.-
Петербург на свадьбу Александра III.
Климат дурно влиял на здоровье женщин, и они болели, почему 25 ноября 1868
г. Шамиль оставил Калугу и поселился в Киеве, а 4 февраля 1871 г. умер в
Мекке.
Одигитриевская церковь во имя Смоленской иконы Богоматери41 впервые
упоминается в описи 1685 г., где названа деревянная церковь Одигитрии “на
песку с 4 колоколами”. Нынешняя каменная церковь с приделами во имя Софии
Премудрости Божией и Трех Святителей построена в 1750—1751 гг. на месте
деревянной. Трапеза и колокольня перестроены в 1831—1832 гг., (по клировым
ведомостям; в другом источнике дата 1834 г.). Храм пятиглавый, имеет форму
куба (без трапезы). Боковые входы имеют портики на 4 дорических колоннах,
над портиками по одному полукруглому окну, над коим на стене написаны по
одной иконе московского письма. Трапеза имеет с обеих сторон небольшие
фронтоны. Кругом алтаря поставлена колоннада из 4 дорических колонн.
Колокольня трехъярусная, первые два четырехугольные, а третий круглый. Во
втором ярусе вместо прорезной арки сделаны нищи, по углам которых
поставлено по одной дорической колонне; прорез сделан только в верхней
части арки — полукружии.
Иконостас в храме новый, сооруженный в 1911 г. в стиле empire. Из икон
заслуживают внимания Одигитрии и Тихвинская. На последней имеется надпись:
“Сей св. образ пречистыя Девы Владычицы Богородицы переписася с опасным
изследованием мерою и подобием со всечестныя чудотворныя иконы Тихвинския,
сущия во св. ея обители на Тихвине, по обещанию многогрешного Варсонофия
тоя же св. обители архимандрита; поставлен же во граде Калуге во всечестнем
Богоматере храме Одигитрии, сущем на песках, лета 7188 году (1680)”.
Вниз к реке42, от Одигитриевской церкви, улица ведет на Смоленскую заставу.
Там находится церковь Спаса за Верхом. По-видимому, этот храм в начале XVII
в. стоял в городе, т. е. в крепости. Вероятно, это та самая церковь, про
которую в описи 1626 г. сказано: храм Преображение Спасово “пуст, строенья
нет ничего”, “в городе ж”.
В описи 1685 г. этого храма в крепости уже нет; но зато появляется новая
церковь “Спаса на глубоком”, деревянная; вероятно, за этот 60-летний
промежуток она была перенесена на настоящее место. Нынешний храм — с
приделами Никольским и во имя пр. Нила Столобенского; он построен в 1700
г.; приделы за время 1804—1810 гг. при содействии купца Сорокина.
Колокольня сооружена в 1776—1778 гг. Настоящая в форме вытянутого куба
имеет пять глав, посаженных близко друг от друга (не на углах). Вместо
обычных кокошников под кровлей такие же полукруглые изображения святых с 3-
х сторон. С боков трапезы слабые фронтоны, тоже со священными изображениями
внутри; над окнами, в полукружиях изображены св. лики. Колокольня
трехъярусная, готического стиля, почти скопированная с колокольни
Воробьевской церкви. Такие же колонны, поставленные по три по углам каждого
яруса одни над другими; такие же оконца-голосники; такой же прорезной
трибун-шпиль.
Иконостас настоящей церкви, стенопись алтаря и большинство икон в храме
относятся к XVIII в. Иконостасы приделов и стенопись XIX в.
К достопримечательностям храма относятся: 1) Икона св. Иоанна Воина,
написанная, как видно из надписи, в 1699 г. Письмо сохранилось хорошо.
Серебровызолоченные венчики и подбородень иконы, судя по работе, могут быть
отнесены ко времени написания иконы. 2) иконы св.-мч. Власия и вмч.
Параскевы с чудесами могут относиться к XVII в. Однако первоначальная
живопись икон испорчена позднейшими неумелыми подновлениями. 3) Икона
Богоматери “Печорская”. С 1877 г. чтится прихожанами чудотворной. Письмо
новое. 4) Напрестольное евангелие москов. печ. 1640 г. Размер в лист;
обложено красным бархатом с серебровызолоченным средником и угольниками на
верхней доске. На средине изображен “деисус”, на угольниках — евангелисты.
Средник и верхние два угольника, судя по работе, относятся к XVII в.,
остальные два позднейшей работы, вероятно, XVIII в. Сосуды и богослужебные
книги XVIII в.43
Недалеко от Одигитриевской церкви находится храм во имя св. Георгия “за
верхом”44. Первое упоминание о нем находим в описи 1685 г., где он
обозначен: церковь Георгия на песку с 6 колоколами. (Летописец церкви и
некоторые исследователи находят храм и в описи 1626 г.; однако, на
основании работы П.А. Трейтера, мы убедились, что они смешивают, не
задаваясь вопросом о топографии, заверхский храм с тем, что на Воробьевке а
последний с храмом “за лавками”, почему храм на Воробьевке фигурирует два
раза). Храм первоначально был деревянный, но к 1701 г. он был уже каменный
двухэтажный. Он сооружен, по преданию, купцом Коробовым, во вкусе построек
времен Алексея Михайловича.
В верхнем этаже один придел во имя Воздвижения, а в нижнем 3: 1) во имя св.
Георгия, 2) во имя особо чтимой иконы “Утоли печали” и 3) во имя Иоанна
Предтечи.
Корпус храма и наружная отделка сохранены в том почти виде, как выстроен
храм пятиглавый; по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех
романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи
сначала были открыты, но в конце XVIII в. сделана кровля, которая держится
на 5 четырехугольных колоннах. На галереи и во храм 2-го этажа ведут с
обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с
кубиками. Особенное внимание в художественном отношении привлекает к себе
отделка дверей как в нижней, так и в верхней церкви, сделанная из
“мячковского камня” в русском стиле. Двери остаются в неприкосновенности
раскрашенными, как были. Церковь формою полукорабль высотою 20 с., длиною
15 с. Наружные стены верхней церкви украшены крестами; кругом церковь
обведена зубчатым поясом и 5 кирпичей на угол. Особенно интересны карниз
церкви и алтаря и наличники окон. На окнах витые колонки, а над ними резные
кресты; в верхних окнах ставни. В стенах верхней церкви есть голосники.
Кровля — шатровая; алтарь — трехчастный.
Колокольня трехъярусная, с пирамидальным стройным шатровым верхом. На крыше
колокольни симметрично расположены красивые двойные, четырехугольные и
круглые пролеты слуховых окон. Во 2 и 3-ем ярусах есть оконца: два оконца
во втором и одно в третьем. Наличники их с колонками, как в окнах церкви
Покрова на рву. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом; по бокам его
вырезано по кресту, заключенному в четырехугольник, по углам которого по
круглому диску, так что кресты окружены четырьмя дисками.
Верхняя церковь расписана, как показывает надпись в алтаре и на стенах ее,
в 1766—1767 гг. Над престолом устроена деревянная резная сень,
вызолоченная; это древнее алтарное украшение. Иконы в нижнем храме писаны
на полотне, наклеенном на углубление доски, что свидетельствует о их
старине. Из них в нижней церкви выделяются: иконы Спасителя, вмч. Георгия,
св. Николая, Иоанна Предтечи и др. В верхней церкви икона Иерусалимская
Богоматери, писанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым; она более
человеческого роста; над царскими дверьми икона св. Троицы писана на
жестяных ребрах. Наиболее чтимой, как указано, является икона “Утоли
печали”, находящаяся в нижней церкви. Она сооружена купцом Сысоевым, на
подобие и по мере с иконы в церкви св. Николы на Пупышах, по случаю
чудесного избавления от болезни за границей в Кенигсберге. Размер иконы 26
Х 18 в.
Из других предметов старины выделяются: 1) напрестольный крест с частицами
мощей 9 святых печерских с надписью: “лета 7194 (1686) году марта во 2 день
построен сей крест калужанами в Калугу на посад к церкви страстотерпцу
Христову мученику Георгию, что на песку”; 2) другой крест 1767 года очень
фигурной работы с подобной же надписью; 3) евангелие 1759 года в 16 X 11
вершков, весом 1 пуд 23 1/2 фунт.
В верхнем этаже имеется археологический шкафчик, в котором сохраняются: 1)
Символ веры в лицах — икона глубокой древности 8х6 вер. Над первым рядом
изображений вырезаны на рамке слова символа с “Верую” до “От духа свята”, а
под словами: а) Адам и Ева в раю; b) Преображение; с) Благовещение. Во
втором ряду под словами, написанными на иконе, до “и вочеловечшася”: а)
Рождество Христово, b) Распятие, с) Воскресение. В третьем ряду: а)
Вознесение, b) Сошествие во ад, с) Страшный суд. В четвертом ряду: а) храм
с прововедующими священниками, b) воскресение мертвых, с) царство
блаженных. В том же шкафчике: 2) деревянный крест, сломанный и вделанный в
доску. Он состоит из пяти кругов со священными изображениями; 3) оловянные
сосуды XVI века; 4) медное древнее кадило; 5) черепочки в виде крестов из
глины, найденные в нижней церкви под полом.
Из других предметов и вещей отметим: 1) древнюю пелену в один аршин и 2)
Коробовские ризы. Последние, по преданию, пожертвованы Коробовым,
надеваются в неделю всех святых. Оплечье их расшито изображениями
Спасителя, Богоматери, Апостолов и др. Ризы старинные, тяжелые, редкие по
нарядности и дорогие.
От Одигитриевской церкви до Загородного сада идет Пушкинская45 (ее называли
также Гоголевской) улица с асфальтовыми тротуарами. Загородный сад46 очень
тенист и привлекает своими старыми великанами-липами и сельской тишиной. В
30-х гг. XIX в. он был любимым местом гуляний калужан. В нем были одно
время деревянный театр и эстрада для музыкантов. Здесь была и
губернаторская дача, обычно обсаженная цветниками. Сад был значительно
больше, так как он занимал и то место, которое теперь находится под
казармами. Сад раскинулся на 3 дес. с лишним и густо засажен липами, только
площадка в центре окружена купами старых красивых елей. В саду с западной
стороны примыкает прежняя губернаторская дача, близ которой растут два
дерева шелковицы. С балкона дачи открывается живописный вид на Оку, на
зеленеющий бор, на извивающуюся лентой Яченку, на далекие деревни крутого
берега Оки и на Лаврентьевский монастырь, утопающий в зелени. Особенно
красив бывает вид в пору большого разлива, которым затопляется все
низменное пространство почти до Монастыря. В саду летом открывается буфет в
ветхом здании. Сад пустеет; гуляний в нем теперь не устраивается; публика
сюда заходит по дороге в бор, а в дни платных гуляний в Городском саду сюда
заглядывают жители окраин победней и попроще.
С 1899 г., когда в саду было устроено юбилейное шествие учащихся.
Загородный сад по постановлению Городской Думы называется Пушкинским, хотя
в нем жил Н.В. Гоголь. И поныне стоит рядом с бывшей губернаторской дачей
покосившийся небольшой флигель47, в котором переживал муки творчества
великий писатель, творивший здесь часть своих “Мертвых душ”. Гоголь бывал в
Калуге не один раз, но долее всего жил в 1849 г. “Он приехал к Смирновым
(А.О. Россет) сперва в с. Бегичево, Медынского уезда. Его возили по
окрестным деревням, и ему очень понравился дом и сад на полотняной фабрике
Гончарова. Он часто выходил на сенокос любоваться костюмами бегичевских
крестьянок и заставлял гостившего тогда у Смирновых живописца Алексеева
рисовать их со всеми узорами на рубашках. Он был в восхищении от
физиономий, костюмов и грациозности бегичанок и находил в них сходство с
итальянками”. (П. Кулиш).
По приезде в Калугу, Гоголь занял в упомянутом флигеле 3, ближайшие к даче,
комнаты, из которых одна в два света служила приемной, другая, обращенная
окнами на запад, к бору, была его рабочим кабинетом, а третья, самая
маленькая, служила спальней. Гоголь ежедневно вставал очень рано, когда в
большом доме все спало еще крепким сном. Один или с помощью мальчика Гоголь
умывался и некоторое время гулял в саду; потом пил молоко или чай и садился
за работу. Он в это время отделывал второй том “Мертвых душ”. Гоголь
работал до обеда. Иногда он в эти часы прогуливался и по городу, заходя в
книжные лавки Грудакова или Антипина, бывшие на Никитской, где просматривал
вновь вышедшие журналы и книги. Нередко он заглядывал в Никольский собор. К
обеду в губернаторский дом приглашались местные чиновники, с которыми
Гоголь был любезен, но они под разными предлогами избегали его, опасаясь,
что он “опишет их”. Он посещал только врачебного инспектора Быковского.
После обеда до вечера Гоголь проводил время или в доме Смирновых, читая
иногда губернаторше отрывки из “Мертвых душ”, или в загородных прогулках по
окрестностям, иногда переправляясь через Оку в Ромоданово. Бывал он и в
Лаврентьевском монастыре.
В настоящее время Гоголевский домик ветх и плох, в борьбе со временем и
непогодой неуклонно приближается к гибели. В день Гоголевского юбилея —
1909 года — Калужская Дума постановила устроить над домиком каменный навес
и поставить в самом домике бюст писателя. Но в 1911 году, за отсутствием
средств, Дума отказалась от своей мысли и предложила местной Ученой
Архивной Комиссии, годовой бюджет коей около 400 руб., взять эту священную
храмину на свое попечение. Согласие последовало, и тяжесть была снята с
Думы. Архивная Комиссия наметила некоторый ремонт, создание Гоголевского
музея... А домик продолжает разрушаться.
За Пушкинским садом с крутого берега Яченки открывается роскошный вид на
окрестности, о чем упоминалось уже при речи о губернаторской даче. На
берегу Яченки, недалеко от монастыря, где виднеется кирпичный завод,
находится Симеоново Городище48, где была Калуга в начале XVI в., до
переселения жителей на настоящее место. Акад. Зуев в XVIII в. описывает его
так: “Городище сие окружено высоким земляным валом с воротами или проездом
и глубоким рвом с одной только восточной стороны; с двух же противоположных
сторон окружено глубокими буераками и не столь высоким валом, а с четвертой
подошел крутой яр, составляющий берег реки Яченки, на котором, также виден
небольшой вал. В середине оного находятся некоторые ямины, довольно
глубокие, но ныне заросшие, которые положением своим одна подле другой
кажутся оставшиеся после погребов. Фигура сего городища продолговато-
четырехугольная; в длину оно имеет 310 больших шагов, а поперек 150; от
валу видны были раскаты, по углам башни, и с трех сторон проезды или
ворота. Из ям одна тройная, глубокая, расположена поперек городища, и
недалеко от оной имеется другая о четырех ямах и расположена по длине
городища”. Зуев прилагает и план с рисунком городища. Нечего говорить, что
время и кирпичный завод за XIX ст. потрудились над разрушением того места,
где жил, по преданию, единственный Калужский князь Симеон Иванович... (Еще
в XVIII в. здесь были печи и кирпичные сараи; а с 1815 г. деревянный
магазин для поставки вина). Близ Городища поместились пивоваренный и
мыловаренный заводы Фишера.
|[pic] |
|1. Плац-парадная площадь, на которой в 1923 г. разбит сквер, названный в 1925|
|г Ленинским, в том же году был сооружен памятник В.И. Ленину по проекту |
|скульптора В. Козлова. |
|2. Теперь, улицы Королева — Пушкина, Баженова — площадь Ленина — Кутузова — |
|Салтыкова-Щедрина. |
|3. Присутственные места — учреждения, служебные помещения, здесь размещались |
|Губернское правление, Палаты гражданского и уголовного суда, Казенная палата,|
|Сиротский суд и пр. (Пл. Ленина, 5 и ул. Баженова). |
|4. 1787 г.? |
|5. Духовная семинария (пл. Ленина, 4) — среднее учебное заведение для |
|подготовки священноцерковнослужителей. |
|6. Казенная палата — губернское учреждение по налогам. С 1944 года в здании |
|работал обком партии. |
|7. Казначейство — губернское учреждение, занимавшееся финансами. |
|8. Для окружного суда в 1863 г. было выстроено специальное здание, |
|примыкавшее к Казенной палате с южной стороны перпендикулярно. |
|9. Полагают, что собор стоял ранее ближе к Семинарии, и могилу вора |
|указывают недалеко от входа в Семинарию. |
|10. Один из Шемякиных (м б., этот?) был ревностным исполнителем распоряжений|
|Потемкина по хозяйственной части. |
|11. В 1912 г. Малинин мог еще не знать всех обстоятельств устройства |
|иконостаса. В 1924 г., когда закрыли Собор и возникла необходимость |
|освободить здание от предметов культа, Малинин изучил этот вопрос и вступил в|
|переписку с Главнаукой о необходимости сохранить иконостас как единственный |
|образец осуществленного по рисунку М.Ф. Казакова иконостаса. Из архивных |
|источников выясняется, что в 1811 г. М.Ф. Казакову была сделано предложение |
|иметь наблюдение за изготовлением иконостаса московским мастером Дмитриевым. |
|К осени 1812 г. иконостас был готов, но не был перевезен в Калугу, а |
|начавшаяся война, пожар Москвы, во время которого сгорел и иконостас, и, |
|наконец, кончина М.Ф. Казакова отодвинули оборудование Собора. После |
|окончания войны мастер Дмитриев сам предложил возобновить работу над |
|иконостасом по знакомому образцу и производил ее уже в Калуге, на месте. В |
|1814 г. иконостас был готов и установлен в Соборе. В послереволюционное время|
|в Соборе устраивался и зверинец, и Дом Обороны, и кинотеатр, и выставки |
|цветов или технического творчества, и спортивный зал. В 1991 г. Собор передан|
|Калужской епархии. |
|12. Сейчас трудно зримо представить, какой сквер имеет в виду Малинин и |
|почему дорожка ведет от Собора в Городской сад. И разве не вся центральная |
|аллея парка является традиционным и любимым местом прогулок? До 1888 г. |
|Городской сад, или бульвар, как раньше назывался парк, был почти наполовину |
|меньше и начинался от поперечной аллеи на уровне торцов зданий присутственных|
|мест, а все пространство между корпусами было свободно от деревьев и построек|
|и называлось Соборной площадью. В конце века на площади был разбит сквер, |
|названный Владимирским в честь посещения Калуги великим князем Владимиром, |
|заложены лиственничные аллеи, спланированы газоны, посажен кустарник. |
|Центральная аллея, ведущая к смотровой площадке и в старину шла слева от |
|Собора. |
|13. Село Покровское (второе название Игумново) — теперь Некрасово. |
|14. “Плашкоутный мост” (на судах) устроен в 1825 г., а до того года с 1783 |
|существовал плавучий на плотах, до 1965 г. был единственным средством |
|сообщения с правым берегом Оки, если не считать перевоз на лодках и пароме в |
|период разлива. В связи с сооружением на ул. Гагарина в с. Ромоданово нового |
|постоянного железобетонного моста плашкоутный мост упразднен. В этом месте |
|против улицы Революции (бывшая Воробьевка) действует перевоз на малых речных |
|судах. Мост восстановлен в 1989 г. на время ремонта большого моста. |
|15. Сад Коншина в Ромоданове находился напротив городского сада за рекой. В |
|начале XIX века, когда Ромоданово и другие селения Гамаюнщины принадлежали |
|Олонкиным, этот сад назывался “Олонкин сад” и был третьим после Городского и |
|Загородного садов местом отдыха калужан. |
|16. “Царская беседка” долгие годы восстанавливалась на своем первоначальном |
|месте, пока в 70-е гг. не была заменена небольшой асфальтированной площадкой,|
|обнесенной железобетонной оградой справа от главной смотровой площадки. |
|Малинин пишет “На месте беседки еще не так давно стояла стена акаций…” Сейчас|
|здесь стена тополей и ясеней, что делает бессмысленной наличие этой площадки.|
| |
|17. Площадка для игр детей находилась на том месте, где сейчас размещаются |
|аттракционы (карусель, колесо обозрения, центрифуга и т. п.) В довоенное |
|время это место называлось “Детский парк” и те немудреные спортивные снаряды |
|и аттракционы, которые там имелись, давали больше возможностей для проявления|
|активности и физического развития. |
|18. Ресторан “Кукушка” располагался слева от смотровой площадки на месте |
|карусели. |
|19. В летний сезон на эстраде играли военные духовые оркестры 9-го и 10-го |
|Ингерманландских полков под управлением Бёма, Миница и Крейна. После |
|революции популярным был оркестр под руководством Якова Григорьевича Гутмана.|
| |
|20. Фонтан в городской сад перенесен с площади, где он находился до |
|устройства в городе водопровода в 1886 г. Вначале он был украшен изваянием |
|взлетающей птицы, которую в начале XX века сменила прибывшая из Италии |
|девушка под зонтиком. Вальсирующая фигурка привлекала к себе всеобщее |
|внимание. |
|21. Летний театр неоднократно возникал в юго-восточной части парка и каждый |
|раз уничтожался пожаром. Впоследствии на этом месте функционировал |
|цирк-шапито. В последний раз постройка деревянного летнего театра, где |
|проходили фестивали, концерты художественной самодеятельности, киносеансы, |
|была разобрана, и на ее месте устроено кафе “Мечта”. |
|22. Круг справа от входа в парк многим памятен как каток, другие помнят, что |
|здесь перед войной стояла парашютная вышка и была “комната смеха”. Сейчас это|
|место занято детской площадкой с каруселью и автодромом. |
|23. Здесь Малинин еще не воспринимает Владимирский сквер, разбитый на |
|Соборной площади как единое целое с городским садом и “по старой памяти” идет|
|из сада мимо здания окружного суда, где еще в довоенные годы был проезд и |
|ходили автомобили мимо бывшего обкома партии. С 1944 г. проезд был закрыт и |
|даже загорожен капитальным забором. |
|24. Упоминая дом губернатора и дворянское собрание, Малинин обращает внимание|
|на последнее и обходит молчанием первый. Может быть, это мотивировано его |
|принципом не отвлекаться на частные дома. Дом губернатора построен в 1811 г. |
|по проекту И.Д. Ясныгина под его непосредственным руководством, с колоннами |
|по фасаду, обращенными в сторону Оки. По проекту архитектора Н.Ф. Соколова |
|губернаторский дом в 1841 г. был значительно перестроен и изменен. Нельзя |
|умолчать о тех людях, жизнь и деятельность которых связана с этим домом: |
|губернаторах П.Н. Каверине, умело организовавшем Калужское ополчение в 1812 |
|г., Н.М. Смирнове, гостями которого были актеры П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, |
|В.Г. Белинский, И.С. Аксаков, Н.В. Гоголь, А.К. Толстой и другие, кого |
|привлекала в дом губернатора яркая личность его супруги А.О. Россет; об В.А. |
|Арцимовиче, провидевшем крестьянскую реформу 1861 г., близком к передовой |
|интеллигенции, родственнике братьев Жемчужниковых, друге декабристов |
|Батенькова, Оболенского, Свистунова, петрашевца Н.С. Кашкина. |
|В годы революции дом губернатора стал называться Дворцом Свободы, в нем |
|работал Губисполком. В 30—70-е гг. дом занимал народный суд, а теперь Дворец |
|пионеров. |
|25. Дворянское собрание в первые годы советской власти принадлежало |
|профсоюзам и называлось Дворцом Труда. Одновременно в нем размещались части |
|особого назначения (ЧОН), казармы 241-го стрелкового полка 81-й стрелковой |
|дивизии. С 1936 г.— Дворец Пионеров. |
|26. Липовая аллея на улице Карла Маркса своим осенним одеянием позволяла |
|думать, что название ее — “Золотая аллея” — происходило именно от этого. |
|Однако название это было присвоено после проведенных работ по благоустройству|
|Березуйского оврага в 40-е гг. XIX века. Другой склон оврага должен был |
|называться Серебряным бульваром. |
|27. Здание управления Сызрано-Вяземской железной дороги — затем управление |
|Московско-Киевской железной дороги. С 50-х гг.— один из Корпусов КНИИТМУ. |
|28. Часовня Покровской церкви не сохранилась. |
|29. Церковь Покрова на рву (ул. Марата, 12) 50 лет служила инкубатором. В |
|1989 г. передана Калужскому отделению Всероссийского музыкального общества. |
|30. Каменный мост начат строительством в 1777 г. и закончен в 1780 г. |
|31. Часовня “Здоровец” ликвидирована в 70-е гг., мощная струя воды из |
|источника заключена в трубу. |
|32. Лесопильный завод Станкевича не существует. |
|33. Палаты Макаровых (Пушкина, 16) еще не осознавались как памятник |
|архитектуры. |
|34. Дом Кологривовой-усадьба Золотаревых-областной краеведческий музей. |
|Малинин определенно называет архитектора и связывает строительство дома с |
|эпохой Екатерины II. Позднейший исследователь С.В. Бессонов называет дату |
|постройки 1806—1808 гг. без малейшего документального подтверждения. К |
|сожалению, ее некритично используют все, кто когда-либо писал об этом |
|памятнике. |
|35. Театр Томского. |
|36. “Соколы” — гимнастическое общество для элиты молодежи типа “бойскаутов”. |
|37. Проломная улица – ул. Плеханова проложена в 60-х гг. XIX века. |
|38. Деляновы — калужские помещики. Один из Деляновых — герой войны 1812 г., |
|другой — министр просвещения. |
|39. С Одигитриевской улицы, теперь Баумана. |
|40. “Дом Шамиля” построен в 80-е годы XVIII века для купца Вас. Ив. Билибина,|
|прапрадеда известного художника Ивана Яковлевича Билибина. |
|41. В 30-е гг. XX века Одигитриевская церковь перестроена в общежитие. Теперь|
|жилой дом, который находится на углу улиц Баумана и Пушкина (№ 28) за |
|оградой. Церковь Одигитрии была приходом семьи К.Э. Циолковского, а священник|
|этой церкви И. Сперанский — его другом. |
|42. “Вниз к реке” вела улица Одигитриевская (Баумана), которая на уровне дома|
|№ 48 разветвляется и переходит направо в Смоленскую. |
|43. Сведения любезно сообщил о. Макаров. |
|44. Церковь Георгия за Верхом на улице Баумана — действующая. |
|45. Продолжение улицы Пушкина теперь называется именем Королева (до революции|
|Одигитриевская же или Малая Садовая). |
|46. Загородный сад спланирован и насажен в 1782 г. Губернаторская дача |
|находилась на западной окраине сада, напротив Музея истории космонавтики |
|(разобрана в 1922 г.). |
|47. “Домик Гоголя” — флигель, построенный в 1826 г. для тестя губернатора |
|Оболенского, поэта и сенатора Ю.А. Нелединского-Мелецкого — стоял |
|приблизительно на месте обелиска Гоголя, ближе к дороге. Сгорел в 1920 г. |
|48. Оно же Мироносицкое, так как принадлежит Мироносицкой церкви. |
|[pic] |
|ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ |
|[pic] |
Театр.— Успенская и Мироносицкая церкви.— Васильевская церковь.—
Кладбищенская церковь.— Малютинские богоугодные заведения.— Предтеченская
церковь.— Женская городская гимназия
Городской театр1 находится на бывшей Сенной площади, которой заканчивается
Большая Садовая улица. Эта улица отличается своей широтой и прямизной от
других, нередко кривых и узких. Объясняется это тем, что она распланирована
только в конце ХVIII в. по обдуманному плану. Калужский театр обязан своим
возникновением первому калужскому наместнику М.Н. Кречетникову и открыт с
января 1777 г. Театр помещался первоначально на Тульской улице, близ самого
Жировского ручья, в здании, пожертвованном купцом Т.И. Шемякиным. Первых
четырех актеров полков. кн. Херхеулизов пригласил из С.-Петербурга. С 1783
г. руководил театром советник гражд. пал., подполк. П.С. Батурин, который
сам сочинил несколько комических опер и оставил интересные записки (еще не
изданы; известен только III-й рукописный том). В начале 90-х гг. XVIII в.
театр за ветхостью был продан. Новый театр помещался уже на Сенной площади,
на нынешнем месте, но в 1820 г., а потом в 1836 г. сгорел. После этого
временно, до 1842 г., он нашел приют в загородном саду в губернаторской
даче. В 1842 г. был выстроен новый прекрасный театр, в котором давали
несколько спектаклей Мочалов, Живокини и Щепкин. Этот театр тоже сгорел в
1851 г. Затем театр действовал до 1875 г. в приспособленном для него
манеже. В одной из трупп здесь подвизалась и М.Г. Савина. Только после
проведения железной дороги, когда строитель ее А.И. Горвиц пожертвовал на
нужды города 6 тыс. руб., губернатор Шевич решил построить снова театр на
Сенной площади, каковой и существует доселе. В недавнее время он расширен,
и внешность его скомпонована на подобие русского стиля... Театральная
площадь с 1911 г. приводится в культурный вид; вместо возов с сеном и
контаря теперь разбит сквер, который обещает быть красивым и приятным
местом для прогулок.
На Садовой улице, через 3 дома от начала ее, находится квартира Литературно-
художественного кружка2. Он открыт в 1909 г. и успел создать себе
небольшую, но прочную интеллигентную аудиторию. В кружке читаются доклады
на литературные темы; устраиваются лекции Столичных лекторов (Г. Петров,
Айхенвальд, Е. Кузьмин, И. Новиков, гр. Дела Барт, С. Глаголь и др.); в
1911 г. была выставка “Московского Салона” и в 1912 г. выставка разных
художественных кружков столиц. Драматический отдел дает иногда спектакли.
На первом пересечении улицы виднеется синеглавая Успенская церковь “за
верхом”3, на правой стороне Березуйского оврага. В первый раз она
упоминается в описи 1685 г. и значится деревянной с шестью колоколами в
Ямской слободе. С 1754 года начата строением каменная и, как видно из
надписи на горнем месте главного престола, освящена 4 мая 1762 г. Приделы
во имя Николая Чудотворца и Пр. Аввакума перестроены — первый в 1836 г., а
второй—в 1844 г. (по сообщению о. Беляева, оба в 1834 г.). Колокольня в 3
яруса надстроена в 1799 г. Храм пятиглавый, 4 главы на углах церкви, на
трех сторонах верхи выдались полукругом, наподобие закомар; в каждом
полукружии изображена храмовая икона — (Успения, св. Николая и пр.
Аввакума). Главы луковичнообразные; пятая глава более других и посажена на
двойном трибуне, который внизу имеет вид восьмигранника с ликом святого на
каждой грани, а потом после покрытия круглым “обломом” становится круглым с
желобками и перехватом перед главой. Колокольня скомпонована
четырехугольной, с преобладанием угловатых и четырехугольных форм во всем
корпусе, так что обработка ее кажется вычурной. На втором ярусе с каждой
стороны поставлено по портику, сильно выдавшемуся вперед, а в
образовавшихся от этого глубоких углах поставлено по тосканской колонне. В
третьем ярусе четырехугольные колонны (пилястры), но уже без фронтонов; они
искусно связаны вырезом кровли, украшенным зубчиками; на углах колонн не
поставлено, но симметрия достигнута рядом продольных складок.
Исторических достопримечательностей в храме нет; внутри он благолепен,
расписан хорошей живописью и имеет богатые иконостасы. Из икон почитается
две: 1) св. пр. Аввакума, на которой повешен привесок в виде сердца с
надписью: “сие сердце принесено в дар за исцеление”; к этой иконе прибегают
многие из простого народа летом с младенцами и молятся об исцелении от
“младенческой болезни”; 2) икона Корсунской Божией Матери.
В пристройке ж храму помещается церковноприходская школа на 50 учеников.
На углу следующего пересечения в доме с великолепной колоннадой с
капителями колонн коринфского стиля (empire) помещается частная женская
гимназия г-жи М.И. Шалаевой4. Первоначально г-жа А. Шалаева с 1889 г.
содержала подготовительную школу, которая в 1905 г. была преобразована в
прогимназию с правами для учащихся в составе двух классов. В 1908 г. она
была преобразована в частную гимназию с правами для учащихся. В 1910 г.
была открыта полноправная прогимназия М.И. Шалаевой в составе 6 классов, а
в 1911 г. она сделалась гимназией со всеми правами правительственных
гимназий. В 1912 г. в ней было 7 классов, с 267 ученицами.
Против Мироносицкой церкви расположились Мясные ряды5. Они перенесены сюда
в конце XVIII в., когда они находились на Ильинской улице, рядом c
кузницами. На настоящем же месте, близ рядов, а равно и близь Мироносицкой
церкви был Березуйский овраг и протекал ручей.
Церковь св. Жен-Мироносиц6 построена в 1698 г. в Ямской слободе иждивением
приходских людей и была первоначально деревянной. Она посвящена св.
Мироносицам потому, что, по преданию, строители ее, прихожане-ямщики,
совершали в этот день молебен по случаю выгона скота на пастьбу, а равно в
этот день была здесь же и ярмарка, гл. обр. конская. Это подтверждается
фактом нахождения в церкви двух старых икон местных: св. Власия и Флора и
Лавра, которых особенно чтут скотоводы. Да и ярмарка от церкви перенесена к
Крестовскому монастырю только в 30-х гг. XIX ст. В 1767 г. церковь со всею
утварью сгорела. На ее месте была построена на пожертвования небольшая
каменная церковь со сводом, однопрестольная, простой архитектуры, в виде
одноэтажного продолговатого дома, округленного с восточной стороны. При ней
была маленькая каменная колокольня в виде остроконечной башенки сажен в 10
вышины, красивой архитектуры древнего стиля. Эта церковь стояла между
нынешними церковью и колокольней, несколько ближе к дороге. Близ колокольни
с сев.-вост. на юг протекала Березуйка, а с востока, близ северной
церковной стены тек безымянный ручей, впадающий в Березуйку. Приходская
Ямская слобода была по обе стороны верховья Березуйки, а ямские земли
окружали со всех сторон и церковь, и усадьбы священноцерковнослужителей.
Когда начал проводиться на практике Высочайше апробованный план (1778 г.),
Мироносицкая церковь, бывшая за северной чертою города, к полю, вошла
внутрь города и по переселении от нее Ямской слободы на вновь положенную
Московскую дорогу, где она находится и ныне, около этой церкви стали
селиться разночинцы и посадские люди.. Церковь оказалась непрочной в
фундаменте, отчего сделались в стенах и своде ее трещины. Поэтому, по
прошению священноцерковнослужителей Успенской церкви, предписано было из
Московской Духовной Консистории перенести в 1796 г. обветшавшую
Мироносицкую церковь на Успенское кладбище, находившееся на краю западной
части города с тем, чтобы приписать к ней приход Успенский, а Мироносицкий
к Успенской, которая до построения Мироносицкой церкви была приходской
Ямской слободы. Но это определение было отменено, потому что по упомянутому
плану церковь Мироносицкая должна быть на своем месте соответственно церкви
Предтеченской, занимающей другой конец площади.– Но теперь с 16 марта 1798
г. начата была постройкой от алтаря прежней церкви нынешняя церковь,
трапеза которой была готова уже в 1799 г. и покрыта тесом. К июлю 1800 г.
перенесли иконостас и утварь из прежней церкви и устроили придел во имя
Казанской иконы Божией Матери, которая была спасена при пожаре 1767 г.
Прежняя же церковь, кроме колокольни, была разобрана и употреблена в
качестве материала для новопостроенной церкви. Церковь была выстроена по
плану губерн. архитектора Ясныгина, строителя собора, и окончена внешней
отделкой в 1804 г. Другой придел во имя Сретения устроен и освящен в 1809
г. Храмовая же икона этого придела написана по усердию граждан во время
чумы в 1771 г. и поставлена в Мироносицкую церковь, потому что это была
крайняя по направлению к Москве. С этого года был установлен крестный ход 2
февраля из других городских церквей в Мироносицкую, но потом был отменен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|