p> Люди далеко не в одинаковой мере наделены способностью разрушить
привычный автоматизм восприятия и разглядеть в "нормальных" поступках и
взаимоотношениях людей нелепость и алогизм. Когда писателю удается
разглядеть неожиданно нелепое и потому смешное в повседневном и давно
примелькавшемся, то перед ним стоит еще задача донести это смешное до
аудитории, заставить читателя также разглядеть и воспринять смешное.
Способность обнаруживать алогизмы и нелепости в окружающем вызывает
удовольствие и помогает ориентироваться в мире, т.е. повышает
приспособляемость к жизни в обществе. Но человек делает и следующий шаг
самоотражения: ему приятно сознавать свою способность к обнаружению ошибок
и нелепостей. Так создается одна из предпосылок формирования чувства юмора
- вкус, желание, нацеленность ("установка") на отыскание нелепого и
смешного в повседневном окружении.
"Противоположенная" способность - обнаруживать закономерности и связи
в кажущемся хаосе и алогичности, т.е. там, где на первый взгляд таких
связей нет, - есть предпосылка остроумия.
Чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную черточку
там, где, казалось бы, нет ничего смешного.
Кроме того чувство юмора сочетается с самокритичным умом, с
уверенностью в своих силах.
Другая предпосылка чувства юмора - способность видеть вещи под
неожиданным углом зрения; эта же способность является составной частью
творческого мышления.
Чувство юмора нередко сочетается с важной личностной особенностью -
"раскованностью" мышления, легкостью ассоциирования без боязни
нежелательных последствий. Стиль этот идет именно от внутренней
раскрепощенности. Он требует и уверенности в себе, и чувства собственного
достоинства, и просто умения говорить с кафедры. Но важна также способность
перешагнуть через привычные рамки, сковывающие мысль, а эта способность не
ограничивается одной лишь наукой. Это, скорее, свойство личности, а не
только особенности мышления.
О соотношении чувства юмора и остроумия отмечал З.Фрейд, который
говорил, что остроту создают (работа остроумия), а комическое находят
(функция чувства юмора). И чувство юмора и остроумие связаны как с
мышлением, так и с чувственной сферой психики. Но в остроумии эмоциональный
компонент - лишь фон и побуждающий мотив, само "психическое действие"
происходит в интеллектуальной сфере. А в структуре чувства юмора отношения
обратные. "Психическое действие" развертывается в эмоциональной сфере и
заключается в реверсировании, переходе отрицательных чувств в
положительные. Мыслительные операции играют роль толчка, пусковой пружины
этой реакции.
Чувство юмора рассматривается А.Н. Луком и как компонент национального
характера. Исследователи творчества Н.В. Гоголя не раз объясняли
особенности его юмора тем, что Гоголь вырос на Украине. Н.Г. Чернышевский
писал: "В русском народе много встречается шутливых юмористов, но почти
всегда их юмор едок, несмотря на свою веселость; юмор малороссов
простодушнее". Эти же слова можно отнести к М.А. Булгакову-малороссу и его
юмору. Здесь же мы можем найти секрет общности юмора произведений Н.В.
Гоголя и М.А. Булгакова.
Способность к отысканию и восприятию смешного несомненно служит одним
из личностных показателей.
В качестве доказательства приведем некоторые приемы остроумия,
которыми пользовались в равной мере в своих произведениях и Н.В. Гоголь и
М.А. Булгаков. Первый прием остроумия - ложное усиление - состоит в том,
что заключительная часть высказывания по форме подтверждает или даже
усиливает начальную, а по существу опровергает ее. Н.В.Гоголь так описывает
лошадиного барышника на Сорочинской ярмарке: "Человек, взглянувший на него,
уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие,
которым одна только награда есть на земле - виселица". [14,12] Тот же
прием, использованный М.А. Булгаковым в "Беге": "Эх, Киев-город, красота,
Марья Константиновна! Вот так Лавра пылает на горах, а Днепро, Днепро!
Неописуемый воздух, неописуемый свет! Травы, сеном пахнет, склоны, долы, на
Днепре черторой! И помню, какой славный бой под Киевом, прелестный бой!
Тепло было, солнышко, тепло но не жарко, Марья Константиновна. И вши,
конечно, были. Вошь - вот это насекомое!" [11,115]
Второй прием остроумия - доведение до абсурда. Иногда остроумные
ответы строятся на доведении до абсурда мысли собеседника: вначале
соглашаясь, затем краткой оговоркой уничтожают ее.
В "Мертвых душах" немало фраз вроде следующих: "Трактирный слуга был
живым и вертлявым до такой степени, что нельзя было рассмотреть, какое у
него было лицо". [30,228] "Такой томный и длительный поцелуй, что в
продолжение его можно было легко выкурить маленькую соломенную сигарку".
[30,300] И булгаковские абсурды из "Зойкиной квартиры": "Не заплатит, я
тебе говорю, у нее глаза некредитоспособные... Я по себе сужу, когда я
пустой, я задумчив, одолевают мысли, на социализм тянет". [17,468]
"Манюшка. Ты с ножом? Говори прямо, если с ножом...
Гандзалин. Я с ножом. Предложение делать." [17,504]
И еще один прием остроумия - сравнение по неявному признаку, когда в
непохожих и несравнимых предметах выделяется неожиданное свойство, которое
позволяет провести сопоставление. Гоголевский Ноздрев покупая на ярмарке
"хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму,
серебряный рукомойник, голландского холста, крупчатой муки, табаку,
пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов,
фаянсовую посуду..." [30,198] Интересным сравнением является обращение
булгаковского героя "Зойкиной квартиры" к китайцу:
"Давай, давай! Слушай ты, Сам-Пью-Чай, смотри мне в глаза!" [17,492]
Никто не рождается остроумным, и нигде не учат остроумию. Но у
некоторых людей есть способность в устной речи и в художественной
литературе выделять формы выражения мысли, которыми назвали приемами
остроумия. Эта работа проводится подсознательно. Остроумие - свойство
психики, иногда - талант. И этим талантом в равной степени обладают оба
исследуемых нами писателя - Н.В. Гоголь и М.А. Булгаков.
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к
проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей,
а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами.
Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно
на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности
формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует
творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа
личности — «Человека творческого».
Психологи говорят, что своими знаниями об особенностях творческой
личности они обязаны не столько своим усилиям, сколько работе
литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так
или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без
творца.
Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх
барьеров»). Это лишь негативное определение творчества, но первое, что
бросается в глаза, — сходство поведения творческой личности и человека с
психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от
стереотипного, общепринятого.
Главное отличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа (здесь их позиции сходятся) видят в специфической
мотивации. Остановимся лишь вкратце на позициях ряда авторов, поскольку
эти позиции отражены в многочисленных источниках. Отличие заключается
только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. 3.
Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения)
полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте
опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия. А.
Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности
(неправильный перевод — неполноценности). Наибольшее внимание феномену
творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного
бессознательного. Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал
творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее
самораскрытия. Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А.
Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация
личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу
удовольствия; по Маслоу — это потребность в самоактуализации, полной и
свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. И так
далее. [40,174]
Однако большинство авторов все же убеждены в том, что наличие всякой
мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой
личности. К этому часто приплюсовывают такие особенности, как независимость
и убежденность. Независимость, ориентация на личные ценности, а не на
внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством
креатива. Творческим людям присущи следующие личностные черты: 1) независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы, не
конформность оценок и суждений; 2) открытость ума — готовность поверить
своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; 3)
высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям,
конструктивная активность в этих ситуациях; 4) развитое эстетическое
чувство, стремление к красоте. [40,175]
Часто в этом ряду упоминают особенности «Я»-концепции, которая
характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера, и
смешанные черты женственности и мужественности в поведении (их отмечают не
только психоаналитики, но и генетики).
Наиболее противоречивы данные о психической эмоциональной
уравновешенности. Хотя гуманистические психологи «во весь голос»
утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной
зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. п., но
большинство экспериментальных результатов противоречит этому. Креативы
должны быть склонны к психофизиологическому истощению в ходе творческой
активности, так как творческая мотивация работает по механизму
положительной обратной связи, а рациональный контроль эмоционального
состояния при творческом процессе ослаблен. Следовательно, единственный
ограничитель творчества — истощение психофизиологических ресурсов
(ресурсов бессознательного), что неизбежно приводит к крайним эмоциональным
состояниям.
Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения
ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и
эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. [40,175] То
же относится и к детям с IQ выше 180 баллов. Аналогичные выводы о
высокой тревожности и плохой адаптированности творческих людей к
социальной среде приводятся в ряде других исследований. Такой специалист,
как Ф. Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть
немного невротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие
«нормальное» видение мира, создают предпосылки для нового подхода к
действительности. [40,175] На взгляд Дружинина, наоборот, нейротичность
есть побочный результат творческой активности.[40,176]
Сама творческая активность, связанная с изменением состояния
сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения
психической регуляции и поведения. Талант, креативность — это не только
большой дар, но и большое наказание.
Приведем результаты еще нескольких исследований, целью которых было
выявление личностных особенностей творческих людей. Наиболее часто в
научной литературе упоминаются такие черты творческих личностей, как
независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач,
развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутренняя мотивация,
стремление к порядку.
К. Тейлор в результате многолетних исследований творчески одаренных
детей пришел к выводу, что, на взгляд окружающих, они излишне независимы в
суждениях, у них нет почтения к условностям и авторитетам, чрезвычайно
развито чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях, они
менее озабочены порядком и организацией работы, у них более темпераментная
натура. [40,176]
Одно из наиболее основательных исследований по выявлению личностных
черт творческих людей было проведено под руководством К. Тейлора и
Р.Б.Кэттелла. Оно было посвящено изучению сходств и различий креативного
поведения в науке, искусстве и практической деятельности. Креативы, по
сравнению с некреативами, являются более отстраненными или сдержанными, они
более интеллектуальны и способны к абстрактному мышлению, склонны к
лидерству, более серьезны, являются более практичными или свободно
трактующими правила , более социально смелы , более чувствительны обладают
очень богатым воображением они либеральны и открыты опыту и
самодостаточны .
Практически все исследователи отмечают существенные различия
психологических портретов ученых и деятелей искусств. Р. Сноу отмечает
большой прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражения у литераторов. Ученые и инженеры более сдержанны, менее социально смелы,
более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства. В том
случае, когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности,
творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен,
эмоционально уравновешен, независим и пр. Наоборот, при сочетании
креативности с невысоким интеллектом человек чаще всего невротичен,
тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Сочетание
интеллекта и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной
активности.[40,178]
Возможно, эта борьба и предопределяет особенности творческого пути:
победа бессознательного начала означает торжество творчества и смерть.
Творчество конечно во времени. Результаты десятков исследований,
посвященных анализу биографий ученых, композиторов, писателей, художников,
свидетельствуют о том, что пик творческой активности человека приходится на
период с 30 до 42-45 лет.
Особое внимание проблеме жизни творческого человека уделил в своей
книге «Возвращенная молодость» великий русский писатель М. Зощенко ( ).
Воспользуемся результатами его труда в дальнейшем изложении. [40,179]
М.Зощенко делит всех творцов на две категории: 1) проживших недолгую, но
эмоционально насыщенную жизнь и умерших до 45 лет и 2) «долгожителей».
Он приводит обширный список представителей первой категории людей,
закончивших жизнь в цветущем возрасте: Моцарт (36), Шуберт (31), Шопен
(39), Мендельсон (37), Визе (37), Рафаэль (37), Ватто (37), Ван Гог (37).
Корреджио (39). Эдгар По (40), Пушкин (37), Гоголь (42), Белинский (37),
Добролюбов (27). Байрон (37), Рембо (37), Лермонтов (26), Надсон (24).
Маяковский (37), Грибоедов (34), Есенин (30), Гаршин (34), Джек Лондон
(40), Блок (40), Мопассан (43), Чехов (43). Мусоргский (42), Скрябин (43),
Ван Дейк (42), Бодлер (45) и так далее.
Почти все перечисленные композиторы, писатели, поэты, художники —
принадлежат к «эмоциональному типу», может быть, за исключением российских
критиков — Добролюбова и Белинского. Зощенко ставит однозначный диагноз'
их преждевременная смерть наступила от неумелого обращения с собой. Он
пишет: «Даже смерть от эпидемического заболевания (Моцарта, Рафаэля и др.)
не доказывает его случайности. Здоровый, нормальный организм оказал бы
устойчивое сопротивление для того, чтобы одержать победу над болезнью».
[40,179] Зощенко разбирает ряд случаев гибели и самоубийств поэтов и
приходит к выводу, что в каждом случае имело место следствие переутомления
от творческого процесса, неврастения и тяжелая жизнь. В частности, он
указывает, что А.С.Пушкин за последние 1,5 года своей жизни сделал 3
вызова на дуэли: «настроение искало объект». По мнению Зощенко, здоровье
поэта с 1833 года изменилось очень резко, поэт был крайне утомлен и сам
искал смерти. Трагедия постоянной творческой активности — главная причина
смерти Маяковского. По его собственным словам, в конце жизни голова его
постоянно работала, усилилась разбитость, появились головные боли и т. д.
Жизнь многих творцов продолжается и после того, как творческий
источник иссякает. И Зощенко приводит еще один «мартиролог», список
«мертвецов при жизни», разумеется — творческих мертвецов. Глинка, Шуман,
Фонвизин, Дэви, Либих, Буало, Томас Мур, Вордсворт, Коль-ридж, прожив
долго, перестали творить еще в молодые годы. Творческий период, как
правило, завершается длительным упадком сил и депрессией. Это касается как
поэтов, так и ученых. Великий химик Либих к 30 годам испытал полный упадок
сил, а в 40 лет окончил работу, как и Дэви (жил до 53 лет, творческую
активность окончил в 33 года). Аналогично: поэты Кольдридж в 30 лет оставил
поэзию по болезни, Вордсворт окончил творческую деятельность к 40 годам и
так далее. Депрессия в 37 лет поразила Глинку, Фонвизина, Леонида Андреева.
Циклы творческой активности имеют глубокую психофизиологическую
причину. И. Я. Перна, проанализировав биографии нескольких сот ученых,
пришел к выводу, что пик творческой активности, определенный по датам
опубликования важнейших трудов, свершений, открытий и изобретений,
приходится на 39 лет. После этой даты следует либо медленный, либо очень
быстрый, «обвальный», спад творческой активности.
Возможно ли сочетание долгой жизни и творческого долголетия? По мнению
Зощенко, и с ним трудно не согласиться, те люди, у которых творческая
активность сочетается с высоким уровнем интеллекта, рефлексии и
саморегуляции, живут долго и продуктивно потому, что их жизнь подчинена ими
же созданному строгому распорядку. Рецепт творческого долголетия —
точность, порядок и организация. Для того чтобы максимально продлить
творческую активность (нерегламентированную по своей природе), нужно
максимально регламентировать жизнедеятельность.
Может быть, парадокс ранней смерти многих творцов и заключается в
отсутствии психологических предпосылок для саморегуляции. С годами
творческие и жизненные силы иссякают и для их восстановления и сохранения
требуются внешние (регламент) и внутренние (саморегуляция) усилия.
Приводим, вслед за Зощенко, список творческих долгожителей (в скобках
— число прожитых лет): Кант (81), Толстой (82), Галилей (79), Гоббс (92),
Шеллинг (80), Пифагор (76), Сенека (70), Гете (82), Ньютон (84), Фарадей
(77), Пастер (74), Гарвей (80), Дарвин (73), Спенсер (85), Смайлс (90),
Платон (81), Сен-Симон (SO), Эдисон (82). Нетрудно заметить, что в списке
преобладают великие философы, ученые-теоретики и создатели
экспериментальных научных школ, а также писатели-интеллектуалы с
философским складом ума. Мысль, а точнее — высокий интеллект,
продлевает жизнь. Если жизнь не прерывает война или концлагерь.
Качественное снижение продуктивности предшествует количественному
спаду. И чем более ценен вклад творческой личности, тем выше вероятность,
что творческий пик пришелся на молодой возраст.
Творческую продуктивность проявляют до глубокой старости люди,
сохранившие свободомыслие, независимость взглядов, то есть качества,
присущие юности. Кроме того, творческие личности сохраняют высокую
критичность по отношению к своим трудам. В структуре их способностей
оптимально сочетаются способность к творчеству с рефлективным интеллектом.
Подведем итоги. Особенности взаимодействия сознания и
бессознательного, (или субъекта сознательной деятельности и
бессознательного творческого субъекта) определяют типологию творческих
личностей и особенности их жизненного пути. Доминирование креативности над
рефлективным интеллектом может привести к творческому спаду и сокращению
времени жизни. Время дороже денег, поскольку его дается человеку в обрез.
Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи
творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из
первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание
Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие
факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и
порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения
приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда
внимание сознательно "концентрируется на решении проблем.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1)
оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные
ответы; 2) семантическая гибкость — способность выявить основное свойство
объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная
гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы
увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4)
семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать
разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не
включается в структуру креативности. Позже Гилфорд упоминает шесть
параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке
проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость —
способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность —
способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность
усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы,
т. е. способность к анализу и синтезу. [47,183]
Вернемся к психологическим предпосылкам творческого мышления и
творческой деятельности у Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Мы указали, прежде
всего, на гибкое, богатое комбинациями мышление, на умственную подвижность
и определили отсюда интеллект и одаренность. Гибкость ума включает
способность к вычленению существенных признаков из комплекса соподчиненных
признаков и способность быстро перестраивать мышление. Творчески мыслящий
человек должен владеть такими операциями, как комбинирование, варьирование,
транспортирование, объединяемые обычно понятием "фантазия". Большое
значение имеет способность включать в совершенно новые взаимосвязи уже
известное содержание. Это требует не только гибкости ума, но одновременно и
систематического образа мышления. Возможности решения проблемы должны
систематически и концентрированно просматриваться. Необходимы для этого
настойчивость и последовательность, что и даст возможность творческого
решения.
Для творческих личностей характерно определенное "упрямство" мышления;
они долго стоят на своих позициях, в то время как другие давно уже
отказались или поменяли область деятельности и пути поиска решения. Они
приходят к успеху, потому что верят в найденную идею. Это указывает на
связанную со специфичной одаренностью мотивационную структуру их носителей.
Важно, что любое творческое решение означает и преодоление противоречий (в
содержании знаний, и вначале кажутся совершенно несовместимыми). Имелось ли
"упрямство" мышления у Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова?
Обратимся к документам. Е.А. Земская, сестра М.А.Булгакова, пишет: "У
Миши есть вера в свою правоту, а отсюда невозможность или нежелание понять
окончательно другого и отнестись терпимо к его мнению". [44,71]
Бескомпромиссность в суждениях у Булгакова отмечали и С.Пилявская, и Ф.
Михальский. [44;256, 260]
Умственная деятельность возникает во взаимодействии познавательных
процедур и статичного объема знаний. Гибкость мышления, способность
комбинировать и образовывать аналогии формируется только у тех, кто
располагает обширными и одновременно детальными знаниями. Творчески
мыслящие личности уже в школьные годы и на уроках и вне их интенсивно
занимались научными, техническими и социальными проблемами. И они учились
не только потому, что это требовалось, но и потому, что были любознательны.
Нередко они интересовались многими областями знаний, обладали потребностью
в информации. Творчески мыслящим личностям присуща открытая позиция по
отношению к окружающему миру, они не разучились удивляться происходящему в
нем, они и тогда познают новое, когда это новое не сразу включается в
имеющиеся представления. Они видят новые задачи, они осознают противоречия
между новыми общественными требованиями и уже не соответствующими им
способами производства и технологиями, между традиционными теоретическими
позициями и более не соответствующими им эмпирическими результатами. Старые
и известные схемы они ставят под вопрос и готовы отказаться от привычных
способов мышления и труда. Поэтому им присущи наряду с гибкостью ума
готовность к риску и мужество. Творческие личности отличаются и развитыми
интересами, сильной мотивацией и высокой степенью понимания проблемы.
Заметно, что психические предпосылки творческого мышления и деятельности
касаются не только познавательной области, духовных способностей; они
относятся во многом и к целенаправленности и характеру личности. Для поиска
новых знаний и решений наряду с названными духовными предпосылками
необходима и готовность к интенсивному и трудоемкому умственному труду.
Трудные пути, которые существуют при решении сложных проблем, приходится
преодолевать благодаря не только большой заинтересованности в работе, но и
умению сконцентрироваться, выдержке. Новые знания или новые технологические
решения часто встречают сопротивление. Необходимы большие усилия, а также
готовность к борьбе, осторожность, способность завоевывать соратников и
привлекать других людей. Важным базисом для этого могут быть здоровая
самоуверенность и эмоциональная стабильность.
Другая предпосылка творческого мышления касается взаимодействия
познавательных процедур и статичного объема знаний. Доказательство того,
что Гоголь хорошо учился, мы можем найти в воспоминаниях И.С. Орлая.
[31,41] Л.Я.Галинская писала о Булгакове: "... все поражались его
начитанности, знанию литературы, музыки и пр." Земская, вспоминая о брате,
говорила: " Он был человек всесторонне одаренный: рисовал, играл на рояле,
карикатуры сочинял". [44,52] Многие, знавшие писателей, отмечали у них и
такую черту творчески мыслящей личности, как любознательность. О том, что и
Гоголь, и Булгаков интересовались многими областями знаний, мы уже
говорили.
Следующей предпосылкой является готовность к риску и мужество. О том,
что эти черты были присущи и Гоголю и Булгакову, сомневаться не приходится
- за них говорят сами произведения. Чтобы написать и опубликовать в России
после декабрьского восстания 1825 года " Ревизора", "Мертвые души",
"Петербургские повести", Николаю Васильевичу необходимо было мужество и
готовность к риску. Тоже касается и написания Булгаковым целого цикла
сатирических произведений на советскую власть в годы сталинских репрессий.
Для поиска новых решений, как уже говорилось, необходима и готовность
к трудоемкому умственному труду. В данном, рассматриваемом нами, случае
писательская деятельность сама предполагает интенсивную работу ума,
выдержку, умение сконцентрироваться. В противном, нам пришлось бы говорить
о заурядных писателях, чье творчество не вызывает большого интереса и не
стоит внимания.
Поэтому перейдем к следующей предпосылке - это необходимость
творческой личности иметь здоровую самоуверенность. За фактами вновь
обратимся к документам. О самоуверенности и предчувствии известности Н.В.
Гоголь сам писал в "Авторской исповеди": "В те годы, когда я стал
задумываться о моем будущем (а задумываться о будущем я начал рано, в те
поры, когда все мои сверстники думали еще об играх), мысль о писателе мне
никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь
человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий, и что я
сделаю даже что-то для общего блага". [31,43] О той же черте у Булгакова
писал Лакшин: "Булгаков смолоду смотрел на свою судьбу как на некую частицу
истории.", и Земская: "Необузданная сатанинская гордость, поднимаемая
сознанием собственной недюжинности..." [44,71]
Мы рассмотрели те психологические особенности личности Гоголя и
Булгакова, которые характеризуют их как творчески мыслящих и действующих
индивидуумов.
Если относительно ясным представляется, что интеллект и одаренность
являются решающими для творческого мышления и творческой деятельности, то
все много сложнее, когда в игру вступают вся личность целиком, ее
направленность, черты характера и поведение. Недостаточно развивать
умственные способности к творческим достижениям; одновременно надо
воспитывать и личность.
Мы сознательно говорим о творческом мышлении и деятельности. В
творческих процессах мышление и деятельность совпадают. Существуют периоды,
в которых доминируют мыслительные процессы, в других - преобладает
практическая деятельность. Мышление воздействует на деятельность,
результаты практических действий вновь совершенствуют процесс мышления.
Единство творческого мышления и деятельности является необходимой
предпосылкой для творческих успехов.
Мы рассмотрели проблему таланта и развития способностей относительно
Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова, выявив схожие предпосылки для проявления
таланта обоих писателей в следствии «родственного» набора способностей.
Следующим, логически вытекающим фактом было установление схожести
творческого мышления у Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова, проявившегося в их
творческой деятельности. Рассмотрев отдельные свойства личностей Н.В.Гоголя
и М.А.Булгакова, мы установили их прямую взаимосвязь с творческой
одаренностью обоих.
Далее мы остановимся на еще одной проблеме психологии творчества и
попробуем выявить какое влияние оказала религия на формирование творческих
индивидуальностей Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова.
1.3 Влияние религии на формирование творческих индивидуальностей Гоголя и
Булгакова
Любой исследователь творчества Гоголя неизбежно приходит к выводу о
значительной разнице между произведениями /условно говоря/ "начала" и
"конца" жизни. Современники Гоголя и многие советские критики видели
причину этой перемены в оторванности Гоголя последних лет жизни от России,
в прогрессирующем пагубном влиянии религии на ум и душевное состояние
писателя. До сих пор объективно неисследованным остается значение
христианства, религиозного мировоззрения на судьбу и творчество великого
мастера.
Значительно отличаются в этом отношении выводы исследователей-
психологов и исследователей-литературоведов. Отмечая "несуразности" в
произведениях последних лет жизни Гоголя литературоведы истолковывали их по-
разному: болезненным состоянием духа /В.Майков/, долгим пребыванием за
границей и оторванностью от русской жизни /Аксаковы/, изменой самому себе,
своему искусству /Э.Губер/. Достаточно подробно проследил "историю душевной
болезни" Гоголя В.Г.Короленко (1909г.). Его вывод о том, что "трагедия
великого юмориста" заключалась в неспособности Гоголя победить свой
угнетающий мистицизм и экзальтацию, очень убедителен. Но даже Короленко,
очень точно определив причину угасания гоголевского таланта, сбивается на
эмоциональные обвинения в том, что у писателя наблюдались "ошибки его
мысли, преждевременно погубившие великий талант", что "он испугался
"страшной правды" реальной действительности, от которой спрятался за
собственный безоблачно нарисованный образ идиллической России во 2ом томе
"Мертвых душ", что "под влиянием южных идей, развившихся в отдалении от
жизни, он изменил собственному гению и ослабил полет творческого
воображения, направляя его на ложный и органически чуждый ему путь».
[48,641]
В действительности, причина творческой неудачи последних произведений
Гоголя /"Выбранные места из переписки с друзьями", "Развязка "Ревизора", 2-
ой том "Мертвых душ"/ в том, что автор находясь под влиянием болезни, решил
объективировать свои субъективные представления о добре и зле, морали и
нравственности, пороках общества, т.е. творческий акт был подменен
интеллектуальными измышлениями, а продукт творчества /произведения/ стал
хоть и художественным, но все же сводом правил поведения, соответствующих
гоголевским идеалам. В результате происходит "ослабление внутренней
самодостаточности героев, которая возводила даже Собакевича и Коробочку на
уровень личности", "сужение смыслового поля произведения" /в «Развязке
«Ревизора» и 2-ом томе «Мертвых душ»/. [75,166] Так авторский замысел
низводится до морализаторской установки /однозначного действия/ вместо
полноценной эстетической реакции читателя или зрителя /т.е. деятельности/.
С точки зрения психологов, случай с Гоголем - это пример /и далеко не
единичный/, когда творческое состояние прерывается не просто периодом
душевного надлома, а переходит в явное психическое расстройство. И
наступает момент, когда гениальная личность перестает быть и личностью, и
гением.
При оценке таких выраженных клинических ситуаций психиатров в
одинаковой мере интересуют и результаты анализа преобразования психики и
прогноз дальнейшей судьбы творчества именитых пациентов. Очень много
ценного для научного поиска дает также характеристика творческих
переживаний и содержание самих художественных произведений.
Так, болезнь Гоголя психиатр Н.Н.Баженов (1902г.) диагностировал, как
маниакально-депрессивный психоз, а другой ученый – В.Чиж, как общее
слабоумие. Ну, а диагноз "шизофрения" у великого писателя как бы и не
подвергался сомнению. Опытные специалисты на примере последних литературных
изысканий Гоголя продолжают убедительно доказывать, что к концу жизни
"установочная" патология переросла в прогрессирующую болезнь.
Интерес представляют с этой точки зрения работы отечественного
психиатра А.Н.Молохова, в которых приводятся подлинные фактологические
материалы из истории болезни Гоголя.
Н.В. Гоголь умер в 1852 г. Его болезнь в то время не была правильно
распознана, врачи ее неправильно лечили, а духовный его руководитель
неправильно оценивал состояние больного. И больной умер от тяжелого
истощения с бредом греховности, самоуничижения, а на высоте приступа с
упорным отказом от пищи, полной двигательной и мыслительной
заторможенностью и мутизмом /10 дней не говорил ни слова/. Сожжение второго
тома "Мертвых душ" было также совершено во время приступа депрессии с
болезненным сознанием своей виновности и греховности своего творчества. По
своему складу характера Гоголь не был, конечно, гармоничным человеком:
биографы говорят о странной смеси упрямства, дерзкой самонадеянности и
самого уничиженного смирения при склонности к ипохондрическим переживаниям
и странным выходкам еще во время учебы в лицее.
Первый приступ болезни Гоголь перенес в 1840г., в Риме. Он сознавал,
что находился в необычном болезненном состоянии и писал в письмах о тяжести
в груди, давлении, об остановившемся пищеварении /что типично для
депрессии/, о болезненной тоске /"как смертный ужас"/, для которой нет
основания. "Солнце, небо - все мне неприятно. Моя бедная душа ей здесь нет
приюта. Я теперь гожусь больше для монастыря, чем для жизни светской".
[28,198]
Противоположные состояния 5 марта 1841г. В письме к Аксакову: "Да, мой
друг, я глубоко счастлив, я слышу и знаю дивные минуты, создание чудное
творится и совершается в душе моей". 18 мая: "Труд мой велик, мой подвиг
спасителен". [28,199]
Аксаков потом писал об этих периодах: "Гоголь в эти периоды впадал в
противный тон самоуверенного наставника". [28,227] В состоянии
патологической экзальтации появились мысли о его провиденциальном
назначении.
В первых приступах еще сохранялась оценка своего состояния и
поведения, Гоголь сам знал эти периоды возбуждения, наступавшие на выходе
из депрессии на несколько недель, когда он не вполне владел своими
чувствами и волей. В частности, в книге "Выбранные места из переписки с
друзьями" он писал отцу Матфею /своему духовнику/, что он написал и
выпустил эту книгу «слишком скоро после своего болезненного состояния,
когда ни нервы, ни голова не пришли еще в нормальный порядок».
1842г. Новый приступ депрессии, и он пишет: "Мной овладела моя
обыкновенная болезнь, во время которой я остаюсь в почти неподвижном
состоянии в комнате иногда в продолжений 2-3 недель". "Голова моя
одеревенела. Разорваны последние узы, связывающие меня со светом. Нет выше
звания монаха" /письмо Прокоповичу/.
1846г., а состояние настолько тяжелое, что повеситься или утопиться
кажется ему единственным выходом, как бы похожим на лекарство. "Молитесь,
друг мой, да не оставит меня Бог в минуты скорби и уныния" /письмо к
Языкову/.
Приступы учащаются и становятся тяжелеет в 1849г. – Жуковскому: "Если
бы Вы знали, какие со мной странные происходят перевороты, как сильно все
растерзано внутри меня. Боже, сколько я пережил, сколько перестрадал".
Последний приступ болезни /декабрь 1851 - февраль 1852г./,
закончившийся смертью, протекал злокачественно, на фоне нарастающего
аффекта с бредовыми идеями самообвинения и гибели. Слуга обращается к
друзьям, так как опасается за его жизнь. 11-12 января он сжигает свою
рукопись второго тома "Мертвых Душ". С этой ночи он 10 дней лежит в
напряженной позе в постели и не с кем не говорит до самой смерти.
Итак, даже при отсутствии истерии болезни и компетентного врачебного
описания из этих потрясающих по наблюдательности и художественной точности
самоописаний специалисты делают выводы о сущности болезни писателя, о ее
развитии, ставят точный диагноз. Нам из этих выводов важен следующий
момент. Поведение врачей и духовника в отношении патологических состояний
Гоголя было ошибочным.
При таких состояниях - обязанность духовника вовремя распознать
аффективные корни депрессии и маний, вовремя рекомендовать обратится к
врачу за помощью и помочь бороться во время депрессии с унынием, с
греховными мыслями о самоубийстве, с безнадежностью, "мирской печалью", с
тоской, которая "производит смерть", а во время экзальтации - помочь
бороться с горделивыми мыслями, переоценкой своих возможностей, которые
непосредственно смыкаются с состоянием прелести.
В религиозных переживаниях Гоголя были, особенно в первых приступах и
даже до 1848г., элементы борьбы с болезнью, сопротивления, молитвенного
призвания помощи Божьей и просьб к ближним о помощи в борьбе с мятежными
мыслями, суевериями, пустыми приметами и малодушными предчувствиями. В
дальнейших приступах, и особенно в последнем, было уже полное господство
бреда греховности, самоуничижения, потери веры в возможность прощения, то
есть все то, что западными психологами религии расценивается как "ложная
мистика", продиктованная болезнью.
Духовник не понимал, что имеет дело далеко не с обычным покаянием,
"печалью о грехах" здорового человека, которая в общей диалектике здорового
покаяния заканчивается радостью прощения.
У Гоголя была депрессия витальная, от природных биологических
процессов, «по естеству», печаль не та, которая от Бога и "которая
производит неизменное покаяние ко спасению", а "печаль мирская, которая
производит смерть" /по ап. Павлу/. Поэтому вместо ободрения и призыва к
самопроверке, вместо разъяснения больному, что он впал в болезнь, которая
имеет естественное биологическое происхождение, что эту болезнь надо
принять и с терпением нести, как человек переносит тиф и воспаление легких
или туберкулез, духовник советовал бросить все и идти в монастырь, а во
время последнего приступа привел Гоголя в ужас угрозами загробной кары, так
что Гоголь прервал его словами: "Довольно! Оставьте! Не могу больше
слушать! Слишком страшно! " [81,205]
В случаях неврозных психических конфликтов психолог в целях исцеления
сможет прибегать к помощи психического облегчения в смысле исповеди.
Предписав больному исповедаться, можно надеяться, что припадки наверное
пройдут, если он попадет на хорошего духовника. От этого зависит очень
многое. Если духовник окажется врачом души /что к несчастью, не всегда
бывает/, если он сумеет читать в сердце больного, успокаивающее слово
облегчит его душу и смягчит конфликт. /В случае же с Гоголем мы имеем
пример плохого духовника/. Если же он сгустит краски, если он нарисует
перед ним картину ужаса, станет грозить адом и наказанием, он ухудшит
болезнь и настолько обострит конфликт, что сделает его почти неизлечимым. И
именно это и произошло с Гоголем. Причины болезни /и как следствие у Гоголя
изменения личности и творчества/ кроются в ложном понимании греха и
добродетели.
Лучшее лекарство для всех душевных болезней есть радость в каждой
форме, в каждом виде. Гоголь в конце жизни был лишен этого лекарства, он
утратил и творческую свободу и то легкое жизнерадостное искрящееся веселье
и юмор чтения, которыми писатель владел до начала болезни.
Следует отметить еще один существенный для нас момент, иллюстрирующий
проявление болезненного состояния Гоголя в его произведениях. По мнению
известного отечественного невропатолога Г.И.Россолимо, черт, дьявол, демон
- образы, преследующие душевнобольных, встречаются в творчестве людей,
страдающих нервными расстройствами. [81,163]
С этой точки зрения посмотрим на демонические образы в произведениях
Гоголя. Условно их можно разделить на два типа: к первому относятся почти
безобидные черти-неудачники, не причиняющие большого вреда человеку,
комически описанные Гоголем. К этому типу относится черт из "Сорочинской
ярмарки" - владелец красной свитки, которого выгнали из пекла и он с горя
начал пьянствовать; обаятельный черт из "Ночи перед Рождеством", который
"спереди совершенно немец..., но зато сзади настоящий губернский стряпчий в
мундире" – в общем мелкая нечисть с мелкими пакостями, которую с легкостью
может одолеть твердый духом христианин.
Второй тип гоголевских демонических образов - это наводящие ужас
злобные представители ада, чаще дьявол в человеческом облике, которые
посягают на души людей, завладевают их разумом. Этот тип у Гоголя очень
многочисленен. Его представители: цыган из "Сорочинской ярмарки", "в
смуглых чертах которого было что-то злобное, язвительное, низкое и вместе
высокомерное", Басаврюк из "Вечеров накануне Ивана Купала", который с
"бесовской усмешкой" играет чувствами людей, умело пользуясь их низменными
желаниями; это колдун из "Страшной мести", огромное количество жуткой
нечисти в "Вие" и, наконец, ростовщик в повести "Портрет", чья дьявольская
власть продолжает калечить судьбы людей и после его смерти. Этот образ
возникает у Гоголя и в "Выбранных местах из переписки с друзьями": "Диавол
выступил уже без маски в мир... непонятной тоской уже загорелась земля".
Существование этих двух типов у Гоголя объясняется Рассолимо в
зависимости от психологического состояния автора: "Гоголь в
гипоманиакальном состоянии - и весел его черт. Меняется душевное настроение
Гоголя - и в "Вие" уже не черт, а грозный дух Земли. Сам гениальный
писатель выстаивает на коленях целые дни, вымаливая прощение у грозного
Бога". [81,163]
У Гоголя силы Зла персонифицированы - это черт, ведьма, колдун, дьявол
в образе человека. Но нет ни одного персонифицированного представителя сил
Добра. Дьявольской силе противостоит лишь сила молитвы, благочестия,
обращения к Богу, канонические религиозные образы. Эта особенность
гоголевского творчества позволила некоторым исследователям сделать вывод о
том, что его фантастика - это фантастика злого.
С точки зрения психологии, данный факт можно объяснить тем, что
больной любит изображать религиозное. Очевидно, то темное, непонятное, что
с ним творится, его пугает и он интуитивно испытывает стремление укрепиться
в мистике. Изображение религиозных тем всегда наивно, исполнено робко,
почти по-детски. Христос - слабый, астеничный, часто инфантильный, с копьем
и с царской шапкой на голове. Или, Христос - нежный, бледный, с судорожно
сжатыми и изогнутыми руками, с огромным тяжелым крестом в руках. Кругом для
усиления эффекта, фигурирует церковная утварь, кресты, храмы. Вообще их
творчество подкупает своей скромностью, оттенком слабости. Ирреальный мир
ближе больному.
Единственный божественный образ в произведениях Гоголя - это младенец-
Иисус в повести «Портрет». Конечно же его нельзя назвать инфантильным или
астеничным, потому что это не взрослый Христос, но здесь описаны именно
нежные смиренные, кроткие лики святых фигур и пораженные божественным чудом
цари - вот те символы, привнесенные Гоголем в картину, которой предстояло
противостоять могущественному Злу, таким образом, и в этом произведении
дьявольское намного ближе к реальному, чем божественное, которое остается
лишь окутанной тайной аллегорией.
Подведем итоги нашего исследования прогрессирующего влияния
болезненной "ложной мистики" на психику гениального писателя и ее отражения
в его произведениях. Психологи делают выводы: пример гибели великого
Гоголя, страдавшего душевным расстройством - пример проявления пассивного
отношения к гению, результат трагической несостоятельности в
соприкосновении науки со сложным явлением гениальности. [81,402] Мы, в свою
очередь, можем добавить, что пример ошибочной оценки критикой последних
произведений Гоголя - это пример непонимания одного простого закона
психологии творчества, точно определенного еще Н.Бердяевым: "сознание
греховности, исключительная отдача себя этому сознанию и бесконечное
углубление в него приводят к подавленности и к ослаблению жизненной силы.
Переживание греховности может превратиться в бесконечное сгущение тьмы.
Переживание греховности, понятое как единственное и всеобъемлющее начало
духовной жизни, не может привести к творческому подъему и озарению", "
сознание греховности должно переходить в сознание творческого подъема,
иначе человек опускается вниз". [9,212]