Сборник рефератов

Исповедальная поэма Н. А. Некрасова «Уныние» (1874): проблематика, поэтика, история восприятия

p>1902-1917 года.

Началом данного этапа в изучении творчества Некрасова является коренной перелом в отношении критики к творчеству поэта. Тяга к Некрасову, год от года возрастает, что очень заметно проявилось в конце 1902 года, в дни 25-й годовщины смерти поэта. Явлением, которое мы считаем важным выделить, является, тот факт, что в предыдущий период источником критики произведений Некрасова являются его современники, которые не лишены крайнего субъективизма в отношении личности Некрасова, и именно эта позиция является определяющей в оценке его творчества. Теперь в этом отношении ситуация меняется. Также данный период можно охарактеризовать тенденцией постепенного отхода от идеалов революционной демократии 19 века в литературе, что не могло не обусловить изменений в характере отношений к жизни и творчеству Некрасова. Именно с точки зрения новых подходов, в том числе психологических данный период интересен для нашей работы.

В 1903 году публикуется сборник критических статей о творчестве
Некрасова под редакцией В. Зелинского, в котором даётся общая оценка произведений последнего десятилетия творчества Некрасова, как произведений, подводящих итог жизни поэта. Конкретного упоминания про поэму "Уныние" в данной работе нет.

Так же в этого периода начинается деятельность К. И. Чуковского – исследователя, который на много лет окажется ведущим в области исследования творчества Некрасова. В 1913 году публикуется статья К. И. Чуковского
"Новонайденные творения Некрасова". В этой статье впервые публикуется набросок продолжения строфы IV, половина строфы V и строфы VI-VII поэмы
«Уныние».

Как общеизвестно в данный временной период активно развивается русская поэзия, формируются крупные и значимые поэтические направления. Изучение творчества Некрасова не могло пройти мимо этих направлений. Особое внимание рассматриваемому нами творчеству уделили символисты. Также следует сказать, что время на рубеже веков – время постоянного поиска в области поэзии. Именно этот поиск мотивировал разнообразность подхода к рассмотрению феномена поэзии Некрасова. В своих произведениях А. Белый и
В. Брюсов упоминали о творчестве Некрасова, в общем, и о его произведениях
1870-х годов, к которым относится и рассматриваемое нами "Уныние" в частности. Применительно к творчеству Некрасова 1870-х годов символисты говорили об этом поэте как о замечательном художнике. Оценки данного периода творчества Некрасова в их творчестве имеют большую долю субъективизма, свойственного последователям символизма. Так же в их критических оценках большое внимание уделяется внутреннему миру поэта и тому, как он проявляется в произведениях 70-х годов, элементам самоанализа, который осуществляет Некрасов, в том числе и на страницах малой поэмы
"Уныние". В критических оценках произведений Некрасова 70-х годов Брюсовым и Белым наблюдается сильная тенденция подтянуть его творчество к символизму. Так же в этих оценках можно отметить абсолютное неприятие реалистического начала некрасовской поэзии.

Именно символисты впервые оказали сочувственное внимание к Некрасову как к «печальнику горя народного». Здесь следует отметить, что культура символизма и декаданса строилась абсолютно не других принципах, нежели поэзия Некрасова.

Д. Мережковский, как мы уже отмечали в начале работы, оказался одним из первых, кто в новой культурной обстановке обратился к проблеме наследования русской классической литературы, в том числе Некрасова.
Мережковский одним из первых решительно отверг образ Некрасова как «поэта- гражданина». Он одним из первых выделил вечную сторону в творчестве поэта.
Он отмечал в предыдущих исследованиях Некрасова, что в них совершенно упущено из виду, что есть другой Некрасов – Некрасов – идеалист. Д.
Мережковский впервые указал на данную сторону творчества Некрасова, мимо которой так благополучно прошла «народническая критика», для которой произведения поэта были только собранием социально-политических идей.
Особое видение проблемы Мережковским обусловило его особое поэтическое,
«символическое» мировосприятие. Мережковский тонко ощутил специфичный, неповторимо личностный характер лирического восприятия у Некрасова, особую попытку освоения мира. Именно этот подход во многом связан с особенностью рассматриваемой нами «исповедальной» лирики Некрасова, в том числе поэмой
«Уныние».

Интересной для нашей работы является публикация В. Е. Евгеньева-
Максимова "Предсмертные думы Некрасова", в которой он анализирует психологическое состояние поэта в последнее десятилетие своей жизни. Автор анализирует психологические процессы во внутреннем мире Некрасова. Особое внимание уделяется идейно-стилевому и содержательному элементу творчества поэта в последний период его жизни.

1917-1940 года.

Граница начала данного временного периода мотивирована революцией 1917 года и последующими за ним коренными изменениями в государстве. Смена власти породила смену идеологии, а та в свою очередь породила смену взглядов общества на литературу. В начале период происходит активная идеологическая борьба за наследие классиков. Заканчивается формирование
"марксиско-ленинского" понимания литературы. Вплоть до 1920 года не наблюдается публикаций по интересующей нас теме.

Начало 20-х годов ознаменовано полным установлением коммунистической идеологии в советском обществе, в частности, с этого момента все основные литературные процессы, как-то литературоведение и критика, в России проходят в соответствии с этой идеологией. Основополагающими документами, определившими развитие литературной критики на долгие годы, становятся постановления и резолюции ЦК. Ведущими из них становятся: Резолюция ЦК
РКП(б) от 18 июня 1925 г "О политике в области художественной литературы" и
Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно- художественных организаций" - главное содержание данных нормативных документов это классовая борьба на литературном фронте. Так же во многом определяющим для литературной критики стало выступление А. А. Жданова на
Первом съезде писателей в 1934 году, где оратор отметил необходимость критического освоения литературного наследия прошлого для развития советской литературы.

Развитие некрасоведения с начала 20-х годов проходит с целью "дать советскому читателю новое издание некрасовских стихотворений". В направлении этого важной тенденцией в области исследования Некрасова является работа по публикации ранее неизданных или изданных «с купюрами» произведений. На данном этапе в работе по исследованию Некрасова активно действует К. И. Чуковский, именно под его редакцией выходит однотомное издание стихов в 1920 году. В этот сборник и было впервые в полном виде включена поэма "Уныние". Собирание малоизвестных и выявление новых текстов
Некрасова в 20-е годы проходит очень успешно, что приводит к публикации в
1930 году пятитомного сборника.

В 1922 году Пушкинский дом осуществляет выпуск сборника ранее неизданных материалов, посвящённых Н. А. Некрасову. В работе публикуются многочисленные варианты черновых записей Некрасова, в частности наброски и варианты чернового автографа поэмы "Уныние". При подготовке издания специалистами Пушкинского дома была проделана огромная работа по обработке документального материала.

Кроме работы над текстами Некрасова исследуется и биография поэта. В
1932 году публикуется работа Н. Ашукина , в которой автор в хронологическом порядке повествует о жизни поэта. В частности в работе имеется упоминание о пребывании Н. А. Некрасова в имении Чудовская Лука в 1870-х годах, где и создавалось "Уныние". В данной работе отмечается об особом состоянии поэта в конце жизни – стремление к подведению итогов и страдания от болезни.

Всплеск интереса к творчеству Некрасова произошёл в юбилей 1938 года, что проявилось в ряде монографических работ посвящённых поэту. Особого внимания заслуживает работа А. Еголина и сборник статей под его редакцией.
Главное содержание этих публикаций - общая оценка творчества Некрасова.
Интересным для темы нашей работы являются размышления по поводу унылого настроения в произведениях Некрасова 70-х годов. Еголин пытается развенчать мнение о том, что творчество Некрасова последних лет жизни - это творчество
"гения уныния". Для Еголина поэзия Некрасова данного временного периода, не просто скука, а "отражение печали под внешним гнётом" (29:74). Главная идея
Некрасова, по мысли исследователя - осознание несбыточности мечты увидеть свою родину свободной при жизни. Именно эта идея и порождает особое настроение поэта на закате жизни, что по мысли исследователя и выливается в поэму.

В данный период также происходит работа над анализом стиля произведения Некрасова, в том числе над стилистикой произведений последнего десятилетия жизни автора. Исследователи отмечают, что в 70-е года в творчестве Некрасова происходит смешение литературного и художественного стилей. Особого внимания здесь заслуживает работа С. В. Касторского
"Некрасов и Фет", в которой автор сравнивает лирику Фета с произведениями
Некрасова последнего десятилетия творчества с точки зрения лексики, поэтики, размера стиха.

В 1939 году под редакцией Р. П. Маториной происходит публикация рукописей Н. А. Некрасова, среди которых имеют место рукописи поэмы
"Уныние".

1941-1955 года.

На фоне Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в сознании нации происходит подъём патриотических настроений. Данное явление непосредственно отражается и на литературных исследованиях. Главным аспектом исследований становится патриотическое начало в произведениях, не избегает этой тенденции и некрасоведение. Публикуются произведения Евгеньева-Максимова
"Патриотичность и героические мотивы в поэзии Некрасова" 1942 г и Еголина
"Некрасов и Родина" 1942, "Великий русский народ в поэзии Некрасова" 1945.
В период войны не создаются работы связанные с исследуемой нами темой.

Определённые изменения по отношению к исследованию Некрасова происходят после публикации в начале 50-х доклада А. Жданова, в которых он указывал на необходимость и важность освоения традиций и творчества революционеров-демократов, в том числе и Н. А. Некрасова .

В начале 50-х некрасоведение развивается по двум основным направлениям:

1.Собирание материалов, выявление новых рукописей и документов.

2.Создание работ обобщающего характера, разработок отдельных проблем и вопросов творчества.

В процессе данной работы было выявлено множество стихотворений и прозаических текстов, в частности тех, чья принадлежность перу Некрасова не была ранее доказана.

Применительно к основной проблеме нашей работы следует сказать, что именно в результате этих исследований А. Я. Максимович опубликовал прозаический набросок "Заметка о мысли в поэзии", помещённый не полях рукописи "Уныния".

В 1944 под редакцией Еголина издаётся сборник критических статей о
Некрасове, где имеют место критические упоминания о произведениях Некрасова
70-х годов в охотничьем имении Чудовская Лука. Данные упоминания носят общий характер и прямого отношения к поэме "Уныние" не имеют.

В конце 40-х - начале 50-х происходит большая текстологическая работа, с целью создания "Полного собрания сочинений и писем", во главе, которой стоят Чуковский и Максимович. Производится выверка всех текстов, включённых в собрание, создаются комментарии.

В 1947 году выходит в свет издание содержанием, которого является анализ различных вариантов автографов произведений Некрасова, в частности сопоставляются автографы поэмы "Уныние".

В 1949 году публикуется работа К. И. Чуковского "Некрасов и
Пушкин", в которой автор прослеживает связь творчества этих поэтов, в частности, общность элегических мотивов в стихах Пушкина и произведениях
Некрасова 1870-х годов.

В данный период происходит работа над «Некрасовским сборником», в котором в 1951 году публикуется работа О. В. Ломан "Усадьба Некрасова
Чудовская Лука". В этой статье рассказывается о пребывании поэта в его охотничьей усадьбе Чудовская Лука в 1870-х годах. Описывается быт усадьбы, занятия поэта, его психологическое состояние в последние десятилетие жизни во время пребывания в усадьбе. Также в работе упоминаются произведения
Некрасова, написанные в Чудовской Луке, в том числе и «Уныние», но анализа данной поэмы нет.

В 1953 году отмечается 75 лет со дня смерти Некрасова. К этой дате приурочена публикация целого ряда работ о Некрасове. Важнейшей работой из этой группы, посвящённой нашей проблеме, является публикация К. И.
Чуковского "Мастерство Некрасова", на этой работе следует остановиться поподробнее. В данной работе имеется достаточное количество материала по поэме "Уныние". Главной проблемой этой работы является анализ настроения, тона, характера произведения. Также Чуковский анализирует поэтику и тенденции изменения замысла произведении в сопоставлении редакций и сопоставляет «Уныние» с другими произведениями Некрасова.

Чуковский сопоставляет «Уныние» с другим произведением Некрасова
«Элегия» (1874), которая была выдержана в духе самой высокой патетики и начиналась в рукописи таким фельетонно-разговорным двустишием:

Старо, не правда ли печь хлебы из муки?

Однако ж из песку, попробуй, испеки!

По мнению Чуковского это двустишие было в резком противоречии с торжественным стилем традиционных элегий. Здесь чувствовались бытовые интонации затрапезной, домашней речи. По его мысли нельзя упускать из виду то обстоятельство, что все приведенные здесь строки Некрасова взяты из черновых его рукописей и отнюдь не представляют собой окончательной редакции текстов.

Рассматривая "Уныние" Чуковский отмечал некоторую динамику данного произведения, несмотря на его элегичное настроение. Так же по мысли исследователя Некрасов выключил из своей темы идейную близость охотника к трудовому крестьянству и заменил ее личной его добротой. Исследователь отмечал, что из-за постоянного тяготения к конденсации мысли объясняется изобилие в литературном наследии Некрасова афоризмов, крылатых слов и т. д.

Тот не герой, кто лавром не увит

Иль на щите не вынесен из боя...

Чуковский в своих исследованиях относительно творчества Некрасова в целом и поэмы "Уныние" в частности отмечает особый мотив рока. По его мнению "У писателей, чуждых мировоззрению Некрасова, у поэтов-романтиков, слово это почти всегда было связано с мистическим представлением о неотвратимых предначертаниях судьбы. У Некрасова же, как и у других поэтов прогрессивного лагеря, оно переведено в реалистический план и означает: губительный, бедственный, таящий в себе тяжкие муки, причем чаще всего этому слову сопутствует смысл, связанный с политической оценкой предметов и фактов" (51:235). Например, в «Медвежьей охоте» говорится о людях, томившихся под гнетом реакции:

Кто выдержал то время роковое,

Есть от чего тому и отдохнуть.

Применительно к поэме "Уныние", по мнению Чуковского, Некрасов размышляет о предательстве, а именно о предательстве совершённом им - вынужденной публикации ради спасения "Современника" стихотворения Муравьеву
- Вешателю такими строками:

Предательство в ошибке роковой...

Как одну из особенностей произведения "Уныние" Чуковский выделяет настроение данного произведения, в полном соответствии с его названием.
Исследователь прослеживает мотив "уныния", а так же наличие самого слова
"уныние" в других произведениях поэта.

Но в некрасовском унынии, по мнению Чуковского не было ничего безнадежного, безвыходно скорбного, так как в большинстве случаев здесь говорилось о таких временных, преходящих явлениях, которые при других обстоятельствах должны были непременно исчезнуть.

Чуковский отмечает особенный пейзаж в «Унынии» Некрасова - "И хотя он был проникновенный изобразитель родного пейзажа, но пейзаж сам по себе, без этого изобилия людей, пейзаж, не окрашенный человеческим чувством, не выражающий человеческих бед или радостей, для него не существовал совершенно" (51:240). И в «Саше», и в «Рыцаре «а час», и в «Унынии», и в поэме «Мороз, Красный нос», и в поэме «Кому на Руси жить хорошо» вся многообразная пейзажная живопись подчинена у него лирике человеческих чувств.

Говоря о символике произведения "Уныние" Чуковский выделяет особый символ ветер в этом произведении. Так же исследователь говорит, что ветер был любимой стихией Некрасова, поэт изображал его множество раз, отлично воспроизводя в своем стихе его музыкальную сущность. Вот, например, дуновение деревенского теплого ветра в поэме "Уныние":

...а вольный ветер нив

Сметает сор, навеянный столицей...

Чуковский так же отмечает некоторую диалогичность в произведениях
Некрасова. По мнению исследователя, создается такое впечатление, будто автор то и дело вступает в разговор со своими героями, вмешивается лично в их жизнь, то бросает им прямо в лицо обвинения, то ободряет их, утешает, ласкает. Он для них не посторонний, не объективный созерцатель их дел и поступков. Он — один из них, он — соучастник их жизни, и оттого всякий раз, когда тот, о ком он говорит, становится непосредственным его собеседником, кажется, будто нежные или гневные чувства возникают в ту самую минуту, когда он описывает, то или иное событие. Это местоимение ты изменяет категорию времени; здесь не прошлое, давно миновавшее чувство, здесь эмоция настоящего времени. Как будто все, что изображает поэт, происходит у него на глазах, вот сейчас, так что прошедшее время становится вдруг настоящим.

Заслуживают внимания, по мнению Чуковского и обращения Некрасова в
"Унынии" к родному дому, воспоминания о нём.

В контексте нашей проблемы интересна совместная работа М. Гина и В.
Евгеньева-Максимова вышла в 1955 году. В данной работе даются сведения о создании поэмы "Уныние", а именно о пребывании Некрасова в его охотничьей усадьбе Чудовская Лука, где он и работает над малой поэмой "Уныние" в 1874 г. Так же здесь упоминается о первой публикации произведения "Уныние" в
"Отечественных записках" № 1 за 1875 год. По мнению исследователей, которые опираются на воспоминания А. Буткевич, Некрасов долго работает над строками о внутреннем разговоре с жестоким богом совести, но в конце концов приходит к выводу о нецензурности строк о «преступленье», которое таится в несчастной случайности, о предательстве», которое он видит в «ошибке роковой» (возможно, что здесь заключен понятный читателю того времени намек на прочитанное ради спасения «Современника» стихотворение Муравьеву
Вешателю); не более цензурны и строки о пути поэта между двух огней — то под судом «блюстителя порядка», то под судом неумолимого юношества.

Видоизменив, как отмечают исследователи, в «Отечественных записках» строфу V и выпустив строфы VI и VII, поэт снимает в «Последних песнях» заслоняющие лирические размышления картины народных бедствий, т. е. строфы
Х—XIV . Сыграло, вероятно, роль и то, что «картинки», были из «прелестных», живописных, но мрачных, и, следовательно, могли вызвать недовольство цензуры. «Относительно сокращения «Уныния»,— писала А. Буткевич С. И.
Пономареву,— едва ли брат не имел в виду опять-таки цензуру. Вы не поверите, как страшно цензура теснила его в последний год его жизни.
Боялась ли она влияния Некрасова на молодежь, которое действительно заметно возрастало?». В результате в «Последних песнях» остается энергичное лапидарное стихотворение, отражающее кризисное состояние души автора. Это стихотворение и в таком виде имеет право на самостоятельное существование.
Но, как указывалось выше, уже в издании «Русской библиотеки» был восстановлен в возможных пределах его более широкий контекст. В «Последних песнях» сам Некрасов отметил цифрами пропущенные строфы.

1960 – наши дни.

Данный период можно охарактеризовать, как период медленного постепенного спада засилья коммунистической идеологии в литературоведении.
Конечно, ленинское начало долгое время господствовало на этом поприще, вплоть до 90-х годов, но в нём уже не было былой агрессии, диктата.
Литературоведение и критика, начиная с "хрущёвской оттепели" получили определённую, несколько ограниченную свободу. Но вместе с тем литературные произведения, поэзия Некрасова в частности стали на наш взгляд изучаться более объективно и всесторонне.

В 1967 году выходит в свет очередное Полное собрание сочинений, в котором можно выделить статью А. Б. Муратова, посвящённой проблематике нашей работы. В ней автор отмечает, что творческая история «Уныния» сложна.
При его создании Некрасов, по мнению Муратова, стремился выдержать равновесие «живописно-изобразительной и медитативной частей» в соответствии с поэтическим законом, сформулированным им на полях белового автографа
«Уныния»: «Сравнение—поэзия, картина—поэзия, событие может быть поэтично, природа — поэзия, чувство — поэзия, а мысль — всегда проза, как плод анализа, изучения, холодного размышления, по не следует ли из этого, что поэзия должна обходиться без мысли?" Дело в том, что эта мысль-проза в то же время сила, жизнь, без которых, собственно, и нет истинной поэзии.

В 1971 году в цикле «Жизнь замечательных людей» выходит книга В.
Жданова «Некрасов» в этой книге автор рассматривает прежде всего биографию поэта. Обращаясь к последнему периоду творчества поэта автор отмечает особое влияние на характер произведений Некрасова стремления «свести итог» своей жизни. Именно этот факт является, по мнению исследователя доминирующим в лирических произведениях этого периода. Также стремление анализировать свою жизнь толкает Некрасова к обращению к прошлому, сопоставлению прошлого и современности. Жданов отмечает сложное переплетение личного и общего, а так же особое обращение к молодёжи в этих стихах. По мысли Жданова – «большое итоговое стихотворение «Уныние» насыщено воспоминаниями о своей жизни» (ЖЗЛ 463). Исследователь отмечает отражение в «Унынии» трудности жизни Некрасова, а также обращение поэта к читателю как к единственному праведному судье.

Так же в этом году выходит серия литературных мемуаров «Николая
Алексеевич Некрасов в воспоминаниях современников» в которой присутствуют воспоминания близких людей о последнем периоде жизни Некрасова: его болезни, духовном состоянии, написанных и задуманных произведениях. Также в книге имеются упоминания о написании поэмы «Уныние» в 1874 году, но о ней упоминается как о факте, анализ или критика произведения отсутствуют.

В 1977 году публикуется работа М. Бойко "Лирика Некрасова". В данной работе автор выделяет особый мотив вины в ряде лирических произведений
Некрасова, в том числе в малой поэме "Уныние". Он отмечает, что этот мотив всё-таки звучит с редким постоянством в творчества поэта. В поэме "Уныние" это звучит следующим образом:

Измученный, тоскою удручённый,

Жестокостью судьбы неблагосклонной

Мои вины желаю объяснить

Исследователь объясняет это взглядом поэта в глубину самого себя, беспощадным анализом сложившейся духовной ситуации.

В 1981 году выходит книга Г. Краснова «Последние песни». В данной публикации автор обращается к последнему периоду творчества Некрасова и произведениям, написанным в данное время. Краснов отмечает интерес
Некрасова к созданию собственной лирической биографии в этот период связывая это с замыслом 1860-х годов. В отношении поэмы «Уныние» исследователь говорит о ведущем чувстве вины Некрасова перед единомышленниками после публикации «муравьёвской оды». Некрасов постепенно отвергает суд «остервенелой толпы» и ищет себе объективного судью – читателя. По мысли Краснова «Уныние» - и есть обращение Некрасова к читателю как к судье. Некрасов в этот период уже отвергал своих современников как объективных судей, и обращался за судом, пониманием и оценкой к читателю. По оценке Краснова характер «Уныния» как «поэтической исповеди Некрасова» (Краснов: 26) свидетельствует о силе духа поэта, уверенности в своих поступках, идеалах.

Подводя итог данного материал можно сказать, что изучение произведения
Некрасова «Уныние» проводилось с момента его опубликования до сегодняшнего дня. На протяжении всего этого времени к данной поэме обращались различные исследователи с различными подходами, что в свою очередь приводило к различным результатам. На основании анализа существующих научных исследований можно сказать, что подход к поэме Некрасова «Уныние» с точки зрения исповедальных мотивов в творчестве поэта является малоиспользуемым в литературоведении и критике.

3 Основные элементы исповедальности в поэме Н. А. Некрасова «Уныние».

В нашей работе мы уже рассмотрели, проблему исповедальных мотивов в творчестве Некрасова, её основы, составляющие, также мы проследили основные вехи в развитии некрасовской исповедальности. Теперь мы обратимся к поэме
1874 года «Уныние» как к вершине, квинтэссенции исповедальных мотивов в творчестве Некрасова.

Одним из факторов влияющих на исповедальный мотив данного произведения является, безусловно, внутренний мир поэта, его духовное и физическое состояние на момент написания произведения. Как мы уже отмечали в предыдущих главах, для Некрасова 1870-х годов характерно настроение исповедальности и подведения итогов, что обусловлено главным образом его болезнью и ожиданием смерти. Именно это – главная причина анализа поэтом своей жизни, подведения итогов:

Приходит он к отжившему полвека

И говорит: «Оглянемся назад,..

Приходит к нам нежданная забота

Свести итог...

Явлением очень тесно связанным с мотивом исповедальности в рассматриваемой нами поэме, является воспоминание о прошлом, обращение к прошлому, ностальгия об ушедшем и невозможность его возврата:

Сгорело ты, гнездо моих отцов!

Мой сад заглох, мой дом бесследно сгинул…

Известно, что любая исповедь является к кому-то адресованной.
Исповедующийся человек всегда обращён в своей исповеди к какому-либо
«объекту»: Богу, близкому, дорогому человеку. Единственное, что должно быть обязательным в выборе этого «объекта» - это абсолютный и непререкаемый авторитет его в глазах исповедующегося. Исповедующийся должен обязательно верить тому, кому он исповедуется. В контексте этого особым явлением в исповедальной поэзии Некрасова последних лет жизни является адресат его исповеди, тот к кому он обращается. Этим адресатом является читатель.
Именно он, по мнению поэта, является наиболее объективным «оценщиком». Как мы уже отмечали, подобное явление стало развиваться после кризиса поэта конца 1860-х годов, когда Некрасов разуверился в объективности своих современников. Подобное явление проходит через всю поэму «Уныние»:

Я сам себя, читатель, нахожу…

… я томлюсь,

Читатель мой, мучительным недугом.

Читатель является для Некрасова 1870-х годов непререкаемым авторитетом, самым объективным «оценщиком» жизни, творчества поэтов его поступков. Именно читатель, как мы уже говорили, является непосредственным адресатом некрасовской исповеди, более того, читатель становится для поэта в этот период особенно близким человеком, другом, а именно друзьям, близким людям, как правило, как мы уже отмечали, и адресуется исповедь:

А может быть, мен знать даёт,

Друзья мои, пятидесятый год.

Рассматривая характер взаимоотношений исповедующегося поэта и адресата его исповеди – читателя можно заметить явление «солидаризации» - соединения автора и читателя, стремление к соразмышлению, содействию:

Приходит к нам нежданная забота…

Читатель мой…

Друзья мои…

…ты быть умеешь другом

Поэта и читателя в этом произведении связывают особые интимные отношения. Поэт полностью раскрывает душу, уставшую от нападок современников, читателю. Некрасов надеется, что читатель со своей, новой точки зрения, с точки зрения иного положения, других лет взглянет на жизнь поэта и поймёт его:

Я им с тобой: ты быть умеешь другом,

Довериться тебе я не боюсь.

Помимо читателя в поэме Некрасова присутствует и другой «оценщик» его жизни - собственная совесть. В поэме Некрасов обращается к «жестокому богу совести»:

Жестокий бог! Он дал двойное зренье

Моим очам…

Также как мы уже отмечали в предыдущих главах, исповедь Некрасова носит особый характер – исповедальность сочетается с мотивом суда. Если в обычной практике исповедь предполагает, как правило, духовную поддержку, сострадание со стороны адресата исповеди, то у Некрасова положение существенно изменено. В творчестве Некрасова 1870-х годов мотив исповеди очень тесно связан с мотивом суда, который также характерен для творчества
Некрасова после 1866 года. Поэт обращается не за поддержкой и состраданием, а за тем, чтобы его объективно и бесстрастно «судили» и именно главнейшим судьей, поэт видит своего читателя:

Но мой судья – читатель-гражданин

Лишь в суд его храню слепую веру…

Здесь мы видим окончательное разочарование Некрасова в своих современниках, их точке зрения, оценке. Поэт не доверяет людям своего времени за их непонимание, жестокость. Эту жестокость, стремление «добить» уже надломленного, упавшего Некрасов демонстрирует в поэме:

Я наблюдал жестокий пир шмелей,

А конь дышал все реже, все слабей.

Как вкопанный стоял он час — и боле,

И вдруг упал. Лежит недвижим в поле...

Над трупом солнца раскаленный шар

Да степь кругом. Вот с вышины спустился

Степной орел; над жертвой покружился

И царственно уселся на стожар.

В досаде я послал ему удар,

Спугнул его, но он вернется к ночи

И выклюет ей острым клювом очи...

Подобное отношение современников к уже и без того поверженному человеку, его травля, можно отметить и в более раннем произведении
Некрасова – «Медвежья охота»:

Ты, думаю, охоту на двуногих

Застал еще в ребячестве своем.

Слыхал ты вопли стариков убогих

И женщин, засекаемых кнутом?

(Медвежья охота)

Говоря об исповедальности поэмы «Уныние» следует отметить настроение, с которым автор анализирует свою жизнь, подводит итоги. Настроение это – настроение грусти, печали, уныния. Некрасов сожалеет об ушедшем, сожалеет о своих поступках:

«Я даром жил, забвенье мой удел,..

… Прости меня страна моя родная:

Бесплоден труд, напрасен голос мой!..

Именно подведение итогов своей жизни как «бесплодных» усугубляет кризис в душе поэта. Это в совокупности с болезнью и ожиданием смерти пропитывает творчество поэта 1870-х годов и порождает настроение, «недуг», созвучный с названием поэмы – «недуг» уныния:

Мне совестно признаться: я томлюсь,

Читатель мой, мучительным недугом.

Чтоб от него отделаться, делюсь

Я им с тобой: ты быть умеешь другом,

Довериться тебе я не боюсь.

Недуг не нов (но сила вся в размере),

Его зовут уныньем…

В своей поэме Некрасов отмечает, что настроение уныния является характерным для его творчества, которое присутствует во многих произведениях, и важнейшая черта духовной жизни поэта это борьба с этим
«недугом»:

…в старину

Я храбро с ним выдерживал войну

Иль хоть смягчал трудом по крайней мере…

На наш взгляд это настроение «уныния» является тесно связанным с исповедальным мотивом творчества. Некрасовское настроение «уныния», как нам представляется, является итогом постоянного анализа своей жизни, и, как правило, неутешительных результатов подобного анализа. Этот факт мы можем связать с уже затронутыми периодами развития некрасовской исповедальности.

Особый интерес для нашей работы представляет предмет итоговой исповеди поэта. Рассматривая поэму «Уныние» с этой точки зрения можно отметить целый ряд данных предметов. Некрасов исповедуется не в каком-либо одном действии, поступке, а в их ряде. Это на наш взгляд подтверждает именно итоговый характер данной исповеди поэта.

Первым, в чём исповедуется Некрасов в данном произведении, то что он временно прекратил своё творчество:

Так шли дела; но нынешнее лето

Не задалось: не заряжал ружья

И не писал еще ни строчки я.

Другой предмет исповеди Некрасова – постепенное нарастание духовного кризиса, настроения «уныния». Некрасов признается, что он уже не в силах сдерживать это «уныние», что ему удавалось делать в предыдущие года. Эту невозможность он расценивает как «грех»:

Мне совестно признаться: я томлюсь,

Читатель мой, мучительным недугом.

Чтоб от него отделаться, делюсь

Я им с тобой: ты быть умеешь другом,

Довериться тебе я не боюсь.

В своей итоговой исповеди - в поэме «Уныние» Некрасов обращается к одному из самых спорных фактов своей биографии – «муравьёвской оде» 1866 года. Как мы уже отмечали в предыдущей главе, именно этот факт некрасовской биографии породил резкие нападки на поэта со стороны его «коллег» и вследствие чего глубочайший духовный кризис Некрасова. В контексте подведения итогов свой жизни, Некрасов обращается к читателю за пониманием своего поступка, а также за вынесением объективного «вердикта»:

И вижу я, поверженный в смятенье,

В случайности несчастной — преступленье

Предательство в ошибке роковой...

Обращение к «муравьёвской оде» в «Унынии» затрагивает одну из важных черт некрасовской исповедальности, которая сформировалась в 1860-х годах – проблему самопожертвования - борьбы и гибели в одиночестве в неравной схватке:

Лишь там, вдали, остался серый конь,

Он не бежит проворно на огонь.

Хоть и над ним кружится рой докучный,

Серко стоит понур и недвижим.

Несчастный конь, ненатурально-тучный!

Ты поражен недугом роковым.

Говоря об элементах некрасовской исповедальности в «Унынии» следует заметить, что поэт говорит о сложных взаимоотношениях в своей жизни, необходимостью «лавировать» между «двух огней», что и послужило причиной осуждения поэта «соратниками». В этом контексте в «Унынии» как в исповеди можно отметить своеобразное «слово защиты». Это явление соединяется с тематикой «бесплодных итогов», которая зародилась в творчестве поэта вследствие кризиса 1850-х годов. Подводя итоги своей жизни, Некрасов, как и во время своей первой болезни, сверхкритично относится к своей жизни:

Меж двух огней я, шел неутомимый.

Куда пришел? Клянусь, не знаю сам…

Мы уже неоднократно упоминали о тенденциях развития исповедальных мотивов в творчестве Некрасова – о наличии пяти основных этапов, типов исповедальности. Произведения последних лет жизни поэта, в том числе
«Уныние» в той или иной степени воплотили в себе все из этих типов.

Говоря о раннем типе исповедальности – использование собственной биографии как лирического материала – это присутствует в «Унынии» вне сомнения, и это мы отмечали выше. Так же, как мы уже отмечали, чертой ранних типов некрасовской исповедальности является тема собственных внутренних страданий, переживаний:

…Я думаю… мечтаю…

Не чувствовать над мыслью молотка

Я не могу, как сильно ни желаю…

Наряду с этим в поэме присутствует и тематика общего горя, страдания народа, возникшая в творчестве поэта после его жизненного кризиса 1850-х годов:

Ужель опять наградой будет плугу

Голодный год?.. Чу! женщина поёт!

Как будто в гроб кладёт она подругу.

Страдания народа соединяются в душе поэта со страданиями его души, возникает настроение сочувствия, понимания – понимание страдающего страдающим:

Душа болит, уныние растет.

Народ! народ! Мне не дано геройства

Служить тебе,— плохой я гражданин.

Но жгучее, святое беспокойство

За жребий твой донес я до седин!

Люблю тебя, пою твои страданья…

Страдания соединяются в душе поэта, они являются одной из основных причин его «хандры», его «уныние». Некрасов обращается к проблеме повсеместности человеческого страдания, его неизбежности, что в совокупности с его физическим состоянием и порождает его глубочайший кризис
«последних итогов».

Вместе с этим в «Унынии» присутствует и другая важная черта появившаяся в исповедальном творчестве поэта после кризиса 1850-х годов – стремление к мести, злоба на страдания, их источник:

Степной орёл; над жертвой покружился

И царственно уселся на стожар.

В досаде я послал ему удар…

Подводя итог можно сказать, что, безусловно, в поэме Некрасова
«Уныние» присутствует исповедальный мотив. Более того, отличительной чертой «Уныния» как исповеди является её итоговый характер – Некрасов исповедуется не в одном каком-либо поступке, а в своёй деятельности вообще.
Он говорит о своей роли, своём влиянии на историю. Важным элементом некрасовской исповеди является её настроение – настроение безысходности, настроение «уныния». Это особое настроение мотивировано результатом подведения итогов жизни поэта и его убеждённости в «бесплодности» своего существования.

Мы уже отмечали, что типы «некрасовской исповедальности» находятся в постоянном изменении. На основании сказанного выше можно отметить, что поэма Некрасова 1874 года «Уныние» является произведением, которое органично соединяет в себе черты всех некрасовских «типов исповедальности» в той или иной мере.

Заключение.

Подводя итоги проделанному исследованию, мы можем констатировать, что одна из последних лирических поэм Н. А. Некрасова «Уныние» действительно может быть осмыслена не только как одно их итоговых произведений в творчестве поэта, но и как квинтэссенция именно исповедальных мотивов некрасовской поэзии.

Свидетельством доказательности этого тезиса, по нашему мнению, выступают следующие положения, выносимые нами на защиту:
1. Мы полагаем, что одним из определяющих некрасовскую поэтику факторов

(или компонентов) мы считаем так называемую «лирическую (или лиризированную) эпичность» — то есть такой тип творческого воссоздания лирическим субъектом внешнего бытия, при котором это внешнее, объективно данное бытие интимизируется, представляется поэтом как переживаемое в первом лице «здесь и сейчас» его внутреннее состояние.
2. Мы убедились, что в качестве такого объективного бытия

(детерминированного социокультурным существованием поэта) у Некрасова могут выступать и ключевые вехи, факты, ситуации его собственной биографии, ибо Некрасов готов воспринимать их не как частные обстоятельства, а как типичные проявления жизненных закономерностей.
3. Мы утверждаем, что исповедальные мотивы являются одной из основ творчества поэта, которые зарождаются в раннем некрасовском творчестве и проходят через всю его поэзию.
4. Мы установили, что природа исповедальности в лиро-эпике Некрасова не статична, а подвержена эволюции; что она претерпела как минимум, пять этапов своего развития, обусловленных определёнными обстоятельствами личной биографии поэта. a. Юношеский духовный кризис Некрасова, связанный с его петербургскими скитаниями 1838-1839 и трёх последующих годов, породил в его творчестве особый тип исповедального лирического «покаяния», связанный с «изменой» юноши высоким этическим, культурным и романтико-эстетическим идеалам, чтобы «душа была сыта»; мы назвали этот тип исповедальности «обретением лирической позиции и лирического материала»; b. выбор сделанный молодым человеком в пользу литературно-коммерческой карьеры, журналиста, художественного барышничества вызвал у поэта потребность отстоять свою новую позицию – хотя бы в гаерской литературной форме; мы назвали этот тип исповедальности «иронико- аналитическим»; c. тяжёлая, называвшаяся смертельной болезнь середины 1850-х годов привела «лирического двойника» поэта к очередному пароксизму

«самоедства», ибо, как ему думалось, нравственные жертвы, принесённые им на алтарь, оказались бессмысленны перед лицом смерти; этот тип исповедальности «исповедальности бесплодных итогов»; d. сложившаяся идеологическая и моральная дилемма, в которой Некрасов оказался, спасая дело всей своей жизни – журнал «Современник», породила ещё один тип исповедальной позиции лирического героя поэта

– «исповедальность нравственного самосуда»; e. наконец, потребность подвести черту и под жизненным путём, и под личной самооценкой, и под творческим трудом обращает Некрасова к типу «исповедальности последних итогов».
5. Нам представляется, что поэма Н. А. Некрасова являет собой текст, в котором поразительным образом сплелись все названные типы некрасовской исповедальности: и обращение к светлым впечатлениям юности, и осознанию того, что «прочен только путь неправый», и к тому, что «я настолько же чуждый народу умираю, как жить начинал», и к тому, что есть «жестокий бог» старости, заставляющий видеть в «ошибке роковой» предательство, и к тому, что читатель – друг услышит глубинные стоны сердца поэта и поддержит поэта в последней муке и среди поношения врагов, и среди бессердечия соратников по делу социального служения.
6. Предпринятый нами обзор литературы, связанной с некрасовским «Унынием», убедил нас в том, что за исключением давних работ К. Чуковского, В.

Евгеньева-Максимова и М. Гина, и непосредственно посвященных поэме, комментариев к академическим изданиям сочинений Н. А. Некрасова, да отдельных суждений ряда современных учёных от Н. Скатова до Н. Степанова, исследователю некрасовской исповедальности практически не на что опереться. Всё это не может не привести нас к выводу, что глубинное её рассмотрение ещё впереди.


Библиография.

I
1. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 12-ти томах. М. 1967.
2. Некрасов Н. А. Собрание сочинений в 3-х томах. М. 1971.

II
3. Гин М. М. Евгеньев-Максимов В. Семинарий по Некрасову. М. 1955 г.
4. Добровольский Л. М., Лавров В. М. Библиография литературы о И А

Некрасове 1917-1952, М. Л.
5. Дульнева К. П, Рудаков В. С, Новиков Н. С. Библиографии литературы о Н.

А. Некрасове за 1953-1958 гг. // Некрасовский сб. - М., Л., 1960. Т. 3.
6. Дульнева К. П Библиография литературы о Некрасове за 1959—1969 г.г. //Н.

А. Некрасов и русская литература М., 1971.
7. Мостовская Н.. Н Библиография литературы о Н. А. Некрасове 1970—1974//

Некрасовский сб. Л., 1978. Т. 6.
8. Мостовская Н.. Н Библиография литературы о Н. А. Некрасове 1975—1986//

Некрасовский сб. Л., 1987. Т. 9.
9. Мостовская Н.. Н Библиография литературы о Н. А. Некрасове 1987—2002//

Некрасовский сб. СПб., 2002. Т. 12-13.
10. Некрасов в русской критике. Сост. Еголин А. М. 1944.
11. Русская критика XVII – XIX веков. М., 1978.

III
12. Ашукин Н. С., Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова Л. 1935.
13. Басина М. Литейный 36. Л. 1971.
14. Буткевич А. А. Воспоминания о Н. А. Некрасове // Литературное наследие. т. 53-54. М., - Л., 1949.
15. Евгеньев - Максимов В. Е. Некрасов и его современники. М., 1930.
16. Евгеньев - Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н А, Некрасова: В 3т.

М.. Л., 1947—1952.
17. Жданов В. Некрасов.— М., 1971.
18. Жданов В. Жизнь Некрасова. М. 1981.
19. Кони А. Воспоминания о писателях Л. 1965.
20. Некрасов Н. К. По следам некрасовских героев. М. 1970.
21. Некрасов Н. К. По их следам, по их дорогам. М. 1979.

IV
22. Ашешов Н. Поэзия совести // Образование. 1902 №12.
23. Барро М. Забытое: «Мечты и звуки» Н. А. Некрасова. СПб, 1892.
24. Бойко М. Н. Лирика Некрасова. М., 1977.
25. Бухштаб Б. Я. Сатирическая поэзия Некрасова в годы «цензурного террора»

// Некрасовский сборник. IV, Л. 1967.
26. Гаркави А. Становление реалистических жанров в поэзии Н. А. Некрасова.

М. 1981.
27. Гин М. М. От факта к образу и сюжету: О поэзии Н. А. Некрасова, М.,

1971.
28. Гин М. М. О своеобразии реализма Н. А. Некрасова, Петрозаводск, 1966.
29. Еголин А. Поэт-гражданин. М. 1939.
30. Касторский С. В. Некрасов и Фет. Л. 1936.
31. Краснов Г. В. «Последние песни» Н. А. Некрасова. М., 1981.
32. Корман Б. О Лирика Некрасова. Ижевск, 1978.
33. Лебедев Ю. В. Н. А. Некрасов и русская поэма 40—50-х гг. Ярославль,

1971.
34. Мережковский Д. С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы. СПб. 1893.
35. Михайловский Н. К. Литературные воспоминания и современная смута. СПб.

1900.
36. .Муратов А. Б. // Некрасов Н. А. Полное собрание стихотворений в 3-х т.

Л. 1967.
37. Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников М 1971.
38. Н. А. Некрасов. Живые страницы. М. 1974.
39. Н. А. Некрасов: статьи, материалы, рефераты и сообщения. Л. 1947.
40. Пайков Н. Феномен Некрасова, Ярославль 2000.
41. Папковский Б., Макашин С. Некрасов и литературная политика самодержавия. М. 1971.
42. Последние годы «Современника», М. 1939.
43. Прокшин В Г. Путь к эпопее. Уфа, 1979.
44. Сакулин П. Н. Некрасов. М., 1922.
45. Смирнов В. Б. Сцены из лирической комедии «Медвежья охота» в журнальном контексте «отечественных записок» // Н. А. Некрасов и современность

Ярославль 1984.
46. Степанов Н. Л. Некрасов и советская поэзия. М., 1966.
47. Скатов Н.Н Поэты некрасовской школы. Л 1968.
48. Творчество Некрасова. Сборник статей. Под ред. А. Еголина. М. 1939
49. Чернышевский Н. Г. Собрание сочинений. М. 1976.
50. Чуковский К. И. Некрасов. Статьи и материалы. Л., 1926.
51. Чуковский К. И. Мастерство Н. А. Некрасова. М., 1952.
52. Якубович П. Ф. Муза мести и печали (1877-1902). // «Русское богатство».

1902. т. 11.

Указатель стихотворений Н. А. Некрасова.


Ах, были счастливые годы!.., 46
Ах, что изгнанье, заточенье…, 28
Вам, мой дар ценившим и любившим…, 70
Вор, 51
Говорун, 42
Горе старого Наума, 75
Гробок, 46
Если, мучимый страстью мятежной…, 17
Замолкни, Муза мести и печали!.., 45, 48, 50
Зачем насмешливо ревнуешь…, 26
Ликует враг, молчит в недоуменьи…, 57, 61
Мать, 23
Маша, 28
Медвежья охота, 64, 65, 66, 67, 99
На Волге, 21, 27, 37
Надрывается сердце от муки…, 26
Несжатая полоса, 49, 50
О, Муза! я у двери гроба!.., 69, 70
Отрывки из поэмы «Мать», 74
Отрывок, 43, 44
Пододвинь перо, бумагу, книги!.., 72
Поражена потерей невозвратной…, 24
Последние элегии, 47, 48
Поэт и гражданин, 45
Поэту, 73
Поэту. Любовь и Труд — под грудами развалин!.., 73
Родина, 25
Суд, 61
Тишина, 54
Умру я скоро. Жалкое наследство…, 63
Уныние, 10, 23, 24, 36, 69, 80
Черный день! как нищий просит хлеба…, 71



Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ