Исповедальная поэма Н. А. Некрасова «Уныние» (1874): проблематика, поэтика, история восприятия
Исповедальная поэма Н. А. Некрасова «Уныние» (1874): проблематика, поэтика, история восприятия
Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского
ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ
Студент группы № 756
Корнилов Денис Александрович
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Исповедальная поэма Н. А. Некрасова «Уныние» (1874): проблематика, поэтика, история восприятия.
Научный руководитель: доцент кафедры русской литературы
Пайков Николай Николаевич
Ярославль
2003
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Исповедальность как принцип лирики Н. А. Некрасова. 8
§ 1. «Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова. 8 § 2. Автобиографизм в творчестве Некрасова. 18
Глава 2. Вехи «духовной биографии» Некрасова. 32
§ 1. Обретение исповедальности как «лирической позиции и лирического материала». 32 § 2. Иронико - аналитический тип некрасовской исповедальности. 41 § 3. Жизненный кризис 1853-1856 годов. Тип «исповедальности бесплодных итогов». 44 § 4. Духовный кризис 1862-1867 годов. Тип «покаянной исповедальности и самосуда». 52 § 5. «Последние песни» и тип «исповедальности последних итогов» 1874-1877 года. 67
Глава 3. Поэма «Уныние» как квинтэссенция исповедальной проблематики Н. А.
Некрасова. 77
§ 1. Обстоятельства написания поэмы. 77 § 2. Восприятие; оценка и интерпретация мотивов и поэтики поэмы публикой, критиками и учёными. 80
1874-1901 года. 81
1902-1917 года. 83
1917-1940 года. 85
1941-1955 года. 88
1960 – наши дни. 93 § 3. Основные элементы исповедальности в поэме Н. А. Некрасова «Уныние». 96
Заключение. 105
Библиография. 108
Указатель стихотворений Н. А. Некрасова. 111
Введение.
Исповедь – откровенное признание, сообщение своих мыслей, взглядов, покаяние в грехах.
(Ожегов С. И. Словарь русского языка)
В отечественном литературоведении и критике исследованию творчества
Н. А. Некрасова посвящена значительная часть работ. Специалисты обращаются
к этой тематике уже не один десяток лет. Казалось бы, проблема Некрасова
является исследованной «вдоль и поперёк» и найти что-либо новое уже не
представляется возможным. Но это по нашему мнению не так. Правда, что к
Некрасову обращаются исследователи уже многих поколений. Но вот именно
«многих поколений» - именно это является ключевым словосочетанием. Наша
жизнь развивается: меняются представления об окружающем мире, меняется
культура, идеология, сознание, и на основании этого меняется наука –
методы, подходы, точки зрения. Именно поэтому каждое «поколение» имеет
собственный подход к, казалось бы, давно исследованной проблеме. Каждое
«поколение» имеет свою точку зрения на основании своей культуры, идеологии,
уровня знаний об окружающем мире. Именно в контексте этого обстоятельства
рационально обращение к уже неоднократно изученной теме с новой позиции.
Главное в этой «новой позиции» - смена подхода, смена тенденции восприятия
творчества. В литературоведении проблема понимания литературных
произведений, бесспорно, является непосредственно связанной с культурой
общества, общественным сознанием, менталитетом, которые находятся в
постоянном изменении. Такой историко-функциональный подход к материалу
представляется нам актуальным. Поэтому мы считаем обоснованным, ещё раз
обратиться к творчеству Некрасова – человека, внёсшего огромный вклад в
русскую литературу. Но обращение это будет отличным от предыдущих
исследований. Как мы уже отмечали, в области некрасоведения существует
множество подходов к творчеству поэта. Наша задача попытаться взглянуть с
новой точки зрения на эту проблему.
Проблема. В нашей работе мы взглянем на творчество Некрасова с точки зрения
исповедальности как одного из принципов его лирики. В отношении этого, как
доказал наш анализ других исследований, в науке существует мало работ. В
особенности мало затронут последний период творчества поэта, в том числе
итоговая поэма «Уныние», которая, на наш взгляд, является вершиной,
квинтэссенцией исповедальной проблематики творчества Некрасова. Говоря о
поэме «Уныние», также следует отметить, что это произведение всё ещё
недостаточно и полно рассмотрено в научной литературе, и по нему фактически
нет обобщающего материала. Упоминания о поэме в большинстве научных работ
является «косвенным».
В контексте нашей работы, мы собираемся обратиться к проблеме мотива
исповедальности в творчестве Некрасова. Мы рассмотрим развитие этого
мотива, начиная с раннего творчества Некрасова и заканчивая произведениями
последнего периода. Рассматривая развитие мотива исповедальности, мы
обратимся к причинам активизации данного мотива в тот или иной период
творчества поэта, а так же причинам и характеру изменения, эволюции этого
мотива.
Гипотеза. Мы предполагаем, что нарастание исповедальности в творчестве
Некрасова тесно связано не только с известными биографическими
обстоятельствами или с возмужанием таланта поэта, а и с формированием у
него некоторых компонентов творческого миросозерцания.
Целью нашей работы мы видим доказать, что поэма Некрасова «Уныние» является
квинтэссенцией, вершиной, постоянное развивающихся исповедальных мотивов в
творчестве поэта.
Задачи. Достигнуть поставленной цели нам представляется возможным путём
решения следующих задач:
1. Исследовать феномен «лирической эпичности» в творчестве Некрасова в нескольких отношениях: Во-первых, – с точки зрения особенностей интимной позиции субъекта некрасовской лирики; во-вторых, – путём рассмотрения масштабности охвата материала в лирике Некрасова, сочетания в ней объективного и субъективного начал, а также с точки зрения проблемы
«соединения» автора и героя в ряде некрасовских произведений; в-третьих – с точки зрения формирования в творчестве поэта особого, индивидуального лиро-эпического «жанра»; в-четвёртых, – с точки зрения «автобиографизма» некрасовской лирики, наличия в ней особого субъекта сознания.
2. Рассмотреть тенденции и особенности в развитии исповедального мотива в творчестве Некрасова в связи с биографическими событиями и изменениями во внутреннем мире поэта, выделить ряд ключевых «духовных вех» - этапов в биографии и духовной жизни поэта, которые оказали существенное влияние на развитие некрасовской исповедальности.
3. Определить «типы исповедальности», последовательно сформировывавшиеся в творческом сознании и художественном воплощении.
4. Выявить систему художественно-тематических и формальных компонентов в поэме Некрасова, ставших предметом последующей критической рефлексии.
5. Обратиться к поэме Н. А. Некрасова 1874 года «Уныние» как к итогу
«исповедального творчества» Некрасова, найти в ней черты исповедальности мотивированные фактами биографии и духовным состоянием поэта.
6. Сформировать представление о логике смены историко-культурного восприятия текста поэмы «Уныние» как пути постижения авторской мысли и художественного новаторства текста.
Методология и технология исследования. Научной основой нашего исследования
стали принципы историко-функционального, проблемного, формально-
эстетического и «автоцентрического» прочтения художественных текстов,
сопоставительного анализа научной литературы..
Практическая значимость исследования. Данный материал представляется
возможным использовать для дальнейших исследований в данной области в
качестве источника или образца литературной технологии. Также возможно
использование результатов исследования в рамках лекций, спецкурсов по
творчеству Некрасова в высших учебных заведениях, уроков и факультативных
занятий в старших классах школы.
Структура работы. Наша работа состоит из трёх основных глав, которые
обоснованы тремя основными проблемами, которые на наш взгляд следует
рассмотреть в контексте нашей работы.
Первая глава содержит общую характеристику исповедальности как
принципа лирики Некрасова в связи с автобиографичностью его произведений,
их лирической эпичностью, особенностями автора и героя.
Вторая глава посвящена исследованию эволюции, изменению исповедальных
мотивов в творчестве Некрасова в связи с биографией и духовным миром поэта.
На основании этого нам представляется возможным выделение пяти основных
периодов:
1. Зарождение исповедальных мотивов в раннем творчестве Некрасова, его сборнике «Мечты и звуки», их связь с автобиографическим началом.
2. Присутствие исповедального начала в творчестве Некрасова 1840-х годов, соединение его с иронией в сатирических произведениях этого периода.
3. Усиление исповедальных мотивов вследствие тяжёлой болезни Некрасова в середине 1850-х. Связь этих мотивов со стремлением подвести итог жизни.
Развитие идеи «бесплодности» собственной жизни у Некрасова.
4. Резкое изменение исповедальности в творчестве поэта с 1866 года вследствие осуждения Некрасова своими соратниками после опубликования речи Муравьёву. Сильные потрясения поэта. Развитие идеи «исповеди перед судом» – судом ближних, судом над собой.
5. Вершина развития мотивов исповеди в произведениях последних лет жизни.
Характер некрасовской исповеди как исповеди обращённой к читателю, идея читателя как главного судьи.
В третьей главе имеет место монографическое рассмотрение поэмы Некрасова
«Уныние» как, к примеру, максимального развития исповедального мотива в
творчестве поэте. Для этого приводятся обстоятельства написания поэмы:
духовное, физическое состояние Некрасова, его идеи, воззрения, на основании
воспоминаний близких людей поэта. Также нами анализируются исследования в
отношении поэмы «Уныние» со времени её публикации до сегодняшних дней с
целью выявить основные направления этих исследований, основную трактовку
этого произведений учёными.
Дипломная работа содержит 97 страниц основного текста и включает 52
источника некрасовской библиографии.
Исповедальность как принцип лирики Н. А. Некрасова.
1 «Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова.
Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, который напрямую интересен
в контексте нашей работы, является феномен «лирической эпичности». Этот
феномен напрямую проходит через всё творчество поэта, зарождаясь ещё в
раннем сборнике «Мечты и звуки».
Обращаясь к традиции исследования поэтического творчества Некрасова,
следует сказать, что основной канвой большинства работ является
биографическая и социально-идеологическая, политическая проблематика
творчества поэта. Традиция особого внимания к «идеологической» основе
творчества поэта прочно закрепилась с периода «народнической критики» 19
века. В то же время проблемы лирические, исповедальные, духовные, их
взаимодействие в поэзии Некрасова исследованы достаточно мало.
Говоря об истории обращения исследователей к данной проблеме, прежде
всего, следует отметить деятельность Д. С. Мережковского в конце 19 века.
Отличительной чертой работ данного исследователя является абсолютное
отречение от идеи «Некрасов – гражданин». Он одним из первых выделил
«вечную сторону» (34:67) в творчестве поэта. Говоря о предыдущих
исследованиях, он отмечал: «Они совершенно упустили из виду, что есть
другой Некрасов – великий и свободный поэт, который, помимо своей воли,
творил «не для житейского волненья, не для корысти не для битв». Некрасов –
идеалист… верующий в божественный и страдальческий образ… святое воплощение
духа народного». (34: 64). Мережковский впервые указал на данную сторону
творчества Некрасова, мимо которой так благополучно прошла «народническая
критика», для которой произведения поэта были только собранием социально-
политических идей. Особое видение проблемы Мережковским обусловило его
особое поэтическое, «символическое» мировосприятие. Мережковский тонко
ощутил специфичный, неповторимо личностный характер лирического восприятия
у Некрасова, особую попытку освоения мира.
Говоря о феномене «лирической эпичности» Некрасова следует
сопоставить его творчество с творчеством других поэтов, являющихся как
предшественниками, так и современниками. Некрасов сочетает в своём
творчестве отрешённую, роковую интонацию вещания мировых истин
унаследованную от Тютчева с потрясенной интонацией сверх чувственности,
невыразимости ощущений Фета. Обращаясь к отличию поэзии Некрасова от поэзии
современников и предшественников, нам представляется возможным отметить
«особую позицию субъекта» (40:23) в стихотворениях Некрасова. Обращаясь к
стихам поэта, можно отметить отсутствие в них искусственности,
надуманности. Характерным явлением для лирики 19 века, особенно периода,
предшествующего творчеству Некрасова, является искусственное создание
ролей, проблем, тематики стихотворений. Многие авторы действовали по
образцу, по традиции, по определённому зафиксированному сценарию. Обращаясь
к творчеству Некрасова с этих позиций, нам представляется обязательным
выделить кардинальное отличие его стихов от данного явления. Стихи
Некрасова не являются надуманными, искусственными, чем грешило большинство
его предшественников и современников. Начиная с ранней поэзии, произведения
Некрасова наполнены крайней субъективностью.
Уже в раннем поэтическом сборнике поэта «Мечты и звуки» проявляется
эта тенденция. Несмотря на кажущуюся «пестроту» этого сборника
представляется возможным выделение особых позиций субъекта в ряде
стихотворений. Проявление субъекта в сборнике в первую очередь замечается
на уровне выражения настроений. На этот факт впервые обратил внимание А.
Краснов (31). В дальнейшем эту идею развил В. Евгеньев-Максимов. Одним из
ведущих субъективных начал в этом сборнике является наличие двух настроений
«созерцательного» и «пессимистически - обличительного» (16:154). По мысли
М. Барро этот факт является проявлением, того, что уже в первой
некрасовской книжке «… отразилось постепенное изменение его идейных и
творческих представлений… во время работы произошёл некий духовный перелом,
сведший прежнего мечтателя с заоблачных высот на землю». (23:14.).
Важным элементом «лирической эпичности» (40:24) Некрасова является
особый масштаб охвата материала в лирических произведениях. Продолжая
сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками
необходимо отметить, что, к примеру, в творчестве Фета, содержание лирики
замыкается на внутреннем состоянии субъекта, и нет сколько-либо видимого
выхода «во внешний мир». Некрасов занимает в этом отношении принципиально
иную позицию. Его творчество не замыкается на «внешнем» или «внутреннем»
аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как «среднюю».
Некрасовская лирика вбирает в себя всё пространство окружающего и
внутреннего мира. В его стихах тесно переплетены социальные мотивы,
внутреннее состояние, мировоззрение, пейзажи и описания. Обращаясь к
интересующей нас поэме «Уныние», в качестве примера, можно выделить
следующие строки:
Какой восторг! За перелетной птицей
Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив
Сметает сор, навеянный столицей,
С души моей. Я духом бодр и жив,
Я телом здрав. Я думаю... мечтаю...
Не чувствовать над мыслью молотка
Я не могу, как сильно ни желаю,
Но если он приподнят хоть слегка,
Но если я о нем позабываю
На полчаса,— и тем я дорожу.
Я сам себя, читатель, нахожу
А это все, что нужно для поэта.
(Уныние)
Продолжая отмечать факты особой «лирической эпичности» стихотворений
Некрасова нельзя обойти и факт особых черт лирики Некрасова, использование
Некрасовым особой жанровой системы.
Лирические произведения Некрасова многообразны, захватывают самые
различные стороны жизни. Это и отклики на политическую жизнь страны, и темы
из жизни крестьянства, и очерки городской действительности, и любовная
лирика, и картины природы, и едкое осмеяние мира чиновной и дворянской
верхушки.
Лирика Некрасова, впрочем, как и все его творчество, не укладывается
в привычные жанры и формы. Его лирика тяготеет к эпичности, нарушающей
представление о жанровой замкнутости. За редким исключением лирика его
выходит за пределы не только традиционных жанров, но и за пределы самого
понятия лирики, как оно сложилось в обычном представлении, ограничивавшим
лирику «самовыражением», «самораскрытием» поэта, его внутренним миром.
Как мы считаем, Некрасов не только отказался от соблюдения жанровой
дифференциации, унаследованной от поэзии классицизма и романтизма, но и от
точного разграничения лирических и эпических принципов поэзии. Существует
вопрос определения жанров таких произведений Некрасова, как «Рыцарь на
час», «Крестьянские дети», «Тишина», «Уныние». Их можно назвать поэмами, но
они лишены сюжета, выражают, прежде всего, или душевное состояние самого
поэта, или его раздумья, а в «Крестьянских детях» — ряд встреч и
впечатления автора. Сочетание в одном произведении лирического и эпического
начал, — особенно характерно для Некрасова. В этом новаторский принцип его
поэзии.
Можно конечно положить в основу разграничения лирики и эпоса у
Некрасова чисто количественный принцип: «мелкие стихотворения» и большие
произведения — но это не будет решением вопроса, поскольку в этом случае
игнорировался бы вопрос о внутреннем, структурном принципе.
В работе А. Гаркави «Становление реалистических жанров в поэзии Н. А.
Некрасова» справедливо отмечено, что «Некрасов создал новый жанр,
осуществленный уже в стихах 40-х годов, получивший затем дальнейшее
развитие». (26:125)
Используя опыт «физиологического очерка» прозаиков «натуральной
школы», Некрасов создал «совершенно иные, новые стихотворные жанры, в
которых ведущую роль играло авторское повествование»(46:67). В таких
произведениях, как «Крестьянские дети», это особенно наглядно.
Стихотворение строится по принципу очерка, в котором фактические наблюдения
и рассуждения автора занимают основное место, а авторская речь, с
включаемыми в нее диалогами персонажей, определяет весь стиховой строй.
Некрасов отказался от традиционного разделения жанров (хотя, конечно,
это не исключает разделения на такие «виды» поэзии, как поэма, лирическое
стихотворение). В некрасовских стихах сливались воедино и сатира, и
любовная лирика, и публицистическая инвектива, и элегическое раздумье. Как
определить «жанр» таких стихотворений, как «Размышления у парадного
подъезда», «Рыцарь на час», «Прекрасная партия»? Жанровой замкнутости
поэтов «чистого искусства» Некрасов противопоставил отказ от жанровых
рамок, вовлечение в поэзию художественных принципов иного «рода» искусства
— прежде всего прозы.
Поэзия и проза вовсе не противостоят друг другу. В русской литературе
есть немало примеров «поэтической прозы» и «прозаизации» стиха. В качестве
примера можно привести Гоголя, который писал прозу, в которой ориентация на
поэтические, стихотворные формы несомненна. Многие страницы романов
Тургенева также приближаются к его «стихотворениям в прозе», а последние
написаны не стихами, а «прозой». В свою очередь, Некрасов переносит методы
прозы в свои стихи, отнюдь не снижая и не нарушая их поэтичности. Ведь само
перенесение принципов прозаического повествования: сюжетности, разговорной
фразеологии, еще не делает его стихи «прозаическими», они остаются,
несмотря на это, подлинной поэзией, как это было и с пушкинским «Евгением
Онегиным», наметившим развитие русского романа XIX века. Тем не менее,
самый художественный метод, манера, стиль приобретают в них иное, новое
качество.
Соображения Некрасова о соотношении прозы и поэзии чрезвычайно важны
для понимания его художественного метода. «Синтез» структурных особенностей
прозы и поэзии, взаимопроникновение «образа» и «мысли»,— такова задача
поэта. От «прозы» поэзия заимствует, прежде всего, мысль, воспроизводство
жизни — и в то же время поэт одним образом, одним словом способен передать
то, для чего прозаику требуется «целый ряд черт». Это «требование примата
«мысли» как в прозе, так и в поэзии особенно существенно, поскольку
объясняет основную особенность поэзии Некрасова: неизменную наполненность
его произведений «мыслью», прямую и точную соотнесенность слова и смысла»
(46:68). Это требование мысли, «содержания», их значительности постоянно
высказывается Некрасовым и при оценке чужих стихов.
Принципы прозы не механически переносятся в поэзию, а приобретают в
ней особую форму, иное звучание, прежде всего, поскольку самое слово в
стихе несет неизмеримо большую образную, ритмическую и интонационную
нагрузку.
От прозы перешла в стихи Некрасова сюжетная организованность
повествования. Его стихи в большинстве случаев сюжетны или наполнены рядом
событий. Но сюжет в прозе и сюжет в стихотворении во многом разные вещи. В
стихотворении и даже поэме он является тем логическим, повествовательным
каркасом, который определяет как развитие действия, так и отбор материала.
Естественно, что словесное выражение здесь не может быть столь
неограниченно свободным, как в прозе. Так же от прозаической манеры в
поэзию Некрасова перешла и любовь к точной, выразительной детали, строго
реалистической и в то же время глубоко поэтичной. Ведь если бы эта деталь
находилась в контексте прозаического повествования, возможно, что она и не
выделялась бы, затерялась в общем потоке.
Связь поэзии Некрасова с прозаической культурой его времени была
глубоко плодотворна для расширения традиционных возможностей поэтических
жанров, для углубления реализма в его творческом методе.
Некрасов, «как в поэмах, так и в лирике опирается на художественные
принципы современного реалистического романа» (46:68), восходящие к
пушкинскому «Евгению Онегину», «Мертвым душам» Гоголя, «Герою нашего
времени» Лермонтова и углубленные в прозе писателей 40—60-х годов —
Тургенева, Толстого, Достоевского, Гончарова. Это, прежде всего изображение
человека в его социальной среде, столь последовательно проведенное Гоголем;
во-вторых — сочетание в характере типических и индивидуальных черт. Именно
эти свойства означали «торжество реализма в русском романе» (46:68).
Однако Некрасов не механически переносит в стихи эти художественные
принципы, выработанные прозой. Естественно, что в поэтически стихотворном
произведении они приобретают свои особенности.
Широкий охват жизненных явлений, их глубокий социальный анализ
определяли обращение Некрасова к эпосу. В его творческом наследии поэмы
занимают основное место. В них он мог полнее и углубленнее показать все
многообразие жизни, социальные условия, в которых формировались
изображаемые им характеры. «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»,
«Железная дорога», «Современники» и эпопея «Кому на Руси жить хорошо» дают
картину русской жизни начиная с 50-х и кончая 70-ми годами XIX века.
В поэмах Некрасов выступает как художник-новатор, создавший новый
социальный и реалистический жанр поэмы. Тяготение Некрасова к эпической
форме, к поэме начинается еще на первоначальном этапе его творческого пути.
Уже в таких стихотворениях, как «В дороге» или «Чиновник», Некрасов
создавал широкую жизненную картину на основе повествовательного опыта
очерковой прозы «натуральной школы», с острой социальной тенденцией.
Поэмы Некрасова «противостояли канонам романтической поэмы,
получившей широкое распространение в русской поэзии со времен южных поэм
Пушкина и романтических поэм Лермонтова» (46:69). Патетической
эмоциональности этих поэм, их необычным героям, их сюжетной и драматической
напряженности — Некрасов и последователи «натуральной школы»
«противопоставили события, взятые из обыденной жизни, использовали опыт
прозаических жанров и в известной мере «Евгения Онегина» и таких поэм
Пушкина, как «Домик в Коломне» и «Граф Нулин», знаменовавших обращение к
быту, отход от принципов романтической поэмы» (46:71).
Подводя своеобразный итог вышесказанного можно отметить, что в
творчестве Некрасова сложился особый тип лиро-эпического жанра. В этом типе
очень тесно сочетаются эпическое начало – то, что явлено глазами, что было
характерно для реальной жизни и лирическое начало – чувства, боль поэта.
Именно в сочетании этих начал и кроется литературное новаторство, открытие
Некрасова. Произведения Некрасова лироэпичны в своей основе, по своей
природе.
Также проблемой, связанной с «лирической эпичностью» произведений
Некрасова является проблема сочетания субъективного и объективного,
видимого соединения героя и поэта. Некрасов использует своих героев,
описание обстановки для выражения собственных чувств, моральных идеалов.
Поэт не просто «надевает маску» определённого героя, а, как правило, он
«вживается» в его образ, видит, мыслит, анализирует с точки зрения этого
героя. И это часто приводило к отождествлению автора с лирическим героем
стихотворений. И на это не влияет, что часто о герое высказывается в
третьем лице. Особенно это отразилось на «покаянной» лирике последних годов
жизни Некрасова, его «последние песни» воспринимались как исповедь
реального человека, вне опосредования и абстракции. Исходя из этого,
сложилось особенность в восприятии и анализе данных стихотворений на многие
годы. В качестве причины этого можно назвать, прежде всего «неискушённость
широкой публики в вопросах творчества» (40:63). Все от рядовых читателей до
профессиональных критиков «грешили» этим. Критик В. Зайцев, обращаясь к
стихотворениям Некрасова, говорит: «Я приступаю к его сочинениям с теми же
требованиями, с какими приступаю к произведениям критика, историка,
публициста, беллетриста. От всех их равно каждый читатель требует, прежде
всего, честной, свежей мысли, верного взгляда на предмет… … и ясного
изложения своего мнения». (11:391).
Возвращаясь к творчеству Некрасова, следует выяснить, что именно в
самих его стихотворениях подаёт повод к отождествлению поэта и его героя.
Одна из причин, – это тесная связь духовного содержания лирики Некрасова
со становлением личности поэта. Показательным с этой точки зрения является
наличие в творчестве Некрасова точек соприкосновения, «опорных вех» с его
реальной биографией. Подобная тенденция пронизывает всё творчество, и
присутствует у Некрасова, начиная с его первого сборника «Мечты и звуки».
Самая ранняя точка соприкосновения лирического творчества и реальной жизни
– отклик на преждевременную смерть старшего брата Андрея.
Мы уже отмечали большое внимание Некрасова к периоду его жизни,
связанному с переходом его к самостоятельной, независимой жизни,
становлению его как поэта в записях его современниках. Не меньшее, а даже
гораздо большее внимание к этому периоду биографии прослеживается и в его
лирических произведениях.
Как мы видим стихотворения первого некрасовского сборника «Мечты и
звуки» явственно указывают не такое важное событие в жизни Некрасова, как
оставление им родным мест и переезд его в Петербург. На протяжении всего
своего творчества Некрасов многократно обращался к теме детства, родины.
Это можно проследить в ряде произведений абсолютно разных лет: «Родина»
1846, «Несчастные» 1856, «На Волге» 1860, «Уныние» 1874, «Мать» 1877.
Непосредственно конкретные факты биографии, связанные со временем
«петербургских скитаний» и «литературной поденщиной» в лирике Некрасова не
отобразились. Основная масса стихотворений, так или иначе, посвящённых
этому периоду содержит настроения духовного кризиса, перелома, который
постиг поэта.
Большая часть некрасовских стихотворений отражает чувства автора
связанные с А. Панаевой. Данные стихи можно рассматривать как
психологическую историю любящих людей, произведение с собственной
композицией – завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой,
эпилогом. Основное содержание этих стихов – лирические признания:
...Но когда, отдохнув от волненья,
Ты поймешь его грустный недуг,
И дождется минуты прощенья
Твой безумный, но любящий друг —
Позабудь ненавистное слово
И упреком своим не буди
Угрызений мучительных снова
У воскресшего друга в груди!..
(Если, мучимый страстью мятежной…)
В творчестве Некрасова отмечается наличие особого субъекта сознания –
базирующегося на соединении автор-герой. Субъект произведений Некрасова
может являться носителем различного сознания, зависящего от того, кто же
является героем – его социальный статус, образование, особенности
мировосприятия. Диапазон субъектов - колоссален, он охватывает множество
некрасовских персонажей.
Подводя некоторый итог вышесказанного, следует сказать, что в
творчестве Н. А. Некрасова сложился особый феномен «лирической эпичности»
как наличие в произведениях сочетания субъективного сознания автора, его
мировоззрения, душевного состояния с показом реальных героев, событий.
Субъективное наполнение тесно переплетается с эпическим, неразрывно с ним.
Феномен «лирической эпичности» развивался параллельно творческому пути
поэта, начиная с раннего сборника «Мечты и звуки» и заканчивая «Последними
песнями».
2 Автобиографизм в творчестве Некрасова.
Тематика исповедальности, безусловно, имеет непосредственную связь с
личной жизнью автора, его духовным состоянием. Исходя из этого особый
интерес, в контексте проблематики нашей работы, а именно при исследовании
исповедального начала в творчестве Некрасова, занимает проявление
автобиографии в творчестве. Следует отметить, что среди автобиографических,
в том числе так называемых «покаянных», «исповедальных» стихотворений
Некрасова почти нет таких, которые были бы лишены социального значения.
Постоянно отмечаемая нами особенность некрасовского реализма — умение
придавать своим образам характер широких обобщений социального порядка —
приводит к тому, что, говоря, как кажется, только о себе, Некрасов
предрасполагает своих читателей к выводам, относящимся к типичным
представителям эпохи. При этом лирические мотивы не перестают явственно
звучать. Это придаёт образам Некрасова чрезвычайную проникновенность, а
вместе с тем и жизненность.
Сказанное, между прочим, объясняет, почему, анализируя исповедально-
биографические стихотворения Некрасова, трудно обойтись без внесения образа
лирического героя. Ведь скорей всего не стоит ставить знак равенства между
лирическим героем таких стихотворений как, например, «На Волге» и «Рыцарь
на час», «Уныние» и самим автором, ибо образ лирического героя, наряду с
чертами личными, присущими именно Некрасову, воплотил черты общего,
типического характера.
«Может ли «русская душа» оставаться равнодушной к повествованию о
том, как человек, испытавший на себе влияние наиболее мрачных сторон
тогдашней действительности — кошмарно-тяжелые впечатления детства,
проведенного среди окружавших его отца «крепостных любовниц и псарей»,
кошмарно-тяжелые впечатления юности, проведенной в отчаянной борьбе за
существование, — преодолевает влияние этих впечатлений. А, преодолевши его,
поднимается к вершинам культуры, тем самым, давая яркое доказательство
великой духовной мощи, присущей лучшим сынам великого народа!» (16:162)
Некрасов сознавал это, но не был уверен, хватит ли у него
гражданского мужества для практического участия в революционных
организациях. На этой почве в сознании его возникала жгучая потребность
если не в оправданиях, то в объяснениях, почему он не в силах решительно и
бесповоротно вступить на тот путь, на который готовы были вступить, а
вскоре вступили, его «друзья благородные» — Чернышевский, Михайлов и
другие. Объяснений этого, — а объяснения нередко принимали характер
оправданий, исповеди — Некрасов искал в своем прошлом, в тех привычках,
которыми наградило его прошлое. Это своеобразный психологический источник
его замечательных поэм — «На Волге», «Рыцарь на час», «Уныние».
Многие поколения читателей привыкли их рассматривать как отдельные
произведения. Существует гипотеза, что они являются частями — «На Волге» —
первою, «Рыцарь на час» — четвертою задуманной Некрасовым большой поэмы,
задуманной, но, к величайшему сожалению, не завершенной. К этой проблеме мы
будем неоднократно возвращаться в работе. И «На Волге» и «Рыцарь на час» и
«Уныние», безусловно, относятся к той группе произведений Некрасова, в
содержании которых центральное место занимают впечатления автора от
возвращения на родину, причем, разумеется, не только родина в широком
смысле этого слова, но и в более узком значении, т. е. те места, которые
поэт считал своими «родными местами». К этой же группе стихотворений
относятся «Родина» («И вот они опять, знакомые места…»), поэма «Тишина»,
такие стихотворения, как стихотворения 1864 года — «Возвращение», «Начало
поэмы», как стихотворение 1874 года — «Уныние» и некоторые другие.
«Тишину» возможно даже связать с поэмами «На Волге» и «Рыцарь на
час», «Уныние». В «Тишине» возвратившийся в Россию из странствий за
границей автор говорит о своем намерении поселиться в «родной глуши»; «На
Волге», «Рыцарь на час» и «Уныние» рисуют впечатления и настроения его во
время пребывания именно в «родной глуши». Однако указанная связь носит
скорее внешний, чем внутренний характер. В «Тишине», перед нами ряд
грандиозных образов чрезвычайно широкого социального охвата, а в поэмах «На
Волге», «Рыцарь на час», «Уныние» внимание автора, а вслед за ним и
читателей сосредоточено на раскрытии внутреннего мира автора, потрясенного
мучительным сознанием, что его «душе болезненно пугливой решимости бороться
не дано»... Это стихотворения, в содержании которых значительное место
отводится природе. Некрасов страстно любил родную природу, в частности —
Волгу, на берегах которой провел детство («О Волга!.. колыбель моя…»), с
описаниями природы в его произведениях мы встречаемся постоянно, и многие
из созданных им пейзажей неподражаемо хороши. Тем не менее, он отнюдь не
принадлежит к числу тех поэтов, которые в описаниях природы видят некую
самоцель. Природа никогда не дается им в отрыве от человека, от мира
человеческих отношений, причем изучение относящихся сюда его произведений
приводит к выводу, что описания природы в иных случаях находятся в
органической связи с изображением внутреннего мира автора, в других случаях
— в не менее тесной связи с изображением народа. Природная картина, которую
видит или вспоминает поэт, соединяется с его внутренним миром, сознанием,
его чувствами, болью. Природная картина не является «фотографическим
отпечатком», она преломляется через сознание. Природа для Некрасова –
способ выражения накопившихся в душе чувств. Пейзажи Некрасова кардинально
отличаются от пейзажей Фета:
…Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает па песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
.На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
(На Волге)
В ряде проанализированных нами источниках, даётся точка зрения, что
описания природы нужны Некрасову только как рамка для изображения человека
и мира человеческих отношений. Это мнение нуждается в очень серьезных
оговорках. Некрасов слишком хорошо знает, слишком глубоко любит природу и в
высокой степени наделен, к тому же даром мастерски описывать природу, чтобы
пейзаж изображался им только в качестве фона. Но, с другой стороны, как ни
чудесны сплошь да рядом некрасовские описания природы, пронизанные к тому
же чувством самого глубокого и возвышенного патриотизма, центральное место
в поэзии Некрасова все же принадлежит не им, а человеку и миру человеческих
отношений.
Особое место в проблеме автобиографического начала творчества
Некрасова занимает место замысел создать большую поэму, связанную с
собственной биографией. Первоначальные замыслы этой поэмы принадлежат
середине 50-х годов. Именно на это время приходит болезнь горла у
Некрасова, приносившая ему сильные страдания. В этот момент состояние
поэта было практически безнадёжным, и он жил в ожидании смерти. Данный
замысел подтверждается перепиской Некрасова и Тургенева:
«Мне пришло в голову писать для печати, но не при жизни моей, свою
биографию, то есть нечто вроде признаний или записок о моей жизни -
довольно обширном размере. Скажи, не слишком ли это, так сказать
самолюбиво?». (Н. А. Некрасов – И. С. Тургеневу, 30.06.1855)
«Одобряю твоё намерение написать свою биографию; твоя жизнь именно из
тех, которые, отложив всякое самолюбие в сторону, должны быть, рассказаны,
потому что представляет много такого, чему не одна русская душа отзовётся».
(И. С. Тургенев – Н. А. Некрасову, 10.07.1855).
Однозначно о причинах того, почему замысел не был осуществлён сказать
невозможно. Но возможно предположить, что этому причина – улучшение
самочувствия и дальнейшее избавление от недуга, что избавило поэта от
размышлений о смерти, об итогах жизни.
Существуют свидетельства, что в последние годы жизни, поражённого
болезнью поэта вновь посетила мысль о создании произведения на основе своей
биографии. Его преследовало «острое желание выговорится, поведать
окружающим о себе» (40: 55). Его переполняли чувства свести последние счёты
с жизнью, желание оглянутся на прошлое, оценить процессы, произошедшие в
это время, его роль в них. Следует отметить, что в оценке собственных
достижений Некрасов был крайне пессимистичен («Я умру – померкнет моя
слава»).
Подведение итогов своей жизни обусловило возвращение в творчество
мотивов середины 50-х годов. Замысел поэмы посвящённой матери, его
стихотворение «Мать», к примеру, тесно связаны с его напряжёнными
раздумьями середины 50-х годов о собственной судьбе в преддверии смерти.
Некрасов поднимет проблему «несчастья жизни»:
Она была исполнена печали,
И между тем как, шумны и резвы,
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
«Несчастные! зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою,
И вам судьбы своей не избежать!»
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней;
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее — тернового венка...
(Мать)
В контексте рассмотрения автобиографической основы творчества
Некрасова интересно будет обратиться к упоминанию жизненных реалий в
творчестве. Прежде всего, это пейзажи родных мест: например пейзаж Грешнева
в юношеском стихотворении «Земляку». Приметы родных мест продолжают
возникать и в период литературной зрелости в «Крестьянских детях», «Рыцаре
на час», «Унынии».
Под берегом, где вечная прохлада
От старых ив, нависших над рекой
Стоит в воде понуренное стадо,
Над ним шмелей неугомонный рой.
(Уныние)
Говоря об особенностях изображения реалий в творчестве Некрасова,
следует отметить, что естественном простору и свободе Руси противостоит
искусственный мир человеческой несвободы, мир социальных конфликтов. В
стихотворениях Некрасова нам не удалось обнаружить, сколько бы то ни было
масштабных описаний городских пейзажей. Здесь уже нет духа свободы русских
полей. Возникает противоречие между описанием «русских полей» и Петербурга,
эти два начала соседствуют в душе поэта. Русские поля, охота, это
своеобразная «разрядка» для Некрасова:
Какой восторг! За перелетной птицей
Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив
Сметает сор, навеянный столицей,
С души моей. Я духом бодр и жив,
Я телом здрав. Я думаю... мечтаю...
(Уныние)
Тема столицы противопоставлена не только свободе, миру русской
естественности, но и идее устойчивости мира, равновесия и гармонии
человека, согласия людей и природы.
В стихотворениях Некрасова встречаются и те, факты, которые
непосредственно отражают с события его личной жизни. Первое из
стихотворений, полностью посвященное личной трагедии Некрасова – «Могила
брата» 1838, связанное со смертью брата – Андрея. Ещё одно стихотворение,
из этой группы – «Поражена потерей невозвратной…» 1848, связанное с
чувством скорби, вызванным смертью сына:
Поражена потерей невозвратной,
Душа моя уныла и слаба:
Ни гордости, ни веры благодатной –
Постыдное бессилие раба!..
(Поражена потерей невозвратной…)
Другая составляющая «биографичности» в творчестве Некрасова –
упоминание собственных имён и наименований лиц по их родству, людей близких
поэту. К примеру, Некрасов обращается к своей сестре Елизавете:
…Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и псарей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу…
(Родина)
Из приведённого выше материала следует, что именно биографических
опыт для Некрасова становится тем материалом, из которого он создаёт свой
художественный мир.
По мысли Н. Н. Пайкова биографическая составляющая произведений
Некрасова является своеобразным внутренним стержнем, «биографическим
затекстом», «коннотатекстом» (40:69). Совмещённый с логикой лирического
высказывания он, по мысли исследователя, создаёт «универсальный ключ» к
«личностному» пониманию произведений Некрасова. В качестве примера к
вышесказанному можно привести пример – образ некрасовской «Второй Музы»:
Зачем насмешливо ревнуешь,
Зачем, быть может, негодуешь,
Что Музу тёмную мою
Я прославляю и пою?
Не знаю я тесней союза,
Сходней желаний и страстей –
С тобой, моя вторая Муза,
У Музы юности моей!
Ты её родная с колыбели…
Не так же ль в юные лета
И над тобою тяготели
Забота, скорбь и нищета…
(Зачем насмешливо ревнуешь…)
По мнению Н. Н. Пайкова «родная» - метафора, что означает сходство
судеб некрасовской музы и возлюбленной поэта. Это можно доказать таким
казалось бы неприемлемым сочетанием как «Ты ей родная с колыбели…». В
стихотворении два лирических образа – «поэт» - настоящий Некрасов и «муза»
- «особый резкий, диссонансный и, в то же время, порывающийся к
нравственному идеалу характер его поэзии» (40, стр. 69).
С образом «Второй Музы» безусловно, связаны отношения Некрасова с А.
Я Панаевой и её жизненная драма, гражданский брак с Некрасовым, восстание
против общепринятых норм морали. Именно отсюда исходит «ненависть гордая»:
…Но, устояв душою твёрдой,
Несокрушимая в борьбе,
Нашла ты в ненависти гордой
Опору прочную себе…
(Зачем насмешливо ревнуешь…)
Нам представляется естественным включение в личностною сферу
некрасовского творчества так называемых лирико-психологических или интимно-
философских «автопризнаний», типа «Надрывается сердце от муки…»:
Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора…
(Надрывается сердце от муки…)
Прямые лирические признания – особый художественный факт в поэзии
Некрасова. Именно в этих признаниях в максимальной степени психологическое
содержание отражает внутренний мир поэта. С этим не связанны
художественные произведения, изначально ориентированные не на
психологическую достоверность, а на политику или идею. У этих произведений
своя задача. Они всецело поглощены своим содержанием. В них к минимуму
сведены интимные авторские мотивы. Лирических герой их в большей степени
удален от внутреннего мира поэта. Духовная сфера такого лирического героя
«наиболее отчуждена от авторского сознания» (40:69).
Доля стихотворений имеющих «биографически ориентирующие» (40:69)
элементы текста среди исповедальных произведений – сравнительно невелика.
Гораздо большее количество произведений – «объёктивированные» и «личностно-
универсальные». Именно они, прежде всего по способу оформления речи
примыкают к непосредственно исповедальным произведениям.
Образ главного персонажа исповедальных стихотворений Некрасова
развертывается, прежде всего, не во времени или пространства, а в духовных
побуждениях, самоопределениях. Главное для него – внутреннее развитие души,
мысли, чувства, а не поступки.