Сборник рефератов

Калуга

Он возобновился еще однажды в 1813 г. опять на 2 февраля по просьбе жителей

для общего молебствия по случаю “заразной горячки” (тиф?), бывшей

эпидемической в городе от излечивавшихся раненых 1812 г. русских и

французов. Настоящая церковь была освящена в 1815 г. 15 апр. еп. Евгением.

С 1818 г. начата постройка взамен разобранной старой, новой колокольни по

плану губ. архит. Соколова. В основание ее, по слабости грунта, вбито около

700 свай и положено 50 саж. камня. В 1820 г. был окончен нижний ярус

колокольни (21 1/2 тыс. руб.). Второй ярус построен в 1830 г., а закончена

она вчерне в 1833 г., что стоило еще 28 1/2 тыс. руб. Купол же и железный

шпиль с вызолоченными украшениями поставлены в 1842 г., на что истрачено 14

1/2 тыс. руб. В этом же году были сделаны архитектурные украшения трапезы,

карнизы и фронтоны — все из белого камня. В 1851 г. была сооружена западная

паперть, на месте которой был проезд. Тогда же была поставлена и каменная

ограда с железными решетками. Храм имеет в длину с алтарем 17 с.,

колокольня 7 с. Вышина же колокольни с куполом 35 с.

Одновременно с внешними работами шла внутренняя отделка храма. В 1823 г.

был вызолочен иконостас, в который перешло несколько икон из старой церкви.

В 1828 г. была расписана трапеза; в 1836 г. был устроен новый иконостас в

Казанском приделе, а старый иконостас 1800 г. поставлен в часовню.

Настоящая устроена ротондой, увенчанной круглым куполом, над которым

возвышается глава на украшенном ликами святых трибуне с окнами. Боковые

входы в храм с портиками, колонны коих подходят к дорическому стилю. Такой

же портик над главным окном алтарной абсиды; в его фронтоне небольшая

священная картина, содержание которой вследствие порчи разобрать трудно;

пониже, над окном, другое изображение. Трапеза с обеих сторон имеет

колоннады из четырех раздельных колонн с парапетом, в середине которого

выделано полукружие. Парапет декорирован мелким красивым рисунком. Между

колоннами находятся окна; а на парапете, ниже фриза, в полукружиях три

священных картины. Храм соединяется с колокольней парой лавок, служащих для

склада товаров и портящих все сооружение.

Колокольня в 3 яруса, первый четырехугольный с портиками с каждой стороны;

колонны ионийские с приближением к коринфским в капителях. Переход от

четырехугольника ко второму круглому ярусу сделан незаметно, во втором

ярусе по краям сквозных арок поставлены колонны, параллельно нижним, по

одной со стороны, с ионической капителью. Третий ярус такой же, что и

второй.

В храме (настоящей) выделяется художественно исполненный иконостас; это

лучшее украшение храма. Тайная вечеря в нем изображена в больших размерах.

В этот иконостас перешли из старой церкви иконы: 1) Спасителя, 2) св. Жен-

Мироносиц, 3) Иверская (не в иконостасе) в хорошей бисерной ризе. Эти иконы

хорошего письма и вряд ли позже половины XVIII в. Считают старинной икону

Успения над царскими вратами, осыпанную жемчугом. Живопись в настоящей

хорошая и бережется от поновлений.

В Казанском приделе иконы: 1) Казанской Б. Матери с навешенным на нее

крестом-мощевиком; 2) Спасителя; 3) св. Николая Чудотворца — все из старой

церкви, не позже половины XVIII в., 4) Флора и Лавра (при входе в

настоящую) XVII в.

В Сретенском приделе: 1) Икона Сретения 1771 г. и 2) св. Власия XVII в.

В алтаре некоторый интерес имеет “ковчег” (дарохранительница). Есть еще

икона св. Бориса и Глеба (XVII в.).

Против Мироносицкой церкви, отделенная небольшим сквером, находится

Губернская Земская Управа7, при которой имеются домовая церковь и

богадельня.

Вдали по этой же Мироносицкой улице видна церковь Василия Блаженного8, она

же и Троицкая. В описи 1626 г. она значится: “Церковь Василия Великого в

остроге ж на посаде”. В описи 1685 г. она названа с 4 колоколами,

деревянная. В 1742 г. после пожара она выстроена приходскими людьми и

вкладчиками каменной и находилась на площади около Никитской церкви с

северной ее стороны, на месте, известном под именем Никитского кладбища.

Отсюда в 1801 г. по обветшалости и по расселении по новому плану города она

была разобрана и перенесена на теперешнее место в северную часть города, в

Солдатскую слободу. На этом месте в XVIII в. было кладбище — в поле; и еще

в половине XIX в. за алтарем были находимы надгробные каменные памятники.

Здесь стояла каменная часовня во имя Казанской Божией Матери,

принадлежавшая Мироносицкой церкви. Главный престол в церкви во имя св.

Троицы, правый придел во имя св. Василия блаженнаго, а левый во имя свмч.

Власия. Трапеза была распространена в 1830 г.; второй придел построен в

1855 г. Колокольня построена в 1830 г. Благотворителем этой церкви был

митр. Иона, который был сыном причетника этой церкви и жил в детстве

сиротой в церковной сторожке со слепой бабкой. Впоследствии, в

благодарность за приют, он и жертвовал более 20 тыс. руб. сер. На его

средства построена колокольня, расписан храм, приобретены многие вещи из

утвари и пр.

Далее за Васильевской церковью, на самом конце улицы, помещается Работный

дом9. Инициатива его открытия принадлежит о. Иоанну Кронштадтскому, который

пожертвовал для сего 500 руб. Открытие дома состоялось 22 января 1894 г.;

первоначально он помещался на квартире, но в 1895 г. заложено было

собственное здание, в котором он и находится. При доме открыт ночлежный

приют, в котором ночует до 5 тыс. чел. в год. С 1896 г. начато разведение

сада при доме, между деревьями сажали овощи, между прочим спаржу, артишоки,

цветную капусту и пр. В саду теперь ежегодно устраивается осенью

сельскохозяйственная выставка, почему в нем построено несколько павильонов

и зданий для выставки и два фонтана.

Недалеко от Работного дома, за углом, стоит кладбищенская “Пятницкая”, она

же и Петропавловская церковь. Первоначально церковь была не здесь. Она уже

известна в описи 1626 г., где она называется церковью “Верховных апостолов

Петра и Павла” с двумя приделами: а) Борисоглебским и в) Георгиевским.

“Древяная, клетцки, о трех верхах”. Находилась она “за острогом в старом

остроге”. В описи 1685 г. этой церкви мы не находим, но зато есть церковь

Параскевы Пятницы о дву верхах, что на площади; церковь была деревянная и

стояла близ старых рядов, т. е. около Георгиевской за лавками церкви, на

месте Петропавловской церкви. В 1745 г. вкладчик, калужский посадский

человек, вместо деревянного храма соорудил каменный храм, который простоял

на старом месте до 1780 г. По “апробованному плану” он предназначен был к

перенесению.

Место для этого храма было найдено в связи с образованием общего кладбища

для Калуги, за северною чертою города, к Лаврентьеву монастырю. До этого

времени, как и всюду, сначала прихожане погребались на приходских

кладбищах, а потом были отведены только четыре места; 1) за Никитским рвом,

близ Козьей слободки; 2) в поле у нынешней Васильевской церкви; 3) к речке

Яченке, близ Загородного сада; 4) старообрядческое у Тульской дороги,

недалеко от Жировского ручья. Общее же кладбище было отведено около 1780 г.

Пятницкая церковь и была перенесена сюда общественным коштом. Оконченная

строением в 1781 г., кладбищенская церковь по благословлению Московского

митр. Платона в том же году была освящена. Главный храм посвящен св. ап.

Петру и Павлу; придел же сооружен в честь вмч. Параскевы Пятницы, икона

которой перенесена из прежней церкви. Храм каменный, одноглавый, сооружен в

“Итальянском” стиле; такая же и колокольня10.

К редким священным предметам храма относятся: 1) Образ Богоматери “всех

скорбящих радости”, находящийся в иконостасе главного храма, против левого

клироса. На этом образе по краям изображены святые, среди них изображен

прав. Лаврентий Калужский и Калужский князь Симеон; глава последнего

окружена нимбом. 2) Храмовый образ ап. Петра и Павла — перенесен из прежней

церкви, не позже XVII в. 3) Таковой же образ влмч. Параскевы Пятницы. 4)

Большое напрестольное евангелие — дар калужского общества церкви при

сооружении ее в 1781 г. На угольниках обратной доски евангелия вычеканена

надпись, излагающая историю перенесения Пятницкой церкви из города и

сооружения ее калужским обществом на городском кладбище.

При церкви находится Пятницкая богадельня. Она основана в 1793 г. В 1842 г.

она была переделана, пристроен второй этаж и надворные службы. Число

призреваемых в 1850 г. было 120 чел. Теперь это двухэтажное каменное

прочное здание. Нижний этаж его был занят 26 мужчинами (в 1896 г.), а

верхний 54 женщинами. В 1910 г. призреваемых было 90. Содержится богадельня

на доходы купеческого общества с принадлежащих ему недвижимых имуществ. До

1896 г. расходы были очень скромны, всего 1.700 руб. Теперь много более.

Содержание выдавалось призреваемым провиантом.

Здесь же рядом в 1891 году была открыта столовая обществом помощи бедным —

для выдачи бесплатных обедов. При ней был организован бесплатный

амбулаторный прием больных...

Несомненно, солиднее оборудованы и организованы благотворительные

учреждения бр. Малютиных11, находящиеся на Дворянской ул., недалеко от

церкви Василия блаженного. Здесь два учреждения: богадельня и детский

приют. Богадельня состоит из двух каменных двухэтажных флигелей,

предназначенных один для мужчин, другой для женщин по 50 кроватей каждый.

На дворе, между флигелями, помещается церковь, сад, огород, баня и пр.

Устав богадельни учрежден 18 февраля 1870 г., а открыта она 7 мая того же

года. Дома и оборудование богадельни стоили около 14 тыс. руб. Призревается

в богадельне более положенного по штату — по 120 человек в среднем в год и

содержание ее обходилось от 7 до 8 тыс. руб. Теперь несколько более.

Детский приют фактически существует с 1871 г. Первые 1 1/2 г. он помещался

временно в зданиях Малютинской богадельни; с августа 1872 г. до 1874 г. в

наемном доме, а с этого времени в главном корпусе при Малютинской

богадельне. Дом трехэтажный: в нижнем этаже столовая, комната для игр,

спальня для мальчиков; во втором этаже приемный зал, рабочая, класс для

девочек, общая комната для детей. В третьем этаже дортуары для девочек,

больница и пр. Предполагалось содержать в приюте 20 детей, но с 1887 г.—

100.

Здание представляет некоторый интерес в архитектурном отношении. Оно в

стиле empire, с величественной массивной колоннадой, поддерживающей портик.

Возможно, что капители колонн были коринфского стиля, но в настоящее время

они уже осыпались. Этот дом принадлежал ранее А.Г. Кувшинникову и бывал

иногда местом общественных развлечений.

От Мироносицкой до Ивановской церкви тянется “Новый торг”12. Это большая

площадь, где торгуют фруктами и овощами. Около Мироносицкой церкви стоят

невзрачные балаганы и шалаши. Но здесь же теперь выстроено большое красивое

здание центральной электрической станции13 для предположенного

электрического освещения. Лавки Нового базара перенесены на настоящее место

в конце XVIII в. от Пятницкой церкви на площади. Перенесены были, главным

образом, хлебные и солодовые лавки, когда был начат строением гостиный

двор; и место около Мироносицкой церкви называлось одно время Хлебным

рынком. Базар бывает около Ивановской церкви14.

Первое известие об этом храме содержится в описи 1685 г., где он значится

деревянным. Каменная церковь построена в 1735 г., но в пожар 1754 г., когда

сгорело до половины церквей, и Ивановский храм со всею утварью и иконами

сделался жертвою пламени. Только храмовый образ Иоанна Крестителя был

“вынесен на огороды и уцелел. А пономарь сей церкви Трифон, вбежавший в

.нее для взятия евангелия, от усилившаго пламени сгорел”. Через 10 лет, в

1763 г. старанием священника Никиты Егорова Попова и прихожан храм был

возобновлен и расширен: в нем были устроены два придела — во имя Сергия

Радонежского и св. муч. Гурия, Самона и Авива.

Храм был расписан живописью. Радикальному поновлению он подвергся за время

с 1890 г. до 1899 г. В нем было заведено духовое отопление; пол в приделах

сделан паркетный сосновый, в алтарях — дубовый. В приделах возобновлена

живопись XVIII в. с причисткою мрамора (искусственного) стен. Семиярусный

иконостас переписан на новом полотне, но на старых досках по рисункам

церковных художников — Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина (копии)

и стоил 10 тыс. руб. Стены церкви, оконные откосы, борта и рамы вокруг

стенных изображений были покрыты искусственным мрамором разных цветов; пол

выстлан метлахскими плитками. На месте старой обсыпавшейся стенной живописи

написаны новые картины, опять копии с изображений в храме Христа Спасителя

и во Владимирском соборе в Киеве. Украшение храма стоило 30 тыс. руб. Извне

храм величественный, обильно орнаментированный.

В основании главного храма лежит четырехугольник с многими окнами; в

верхней части четырехугольника по углам стоят четыре маленькие главки,

скрывающие переход к ротондообразному круглому верху, крытому круглым же,

полным куполом. Единственная глава усеяна звездами на серебряном фоне. Окна

верхней части перед куполом с наличниками из колонок и фронтончиков.

Колокольня “готическая” трехъярусная, одного типа с Георгиевской на

Воробьевке. Те же три колонны на углах первого яруса; те же три колонны над

ними в следующем ярусе; только в последнем они соединены “стрелкой”. Внутри

храм благолепен и красив.

Заслуживает внимания древняя упомянутая икона Иоанна Предтечи; святой

изображен с крыльями; в руках у него чаша-блюдо, а в чаше — глава. Икона

чтится особенно сельскими жителями, которые массами сходятся 29 августа, в

храмовый праздник и молятся о помощи в головных болезнях. Еще в половине

XIX в. некоторые ставили перед иконою свечи, равные по величине окружности

головного черепа. Чтится и другая икона — Гурия, Самона и Авива, перед

которыми молятся о заступничестве от притеснений и обид.

На площади, рядом с Ивановской церковью высится центральная водонапорная

башня Калужского водопровода15, проведенного в 1887 г. Пункт этот найден

самым возвышенным.

От Ивановской церкви к Благовещенской мимо бывшего дворянского пансиона

идет Благовещенская улица16, пересекаемая около Благовещенской церкви

Масленниковской улицей. На последней находится здание женской гимназии17.

Это учебное заведение было преобразовано в семиклассную гимназию в 1871 г.

из женского училища 1-го разряда, основанного в 1860 г. по положению 1858

г. на средства, пожертвованные общественными и сословными учреждениями и

частными лицами. Гимназия помещается в собственном здании, купленном у

купца Билибина, неоднократно подвергавшемся в 90-х гг. расширению, так что

оно теперь занимает весь двор и часть сада, напоминая прежний дом только с

фасада. В первый год открытия учебного заведения было 54 ученицы, в 1911 г.

их было 682; при всех классах открыты параллельные отделения. Бюджет

гимназии — 38.333 руб.

|[pic] |

|1. Городской театр находился на месте нынешнего Сквера Мира. Сгорел в 1941 г.|

|во время наступления фашистов. |

|2. Дом Мартынова, в. котором размещался литературно-художественный кружок, |

|снесен в связи со строительством кинотеатра “Космос”. Среди лекторов, которых|

|перечисляет Малинин, был П.Г. Смидович, живший в Калуге в ссылке в 1912 г. |

|вместе с С.Н. Луначарской. |

|3. Успенская церковь на улице Плеханова — в ней работает |

|научно-реставрационная производственная мастерская. |

|4. Шалаевская гимназия (угол ул. Кирова и Рылеева) располагалась в доме, |

|построенном для вице-губернатора в 1816 г. В 20-е гг. преобразована в единую |

|трудовую школу № 4, работала до 1941 г. Сгорела от попадания зажигательной |

|бомбы в 1941 г. На ее месте построено в 50-х гг. административное здание. |

|5. Мясные ряды первоначально обосновались на склонах Березуйского оврага, |

|который начинался у церкви Жен-Мироносиц. Постепенно его засыпали, и торговые|

|ряды поднимались и оказались на уровне улицы. Они занимали только один |

|квартал: между улицами Кирова — Дзержинского — Марата — Рылеева. В южной |

|части нынешнего рынка (между улицами Достоевского и Дзержинского) был устроен|

|в конце XIX века сквер, доходивший до Давингофских бань. |

|6. Церковь Жен-Мироносиц находится на улице Кирова, рядом с автовокзалом — |

|действующая. |

|7. Губернская земская управа устроена в 60-е гг. XIX века. Находится на ул. |

|Герцена, 34. В 1919 г. здесь занимался Губсовнархоз, где работал |

|консультантом К.Э. Циолковский. С 1930 г.— зооветеринарный техникум. Сейчас —|

|совхоз-техникум “Калужский”. |

|8. Васильевская (Василия Блаженного, или Троицкая) церковь – на ул. Герцена. |

|9. Работный дом на ул. Труда, 9. В 30-е гг. служил общежитием |

|сельскохозяйственного техникума. |

|10. Значительная часть сведений любезно сообщена о. Гр. Сперанским. |

|11. Благотворительные учреждения, братьев Малютиных (Богадельня и детский |

|приют) занимали дом на ул. Суворова, 117. Перед войной здесь была устроена |

|детская поликлиника. Сейчас — военкомат Октябрьского района. |

|12. “Новый торг” занимал площадь между улицами Суворова и Кирова и церквами |

|Жен-Мироносиц и Иоанна Предтечи, т. е. нынешнюю Театральную площадь с |

|прилегающей территорией, на которой построены многоэтажные дома. |

|13. Здание Центральной электростанции — ул. Кирова, 23. |

|14. Церковь Иоанна Предтечи находится на углу ул. Кирова и Московской. Алтарь|

|церкви мешал проезду транспорта, выступая на проезжую часть, поэтому его |

|разобрали в 50-е гг. |

|15. Водонапорная башня взорвана осенью 1941 г. перед сдачей Калуги. На ее |

|месте выстроен дом № 25а с магазином “Восток”. |

|16. Благовещенская ул.— теперь Московская. Масленниковская — ул. |

|Дзержинского. |

|17. Казенная женская гимназия — средняя юкола № 5 на ул. Дзержинского, 49. |

|Пристройки к школе делались и позднее. В 70-е гг. пристроено крыло с |

|физкультурным залом и кабинетами. |

|[pic] |

|ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ |

|[pic] |

Воскресенская улица.— Воскресенская церковь.— Реальное училище.—

Георгиевская за лавками и Ильинская церкви.— Женский монастырь.—

Епархиальное училище.— Богоявленская и Покровская церкви.— Архиерейский

дом.— Спас-Жировская и Знаменская церкви.— Никольская улица и Николо-

Слободская церковь.— Хлюстинские заведения.— Рождественская в кожевниках

церковь.— Николо-Казинская и Сошественская церкви.

На Воскресенской улице1, недалеко от ее начала, обращают внимание два

находящиеся друг против друга дома: Яновского и Пестриковского убежища. Дом

Яновского — это барская усадьба богатого помещика со службами и обширным

садом. Интересен фасад трехэтажного дома: вперед в нижнем этаже выдаются на

улицу три арки, в которые выходят окна дома; эти арки-ниши служат подножием

колоннады из четырех колонн с капителями коринфского стиля. Колонны

поддерживают фронтон, в котором изображен лепной герб, который держат две

фигуры. Над окнами второго этажа диски и стрельчатые впадины, украшенные

аканфом. Дом не производит своей композицией цельного впечатления, что

свидетельствует о переходном характере его архитектуры: от empire'а к

безвкусию Николаевской эпохи.

Такой же в архитектурном отношении и дом Пестриковской богадельни и

убежища2. Богадельня открыта 1 августа 1869 г. на средства и в доме пот.

почет. гражданина Пестрикова. В 1869 г. устроена и церковь во имя Иоанна

Предтечи в благодарность за спасение имп. Александра II в Париже от руки

Березовского. В обеспечение учреждения Пестриков положил капитал в 40 1/2

тыс. руб. Церковь находится в верхнем этаже; там же и помещение для причта;

нижний этаж назначен для призреваемых. При доме имеются все необходимые

службы. Число призреваемых бывает не менее 30 человек, но иногда и более.

В этом же здании находится и Пестриковское убежище. Оно открыто в 1885 г.

по мысли душеприказчика Пестрикова — В.И. Станкевича — для обеспечения

лучших и беднейших учеников реального и технического училищ помещением,

одеждою, столом и надзором. По проекту, предполагалось содержать 10

учеников, но с самого открытия их было 15. Содержание убежища обходится

около 3 тыс. руб. в год; в 1910 г.— 3.284 руб.

Пестриковское убежище соприкасается с оградой Воскресенской церкви3. По

преданию, это одна из древнейших церквей Калуги. Будто бы уже в XVI веке на

этом месте стоял деревянный храм во имя архид. Стефана, но он сгорел.

Первые же точные сведения о храме содержатся в описи 1626 г., где он

обозначен под именем церкви Введения Пр. Богородицы с приделом архид.

Стефана “в остроге”. Около 1654 г. эта церковь была уже каменной, когда в

ней присутствовал на богослужении Макарий патр. Антиохийский. Павел

Алеппский называет ее недавновыстроенной “в честь Воскресения”, “как бы

висячей, с окружной галереи”. В описи 1685 г. храм, действительно, значится

Воскресенским, каменным, с приделом св. Николая. Этот последний

впоследствии заменен Введенским. В 1754 г. церковь пострадала от пожара, в

ней сгорело 15 человек, хотевших укрыться от огня, после чего церковь

подверглась некоторой переделке.

Построена она в русском стиле того времени, “когда он усвоил некоторую

правильность и определившиеся понятия о карнизах, фронтонах и т. п.

архитектурных частях и когда он готовился уступить свое место в церковных

постройках новейшему стилю”. Старинной постройки сама церковь, алтарь и

колокольня, а по мнению акад. Преображенского, и придел. Церковь небольшая

с круглым куполом и 5-ю главами, посаженными на концах. Трибун главной

главы имеет окна с наличниками из колонок и “бровями”, между окнами

поставлено по колонке. Кровля имеет четыре фронтона, в каждом из коих

находится по картине. Алтарь трехабсидный, тоже с фронтоном, в котором на

штукатурке изображено Воскресение Христово. Придел обозначен куполом,

который посажен на небольшой куб, вытянутый над линией кровли трапезы.

Хорошо сохранилась колокольня: она невысокая, с пирамидальной сквозной

крышей с окошечками, сложенной целиком из камня. По-видимому, по ее образцу

построена колокольня у Георгия за верхом и в Знаменской церкви. Под

церковью по обеим сторонам колокольни — подвалы, в одном из коих заметны

остеклившиеся кирпичи — признак бывшего пожара. (Подвалы назначались для

сохранения церковного имущества на случай нападения врагов). Снаружи входы

в церковь снабжены старинными узорчатыми железными дверьми — окна были с

такими же ставнями.

Особенно интересны старинные, двустворчатые двери под колокольней (1 ар. 15

в. х3 ар. 2 в.). Они сделаны так: “на котельное железо в 1/16 дюйма

толщиной приклепаны поперечные и продольные полосы с рамой из полосового

железа в 2 1/2 дм. ширины и в 1/4 дм. толщины. В образовавшихся промежутках

приклепаны из котельного же железа кресты с завитками по концам, как видно

из разреза. Чтобы удобнее образовать закрой при створе обеих половинок

двери, поперечные полосы железа расположены таким образом, что не стыкаются

между собой, а концы железных полос одной половины помещаются между концами

полос другой половины. Концы эти прикрываются средней полосой железа того

же размера, приклепанной к концам поперечных полос одной из половинок

двери; эта полоса усеяна заклепками и мелкими крестиками. Неправильность же

разбивки поперечных полос мастер, видимо, старался замаскировать

заклепками, которые на обеих створах расположены различно”.

Иконостас церкви высокий, в несколько ярусов, имеет старинную форму, хотя

отделка и детали нового времени. Иконы в византийском стиле. Из икон

выделяются: 1)икона Господа Саваофа над царскими вратами. Это

художественное произведение вывезено купцом Беловым (Белоглазовым) из

Италии, где куплено за большую сумму денег. 2) Довольно большой складень с

орнаментированными железными петлями; в средине изображение св. Харлампия с

надписью славянскими буквами 1698 г. 3) В иконостасе Введенского придела

икона архид. Стефана, по-видимому, перешедшая из прежних деревянных храмов.

По мнению некоторых, живопись и рисунок XVI в. 4) Икона Владимирской

Богоматери, спасенная на пожаре в половине XVII в. 5) Икона св. Николая.

Две последних особочтимые. 6) На паперти интересна древняя икона второго

пришествия.

Из других предметов: 1) Евангелие, печатанное при патр. Иоакиме и царе

Федоре Алексеевиче в 1691 году. 2) Древний чугунный раскрашенный крест,

врезанный в деревянный и поставленный за престолом придела. На этом кресте

кругом распятия очень примитивно изображено затмение солнца и луны, голова

Адама и пр. А на верхней части Господь Саваоф.

В конце XVII в. (1687 г.) при Воскресенской церкви существовала богадельня4

на 12 человек, которые получали денежное царское жалованье по рублю на

человека, а за хлеб деньгами из таможенных доходов.

На Воскресенскую улицу выходит усадьба казенного реального училища5,

которое расположено в Воскресенском переулке. Своим возникновением оно

обязано желанию местных городских и земских деятелей иметь в Калуге среднее

учебное заведение с реальным курсом. Главными жертвователями были потом,

почет. гражд. Г.П. Пестиков и Ф.И. Коровин и купец Н.П. Масленников,

которые на учреждение училища внесли 25 тыс. руб. Училище было открыто в

начале 1875—1876 учебного рода в составе двух классов III и IV. Потом оно

постепенно пополнялось сначала старшими, а потом и младшими классами. В

1878 г. был открыт второй, а через год – дополнительный класс, заключавший

до 1893—1894 гг. два технических отделения, а затем одно общее. Первый

класс был открыт в 1882 г., а приготовительный — с 1890 г. Через 10 лет, с

1900 г. в училище стали открываться параллельные отделения, и в настоящее

время в училище двойной комплект во всех классах. В первый год в училище

было 39 учеников, и число их увеличивалось медленно; только через 15 лет в

нем было 150 человек. Но с начала XX в. число их быстро возрастает, и в

настоящее время их 535. В течение 30 лет расходы училища были около 1 млн.

руб., из коих от казначейства поступило 258 тыс. руб. Бюджет 1911 года был

57.883 руб. Из питомцев училища известен беллетрист Б. Зайцев (род. 29 янв.

1881 г.), поступивший из гимназии с 1894 г. в IV класс и окончивший училище

в 1898 г.

Рядом с Воскресенской церковью поместилось городское четырехклассное

училище, преобразованное из уездного училища, основанного в 1801 г. На

Воскресенской улице с 1911 г. находится и Контрольная Палата6, а близ

последней — церковь во имя св. Георгия победоносца “за лавками”.

Егорьевская сотня, названная так по церкви, упоминается уже в 1617 г. в

писцовой книге Бегичева и Пчелина. “На Егорьевской на церковной земли за

лавками”, говорится в книге. В описи 1626 г. церковь Георгиевская значится

в “старом остроге об одном верху”. В той же описи рядом с этой церковью

показана церковь Петропавловская с приделами влмч. Георгия и Бориса и

Глеба. В описи 1685 г. последняя церковь не значится, но в память о ней в

двух ближайших к ней церквах освящены два придела: в Георгиевской во имя

Петра и Павла, а в Николо-Слободской во имя Бориса и Глеба. Настоящая

каменная церковь построена в 1700 г. и перестроена в 1755 г. после пожара

1754 г. Другой придел в ней во имя Корсунской иконы Божией Матери сооружен

в 1800 г.

Настоящая и алтарь архитектуры XVII в. Храм (главный) в виде куба с

трехабсидным алтарем. Кровля четырехскатная увенчана пятью главами, которые

сгруппированы “купой” в центре крыши, а не поставлены по краям, как это

было в XVIII в. Форма глав древняя, совершенно шарообразная; ранее они были

крыты чешуей. На трибунах глав видны остатки прежних украшений в виде

легкого фриза и колонок. Храм в верхней части богато орнаментирован

узорами, как это встречается часто в храмах Московской области XVII в.

Карниз и фриз представляют образчики воссоздания из извести деревянных

резных украшений, так употребительных в старинных деревянных постройках.

Большие окна с типичными наличниками XVII в. из колонок с перехватами и с

закруглениями вверху, с крестом посредине. Трапеза храма с фронтонами, края

которых испещрены зубцами. Под фронтоном пилястры с ионической волютой; над

окнами диски.

Колокольня четырехъярусная, постепенно суживающаяся кверху; второй и третий

ярус равные восьмигранные; по углам поставлено по две дорические колонны, с

4 яруса начинается суженный восьмигранник с одной колонкой на каждом углу;

4 стороны этого восьмигранника уже 4 других, выведенных полукругом с

голосником в каждом. Над этим восьмигранником еще меньший, глухой

восьмигранник с тонкими колонками и полукругом на более широких сторонах.

Наконец, четырехугольная шейка (трибун) сквозная с маленьким яблоком и

крестом. Вход в церковь с портиком на парных колоннах с коринфской

капителью и с зубчиками по краям фронтона. Над входом и по сторонам его на

целле священные изображения.

По левую сторону колокольни, в общем корпусе находится древняя часовня с

большим крестом, поставленным посредине на пьедестале, и небольшим

иконостасом с образами старинной иконописи. Эта часовня прежде составляла

отдельное здание и находилась рядом с колокольней; при позднейших

перестройках она была соединена с общим корпусом.

Иконостас в храме новый, но живопись икон XVIII в., а, может быть, и ранее.

Стенная живопись нового времени. В главной церкви существуют хоры. Из икон

замечательны: 1) В иконостасе главного храма икона св. Георгия Победоносца

с ризой старинной работы; 2) На левом клиросе икона св. Николая с житием —

древняя. 3) В трапезе икона св. мч. Гурия, Самона и Авива. 4) Икона

Корсунской Божией Матери, очень чтимая и интересная в археологическом

отношении. 5) Древний крест в часовне, распятие на котором написано

торжественно на обеих сторонах.

Воскресенская улица выходит на Ильинскую, прямо к церкви во имя пророка

Илии7. Точные сведения об этой церкви не восходят ранее 1626 г. Она

называется, “что за кузницами”, потому что в XVII и XVIII в. около нее был

кузнечный ряд. По описи 1626 г., она значится “да за острогом же, в старом

остроге”, “древяна, клетцки”. Около нее стояли крепостные проезжие ворота,

башня от которых была еще в начале XVIII в. Во время пожара 1622 г. храм,

вероятно, сгорел, и, по преданию, из него были спасены только храмовая

икона св. Илии пророка, икона мч. Конона и две иконы Богоматери Толгская и

Боголюбская. По описи 1685 г., Ильинский храм строился каменным и, по-

видимому, в 1687 г. уже был готов. Он был одноэтажным, а верхний

деревянный, по преданию, пристроили в первой четверти XVIII в. Колокольня

построена во второй половине XVIII в. Во время знаменитого пожара 1754 г.

(“Одигитриевский”) Ильинская церковь сгорела прежде других, так как и

загорелось-то “близ церкви Илии Пророка, у старого кузнечного ряда, бывшего

неподалеку от красных рядов и кружечного (питейного) двора к Ильинской

церкви, у черепичного заводчика Кушинникова, в Жорином пер.”8 После этого

пожара Ильинская церковь была возобновлена и перестроена в 1754 г. купцом

Карасевым в двухэтажную каменную одноглавую (вместо пятиглавой?) с тремя

престолами.

Длина церкви с колокольней 14 с., ширина 4 с. 1 арш. Вдоль северной стены

храма тянется открытая с боков галерея, крыша которой поддерживается 4-мя

колоннами с капителями ионического стиля; колонны соединены внизу тремя

арками, под средней из коих помещается часовня. Храм в виде четырехгранного

квадрата, с тремя окнами с каждой стороны; крыт круглым шатром с круглым

барабаном и грушевидной главой, усеянной звездами. Алтарь трехабсидный

(слабо намечены абсиды).

Колокольня четырехгранная, двухъярусная, “итальянской” архитектуры. Над

сквозными пролетами второго яруса расположены кокошники, в средине которых

круглые сквозные окна — голосники, заставленные писанными на жести

образами. Над крышею колокольни удлиненный трибун с главой.

Стена храма, в галерее, расписана событиями из жизни святых; одна картина

представляет крестный ход вокруг Московского кремля.

С восточной стороны храма устроена в 1847 г. каменная ограда, забранная

деревянными решетками.

Нижняя церковь во имя прор. Илии с приделом во имя иконы “Взыскание

Погибших”. Стены в нем толстые, около 2 арш.; в передней части арка

выведена неправильно; в алтаре глубокие котловые своды. Церковь расписана в

1861 г., и в 1896 г. живопись поновлена. Придел сооружен в 1861 г. усердием

Чистоклетовых.

В нижнем храме над аркой пролета для царских врат находится деисус, который

имеет еще изображение Николая Чудотворца рядом с Предтечей. Это одна из

старинных икон храма; А.И. Успенский относит ее к XVI в.

Иконостас храма XIX в.; прежние царские врата хранятся в кладовой храма. В

иконостасе обращает внимание большой искусной иконописи образ Рождества

Христова. “Вместо обычной пещеры на этом образе представлено высокое

бревенчатое здание, внутри которого внизу пред младенцем в яслях

Богоматерь, Иосиф, 2 пастыря и два коленопреклоненных ангела. Сзади этой

группы у яслей стоит взнузданный конь с волом. Кроме бревенчатого здания,

на заднем плане иконы изображены другие здания, стоящие вдалеке на высокой

горе, где видны и волхвы, приближающиеся на конях”. Также редки по сюжету

иконы: “Видение лествицы”, “Исцеление расслабленного” и Благовещение. Есть

и крест с частицами мощей святых, иконы из кипарисового дерева — св.

Власия, Сильвестра с частицами мощей.

Храмовый образ пр. Илии относят к XVI в.; его чтут и старообрядцы. Образ (1

1/2х1 1/4 ар.) в сребровызолоченной ризе (1853). Пророк изображен сидящим

на камне с посохом, в хитоне и в верхней одежде из козьих кож. В верхнем

углу иконы поясные изображения св. Василия и Анастасия. Полагают, что это

христианские имена строителей храма. Предание приписывает образ кн.

Симеону.

Верхний храм холодный во имя Казанской иконы Богоматери. Он также расписан

живописью византийского стиля; сюжеты взяты из жизни прор. Илии и других

пророков. Картины же шатровых сводов изображают “страсти Господни” и служат

как бы дополнением к иконостасу, пятым его “страстным” ярусом, бывавшим в

иконостасах старинных храмов. Живопись в алтаре 1840 г., а в трапезе 1855

г. (В трапезе в 1833 г. обрушились своды и тогда же исправлены).

Иконостас этого храма сооружен, по-видимому, в 1760 г., как свидетельствует

надпись на мече арх. Михаила, изображенного на северной двери. Это второй

иконостас; несколько же старых икон прежнего иконостаса хранятся в

церковной кладовой. Иконостас в 1865 г. решили промыть, но сделано это было

так неумело, что иконопись попортилась, первоначальный колорит красок

исчез, на иконах оказались продольные полосы, образовавшиеся от едких

жидкостей промывальщиков. Иконостас четырехъярусный. В праздничном ярусе

иконостаса заслуживает внимания икона Рождества Христова с бабкой-

повитухой; сюжет заимствован из апокрифического евангелия. На образе

Преображения имеется иконографическая особенность: со стороны Моисея

изображен гроб в виде четырехугольного ящика. Храмовый образ Казанской

иконы Богоматери за правым клиросом написан на кипарисной доске с

углублением с лицевой стороны, что позволяет отнести икону к XVII в. Иконы

Богоматери Толгская и Боголюбская XVII в. и являются местночтимыми.

Старинный образ “Знамения Богоматери”, стоявший некогда на башне крепостных

ворот (7х5 в.) вставлен в складень, помещенный под иконостасом, у северной

стены храма. На складне изображения апостолов и Богородицы. На Тихвинской

иконе Богоматери имеется привесок кипарисный крест-мощевик, который может

быть признан не позже XVIII в. Запрестольные иконы — “Сошествие в ад” и

икона с двусторонним изображением Одигитрии и Николая чудотв. с темными

ликами относятся к старине, не позже конца XVII в.; писаны на досках с

углублениями.

Из евангелий есть одно, напечатанное в 7141 г. (1633 г.) и другое 1758.

Последнее интересно гравюрами евангелистов пред каждым из четвероевангелии

и четверостишиями под гравюрами.

В ризнице хранится пентикостарий, или пятидесятница 1670 г. Москов. печ.

Возле Ильинской церкви вниз, стоит Казанский девичий монастырь9. Он основан

в царствование Михаила Федоровича Романова, не ранее 1626 г., так как в

описи Плещеева он не значится. В 1653—1654 гг. он уже существовал. В одной

из челобитных игуменья Маремьяна Пальчикова говорит, что “иконы, книги,

ризы, епитрахили” и пр.— все было пожертвовано в царствование Михаила

Федоровича. Вероятно, он основан в 30-х гг. XVII в10. По описи Полуэктова

1685 г., монастырская церковь показана уже каменной. В “Топографических

известиях” (1772, материалы 60-х гг.) церковь значится перестроенной в 1726

г. двумя калужскими купцами. Церковь была одноглавая, с небольшим сквозным

фонарем, по плану квадратная. В 1827 г. пристроена трапеза с двумя

приделами; приблизительно в то же время построена и колокольня. В начале XX

в. сооружен на месте прежнего новый храм. трехпрестольный, который освящен

6 июля 1903 г.

Стиль здания — византийский с пятью куполами, из коих средний 11 арш. в

диаметре. Купол поддерживается четырьмя столбами; арки высокие. На западной

стороне — хоры. Иконостас — четырехъярусный, живопись — современная.

Из достопримечательностей отметим икону пр. Зосимы и Савватия Соловецких, с

надписью 1685 г. и с изображением церковных построек Соловецкого монастыря;

2) перила церковных клиросов с изображениями сивилл и с надписями. 3) В

архиве монастыря хранится несколько столбцов (нам известно до 30) XVII в.,

которые впрочем, частью изданы г. Зинченко (Правосл. Обозр. 1885 г.).

От Ильинской церкви на восток идет Богоявленская улица11, которая в XVIII

в. называлась Спасской12 и тянулась от Березуйского оврага вплоть до

Тульской заставы через весь город. На Богоявленской, почти на углу

Черновского проулка находится лютеранская церковь13. Это маленькое здание,

построенное в 1863 г. на том месте, где был первоначально детский приют.

Лютеранская церковная община невелика; в ней всего около 100 человек.

Примечательного в “Kirche” ничего нет.

Рядом с ней находится железнодорожное техническое училище14, построенное

тоже в доме, принадлежавшем детскому приюту, поступившем к нему от помещика

Чернова. В 1879 г. он был куплен за 10 тыс. руб. под открываемое училище.

Преподавание в этом учебном заведении направлено к образованию техников для

железнодорожной службы. Курс трехлетний, по окончании которого требуется

двухлетняя железнодорожная практика. Принимаются по экзамену лица от 14 до

18 лет, прошедшие курс двухклассных сельских (5 летн. курс), уездных

городских и двухклассных церковноприходских училищ. Плата — 10 руб. в год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ