Сборник рефератов

Шпоры-сочинения (Шпаргалка)

p>|Сатира как |Ближайшим |Однако герои |ибо видит именно |
|творческий принцип|предшественником |Щедрина вовсе не |здесь главную беду|
| |Щедрина небез |сказочные -это |времени. Сказки - |
|"Сказки" |основания принято |аллегории, |жанр, доступный |
|Салтыкова-Щедрина |считать Гоголя, |сатирические маски|народу и любимый |
|составляют |создавшего |басен, где волк, |им. И именно |
|самостоятсльныи |сатирико-философск|заяц, медведь, |сатирическая |
|пласт его |ую картину |орел, ворона и |сказка, считал |
|творчества. За |современного мира.|другие звери, |Щедрин, быстрее и |
|небольшим | |птицы и рыбы |эффективнее всего |
|исключением, они |Однако и от этого |явственно |дойдет до народа. |
|созданы в |ближайшего |принадлежат отнюдь|Маски животных |
|последние годы |предшественника |не к животному |нужны сатирику не |
|жизни писателя |Щедрин бесконечно |миру. Следуя |только как |
|(1883-1886) и |далек, ибо ставит |традициям Крылова,|аллегория. М. |
|предстают перед |перед собой |Щедрин не |Горячкина |
|нами неким итогом |принципиально иную|произволь-но |справедливо |
|работы Салтыкова в|творческую задачу:|надевает на своих |отмечает: "Щедрин |
|литературе. И по |выследить, |персонажей те или |в сказках не |
|богатству |разоблачить и |иные маски, но |только идет по |
|художественных |уничтожить. В.Г. |стремится "воздать|линии наделения |
|приемов, и по |Белинский, |каждому по |животного чертами |
|идейной |рассуждая о |заслугам": в его |представителя того|
|значимости, и по |творчестве Гоголя,|сказках в каждой |или иного класса, |
|разнообразию |определял его юмор|личине |той или иной |
|воссозданных |как: "...спокойный|сконцентрированы |политической |
|социальных типов |в своем |характерные черты,|партии, но и по |
|эта книга в полной|негодовании, |точно определяющие|линии низведения |
|мереможстсчитать-с|добродушный в |в своем единстве |человека, |
|я художественным |своем лукавстве", |распространенный |олицетворяющего |
|синтезом всего |сравнивая с иным: |социальный или |враждебную народу |
|творчества |"грозным и |человеческий тип. |силу, до положения|
|писателя. |открытым, желчным,|Вспомним, |хищного |
|Адресовав |ядовитым, |на-пример, сказку |животного." К этой|
|"сказки": "для |беспощадным." Эта |"Самоотверженный |мысли сам Щедрин |
|детей изрядного |вторая |заяц". Там |старательно |
|возраста", Щедрин |характеристика |"играют" все |подводит читателя:|
|сразу же вводит |глубоко раскрывает|привычные |"...будь он хоть |
|читателя в особую |сущность сатиры |"сказочные" и |орел, хоть |
|атмосферу своей |Щедрина. |"бытовые" черты |архиорел, все-таки|
|книги. На этих |Замечательным |персонажей. Волк и|он - птица. До |
|страницах к "детям|подтверждением |заяц нс только |такой степени |
|изрядного |выглядит такая |символизируют |птица, что |
|возраста", то есть|запись И.С. |охотника и жертву:|сравнение с ним и |
|ко взрослым, |Тургенева: "Я |волк кровожаден, |для городового |
|сохранившим |видел, как |силен, деспотичен,|может быть лестно |
|наивные иллюзии |слушатели |зол; заяц - |только по |
|прекраснодушного |корчились от смеха|труслив, |недоразумению." |
|юношества, |при чтении |малодушен, слаб. |Это отрывок из |
|обращаются сурово.|некоторых очерков |Но эти образы |сказки |
|Им не сочувствуют |Салтыкова. Было |наполнены |"Орел-меценат", в |
|- их умно и зло |что-то страшное в |злободневным |которой особенно |
|высмеивают; |этом смехе. |социальным |отчетливо звучит |
|розовые очки, |Публика, смеясь, в|содержанием. Волк |еще одна важная |
|охраняющие их |тоже время |наслаждается |для |
|нежные глаза от |чувствовала, как |положением |Салтыкова-Щедрина |
|суровой |бич хлещет ее |властителя, |мысль. Обратите |
|действительности, |самоё." |деспота: "За то, |внимание: автор |
|безжалостно |Таким образом, для|что с первого |делает все для |
|разбивают. |Гоголя смех был |моего слова не |деромантизации, |
|Сатира Щедрина - |путем к |остановился, вот |депоэтизации |
|особое явление в |нравственному |тебе мое решение: |привычных образов.|
|русской |исп-равлениюлюдей,|приговариваю я |"Поэты много об |
|литературе. Смех |к возрождению |тебя к лишению |орлах в стихах |
|органически присущ|истинной |живота посредством|пишут, и всегда с |
|нашей культуре. И |духовности. |растерзания. А так|похвалой. И стать |
|если Пушкин мог с |Салтыков-Щедрин |как теперь и я |у орла красоты |
|полным правом |видел назначение |сыт, и волчиха моя|неописанной, и |
|сказать: |сатиры в ином: она|сыта, и запасу у |взгляд быстрый, и |
|От ямщики до |призвана |нас еще дней |полет |
|первого поэта Мы |возбуждать |напять хватит, то |величественный. Он|
|асе поем уныло. |негодование, |сиди ты вот под |не летает, как |
|Грустный вой - |формировать |этим кустом и жди |прочие птицы, а |
|песнь русская, |активных борцов с |очереди. А может |парит, либо |
|то с немсньшими |рабством и |быть... ха-ха... я|ширяет; сверх |
|основаниями можно |деспотизмом. Не к |тебя и помилую". |того: глядит на |
|говорить о смехе: |исцелению России |Посмотрите, этот |солнце и спорит с |
|так же, как и |стремился Щедрин, |волк не просто |громами. И |
|грусть, он |но к полной гибели|пользуется правом |теперь я думаю об |
|свойствен всем - |существующей |сильного: в его |орлах так: "Орлы |
|"от ямщика до |социально-государс|образе воплощены |суть орлы, только |
|первого поэта". |твенной системы и |черты |и всего. Они |
|Перу Пушкина |построению на ее |представителей |хищны, плотоядны. |
|принадлежат добрые|месте новой |власти всех | А живут орлы|
|шутки и резкие |(обратите |уровней - от |всегда в |
|эпиграммы; то |внимание, как |жандармского |отчуждении, в |
|веселостью, то |близки его цели |"хватать и не |неприступных |
|мрачной иронией |"базаровским" |пущать!" до |местах, |
|блещет желчный |нигилистическим |судейского, |хлебосольством не |
|Лермонтов; |идеям!). |губернаторского и |занимаются, но |
|неразрывно слиты |Форма сказки дала |т.д. |разбойничают, а в |
|смех и слезы в |Щедрину |манипулирования |свободное от |
|творчестве |возможность |законом. Вся |разбоя время |
|великого |открыто |волчья семья живет|дремлют". |
|печальника и |высказываться по |по "волчьим" |Для чего |
|сатирика Гоголя; |волнующим его и |законам: и волчата|потребовалось |
|смешные -хоть и нс|его соратников |игра-юте жертвой, |сатирику это |
|всегда |проблемам. В главе|и волчиха, готовая|развенчание |
|симпатичные-уродцы|о поэме Некрасова |зайца сожрать, его|привычно |
|сходят со страниц |"Кому на Руси жить|по-своему |романтических |
|Островского... И |хорошо?" мы уже |жалеет... (Как тут|образов? Он |
|русский фольклор |рассуждали о роли |не вспомнить |считает пагубным |
|насыщен смехом: от|и значении жанров |грибосдовскос: |само восхищение |
|шуток-прибауток до|фольклора в |"По-христиански, |хищником, пусть |
|целостной системы |авторской |так, он жалости |даже хищной |
|смехового мира, |литературе; |достоин"!) Однако |птицей. |
|глубочайший анализ|определили, что |у автора вовсе нс |Разумеется, поэты |
|которого дан Д.С. |фольклорные |вызывает |в образе орла |
|Лихачевым в книге |элементы в рамках |сочувствия заяц - |опоэтизировали не |
|"Смеховая культура|авторского |ведь он тоже живет|пожирателя мышей; |
|древней Руси". |произведения не |по волчьим |они создали символ|
|Литераторы, |утрачивают своей |законам, |гордого |
|принадлежавшие к |чужеродности, |безропотно |одиночества, мощи,|
|лагерю |принадлежности к |отправляется волку|тяги к свободе и |
|революционеров-дем|иному искусству. |в пасть! |т.д. Но при всем |
|ократов, |И, обращаясь к |Щедринский заяц не|том орел не |
|культивировали в |фольклору, |просто труслив и |переставал быть |
|своем творчестве |писатель стремится|беспомощен, он |плотоядным и все |
|особую смеховую |сохранить его |малодушен, он |так же, говоря |
|культуру: они |жанровые и |заранее |словами Пушкина, |
|отдавали приоритет|художественные |отказывается от |"кровавую пищу |
|сатире, призывали |особенности, с их |сопротивления, |клевал". Вот |
|высмеивать и |помощью привлечь |облегчая волку |поэтому-то и |
|бичевать пороки |внимание читателя |решение |возмущает Щедрина |
|общества, "язвы |к основной |"продовольственной|любование |
|современной |проблеме своего |проблемы". И здесь|хищником. Ореолом |
|жизни". Творчество|произведения. |авторская ирония |романтических черт|
|Салтыкова-Щедрина |"Сказки" |переходит в едкий |овеян убийца - и |
|можно с полным |Салтыкова-Щедрина |сарказм, в |автор разрушает |
|правом назвать |по жанровой |глубокое презрение|ореол. Бог с ними,|
|высшим достижением|природе |к психологии раба.|с птицами - они |
|социальной сатиры |представляют собой| |"имеют свое |
|60-80-х годов, |некий сплав двух |Злое, гневное |оправдание, что |
|квинтэссенцией |различных жанров |осмеяние рабской |сама природа |
|сатирического |фольклорной и |психологии - одна |устроила их |
|направления |авторской |из основных задач |исключительно |
|натуральной школы.|литературы: сказки|сказок Щедрина. Он|антивегетарианцами|
| |и басни. Свободная|не только |." Но, |
| |форма изложения, |констатирует эти |романтизируя орла,|
| |волшебные |особенности |люди одновременно |
| |превращения, место|русского народа |романтизируют и |
| |и время действия, |-его |себе подобных - |
| |определяемые как |долготерпение, |совершающих |
| |"в некотором |безответность, не |преступления. |
| |царстве" и |только с тревогой |Оправдывая орлов -|
| |"некогда", - все |ищет их истоки и |оправдывают |
| |это заимствовано |пределы, как |властителей, |
| |писателем у жанра |свойственно было |сильных мира сего.|
| |сказки. |Некрасову. |И Салтыков-Щедрин |
| | |Салтыков-Щедрин |саркастически |
| | |безжалостно |высмеивает это |
| | |обличает, едко |"вредное |
| | |высмеивает, бичует|заблуждение", не |
| | |- | |
|позволяя видеть в | | | |
|поработителе | | | |
|героя, "право | | | |
|имеющего". И | | | |
|нельзя не видеть, | | | |
|что это - его | | | |
|решение | | | |
|"наполеоновской | | | |
|темы", что | | | |
|щедринские волк и | | | |
|заяц, орел и мышь,| | | |
|карась и щука | | | |
|иллюстрируют все | | | |
|ту же глобальную, | | | |
|центральную для | | | |
|русской литературы| | | |
|тему, которой | | | |
|Достоевский | | | |
|посвятил | | | |
|"Преступление и | | | |
|наказание": "Тварь| | | |
|ли я дрожащая или | | | |
|право имею". | | | |
|Показательно, к | | | |
|слову, что | | | |
|Достоевский прибег| | | |
|к "щедринскому" | | | |
|приему, заставив | | | |
|Раскольникова в | | | |
|его теории | | | |
|разделить | | | |
|человечество на | | | |
|"Наполеонов" и | | | |
|"муравейник": то | | | |
|есть на людей и | | | |
|насекомых! | | | |
|Сказки "о | | | |
|животных" - лишь | | | |
|один тип сказок | | | |
|Щедрина. В сказках| | | |
|другого типа | | | |
|действуют люди | | | |
|("Дикий помещик", | | | |
|"Повесть о том, | | | |
|как один мужик | | | |
|двух генералов | | | |
|прокормил" и др.).| | | |
|Их персонажи не | | | |
|прикрыты масками | | | |
|зверей, рыб и | | | |
|птиц, и автор | | | |
|использует иные | | | |
|сатирические | | | |
|приемы: гиперболу,| | | |
|гротеск. Герои | | | |
|этих сказок, | | | |
|однако, тоже | | | |
|явлены как | | | |
|маски-символы: | | | |
|автор создает | | | |
|собирательные | | | |
|образы социальных | | | |
|типов. | | | |
|Такие сказки, как | | | |
|"Добродетели и | | | |
|пороки", "Пропала | | | |
|совесть", можно | | | |
|объединить в | | | |
|отдельный цикл | | | |
|аллегорических | | | |
|сказок. Они | | | |
|наполнены большим | | | |
|философским | | | |
|содержанием, | | | |
|сказанное в них | | | |
|соотнесено | | | |
|нетолько с | | | |
|настоящим | | | |
|моментом, но и с | | | |
|вечными вопросами | | | |
|бытия. | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |

|Развитие темы |считает Аксентий |обратился к | |
|«маленького |Иванович. Герой |«значительному | |
|человека» в |нищ духом, его |лицу». | |
|творчестве Н. В. |внутренний мир |«Значительное | |
|Гоголя |мелок и убот; но |лицо» - обобщенный| |
|Тема «маленького |не посмеяться над |образ | |
|человека» в |ним хотел Гоголь, |представителя | |
|литературе |Сознание Поприщина|власти. Именно | |
|существовала и до |расстроено, и в |сцена у генерала с| |
|ее обозначения в |его голову |наибольшей силой | |
|творчестве Н. В. |неожиданно |обнаруживает | |
|Гоголя. Впервые |западает вопрос: |социальную | |
|она прозвучала в |«Отчего я |трагедию | |
|«Медном всаднике» |титулярный |«маленького | |
|и «Станционном |советник?» и |человека». Из | |
|смотрителе» А. С. |«почему именно |кабинета | |
|Пушкина. Вообще же|титулярный |«значительного | |
|образ «ма-ленького|советник?». |лица» Акакия | |
|человека» таков: |Поприщин |Акакиевича | |
|это не знатный, а |окончательно |«вынесли почти без| |
|бедный, |теряет рассудок и |движения». Гоголь | |
|оскорбляемый |поднимает бунт: в |подчеркивает | |
|высшими по чину |нем просыпается |общественный смысл| |
|людьми, доведенный|оскорбленное |конфликта, когда | |
|до отчаянья |человеческое |бессловесный и | |
|человек. При этом |достоинство. Он |робкий Баш-мачкин | |
|это человек не |думает, почему он |только в | |
|просто не |так беспра |предсмертном бреду| |
|чинованный, а это |вен, почему «что |начинает | |
|социально-психолог|есть лучшего на |«сквернохульничать| |
|ический тип, то |свете, все |, произнося самые | |
|есть человек, |достается или |страшные слова». И| |
|ощущающий свое |камер-юнкерам, или|только мертвый | |
|бессилие перед |генералам». По |Акакий Акакиевич | |
|жизнью. Порой он |мере усиления |способен на бунт и| |
|способен на |безумия в |месть. Привидение,| |
|протест К бунту |Поприщине растет |в котором был | |
|«маленького |чувство |узнан бедный | |
|человека» всетаа |человеческого |чиновник, начинает| |
|ведет жизненная |достоинства. В |сдирать шинели «со| |
|катастрофа, но |финале повести он,|всех плеч, не | |
|исход протеста — |нравственно |разбирая чина и | |
|безумие, смерть. |прозревший, не |звания». Мнение | |
|Пушкин открыл в |выдерживает: «Нет,|критиков и | |
|бедном чиновнике |я больше не имею |современников | |
|новый |сил терпеть. Боже!|Гоголя об этом | |
|драматический |что они делают со |герое разошлось. | |
|характер, а Гоголь|мною!.. Что я |Достоевский увидел| |
|продолжил развитие|сделал им? За что |в «Шинели» | |
|этой темы в |они мучают меня?».|«безжалостное | |
|петербургских |Блок заметил, что |издевательство над| |
|повестях («Нос», |в вопле Поприщина |человеком». Критик| |
|«Невский |слышен «крик |Апполон Григорьев | |
|проспект», |самого Гоголя». |— «любовь общую, | |
|«Записки |«Записки |мировую, | |
|сумасшедшего», |сумасшедшего» - |христианскую». А | |
|«Портрет», |вопль протеста |Чернышевский | |
|«Шинель»). Но |против |назвал Башмачника | |
|продолжил |несправедливых |«совершенным | |
|своеобразно, |устоев |идиотом». | |
|опираясь на |обезумевшего мира,|Как в «Записках | |
|собственный |где все смещено и |сумасшедшего» | |
|жизненный опыт. |спутано, где |нарушены границы | |
|Петербург поразил |попраны разум и |разума и безумия, | |
|Гоголя картинами |справедливость. |так и в «Шинели» | |
|глубоких |Поприщин - |размыты границы | |
|общественных |порождение и |жизни и смерти. И | |
|противоречий, |жертва этого мира.|в «Записках», и в | |
|трагических |Крик героя в |«Шинели» в | |
|социальных |финале повести |конечном итоге мы | |
|катастроф. По |вобрал в себя все |видим не просто | |
|Гоголю, Петербург |обиды и страдания |«маленького | |
|— город, тде |«маленького |человека», а | |
|человеческие |человека». Жертвой|человека вообще. | |
|отношения |Петербурга, |Перед нами люди | |
|искажены, |жертвой нищеты и |одинокие, | |
|торжествует |произвола является|неуверенные, | |
|пошлость, а |Акакий Акакиевич |лишенные надежной | |
|таланты гибнут. |Башмачкин - герой |опоры, нуждающиеся| |
|Это город, где, |повести «Шинель». |в сочувствии. | |
|«...кроме фонаря, |«Он был то, что |Поэтому мы не | |
|все дышит |называют вечный |можем ни | |
|обманом». Именно в|титулярный |беспощадно судить | |
|этом страшном, |советник, над |«маленького | |
|безумном городе |которым, как |человека», ни | |
|происходят |известно, |оправдать его: он | |
|удивительные |натрунились и |вызывает и | |
|происшествия с |наострились |сострадание, и | |
|чиновником |вдоволь разные |насмешку. Именно | |
|Поприщиным. Именно|писатели, имеющие |так изображает его| |
|здесь нет житья |похвальное |Гоголь. | |
|бедному Акакию |обыкновение | | |
|Акакиевичу. Герои |налегать на тех, | | |
|Гоголя сходят с |которые не могут | | |
|ума или погибают в|кусаться», - так | | |
|неравной борьбе с |говорит о | | |
|жестокими |Башмачкине Гоголь.| | |
|условиями |Автор не скрывает | | |
|действительности. |ироничной усмешки,| | |
|Человек и |когда описывает | | |
|нечеловеческие |ограниченность и | | |
|условия его |убожество своего | | |
|общественного |героя. Гоголь | | |
|бытия - главный |подчеркивает | | |
|конфликт, лежащий |типичность Акакия | | |
|в основе |Акакиевича: «В | | |
|петербургских |одном департаменте| | |
|повестей. Одна из |служил один | | |
|наиболее |чиновник | | |
|трагических |Башмач-кин | | |
|повестей, |-робкий, | | |
|несомненно, — |задавленный | | |
|«Записки |судьбой человек, | | |
|сумасшедшего». |забитое, | | |
|Герой произведения|бессловесное | | |
|—Аксентий Иванович|существо, | | |
|Поприщын, |безропотно | | |
|маленький, |сносящее насмешки | | |
|обижаемый всеми |сослуживцев. | | |
|чиновник. Он |Акакий Акакиевич | | |
|дворянин, очень |«ни одного слова | | |
|беден и ни на что |не отвечал» и вел | | |
|не претендует С |себя так, «как | | |
|чувством |будто бы никого и | | |
|достоинства он |не было перед | | |
|сидит в кабинете |ним», когда | | |
|директора и |сослуживцы «сыпали| | |
|очинивает перья |на голову ему | | |
|«его |бумажки». И вот | | |
|высокопревосходите|таким человеком | | |
|льству», |овладела | | |
|преисполненный |всепожирающая | | |
|величайшего |страсть | | |
|уважения к |обзавестись новой | | |
|директору. «Все |шинелью. При этом | | |
|ученость, такая |сила страсти и ее | | |
|ученость, что |предмет | | |
|нашему брату и |несоизмеримы. В | | |
|приступа нет... |этом ирония | | |
|Какая важность в |Гоголя: ведь | | |
|глазах... Не |решение простой | | |
|нашему брату |житейской задачи | | |
|чета!» — |вознесено на | | |
|отзывается о |высокий пьедестал.| | |
|директоре |Когда Акакия | | |
|Поприщин. По его |Акакиевича | | |
|мнению, репутацию |ограбили, он в | | |
|человеку создает |порыве отчаяния | | |
|чин. Именно тот | | | |
|человек порядочен,| | | |
|кто имеет высокий | | | |
|чин, должность, | | | |
|деньги, - так | | | |
|А.Н. Островский |Примерно тогда же |комментирует |художника |
|Становление |начинается и |А.Аникст: |требуется лишь |
|русского |русский театр: его|"Пограничной |максимальное |
|национального |зарождение связано|датой, |внимание к |
|театра и русской |с именем Федора |обозначающей конец|авторскому тексту.|
|драматургии |Волкова. |одного периода и |Ведь основа любой |
|Драматургия - |Таким образом, |начало другого, |классической пьесы|
|особый род |лишь к середине |является 1855 год |- диалог. Все |
|искусства. Она |XIX века русская |- год смерти |действие держится |
|существует "на |литература стала |Николая 1, |на разговорах |
|слиянии" |абсолютно |тридцатилетнее |персонажей, на |
|литературы и |самостоятельным |царствование |монологах, обмене |
|театра, то есть в |фактором мировой |которого |репликами. Герои -|
|ней законы |культуры, и |ознаменовалось |идеальные |
|литературы и |русская |мрачнейшей |собеседники. Слово|
|театра проявляются|сценическая школа |реакцией в |- уже само по себе|
|в своем |достигла серьезных|общественной и |действие. Жизнь - |
|взаимодействии. |высот, |духовной жизни |речь. Большинство |
|История |сформировала |страны. |пьес Островского |
|современной |важнейшие принципы|Отмена крепостного|отличается полной |
|русской литературы|и постулаты |права в 1861 году |досказанностью: |
|начинает свой |драматического |и сопровождавшие |каждому персонажу |
|отсчет со второй |искусства. Но что |его реформы |для исчерпывающей |
|половины XVIII |из себя |являлись мерами |его характеристики|
|века, с появления |представлял |половинчатыми, не |автор дает |
|"Древней |репертуар русских |решавшими всех |высказаться |
|российской |театров? |противоречий. Тем |вполне. |
|библиофи-лики", |Самобытные, яркие |не менее атмосфера|Творчество зрителя|
|ознаменовавшей |пьесы |в стране, по |в таком театре |
|принципиально |отечественных |сравнению с |заключается в |
|новое отношете |авторов были |временами Николая |основном в |
|читателя к |явлением крайне |1, несколько |сопереживании |
|отечественной |эпизодическим на |изменилась. Стало |происходящему на |
|литературе и |их сценах. "Горе |возможным более |сцене. Глубокого |
|литературы к самой|от ума" лишь в |резко изображать |соразмышления от |
|себе как к |1862 году впервые |зло |него еще не |
|самостоятеяьному и|увидел зритель; из|предшествующего |требуется. Но к |
|самодовлеющему |всех пьес Н.В. |пери-ода. В |70-ым годам |
|явлению. Такой |Гоголя в театрах |соответствии с |стремление |
|вывод сделал Д.С. |шел только |изменившимися |персонажей |
|Лихачев в работе |"Ревизор"; |условиями и в |Островского к |
|"Поэтика |драматургия |литературе |полной |
|древнерусской |Пушкина и |появились новые |откровенности со |
|литературы": |Лермонтова |веяния. |зрителем |
|"Древнерусская |русскому театру |Конец этого |заменяется |
|литература |была вообще |периода совпадает |сдержанностью, |
|существует для |неизвестна. |с убийством |замкнутостью. |
|читателя как |Основную массу |Александра II |Откровенные |
|единое целое, не |постановок |народовольцами в |признания уступают|
|разделенное по |осуществляли на |1881 году. Время, |место наме-кам, |
|историческим |материале |подлежащее нашему |иносказаниям, |
|периодам. |переводных |рассмотрению, |умолчанию. Свою |
|Коща в сознании |французских пьес и|охватывает |роль в театре |
|читателя авторы и |подражательных |четверть века; это|Островского |
|их произведения |русских; |были годы весьма |начинает играть |
|выстраиваются в |излюбленным жанром|плодотворные для |подтекст. В пьесах|
|хронологической |стал водевиль, и |русской литературы|70-80-ых годов |
|последовательности|значение театра |и, в частности, |возникают темы и |
|, это означает, |воспринималось как|для драмы. Именно |образы, |
|что появилось |развлекательное, |в эти годы русская|предвосхищающие |
|сознание |увеселительное. |драма достигает |принципиально |
|исторической |Итак, к середине |полной зрелости и |новое явление |
|изменяемости |XIX века русская |становится главной|русской |
|литературы, и это |сцена испытывала |силой в театре. |драматургии - |
|значит, что |настоятельную |Теперь уже не |театр Чехова. |
|процесс развития |потребность в |единичные |Справедливо |
|литературы начал |принципиальном |шедевры.., а |отмечает Л.М. |
|совершаться единым|обновлении |десятки пьес |Лотман: "Понимание|
|фронтом. |репертуара; она |свидетельствуют о |драматизма жизни, |
|С каких пор мы |стремилась |том, что появилась|которое выразил |
|можем наблюдать |обратиться к |своеобразная |Островский, его |
|появление этой |национальным |русская |представление о |
|литературной |образам и |национальная |драматическом |
|памяти, этого |отечественным |драма, обладающая |конфликте, как |
|сознания |проблемам. |большим богатством|форме борения |
|изменяемости |Тяга к драматургии|идей и |личности с |
|литературы? |явственна у всех |отличающаяся |порабощением |
|Его начинает собой|выдающихся русских|самобытной |человека "общим |
|грандиозная |писателей начала |художественной |порядком бытия ", |
|деятельность |прошлого века. Но |формой "^ |о речи персонажа |
|Новикова по |пьесы Пушкина, |Все эти десятки |как важнейшем |
|собиранию и |Лермонтова, Гоголя|пьес, если и не |элементе |
|публикации древних|не образуют собой |написаны самим |драматического |
|памятников в |взаимосвязанных |Островским, то |действия, сложное |
|издании, |явлений. Они |созданы в |соотношение стихий|
|подчеркивающем это|воспринимаются |соавторстве с ним,|комического и |
|историческое |органично лишь |под его |трагического - все|
|сознание в самом |взятые в контексте|руководством. |эти особенности |
|его названии: |творчества их |Островский один |его произведений |
|"Древняя |автора; |сделал то, что в |готовили |
|российская |объединение их в |других странах |возможность |
|библиофилика". Но |некий |делали поколения |революционного |
|сознание |самостоятельный |драматургов. |переосмысления |
|исторической |ряд выглядит |Целенаправленно и |законов |
|изменяемости стиля|механическим. |последовательно |драматургии и |
|и языка появляется|Однако эти |создавал он |театра, |
|только в начале |блистательные сами|русский |происшедшего к |
|XIX в. Пушкин был |по себе пьесы, |национальный |концу XIX - началу|
|первым, кто ощутил|если и не сделали |театр. |XX века."^ |
|в полной мере |"русского театра",|Уникальность | |
|различие стилей |были необходимы |дарования его в | |
|литературы по |становлению |удивительном | |
|эпохам, странам и |русской |гармоническом | |
|писателям. Он был |драматургии. И к |сочетании таланта | |
|увлечен своим |середине века |литератора и | |
|открытием и |русская литература|театрального | |
|пробовал свои силы|уже была готова к |деятеля. Он не | |
|в различных стилях|встрече с театром.|просто создал | |
|- разных эпох, | |театральный | |
|народов и |Надо особо |репертуар. Он | |
|писателей. Это |отметить, что не |сформировал школу | |
|означало, что |только культурная,|актерского | |
|скачок закончился |но и общественная |мастерства. | |
|и началось |жизнь страны |Разработал | |
|нормальное |требовала нового |устойчивую и | |
|развитие |театра и новой |необходимую | |
|литературы, |драматургии. Конец|классическому | |
|осознающей свое |50-ых - начало |театру систему | |
|развитие, свою |60-ых годов - это |амплуа. И самое | |
|историческую |ожидание, |главное - он | |
|изменяемость. |подготовка и |сформировал нового| |
|Появилось |осуществление |актера и нового | |
|историко-литератур|важнейщих реформ. |зрителя. | |
|-ное самосознание |В обновленной |Театр Островского | |
|литературы. " |пореформенной |- явление | |
|Итак, с труда А.Ф.|России особую силу|целостное. Он | |
|Новикова, |обретает |характеризуется | |
|появление которого|общественное |особым отношением | |
|доказало, что |мнение: |к тексту, культом | |
|русской |большинство |текста. В самой | |
|литературе, чтобы |впервые за много |пьесе, по замыслу | |
|свободно |лет обрело свой |драматурга, | |
|развиваться, |голос и активно |заложено уже все: | |
|необходимо |стремилось, чтобы |и трактовка каждой| |
|всмот-реться в |этот голос |роли, и | |
|свою историю, |прозвучал и был |необходимые | |
|осознать всю длину|услышан. |режиссерские | |
|пройденного ею |Особенности этого |приемы, и даже | |
|пути, со второй |периода нашей |оформление сцены. | |
|половины XVIII |истории |Режиссер в этом | |
|века, начинается | |театре - лицо | |
|новая русская | |третьестепенное; | |
|литература. | |от актеров и | |

|СИЛА ХАРАКТЕРА |В совершенно иные |растущего протеста| |
|КАТЕРИНЫ И |условия попала |масс против всех | |
|ТРАГИЧЕСКАЯ |Катерина в доме |видов рабства. | |
|ОСТРОТА ЕЕ |мужа. С внешней |Своей смертью | |
|КОНФЛИКТА С |стороны будто бы |Катерина | |
|«ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ» |все обстояло так |протестует против | |
|В ДРАМЕ А. Н. |же, но приволье |деспотизма и | |
|ОСТРОВСКОГО |родительского дома|самодурства, ее | |
|«ГРОЗА». ОБРАЗ |сменилось на |смерть | |
|КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ |душное рабство. На|свидетельствует о | |
|Н. А. ДОБРОЛЮБОВА |каждом шагу она |приближении конца | |
|Драма «Гроза» была|чувствовала |«темного царства».| |
|задумана под |зависимость от | | |
|впечатлением от |свекрови, терпела |Образ Катерины | |
|поездки |унижения и |принадлежит к | |
|Островского по |оскорбления. Со |лучшим образам | |
|Волге (1856—1857 |стороны Тихона она|русской | |
|гг.), но написана |не встречает |художественной | |
|в 1859 году. |никакой поддержки,|литературы. | |
|«Гроза», — как |а тем более |Катерина — новый | |
|писал Добролюбов, |понимания, так как|тип людей русской | |
|— без сомнения, |он сам находится |действительности | |
|самое решительное |под властью |60-х годов XIX | |
|произведение |Каба-нихи. По |века. Добролюбов | |
|Островского». Эта |своей доброте |писал, что | |
|оценка не потеряла|Катерина готова |характер Катерины | |
|своей силы и до |относиться к |«исполнен веры в | |
|настоящего |Кабанихе, как к |новые идеалы и | |
|времени. Среди |родной матери. Она|самоотвержен в том| |
|всего написанного |говорит Кабанихе: |смысле, что ему | |
|Островским «Гроза»|«Для меня, |лучше гибель, | |
|является, |маменька, все |нежели жизнь при | |
|несомненно, лучшим|одно, что родная |тех началах, | |
|произведением, |мать, что ты». Но |которые ему | |
|вершиной его |искренние чувства |противны. | |
|творчества. Это |Катерины не |Решительный, | |
|настоящая |встречают |цельный характер, | |
|жемчужина русской |поддержки ни у |действующий в | |
|драматургии, |Кабанихи, ни у |среде Диких и | |
|стоящая в одном |Тихона. Жизнь в |Кабановых, | |
|ряду с такими |такой обстановке |является у | |
|произведениями, |изменила характер |Островского в | |
|как «Недоросль», |Катерины: «Какая я|женском типе, и | |
|«Горе от ума», |была резвая, а у |это не лишено | |
|«Ревизор», «Борис |вас завяла |своего серьезного | |
|Годунов» и т. д. С|совсем... Такая ли|значения». Далее | |
|поразительной |я была? 1» |Добролюбов | |
|силой изображает |Искренность и |называет Катерину | |
|Островский уголок |правдивость |«лучом света в | |
|«темного царства»,|Катерины |темном царстве». | |
|где нагло |сталкиваются в |Он говорит, что | |
|попирается в людях|доме Кабанихи с |самоубийство ее | |
|человеческое |ложью, лицемерием,|как бы осветило на| |
|достоинство. |ханжеством, |миг беспробудный | |
|Хозяевами жизни |грубостью. Когда в|мрак «темного | |
|здесь являются |Катерине рождается|царства». В ее | |
|самодуры. Они |любовь к Борису, |трагическом конце,| |
|теснят людей, |это ей кажется |по словам критика,| |
|тиранствуют в |преступлением, и |«дан страшный | |
|своих семьях и |она борется с |вызов самодурной | |
|подавляют всякое |на-хлынувшим на |силе». В Катерине | |
|проявление живой и|нее чувством. |мы видим протест | |
|здоровой |Правдивость и |против кабановских| |
|человеческой |искренность |понятий | |
|мысли. Среди |Катерины |нравственности, | |
|героев драмы |заставляют ее |протест, | |
|главное место |страдать так, что |доведенный до | |
|занимает Катерина,|ей приходится |конца, | |
|которая задыхается|наконец покаяться |провозглашенный и | |
|в этом затхлом |перед мужем. |под домашней | |
|болоте. По складу |Искренность |пыткой, и над | |
|характера и |Катерины, ее |бездной, в которую| |
|интересам Катерина|правдивость |бросилась бедная | |
|резко выделяется |несовместимы с |женщина. | |
|из окружающей ее |бытом «темного | | |
|среды. Судьба |царства». Все это | | |
|Катерины, к |и явилось причиной| | |
|сожалению, |трагедии Катерины.| | |
|является ярким и |Напряженность | | |
|типичным примером |переживаний | | |
|судеб тысяч |Катерины особенно | | |
|русских женщин той|ясно видна после | | |
|поры. |возвращения | | |
|Катерина — молодая|Тихона: «Дрожит | | |
|женщина, жена |вся, точно ее | | |
|купеческого сына |лихорадка бьет: | | |
|Тихона Кабанова. |бледная такая, | | |
|Она недавно |мечется по дому, | | |
|оставила свой |точно чего ищет. | | |
|родной дом и |Глаза, как у | | |
|переселилась в дом|помешанной, давеча| | |
|к мужу, где она |утром плакать | | |
|живет вместе со |принялась, так и | | |
|своей свекровью |рыдает». | | |
|Кабановой, |Публичное покаяние| | |
|являющейся |Катерины | | |
|полновластной |показывает всю | | |
|хозяйкой. В семье |глубину ее | | |
|Катерина не имеет |страданий, | | |
|никаких прав, она |нравственного | | |
|не вольна даже |величия, | | |
|распоряжаться |решимости. Но | | |
|собой. С теплотой |после покаяния ее | | |
|и любовью она |положение стало | | |
|вспоминает |невыносимым. Муж | | |
|родительский дом, |не понимает ее, | | |
|свою девичью |Борис безволен и | | |
|жизнь. Там она |не идет ей на | | |
|жила вольготно, |помощь. Положение | | |
|окруженная лаской |стало безвыходным | | |
|и заботой матери. |— Катерина гибнет.| | |
|В свободное время |В гибели Катерины | | |
|ходила на ключ за |виновата не одна | | |
|водой, ухаживала |конкретная | | |
|за цветами, |личность. Ее | | |
|вышивала по |гибель — результат| | |
|бархату, ходила в |несовместимости | | |
|церковь, слушала |нравственности и | | |
|рассказы и пение |уклада той жизни, | | |
|странниц. |в которой она | | |
|Религиозное |вынуждена была | | |
|воспитание, |существовать. | | |
|которое она |Образ Катерины | | |
|получила в семье, |имел для | | |
|развило в ней |современников | | |
|впечатлительность,|Островского и для | | |
|мечтательность, |последующих | | |
|веру в загробную |поколений огромное| | |
|жизнь и возмездие |воспитательное | | |
|человеку за грехи.|значение. Он звал | | |
| |на борьбу со всеми| | |
| |формами деспотизма| | |
| |и угнетения | | |
| |человеческой | | |
| |личности. Это | | |
| |выражение | | |
|Женские образы в |Обломова, чтобы |Штольца, важно то,|сестра, все же |
|романах И. С. |ему было |что план любви |сумела обрести то,|
|Тургенева «Отцы и |по-прежнему уютно |устраивает |к чему шла всю |
|дети» и И. А. |и спокойно. Любовь|героиню, щекочет |жизнь. |
|Гончарова |преобразила ее. Из|ей нервы, учащает |Существует еще |
|«Обломов» |простой, заурядной|ее пульс. С |один персонаж — |
|Романы Тургенева и|женщины она |наибольшей силой |Сонечка, подруга |
|Гончарова, помимо |превратилась в |расчетливость |Ольги. Она |
|своей |женщину, готовую |Ольги проступает в|появляется редко, |
|художественной |пожертвовать всем |комическом эпизоде|но все же очень |
|красоты, |ради любимого |«лазания на гору»,|красноречиво эти |
|замечательны тем, |человека. В |когда Обломов |появления |
|что заставляют |частности, можно |приходит на |подчеркивают |
|задуматься |вспомнить страницы|свидание и не |контраст между |
|читателя над теми |четвертой части |находит ее на |Ольгой и Сонечкой,|
|аспектами жизни, о|романа «Обломов», |месте. Некоторое |пустой и ветреной |
|которых ранее он и|эпизод грусти |время он топчется |кокеткой. |
|не размышлял. |Пшенииыной по |у подножия горы и |В заключение можно|
|Невозможно |умершему Илье |лишь потом |сказать, что |
|отрицать, чт ^ |Ильичу Вот как |обнаруживает |Тургенев и |
|сквозь |описывает |возлюбленную на |Гончаров |
|проблематику |переживания Агафьи|вершине. Так Ольга|воспользовались |
|романов, внешние |Матвеевны |заставила |похожими приемами:|
|обстоятельства, |Гончаров: «После |подняться на гору |противопоставление|
|непосредственность|смерти Обломова |Обломова, который |м главной героини |
|чувств |Агафья Матвеевна |двигался очень |второ-стенным. |
|просвечивают |проторила тропинку|мало. В |Образ Агафьи |
|проблемы личности.|к могиле мужа и |безобидном, на |Матвеевны является|
|Это ощутимо |выплакала все |первый взгляд, |антиподом Ольги, |
|настолько, что |глаза, почти |розыгрыше |образ Анны -многих|
|главные |ничего не ела, не |оказывается |второстепенных |
|действующие лица в|пила, питалась |гораздо больше |женских персонажей|
|нашем воображении |только чаем и |новизны, чем в |романа «Отцы и |
|начинают |часто по ночам не |курении папирос, |дети». |
|действовать |смыкала глаз и |посещении курса |Между тем, можно |
|самостоятельно. Мы|истомилась |физиологии. С |провести и |
|пытаемся |совсем». Она |другой стороны, |аналогии: Агафья |
|сравнивать их, |только сильнее |Ольга - самый |Пшеницына и |
|искать жизненные |замыкалась в себе.|интересный |Фенечка. Сонечка и|
|аналогии, |Разве примитивная,|персонаж в романе|Кукшина и так |
|сопереживать им. |неразвитая духовно|«Обломов». Она |далее. |
|Образы героинь в |натура была бы |стремится к своему|Вообще все эти |
|обеих книгах можно|способна на такие |чему-то, чего и не|образы написаны |
|разделить на |сильные чувства? |знает сама. Но |живописно и ярко, |
|главные и |Даже Ольга |Ольга бросила |и каждый образ |
|второстепенные, |Ильинская, |Обломова, когда |по-своему важен. |
|причем роли |несбывшаяся любовь|перестала в него |Ольга и Анна почти|
|второго плана |Обломова, не |верить; она |завораживают, |
|отдаются авторами |переживает смерть |оставит и Штоль- |заставляют |
|женщинам обычным, |некогда близкого |ца, если то, что |задуматься о |
|традиционным, их |ей человека так же|он говорит и |жизненных целях. |
|образы |искренно, как |думает, вдруг |«Обломов» И. А. |
|противопоставляютс|Пшеницына. |станет ей чуждым. |Гончарова и «Отцы |
|я главным героиням|Возможно, в этом и|А это случится, |и дети» И. С. |
|книг, тем самым |заключается |если Штольц будет |Тургенева |
|подчеркивается |разгадка |продолжать давать |представляют собой|
|необычность женщин|мезальянса |ей советы - |два мира |
|первого плана. |Обломова и |принять свои |личностей, |
|В романе Тургенева|Пшеницыной. |переживания как |изображенных с |
|образом «нежной |Необходимо |новую стихию жизни|яркой |
|традиционности», |заметить, что одна|и склонить голову.|художественной |
|«женской |из героинь второго| |полнотой и |
|обычности» можно |плана романа |Если Ольга сама не|верностью. |
|назвать Фенечку. |Тургенева, |знает к чему | |
|Ласковая и тихая, |Кукшина, не похожа|стремиться, не | |
|она ведет |на вышеописанных |может понять себя,| |
|хозяйство, |женщин. Это |то Одинцова в | |
|нянчится с |персонаж, на |конце концов | |
|ребенком, ее не |котором лежит тень|разобралась в | |
|волнует проблема |эмансипации, |своих чувствах и | |
|бытия, вопросы |философские идеи |мыслях; она | |
|мировой |слышатся в ее |поняла, что важнее| |
|значимости. С |речах. Но это лишь|всего для нее | |
|детства она видела|тени и призраки, |размеренная | |
|свое счастье в |Кукшина |спокойная жизнь. | |
|семье и доме, муже|принадлежит к |Но Анна Сергеевна | |
|и ребенке. Ее |высшему свету, но |не ограничивает | |
|покой и опять же |она пуста и, в |себя стенами дома,| |
|счастье находятся |конечном счете, |она ведет | |
|около нее, рядом с|глупа. Она вряд ли|расчетливую, | |
|ее семейным очагом|понимает то, что |вернее сказать, | |
| |читает, вынося из |размеренно-спокойн| |
|Она по-своему |глубоких |ую жизнь. Пожалуй,| |
|красива, способна |философских книг |расчетливость, | |
|заинтересовать |только названия и |рационализм — и | |
|любого из |имена. |есть та самая | |
|окружающих ее |ИмяКук-шиной - |точка | |
|мужчин, но |поверхностность и |соприкосновения | |
|ненадолго. |пустота. Нет в |Ольги и Анны | |
|Вспомним эпизод в |Кукшиной и малой |Сергеевны, которая| |
|беседке с |толики того |чувствуется по | |
|Базаровым разве не|душевного тепла, |прочтении романов.| |
|интересна была ему|которое мы видели |Одинцова все же | |
|Фенечка? Но он ни |в Фенечке и |противоположна | |
|на минуту нс |Пшеницыной. |Ольге, в том | |
|сомневался. что |Переходя к образам|смысле, что она | |
|это не тот |Ольги Ильинской и |ничего не ищет и | |
|человек, с которым|Анны Сергеевны |ни к чему не | |
|он способен |Одинцовой, хочется|стремится, ее | |
|связать свою |сказать, что они |ничего не томит | |
|жизнь. Аналогом |новы и необычны. С|При всей | |
|Фенечки в романе |течением времени, |незаурядности | |
|Гончарова |с наступлением |своей натуры, она | |
|является, без |эмансипации их |боится сердечных | |
|сомнения, Агафья |тема становится |тревог и жизненных| |
|Матвеевна |все актуальнее. |осложнений. «Нет, | |
|Пшеницына. Она |Одинцова и Ольга |- решила она | |
|тоже живет в своем|похожи, пожалуй |наконец после | |
|мире, ограниченном|лишь тем, что |признания | |
|стенами ее дома. |стоят на голову |Базарова, - Бог | |
|Она царствует в |выше остальных по |знает, куда бы это| |
|этом мире кастрюль|своему |повело, этим | |
|и сковород, |мировоззрению, |нельзя шутить, | |
|диванов, клеток с |мироощущению, |спокойствие | |
|канарейками, ее не|переживаниям и |все-таки лучше | |
|волнует все |развитию, |всего на свете». | |
|происходящее |Дяя русской |Именно это и | |
|сверху, снаружи |литературы Ольга -|привело к разрыву | |
|этого микробытия. |новый образ в |между Базаровым и | |
|Но нельзя |самом глубоком |Одинцовой. | |
|отрицать, что и |понимании этого |Нужно сказать еще | |
|Фенечка, и Агафья |слова. Она |о Катеньке, сестре| |
|Матвеевна |полюбила, чтобы |Одинцовой. Ее | |
|достаточно |перевоспитать, |можно сравнить с | |
|поэтичны. Их |полюбила «из |Пшсницыной, | |
|любовь, не |идейных |Фенечкой, хотя | |
|управляемая |соображений». С |Катя принадлежит к| |
|никакой внешней |одной стороны, это|совершенно другому| |
|идеей, почти |удивляет и |слою общества. Для| |
|безмолвная, как |возмущает, хочется|нее важно | |
|будто присыпанная |спросить: «Как же |спокойствие, но | |
|сдобной мукой |можно |иное чем для Анны,| |
|покоя и лени ума, |рационализировать |Катенька ищет | |
|может быть и |чувства?». В |семейного | |
|жертвенна. |Ольгиных |спокойствия, | |
|Вспомним момент |переживаниях |обычного | |
|жизни Обломова, |сквозит |размеренного | |
|когда он был почти|рационализм, |счастья. Их | |
|разорен, когда ему|влюбленность ее |женитьба с | |
|почти не на что |носит |Аркадием служит | |
|было жить. тогда, |экспериментальный |очень интересным | |
|именно тогда, его |характер. Неважно,|примером | |
|спасала любовь |что задание было |совпадения | |
|верной Агафьи |получено от |характеров. | |
|Матвеевны, которая| |Вспомним такие | |
|заложила свое | |строки: «Аркадию | |
|столовое серебро, | |было хорошо с | |
|чтобы прокормить | |Катей... Катя | |
|обожаемого | |обожала природу, и| |
| | |Аркадий ее любил, | |
| | |хоть и не смел | |
| | |признаться в | |
| | |этом...». | |
| | |Катенька, будучи | |
| | |не такой | |
| | |необычной, как ее | |
| | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ