Туризм. Развитие инфраструктуры туристической индустрии
проектах обеспечит импульс в развитии территории, позволит приступить к
планомерному решению проблемы занятости.
Здесь наиболее полно и точно были отражены положительные и отрицательные
стороны специфики организации ФПГ. Необходимо добавить, что не были
проанализирован коммуникационный аспект данной проблемы.
2. Цели и задачи создания финансово-промышленных групп Свердловской
области.
Финансово-промышленная группа (ФПГ Свердловской области) формируется с
целью решения первостепенных проблем областного развития посредством
объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников.
Основными задачами ФПГ Свердловской области являются:
- привлечение финансовых ресурсов, концентрация их на приоритетных
направлениях развития экономики области;
- реализация инвестиционных проектов, в том числе конверсионных и
социально-ориентированных;
- организация связей по кооперации области с другими регионами
России и с зарубежными партнерами;
- создание условий для реализации результатов научно-
исследовательских работ;
- решение проблем занятости, включая подготовку и переподготовку
кадров.
Принципы создания ФПГ Свердловской области соответствуют аналогичным
принципам Федеральной Программы содействия формированию финансово-
промышленных групп.
Как выше было отмечено, решение первостепенных проблем областного развития
является конъюнктурным подходом. Следует ориентироваться на решение
долгосрочной стратегической линии.
Можно выделить еще две задачи, которые решаются с созданием ФПГ:
- модернизируется связь между предприятиями в области;
- усовершенствуется связь между предприятиями и населением.
3. Участники, организационно-правовые формы финансово-промышленных групп
Свердловской области.
Состав участников ФПГ Свердловской области не регламентируется.
Структурообразующим участником в ФПГ может быть промышленное предприятие,
производственный участок, научно-исследовательская организация,
коммерческий банк, инвестиционная компания, торговая фирма, оптово -
комплектующее предприятие.
ФПГ Свердловской области в зависимости от целевой ориентации и задач могут
подразделяться на инвестиционные (реализующие конкретный проект),
конверсионные, социально ориентированные, ФПГ по организации кооперационных
связей.
ФПГ Свердловской области могут создаваться в следующих организационно-
правовых формах: акционерные общества (открытые и закрытые), общества с
ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью,
хозяйственные товарищества.
Среди плюсов, содержащихся в этой главе, отметим следующие:
а) состав участников ФПГ не регламентируется.
б) ФПГ могут создаваться в различных организационно-правовых формах.
4. Методическая и организационная работа по созданию ФПГ Свердловской
области.
Координирующую и методическую работу по созданию ФПГ осуществляет
Экспертный совет главы администрации области по финансово-промышленным
группам. Состав совета утверждается постановлением главы администрации
области. Работа в совете осуществляется на общественных началах.
Руководящие органы Экспертного совета осуществляют ведение реестра ФПГ
Свердловской области. В реестр включаются ФПГ, созданные в соответствии с
требования настоящего положения и обратившиеся в Экспертный совет с
соответствующим ходатайством.
На ФПГ Свердловской области распространяются все требования, которые
действующим гражданским законодательством предъявляются к юридическим
лицам.
Нельзя не взять на заметку тот факт, что Экспертный совет осуществляет
работу на общественных началах, а не становится частью бюрократического
аппарата. А также руководящие органы Экспертного совета осуществляют
ведение реестра ФПГ.
5. Поддержка деятельности ФПГ Свердловской области.
Администрация Свердловской области, Экспертный совет анализируют влияние
создания ФПГ на развитие хозяйственного комплекса области и разрабатывают
необходимые меры по государственной поддержке ФПГ Свердловской области.
К формам поддержки относится законодательная инициатива по соответствующим
налоговым льготам, выделение финансовых ресурсов в соответствии с
расходными статьями областного бюджета и т.д.
Выделим то, что на Экспертный совет делегированы громадные полномочия по
анализу, разработке и законодательной инициативе.
6. ФПГ Свердловской области как подрядчик по выполнению государственных
заказов.
На ФПГ Свердловской области могут возлагаться целевые задачи выполнения
государственных (федеральных и областных) заказов.
Государственные заказы могут быть в сфере выпуска оборонной продукции,
строительства жилья, заготовки продовольствия и т.п.
Органы государственной власти области оказывают содействие в получении ФПГ
Свердловской области федеральных государственных заказов.
В параграфе точно отмечена роль государственных органов власти по
регулированию ФПГ посредством государственных заказов.
В приложении обозначен состав экспертного совета главы администрации
Свердловской области по финансово-промышленным группам.
Вновь обратимся к нормативно-правовым актам принятым областной Думой
Свердловской области позднее 28 ноября 1996 года. Эти законопроекты были
подписаны новым главой администрации Свердловской области Э. Росселем, что
свидетельствует о преемственности власти и ее законотворческих усилий в
отдельно взятом регионе.
Проанализируем содержание областного закона «О финансово-промышленных
группах и инвестиционно - промышленных объединениях в Свердловской области.
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим областным законом.
1. Настоящий областной закон определяет условия участия финансово-
промышленных групп и инестиционно-промышленных объединений
(именуемые далее «группы» и «объединения») в реализации областных
целевых программ, условия оказания государственной поддержки
группам, объединениям и их участникам, порядок учета групп и
объединений в областном учетном реестре.
2. Отношения, связанные с деятельностью групп и объединений, не
урегулированные федеральным и областным законодательством,
определяются договором о создании групп или объединений, другими
договорами, заключаемыми между их участниками.
Статья 2. Финансово-промышленная группа и инвестиционно-промышленное
объединение.
1. Финансово-промышленной группой является совокупность юридических
лиц, объединившихся и действующих в соответствии с Федеральным
Законом «О финансово-промышленных группах».
2. Инвестиционно-промышленным объединением признается объединение
коммерческих организаций в форме союза или ассоциации, внесенное в
областной учетный реестр, созданное в соответствии с федеральным
законодательством и включающее товаропроизводителей, объединяющихся
на основе кооперационных связей, банки или другие кредитные
организации, инвестиционные институты.
В этой части даны определения финансово-промышленных групп и
инвестиционно-промышленных объединений, а мы пока оставим без комментариев,
до тех пор пока не найдем в них препятствий по осуществлению программ
развития индустрии туризма.
3. Основными целями создания инвестиционно-промышленного объединения
являются:
а) представление и защита общих имущественных интересов участников;
б) координация предпринимательской деятельности участников;
в) реализация и разработка областных целевых программ или проектов в
сферах экономической и технологической интеграции, охраны окружающей среды,
инвестиционной и научной деятельности;
г) повышение конкурентоспособности производимой продукции;
д) эффективное использование всех видов ресурсов участников.
Обратим внимание на следующее:
а) Насколько широко в законе понимаются следующие понятия:
товаропроизводитель и производимая продукция. В составе каждого продукта
есть доля овеществленного и неосязаемого, а именно, доля услуг. Есть ли
здесь принципиальная разница в способах толкования закона. Этот вопрос
может стать предметом судебного разбирательства.
Статья 3. Областной учетный реестр финансово-промышленных групп и
инвестиционно-промышленных объединений и порядок его ведения.
1. Областной учетный реестр финансово-промышленных групп и
инвестиционно-промышленных объединений представляет собой
совокупность сведений о действующих на территории Свердловской
области финансово-промышленных группах и инвестиционно-промушленных
объединениях, подавших заявку на участие в реализации областных
целевых программ, на –выполнение государственного заказа
Свердловской области, а также на оказание государственной поддержки
из деятельности. Сведения о финансово-промышленных группах
включаются в реестр, если группа либо один из ее участников
осуществляет деятельность на территории Свердловской области.
2. Ведение областного учетного реестра осуществляется уполномоченным
органом Правительства Свердловской области.
3. Состав сведений и структура реестра определяются Правительство
Свердловской области в соответствии с настоящим Областным законом.
4. Сведения о группах и объединениях, внесенные в областной учетный
реестр, публикуются в средствах массовой информации.
Отметим то, что заслуживает внимания в этой статье:
а) Учетный реестр – это совокупность сведений о действующих ФПГ и ИПО,
подавших заявку. Также весьма положительным можно считать четвертый пункт
этой статьи.
Статья 4. Условия включения групп и объединений в областной учетные
реестр.
1. Для включения в областной учетный реестр группа, союз (ассоциация)
подают заявку в орган, осуществляющий ведение реестра. Заявка
должна содержать цели создания группы, союза (ассоциации),
установленные учредительными документами формы имущественной и иной
ответственности участников, центральной компании группы или
общества, созданного союзом (ассоциацией) для осуществления
предпринимательской деятельности.
2. К заявке прилагаются копии свидетельства о регистрации группы,
организационный проект,, копии свидетельства о государственной
регистрации и учредительных документов союза (ассоциации).
3. Союз (ассоциация) приобретает статус инвестиционно-промышленного
объединения со дня включения его в областной учетный реестр.
Обратим внимание на то, что в этой статье четко определены условия
включения группы и объединений (союзов и ассоциаций) в областной учетный
реестр.
Статья 5. Участие государственных областных унитарных предприятий и
муниципальных унитарных предприятий в группах и объединениях.
1. Государственные областные унитарные предприятия и муниципальные
унитарные предприятия могут участвовать в создании групп и
объединений на основании решения уполномоченного органа.
2. государственное областное или муниципальное унитарное предприятие
направляет в уполномоченный орган ходатайство на участие в группе
или объединении, сведения о размере и форме вкладов или взносов.
3. Ходатайство рассматривается уполномоченным органом в течение 30
дней со дня его получения.
Эта статья, появившаяся в ред. от 19.11.98 года, по нашему мнению
является «прорывом» в сознании региональной власти, в фиксировании участия
государственных областных унитарных предприятий, и особенно, муниципальных
унитарных предприятий в группах и объединениях. Местное самоуправление
несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего
субъекта, поэтому так важно его участие, посредством МУП в хозяйственной
жизни региона.
Здесь есть также четко прописанный срок получения разрешения на
участие в группе или объединении со стороны уполномоченных органов.
Статья 6. Организационный проект.
1. Финансово-промышленная группа составляет организационный проект в
соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным Законом
«О финансово-промышленных группах».
2. Союз (ассоциация) составляет организационный проект, включающий:
а) перечень проектов и программ, в реализации которых участвует или
планирует участвовать;
б) направления технологической или экономической интеграции
участников;
в) перечень экологических, социальных, научно-технических проблем,
решаемых при реализации проектов и программ;
г) форму и способы участия общества, осуществляющего
предпринимательскую деятельность по реализации программ (проектов) и
хозяйственной деятельности участников объединения;
д) перечень мер государственной поддержки.
3. Экспертиза представленного организационного проекта осуществляется
Правительством Свердловской области.
Статья 6. Посвящена перечню направлений деятельности и формам и
способам участия в реализации программ, для получения государственной
поддержки.
Статья 7. Государственная поддержка финансово-промышленных групп и
инвестиционно-промышленных объединений.
1. Меры государственной поддержки групп определяются в соответствии со
статьей 15 Федерального Закона «О финансово-промышленных группах».
2. После включения групп и объединений в областной учетный реестр
Правительство Свердловской области вправе:
а) передавать в доверительное управление хозяйственному обществу
объединения (центральной компании группы) закрепленные в областной
собственности пакеты акций приватизированных предприятий-участников групп
(объединений), а также предприятий, технологически связанных с ними;
б) определять для групп и объединений квоты на выполнение
государственного областного заказа;
в) предоставлять инвестиционный налоговый кредит, а также отсрочки и
рассрочки по платежам в областной бюджет в соответствии с федеральным и
областным законодательством;
г) предоставлять в аренду на льготных условиях или передавать во
временное безвозмездное пользование имущество, находящееся в собственности
Свердловской области;
д) предоставлять в соответствии с областным законодательством целевые
займы и (или) поручительства;
е) выделять дополнительные землеотводы для реализации инвестиционных
программ;
ж) включать группы и объединения в число исполнителей областных
целевых программ.
3. В случае внесения изменений в действующее законодательство перечень
мер государственной поддержки может уточняться.
4. Порядок предоставления мер государственной поддержки и
экономического стимулирования групп и объединения определяется
федеральным и областным законодательством.
5. Контроль за выполнением условий, на основе которых предоставлена
государственная поддержка в соответствии с настоящим Областным
законом, осуществляется Законодательным Собранием Свердловской
области и Правительством Свердловской области.
Выделим меры государственной поддержки, которые являются наиболее
эффективными для государства:
а) передача в доверительное управление пакетов акций, участников
группы, а также технологически с ними связанных;
б) определение квот на выполнение областного заказа;
в) предоставлять инвестиционный налоговый кредит, а также отсрочки по
платежам в областной бюджет;
г) предоставлять в аренду на льготных условиях имущество.
Положительным фактором является также то, что контроль за выполнением
условий осуществляют обе ветви власти.
Но есть существенный недостаток, так как нет гарантий не ухудшения
инвестиционных условий, закрепленных в параграфе номер три.
Статья 8. основания прекращения государственной поддержки.
Оказание государственной поддержки прекращается в случаях:
а) истечения срока действия предоставленных мер государственной
поддержки;
б) невыполнения программ и проектов, для осуществления которых
предоставлялись меры государственной поддержки, а также условий ее
предоставления;
в) нарушения участниками группы (объединения) существенных условий
договора.
Здесь перечислены все три случая, которые можно считать
целесообразными для прекращения государственной поддержки.
Статья 9. Вступление в силу настоящего Областного закона.
Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
В настоящее время порядок определения размера льгот для банков и иных
кредитных учреждений, входящих в финансово-промышленные группы и
предоставляющих долгосрочные инвестиционные кредиты предприятиям и
организациям, входящим в структуру ФПГ наилучшим образом проработан
Орловской областной Думой, поэтому его можно полностью отразит и в нашем
законодательстве. Задекламируем его принципы:
Областная Дума в пределах своих полномочий, определенных
законодательством Российской Федерации и Уставом Орловской области может
уменьшать ставку налога на прибыль для банков и кредитных учреждений,
предоставляющих инвестиционные кредиты предприятиям, находящимся в составе
финансово-промышленной группы.
Размер предоставляемых льгот, т.е. процент снижения ставок по налогам
должен как минимум компенсировать потери банков и иных кредитных учреждений
от выделения «неэффективных» для них (с их точки зрения) кредитных
ресурсов.
Таким образом, минимальный процент снижения платежей по налогу на
прибыль определяется следующим образом:
Пу = Пз - Пл, где
Пу - льготный процент платежей по налогу на прибыль банков и кредитных
учреждений, %.
Пз - законодательно установленный процент платежей по налогу на прибыль
банков и кредитных учреждений, %.
Пл - процент снижения налога на прибыль для банков и кредитных
учреждений, %.
[pic]
где: ПН- недополученный банками и кредитными учреждениями размер
прибыли в результате осуществления долгосрочных инвестиционных
вложений (млн. руб.).
НОПпр - размер предполагаемой налогооблагаемой прибыли (млн. руб.)
(По итогам отчетного периода может быть сделана корректировка расчетов на
основе фактических данных)
[pic]
К - величина выделенного инновационно-инвестиционного кредита за
соответствующий отчетный период, млн. руб.
Т - средний процент доходности кредитных ресурсов по совокупности
всех видов используемых кредитных операций.
Обоснование среднего процента доходности кредитных ресурсов (Т) должно
предоставляться в соответствующие территориальные органы власти и
управления банками и кредитными учреждениями по согласованию с органами
налоговой инспекции или на основании заключения независимой аудиторской
службы.
Оптимальную льготную ставку по налогу на прибыль банков и кредитных
учреждений целесообразно устанавливать на следующем уровне:
По = Пу-1
Это означает, что банкам будет выгоднее выделять кредитные ресурсы на
инвестиционные цели, а не просто перечислять налоги в бюджет.
В случае превышения в отчетном периоде расчетного процента необходимых
льгот в соответствии с фактически представленным общим объемом
долгосрочных инвестиционных ресурсов над установленными размерами лимита
суммы расхождений могут учитываться в следующем отчетном периоде, в
том числе по окончании общего срока инвестирования. При этом,
должна производиться корректировка указанных сумм на средний индекс
инфляции за соответствующий инвестиционный период.
Указанная льгота может предоставляться в совокупности с другими
видами льгот, предусмотренных Российским законодательством в отношении
банков и кредитных учреждений.
Пример
Расчет льготной ставки налога на прибыль банка при выделении
инвестиционного кредита под 50 % :
|Показатели Инвестиционный период |1 год |
|1. Размер предоставляемых инвестиционных ресурсов (млн. |750 |
|руб.) в том числе: | |
|1.1. Льготный процент за кредит |50% |
|2.(Т) средний процент доходности кредитных ресурсов |250% |
|2.1. Разность между средним и льготным процентами за кредит|200% |
|3. НОП пр - размер предполагаемой налогооблагаемой прибыли |20000 |
|банка (млн. руб.) | |
|4. Пз - законодательно установленный размер ставки налога |30% |
|на прибыль банка (в бюджеты субъектов Федерации) % | |
|5. ПН - недополученный банком размер прибыли (млн.руб.) - |1500 |
|(стр.1 стр.2.1) : 100% | |
|6. Пл - процент снижения налога на прибыль банков и иных |7,5% |
|кредитных учреждений (стр.5 : стр.3) : 100 % | |
|7. Пу - льготный процент платежей по налогу на прибыль |22,5% |
|банков и иных кредитных учреждений - % (стр. 4 - стр. 6 ) | |
|8. По - оптимальная льготная процентная ставка по налогу на|21,5% |
|прибыль банков и иных кредитных учреждений - % (стр. 7-1) | |
|9. Размер недоперечисленной банком в бюджет величины налога|1700 |
|на прибыль исходя из оптимальной процентной ставки налога | |
|(млн. руб.) НОПпр. (Пз - ПО) : 100% | |
Глава №3 Программа развития туризма в *****ской области
Проект постановления: “Об утверждении региональной целевой
программы “Развитие сферы туризма и рекреации *****ской области “ до 2005
года.
В целях реализации в *****ской области государственной политики в
сфере туризма постановить:
Утвердить предложенную региональную целевую программу “развитие сферы
туризма и рекреации *****ской области до 2005 года.
Возложить на министерство молодежной политики спорта и туризма функции
представителя заказчика указанной региональной целевой программы.
Министерству обеспечить контроль за выполнением программой и целевым
использованием средств, выделенных на ее реализацию, и ежеквартально
информировать Правительство области о результатах выполнения программы.
Утвердить руководителем региональной целевой программы “Развитие сферы
туризма и рекреации *****ской области до 2005 года министра Ахмерова.
Комитету финансов и комитету по экономике и инвестициям при проектировании
областного бюджета в период с 2001 по 2005 годы предусмотреть расходы на
реализацию мероприятий программы в утвержденных объемах.
Рекомендовать главам администраций муниципальных образований осуществлять
долевое участие в финансировании мероприятий региональной целевой программы
“Развитие сферы туризма и рекреации *****ской области” до 2005 года.
Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора
*****ской области.
Полное наименование
программы:
Региональная целевая программа « Развитие сферы туризма и рекреации
*****ской области 2001 –2005 г.»
Основания для разработки программы:
распоряжение Губернатора *****ской области «о разработке региональной
целевой программы «Развитие сферы туризма и рекреации в *****ской области
до 2005 года».
областной закон «О туристской деятельности на территории *****ской
области до 2005года»
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности на территории
Российской Федерации».
Периоды и этапы реализации программы: 2001- 2005 годы.
Первый этап – разработка технико-экономических обоснований крупных
проектов и реализации, первоочередных мало ресурсных задач;
Второй этап: 2002-2005 годы – реализация крупных проектов программы.
Основные цели программы:
формирование на территории *****ской области конкурентоспособной туристско-
рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной
специализации, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как
российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в
туристско-рекреационных услугах, с другой стороны , значительный вклад в
социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части
областного и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличение числа рабочих
мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального
использования культурно-исторического и природного наследия.
Основные задачи программы:
Формирование современной нормативно-правовой базы туризма.
Поддержка развития предпринимательства в сфере туризма, прежде всего
малого и среднего бизнеса.
Стимулирование развития материальной базы туризма путем привлечения
российских и иностранных инвестиций для реконструкции и создания новых
туристских объектов.
Создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма в
Хвалынском районе.
Освоение новых туристских районов в северо-западной части области, имеющих
обширный природный и историко-культурный потенциал.
Разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского и
рекреационного обслуживания.
Создание современной единой системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров.
Проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование
имиджа *****ской области, как центра туризма и продвижения ее на российский
и международный туристские рынки.
Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на предстоящий год
должен быть равен объему, выделенному Ленинградской области в том
соотношении, в котором соотносятся бюджеты *****ской и Ленинградской
областей.
Объем освоенных в рамках программы финансовых ресурсов за весь период
действия программы.
Объем финансирования, необходимый для завершения программы.
Объем всех средств, в том числе из областного бюджета равны объему,
определенному в программе Ленинградской области в том соотношении, в
котором соотносятся бюджеты *****ской и Ленинградской области.
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие
целевые показатели программы:
формирование современной высокоэффективной туристской индустрии в *****ской
области;
- обеспечение общей продолжительности пребывания туристов на
территории *****ской области.
- увеличение внутренних и въездных туристских потоков.
- обеспечение ежегодных дополнительных доходов бюджета на том
уровне, на котором соотносятся доход бюджета Ленинградской области
к объему привлеченных в отрасль средств с поправкой на коэффициент
соотношения бюджетов *****ской и Ленинградской областей.
Разработчик программы: Ассоциация поддержки туризма, инфраструктуры отдыха
и развлечений.
Сроки разработки программы 2001 год.
Стоимость разработки программы: Сумма равна заложенной в программе
Ленинградской области с поправкой на возможности бюджета *****ской и
Ленинградской областей, а также на стоимость рабочей силы, материалов.
представитель заказчика программы: Министерство молодежной политики, спорта
и туризма.
Основной исполнитель и соискатель программы: Министерство молодежной
политики, спорта и туризма, Комитет по внешним экономическим и
международным связям, Комитет по экономике и инвестициям, Комитет финансов,
Комитет по архитектуре и градостроительству, Комитет по жилищно-
коммунальному хозяйству, Комитет по строительству, Комитет по транспорту,
Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом,
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
*****ской области, Комитет общего и профессионального образования, Комитет
по здравоохранению, Комитет по культуре.
Руководитель программы: министр _____________
Распоряжение об утверждении задания на разработку программы: распоряжение
Губернатора *****ской области; Постановление об утверждении программы;
Постановление Губернатора *****ской области.
Организация контроля за выполнением программы: вице-губернатор *****ской
области, курирующий социальные вопросы.
Вводная часть
Региональная целевая программа «Развития сферы туризма и рекреации
*****ской области 2001-2005 годов», (далее программа) разработана по
поручению Правительства *****ской области и содержит наиболее актуальные
предложения и мероприятия по их выполнению в целях создания правовой,
организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для
дальнейшего формирования туристской индустрии в *****ской области.
Программой предусмотрено решение проблемы взаимодействия в едином
туристском пространстве Поволжского региона России и *****ской области.
Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать
туристскую индустрию, стабилизировать процесс рыночных отношений, а также
укрепить влияние государства на развитие туристской отрасли.
Реализация программы предполагает гармоничное сочетание бюджетных и
внебюджетных источников финансирования мероприятий, а также финансирования
в большинстве мероприятий на привлечение инвестиционных средств.
Программа разработана по заказу комитета по делам молодежи, физической
культуре, спорту и туризму Ассоциацией поддержки туризма, инфраструктуры
отдыха и развлечений при участии Поволжского отделения Российской
ассоциации туристических агентств, руководителей и преподавательского
состава высших учебных заведений, руководителей туристских предприятий и
курортных комплексов.
I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач программы
1.1. Анализ ситуации в сфере туризма в *****ской области
Современная туристическая индустрия является одной из самых высокодоходных
отраслей мировой экономики. Существенные доходы от туризма получают как
небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Испания
и др.). Туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран, принося им
до 10% валового национального продукта. Индустрия туризма является одной из
наиболее прибыльных отраслей экономики и в странах, находящихся в схожих с
Поволжьем России природно-климатических условиях. Рост доходов от туризма
значительно опережает рост дохода от большинства других отраслей экономики.
По прогнозам Всемирной туристской организации (далее ВТО), динамика
развития туризма сохранится и в перспективе. Доход России от въездного
туризма оценивается экспертами ВТО на уровне 7,8 млрд. долларов США при
объеме до 4 млн. прибытий.
Отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство,
транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Как свидетельствует мировой
опыт, правильное использование имеющихся туристско-рекреационных
возможностей может оказаться одним из наиболее эффективных рычагов
структурной перестройки экономики. Важнейшим условием, определяющим процесс
формирования, становления и развития туристской отрасли в качестве значимой
отрасли территориальной специализации, является формирование на территории
области туристско-рекреационного комплекса, отвечающего современным
требованиям, которые невозможны без использования программно-целевых
методов.
Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на
доходность туризма, являются природно-климатические и историко-культурные
ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования
государственной политики в отношении туризма.
В настоящее время *****ская область имеет достаточно большой туристско-
рекреационный потенциал, кроме того, существуют следующие предпосылки для
его развития:
природные возможности области, включающие реку Волгу с *****ским и
Волгоградским водохранилищем, сеть малых рек общей протяженностью до 10000
км, единственным в Нижнем Поволжье Национальным парком «Хвалынский»;
культурно-историческое наследие, включая исторические города. На территории
области расположено 124 памятника природы, природные заказники, более 3000
памятников археологии;
этнографико-культурный потенциал, включающий народно-художественные
промыслы и ремесла.
Во многом уникальны и природные ландшафты области, сочетающие лиственные и
хвойные леса, подземные целебные воды и источники, дюны и песчаные пляжи, и
это далеко не полный перечень достопримечательных пирородных объектов,
привлекательных для туристов и рекреантов.
Этнографический потенциал области определяется проживанием на ее территории
народов разных культур (русские, украинцы, татары, немцы Поволжья и др.,
часть из которых до сих пор сохранила своеобразные черты своего быта.
Разумное использование туристских ресурсов должно и может приносить
государству и области существенный доход. В настоящее время в *****ской
области туристской деятельностью занимается небольшое число фирм, в то
время как в Ленинградской области около 2001 (в том числе Москвы, Санкт-
Петербурга и других городов).
В *****ской области имеется 325 объектов санаторно-курортного и
туристического назначения и 42 гостиницы различного уровня обслуживания. В
то же самое время как в Ленинградской области имеется более 600 объектов
размещения туристов, включая курорты.
Таблица 1.
Распространение объектов размещения по типам мест проживания туристов, на
примере Ленинградской области.
|Типы объектов |Количество |Количество мест |Заполняемость в |
|размещения |объектов | |1998 г., % |
|Санатории и |24 |3500 |39 |
|профилактории | | | |
|Детские лагеря отдыха|450 |95000 |7 |
|Дома отдыха, |9 |1700 |49 |
|пансионаты | | | |
|Базы отдыха |100 |15100 |нет данных |
|предприятий и т.п. | | | |
|Турбазы, гостиницы |5 |200 |36 |
|гостиницы |55 |6000 |28 |
|Всего: |643 |123300 |10* |
|* Без учета ведомственных баз отдыха |
Гостиничная база *****ской области представлена гостиницами различных
категорий, но структура существующей гостиничной базы не исследована в
полной мере, в отличие от гостиничной базы столицы. В Москве можно выделить
предприятия категории «Люкс», недавно пущенные в строй после реконструкции
или строительства, функционирующие как СП, управление которыми
осуществляется иностранными гостиничными компаниями. Подобные гостиницы по
уровню сервиса и набору услуг могут быть приравнены к наивысшим
международным категориям – 5-ти и 4-х звездочным отелям.
Следующий сегмент включает гостиницы категорий «Высший А» и «Высший Б»
открытые не позднее 1980 года, нуждающиеся в реконструкции. Набор услуг и
качество обслуживания на предприятиях этой группы на порядок ниже 1-й
группы гостиниц, о которой говорилось выше. Отнесение этих гостиниц к
принятой в мире классификации затруднено из-за их морального и физического
износа. Однако по объективным данным, многие из них могли бы
соответствовать 4-х и 3-х звездочным категориям.
Третий по счету сегмент охватывает гостиницы 1, 2, 3 и 4 разрядов различных
лет постройки, нуждающихся в реконструкции или капитальном ремонте.
Предприятия этой группы могут быть отнесены преимущественно к 3-х, 2-х и
однозвездночным отелям.
Предприятия 4 сегмента вряд ли могут рассматриваться как средства
размещения для иностранных граждан.
Помимо основных средств размещения Москва располагает большим потенциалом
дополнительных средств размещения: это частные квартиры и общежития.
В мире наблюдается тенденция уменьшения доли размещения в основных
средствах за счет размещения в частном секторе. Эти средства размещения не
требуют значительных капитальных вложений, но могут приносить большой доход
за счет налогов. Оценка использования иностранными гражданами квартир
затруднена в силу отсутствия статистики, однако, очевидно, что этот вид
размещения будет пользоваться устойчивым спросом.
Использование этой формы размещения требует разработки организационных
форм, прежде всего создания коммерческих бюро, через которые частные лица
смогут сдавать помещения для размещения туристов, что обеспечит контроль
как за качеством предлагаемых услуг, так и налоговых отчислений, в т.ч.
валютных, в бюджет города.
Каждый из представленных сегментов имеет свою долю в общем числе мест в
гостиницах (%), причем она зависит от структуры спроса в субъекте
федерации.
Существующие в настоящее время в *****ской области объекты размещения
туристов характеризуются высокой степенью морального и физического износа и
недостаточной развитостью важнейших элементов туристской инфраструктуры.
Спортивные комплексы и сооружения имеются в небольшом количестве объектов
размещения туристов, а такие элементарные и необходимые удобства, как
горячая вода, душ, телефон имеются не во всех местах размещения, большая
часть материальной базы туризма нуждается в капитальном ремонте,
модернизации или функциональной реконструкции.
Статистика количества туристов, посетивших *****скую область, структура их
по месту проживания, а также доход, полученный предприятиями,
расположенными на территории области не ведутся.
В то же самое время, проведенные опросы мнения жителей Ленинградской
области и Санкт-Петербурга показывают наличие нескольких профилей отношения
к туризму, существенно зависят от возраста и доходов населения. Наибольшую
склонность к потреблению туристских услуг проявляют жители Ленинградской
области в возрасте от 36 до 45 лет, а наименьшую – представители наиболее
молодой возрастной группы (до 25 лет). Склонность к потреблению туристских
услуг увеличивается и по мере роста доходов.
Данные, собранные социологами в Ленинградской области позволяют сделать
следующие выводы:
сравнительно малый интерес к туризму и организованному отдыху проявляют в
младшей возрастной группе;
максимальный интерес к туризму и организованному отдыху приходится на
возраст от 25 до 45 лет. В дальнейшем наблюдается достаточно резкое
снижение интереса;
общая заинтересованность в получении туристических и рекреационных услуг
сравнительно высока.
Оценка числа туристов и рекреантов в Ленинградской области строится на
результатах опроса жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга и
исходит из того, что жители именно этих двух субъектов Российской Федерации
составляют основную массу туристов и рекреантов. при оценке текущего
положения в туризме не учитывается бизнес туризм и мэпинг (поездка в другие
районы или страны с целью покупки товаров), так как, во-первых, их динамика
связана с большим количеством внешних факторов и, во-вторых, эти виды
посещения только частично могут быть отнесены к туризму.
Оценка размеров бизнес туризма затруднительна из-за резкого изменения
направления экономических связей между хозяйствующими субъектами, которые
выражаются в переходе от отраслевой к региональной интеграции, в результате
чего число лиц, командированных на короткие сроки, достаточно резко
снизилось. С другой стороны, сформировались достаточно большие группы лиц,
прописанных за пределами Ленинградской области, или граждан государство
СНГ, которые постоянно представляют на ее территории хозяйственные интересы
других субъектов Федерации и государств СНГ. Существует значительное число
Страницы: 1, 2, 3, 4
|