Сборник рефератов

Туризм. Развитие инфраструктуры туристической индустрии

работников, приезжающих в Санкт-Петербург на временные заработки и

проживающих на территории ленинградской области. Отделить указанные

категории приезжих от командированных крайне сложно.

Говорить о создании на территории Ленинградской области международных

деловых центров представляется преждевременным.

Аналогичная ситуация складывается и с шопингом. В этом виде туризма также

нет четкой границы между туристом и обычным покупателем. В частности,

совершенно не ясно, куда отнести дачников, которые, выезжая на дачу,

закупают продукцию в областных магазинах. Приграничный шопинг существенно

зависит от разницы цен в граничащих с Ленинградской областью государствах и

в Российской Федерации, действующих правил въезда и таможенного

законодательства как в России, так и в сопредельных государствах. Поэтому

при всей полезности шопинга для экономики области произвести прогноз

развития данного явления на перспективу не представляется возможным.

Так оценка числа туристов, которые посетят Ленинградскую область в 2000-

2009 годах, была сведена в таблицу (рассчитана исходя из обработки

результатов анкетирования и данных о месте проживания туристов, отраженных

в «Стратегии развития туризма в Ленинградской области»).

Реалистичная оценка соответствует существующему уровню туризма, который

обеспечивается без реализации программно-целевых методов. Максимальная

оценка соответствует тому числу туристов, которого может достичь показатель

туризма к 2003 году без реализации программно-целевого подхода и при

благоприятном развитии экономической ситуации. Минимальная оценка

соответствует тому числу туристов, до которого оно может понизиться без

реализации программы при неблагоприятных экономических изменениях.

Полученные данные позволяют сделать выводы об основных направлениях

продвижения туристских услуг. В частности, значительное внимание должно

быть сконцентрировано на рекламе Ленинградской области в Москве и

Московской области, а также в республиках и областях Северного и Северо-

западного регионов России. Компания по продвижению туристских услуг

Ленинградской области в других субъектах Федерации и странах СНГ вряд ли в

ближайшей перспективе даст существенный эффект.

Из-за отсутствия данных по движению туристов можно лишь высказать

предположения о направлении кампании по продвижению туристских услуг.

Выдвинем гипотезу о перспективности рекламы в ФРГ, Москве и субъектах

Федерации граничащих с *****ской областью.

По-прежнему перспективным направлением продвижения туристских услуг

Ленинградской области на международный рынок, является Финляндия. После

девальвации рубля в августе 1998 года в качестве перспективного

международного рынка для туристских и рекреационных услуг области можно

рассматривать страны Балтии, жители которых достаточно чувствительны к

экономическим факторам. определенный потенциал по развитию въездного

туризма в Ленинградскую область имеют и страны Скандинавии. Тем самым при

реализации программы основное внимание при продвижении туристских услуг на

международный рынок должно быть уделено странам Балтийского моря и

Норвегии. Основным лозунгом продвижения должно быть: «Достаточное высокое

качество услуг при низких ценах».

Учитывая все поступления от различных видов туризма, федеральные и местные

бюджеты должны получать значительный доход. Однако поступлений в бюджет,

адекватных оценке показателя доходности туризма, по мировым методикам и

экспертным оценкам в настоящее время нет. Это обусловлено как следствием

недостоверной системы учета доходности от туризма, с одной стороны, так и

недостатками в системе денежного обращения, с другой.

В то же время, несмотря на комплекс предпринятых мер (участие в российских

и зарубежных туристских выставках. издание ряда двуязычных путеводителей

как по Ленинградской, так и по *****ской области, другой рекламной

литературы и т.д.), прирост туристских потоков может быть более

значительным и давать областям наибольшие доходы.

Анализ причин недостаточного роста туристских потоков позволяет выделить

среди них две основные группы.

Причины внешнего характера:

Экономическая и политическая нестабильность в стране.

Недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики (неразвитость

федеральной нормативно-правовой базы, отсутствие финансирования федеральных

программ).

«Антиреклама» России как объекта туристской привлекательности в зарубежных

средствах массовой информации (преступность, низкий уровень жизни, слабая

инфраструктура, недостатки в сфере обслуживания и т.п.).

Выраженный фактор сезонности в туризме, связанный с особенностями

климатических условий.

Причины внутреннего характера:

Исторически сложившаяся структура туристских потоков, центром которых были

и остаются Москва и Санкт-Петербург. Основное внимание уделяется

поддержанию и реставрации историко-культурных ценностей, находящихся на

территории этих городов и пригородов (городов Ломоносова, Пушкина,

Павловска, Сестрорецкого и Зеленогорского районов). В *****ской области эта

проблема до сих пор не приковывала внимания общественности и власти.

Отсутствие действенной системы мероприятий по рекламе и продвижению

Ленинградской и *****ской областей на российский и международный

туристический рынок, отсутствие достаточного количества средств на создание

соответствующих рекламных продуктов и проведение рекламных компаний.

Недостаточное внимание к восстановлению и поддержанию исторических,

культурных и природно-климатических ценностей, находящихся на территории

области.

Превращение Ленинградской области в приграничную зону, в результате чего

существенно усложнилось использование расположенных в западной части

области природных и исторических объектов. По существу необходимо говорить

о воссоздании на данных территориях рекреационного потенциала. *****ская

область в свою очередь стала приграничной зоной с Казахстаном, а открытие

моста в селе Пристанном дает широкие возможности для развития делового и

других видов туризма с этим государством. Благоприятным фактором является и

наличие на территории области консульства Германии.

Размещение на территории области объектов, которые могут привести к

серьезным экологическим катастрофам (в частности, ЛАЭС на южном побережье

Финского залива), строительство портов и терминалов.

2. Основные цели программы

Стратегическая цель программы заключается в формировании на территории

*****ской области конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в

качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации,

обеспечивающей с одной стороны спрос потребителей (как российских, так и

зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных

услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие

региона за счет увеличения доходной части областного и муниципального

бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения

здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-

исторического и природного наследия.

3. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий состоит из следующих разделов, объединяющих

схожие по своей направленности мероприятия:

Совершенствование институциональной структуры управления и поддержки

туризма.

Совершенствование нормативно-правовой базы туристской отрасли.

Содействие продвижению туристских услуг обоих субъектов Федерации на

российский и мировой рынки.

Создание комфортной информационной среды для туристов.

Содействие привлечению инвестиций в туристскую индустрию областей.

Развитие экологического и спортивно-оздоровительных видов туризма.

Развитие культурно-познавательных видов туризма.

Развитие межрегионального, в частности поволжского и северо-западного

регионов и международного (в том числе приграничного) туризма.

Развитие инфраструктуры туризма и зрелищно-развлекательной индустрии.

Разработка программ развития туризма в муниципальных образованиях.

Развитие системы размещения туристов и рекреантов.

Развитие системы кадрового обеспечения туристской отрасли.

3.1. В качестве основных мероприятий в сфере совершенствования структуры

туризма выступают:

Создание системы информационно-туристских центров на территории областей.

Выработка концепции и создание на территории области ряда зон приоритетного

развития туризма.

Стимулирование деятельности координационного совета по туризму при

правительстве *****ской области и создание туристского пресс клуба при

областном информационно-туристском центре.

Концепция реализации данных мероприятий:

3.1.1. Основными задачами системы информационно-туристских центров должны

стать:

сбор информации о возможных местах проживания туристов и рекреантов, в том

числе и в индивидуальном секторе;

сбор информации и классификация мест проживания и отдыха туристов;

информирование туристов о достопримечательностях, условиях проезда,

возможностях проживания и рекреации в различных зонах районах *****ской

области;

разработка планов развития определенных территорий и содействие их

реализации;

размещение наружной рекламы достопримечательностей *****ской области;

разработка и продвижение турпродуктов, пакетов программ местных компаний на

российской и международном уровнях;

содействие созданию на территории области единой региональной системы особо

охраняемых природных территории (ООПТ) и рекреационных зон, а также

аналогичной системы по охране и рациональному использования памятников

истории и культуры;

создание и ведение статистического учета автоматизированного кадастра

туристических территорий *****ской области (представляющего собой составную

часть земельного кадастра) и паспорта туристско-рекреационных округов и

территорий;

ежегодное проведение социологических и маркетинговых исследований в сфере

туризма, результаты которых доводятся до туристских фирм, работающих на

территории *****ской области.

На первом этапе предполагается создать несколько информационно-туристских

центров. Ведущие центры службы должны находится в *****е и Санкт-Петербурге

и обслуживать интересы рекреантов из областных центров и других регионов

России, а также ближнего и дальнего зарубежья. В задачи центров могут

входить вопросы по сбору необходимой информации из близлежащих районов в

*****ской области: Вольского, Петровского, в Ленинградской области:

Всеволжского, Ломоносовского и Кировского. Остальные центры следует

разместить на примере Ленинградской области, в рекреационных зонах:

Выборгском, Лужском, Приозерском, Тихвинском и Волховском районах.

Целесообразно организовать информационные центры курортно-туристской службы

и во «въездных» районах, таких как __________. _______________ и

Кингисепский, которые могут обеспечить самодеятельных туристов достаточно

оперативной информацией о возможностях размещения и отдыха.

В дальнейшем целесообразно открыть центры и в других районах *****ской и

Ленинградской областей, а также в некоторых городах и поселках областей.

Предполагаемой формой создаваемых центров является государственное

унитарное предприятие.

В рамках реализации программы предполагается разработать положение о

туристско-информационных центрах, создать соответствующее предприятие и

обеспечить его функционирование.

3.1.2. Зарубежный опыт показывает, что успешное развитие туризма

предполагает помимо рекреационного потенциала наличие определенных условий,

стимулирующих развитие данной отрасли. В частности, оно связано с созданием

системы налоговых льгот, наличием на территории транспортной и коммунальной

инфраструктур, а также достаточно развитой индустрии развлечений. В целом

система льготного налогообложения инвестиций в туризм Ленинградской области

определена областным и законами «Об инвестиционной деятельности в

Ленинградской области» от 22 июля 1997 года и «О туристской деятельности на

территории Ленинградской области» от 31 декабря 1997 года. В *****ской

области ни одно из предприятий инфраструктуры туризма и сферы развлечений

не подпадают под систему льготного налогообложения. Однако и предприятия

Ленинградской области в ряде отраслей инфраструктуры туризма и сферы

развлечений не попадают под действие соответствующих законов.

Представляется рациональным выделение ряда непромышленных территорий в

*****ской области в Хвалынском районе, В ленинградской области на

Карельском перешейке, в Лужском, Гатчинском, Волховском и Тихвинском

районах в особые зоны, для которых развитие туризма являлось бы

приоритетной задачей. В частности в рамках данных территорий могли бы

действовать льготные режимы налогообложения доходов от представления услуг

в сфере индустрии развлечений, налогообложения имущественных прав

туристских предприятий и т.д. Конкретные предложения по способам

привлечения инвестиций в подобные зоны должны быть определены в ходе

реализации программного мероприятия по разработке положения о зонах

развития туризма. В указанном положении предполагается также предложить

систему льготного налогообложения для предприятий инфраструктуры туризма и

сферы развлечений, располагающихся в зонах развития туризма.

На первом этапе целесообразно создать в *****ской области три подобные

зоны, а в Ленинградской – семь (по одной на район), проведя на конкурсной

основе отбор предложений от волостей соответствующих районов.

В рамках программы на первом этапе целесообразно разработать концепцию

создания подобных зон, правила отбора и нормативно-правовые документы, на

втором этапе – начать реализацию данных мероприятий.

3.1.3. Решение задач развития туристско-рекреационной сферы в *****ской

области потребует значительного повышения уровня межведомственного

(межотраслевого) кооперирования и координации, и прежде всего на уровне

Правительства *****ской области. С этой целью согласно областному закону «О

туристской деятельности на территории *****ской области», который

необходимо принять, требуется создать координационный совет по туризму при

Правительстве *****ской области, который позволил бы объединить усилия

правительственных структур, туроператоров и турагентств, банковских,

страховых, научных и других организаций, заинтересованных в развитии

туристско-рекреационной отрасли.

В рамках программы предполагается разработать положение о координационном

совете, утвердить его распоряжением Губернатора *****ской области и

обеспечить начало деятельности совета.

3.1.4. Решение задач развития туристско-рекреационной сферы в *****ской

области потребует значительного повышения уровня информированности

населения о мероприятиях (новые маршруты, фестивали, театрализованные

представления и т.д.), которые могут привлечь туристов в различные города и

поселки *****ской области. С этой целью предполагается создать при комитете

по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму пресс-клуб,

который будет отвечать за подготовку и проведение рекламных компаний в СМИ.

3.2. Блок «Совершенствование нормативно-правовой и информационной базы

туристской отрасли» включает деятельность, вытекающую из необходимости

реализации мероприятий институционального характера, обеспечения

привлечения инвестиций в отрасль, а также поддержки отдельных видов

туризма. В частности, в рамках программы предполагается разработать

следующие нормативно-правовые вопросы:

областной закон «О курортной деятельности на территории *****ской области»;

разработка и внедрение системы туристской статистики;

создание и внедрение системы кадастра туристско-рекреационных ресурсов

*****ской области.

3.2.1. Необходимость принятия областного закона «О курортной деятельности

на территории *****ской области объясняется неполной регламентированностью

вопросов создания и функционирования лечебно-оздоровительных учреждений.

Закон должен уточнить классификацию учреждений лечебно-оздоровительного

характера, установить требования к ним, определить льготы, которые будут

устанавливаться по отношению к данным учреждениям. Следует взять за основу

разработки в области развития курортов в Краснодарском Крае, как уже

прошедшие практику реализации.

3.2.2. Одной из сложных проблем в управлении туристской отраслью является

отсутствие необходимой статистической информации о количестве, длительности

пребывания, расходах туристов, расходах туристских фирм и т.д. В рамках

программы предполагается создать единую для *****а и области систему сбора

и обработки статистической информации, которая позволила бы точнее

учитывать изменения в туристских потоках и измерять влияние на них

различных управленческих воздействий.

3.2.3. Решение задач управления туристской отраслью невозможно без

налаженной системы учета. В этом направлении предполагается реализовать два

мероприятия: создать электронный кадастр туристско-рекреационных ресурсов

*****ской области (форма анкеты по учету данных ресурсов представлена в

приложении), а также наладить соответствующую систему учета использования

ресурсов. Налаживание системы позволит полнее учитывать доходы, полученные

от туристской деятельности на территории *****ской области, а также более

эффективно воздействовать на предприятия, предоставляющие туристско-

рекреационные услуги. Особенно важна эта задача в плане хозяйственного

использования земель, которые могли бы иметь достаточно высокую отдачу с

точки зрения туризма. Актуальным является выявление в *****ской области

зон, особо ценных с точки зрения туризма. К числу подобных зон следует

отнести *****ский, Хвалынский и Петровский районы. Требуется выделить

подобные туристские зоны и в других районах *****ской области.

Хозяйственное использование земель в рамках туристских зон должно

происходить с согласия структурного подразделения Правительства *****ской

области, курирующего сферу туризма, или аналогичных подразделений в

муниципальных образованиях.

Предполагается увязать кадастровую оценку и оценку использования ресурсов с

размерами земельного налога. Необходимо усилить роль государства в контроле

целевого использования земель, выделенных для рекреационных целей и под

объекты инфраструктуры туризма, так как эти земли зачастую используются не

по назначению. В частности, ревизия уже сделанных землеотводов может

существенно увеличить доход бюджета за счет налога на землю. Требуется

законодательное определение целевого использования земель для туристских и

рекреационных целей.

В рамках программы предполагается подготовить соответствующую базу и

создать необходимые нормативно-правовые документы, позволяющие эффективно

использовать кадастр в целях налогообложения.

3.3. одним из важнейших блоков программы является блок «Содействие

продвижению туристских услуг *****ской области на российский и мировой

рынки». В его составе можно выделить следующие группы задач:

Подготовка и проведение водного фестиваля.

Ежегодное участие в международных туристских выставках, проводимых на

территории России (INTIURFEST, MITT и другие) путем представления единым

стендом *****ской области.

Представление рекреационных возможностей *****ской области на российских и

крупных региональных туристских выставках.

Разработка единого стиля экспозиции стендов *****ской области на выставках,

изготовление передвижных рекламных блоков и стендов о туристском и

санаторно-курортном комплексе *****ской области.

Представление *****ской области на зарубежных международных туристских

выставках и ярмарках.

Участие в реализации программы по совместному продвижению *****ской области

с другими субъектами Федерации, аналогичной «Совместному продвижению Санкт-

Петербурга, Ленинградской области и Стокгольма на международном туристском

рынке».

Разработка и реализация программы продвижения туристских услуг *****ской

области в Германии и Казахстане.

Организация целевых информационно-рекламных компаний в СМИ, направленных

на продвижение *****ской области как объекта туризма.

Организация конкурса на лучшую туристскую эмблему *****ской области при

рекламном продвижении ее на международных и российских туристских

выставках.

Разработка положений и проведение конкурсов среди кинооператоров,

фотографов и журналистов, пропагандирующих своим творчеством рекреационно-

туристские возможности *****ской области.

Создание видеороликов о возможностях туризма в *****ской области на русском

и иностранных языках.

Проведение обзорных экскурсий и выездных семинаров о возможностях туризма в

отдельных районах *****ской области.

основу мероприятий данной группы составляют презентации *****ской области

как центра познавательного, экологического, спортивного и других видов

туризма на различных зарубежных, российских и региональных туристских

выставках (ярмарках), а также проведение специальных презентаций

рекреационно-туристских возможностей *****ской области в регионах Поволжья,

не проводящих подобных выставок (ярмарок). В рамках продвижения туристских

услуг за счет участия в российских выставках (ярмарках) особое внимание

должно быть уделено Санкт-Петербургу, Москве, а также регионам Поволжья,

туристы из которых в достаточно большом количестве посещают *****скую

область. Требуется также активное участие *****ской области и в выставках,

проводимых в Германии и Казахстане. Для эффективного представления

*****ской области на этих выставках программой предусматривается

формирование индивидуального стиля презентации *****ской области и создание

передвижного стенда, на котором могла бы быть представлена информация о

туристско-рекреационных возможностях области.

Важнейшим направлением программы в сфере продвижения туристских услуг

является проведение рекламной компании в отечественной и зарубежной прессе,

на радио и в сети Internet с целью формирования имиджа *****ской области в

качестве одного из наиболее привлекательных туристско-рекреационных

регионов России и Поволжья. С этой целью предполагается:

создать региональную компьютерную сеть с организацией компьютерных рабочих

станций в информационно-туристских центрах, оборудованных модемами для

выхода в глобальную сеть (Internet), и соответствующий “сайт”, связанный с

региональным банком данных (каталогом), о всех туристско-рекреационных

учреждениях области и туристских маршрутах, предлагаемых сертифицированными

туроператорами, с целью включения этих организаций (фирм) в мировые

туристские цепи;

организовать проведение на телевидении и радио цикла передач, посвященных

истории *****ской области, а также цикла передач по рекламе рекреационно-

туристских возможностей области с включением таких передач в программы не

только *****ских, но и центральных и зарубежных каналов.

К числу мероприятий по продвижению *****ской области как объекта

культурного, оздоровительного, экологического и активного видов туризма

относится и проведение косвенной рекламной компании, в которую входят

мероприятия по проведению конкурсов среди творческих работников, создание

видеофильмов о природе и исторических памятниках *****ской области, а также

создание пресс-центра при структурном подразделении Правительства *****ской

области, курирующему сферу туризма, через который предполагается

распространять информацию о программах, связанных с развитием туризма в

*****ской области. Как показывает мировая практика, косвенная реклама во

многих случаях оказывается более действенной, чем прямая реклама.

Большинство мероприятий данного блока предполагается реализовать в течение

всего периода действия программы.

3.4. В группу «Создание комфортной информационной среды для туристов»

объединены мероприятия включающие:

издание информационно-туристских справочников, бюллетеней, рекламных

листков, каталогов турфирм, маршрутов объектов размещения;

издание туристских карт и атласов;

создание эффективной системы наружной рекламы туристских объектов в

регионах области;

обучение населения поведенческой модели, в том числе безопасности при

осмотре и изучении объектов туризма и рекреации.

Большинство мероприятий данной группы предполагается реализовать уже на

первом этапе программы с широким привлечением к их реализации туроператоров

и фирм, специализирующихся на размещении туристов.

3.5. В блок «Содействие привлечению инвестиций в туристскую индустрию

*****ской области» объединены мероприятия, позволяющие потенциальным

инвесторам оценить привлекательность вложений в туристскую индустрию

*****ской области, а также интенсифицировать процесс инвестирования.

Процесс формирования механизма привлечения инвестиций включает в себя

следующие основные этапы:

определение инвестиционной емкости (региональной потребности в инвестициях)

туристско-рекреационной отрасли. Данная потребность определяется исходя из

общих затрат, связанных с разработкой и реализаций настоящей программы, и

формируется в виде соответствующей региональной инвестиционной программы,

основу которой, в свою очередь, составляют инвестиционные проекты по

отдельным направлениям развития туристско-рекреационной сферы *****ской

области;

оценка возможностей (потенциала) инвестиционно-ресурсного обеспечения

региональной потребности;

определение приоритетных, с точки зрения инвестиций, направлений развития

туристско-рекреационной сферы;

мобилизация инвестиционных ресурсов путем привлечения государственных (из

федерального и областного бюджетов) и частных (как отечественных, так и

зарубежных) инвестиций.

В условиях острейшего дефицита капитальных вложений роль государственных

инвестиций в развитие туризма и рекреации сводится к следующим пунктам:

финансирование работ по реставрации и охране памятников истории и культуры,

а также организации особо охраняемых природных территорий и обеспечение

режима рационального использования природно-ресурсного потенциала этих

территорий;

финансирование строительства объектов транспортной и коммунальной

инфраструктуры;

инвестирование долгосрочных, социально значимых (связанных с открытием

рабочих мест, особенно в депрессивных районах) программ развития туризма и

рекреации;

финансирование научных исследований и разработок в туристско-рекреационной

сфере;

финансирование программ, связанных с продвижением туристских возможностей

*****ской области.

Даже этот ограниченный круг проблем одним государственным инвестирование

решить не под силу, поэтому важнейшая роль государства в настоящее время –

использование таких рычагов стимулирования инвестиционной деятельности в

туристско-рекреационной сфере, как:

создание благоприятного инвестиционного климата, связанного с льготным

налогообложением предприятий и организаций, работающих в сфере туризма и

рекреации;

предоставление федеральных и региональных (областных) гарантий под

инвестиции, направляемые на развитие туризма и рекреации.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата в *****ской области

необходимо сформировать нормативно-правовую базу: областные законы «Об

инвестиционной деятельности в *****ской области» и «о туристской

деятельности на территории *****ской области».

Помимо привлечения к развитию туризма и рекреации в *****ской области

государственных (федеральных и областных) бюджетных источников, необходимо

использовать разнообразные внебюджетные фонда (в том числе муниципальных

образований), паевые инвестиционные фонды, аккумулирующие, как правило,

свободные денежные средства населения, благотворительные фонды, заемные

средства коммерческих банков и иных финансовых институтов, создавать в

регионе открытые акционерные общества в сфере туризма в целях реализации

отдельных программ развития туристско-рекреационной отрасли. Следует также

более активно использовать проекты, банковские ресурсы Word Bank, EBRD и

т.д. и привлечение частных инвесторов, обладающих не только финансовыми

ресурсами, но и опытом работы в туристско-рекреационной отрасли.

Важным инвестиционным источником для развития туристско-рекреационной

отрасли могут служить крупные федеральные программы, реализуемые на

территории области, подключение к которым позволит значительно ускорить и

удешевить создание разнообразных объектов туристско-рекреационной отрасли:

гостиниц, автозаправочных станций, ресторанов, объектов индустрии

развлечений, причальных сооружений для яхтинга, платных автостоянок и т.д.

Крупные финансовые вложения необходимы для реализации таких туристско-

рекреационных программ, как создание водных туристских путей, развитие

санаторно-курортных зон и т.д.

С целью интенсификации процесса инвестиций в туристскую индустрию

*****ской области предлагается проведение в рамках программы следующих

мероприятий:

Маркетинговые исследования рынка индустрии туризма и развлечений с

публикацией соответствующих результатов исследований.

Оказание помощи малым и средним предприятиям индустрии туризма в разработке

бизнес-планов инвестиционных проектов на конкурсной основе.

Создание и сопровождение базы данных инвестиционных проектов в сфере

туризма и базы данных потенциальных инвесторов.

Ежегодный выпуск каталогов инвестиционных проектов.

3.5.1. Реализация любого инвестиционного проекта не может быть осуществлена

без соответствующей оценки рынка. В настоящее время большинство мелких и

средних фирм не в состоянии самостоятельно провести маркетинговые

исследования на требуемом для инвестора уровне как из-за отсутствия

статистики, так и финансовых средств, необходимых для независимого

изучения. Практика анализа большинства инвестиционных проектов и

предложений показывает, что их маркетинговая часть является слабой.

Проведение в рамках программы регулярных мероприятий по изучению рынка

туристских услуг позволило бы большинству потенциальных инвесторов реально

оценить рынок и определить перспективные для себя направления

инвестирования.

Маркетинговые исследования предполагается проводить ежегодно, начиная с

первого года реализации программы.

3.5.2. Для привлечения инвестиций со стороны как российских так и западных

кредитных учреждений, а также прямых инвесторов требуется хорошо

проработанные бизнес-планы. Туристская индустрия имеет свою четко

выраженную специфику, которая не позволяет в полной мере использовать

стандартные методики (в том числе и компьютеризированные) для составления

бизнес-планов. В рамках программы предполагается разработать

компьютеризированную методику формирования бизнес-плана для предприятий,

специализирующихся в сфере предоставления туристских услуг, а также

оказывать содействие (в том числе методическое и финансовое) малым и

средним предприятиям в разработке бизнес-планов.

Разработку компьютеризированной методики предполагается осуществить в

первый год реализации программы, а оказание помощи в разработке бизнес-

планов -–ежегодно, начиная со второго года действия программы.

3.5.3. Важнейшими элементами инвестиционного процесса являются продвижение

инвестиционного проекта, адекватное представление его потенциальным

инвесторам. На продвижение проектов направлены два крупных мероприятия

программы: создание базы данных инвестиционных проектов и базы инвесторов,

а также издание каталогов инвестиционных проектов. Оба мероприятия

направлены на то, чтобы максимально заинтересовать и информировать

потенциальных инвесторов о возможных объектах инвестиций в сфере туризма.

Предполагается, что сведения об инвестиционных проектах, помещенных в базу

данных, будут представлены в Internet, а также каталоги будут

распространяться среди российских и зарубежных инвестиционных фондов и

кредитных учреждений. Ежеквартально база данных будет актуализироваться.

Предполагается создать также постоянно действующую выставку инвестиционных

проектов в сфере туризма.

Мероприятия по созданию базы данных предполагается выполнить во второй год

реализации программы. Каталоги инвестиционных проектов будут создаваться

ежегодно начиная с первого года реализации программы.

3.6. Блок «Развитие экологического и спортивно-оздоровительного видов

туризма» включает в себя такие мероприятия, как:

Проведение зонирования особо охраняемых природных территорий с выделением в

них субзон, в которых может интенсивно развиваться туризм; оборудование

этих субзон необходимыми туристскими сооружениями и инвентарем.

Проведение мероприятий по привлечению малого рекреативного бизнеса в

туристско-рекреационное использование ООПТ.

Участие в программе развития яхтно-катерного туризма совместно с другими

областями Поволжья России.

Разработка мероприятий по развитию социального туризма в *****ской области.

Разработка программы развития молодежного туризма.

3.6.1. Развитие экологического туризма представлено мероприятиями по

туристскому использованию ООПТ и рекреационных зон, обеспечивающих

устойчивое развитие туризма как экологически безопасной формы использования

природных ресурсов.

К первоочередным мероприятиям в этом направлении относятся:

проведение зонирования ООПТ с выделением в них субзон, в которые может

интенсивно развиваться туризм и оборудование этих субзон необходимой

туристской инфраструктурой, разработка проектов использования ООПТ и

рекреационных зон в туристских целях;

привлечение малого (в том числе индивидуального и семейного) рекреативного

бизнеса в ООПТ в рамках требований положения об ООПТ и Федерального закона

«Об особо охраняемых природных территориях».

В настоящее время имеются инвестиционные проекты по использованию ООПТ

«Хвалынский». В ходе реализации программы предполагается разработать

подобные проекты для всех перспективных с туристской точки зрения ООПТ.

Реализация программы может потребовать внесения определенных изменений в

паспорта и положения о конкретных ООПТ.

3.6.2. Развитие водного туризма в *****ской области относится к числу

приоритетных направлений. При возрождении водного туризма желательно

активно сотрудничать с регионами Поволжья и Центра России по реализации

российских программ его развития. Необходимо сформировать водные туристские

пути по малым рекам области. В рамках программы предполагается разработать

также ряд новых туристских маршрутов водного туризма на территории области.

3.6.3. В целях повышения уровня доступности туристско-рекреационных услуг

для большинства слоев населения, необходимо разработать специальную

подпрограмму «Развитие социального туризма в *****ской области», включающую

в себя мероприятия по обеспечению отдыха школьников, пенсионеров, инвалидов

и других лиц, требующих социальной защиты (малоимущих и т.д.).

В рамках данного мероприятия предполагается разработать систему стимулов

для коммерческих фирм, обеспечивающую выгодность для них реализации путевок

и туров для социально не защищенных слоев населения. Важное место в

программе должна занять координация деятельности Правительства области,

администрации муниципальных образований, профсоюзов и туристских фирм по

оказанию целевой адресной помощи в сфере рекреации и туризма.

3.6.4. Подпрограмма «Разработка программы развития молодежного туризма»

направлена на пропаганду спортивно-оздоровительного туризма. основные

мероприятия в рамках этой подпрограммы будут осуществляться через систему

образовательных учреждений, а также через подростковые и молодежные клубы.

Цель подпрограммы – максимально привлечь к здоровому образу проведения

досуга.

3.7. Блок «развитие культурно-познавательных видов туризма» включает

мероприятия по следующим направлениям:

Участие в разработке программы развития туризма в исторических городах и

поселках *****ской области.

Подготовка и проведение мероприятий по празднованию юбилеев.

Разработка программы создания этнопарков на территории области.

Разработка программы туристского использования памятников деревянного

зодчества в области.

Разработка программы использования культовых сооружений в туристских целях.

Разработка маршрутов по посещению памятников, связанных с событиями Великой

отечественной войны.

Подготовка нормативно-правовых актов, необходимых для использования в

туристско-рекреационных целях исторических памятников регионального

значения.

3.7.1. В рамках мероприятия «Участие в разработке программы развития

туризма в исторических городах и поселках *****ской области предполагается

проведение мероприятий по разработке новых туристских маршрутов и

привлечение средств для восстановления и рационального использования

памятников истории и культуры *****ской области. Основной задачей в этом

направлении является определение объектов, которые могут поддерживаться на

относительно высоком уровне за счет государственных средств. Остальные

культурно-исторические памятники следовало бы передать в долгосрочную

аренду частным компаниям на определенных условиях, в частности, одним из

обязательных условий должна стать возможность использования их в туристско-

рекреационных целях. В рамках программы предполагается разработать

нормативно-правовые акты, позволяющие привлекать частных инвесторов к

восстановлению историко-культурных ценностей, и правила их использования.

3.7.2. Значительное внимание в рамках программы предполагается уделить

празднованию юбилеев.

3.7.3. На территории *****ской области находится большое число

археологических памятников, относящихся к 18-19 векам – могильники,

городища и т.п. В настоящее время они практически не используются в

туристских целях, хотя могут представлять большой интерес для значительных

групп туристов. В рамках программы предполагается собрать и обобщить

информацию об археологических памятниках, расположенных на территории

области, издать каталог, разработать тематические экскурсии и программы по

их посещению, определить возможные режимы посещения памятников.

3.7.4. В целях развития этнографического туризма в рамках программы

предполагается изучить возможности и подготовить проекты по созданию на

территории области одного или нескольких этнопарков, в которых могут быть

воссозданы особенности жизни и быта народов, населяющих область.

3.7.5. Другим мероприятием в рамках развития историко-познавательного

туризма является привлечение внимания к использованию памятников

деревянного зодчества. В рамках мероприятия предполагается разработать и

предложить туристским фирмам маршруты по посещению этих памятников,

воссоздать в центрах концентрации подобных памятников народные промыслы.

3.8. Мероприятия «Развитие межрегионального и международного (в том числе

приграничного) туризма» предполагает разработку и реализацию комплексных,

межрегиональных и международных туристских проектов.

В рамках данного мероприятия предполагается подготовить и подписать

договоры с туристскими центрами, городами, регионами, направленные на

развитие въездного туризма. В частности, крайне необходимо подписать

договоры – *****ская область – Санкт-Петербург и Ленинградская область,

*****ская область – Москва и Московская область, *****ская область –

регионы Поволжья, *****ская область – земли Германии, *****ская область –

Казахстан.

Аналогичные формы сотрудничества в сфере туризма необходимо развивать и на

уровне отдельных городов *****ской области. В этой сфере накоплен неплохой

опыт у городов Ленинградской области: Выборга и Волхова, который может быть

применен и в нашем регионе.

В сфере развития межрегионального туризма важное место отводится открытию

турпредставительств *****ской области в других городах Российской Федерации

на базе туристских фирм, которым может быть присвоен статус уполномоченной

фирмы *****ской области. В рамках подобных представительств должны быть

развернуты постоянно действующие экспозиции о туристских возможностях

*****ской области.

Важное значение имеет группа мероприятий, связанных с разработкой

совместных туристских продуктов.

3.9. К основным направлениям блока «Развитие инфраструктуры туризма и

зрелищно-развлекательной индустрии» следует отнести создание в городах и

поселках области:

комплексов аттракционов: небольших аквапарков, «Диснейлендов», «Луна-

парков» и т.д.;

зоосадов или зоопитомников;

музеев;

театров;

компьютерных игровых центров;

спортивных площадок и клубов, (бильярдных, теннисных, гольф-клубов, клубов

любителей охоты, рыбной ловли, стрельбы из лука и других клубов по

интересам);

баз проката спортивно-туристского инвентаря: лодок, катеров, водных

велосипедов, снегоходов, лыжного снаряжения, автомобилей и т.д.;

дискотек и ночных клубов;

залов игровых автоматов, казино и т.д.

Развитие этих направлений могло бы привлечь достаточно большое число

туристов.

Другим не менее важным направлением является организация и проведение в

городах и поселках области различных зрелищных мероприятий:

постоянных конкурсов (например, красоты);

массовых спортивных соревнований;

фестивалей, ярмарок, выставок;

юбилейных и праздничных концертов;

туристских слетов;

театрализованных представлений на открытом воздухе;

других мероприятий, предполагающих активное вовлечение зрителей (туристов)

в представления.

на первом этапе предполагается составить реестр празднований исторических

событий, памятных дат, спортивных соревнований, регулярно проводимых на

территории области фестивалей, выставок, ярмарок, конкурсов, международных,

межрегиональных и областных конференций, (симпозиумов, семинаров и т.п.). В

последующем предполагается проводить разработку новых зрелищных

мероприятий.

3.10. Важным блоком является «Разработка программ развития туризма в

муниципальных образованиях». Основная задача при разработке подобных

программ – определение приоритетов развития туристско-рекреационной

деятельности на отдельных территориях, учет мероприятий местного масштаба,

позволяющих увеличить приток туристов и не требующих значительных

капитальных вложений. В частности, должны быть разработаны схемы

организации туристских маршрутов на территории муниципальных образований.

3.11. Блок «Развитие системы размещения туристов и рекреантов» включает

комплекс мероприятий по развитию на территории области сети гостиниц,

пансионатов, туристских баз, детских спортивно-оздоровительных лагерей и

курортно-санаторных учреждений. В настоящее время в систему размещения

туристов входят:

гостиницы и аналогичные предприятия (мотели, пансионаты, гостевые дома и

т.д.);

коммерческие и специальные средства размещения (турбазы, туристские

комплексы, молодежные гостиницы);

средства размещения социального туризма (гостиницы при общежитиях учебных

заведений и профилактории предприятий, школьные помещения во время летних и

зимних каникул);

частные средства размещения (частное жилище, пригородные комнаты в частных

домах, арендованные у частных агентов и агентств в недвижимости помещения,

размещение у родственников и знакомых, размещение по принципу «___________»

– курортно-санаторные учреждения.

Важнейшим элементом системы размещения в *****ской области является

гостиничный комплекс, который нуждается в коренной реконструкции. По

оценкам специалистов, данная реконструкция существующей в регионе сети

гостиниц, их «доведение» до средних стандартов (классность «три звезды»)

потребует значительных денежных вливаний. очевидно, что в условиях

инвестиционного дефицита как региональных, так и федеральных властей

невозможно обойтись без привлечения частных (в том числе зарубежных)

инвестиций. При этом необходимо использовать самые разнообразные формы

этого привлечения, от создания совместных предприятий и сдачи в аренду, до

продажи контрольного пакета акций на инвестиционных торгах и привлечения

международных гостиничных цепей к управлению реконструируемыми и вновь

строящимися гостиницами.

В этом блок представлены следующие группы мероприятий:

3.11.1. Строительство (реконструкция) гостиниц среднего класса («три

звезды») в центрах будущего туризма.

3.11.2. Строительство (реконструкция) гостиниц низкого тарифа в

исторических городах и районных центрах а также в центрах развития туризма.

3.11.3. Строительство (реконструкция) мотелей и кемпингов вдоль основных

магистралей, проходящих по территории *****ской области.

3.11.4. Строительство (реконструкция) пансионатов, туристских баз, баз и

домов отдыха.

3.11.5 Развитие санаторно-курортного комплекса области.

За исключением подпункта 3.11.5., каждая из групп мероприятий программы

может быть подкреплена конкретными инвестиционными проектами,

предполагающими создание новых мест для размещения туристов и рекреантов.

Однако сами проекты в настоящее время не включены в программу, так как

предполагается проведение конкурсного отбора проектов для строительства и

реконструкции объектов. В самой программе предусмотрены мероприятия по

проведению экспертизы и конкурсного отбора проектов.

Направление «Развитие санаторно-курортного комплекса области» в настоящее

время не представлено в программе конкретными инвестиционными проектами,

так как из-за резкого падения уровня жизни пожилой части населения довольно

небольшой потенциал области остается невостребованным. Однако в перспективе

можно ожидать определенный рост спроса на санаторно-курортное лечение,

поэтому при реализации программы предполагается провести мероприятия по

выявлению перспективных мест для открытия новых лечебно-оздоровительных

учреждений.

3.12. В рамках блока «Развитие системы кадрового обеспечения туристской

отрасли предполагаются следующие мероприятия:

3.12.1. Проведение маркетингового исследования по определению региональной

потребности в специалистах в сфере туризма и рекреации (в территориально-

профессиональном разрезе).

3.12.2. Разработка предложений по созданию единой системы подготовки и

переподготовки кадров.

3.12.3. Разработка соответствующих учебных программ (методик подготовки и

переподготовки специалистов по отдельным профессиям).

3.12.4. Проведение сертификации специалистов в сфере туристско-

рекреационных услуг (прежде всего гидов и инструкторов по спортивно-

оздоровительным видам туризма).

Ядром системы подготовки и переподготовки кадров может стать

соответствующий региональный центр ВТО по подготовке, переподготовке и

повышению квалификации туристских кадров.

II. Обоснование мероприятий программы и расчет необходимого ресурсного

обеспечения

4. Ресурсное обеспечение программы

Основными ресурсами, используемыми при реализации программы, являются

финансовые, материально-технические и трудовые.

Финансовые ресурсы на реализацию программы предполагается получить за счет

следующих источников:

средства областного бюджета *****ской области;

средства бюджетов муниципальных образований;

средства, привлекаемые в туристских фирмах;

заемные средства, привлекаемые на основе получения грандов от международных

организаций (TACIS, “Know-HowFund” и др.);

заемные средства, привлекаемые туристскими фирмами при содействии *****ской

области;

заемные средства, полученные у населения, посредством вода в обращение

облигационных займов.

Потребность в финансовых ресурсах будет корректироваться ежегодно с учетом

хода выполнения мероприятий программы. Подобная корректировка будет

находить отражение в ежегодно составляемой бюджетной заявке.

Привлеченные финансовые ресурсы будут использоваться для:

проведения научно-исследовательских работ, осуществления капиталовложений в

развитие инфраструктуры туризма (объекты размещения туристов, развлечения и

досуга, приобретение оргтехники и т.д.), а также на текущие расходы,

связанные с продвижением турпродуктов *****ской области на российский и

международный рынки и на поддержку вновь создаваемых институциональных

структур;

информационно-туристских центров и координационного совета в период их

становления.

Исполнителем программы (в случае, если исполнителем не является

государственный орган) будут привлекаться на основе проведения тендеров.

Материально-техническое обеспечение работ входит в обязанности исполнителей

и будут осуществляться головными исполнителями отдельных мероприятий

программы.

Реализация программы потребует привлечения дополнительных трудовых

ресурсов. Реализация основных инвестиционных проектов программы приведет к

созданию дополнительных рабочих мест. Прогноз создания дополнительных

рабочих мест по программе отражен, в качестве примера, в Ленинградской

программе.

5. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий

реализации программы

5.1. Основными социальными последствиями реализации программы станут

улучшение условий отдыха жителей *****ской области, укрепление их здоровья,

а также увеличение числа рабочих мест. Ожидается, что в результате

реализации программы общая продолжительность пребывания туристов, а также

общее число туристов и рекреантов в *****ской области увеличатся.

Экономическая эффективность конкретных инвестиционных мероприятий,

включенных в программу, будет представлена в сборнике инвестиционных

проектов по развитию туризма в *****ской области.

5.2. Основные положения методики оценки бюджетной эффективности мероприятий

программы, имеющих прямой экономический эффект.

В рамках реализации мероприятий программы могут возникать два основных вида

бюджетного эффекта: прирост налоговых и аналогичных доходов и

инвестиционный доход.

Прирост налоговых доходов и аналогичных им отчислений может быть достигнут

за счет увеличения налогооблагаемой базы по следующим основным группам:

отчисления во внебюджетные фонды и налог на доходы физических лиц;

местные оборотные налоги, источником поступления которых является

увеличение объемов реализации;

налог на прибыль предприятий в части, зачисляемой в областной бюджет,

получаемый от увеличения размеров налогооблагаемой прибыли.

При расчете общего размер дополнительных налоговых поступлений от

реализации отдельного мероприятия программы (группы мероприятий)

использовалась следующая модель оценки:

Эi= I i (К1i*Т1+К2i*Т2+К3i*T3),

где Эi – годовой доход бюджета от реализации i-го программного мероприятия

(без учета НИОКР) при полной реализации мероприятия;

I i – размер инвестиций в i-ю статью программы без учета НИОКР;

Т1 – совокупная ставка отчислений во внебюджетные фонды и налога на доходы

физических лиц от фонда оплаты труда;

Т2 – ставка местных налогов с оборота;

T3 – региональная часть ставки налога на прибыль;

К1i – удельный прирост фонда оплаты труда при осуществлении инвестиций в

рамках i-го мероприятия программы;

К2i – удельный прирост объема реализации при осуществлении инвестиций в

рамках i-го мероприятия программы;

К3i – удельный прирост налогооблагаемой прибыли при осуществлении

инвестиций в рамках i-го мероприятия программы.

Ставки налогов соответствовали действующим на момент составления программы

значениям.

Удельные коэффициенты прироста определялись для каждого мероприятия (группы

мероприятий) исходя из данных, представленных в инвестиционных проектах.

Удельный прирост фонда оплаты труда в рамках осуществления (К1) определялся

по формуле:

К1 =З*/И,

где З – средняя месячная заработная плата работников, реализующих

мероприятие;

М – число месяцев занятости работников;

И – размер инвестиций, необходимых для создания одного рабочего места в

рамках мероприятия (без НИОКР).

Оценка удельного прироста объемов реализации от проведения мероприятий (К2)

рассчитывалась по формуле:

К2=ОА/В,

где ОА – отдача активов;

В – доля вне оборотных активов в активах предприятий, реализующих

соответствующее мероприятие программы.

Оценка удельного прироста прибыли (К3) устанавливалась исходя из

прогнозируемой рентабельности мероприятий по формуле:

К3=КгР/(1+Р),

Кг – удельный прирост объемов реализации от проведения мероприятия;

Р – прогнозируемая рентабельность мероприятия.

Инвестиционный доход определяется только для тех мероприятий,

капиталовложения в которые предусматривают прямые инвестиции из бюджета

области.

Величина инвестиционного дохода (ИД) оценивается по формуле:

ИД=К3/1-Т4/ДА,

где К3 – рентабельность инвестиций;

Т4 – ставка налога на прибыль;

Д – доля прямых инвестиций *****ской области в общем объеме

капиталовложений, предусмотренных на реализацию данного мероприятия;

А – доля чистой прибыли, направляемой на дивиденды ( в расчетах принята

равной 0,5).

Прирост доходов бюджета может быть оценен по мероприятиям, предполагающим

реализацию инвестиционных проектов. Анализ реализуемых бизнес-планов

позволяет оценить прирост доходов бюджета *****ской области.

Кроме экономического эффекта от реализации программы, ожидается эффект в

сфере экологии. Развитие туризма позволит решить ряд природоохранных

мероприятий, выполнение которых в настоящее время затруднено из-за

отсутствия необходимых средств. Расширение числа мест, пригодных для

цивилизованного отдыха, позволит естественным, а не «административным путем

сократить число «дикарей, которые по ряду субъективных и объективных причин

наносят довольно существенный вред природе. Этот же шаг позволит

существенно сократить число несчастных случаев среди туристов.

Постоянный и существенный доход бюджета от туристической деятельности может

стать важным аргументом при решении вопросов, связанных с определением

наиболее эффективных направлений дальнейшего использования природного

потенциала *****ской области, в пользу не техногенного его использования.

6. Механизм реализации программы

6.1. Программу предполагается реализовать за счет привлечения бюджетных и

внебюджетных средств. Основными механизмами привлечения внебюджетных

средств являются:

предоставление налогового кредита по налогам, зачисляемым в областной и

местный бюджеты, для предприятий, проводящих или спонсирующих проведение

мероприятий программы;

предоставление гарантий Правительства *****ской области инвесторам,

вкладывающим средства в реализацию инвестиционных проектов, включенных в

программу.

6.2. Налоговые кредиты в рамках налогов, зачисляемых в областной и местный

бюджеты, предполагается предоставлять:

организациям, инвестирующим средства в основные фонды предприятий по

размещению туристов и рекреантов;

организациям, инвестирующим средства в основные фонды предприятий

туристической инфраструктуры, в случае размещения этих предприятий в зонах

приоритетного развития туризма;

туристическим фирмам, проводящим научные исследования и разработки,

связанные с созданием новых туристских маршрутов;

фирмам, осуществляющим проектно-изыскательские и строительные работы,

связанные с созданием объектов размещения туристов и объектов туристической

инфраструктуры, включенных в программу, в части средств, затраченных на

возведение данных объектов;

предприятиям, финансирующим мероприятия туристско-рекреационного характера.

включенные в настоящую программу;

предприятиям, спонсирующим программные мероприятия в туристической сфере

деятельности.

К участникам программы предполагается применять как налоговый кредит сроком

от трех месяцев до одного года, так и инвестиционные налоговые кредиты на

период до пяти лет.

6.3. Предоставление гарантий Правительства *****ской области инвесторам по

инвестиционным проектам, включенным в программу, будет осуществляться после

проведения процедуры всесторонней (финансовой, экономической, технической

экспертизы проекта) (финансируется за счет бюджетных средств и средств

заявителя). Предполагается, что сумма всех одновременно действующих

гарантий по проектам программы не будет превышать 1 млн. долларов США (или

соответствующей суммы в рублях). Методика оценки максимальной суммы

региональных гарантий является первоочередной задачей программы и будет

разработана и представлена на утверждение в Правительство в третьем

квартале 2001 года. Предполагается, что гарантия будет предоставлена не

более чем на 50% общей суммы получаемых на возвратной основе средств.

Гарантии предполагается предоставлять на конкурсной основе, при этом должны

учитываться такие факторы, как подтвержденная экспертизой эффективность

проекта, уровень риска, размер гарантий, социальная значимость проекта,

уровень покрытия кредита заемщиком, общий размер гарантий, предоставленных

одному заемщику.

7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

Текущее управление и контроль за выполнением программы осуществляется

структурным подразделением Правительства *****ской области, курирующим

вопросы туризма. для успешной реализации программы в рамках этого

структурного подразделения создается департамент туризма. Ход выполнения

программы контролируется вице-губернатором *****ской области, курирующим

социальные вопросы.

Научное руководство программой осуществляет научно-технический совет

программы. Состав научно-технического совета утверждается вице-губернатором

*****ской области, курирующим социальные вопросы.

Комитет по экономике и инвестициям по представлению структурного

подразделения Правительства *****ской области, курирующего вопросы туризма,

представляет ежегодно бюджетную заявку на очередной финансовый год для

финансирования мероприятий программы. для успешного выполнения программы в

рамках статьи расходов структурного подразделения, курирующего вопросы

туризма, выделяется отдельная подстатья «Туризм и рекреация». В бюджетной

заявке предусматриваются объемы запрашиваемых ассигнований по мероприятиям

программы на НИОКР, капитальное строительство и текущие расходы. К

бюджетной заявке прилагаются пояснительная записка и бизнес-план по вновь

намеченным объектам мероприятий, предполагаемым к реализации в очередном

финансовом году, с социально-экономическим и технико-экономическим

обоснованием.

На всех этапах реализации контроль за ходом выполнения программы

осуществляется ежеквартально. В связи с отсутствием репрезентативной

статистики по туризму, контроль за выполнением программы на первом этапе

(2001-2002 годы) осуществляется по следующим показателям:

количество подготовленных документов по программе (план/факт); количество

утвержденных документов по программе (план/факт);

количество выполненных НИОКР по программе (план/факт);

освоение капиталовложений по программе (план/факт);

количество объектов завершенного строительства (план/факт);

количество рекламных изданий, опубликованных в соответствии с программой

(план/факт);

количество выполненных мероприятий по продвижению *****ской области по

программе (план/факт);

количество разработанных по программе туристских маршрутов (план/факт).

На первом этапе предполагается ежегодно проводить среди руководителей

туристических фирм и других предприятий туристической индустрии экспертный

опрос, в ходе которого оценивается влияние выполнения –программы на число

туристов, посетивших *****скую область, заполняемость гостиниц, санаториев,

пансионатов и т.д. Подобную оценку предполагается проводить в рамках

реализации предусмотренного программой ежегодного маркетингового

исследования состояния туристической отрасли.

На втором этапе предложенный ранее список показателей следует дополнить

статистическими данными, которые будут собираться *****ским комитетом

государственной статистики или другим уполномоченным на это органом.

Данная глава была разработана на основе документов вышедших за подписью

главы администрации Краснодарского Края [11], Правительства Москвы [12] и

Губернатора Ленинградской области[13]. Каждый документ проанализированный

нами в этой главе несет научную, экономическую и историческую ценность для

иследователя.

Заключение.

Прогнозируемые возможности туризма будут реализованы в интересах

области при условии детальной проработки единого комплексного плана тур

индустрии области. В свою очередь план должен предусмотреть ряд программ:

программу развития гостиничной базы, программу благоустройства *****а и

области с учетом перспективы развития туризма, программу развития

инфраструктуры сети дорог, аэропортов, коммунального обслуживания,

программу развития индустрии развлечений, программу подготовки кадров для

сферы туризма, программу комплексной компьютерной и информационной систем,

систем учета и статистики, а также программу развития престижа *****а, как

тур центра. Важнейшим условием развития туризма в *****ской области

является создание современной системы управления отраслью и координации

туристской деятельности в масштабах города и области в целом по следующим

направлениям:

- разработка долгосрочных программ и приоритетных направлений развития

туризма;

- координация деятельности заинтересованных областных органов, предприятий,

фирм и компаний в осуществлении совместных программ развития материальной

базы туризма, исторических и культурных памятников и охраны окружающей

среды.

- обеспечение взаимодействия различных туристских компаний и объединения в

проведении рекламно информационной деятельности в области туризма

*****ской области.

- Координация программ по подготовке кадров, проведению научных

исследований и изучению туристского рынка.

- Разработка и реализация мероприятий по обеспечению личной и имущественной

безопасности туристов;

- Обеспечение координации ценовой политики, как на внутреннем, так и

внешнем рынках;

- представление *****ской области в Российских и международных организациях

по вопросам туризма с учетом всех заинтересованных по вопросам туризма с

участием всех заинтересованных организаций, подготовка проектов и

реализация международных договоров в этой области.

- Создание благоприятных условий для развития социального туризма с

предоставлением льгот и компенсаций.

Необходимо предусмотреть создание на период 2001- 2005 г. благоприятных

налоговых и кредитно-финансовых условий для стимулирования развития

туристской инфраструктуры.

Первостепенной задачей программы является обеспечение правового

регулирования отрасли: расширения гостиничного фонда в соответствии с

расчетном, а именно:

- строительства новых гостиниц, в том числе малой вместимости;

- реконструкция действующих жилых и общественных зданий.

В первой главе диплома: «Анализ проекта концепции развития туризма в

*****ской области» результатом нашей работы стало выяснение следующих

позиций тур индустрии области:

- инфраструктура туризма имеет историю своего развития. Поэтому новейшие

разработки организационного и планового характера должны опираться на

существующий опыт. Рекреационные ресурсы и инфраструктура в 80-е годы

имеют вполне дееспособную, подлежащую реформированию структуру.

- изучение проекта закона *****ской области выявило следующие структурные

недостатки. Сквозным недостатком всей концепции является постулат

доминирования интересов области над интересами потребителей услуг тур

индустрии.

- существующая структура управления в министерстве и правительстве не

способна реализовать концепцию и программу развития туризма. Так по

мнению экспертов 80% аппарата не работоспособно и не функционально.

- проектно организационная матричная структура способна направить усилия

наиболее молодых и дееспособных профессионалов на созидательный процесс.

- Выдвинутая министерством структура функционирования отрасли не способна

реанимировать отрасль. Децентрализация, грамотное и четкое распределение

функций управления способны изменить сложившуюся ситуацию в индустрии

туризма. Миссия, цели, анализ среды, управленческое обследование

внутренних сильных и слабых сторон, изучение стратегических альтернатив,

выбор стратегии, ее реализация, управление и планирование, реализация

контроль реализации стратегического плана, а также оценка стратегии

- вот функции, которые необходимо выполнять всем закрепленным за ними

органам для успешной работы.

Вторая глава посвящена анализу и систематизации законодательства,

направленного на повышение привлекательности того или иного региона.

Наиболее полезным интересным опытом по привлечению инвестиций является

опыт Новгородской и Самарской областей. Так их законодательство

эффективно использует механизм стимулирования инвестиций льготами и

отсрочками в налогообложении.

Успехи Свердловской и Орловской областей можно объяснить созданием

наиболее эффективной финансово-экономической формы в реализации

федеральных и региональных целевых программ. Необходимость формирования в

областном центре финансово - промышленной группы диктуется существующей

инвестиционной и налоговой политикой.

Третья глава раскрывает программу развития туризма и рекреации в

*****ской области.

1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач программы.

- анализ ситуации в сфере туризма в *****ской области

- основные цели программы

- система программных мероприятий

2. Обоснование мероприятий программы и расчет необходимого ресурсного

обеспечения.

- ресурсное обеспечение программы.

- Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации

программы.

3. Механизм реализации программы.

4. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Основные недостатки всех существовавших до этого программ по туризму было

то, что в ней не было детальной структуры реализации. В свою очередь,

программа Ленинградской области и созданная на ее основе программа

*****ской области прорабатывает всю систему реализации.

Библиография.

1. «Региональное инвестиционное законодательство как ресурс повышения

доходности территории»// Муниципальная экономика 2000 №4

2. «Реализация целевой программы в рамках стратегического плана развития

муниципального образования »//Городское управление 2000 №10 стр. 25

3. «Интернет и сотрудничество муниципалитета в Санкт Петербурге »//

Городское управление 2000 №8

4. «Положение о планирование развития города »//Городское управление 2000

№7 стр. 44.

5. «Межмуниципальная кооперация в Дании »//Городское управление 2000 №9 стр

50-56

6. «Стратегическое в государственном и муниципальном секторе»//Городское

управление 2000 №4 стр 31-35

7. «Развитие партнерских отношений города »//Городское управление 2000 №4

стр55-61

8. «Федеральный закон № 126 ФЗ 25 сентября 1997 года «О финансовых основах

местного самоуправления В РФ»»

9. «Постановление правительства РФ от 9.11 1998 № 1311 «Об утверждения о

продаже на коммерческой основе с инвестиционными или социальными

условиями государственного или муниципального

10. «Федеральный закон № 136 ФЗ от 29 июля 1998 года Об особенностях

эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг »

11. «Местные финансы в РФ в международном преломлении »//Городское

управление 2000 №8-9 стр.48-56

12. «Областной закон о государственной поддержке инвестиционных проектов в

Омской области »//Городское управление 2000 №8-9 стр 62

13. «Бюджетные отношения между региональными и местными уровнями власти

:Опыт Тюменской области »//Городское управление 2000 №5 стр 69

14. «Устав города Тайшет »//Городское управление 2000 №4 стр 62 –66

15. «Закон о формировании бюджетов муниципальных образований Принят 27 .11.

1997 года»//Муниципальное право №9

16. Алимурзаев Г«Местное самоуправление к концептуальному обоснованию

главных задач в сфере экономики»//Российский экономический журнал 1999

год №3 стр. 19-25

17. Сажина М.А. «Финансово промышленные группы как фактор повышения

инвестиционной активности российской экономики .»//Финансы 2000 год. №1

18. Хорошухин С., Щеголь А.«Инвестиционная политика в регионе »//Экономист

19998 № 1 стр 43-46

19. Цветков «ФПГ : Опыты и перспективы »// Проблемы прогнозирования 2000

год №1 стр 95-107

20. «Положение о муниципальном налоговом кредите »// Городское управление

2000 №1 стр 59

21. «Положение о муниципальном налоговом кредите»// »// Городское

управление 2000 №1 стр 61

22. Щербанин Ю.«Транспортные связи в России В 1999 году –2000 году и на

перспективу»// «Бизнесс-Пресс» 2000 год

23. Спирин И., Шегай Э«Антимонопольное регулирование транспортной

деятельности»// «Ось 89» 2000 год

24. Лукинский В«Логистика автомобильного транспорта «Концепция , методы ,

модели »»//Финансы и статистика 2000 год

25. Назаренко В, Назаренко К.«Транспортное обеспечение внешнеэкономической

деятельности »//Центр экономики и маркетинга 2000 год

26. Кржижановский Г.А., Шашкина В.В.«Управление транспортными системами»//

СПб 1999 год

27. Мартынов А.«Транспорт России в системе государственного регулирования

деятельности рыночных механизмов»//Прима –Пресс М.: 1999 год

28. Луканин В.«Основы эксплуатации автомобильного транспорта и

бухгалтерского учета автотранспортных средств»//1998

29. Виханский О.«Стратегическое управление»//Изд-во Специальная литература

СПб 1998 год

30. Вельможин А., Гудков В.«Теория транспортных процессов и систем »// Изд

Транпорт М.: 1998 год

31. Николаев Д., Березовиков Л.«Внешнеторговая транспортная организация и

логистика»//Изд-во АНКИЛЛ 1998 год

32. Джукер П. «Эффективное управление »//Изд. Фаир -Пресс 1998 год

33. Смехов А.«Маркетинговые модели транспортного рынка »// Изд. Транспорт

1998 год

34. Иванова В.Н.«Менеджмент территорий , стратегия и развитие: стратегия

развития района рекреационного типа»//Изд. СПб ГУ 2000 год.

35. «Стратегическое планирование в российских

муниципалитетах»//Муниципальное управление М. 2000 год

36. Берр Х. «Муниципальная экономика , администрация благоприятная к

предпринимателям. Концепция и образцы документов»//М.1997 год

37. Гринчин Б.М.«Социально ориентированное местное управление .: Опыт

городов Германии для России »//СПБ Изд Наука 1999 год

38. Гуляев В.Г«Налогообложение в туризме »// М. 1998 год.

Гуляев В.Г «Организация туристской деятельности»// М:.Изд. Ноллидж 1996

40.Швец С. М. Швец М. Ю.. М.Финансово - промышленные группы, как инструмент

активизации инвестиционно строительной деятельности.//Экономика

строительства. 2001 №2

41. Ефремов В. С. "Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.

1998.

42. Глухов В. В. "Менеджмент" изд. "Специальная литература " 1999 СПб.

43. Крейдель Е. И. "Перспективы финансово-промышленных групп в России".//

Проблемы прогнозирования. 1998 №2.

44. Данилов Н. "Регулирование развития крупных городских промышленных

центров: использование новых организационно - хозяйственных

форм.//Российский экономический журнал 2000 №3.

45. Алексеева М., Якутин Ю. "Промышленная политика Магаданской области:

создание региональной ФПГ. // Российский экономический журнал. 1999 №2

стр.5.

46. Деменьтьев В. "Финансово - промышленные группы в российской

экономике".// Российский экономический журнал. 1999 №3 стр. 50-63

47. Минина рубежом.. 1999 №6 стр. 48-76.

48. Т. И. "Роль и задачи банков в ФПГ" // Менеджмент в России и за

-----------------------

[1] Мескон "Основы менеджмента"

Ефремов В. В. Менеджмент "Специальная литература" 1999.[2]

[3] Экзаменационные билеты.

Мескон "Основы менеджжмента"

[4] Закон *****ской области "О стимулировании инвестиционной деятельности в

*****ской области" в ред. Законов *****ской области от 10. 08 1999 №1999 №

39-3 СО, от 02. 12 1999 №61-3СО, от 28.07.2000 №48-3-СО)

[5] Положение о предоставлении гарантий правительства *****ской области

субъектам инвестиционной деятельности от 4 декабря 1997 г. №79-П в ред.

Постановлений Правительства *****ской области от 31. 07. 98 №51-П, от 18.

08.99 №72-П

[6]

[7] Орловская областная дума. Постановление от26 июля 1996 г. №15/113-ОД "О

порядке стимулирования финансово - промышленных групп в Орловской области.

[8] Глава администрации Свердловской области. Постановление от 02.06. 95

№282 "О содействии финансово- промышленных групп в Свердловской области".

[9] Свердловская область. Областной закон. "О финансово - промышленных

группах и инвестиционо - промышленных объединениях в Свердловской

области", в ред. Областного Закона №36-ОЗ от 19. 11. 98.

[10] Глава администрации Краснодарского Края Постановление от 11апреля 1995

г. №212 "Об основных направлениях развития курортов и туризма в

Краснодарском Крае.

[11] Постановление Правительства Москвы от 19 октября 1993 г.№959 "О мерах

по развитию туризма в г. Москве в ред. Постановления Правительства Москвы

от 28. 05. 1996 №449.

[12] Постановление Губернатора Ленинградской области от 21 июня 2000 г.

№266-пг "Об утверждении региональной целевой программы "Развитие сферы

туризма и рекреации Ленинградской области" до 2005 года.

-----------------------

Дополнительная тур индустрия.

Предприятия, специализирующиеся на туризме.

"Окраинная тур индустрия.

Предприятия, в той или иной степени зависимые от туризма.

Тур индустрия в собственном смысле слова.

Типичные туристские предприятия.

Пенсионный фонд.

Инвестиционная компания.

Страховая компания

Банк.

Информационный центр.

Тур индустрия в собственном смысле слова.

Некоммерческий инвестиционный фонд.

Поддержка местных органов власти.

Городской фонд имущества.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ