Исповедальная поэма Н. А. Некрасова «Уныние» (1874): проблематика, поэтика, история восприятия
p> (На Волге)
Основное содержание внутреннего мира личностного героя Некрасова –
поиск нравственных опор своей жизни. Он обладает духовным единством,
является носителем социальной и нравственной рефлексии. Личностный персонаж
Некрасова проявляется во множестве непохожих друг на друга образов. Этот
герой проявляется во множестве произведений интимной лирики. Он участвует
не только в «любовных романах», но и в сельских и городских историях.
Индивидуальность «личностного персонажа» переходит в характеры социальных
типов его произведений. Многие «любовно-интимные» стихотворения лирически
воспроизводят кризис отношений любящих, чувства разлуки:
…Вспоминаю очи ясные
Дальней странницы моей,
Повторяю стансы страстные
Что сложил когда-то ей…
(Ах, что изгнанье, заточенье…)
С точки зрения биографии эти произведения можно связать с разрывом
Некрасова с Панаевой. Подобные вещи лежат «наверху». Но существуют и более
скрытые проявления «личностного персонажа» в поэзии Некрасова. В качестве
примера можно привести сюжет о том, как молодая «взбалмошная» жена разоряет
своего мужа, к примеру, чиновника в «Маше»:
…Скоро в гроб его Маша уложит,
Проклянёт свой сиротский удел
И, бедняжка! ума не приложит:
Отчего от так скоро сгорел?
(Маша)
Существует гипотеза, что здесь представлена ситуация личностного
психологического конфликта, связанная с жизненными наблюдениями Некрасовым
ситуации в семье Н. Г. Чернышевского (40:71). Основываясь на этом
необходимо сказать, что личные впечатления, переживания поэта могут быть
трансформированы в объективные художественные образы.
Особую проблему в творчестве Некрасова с точки зрения
автобиографического начала представляет так называемый
«автоцентризм»(40:55). Говоря об этом, прежде всего, следует отметить, что
сильный отпечаток на творчество Некрасова наложил романтизм. Это,
выражается в характере главного героя – безусловный его монополизм в
произведении, тяготение к философии, изображение судьбы «героя времени»,
соотнесение с личностью автора и другие подобные черты, безусловно, несут
романтический отпечаток.
В соответствии со способом развития в тексте духовного пространства
лирическим героем следует признать выразителя ценностно-идеологического
строя души автора. Именно он является универсальной формой воплощения
художественного автоцентризма Некрасова. Некрасов как поэт-романтик
является принципиально личностным в своём творчестве. Он сосредоточен на
целостном художественном воплощении собственной субъективности.
Эти факты обусловливают то, что биографическая, личностная реальность
очень свободно включается не только в «исповедальные» его произведения, но
и в произведения, где описывается социальная и идеологическая
современность. Осмысление Некрасовым своего духовного опыта, жизненных
рубежей видится поэтом, не только как нечто из сферы личной, индивидуальной
жизни, но и как важная общественная проблема, выражающая сущность целого
поколения.
Проблема «автоцентризма» в произведениях Некрасова является
своеобразным «источником творчества» (40:57). Но наряду с этим необходимо
сказать, что возможно, суть данной проблемы лежит в области содержания и
структуры произведений. Поэт отображает, не только мир реально окружающий
его, но и особый тип, и характер личности самого поэта. Он выделяет
пространство и систему именно его мира. Мы уже упоминали ранее особую роль
дат и имён в стихотворениях Некрасова, именно этим словам принадлежит роль
создания этого мира.
Своеобразие романтизма Некрасова видится нам в том, что в качестве
основного предмета творчества поэт не какой-то универсальный образ типа
«Рыцаря», «Странника», «Демона» или другую подобную романтическую
«субстанцию», а собственную личность. В центр произведений он выдвигает
себя, более того в интересующих нас исповедальных произведениях он
выдвигает живую индивидуальность, своё интимное «Я».
Говоря о выражении автоцентризма в произведениях, следует отметить,
что, прежде всего, некрасовский автоцентризм раскрывается в его жизненной
позиции. Некрасов демонстрирует читателям себя как человека с особой
системой духовных ценностей, особой эмоциональностью. Он выражает свою
реальную жизненную позицию личности через отношения принятия / непринятия
жизни, демонстрацией противоречий идеала и реальности, особенности поиска
жизненных опор.
С точки зрения автоцентризма интересна система духовных ценностей
Некрасова. Она представляет собой иерархическую совокупность философских и
психологических мотивов. Эта система является развивающейся и постоянно
изменяющейся. Это органическая, обладающая качественно различными стадиями
своего становления структура. Авторефлексия в творчестве Некрасова является
одним из способов художественного создания этой структуры.
Также интересна авторская установка на воплощения биографической
реальности в творчестве. Некрасов предлагает несколько вариантов данного
решения. Во-первых – статическое авторское определение сущности и судьбы
персонажа. Во-вторых – активный процесс ценностного самоопределения героя.
Подводя итоги данной главы можно сказать, что одним из ведущих
мотивов в творчестве Некрасова является мотив исповеди. Исповедь для
Некрасова – очень широкое, ёмкое и важное понятие, которое является
доминирующим во множестве его произведений. Исповедальность – это
своеобразный принцип лирических произведений Некрасова. Исповедальность
тесно переплетается с автобиографичностью и лироэпическим характером
творчества. Своим творчеством Некрасов создаёт особую поэзию, не имевшую
ранее аналогов по своеобразию точки зрения, особому «объёмному» взгляду,
масштабу охвата лирического материала, отсутствию наигранности,
искусственности, наличию специфических, индивидуальных жанровых
лироэпических форм. Огромную роль в особой, исповедальной лирике Некрасова
сыграл эффект «сближения» героя и автора, особая автоцентричность.
Вехи «духовной биографии» Некрасова.
1 Обретение исповедальности как «лирической позиции и лирического
материала».
В нашей работе уже неоднократно высказывалось, что особенности лирики
Некрасова – её автобиографичность, исповедальность и автоцентричность
начали складываться уже с первых лирических опытов поэта. Интересным с этой
точки зрения является уже первый сборник поэта – «Мечты и звуки». Многие
критики, в том числе Белинский, сильно «браковали» подобные произведения,
называя их «грехом молодости».
На «Мечты и звуки» появился вначале резким отзыв в «Литературной
газете», затем сочувственные отклики в «Современнике» и в газете «Северная
пчела».
«Литературная газета» писала: «Стихотворения г. Н. Н. принадлежат к
числу таких произведений, которые поставляют журналиста в чрезвычайно
затруднительное положение, когда являются к нему с требованием суда и
приговора: об них решительно ничего не знаешь, что сказать, если хочешь,
разбирая книгу, говорить именно об этой разбираемой книге; простыми «ни то
ни се» отделаться не хотелось бы; положительно дурного, против чего могли
бы восстать критики, в этих стихотворениях ничего нет; положительно
хорошего, что заставило бы прилепиться к книге, усладило бы скуку
журналиста, который должен читать волею-неволею, тоже ничего нет… …Каждое
из этих стихотворений может быть напечатано на страницах журнала и не
испортит журнала, хотя и не придаст ему особенного достоинства; но в том-то
и заключаются особенности подобных г. Н. Н. поэтов… (38:40)
Хотя стихотворения первого сборника полны надуманного романтизма,
сильной подражательности, уже в конце тридцатых годов Некрасов предпринял
первую попытку «развернуть своё дарование» (40:21). В исследованиях
определённой тенденцией является «отбрасывание» данных поэтических опытов и
утверждение того, что автор сборника «Мечты и звуки» и позднейший Некрасов
как бы два абсолютно разных человека. Но характер наших исследований
позволяет не согласиться с подобным представлением. Обращение к этому
раннему сборнику Некрасова является очень значимым для проблематики нашей
работы. Осмысление первой книжки поэта даёт принципиально новое видение
проблемы. Истоки новаторского подхода Некрасова к жанровой системе,
проблематике, поэтике видятся нам в его первых поэтических опытах.
Обращаясь к первому сборнику и рассматривая его в контексте творчества
Некрасова можно назвать его «первой стадией» развития поэта.
Анализируя тематику и поэтику сборника «Мечты и звуки» можно отметить
его крайнюю пестроту. Это можно рассматривать как определённую
несамостоятельность авторского подхода, попытки «копировать» стихи из
разнообразных популярных источников. Поэтика сборника является во многом
характерной для лирики 1830-х годов, но в тоже время сопоставления сборника
с поэзией, предшествовавшей ему, не выявляют ни одного случая «прямого
следования юного автора за тем или иным произведением-образцом» (40:23).
Следует отметить, что значительная часть стихотворений сборника
тяготеет к выражению мало совместимых настроений. Основываясь на этом можно
выделить два основных, противоречащих друг другу настроения: гармоническое,
миросозерцательное и рефлективное, аналитическое, пессимистически
обличительное. Подобное явление можно мотивировать постепенным изменением
идейных воззрений, определённым духовным переломом, произошедшим во время
написания стихотворений. Этот перелом свёл Некрасова – юного мечтателя «на
землю» с её отнюдь не идеальной действительностью. Этот перелом можно
мотивировать несколькими фактами. Жизнь Некрасова в Петербурге столкнута
«юного мечтателя» с реальностью – необходимостью зарабатывать деньги и
другими реальными проблемами жизни. Многие современники отмечают
определённый духовный кризис Некрасова в этот период жизни. Этот кризис
мотивирован был, прежде всего, нехваткой денег и необходимостью «писать по
заказу» для заработка. Сам Некрасов вспоминал это так: «Нанимал я
квартиру... в нижнем этаже. Денег у меня не было ни копейки. Пошел я в
мелочную лавочку попросить в долг чайку. Купец оказался моим земляком —
ярославцем и большим любителем чтения газет... Я объяснил ему, в чем дело,
и так ему понравился, что он с удовольствием отпустил мне чаю и сахару. Но
положение мое, однако, нисколько не улучшилось... При свете сального огарка
я решился описать одного помещика с женою, у которых я был учителем. Так
как хозяин отказал мне в чернилах, я соскоблил со своих сапогов ваксу,
написал очерк и отнёс его в ближайшую редакцию. Это спасло меня от голодной
смерти».
(Некрасов Н. А. В передаче Н. Успенского. "Из прошлого".// 38:35.)
Некрасов сам с большим пренебрежением относился к «литературной
поденщине. Духовный кризис поэта усугублялся чувством одиночества,
покинутости. Своё психологическое состояние, кризис в конце 1830-х годов
Некрасов описал в письме к своей сестре Е. Некрасовой: «…Но что нужды! Зато
я не буду иметь права жаловаться на жизнь, не буду глупцом в глазах других.
Иногда, как теперь, я оглянусь назад, загляну в тайник души и верно
ужаснусь, заплачу... Мне будет стыдно самого себя, но что делать... Что
делаешь ты, милая сестра? Что думаешь ты? Я знаю твою глубокую душу... твой
взгляд на все... а потому думаю, что тебе грустно, очень грустно в минуты
немых бесед с собою... Я бы понял тебя, ты бы поняла меня, если б мы были
вместе... а мертвые слова — безжизненные звуки... мне не высказать, не
обрисовать чувства... они только хорошо умеют передавать людям обычную
заученную прозу жизни. Грусть одиночества начинает чаще мучить меня. Я бы
охотно приехал к вам, охотно бы отдохнул с вами...
(НЕКРАСОВ — Е. А. НЕКРАСОВОЙ , 9 ноября 1840 г.)
Как мы видим в конце 1830-х – начале 1840х годов в душе Некрасова
произошёл сильный душевный перелом, который не мог не повлиять на его
поэтическое творчество.
Возвращаясь к сборнику «Мечты и звуки» следует отметить несомненную
эволюцию сознания автора, мотивированную как уже отмеченным ранее кризисом,
так и возможно «влиянием на поэта пессимистически настроенного знакомого
Некрасова – А. Глушницкого» (40:25). В этом отношении представляется
возможным проведение параллелей с отношениями А. С. Пушкина и А. Н.
Раевского, которая, по мысли ряда исследователей, легла в основу «Демона».
Схожий подход к рассмотрению раннего сборника Некрасова «Мечты и
звуки», его влияние на мотивы и настроение всего творчества Некрасова
высказал П. Ф. Якубович. Он отметил, что в ранних стихах Некрасова «…
сквозит серьёзное и вдумчивое отношение к жизни, в которых пред нами
предстаёт не просто лишь созерцательная поэтическая натура, непосредственно
и безразлично отдающаяся всем впечатлениям бытия. А мыслящий поэт,
предъявляющий к жизни свои требования и запросы…» (52:9). Именно Якубовичу
принадлежит подход разделения стихотворений сборника «Мечты и звуки» не
только тематически, но и «эволюционно». Уровень стихотворений в составе
данного сборника совершенствуется по мере становления Некрасова как поэта,
его взрослением и влиянием на него окружающей среды.
Можно утверждать что созерцательность, идиллия в стихотворениях
самого первого этапа творчества навеяны влиянием воспоминаний детства,
материнским воспитанием. Самоанализ, скепсис, печаль сложились в результате
воздействия петербургских скитаний, разрыва с семьёй, «литературной
поденщины» и постоянной нищеты: «…Бывали тогда такие тяжелые для него
месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек
или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае
неудачи на площади отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за
неграмотных и получить за это несколько копеек. Какую сильную душу должен
был иметь этот уличный скиталец, гордо не хотевший возвратиться в отцовские
хоромы, как упорно он должен был верить в свои силы, чтобы окончательно не
пасть.
Но, конечно, эти годы не могли пройти для юноши совершенно бесследно.
Страшная обстановка, среди которой он провел первые годы своей молодости,
отразилась на нем и физически и нравственно…
(Колбасин Е. «Тени старого «Современника». // 38:31).
Обращаясь к «Мечтам и звукам» необходимо сказать, что в
последовательности стихотворений в сборнике не отражается ни хронология их
создания, ни последовательность «перемен» в мировосприятии автора.
Представляется также возможным определённая роль переосмысления
условий помещичьей усадьбы в эволюции настроения Некрасова в его первом
сборнике. Если большинство стихотворений 1830-х годов, посвящённых детским
воспоминаниям, воспроизводят не ужасы крепостного мира, а природу, её
красоту, радостные настроения юноши, то в последствии всё кардинально
меняется. Некрасов с крайне резкой, злой критикой обрушивается на уклад
жизни своей семьи, на своего отца:
…детей в суровой школе
Держал старик, растил, как дикарей.
Мы жили с ним в лесу да в чистом поле,
Травя волков, стреляя в глухарей.
В пятнадцать лет я был вполне воспитан,
Как требовал отцовский идеал:
Рука тверда, глаз верен, дух испытан, -
Но грамоту весьма нетвёрдо знал.
(Уныние)
Крепостническая действительность оказала и другое влияние на
последующее творчества Некрасова – именно ей «юный Некрасов и был более
всего «обязан» своим идеализмом» (40:25), который и проявился в «Мечтах и
звуках». Рассматривая проблему с этой точки зрения можно сказать что,
идеализм Некрасова послужил своеобразной «защитной реакцией». Поэту была
необходима «эмоциональная разрядка» и именно это и стало причиной
формирования особого идеального поэтического мира Некрасова в «Мечтах и
звуках». Поэт уходил в него в надежде покинуть мир злой реальности.
Сознание юноши противопоставляло мир «приподнятой идеальности». Сам факт
обращение к поэзии, ухода в лирический мир можно рассматривать бегством от
злого антигуманного мира.
Рассматривая поздние произведения Некрасова, в том числе особенно
интересующее нас «Уныние», где, так или иначе, прослеживается биографическо-
исповедальная основа можно проследить дополнительные черты, позволяющие
увидеть в его «мечтах» скрытую, интимную сторону жизни. Обращение ко многим
произведениям Некрасова прямо или косвенно свидетельствуют, что именно
отрыв от семьи, приезд в Петербург, принесли Некрасову сильное потрясение:
...Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой — богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник-плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
(На Волге)
Благодаря особому состоянию Некрасова, которое сложилась под вилянием
его жизни в Петербурге, происходит переоценка ценностей, пересмотр
жизненных представлений. «Потенциальный барин» по приезде в Петербург
оказывается в несвойственной ему обстановке, на дне общества, где у него
появляются несвойственные ему проблемы. Главная из них – проблема выжить,
«получить место под солнцем»: «…Оставалось еще несколько рублишек, я нанял
себе угол за два рубля в месяц. Пить-есть надо, я и задумал стишонки
забавные писать. Напечатал их на листочках и стал гостинодворским молодцам продавать. Разошлись. Маленько оперился и комнатку на
Васильевском острове нанял».
(Некрасов. В передаче В. А. Панаева. («Воспоминания») // 38: 35).
В контексте этого Некрасов переосмысляет отношение к поэзии – это уже
не «досужее упражнение», а средство выживания: «…Однажды он мне
сказал: «Напечатайте ваши стихи, я вам продам по билетам рублей на 500». Я
стал печатать книгу «Мечты и звуки». Тут меня взяло раздумье, я хотел ее
изорвать, но Бенецкий уже продал до сотни билетов кадетам, и деньги я
прожил. Как тут быть! Да Полевой напечатал несколько моих пьес в
«Библиотеке для чтения». В раздумье я пошел со своей книгой к
Жуковскому…». (НЕКРАСОВ. Автобиографические записи. //38: 34)
Наряду с «меркантильным» интересом на поэзию повлиял и
«психологический фактор». Человеку, находящемуся в состоянии кризиса,
необходимо «выговорится», проанализировать своё состояние, посоветоваться,
найти выход. Отсутствие понимающего собеседника, собственные переживания и
побуждали Некрасова к стихотворчеству. Именно стихи стали тем необходимым
«собеседником» поэта. Именно поэтому большая часть стихотворений первого
сборника Некрасова носят настроение краха надежд и иллюзий.
Серьёзные изменения в поэзии Некрасова начались именно в ходе утраты
прежних иллюзий. Основной темой его произведений стали – кризисные ощущения
и самоанализ. Смена мировоззренческой позиции отразилась в его поэзии как
процесс, с определённой направленностью.
Мировоззренческую позицию Некрасова в данный период можно выявить,
обращаясь к стихотворению «Загадка», сборника «Мечты и звуки». Понимание
Некрасовым мира кроется в самом названии – «Загадка»: мир есть нечто, что
надобно понять. С точки зрения мировосприятия Некрасов в данный период в
некоторой мере сходен с поэтами романтизма. Лирические произведения
Некрасова этого времени представляют собой некое подражание романтическому
направлению. В его творчестве сосуществуют, противопоставленные миры –
«ЗДЕСЬ» и «ТАМ». Предназначение поэта Некрасов видит в приобщении к тайне
«ТАМ». Но для Некрасова большую роль играют христианские мотивы
миропонимания, в том числе мотив воссоединение после смерти родственных
душ. Данное явление можно проследить в стихотворении «Могила брата»,
посвященное умершему брату - Андрею.
Исповедальные мотивы усиливаются в более поздних стихотворениях
сборника «Мечты и звуки», которые представляют собой ряд пограничных
явлений. Начавшийся в жизни Некрасова кризис всё более затрагивает его
поэтическое мировосприятие. Возникает новая проблематика – переживание
состояния душевного потрясения, этические проблемы. В стихотворение
«Безнадёжность» появляется проблема «грешник с идеей Христа».
Некрасов обращается к своему духовному кризису, своей внутренней
расколотости, проблеме «двойного бытия» (40:34). Двойственность внутреннего
мира Некрасова становится своеобразной организующей в ряде стихотворений
(«Смерти», «Песня», Злой дух», «Час молитвы»). У Некрасова возникает новое
отношение к поэтической реальности. Мир поэзии – мир несбыточной
реальности, который существует только в фантазии, сознании поэта. В
творчестве повышается роль нравственного, морального определения и анализа.
Кризис Некрасова постоянно усугублялся, сильно развивались и две его
стороны: материальная: жизненные, денежные проблемы, и моральная: кризис
внутренних установок, ценностей, противоречие. Жизнь, построенная на
идеале, мечтах несла одни страдания. Для выживания необходимо было
отречение от этих идеалов, в том числе от самого главного идеала – идеала
свободной поэзии, поэзии для души, идеала непродажности таланта: «Я писал
из хлеба много дряни, особенно повести мои, даже поздние, очень плохи –
просто глупы; возобновления их не желаю». (Некрасов Н. А.
Автобиографические записи // 38: 43).
Некоторые стихотворения сборника «Мечты и звуки» обращаются к данному
факту. В качестве примера можно использовать стихотворение «Сомнение». В
основе этого произведения – саморефлексия. Но уже в этом произведении
проявляются отличительные черты некрасовской саморефлекии и некрасовской
исповедальности. Вместо предыдущей романтической традиции изображения
сугубо абстрактного, «картинного» лирического героя, произносящего
выдуманные монологи, и выдуманной ситуации приходит конкретный человек с
рефлексирующей мыслью. И часто именно эта рефлексирующая мысль выделяет его
из общества и становится причиной его одиночества. Прежние представления
обратают личностный выстраданный смысл, становятся основой новой этической
программы. Душа человека стремится к особым, духовным потребностям, отходу
от проблем внешних, к достижению внутреннего идеала. По мысли Некрасова
мучительны не сами жизненные страдания, а мучение порождает отсутствие в
жизни идеального.
В исповедально-философских стихах сборника «Мечты и звуки» идеальное и
реальное находится в непрерывной схватке. Идеал поддаётся напору
действительности, способность его к сопротивлению падает.
Подводя итоги вышесказанного следует отметить, что сборник «Мечты и
звуки» не только неоднороден в самых разных смыслах. При определённом
подходе к тексту открывается возможность увидеть за внешней пестротой,
разнородностью входящих в нее стихотворений некое значимое для поэта
содержание, многое «завязавшее» в его судьбе и дальнейшем творчестве.
Сборник ранних стихотворений Н А Некрасова отразил и лично, и художественно
очень значимый период творческого становления поэта.
«Мечты и звуки» оказались не случайной книгой в творчестве Некрасова,
как говорят некоторые исследователи. Исторически ей суждено было стать
сокрытым фундаментом дальнейшего развития некрасовской поэзии, в том числе
некрасовской исповедальности. Нашедший себе воплощение в раннем сборнике
поэта нравственно-гуманистический пафос определил содержательность
покаянных мотивов в всём последующем творчестве поэта. В «Мечтах и звуках»
определились и ведущие особенности будущего некрасовского лиризма как
лиризма концептуально-этического и лиризма исповедального.
Уже на раннем этапе творчества Некрасова прослеживаются основные
тенденции творчества такие как: «возмужание таланта» - развитие поэзии от
сугубо романтизма к реализму, но с обязательным наличием романтических
черт; использование собственного духовного опыта как основы поэзии. Уже в
«Мечтах и звуках» выделился особый некрасовский «лирический материал» -
материал, основанный на его страданиях, переживаниях.
2 Иронико - аналитический тип некрасовской исповедальности.
Другой важной составляющей, обусловившей формирования исповедального
принципа лирики в творчестве Некрасова явился так называемый «иронико-
аналитический» тип исповедальности. Иронико-сатирическое начало проходит
практически через всё творчество Некрасова. Особенно важным для нашей
работы является складывание ироника-аналитическаого типа исповедальности в
работах начала 1840-х годов. Примечательной особенностью данных
произведений с точки зрения рассматриваемой проблемы является не конкретное
повествование об определённых фактах биографии и их анализ, а использование
биографических элементов, своего настроения, чувств в повествовании о
других людях. Некрасов как бы наполняет жизнь другого человека своими
чувствами, переживаниями, проблемами. Так же отличительной чертой является
сатирико-ироническая основа стихотворений. Большой ряд стихотворений
посвящены теме отрицательных явлений в петербургской жизни, с которыми
автор столкнулся после приезда.
К примеру в «Говоруне» - «Записках петербургского жителя» - автор
высмеивает царящие в обществе порядки, давая юмористический обзор столичных
развлечений:
На днях у экзекутора,
Чтоб скуку разогнать,
Рублишка по полутора
Засели мы играть.
Довольно флегматически
Тянулся преферанс;
Вдруг в зале поэтический
Послышался романс;
(Говорун)
Некрасов анализирует положение дел в Петербурге. Рассказывает об
обычном положении дел с сатирической оценкой. В «Говоруне» Некрасов
«глумится» над собой, своим образом жизни. Он обращается к «литературной
поденщине», своему образу жизни. В творчестве поэта в «Говоруна» впервые
сильно проявляется образ беспамятства, бесплодных итогов, смерти:
Мир ближе к сокрушению,
Не пьётся мне друзья:
К могиле ближе я.
(Говорун)
Поэт подчёркивает связь своего произведения с личной автобиографией:
Я вам биографический
Портрет свой напишу…
(Говорун)
Это же подтверждается и прямыми параллелями с личной биографией поэта:
И как родитель мой
С эфира в канцелярию
Столкнул меня клюкой.
(Говорун)
Некрасов сам критически, с издевательством обращается к своей
биографии, к своим чувствам. Он «выворачивает наизнанку» себя, свои
переживания. В этом можно отметить своеобразное новаторство поэта в области
его исповедальности.
Данное явление продолжается в стихотворении 1844 года «Отрывок».
Сравнивая это стихотворение со стихотворением «Говорун» можно увидеть, что
здесь ещё больше моментов отсылающих нас к биографии поэта:
И порешил в училище
Отправить с рук долой.
(Отрывок)
В этом стихотворении продолжается развитие такого элемента
некрасовской исповедальности как использование собственной биографии как
лирического материала. Главное в данном стихотворении на наш взгляд
является не фактографическое сходство биографии поэта и лирического
произведения, а использования внутреннего мира поэта, его чувств в тексте
стихотворения. Один из элементов этого явления – общее чувство лирического
героя данного произведения и чувство Некрасова 1840-х годов – чувство
одиночества:
Немытый, неприглаженный,
Бежал я босиком…
(Отрывок)
В стихотворении «Отрывок» проявляется один из важнейших мотивов
исповедального творчества Некрасова – мотив смерти. Именно он на протяжении
всего некрасовского творчества будет ведущим для исповеди поэта:
Я помню как шепталися,
Как в церковь гроб несли;
Как с мёртвым целовалися,
Как бросили земли…
(Отрывок)
Подводя итоги параграфа, следует отметить, что с 1843 года в
исповедальном творчестве Некрасова появляется новое явление. Поэт
обращается к своей собственной биографии как к лирическому материалу. Но
обращение это предстаёт как «выворачивание наизнанку» своего внутреннего
мира, своих переживаний. Этот факт оставил существенный отпечаток на
характер дальнейшего исповедального творчества поэта, в том числе на его
последние произведения.
3 Жизненный кризис 1853-1856 годов. Тип «исповедальности бесплодных
итогов».
Важным для нашей работы моментом является «биографическо-исповедальный
пик» в лирическом творчестве Некрасова 1853-56 годов. Он связан, ожиданием
Некрасова смерти вследствие болезни горла. Многие приглашенные врачи
предсказывали скорую кончину. На этом основании Некрасова постиг глубокий
душевный кризис: «Здоровье Некрасова ухудшалось, и он, как говорится, едва
влачил ноги. Лучшие доктора не могли понять его болезни. Кто-то посоветовал
обратиться к доктору Шипулинскому, который действительно угадал его
болезнь, пользовал очень удачно, но никак не мог возвратить ему потерянного
голоса. Надо было наклонить ухо к губам Некрасова, чтобы расслышать его
шипящий шепот. (Б. КОЛБАСИН. «Тени старого «Современника» // 38: 185)
Именно с этим и связана резко возросшая продуктивность творчества
Некрасова, а так же усиление исповедальных мотивов в творчестве. В этот
период появляется установка на подведение итогов жизни, анализ своего места
в истории. Эта установка проявляется у Некрасова в нескольких направлениях:
социально-политическом, художественно-поэтическом, личном, философском.
Приведём несколько примеров проявления авторских установок в различных
направлениях. Социально-политические установки явно прослеживаются в
известном стихотворении «Поэт и гражданин»:
Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
(Поэт и гражданин)
Художественно-поэтические установки поэта в рассматриваемое нами время
вне сомнения присутствуют в стихотворении «Замолкни муза мести и печали…»:
Замолкни, Муза мести и печали!
Я сон чужой тревожить не хочу,
Довольно мы с тобою проклинали.
Один я умираю — и молчу.
К чему хандрить, оплакивать потери?
Когда б хоть легче было от того!
Мне самому, как скрип тюремной двери,
Противны стоны сердца моего.
(Замолкни, Муза мести и печали!..)
Ситуация близкой кончины влекла поэта к анализу своей роли в жизни,
подведению итогов. Созревала потребность, оглянутся на прошлое, оценить что
произошло, что правильно, а что неправильно было сделано. Данный период в
творчестве Некрасова был, как никогда наполнен исповедальными, итоговыми
мотивами. Некрасов обращается к теме памяти, воспоминание прошлого:
Ах, были счастливые годы!
Жил шумно и весело я,
Имел я большие доходы,
Со мной пировали друзья;
Я с ними последним делился,
И не было дружбы нежней,
Но мой кошелек истощился —
И нет моих милых друзей!
(Ах, были счастливые годы!..)
Подводя итоги своей жизни, Некрасов отмечает бесплодность своей жизни.
Он сильно грустит по поводу того, как мало ему удалось сделать в этой
жизни. В его произведениях всё большее и большее развитие получают мотивы
грусти, уныния. В стихах увеличивается количество обращений к тематике
человеческого, народного горя, страдания, скорби:
Вот идет солдат. Под мышкою
Детский гроб несет, детинушка.
На глаза его суровые
Слезы выжала кручинушка,
А как было живо дитятко,
То и дело говорилося:
«Чтоб ты лопнуло, проклятое!
Да зачем ты и родилося?»
(Гробок)
Позиция рассказчика – это позиция наблюдателя, фиксатора человеческих
страданий. Но он не просто «хроникёр», фиксирующий события. Увиденное
страдание вторгается во внутренний мир автора, преломляет его душу, вызывая
«поток сознания», размышления о причинах страданий.
С 1853 года Некрасов пишет «Последние элегии» в которых настроение
уныния резко усугубляется:
Душа мрачна, мечты мои унылы,
Грядущее рисуется темно.
Привычки, прежде милые, постыли,
И горек дым сигары. Решено!..
(Последние элегии)
Усугубляется и тема разлада с обществом, народом, привычками.
Увеличивается количество обращений Некрасова к смерти, мукам. Некрасов в
этот период несколько отходит от социальной проблематики, обращаясь к
вечности, мирозданию. В его творчестве возникает образ путника – человека
«пустившегося в далёкий долгий путь», который устал и не в силах продолжать
дорогу. Одна из главных черт «путника» - его одиночество – его не помогают,
его не понимают. Лирический герой Некрасова в одиночестве борется с дорогой
и «с толпой врагов».
Другая тема Некрасова этого периода, связанная с исповедальностью, –
тема отдыха. Лирический герой устал от борьбы, от дороги. Он хочет сойти с
пути, передохнуть, подвести определённые итоги своей дороги – чего достиг,
чего нет. Но в тоже время он не в силах сойти с дороги, со своего курса,
отойти от достижения своей цели:
Переплывал я реки и моря;
Боролся я, один и безоружен,
С толпой врагов; не унывал в беде
И не роптал. Но стал мне отдых нужен —
И не нашел приюта я нигде!
Не раз, упав лицом в сырую землю,
С отчаяньем, голодный, я твердил:
«По силам ли, о боже! труд подъемлю?» —
И снова шел, собрав остаток сил.
(Последние элегии)
Это очень тесно связано с духовным и физическим состоянием самого
поэта. Некрасов был поражён болезнью, ему предрекали кончину, но, несмотря
на это он не мог отойти со своего литературного пути, бросить творчество:
Вперед, вперед! Но изменили силы —
Очнулся я на рубеже могилы...
(Последние элегии)
Большую роль в творчестве Некрасова рассматриваемого нами периода
сыграли стихотворения посвящённые творчеству, поэзии. В стихотворениях
данной группы, так же как и в других произведениях этого периода, поэт
подводит своеобразные итоги, анализирует свою роль в этом аспекте,
размышляет о своих взаимоотношениях с поэзией:
Замолкни, Муза мести и печали!
Я сон чужой тревожить не хочу,
Довольно мы с тобою проклинали.
Один я умираю — и молчу.
К чему хандрить, оплакивать потери?
Когда б хоть легче было от того!
Мне самому, как скрип тюремной двери,
Противны стоны сердца моего.
(Замолкни, Муза мести и печали!..)
В этом произведении сочетаются мотивы творчества с мотивом ожидания
смерти и подведения итогов. Оно наполнено чувством безысходности,
усталости.
Многие произведения некрасовского творчества 1853-1856 годов внешне
затрагивают проблему крестьянского быта. В них описываются унылые картины
сельской жизни. Но, рассматривая их в контексте духовного и
психологического состояния автора в этот период, можно предположить, что
истинное их содержание – это описание внутреннего мира поэта. В нашей
работе уже неоднократно поднимался вопрос «вживания» Некрасова в образ
других людей и наполнения их внутреннего мира своим психологическим
состоянием. В этих произведениях переживания крестьянина-рассказчика
соотносятся с внутренним, духовным состоянием Некрасова:
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет...
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
(Несжатая полоса)
Пейзаж русской природы видимый крестьянином – это пейзаж души
Некрасова – его состояния уныния и одиночества. Здесь Некрасов, как нам
представляется, говорит о «поздней осени» своей жизни, её закате. Он
подчёркивает своё одиночество, свою грусть. Эти чувства кроются в образе
одинокой несжатой полоски, про которую забыли.
Продолжая подобный подход к анализу этого произведения можно сказать,
что Некрасов анализируя свою деятельность, подводит итог о бесплодности, но
он не в состоянии понять причину этой бесплодности:
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?
Одновременно с присутствием черт Некрасова в образе «несжатой полосы»
он присутствует и в образе «пахаря». Здесь можно проследить прямо
биографическое описание портрета больного Некрасова:
Плохо бедняге – не ест и не пьёт,
Червь ему сердце больное сосёт,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как плети…
(Несжатая полоса)
Именно в этот период во время жизненного кризиса Некрасов обращается,
как мы видим, к теме крестьянства, народа. Это существенно отличается от
обращения «к себе», своему миру в предыдущий рассмотренный нами период. Для
поэта «открываются» людские страдания: страдания солдата («Гробок»),
страдания крестьянина («Несжатая полоса»). Поэт начинает осознавать, что он
не одинок в страданиях. Его страдания не единичны. В контексте этого в
тематике творчества Некрасова появляется мотив мести – поэт мстит жизни, он
озлён. К примеру, можно снова обратится к его стихотворению «Замолкни, Муза
мести и печали!..):
Замолкни, Муза мести и печали!
Я сон чужой тревожить не хочу,
Довольно мы с тобою проклинали.
Один я умираю — и молчу.
(Замолкни, Муза мести и печали!..)
О страданиях Некрасов уже говорит не как о сугубо своём личном. В
стихотворениях появляется настроение сочувствия, понимания, всепрощения.
Некрасов переживает не только за себя, но и за других:
Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаяния, моленья и испуга…
(Вор)
В период 1853-1856 годов сильно развивается мотив исповеди и покаяния.
Помимо уже рассмотренной нами выше такой причины как особое состояние
ожидания смерти в период болезни на этот факт повлияло ещё и отношение
некоторых современников лично к Некрасову. Именно в этот период Некрасова
стали «преследовать» разнообразные сплетни и «истории». Прежде всего,
основанием для подобного явления были внешние противоречия между
страдальческим пафосом произведений и образом жизни поэта. Многие
критиковали Некрасова за то, что он просто-напросто наживается на модном
литературном материале. К тому же подобное отношение усугубляли и некоторые
личные качества поэта. Его относительная мягкость и снисходительность
сочетались с угрюмостью и холодностью. Всё это в совокупности
предопределило определенное «общественное мнение», которое весьма пагубно
сказалось на внутреннем мире поэта.
Подводя итоги сказанного, следует отметить, что в первой половине 1850-
х годов исповедальность в произведениях Некрасова претерпела существенные
изменения. В результате жизненного кризиса, связанного с болезнью горла
роль данного мотива в творчестве существенно выросла из-за стремления
Некрасова «подвести итоги». В данный в творчестве поэта период развивается
идея о бесплодности своей деятельности. В данный период Некрасов
отказывается от исключительности своего внутреннего мира в поэзии и
обращается к проблемам народа. Жизненный кризис перевернул внутренние
установки поэта, ему открылась народная, крестьянская драма. Он приходит к
выводу о «неединичности» собственных страданий. Поэт начинает говорить о
проблеме страданий не как исключительно о своём, а о всеобщем. Эта
установка наполняет его поэзию настроениями мести и злобы.
4 Духовный кризис 1862-1867 годов. Тип «покаянной исповедальности и
самосуда».
Важной вехой в биографии Некрасова для нашей работы является его
духовный кризис 1862-1867 года. В отношении причин этого кризиса следует
сказать, что в конце 1850-х годах очень тяжёлое положение постигло
«Современник», именно события связанные с журналом прямо или косвенно
определили внутреннее состояние Некрасова в этот период. Большую роль в
этом глубоком духовном кризисе Некрасова и отношении журнала с властями
сыграла так называемая «цензурная буря». Многие консерваторы проявляли
интерес к популярному и «крамольному» журналу, поэтому появление в нем трех
некрасовских стихотворений очень скоро было замечено. Положение дел ещё
усугублялось и внутренними противоречиями внутри коллектива «Современника».
Эти противоречия напрямую оказались связаны с деятельностью Чернышевского.
Определённая часть сотрудников журнала, во главе которой стоял
Дружинин, не замечала Чернышевского до тех пор, пока он не затронул прямо
их интересы — не высказал громко своих взглядов на искусство. 10 мая 1855
года в актовом зале университета он защитил свою диссертацию «Об
эстетических отношениях искусства к действительности». Эта новая
эстетическая декларация вызвала тревогу и раздражение среди так называемых
поклонников «чистого» искусства. Развивая идеи Белинского Чернышевский,
стремился поддержать гоголевское направление, подвергавшееся нападкам,
восстановить в правах критику, разрушить принципы идеалистической эстетики.
Если единомышленники видели в Некрасове первого поэта своего времени,
равного Пушкину, если диалог «Поэт и гражданин» был для них манифестом всей
своей поэзии, то Дружинин, например: без церемоний заявил в письме к
Тургеневу, что весь; «Поэт и гражданин», за исключением одного отрывка, «не
стоит трех копеек серебром, а вреда литературе он сделал на сто рублей» (18
ноября 1856 года). Такое отношение к стихам Некрасова со стороны
«эстетической критики» не было секретом для его ближайшего окружения.
Весной 1867 года положение журнала крайне ухудшилось, как по причинам
«цензурным», так и экономическим. Ранее Некрасов проводил крайне не
экономную для журнала политику щедрого авансирования сотрудников и выдачу
ежемесячного (а не «сдельного») жалования. Некрасов предпринял попытку
создания в рамках «Современника» артельной системы хозяйствования. Все эти
эксперименты основательно подорвали материальную базу журнала. Осознание
неизбежного краха «Современника» «угнетало его, повергая в состояние
сильнейшей душевной тревоги, и он метался из стороны в сторону в тщетной
надежде продлить существование журнала.» (16:298)
Именно попытки сохранить журнал во чтобы то ни стало и повлекли за
собой критику Некрасова со стороны его соратников. Некрасов вынужденно идёт
на компромисс с недавними заклятыми идейными врагами. Именно этот
компромисс и вызовет волну негодования в рядах соратников Некрасова,
которые в большинстве своём не понимали истинных причин подобных действий
поэта. Обвинения Некрасова в «измене» сыпались на его голову и ранее, к
примеру, в связи с публикацией поэмы «Тишина». Эта публикация вызвала толки
о том, что поэт отказался от прежних резких обличений. Одна из современниц
(М. Ф. Штакеншнейдер) тогда же писала Я. П. Полонскому:
«Тишина» Некрасова подняла бурю. Его упрекают в отступничестве».
Герцен писал Тургеневу; «Видел ли ты, что Некрасов обратился в
православие?» (19 декабря 1857 года).
Видимо данная мысль была вызвана следующими строками поэмы:
Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
(Тишина)
Некрасов очень больно переживал все эти события и обвинения в его
адрес по поводу примирения с властями и ренегатстве.
Желанием спасти журнал, было вызвано возобновление им старого
знакомства с В. П. Боткиным, когда-то, в пятидесятые годы, интимно близким
ему приятелем, а теперь заклятым врагом если не его лично, то тех идей,
выразителем которых стал «Современник». Боткин в своих письмах Фету
(например, в письме от 1 февраля 1866 года) не без злорадства сообщает, что
к нему «начал похаживать» Некрасов: «Освобождение от цензуры приносит уже
добрые плоды. Два предостережения «Современнику» и «Русскому слову»
заставили этих господ одуматься. Некрасов начал похаживать ко мне и
протестует против гадких тенденций своего журнала,— я же, пользуясь моим
знакомством с членами совета по книгопечатанию, стараюсь поддержать их в их
энергии».
(В. П. БОТКИН — А. А. ФЕТУ, 1 февраля 1866 г.) // 38:329)
Идя на подобный компромисс, Некрасов, без сомнения, рассчитывал
использовать влияние Боткина в «высших сферах», чтобы смягчить их
непримиримо враждебное отношение к «Современнику». Однако расчет этот не
оправдался. Скорее наоборот: Боткин в том же письме к Фету с удивительным
цинизмом признается, что он старается использовать свое влияние во вред
некрасовскому журналу. Вот его подлинные слова: «Я же, пользуясь моим
знакомством с членами совета по книгопечатанию, стараюсь поддержать их в их
энергии...»
Если у Некрасова создалось убеждение, что понесенные редакцией журнала
действительно тяжкие жертвы гарантируют в большей или меньшей степени
выполнение плана ликвидации журнала в течение 1866 года, то
действительность не замедлила опровергнуть это убеждение. Столь старательно
сооружаемые им «щиты и громоотводы», как указывает Н. К. Михайловский в
своих «Литературных воспоминаниях», оказались бессильны при
«экстраординарной грозе» (35:164). «Экстраординарной» же грозой явилась
реакция, вызванная выстрелом Каракозова. Не вдаваясь в характеристику этой
реакции, неоднократно привлекавшей к себе внимание исследователей, приведем
лишь цитату из воспоминаний Елисеева, представляющую для нас особый
интерес, так как она рисует переживания одного из участников редакционного
кружка «Современника» в этот период: «Я был арестован и отвезен в крепость,
— 28 или 29 апреля. Но самым злополучным! временем было не то, когда меня
посадили в крепость, — напротив, по заключении в крепость я значительно
успокоился,— а время, проведенное от 4-го апреля до 29-го апреля в
тревожном ежедневном, ежечасном ожидании обыска и ареста, которое не давало
покоя ни днем, ни ночью. Тот, кто не жил тогда в Петербурге и не
принадлежал к литературным кругам или, по крайней мере, не был к ним так
или иначе прикосновенен, не может представить той паники, которая здесь
происходила. Всякий литератор, не принадлежавший к направлению Каткова, а
не принадлежала к этому направлению вся тогдашняя литература, считал себя
обреченною жертвою и был уверен, что его тем самым непременно, потому
только, что он литератор, арестуют. Так, все были убеждены, что граф
Муравьев держится вполне взглядов Каткова и следует его указаниям.
Сотрудники «Современника», на который Катков смотрел как на очаг и притон
всяких зловредных учений, тем более были уверены в неизбежности такой
участи для себя…. Каждый день, и всегда почти утром, приносили известия:
сегодня ночью взяли такого-то и такого-то литератора, на другое утро опять
взяли таких-то и таких-то…» (Елисеев Г. З. Из воспоминаний. // 37:124)