Сборник рефератов

Калуга

646.193 пуд. груза (дров 81 тыс. п.) на сумму 297.227 руб. и лесу 28.168

бревен на 4.400 руб.; всего на 301.627 руб. Грузилось и отправлено только

13 судов в 108.250 пуд. ценностью на 26.908 руб. Почти такое же количество

груза, несмотря на открытие пароходного движения, остается и в 1899 г.:

прибыло товаров на 316 тыс. руб., а отправлено на 31 тыс. руб. Эти цифры

наглядно рисуют картину запустения навигационного движения грузов в Калугу,

а вместе с тем и пустынности самой Оки в Калуге. Аналогичную картину

постепенного падения промышленности в Калуге рисуют нам цифровые данные за

последнюю 1/4 века. В 1883 г. в Калуге было фабрик и заводов 103 при 1478

рабочих с производством на 690.075 руб. Особенно было развито кожевенное

дело, которым было занято 15 заводов; из них на 9 при 75 рабочих

производилось на 240 тыс. руб. Имена Грибановых, Коробкова, Посникова,

Слобоженинова, Перекалина, Кадминой и Ларина тесно были связаны с

процветанием этого дела. Не менее видным было рогожное производство, коим

было занято тогда 7 фабрик; на трех из них было 585 рабочих с производством

на 56 тыс. руб. Фалеев, Машошин, Вереитинова вкладывали свои капиталы в это

дело. Золотарев и Борисов занимались щетинным делом, и два их завода (из 3

всего) при 90 рабочих производили на 60 тыс. руб. Чугунолитейным дедом

занимались два завода при 93 рабочих на 35 тыс. руб. Было еще 5 меховых, 6

маслобойных, 22 веревочных и много других заведений. В 1892 г. фабрик и

заводов было почти вдвое меньше, чем в 1883 г. Их было только 62 с.

производством на 1/2 млн. руб. при 1337 рабочих. Уменьшение числа заведений

и рабочих — первых на 1/3 и последних на 1/10 — можно бы еще с натяжкой

рассматривать как намек на концентрацию местного производства; в

действительности, шло его падение. Кожевенные заводы, которых теперь стало

только 7, производят всего на 50 тыс. руб.; щетинный завод остался только

один с производством на 39 тыс. руб.; маслобойных два, чугунолитейный с

производством в 4 тыс. руб. Растет только рогожное дело – теперь уже 8

фабрик, производящих на 65 тыс. руб. Открывается новое дело — мыловаренное

— 1 завод с производством на 24 1/2 тыс. руб. Зато много производств

совершенно исчезает: войлочное, сально-свечное, солодовое, шерстобитное и

др. Львиная доля суммы производства — 188 тыс. руб.— падает на 3

восковосвечных завода. В 1896 г. уже только 55 фабрик и заводов с 2060

рабочими и производством в 523 тыс. руб. Процесс почти тот же. Маслобойное

дело погибает совсем; рогожное продолжает расти: на 8 фабриках 1529 рабочих

с производством в 136 тыс. руб. Остальные предприятия дают небольшие

колебания. Данные 1910 г. совершенно ясно показывают, куда шел процесс,

наметившийся в городской промышленности: фабрик и заводов в этом году

только 29 при 665 рабочих с суммою производства в 300 тыс. руб. Кожевенных

заводов уже только 4 с 56 рабочими и производством в 64 тыс. руб.

Веревочных заведений, которых в 1896 г. было 14 с производством в 15 тыс.

руб. при 192 рабочих, теперь только 6 при 43 рабочих с производством на 7

тыс. руб., рогожных уцелело только 2 при 302 рабочих с производством на 37

тыс. руб. Восковой завод один — 43 рабочих, сумма выработки 51 тыс. руб.

Щетинное дело прекратилось совсем. Прибавился только один чугунолитейный

завод, и производство снова поднялось до 35 тыс. руб. Таким образом, можно

сказать, что промышленность почти исчезла из Калуги. Объясняется это тем,

что произведения местной обрабатывающей промышленности не в состоянии

больше выдерживать конкуренции с произведениями более совершенной обработки

тех же продуктов. Подведем итоги: обрабатывающая промышленность почти не

существует теперь в Калуге; торговля хлебом и лесом перешла в другие

пункты, удобнее расположенные для сбыта; транзит товаров и прогон скота из

восточных и южных губерний прекратился. В результате город затих, сделался

безденежным и обеднел.

Предметами вывоза в конце века служили лишь рогожи, щетина и кожа, да и то

в ограниченном количестве. Главным занятием жителей Калуги теперь является

розничная и мелочная торговля, а также ремесла и отчасти огородничество.

Не улучшилось экономическое положение города и от проведения Московско-

Брянской железной дороги, открытой в 1899 г. Эта дорога обошла город в 17

в. и сообщается с ним ветвью. Думается, этим обходом Калуге нанесен

жестокий удар, и вряд ли город скоро приобретет какое-либо торгово-

промышленное значение.

Не менее жалостная картина вырисовывается и на фоне общественной жизни.

Публичная жизнь в Калуге вообще никогда не била ключом. В XIX в. она и

совсем ослабла и замерла. Можно отметить только два-три момента за XIX в.

некоторого оживления. Первый из них совпадает с пребыванием в Калуге

губернатора Н.М. Смирнова (1845—1851 гг.), супругой которого была известная

А.О. Россет. Просвещенная губернаторша пытается оживить провинциальную

тишину и внести в затхлую обыденную атмосферу свежие струи общечеловеческих

интересов. Калуга видит у себя в это время Гоголя, И.С. Аксакова, С.Т.

Аксакова и др.; появляется даже свой доморощенный поэт, некий Козьма

Тимошурин (стихи 1848 г.). Гоголь посетил Калугу в 1849 г.1 Жил гениальный

писатель в Загородном саду, рядом с губернаторской дачей, в скромном,

разрушающемся ныне флигеле. Город Гоголю очень понравился: из Ромоданова,

из-за реки, своим видом он напомнил ему Константинополь. И.С. Аксаков попал

в Калугу в 1845 г. в качестве товарища председателя Уголовной Палаты и

пробыл в ней 2 года. Здесь он написал “Присутственный день Уголовной

Палаты”2.

Другим, более действенным моментом оживления общественной жизни, были

достопамятные шестидесятые годы, когда губернатором был видный деятель

эмансипации В.А. Арцимович (сент. 1858—10.XII.1862 г.; назн. 27.VII.1858

г.). В Калуге в это время жили декабристы: Г.С. Батеньков3, П.Н. Свистунов4

и кн. Е.П. Оболенский5; был и петрашевец Н.С. Кашкин6; из других известных

лиц находились здесь тогда Н.С. Серно-Соловьевич и будущий этнограф

путешественник Г. Потанин; сама по себе бурная и интересная эпоха

освободительных реформ пробудила спячку калужского общества и повысила темп

местной жизни. Он возрос при опытном водительстве Арцимовича. При нем было

положено начало серьезного общественно-исторического изучения губернии.

“Калужские губернские ведомости” при нем имели неузнаваемый вид. По словам

А.А. Корнилова, это была “не только весьма содержательная и интересная

газета, но и честный боевой орган вполне определенного прогрессивного

направления”. Кроме весьма интересных статистических и исторических статей,

жизнеописаний выдающихся граждан Калуги былых времен, в “Ведомостях”

печатались очень хорошие статьи и на злободневные темы, почему в газете

вполне отражалось движение местной жизни того времени. Местные деятели,

врачи, учителя, духовные лица, чиновники, техники — все спешили поделиться

путем газеты своими мыслями, наблюдениями, и она сделалась органом для

бодрой умственной работы, закипевшей тогда в губернии... Проснулся от

своего многогодового летаргического сна “Статистический комитет” и издал

прекрасные, богатые материалом “Памятные книжки” за 1861 и 1862—1863 гг.

Сельскохозяйственное общество стало издавать с 1859 г. журнал “Практический

сельский хозяин” по 6 кн. в год. Словом, “кто помнит Калугу до и после

управления В.А. губерниею, тот может засвидетельствовать, до чего скучен и

пуст был наш губернский город в эти два окольные периоды и каким

оживлением,— вернее сказать одушевлением, отметилось это промежуточное,

светлое и короткое время”,— говорит современник эпохи П.Н. Обнинский.

“Сонный город проснулся, оживился; он стал думать, говорить, действовать,

спорить и совещаться в той области человеческого общения, которая живет

высшими и чужими интересами, общественными идеалами и нуждами, в которой

работают умы и бьются сердца в приподнятом настроении, в которой нет ничего

пошлого, злободневного, своекорыстного и узкого, в которой растет и

очищается душа человеческая. Сколько новых интеллигентных сил появилось в

городе на поприще государственной и общественной службы, как содержательна

и интересна сделалась “неофициальная часть губернских ведомостей”, какие

жизненные темы завладели беседами в свободный вечерний час! Все ожило и

работало вокруг, и воскрешенный обыватель уже не мог оставаться

изолированным в этом бодрящем, заразительном и обновляющем движении. Какой-

то облагораживающий отпечаток лег на всех и на всем”...

После ухода Арцимовича биение пульса общественных интересов снова ослабло,

и мало-помалу вернулась прежняя летаргия. Калуга ненадолго пробудилась в 90-

х гг. века, когда губернатором был кн. Голицын. Оживление последнего

десятилетия XIX в. докатилось и до Калуги. В 1896 г. стала выходить частная

умеренно-прогрессивная газета “Калужский Вестник”, но несмотря на поддержку

губернатора, в 1897 г. должна была прекратить свое существование.

Таким образом, обычным фоном, на котором протекает общественная жизнь в

Калуге, как в XVIII, так и в XIX в. была мертвая тишина и будничные

обывательские интересы. Естественно, что “тишь и гладь” калужской жизни

делали из города удобный ссылочный пункт. И, действительно, с конца XVIII

в. и по конец XIX в. Калуга перевидала у себя немало людей разных

общественных положений и различных профессий. Еще в 1768 г. в Калугу

Екатерина II сослала еп. Краковского Солтыка с товарищами, которые пробыли

здесь до 1772 г. На смену им в 1786 г. был прислан, на житье последний хан

крымский Шагин-Гирей, живший с 1784 г. в Воронеже. Он получал на содержание

от казны до 200 тыс. руб. и жил для губернского города великолепно в

выстроенном для него близ нынешнего загородного сада большом деревянном

доме. Шагин-Гирей был отпущен из Калуги в Молдавию, откуда, по повелению

турецкого султана, увезен был на о. Родос и там удавлен.

31 мая 1823 г. был привезен на жительство в Калугу султан Малой киргизской7

орды Арунгиз Абулгазиев (Аригази-Абдул-Азис). С ним были: султан Ильджан,

старшина Бей-Юсуф, переводчик Рахметулла-Муртазин и татарин Рахметуллин. На

содержание Арунгиза со свитой отпускалось ежемесячно из казначейства по

1.500 руб. асс., да Рахметуллину по 100 руб. асс. Сверх того, единовременно

на первое заведение ему была выдана значительная сумма. Султан прожил в

Калуге 10 лет. Он часто бывал в театре, ездил на охоту, катался зимой по

городу. В 1824 г. Муртазин, по просьбе своей жены, оставил Калугу и

отправился в Оренбург, а в 1829 году уехал на родину Юсуф. В мае 1829 г.

Арунгиз женился на 16-летней дочери московского купца Мангушева, на что ему

выдано от казны 2 тыс. руб. У него было еще три жены в орде. Под 24 августа

1833 г. Арунгиз умер от простудной горячки, сначала простудившись в июле, а

потом в августе выпивши две полоскательных чашки и графин квасу прямо из

погреба. Похоронен султан за старообрядческим кладбищем. Вдова его уехала в

Москву, Ильджан — в орду, а Рахметуллин в Оренбург.

С 11 октября 1834 г. по 6 мая 1835 г. в Калуге жила грузинская царевна

Фекла Ираклиевна с детьми, дочь последнего грузинского царя. Квартира ее

помещалась в д. купца Теренина на Теренинской площади, том самом, который

теперь под пожарным обозом 3-й части. Царевне было разрешено вернуться в

Тифлис; но двое сыновей ее оставались еще года три-четыре.

10 октября 1859 г. в Калугу приехал на жительство имам Шамиль вместе с

сыном Кази Магометом; в следующем году прибыла его семья. Шамиль с месяц

жил сначала в гостинице “Кулона”, до отделки дома, а потом в купленном для

него доме Сухотина, где ныне городское училище, против Одигитриевской

церкви. 25 ноября 1868 г. Шамиль оставил Калугу и переселился в Киев, а 4

февраля 1871 г. он умер в Мекке.

Из других невольных калужских гостей отметим писателей. В 70-х годах здесь

жил известный публицист Н.В. Шелгунов. В начале XX столетия (1899—1902) в

Калуге проживали: критик-философ А.В. Луначарский, публицист В.А. Базаров

(пс.), экономист И.В. Степанов (пс.). И.И. Горбунов-Посадов и др. В

середине 90-х гг. в Калуге работал статистик, ныне известный публицист А.В.

Пешехонов (1896–1898).

В XIX в. Калуга не раз была осчастливлена посещением высоких особ. В

сентябре 1816 г. по случаю маневров войск здесь был император Александр I,

который приезжал вторично в следующем 1817 г. (с 25 по 27 сентября); в 1834

г. Калугу посетил император Николай Павлович; будучи наследником, был здесь

император Александр II. В начале XX в., во время русско-японской войны

Калуга имела счастье принимать у себя ныне благополучно царствующего

Государя Николая II.

|[pic] |

|1. Н.В. Гоголь посещал Калугу и в 1850, 1851 гг. проездом в Малороссию. |

|2. Подобную информацию о пребывании писателей в Калужском крае см. в книге: |

|А. Пехтерев “Невольно к этим берегам”.— Тула, 1983. |

|3. Г.С. Батеньков (1793—1863), член Северного общества, с 1856 г. жил в |

|Калуге в доме на Дворянской улице (ныне улица Суворова, 42). |

|4. П.Н. Свистунов (1803—1889), член Северного общества, поселился в Калуге в |

|1856 г. В 1859 г. был избран членом дворянского комитета по устройству быта |

|помещичьих крестьян. |

|5. Е.П. Оболенский (1786—1865), член Союза Спасения и Союза Благоденствия, |

|основатель Северного общества, с 1856 г. жил в Калуге. Умер 26 февр. 1865 г. |

|и похоронен в Калуге на Пятницком кладбище. |

|6. С.Н. Кашкин (1799—1868), член Северного общества. С 1827 г. жил в родовом |

|имении с. Нижние Прыски Козельского уезда Калужской губ. Н.С. Кашкин |

|(1829—1914), петрашевец, активный участник подготовки крестьянской реформы в |

|губернии. Оба похоронены в родовом некрополе с. Нижние Прыски. |

|7. Букеевской. |

|[pic] |

|КАЛУГА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ |

|[pic] |

Калуга лежит под 54°30/ с. ш. и 6° в. д. на высоком левом берегу Оки при

впадении в нее р. Яченки, подымаясь над Окой до 11 с. Площадь города более

7 кв. в. и по плану представляет равнобедренный треугольник с вершиной близ

вокзала и основанием по Оке. Площадь с запада ограничена устьем Яченки, а с

востока р. Киевкой. Берег Яченки высок — от 14 до 20 с.; берега Киевки

низки и отлоги. Большая и главная часть города занимает местность довольно

ровную, но пересеченную двумя оврагами: Березуйским и Жировским, которые

частично засыпаны. Южная часть города лежит по косогору и по низменной

части берега Оки. Правый же берег Оки еще выше левого, крут и изрезан

лощинами. Против города на правом берегу Оки лежат села Ромоданово и

Покровское, а по Перемышльскому шоссе, за плашкоутным мостом (“живым”) дер.

Гамаюнка. Окрестности города совершенно открыты, за исключением

пространства за Яченкой, где за лугом растет великолепный сосновый бор;

небольшая рощица лежит и около Лаврентиева монастыря1.

В Калуге насчитывается до 55 тыс. чел. жителей2. 3 Улиц в ней 125,

протяжение мощеных 33 в. 195 с.; площадей — 6, городских садов — 2,

бульваров, обсаженных деревьями – 4. Жилых строений в городе — 6515,

каменных — 800, смешанных — 358, деревянных — 5357. Церквей православных и

единоверческих — 40, в том числе 8 домовых и 2 монастыря; один костел, одна

лютеранская церковь, иудейская синагога и 2 старообрядческих церкви

(домовые).

Фабрик и заводов — 29, на которых 665 рабочих, с производством на 300 тыс.

руб. Из них по обработке льна и пеньки — 6 с 43 рабочими и суммой

производства на 6.700 руб.; механическая обработка дерева велась двумя

заведениями с 16 рабочими, на 30.100 руб.; обработка металлов и

производство машин ведется 3 заведениями с 65 рабочими на 43.100 руб.;

обработкой минеральных веществ заняты 6 заведений с 80 рабочими на 162.300

руб.; обработка животных продуктов была на 8 заведениях со 125 рабочими на

89.800 руб.; пивоваренных заводов было 2 с 36 рабочими на 30.200 руб.

Ярмарок бывает две: 1) Мироносицкая — в течение недели и 2) Крестовская с 8

по 15 сентября; привоз на ярмарки 30 тыс. руб., продажа — 24 тыс. руб.

В городе 4 банка: Отделение Государственного, городской, соединенный и

земельный; 1 общество взаимного кредита; 6 ссудо-сберегательных касс, 3

ломбарда, из коих два частных. Городские доходы за 3 года 1.396.387 руб.,

по 465 1/2 тыс. руб. в среднем на год; в 1909 г. 483.224 тыс. руб.; расходы

за то же время 1.505.014 руб., по 501.671 руб. на год в среднем; в 1909 г.

504.144 руб. Долгов к 1 янв. 1910 г. было 714.383 руб. Городских гласных —

40, обывателей с правом голоса — 555.

Учебные заведения в Калуге: Отделение Московского Археологического

Института; мужская гимназия с 346 учащимися, два реальных училища, из них

одно частное, с 535 + 216 учащимися, духовная семинария с 439 учащимися, 3

женских гимназии, из них две частные, с 682 + 298 + 267 ученицами (1247),

епархиальное училище с 562 ученицами, женская учительская семинария с 69

ученицами, учительские курсы, фельдшерская школа, техническое училище и

духовное училище, 2 городских училища и женское профессиональное училище.

Учащих в средних учебных заведениях (1910 г.) 130 мужчин и 31 женщина.

Низших школ (1910 г.) 15 мужских и 8 женских, 2 смешанных, учащих в них 59

м. п. и 25 ж. п.; учащихся 2000 мальчиков, 800 девочек. Город содержит 7

мужских и 4 женских с 31 учащим лицом и 770 м. п. и 485 ж. п. учащихся;

библиотек 5, из коих одна духовно-нравственная, 2 городских и 2 частных; из

последних в одной периодических изданий не выписывается, одна бесплатная

городская библиотека.

Учено-литературные общества: 1) архивная комиссия, 2) церковно-

археологическое об-во, 3) об-во изучения природы местного края, 4)

литературно-художественный кружок, 5) об-во врачей, 6) об-во сельского

хозяйства, 7) отдел И. Р. об-ва садоводства и 8) теософическое об-во.

Периодических изданий выходит 3: 1) “Калужские Губернские Ведомости” — 2

раза в неделю; 2) “Калужский Курьер” — 3 раза в неделю; 3) “Калужский

Церковнообщественный Вестник” — 3 раза в месяц. Непериодических изданий 2:

1) “Известия Калужской Ученой Архивной Комиссии” — вышел с 1891 г. XXI

выпуск, приблизительно по выпуску в год; 2) “Калужская Старина”, издаваемая

Церковно-Археологическим обществом, вышло с 1901 г. 6 томов.

Типографий — 6 и 2 литографии, театр, народный дом, телефон с 240

абонентами, 2 потребительных об-ва.

Благотворительные учреждения: 1 дом трудолюбия, 2 ночлежных дома, 1

городской приют для детей, 1 детский приют общественносословных организаций

с 40 детьми, 4 благотворительных приюта со 159 призреваемыми детьми, 2

городских богадельни со 131 призреваемым, 3 приюта сословных со 130

призреваемыми и 2 частных благотворителей с 21 призреваемым.

В городе имеется скотобойня, водопровод, 2 пожарных команды, с 1912 г.

предположено устройство электрического освещения. Калуга славится

производством “Калужского теста”.

Из калужских достопримечательностей заслуживают обозрения: 1) Московские

триумфальные ворота (1775 г.); 2) Космодамианская церковь – архитектура

(1794 г.); 3) Гостинный двор (конец ХVIII в.); 4) дома: Чистоклетова

(empire – купеческий), Кологривова (план Казакова)4 и Государств. банка

(empire); 5) Собор; 6) Городской сад; 7) Каменный мост; 8) Музей (середины

XVII в.)5; 9) Дом, где жил Шамиль (городское училище близ Одигитриевской

церкви); 10) церковь Георгия за верхом — (архитектура 1700 г.) и 11) домик

Гоголя6.

|[pic] |

|1. В 1928 г. здания монастыря были разобраны по решению Губисполкома. В |

|настоящее время сохранился двухэтажный корпус бывшей семинарии. |

|2. Данные 1910 г. любезно сообщены нам секретарем Стат. К. Ф.Ф. Кадобновым. |

|3. По данным 1987 г., в Калуге ныне проживает 306,9 тыс. чел. |

|4. Автор имел в виду здание усадьбы П.М. Золотарева, памятник архитектуры |

|нач. XIX века. С 1922 г. в здания размещается краеведческий музей. |

|5. Здание — палаты купца Коробова, памятник архитектуры XVII века. С 1891 г. |

|в нем располагалась Калужская Ученая архивная комиссия, а в 1897 г. был |

|открыт музей. |

|6. Так Называемый домик Гоголя — флигель дачи губернатора в Загородном парке |

|— сгорел в 1920 г. В 1928 г. в парке поставлен обелиск с барельефом Н.В. |

|Гоголя. Скульптор Е.Д. Никифорова-Кирпичникова. |

|[pic] |

|ЧАСТЬ ПЕРВАЯ |

|[pic] |

Ямская улица.— Алексеевская церковь.— Крестовский монастырь.— Московские

ворота.— Космодамианская церковь.— Гимназия.— Благовещенская церковь.—

Никитская улица.— Архангельская и Никитская церкви.— Гостиный двор.—

Воробьевская церковь.— Казанская церковь.— Пристань.

Приближаясь к Калуге из Москвы по М.— К.— В. жел. дор., уже со ст. Калуга-

товарная можно видеть городские строения. Но Калуга с этой стороны лежит на

ровной местности, почему и не производит никакого впечатления. Картина

совершенно меняется, когда поезд идет с товарной станции к пассажирскому

вокзалу по возвышенной насыпи, пересекая три улицы1. Тогда виднеется

значительная часть Калуги, раскинувшейся на далекое пространство, пестрым

узором посредине которого там и здесь мелькают высокие шпили красивых

колоколен церквей. Но не успел еще зритель достаточно всмотреться в

живописную картину, как уже мелькают вокзальные здания, и поезд

останавливается у обширного двухэтажного вокзала. Это новый Калужский

вокзал, построенный в начале XX в., с проведением М.— К.— В. жел. дороги,

когда он должен был обслуживать обе дороги — и М.— К.— В. и Сызр.— Вяз.

Прежний же, небольшой вокзал, лежит за путями, против нового вокзала, и

теперь в нем помещается несколько отделений железнодорожного училища. Новый

вокзал представляет собою большое, обширное, каменное на высоком фундаменте

здание, со стороны подъезда скомпонованное в трех корпусах, расположенных в

известной симметрии. Построен он в смешанном стиле, столь характерном для

modern'a, и бросается в глаза некоторой вычурностью. Вокзал очень

поместителен и вполне обслуживает надобности пассажиров обеих дорог.

От вокзала начинается широкая Ямская улица2, которая ведет в город и по

прямому направлению, своими продолжениями, прорезывает вдоль весь город,

доходя до моста через Оку. Называется улица Ямской потому, что в XVIII веке

неподалеку от нее была Ямская слобода, где жили ямщики. По левой стороне

улицы, начиная от вокзала, тянутся железнодорожные постройки, из коих

обращает на себя внимание большое каменное железнодорожное училище3 и

находящийся рядом с ним, обнесенный высоким забором, железнодорожный приют

для детей4. В железнодорожном училище 5 отделений, в которых занимаются 12

учителей, 2 законоучителя и 3 практикантки; учащихся в главном здании около

300 человек и 192 в старом вокзале; всего около 500 человек. В приюте

призревается 25 детей, которые учатся в училище против приюта; на правой

стороне улицы высится громадное красное трехэтажное здание казенного

винного склада5. В нем работают 50 служащих лиц и 180 рабочих. Склад

обслуживает большой район, охватывая, впрочем, не всю губернию, но в то же

время отправляя часть вина и в соседние губернии. Производство склада в

1910 г. было 560 тыс. ведер.

От склада начинаются поселения городских жителей, маленькие особнячки6,

сельского типа, в которых чаще всего живут железнодорожные рабочие.

Дальнейший путь по улице пересекает железнодорожная насыпь ветви М.— К.— В.

ж. дороги, по которой шел путь в Калугу. В данном месте построен висячий

железнодорожный мост, опирающийся на четыре каменных столба-устоя. Мост

сооружен тремя пролетами; езда экипажами идет под центральным пролетом, а

под боковыми — проход прохожих. В нескольких шагах от моста улицу

перерезывает ветка железной дороги, проведенная от товарной станции на

берег Оки к лесопильным заводам. Движение по ней довольно редкое, не чаще

одного раза в сутки, а иногда и раз в несколько дней.

На первом пересечении улицы поперечным переулком виднеется с правой стороны

церковь св. Алексея митрополита7, а за нею стена ограды Крестовского

монастыря. Сведения о церкви Алексея митрополита восходят к началу XVII в.

Тогда она была не здесь. По описи 1626 г., она стояла в крепости, именно,

значится: “храм древян, клетцки (построен клетью), в городе”. В описи 1685

г. она уже показана с приделом м. Филиппа. В один из пожаров, вероятно, она

сгорела, и новая, по клировым ведомостям, значится построенной в 1730 г.

(по др. данным в 1733 г.). Каменная церковь, построенная на месте

деревянной, закончена в 1740 г. Когда же Калугу стали планировать по

“Высочайше апробованному плану”, церковь в 1785 г. была на прежнем месте

разобрана и перенесена на настоящее место, в бывшую тогда Ямскую слободу,

на счет купца А.М. Масленникова. По внешнему своему виду церковь выделяется

из среды других церквей простотой архитектуры и высоким шатровым покрытием,

которое увенчано одной главой. Колокольня в “италианском стиле”.

В храме три престола: 1) главный, во имя всех святых, 2) придел

Алексеевский и 3) Кирика и Иулиты.

В храме икона Кирика и Иулиты XVII в., чтится прихожанами. Об иконе

Казанской Божией Матери существует предание, что одна болящая во время

постройки церкви имела видение, будто она обрела эту икону в щепках на

трапезе и получила исцеление.

На месте нынешнего Крестовского монастыря8 в древности стояла сперва

деревянная, потом каменная часовня, именуемая “часовнею на Боровской

дороге”. Рассказывают, что после большого Калужского пожара (1622 г.),

истребившего город, в числе спасенных святынь был большой чтимый крест. При

распределении святынь по церквам после пожара горожане решили поставить

крест за городом на большой Московской дороге в часовне для ограждения

этого лесистого места от частых тогда разбоев. Таким образом, этот крест

ведет свое существование с XVI в. Построенная часовня стояла почти 200 лет.

Поводом для построения церкви была такая история. Отставной полковник П.С.

Чебышев, приехав в Калугу для лечения своего тяжкого недуга, увидел 15

августа 1827 г. во сне, что он совершенно выздоровел после поклонения

Животворящему Кресту в какой-то неизвестной ему часовне. Выехав днем на

прогулку, он нечаянно заехал к Крестовской часовне и узнал в ней именно ту,

какую видел во сне. В часовне он получил от Креста исцеление и в

благодарность решил построить на месте часовни храм во имя Воздвижения. Но

через два года он умер, и его намерение выполнила уже его супруга в 1830 г.

Находясь за городской чертой, церковь одно время была кладбищенской.

Преосв. Николай учредил при церкви богадельню или приют для

священноцерковнослужителей. Он же устроил и каменную довольно обширную

ограду с готическими по углам башенками, выстроил деревянный на каменном

фундаменте флигель для призреваемой братии и пожертвовал билет в 2.417 руб.

сер. Еп. Григорий в 1854 г. построил каменный двухэтажный дом. В 90-х гг.

XIX в. церковь обращена в монастырь, который находится под управлением

эконома архиерейского дома; монахов 12—15.

Крестовская церковь по внешнему виду и по внутреннему расположению имеет

форму равностороннего креста. Снаружи ветви креста оканчиваются портиками,

с круглыми колоннами, поддерживающими фронтон. С западной стороны церкви

двухъярусная столпообразная колокольня, при которой пристроены две каменные

палатки.

Чудотворный крест помещается в южной стороне храма. Он под особым

балдахином, осмиконечный, с резным изображением Христа, в рост человеческий

из цельного куска дерева; оконечность правой ноги повреждена богомольцами,

которые отгрызали части для пользования от зубной боли. На Спасителе

сребропозолоченный венец, с сиянием, убранным стразами в серебряной оправе

(1861 г.) и жемчугом (256 зерен); полотно венца около лика осыпано в два

ряда красными и белыми аквамаринами; вместо короны большой аметист,

оправленный золотом; ажур в виде травы; в венце 31/2 ф. На груди Спасителя

цата с голубым яхонтом с надписью: “Iисусе, сыне Божий, помилуй мя”.

При входе в храм, на стене, в арке, отделяющей притвор от настоящей церкви,

находится медная позолоченная доска с надписью, излагающей историю

построения храма. На противоположной стене арки, с правой стороны,

находится такой же величины изображение креста и 4 предстоящих, на медной

вызолоченной доске, внизу коей накладная медная дощечка с надписью,

повествующей об исцелениях от Креста.

Из икон заслуживает внимания “Утешение плачущих” старинного письма,

складная (15 X 10 1/2 вер.) в серебровызолоченной ризе чеканной работы 1795

г., находится за правым клиросом. В храме придел в честь иконы Богоматери

Троеручицы; в нем замечательна икона Иверской Божией Матери, в хорошей ризе

с камнями (101/2 ф.). И а памятниках Золотаревых, на кладбище, начертаны

любопытные стихи.

Ямская улица заканчивается величественными триумфальными Московскими

воротами9. Своим общим видом они напоминают известную арку Тита, отличаясь

большей легкостью компоновки. Ворота представляют арку между толстыми

пилонами, с обоих боков которых стоит по паре высоких дорических колонн.

Верх накрыт грузным антаблементом. С обеих сторон над проездом висит по

иконе с теплящейся лампадой — Спасителя и Казанской Б. М. Эти иконы

снимались во время невзгод и были приносимы в церковь. Они украшены

серебряными венцами, и граждане ежедневно жертвуют масло. Со стороны Ямской

улицы въезд в ворота устроен с каменными разводами, а по краям, сбоку

ворот, устроены две жилых постройки, в одной из коих помещается

водопроводная будка. За этими пристройками, со стороны Московской улицы,

стоит по одному обелиску. На этой же стороне поместилась часовня, которая

сильно нарушает целостность вида ворот. Эти триумфальные ворота сооружены в

1775 г., иждивением Калужского купечества, по случаю приезда императрицы

Екатерины II. Здесь 15 декабря упомянутого года императрица была

торжественно встречена властями, духовенством и всеми гражданами города.

Часовня же сооружена на городские средства в память 25-летия царствования

императора Александра II.

Рядом с Московскими воротами невольно бросается в глаза новое стильное

здание empire, вход в главный корпус которого устроен с большим портиком на

6 колоннах; меньших размеров портики при входах в боковые, малые корпуса.

Это народный дом10, сооруженный в течение одного 1911 г. на добровольные

пожертвования по инициативе кн. А.Е. Горчаковой. За домом, до 1911 г., на

площади были кузницы, которые теперь перенесены за город, а на площади на

Пасхе помещаются цирк и балаганы и проч., относящееся до народных

развлечений, известное в Калуге под общим именем “Юрилки”11. Ранее всего

это располагалось на Театральной (сенной) площади.

Московскими воротами начинается Московская улица12, тротуары которой залиты

асфальтом. В XVIII в. эта улица тянулась через весь город, до р. Оки, имея,

однако, несколько иное направление, чем существующее теперь. Здания здесь

уже более городского типа, чем на Ямской; но все же преобладают особняки,

характерные для провинциальных городов средней России. В этом отношении

взор любителя архитектуры начала XIX в. остановится не без интереса на

некоторых деревянных домах, фасад которых украшен ампирной колоннадой и

большими окнами13. Улица в 1911—1912 году “украсилась” двумя зданиями

модернизованного стиля: одно из них воздвигнуто около Московских ворот, и

принадлежит г. Домогацкому, другое в конце улицы — купцу Ракову.

На втором пересечении Московской улицы14, с левой стороны, виднеется вдали

высокая церковь св. Космы и Дамиана. Прежде храм был не здесь. В описях

1626 и 1685 г. он значится под именем церкви Николая чудотворца “что за

лавками”, “древян, шатром, в старом остроге”, с приделом во имя Космы и

Дамиана. В XVIII в. она находилась близ теперешней Богоявленской церкви15.

В 1754 г. деревянный храм пострадал от пожара, и в 1755 г. там же был

построен каменный Никольский. В 1794 г. на основании Высочайше

утвержденного нового плана для г. Калуги Никольский храм был разобран и

перенесен на настоящее место. Построение здесь церкви стоило большой в

XVIII в. суммы 70 тыс. руб. сер.

Внешняя архитектура храма резко выделяется среди других церквей своей

выдержанностью, пропорциональностью и изяществом. Настоящий храм высок и

построен четырьмя связанными между собою полукружиями, увенчанными каждое

главой. Пятая глава — посредине. Главы двухчастные. Боковые входы в

“настоящую” устроены небольшими, но высокими порталами, с двумя парами

высоких, тонких колонн в каждом. Над порталами такие же, более тонкие

колонки, поддерживающие мысообразные фронтончики. Колокольня храма

четырехъярусная, очень высокая, тонкая, стройная, постепенно суживающаяся и

производит приятное впечатление симметричностью своих частей и изяществом.

Колокольня стояла сначала отдельно от храма, но в недавнее время соединена

с ним папертью.

В церкви три престола: 1) главный, во имя Спаса Нерукотворенного образа, 2)

Космодемьянский в трапезе и 3) Никольский — тоже.

Из икон храма заслуживают внимания: 1) Образ Божией Матери “Страстныя”,

местночтимая икона, древняя, но год написания неизвестен; на ней старинная

серебровызолоченная риза с жемчугом и драгоценными камнями; 2) Образ

Почаевской Божией Матери, привезенный из Почаевской лавры, в

серебровызолоченной ризе с драгоценными камнями; икона находится вверху

арки, откуда ее спускают на шнурах для молебствий под воскресенье после

всенощной. 3) Чтится местными жителями и образ св. Космы и Дамиана: до

конца XIX в. было у них обыкновение служить молебен этим святым перед

началом обучения детей.

Евангелия, одно из которых напечатано на синей бумаге (1755 г.), и другие

богослужебные книги, а равно и утварь относятся к XVIII и XIX вв. Только

один требник 1658 г.

Недалеко от огромного магазина Ракова16, не доходя до него, находится

библиотека г-жи Савельевой17, открытая в 1909 г. Магазин Ракова стоит на

углу Московской улицы и Б. Садовой, которая тоже с асфальтовыми тротуарами.

Продолжая путь по Московской, тут же, после пересечения, можно остановить

внимание на частной женской гимназии г-жи Саловой18, здание которой с

фасада украшено колоннами, но отнюдь не стильно. Учебное заведение г-жи

Саловой преобразовано в гимназию с 1901 г., но существовало оно в качестве

подготовительной школы с 1895 г.; в 1900 г, оно было учебным заведением 3-

го разряда. В 1911 г. в гимназии было 300 учениц, при бюджете в 18.262 руб.

Имеются все 8 классов.

В настоящее время Московская улица собственно здесь и заканчивается,

упираясь в Николаевскую мужскую гимназию19, от которой она раздваивается:

налево идет Никольская20, а направо Никитская улица21.

Калужская мужская гимназия была открыта в 1804 г., будучи преобразована из

главного народного училища, основанного в 1786 г. на средства приказа

общественного призрения. В 1793 г. приказ учредил при училище корпус для 72

солдатских детей, которые занимались в свободное время военными

упражнениями и находились под надзором унтера. В том же году и дворяне

пожертвовали некоторую сумму на 4 г. (полный курс училища) для открытия при

главном народном училище дворянского корпуса. И в нем дети в свободное,

время занимались воинскими упражнениями. Присматривали за детьми

надзиратель и 2 офицера. Воспитанников поступило в корпус 43; в 1797 г. они

окончили курс и поступили в разные полки унтер-офицерами и портупей-

прапорщиками. Имп. Павел I в особом рескрипте признал пользу корпуса и

утвердил его существование, повелев отпускать из казны на его содержание по

5 тыс. руб. Поступившие в 1801 г. крупные пожертвования упрочили

окончательно существование корпуса. С открытием гимназии пансион считался в

ведении гражданского губернатора и губернского предводителя; у него был

особый инспектор от дворянства, два надзирателя и эконом. Отдельное

существование пансиона было до 1834 г., когда он был передан в ведение

гимназии.

При том же главном народном училище была открыта 1 ноября 1793 г. публичная

библиотека и книжная лавка при типографии (вторая типография и (Калуге с

1793 г.; первая — с 1784 г.); доходы с лавки шли на библиотеку. В 1793 г.

дохода поступило 221 руб. 17 коп., на которые были выписаны книги для

библиотеки. В последней не возбранялось читать книги в положенное для сего

время без платы, также позволено было брать и в дома с тем, чтоб заплачены

были положенные проценты, на что, как и на прочие условия чтения, сделаны

были постановления. Куда девалась эта библиотека, неизвестно22.

Открытая в 1804 г. гимназия помещалась в здании, которое выстроило

Калужское дворянство (в 3 этажа) для приказа общественного призрения в

благодарность за открытие наместничества23. При гимназии был учрежден класс

бухгалтерии, для чего именитый гражданин Калуги И.И. Борисов пожертвовал

300 руб. и напечатал на свой счет “Руководство по части бухгалтерии”,

сочиненное директором гимназии Потресовым. При гимназии была и типография.

На содержание гимназии, на библиотеку и ремонт дома ежегодно ассигновалось

от казны 6.150 руб. Со своей стороны, приказ общественного призрения

отпускал с 1805 г. по 3.350 руб. ежегодно. В 1808 г. гимназию окончило 33

человека, из которых 17 поступили в первый сухопутный кадетский корпус, а

12 — в университет. В 1811 г. в гимназии было 56, а в 1812 г.— 46 учащихся.

4 сент. 1812 г. гимназия была временно переведена в Рязань, где в ней

состояло только 15 воспитанников. Гимназия вернулась в Калугу в марте 1813

г., да и то принуждена была помещаться на квартире, так как помещение ее

находилось в распоряжении военного ведомства; только летом она заняла свое

здание. Дальнейшая история учебного заведения связана с общей историей

гимназического образования в XIX в. Здание не раз подвергалось переделкам и

расширениям. Особенно их много было за время 1900—1902 г., когда было

отпущено казною на строительные работы 172 тыс. руб. В это же время был

сооружен гимназический храм, освященный 6 декабря 1903 г. В храме имеется

икона Воскресения Христова с вставленной в нее в серебряной пластинке

частицею Гроба Господня. Эта реликвия была выслана в дар гимназии патр.

иерусалимским Дамианом, по просьбе губернатора Офросимова.

Из питомцев гимназии известны: бывший министр вн. д. В.К. Плеве, кн. С. и

Е. Трубецкие (профессора) проф. А.Н. Савин, проф. А.П. Соколов (физик),

художник Лукомский24 и мн. др.

В настоящее время в гимназии 346 учащихся; бюджет ее 52.687 руб. (1911 г.).

Против гимназии, на углу Никольской улицы, помещаются учительские курсы25.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ