Социально-культурный сервис и туризм (шпаргалка)
международного туризма:
. 50-е гг. - период восстановления послевоенной Европы и Юго-
Восточной Азии, развития авто- и авиатранспорта, начала
систематизации сбора данных по туризму в мировом масштабе;
. 70-е гг. - период устоявшихся тенденций к миру и стабильности в
большей части государств, разрешения социально-политических
конфликтов, поисков новых форм взаимоотношений стран
социалистической и капиталистической направленности, начала
неуклонного развития туристских контактов этих стран;
. 90-е гг. - период высоких технологий индустрии туризма, развития
крупных транснациональных корпораций, гостиничных цепей и
предприятий питания в странах с благоприятной для развития
туризма обстановкой.
Таким образом, развитию международного туризма XX в. способствовали
политические, экономические, технические, культурологические и социальные
факторы (как внутренние, так и внешние). Интенсивное развитие туризма
отмечалось в странах с благоприятной внутренней и внешней политикой,
устойчивым экономическим потенциалом, достаточным уровнем культуры и
социальной поддержки граждан. Следует отметить, что существенное
положительное влияние на рост международных туристских обменов оказали
развитие транспорта, повышение его комфортабельности при доступных ценах, а
'также развитие средств информации и коммуникации.
45. История туризма в России до 1917 г.
Просветительский период (до 90-х гг. XIX в.)
В Русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными,
торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в.
посетила Византию. По мнению историка С. М. Соловьева, важнейшими
причинами, побудившими ее совершить путешествие, были «любопытство
посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, так как «возвышался тот,
кто был в Константинополе». К наиболее ранним путешествиям относятся также
перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за ее
пределами (Константинополь, Астраханское государство, Византия, Великий
шелковый путь).
Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. В начале
XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим
(после путешествия вошел в историю как Даниил-паломник). Он описал все, что
видел своими глазами, тем самым положив начало религиозным описаниям -
«хождениям». Несмотря на то, что подобные путешествия имели преимущественно
религиозную цель, они несли в себе большой познавательный потенциал.
Рассказы, описания религиозных путешествий содержали в себе сведения о
природе, культуре и быте разных стран и народов. В патриархальной России
при практически полной неграмотности большинства населения ценность
паломничеств как источников разнообразных знаний была актуальна вплоть до
XIX в. Основными местами паломничества за границу были Палестина,
Иерусалим, гора Афон. По русским землям - Сергиев Посад, Оптина пустынь,
Коренная пустынь и другие монастыри в европейской части страны.
В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые
веяния западной культуры постепенно проникали в русский патриархальный быт,
практикуются поездки за границу с целью приобретения знаний, для расширения
своего познавательного кругозора. Пример показал сам царь Петр I, совершив
путешествие в составе Великого московского посольства в страны Западной
Европы. Это произошло в 1697-1699 гг. С тех пор путешествия познавательного
характера становятся одним из распространенных видов туризма в России.
Путешествия, связанные с изучением разных сторон жизни Западно-Европейских
стран, оказали значительное влияние на развитие русской культуры. Одним из
результатов этого влияния стало обязательное изучение дворянами иностранных
языков: при Петре I - немецкого, голландского; позже - французского.
Большой любительницей путешествий была Екатерина II. В сопровождении свиты,
вместе с иностранными послами она пересекла всю Западную часть империи,
проплыла по Днепру, осмотрела города Херсон и Севастополь. Совершали
путешествия и другие представители царской фамилии. Каждый дворянин также
имел право уехать за границу и вернуться в любое время. Павел I вместе с
супругой под именем графов Северных путешествовали в течение года и двух
месяцев, побывали во многих немецких городах, посетили Австрию, Нидерланды,
Францию, Италию.
Таким образом, первые путешествия, совершаемые в основном с утилитарными,
познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных
перемещений, способствовали распространению географических знаний о
странах, а также знакомству с достижениями культуры разных народов.
Уже в XVIII в. были предприняты первые попытки организации путешествий за
границу для всех желающих. Иностранец Вениамин Генш в 1777 г. выпустил
несколько страниц приложения к газете «Московские ведомости», в которых
представил «План предпринимаемого путешествия в чужие края». Это было
первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной
Европы, организацию которой брал на себя составитель плана. В. Генш
принадлежал к числу хорошо образованных людей своего времени, неоднократно
сам совершал путешествия в европейские государства и понял их важную
познавательную ценность. В соответствии с Планом предусматривалась поездка
группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских
университетов, затем проезд по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию
и Францию, для ознакомления с искусством этих стран и фабричным делом.
Условия путешествия оговаривались в специальном контракте.
Со второй половины XVIII в. используются экскурсии в школьном обучении
педагогами Н. И. Новиковым, Ф. И. Янковичем, В. Ф. Зуевым и др.
Основным препятствием для путешествий XVIII – начала XIX в. по России
были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути
(гостиниц, трактиров, станций для смены или отдыха лошадей). Возможность
заграничных путешествий была ограничена в материальном отношении даже для
высшего сословия. В 20-е гг. XIX в. заграничный паспорт стоил 500 руб.
серебром, помимо этого разрешение на выезд нужно было получить у императора
лично, выезд разрешался только для лечения или совершения коммерческих
сделок. Но уже в 50-е гг. порядок выезда либерализовался, и к концу XIX в.
география путешествий состоятельных дворян распространилась по всем странам
Европы: Италия, Швейцария, Германия, Швеция и другие страны, привлекавшие
россиян. В начале
XX в. стоимость путешествий становится гораздо меньше, что расширяет круг
возможностей для людей с достатком несколько выше среднего. В конце XIX -
начале XX в. русские составляли значительную часть отдыхающих на
французских морских курортах (Лазурный берег и побережье Атлантики).
Туристский бизнес в этих местах был ориентирован на русских туристов:
открывались «русские пансионы», содержателями которых, как правило, были
люди русского происхождения.
Поездки для лечения внутри страны стали практиковаться с XVIII в. Ездили
к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной целью. Так, 20
марта 1719 г. Петром I был издан указ об открытии в Карелии курорта
«Марциальные воды». Это послужило началом изучения лечебных свойств
минеральных источников и распространения путешествий с целью лечения и
оздоровления. Возникают бальнеологические[1] курорты в Старой Руссе,
Кашине, недалеко от Самары (Сергиевские Минеральные Воды), Липецкий
бальнеологический и грязевый курорт, курорты Ялты, Кавказских Минеральных
Вод. В 1863 г. группа ученых основала Российское бальнеологическое общество
с целью изучения и использования целебных свойств источников и грязей.
В XVIII в. появляются первые путеводители по Петербургу и Москве, в XIX
в. - по другим крупным городам России, европейским столицам. С 1888 г.
открывается специальное издательство для публикации путеводителей.
Начиная с XIX в. экскурсии, походы, путешествия стали применяться как
способ обучения в школьном, специальном и высшем образовании, а также для
сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах
России.
Развитие науки, изобретения в области техники, появление железных дорог,
пароходов - все это способствовало быстрому распространению как внутренних,
так и внешних поездок с разными целями.
В 1881 г. после того, как паломничество в Святую палестинскую землю
совершили великие князья, император Александр III подписал указ о создании
Императорского православного палестинского общества. Эта общественная
организация приобретала недвижимость на Ближнем Востоке и организовывала
путешествия в Святую землю.
Таким образом, туризм в просветительский период развивался в следующих
направлениях:
• паломнические путешествия;
• поездки с целью лечения и оздоровления;
• индивидуальные путешествия познавательного характера;
• путешествия экскурсионного характера с просветительско-познавательной
целью для учащихся начальной, средне-специальной и высшей школ.
Основные направления развития туризма носили познавательно-рекреационный
характер; в значительной мере содействовали просвещению и духовному
обогащению разных слоев российского населения, способствовали познанию
отечества и формированию национального самосознания.
Предпринимательский период (1890-1917 гг.)
Зарождение организованного туризма относится к началу 1890-х гг. Именно
тогда появляются общества туристской направленности: Общество любителей
естествознания (ОЛЕ), Крымский горный клуб, Кавказский горный клуб, Кружок
любителей горного спорта и крымских гор, Предприятие для общественных
путешествий во все страны света Липсона и др. В курортных местах Крыма и
Кавказа за небольшую плату членам обществ и клубов стали предлагаться
непродолжительные путешествия познавательного характера. Основатели обществ
заложили прочный фундамент развития туризма в России. Сначала это были
пешеходные экскурсии, а затем экскурсии с использованием транспорта.
Передвижение осуществлялось лошадьми, запряженными в телеги. Со временем
телеги заменили «линейками» - повозками на рессорах, что создавало больше
удобств. Когда появились пароходы, стали практиковаться путешествия по
воде. В 1913 г. в круизах участвовало 10 млн пассажиров. В 1914 г. были
построены два самых больших теплохода того времени - «Великая княжна Ольга
Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». В Крыму и на Кавказе
сформировались курорты, где сосредоточились рекреационные виды туризма. К
1913 г. в России работало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Началось
формирование туристского бизнеса, т. е. появление предприятий,
специализирующихся на обслуживании туристов, как-то: гостиницы, кафе,
рестораны и специальные магазины. В Сочи был сооружен комплекс «Кавказская
Ривьера», куда входили 4 гостиницы на 360 номеров и концертный зал на 600
мест, оборудованный пляж, корты, автомобили, лечебный корпус. В крупных
городах России строились первоклассные гостиницы («Националь» и «Метрополь»
- в Москве, «Европейская» и «Астория» - в Санкт-Петербурге»). Этот период
развития туризма в России также характерен становлением экскурсионного
обслуживания.
Широкую деятельность по развитию туризма осуществляло Российское общество
туристов, образованное на основе Общества велосипедистов-туристов (ОВТ).
ОВТ (другое название Русский турингклуб) появилось в 1895 г. Сначала клуб
был создан с .целью развития велосипедного туризма в России, впоследствии
его деятельность была связана с развитием разных видов российского туризма.
Общество издавало журнал «Велосипед», который рассматривало «как пробный
камень развития туризма в России». С 21 мая 1895 г. журнал стал официальным
органом ОВТ. Впоследствии журнал был переименован в «Русский турист».
Общество велосипедистов-туристов имело устав, издавало путеводители,
занималось разработкой карты дорог Российской империи, установлением связей
с туристскими организациями в городах России и странах Европы.
Руководство ОВТ заключало договоры с владельцами гостиниц, где члены
общества могли останавливаться на льготных условиях Была разработана
специальная ведомость, в которой указывались полные адреса гостиниц,
сведения о владельцах, информация о сдаваемых помещениях и ценах. К 1900 г.
было учреждено 14 комитетов ОВТ по России, открыты представительства в 135
русских городах, а также за границей - в Брюсселе, Вене Женеве Лондоне,
Гарлеме, Милане, Мюнхене и Париже. Были заключены дружеские договоры с 12
заграничными туристскими обществами Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США
и других стран. С гостиницами и ресторанами этих стран также заключались
договоры на льготное обслуживание. В начале XX в число россиян, выезжавших
за границу с туристскими целями, ежегодно возрастало до начала первой
мировой войны.
Весной 1900 г. на Мюнхенской международной спортивной выставке ОВТ было
награждено золотой медалью за большие заслуги в развитии туризма. В 1901 г.
на базе ОВТ создается единое Российское общество туристов (РОТ). Члены
общества прокладывали туристские маршруты, передвигаясь не только пешком но
и на велосипедах, лошадях, лыжах, участвовали в байдарочных и парусных
заплывах. Было совершено даже первое кругосветное путешествие на велосипеде
Анисимом Панкратовым. Оно длилось с 30 декабря 1911 г. по 28 июня 1913г.
Таким образом, предпринимательский период в истории российского туризма
характеризовался, с одной стороны, познавательно-экскурсионной
направленностью, а с другой - становлением и развитием разных видов
спортивного туризма. Туризм как сфера обслуживания и отрасль экономики
только начинал формироваться и носил в основном либо элитный характер, либо
просветительско-пропагандистский. Главной целью туризма было просвещение
широких масс российского населения с помощью экскурсий и путешествий.
Наряду с этим формируется база для элитного отдыха и оздоровления, а также
рынок элитного выездного туризма. Этот период охватывает и 1922-1928 гг
когда в Советской России была введена новая экономическая политика - НЭП. В
это время создаются организации коммерческого характера, предлагающие для
платежеспособного населения Москвы, Петербурга и других крупных городов
России путешествия и экскурсии познавательной направленности а также отдых
в Крыму и на Кавказе. В 1925-1928 гг. функционировало государственное
акционерное общество «Советский турист» (ГАО «Совтур»), которое
организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путевкам.
Короткий период предпринимательства характеризовался созданием мелких и
средних коммерческих предприятий туристской направленности. Туристский
продукт носил в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный
характер. Отличительными чертами предпринимательского периода в развитии
российского туризма можно считать начало формирования рынка туристских
услуг и элитность их потребления.
Предпринимательский период характеризуется следующими тенденциями:
. создается туристская инфраструктура: рестораны, гостиницы,
транспортная сеть;
. формируется туристский рынок, в котором прослеживаются два
основных сегмента: элитный туризм для состоятельных слоев и
экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;
. появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании,
клубы, общества.
46. 47. Особенности развития т-ма в России (советский и переходный
период).
Организационно-централизованный период (1930-1970 гг.)
В 1928 г. Российское общество туристов было реорганизовано в Общество
пролетарского туризма, а в 1930 г. было создано Всесоюзное добровольное
общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В него вошли все
организации по туризму, объединившие в своих рядах около 75 тыс. чел. Таким
образом была установлена государственная монополия в российском туризме.
Общество имело четкую организационную структуру, в состав которой входили
ячейки, созданные на промышленных предприятиях, в учебных организациях,
колхозах. Во всех республиках работали филиалы общества. В Красной Армии
туризм использовался как средство воспитания патриотизма и в качестве
военно-спортивной подготовки. Особое распространение получил пешеходный и
лыжный туризм. Для военнослужащих также организовывались поездки
познавательного характера по местам гражданской войны, в Крым, на Кавказ, в
Москву и Ленинград.
В 1929 г. основывается Всесоюзное акционерное общество «Интурист» (ВАО
«Интурист»), что было связано с началом развития иностранного туризма и
упорядочением приема зарубежных гостей. В 1931 г. для размещения
иностранных туристов было создано Всесоюзное акционерное общество «Отель»
(ВАО «Отель»). В ведении общества находились 17 отелей в разных городах
страны. До 1941 г. было принято около 100 тыс. иностранных туристов.
К началу 30-х гг. экскурсионный и спортивный туризм становится массовым
явлением, в нем принимают участие около 500 тыс. граждан. В то же время в
туристском движении возникает ряд проблем, обусловленных слабой материально-
технической базой и нехваткой квалифицированных специалистов. Для успешного
решения проблем при ВЦСПС вместо ликвидированного в 1936 г. Общества
пролетарского туризма и экскурсий создается Центральное туристско-
экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС), в ведении которого находились
материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения.
Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался
Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная
секция туризма. В 1939 г. создаются добровольные альпинистские организации
военно-спортивной направленности, из которых в годы Великой Отечественной
войны формировались специальные отряды. В 1940 г. вводятся туристские
звания, за особые заслуги туристы награждаются значком «Турист СССР».
К 1939 г. в СССР была создана курортная индустрия, располагавшая 1828
санаториями и 1270 домами отдыха. В период Великой Отечественной войны
деятельность ТЭУ ВЦСПС была приостановлена и возобновлена только в 1945 г.
В 1956 г. число туристских баз достигло 109, всего было обслужено 179,3
тыс. туристов и 2,4 млн экскурсантов, реализовано услуг на 17,8 млн руб. В
последующие годы число туристских баз увеличилось до 222. В послевоенные
годы получил широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и
детский туризм. В 1950-60-е гг. проводились всесоюзные детские экспедиции
по спортивному туризму. Начиная с 1960-х гг. получает распространение
туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организуются
железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране
развивались при поддержке государства и профсоюзов. С целью развития
международного молодежного туризма в июне 1958 г. создается Бюро
международного молодежного туризма «Спутник». Бюро занималось вопросами
обмена молодежными группами СССР с другими странами. Однако в период 1960-
70-х гг. в зарубежные поездки выезжало лишь 0,4 % граждан СССР.
В 1960 г. создается Центральный совет по управлению курортами и туризму
ВЦСПС, в 1969 г. - Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Оба
совета руководили республиканскими, краевыми и областными советами.
Основные черты организационно-централизованного периода:
. развитие социального туризма;
. создание материальной базы для рекреационного туризма (дома
отдыха, санатории, пионерские лагеря);
. развитие семейного, самодеятельного и спортивного туризма;
. лимитирование внешнего (выездного) туризма.
Административно-нормативный период (1970-1990 гг.)
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии с планами,
выполнение которых было обязательно. Планы разрабатывались на длительные
сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные
показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской
индустрии и обслуживания, подлежали жесткому контролю.
Данный период характеризуется дальнейшим развитием социального туризма.
Туризм используется также как средство воспитательного воздействия на
молодое поколение. Так, например, в 1970-х гг. проводились всесоюзные
походы и экспедиции школьников и молодежи. Целями таких массовых туристских
мероприятий были воспитание патриотизма и экскурсионно-краеведческая
работа, спортивная тренировка и закалка. Важную роль в развитии детского и
школьного туризма в 1970-80-х гг. играли Центральная детская туристско-
экскурсионная станция и Управление дальних путешествий Министерства
просвещения СССР.
В период 1980-х и до 1992 г. растет материально-техническая база
лечебно-оздоровительного туризма, появляются новые гостиничные
комплексы в крупных городах страны, получают распространение новые
виды обслуживания — семейный отдых и курсовочное лечение. При
курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах
частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в
санатории. Было хорошо развито экскурсионное обслуживание,
осуществляемое сетью экскурсионных бюро (по стране их действовало
свыше 900), и рекреационное - на базе санаториев и домов отдыха. В
1985 г. туристские организации предоставили обслуживание 38 млн
человек, экскурсионные - 210 млн. Наиболее высокие темпы ежегодного
роста иностранного туризма в СССР (10 % при среднемировом показателе
- 5-6 %) приходятся на период 1976-80 гг.
Основные черты административно-нормативного периода:
. развитие туризма в условиях жесткого нормирования и
планирования;
. расширение географии туризма (Сибирь, Дальний Восток);
. концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных
территориально-климатических зонах;
. распространение новых форм обслуживания (семейный отдых,
курсовочное лечение);
. формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы
социального и самодеятельного туризма;
. создание научной основы изучения туризма;
. рост показателей иностранного туризма.
Переходный период (с 1990 г.)
Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от
административного регулирования туризма к экономическому стимулированию,
основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства
и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности.
Для переходного периода характерны следующие тенденции:
. переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские
предприятия становятся собственностью разных владельцев);
. формирование туристского рынка на основе новых законов;
. использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе
новых экономических и правовых отношений;
. изменение характера спроса в связи с появлением новых видов
туристских услуг (выездные шоп-туры - поездки с целью
. оптовых закупок, развлекательные, приключенческие туры, изучение
языка и т. д.);
. невостребованность материальной базы туризма (гостиницы,
пансионаты, дома отдыха);
. возникновение большого числа малых и средних туристских
предприятий;
. рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью
шопинга.
В 2000 г. развитие туризма в РФ характеризовалось следующими
направлениями:
. дальнейшее развитие туристского рынка; » совершенствование
соответствующей законодательной базы;
. освоение новых технологий в гостиничном бизнесе;
. разработка новых видов туристского продукта; » использование
компьютерных систем бронирования и резервирования;
. развитие образовательной и научной базы туризма; » создание
российских туристских обществ;
. появление монопольных структур на российском туристском рынке;
. совместное ведение бизнеса с иностранными фирмами;
. активизация продвижения туристского продукта на рынке.
46. Особенности развития туризма (советский период).
Существует 5 периодов развития туризма в России:
1. Просветительский (до 90-х гг.19 века)
2. Предпринимательский (1890 – 1917)
3. Организационно – централизованный (1930 – 1970)
4. Административно – нормативный (1970 – 1990)
5. Переходный (с 1990)
К советскому периоду относятся 3 и 4 периоды
Организационно – централизованный:
Основные черты:
- развитие социального т.
- создание материально-технической базы для рекреационного т. (дома
отдыха, санатории, пионерские лагеря)
- развитие семейного, самодеятельного и спортивного т.
- лимитирование внешнего (выездного) т.
1930 – создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и
экскурсии (ОПТЭ). В него вошли все организации по туризму (75 тыс. чел).
Таким образом была установлена государственная монополия в т. Общество
имело четкую организационную структуру (ячейки на промышленных
предприятиях, учеб-х орган-ях, колхозах).
Особое распространение получил пешеходный и лыжный т.
1929 – основано Всесоюзное акционерное общество «Интурист», что связано с
началом развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных
гостей. Строятся отели, до 1941 принято 100 тыс. иностранцев.
Начало 30-х – развивается экскурсионный и спортивный туризм. Для решения
проблем с материально-технической базой и нехваткой квалифицированных
специалистов создается на месте ОПТЭ Центральное туристко-экскурсионное
управление.
К 1939 в СССР создана курортная индустрия (1828 санаториев, 1270 домов
отдыха). В период ВОВ все развитие т. было приостановлено.
В 1956 – всего обслужено 179,3 тыс. туристов, 2,4 млн. экскурсантов,
реализовано услуг на 17,8 млн. руб.
В послевоенные годы получил широкое распространение спортивный,
самодеятельный, семейный и детский т. (детские экспедиции)
Начиная с 1960-х – распространение туристко-экскурсионного т.
1958 - создается Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Бюро
занималось вопросами обмена молодежными группами СССР с другими странами.
Административно – нормативный:
Основные черты:
- развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования
- расширение географии т. (Сибирь, Дальний Восток)
- концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных
территориально-климатических зонах
- распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное
лечение)
- формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и
самодеятельного т.
- создание научной основы изучения т.
- рост показателей иностранного т.
Развитие т. в этот период происходило в соответствии с планами (5-10 лет),
выполнение которых было обязательно, утверждались высшими органами по
туризму. Данный период харак-ся развитием соц.т. Т. используется как
воспитательное воздействие на молодое поколение (70-е всесоюзные походы,
экспедиции). Цель: воспитание патриотизма, экскурсионно-краеведческая
работа, спортивная тренировка и закалка.
70-е – 80-е – Центральная детская туристко-экскурсионная станция и
Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР.
80-е – 90-е – растет материально-техническая база, получают распространение
семейный отдых и курсовочное лечение (отдыхающие проживали в квартирах
частного сектора, лечения получали в санаториях).
Было хорошо развито экскурсионное обслуживание, наиболее высокие темпы
ежегодного роста иностранного т. приходится на 1976-80.
47. Особенности развития туризма в России (современный период).
Существует 5 периодов развития туризма в России:
6. Просветительский (до 90-х гг.19 века)
7. Предпринимательский (1890 – 1917)
8. Организационно – централизованный (1930 – 1970)
9. Административно – нормативный (1970 – 1990)
10. Переходный (с 1990)
Переходный период характеризуется переходом от административного
регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых
российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так
и связанных с тур деятельностью в частности.
Тенденции:
- переход от монопольного хозяйства к многоукладному (тур предприятия
становятся собственностью разных владельцев)
- формирование тур рынка на основе новых законов
- использование тур ресурсов в условиях рынка на основе новых
экономических и правовых отношений
- изменение хар-ра спроса в связи с появлением новых видов тур услуг
(шоп-туры, развлекательные, приключенческие, образовательные)
- невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты,
дома отдыха)
- возникновение большого числа малых и средних тур предприятий
- рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга
В 2000 развитие т. в РФ характеризовалось следующими направлениями:
- дальнейшее развитие тур рынка
- совершенствование соответствующей законодательной базы
- освоение новых технологий в гостиничном бизнесе
- разработка новых видов ту продукта
- использование компьютерных систем бронирования и резервирования
- развитие образовательной и научной базы туризма
- создание российских тур обществ
- появление монопольных структур на российском тур рынке
- совместное ведение бизнеса с иностранными фирмами
- активизация продвижения тур продукта на рынке
48. Понятие туристского продукта.
Турпродукт – комплексное понятие, которое охватывает 3 основных вида
возможных предприятий: тур, туристко-экскурсионная услуга и товары туристко-
сувенирного назначения.
Тур – первичная (обязательная) единица турпродукта, реализуемая
потребителю, как единое целое, является продуктом труда туроператора на
определенный маршрут и в конкретные сроки.
Обязательную программу туроператор оформляет в виде турпутевки или
ваучера, договора купли-продажи, т.е. документы, в которых гарантируется
все обязательное для турпредприятия и потребителя туруслуги.
Товары туристко-сувенирного назначения включают в себя специфическую
материальную часть турпродукта, куда входят туристкие карты, путеводители,
открытки, значки, буклеты, сувениры, турснаряжения (для активного способа
передвижения).
Неспецифическую часть турпродукта, куда входят товары, являющиеся
дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживания туриста.
Дополнительные туристко-экскурсионные услуги непредусмотренные
турпутевкой, доводимые до потребителя в режиме свободного времени
(дополнительное питание, внутри маршрутный транспорт, услуги гида и т.д.).
ВТО разработала 400 видов таких услуг. Эти услуги турист приобретает за
дополнительную плату.
Структура затрат туристов по элементам турпродукта:
- тур – 50%, - дополнительные услуги – 30%, - товары – 20%
Производство турпродукта нуждается в первичных ресурсах, которые в
экономической теории называются факторами производства (труд, капитал,
предпринимательство)
Производство – осуществление эффективных комбинаций, обеспечивающих
экономическое развитие, как турпредприятия, так и турбизнеса в целом.
В туризме как нигде нужны инновации.
49. Разработка тура.
Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке (внутри маршрутный
транспорт), питание, экскурсионные услуги, услуги годов-переводчиков и др,
предоставляемое потребителю в зависимости от цели путешествия.
Фундаментальная классификация – цель путешествия:
1. рекреационный
2. познавательный
3. спортивный
Мотивация:
1. туры лечение
2. спортивные туры
3. обучение
4. самовыражение и самоутверждение (приключенческие)
5. решение деловых проблем
6. развлечение и потребность в общении с людьми
7. повышение культурного уровня (познавательные, театральные)
При разработке тур продукта следует соблюдать главный принцип – цель
путешествия.
Технология разработки тура:
1. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей и
формирование тура)
- ПЭСТ анализ (политические, экономические, социальные,
технологические силы)
- ПНВУ (преимущества, недостатки, возможности, угрозы)
- Сегментация рынка (мотивация, цели) – «название тура»
2. География маршрута (перспективное планирование тура)
- выявление ресурсно-технического обеспечения тура (основные и
дополнительные объекты показа, транспорт, питание, размещение)
- тип маршрута (линейный, радиальный, кольцевой)
3. Договорный этап (заключение договоров с партнерами)
4. Информационно-методическое обеспечение тура
- составление карточки транспортного маршрута
- описание маршрута (вербальное описание, условия приема и
обслуживания)
- график движения по маршруту (расписание)
- документ условия приема и обслуживания туристов (условия о
размещении: какие номера, комнаты ли каюты, сколько человек
может проживать. санитарно-бытовое обслуживание – наличие
канализации, прачечных, душ или ванны в номерах; условия питания
: ресторан, кафе, буфет – адрес и отдаленность от места
проживания, план питания; программа туристко-экскурсионного,
культурно-досугового обслуживания: дни обслуживания, перечень
тем экскурсий и мероприятий, продолжительность экскурсий в
астрономических часах, стоимость экскурсий)
- карта-схема маршрута
- справочные материалы по маршруту
- различная информация для составления памятки для туристов,
выезжающих за границу, памятка для менеджера
- описание технологических особенностей тура (прививка от
СПИДа, малярии, азиатская гостиница, Диснейленд и т.д)
- памятки о сроках подачи заявок (на авиабилеты, проживание,
питание, скидки на группу)
- заявка бронирования тура (дата, № заказа, ответственное лицо,
название тура, информация о туристах русский и латинский
вариант, № заграничного и российского паспорта, транспорт,
время, рейс, класс, возможные изменения, страна, город, дата
прибытия и убытия, гостиница, название, класс, тип номеров,
питание, экскурсии)
5. Расчет стоимости путевок и выпуск к реализации (калькуляция)
- транспортные услуги
- бронирование билетов
- трансферы
- внутримаршрутный транспорт
- заработная плата
- отчисления во внебюджетный фонд
6. Продвижение тура на рынок (инструменты продвижения)
- реклама (каталоги, брошюры, наружная реклама, реклама в СМИ, в
пункте продажи)
- стимулирование продаж (различные материалы для прямой почты,
проспекты по конкретному направлению – метод поддержки)
- связи с общественностью (оформление пресс-релизов и публикаций
отдаются в информационные службы, комитеты)
- пресс-конференции и пресс демонстрации
- иллюстративные рассказы с описанием – имидживая статья
- презентации
- ознакомительные туры
- выставки, ярмарки, научно-практические конференции
- различные видеофильмы
7.Этап реализации путевок (формирование агентской цепи)
50. Качество турпродукта.
Качество т.п. – совокупность свойств тур услуг и процессов обслуживания
по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов.
Кач-во т.п. характеризуется кач-ом услуг и культурой обслуживания.
Обязательные требования к кач-ву т.п.
- безопасность жизни и здоровья
- гарантия предоставления услуг, согласно путевке
- сохранность имущества туристов
- охрана окружающей среды
Критерий кач-ва выражается ч/з систему показателей, отражающих разл-е
виды деятельности по обслуживанию туристов.
На кач-во тур обслуживания влияют след. факторы:
- природно-климатические
- культурно-исторические ценности
- психологические
- специфические потребности туристов
- куль-ра труда и поведения сотрудников
- имидж предприятия
Кач-во обслуживания во многом определяют:
- политика в области Т.
- уровень капитальных вложений в развитие инфраструктуры
- компетенция персонала тур предприятия
- гибкость системы управления
Важными показателями кач-ва т.п. явл-ся гарантия безопасности и
предоставление заранее оплаченных услуг.
Стандарты кач-ва тур обслуживания определяются системой стандартизации
и сертификации (ГОСТы, введенные с 95г.)
51. Сертификация тур продукта.
Сертификация – совокупность действий и процедур с целью подтверждения
(посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что
продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим
условиям.
Цель:
- создание условий для деятельности организации предпринимателей на
едином товарном рынке РФ для участия в международном, научно-
техническом сотрудничестве и международной торговле
- содействие потребителям в выборе услуг
- защита потребителей от недобросовестного производителя услуг
- контроль о безопасности услуг окружающей среды жизни, здоровья и
имущества потребителей
- подтверждение показателей качества услуги заявленной исполнителем
Сертификация бывает:
- самосертификация, проводимая самим предприятием – изготовителем
продукции и услуг
- сертификация, осуществляемая потребителем
- сертификация, осуществляемая 3-ей стороной – специальной организацией,
не зависимой от потребителя и изготовителя
- обязательная - (безопасность, охрана окр-ей среды, здоровье
потребителя)
- добровольная - (цель – создание условий для повышения
конкурентоспособности выпускаемой продукции, услуги, для получения
определенных гарантий относительно фактического качества объектов
кредитования и страхования)
Обязательная сертификация тур продукта проводится на определенной гос-
вом законодательной и нормативной базе – з-ны РФ «О сертификации продукции
и услуг», «О защите прав потребителей», «Об основах тур деятельности».
Схема подготовки тур предприятия к обязательной сертификации туристко-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|