Сборник рефератов

Производство по делам несовершеннолетних

Производство по делам несовершеннолетних

П Л А Н

|I |Введение……………………………………………………………………………. |3 |

|II |Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних……………. |4 |

| |1. |Общая характеристика…………………………………………………….. |4 |

| | |Понятие несовершеннолетнего………………………………………………… |4 |

| | |Подследственность по делам несовершеннолетних………………………….. |4 |

| | |Профессиональная компетентность лиц, осуществляющих производство| |

| | |по делам несовершеннолетних…………………………………………………….. |6 |

| |2. |Предмет доказывания по делам о преступлениях | |

| | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |8 |

| | |Возраст несовершеннолетнего…………………………………………………. |8 |

| | |Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего………………… |10 |

| | |Причины и условия способствовавшие совершению преступления………… |12 |

| | |Данные о взрослых подстрекателях и иных соучастников |13 |

| | |преступления….. |15 |

| | |Выявление умственной отсталости несовершеннолетнего…………………... | |

| |3. |Предварительное (досудебное) производство по делам о | |

| | |преступлениях несовершеннолетних…………………………………….. |18 |

| | |Арест несовершеннолетнего…………………………………………………… |18 |

| | |Отдача несовершеннолетнего под присмотр………………………………….. |20 |

| | |Особый порядок вызова несовершеннолетнего………………………………. |22 |

| | |Участие адвоката (защитника) при производстве по делам | |

| | |несовершеннолетнего…………………………………………………………… |23 |

| | |Участие законных представителей в производстве по делам | |

| | |несовершеннолетних……………………………………………………………. |24 |

| | |Участие педагога в допросе несовершеннолетнего…………………………... |25 |

| | |Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство…………|26 |

| | | | |

| | |Ознакомление законного представителя несовершеннолетнего |27 |

| | |обвиняемого с материалами дела производство………………………………. | |

| |4. |Судебное разбирательство по делам о преступлениях | |

| | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |28 |

| | |Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних………….|28 |

| | | |30 |

| | |Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного | |

| | |заседания.. |31 |

| | |Участие в судебном заседании законных представителей | |

| | |несовершеннолетнего подсудимого…………………………………………… |33 |

| | |Участие в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних | |

| | |представителей предприятий, учреждений и организаций…………………... |34 |

| | |Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора | |

| | |несовершеннолетнему…………………………………………………………... |37 |

| | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | |

| | |применением принудительных мер воспитательного |40 |

| | |воздействия………………………….. | |

| | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | |

| | |направлением в специальное воспитательное или | |

| | |лечебно-воспитательное учреждение……. | |

| |5. |Семейные суды по делам несовершеннолетних………………………… |42 |

|III|Заключение………………………………………………………………………... |45 |

| |Список использованной литературы…………………………………………... |46 |

В В Е Д Е Н И Е

Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях

несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных,

психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц

не достигших совершеннолетнего возраста.

Включение в УПК главы об особенностях производства по делам

несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам

России. Это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления

правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г.).

«Пекинские правила» призваны содействовать повышению воспитательного и

предупредительного значения предварительного следствия и судебного

разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних. В данных

правилах заключены следующие принципы они:

> направлены на то, чтобы любое дело в отношении несовершеннолетнего велось

быстро, без каких-либо задержек;

> предусматривают возможность прекращения дела по не реабилитирующим

основаниям на досудебных этапах с тем, чтобы ограничить негативные

последствия судебного разбирательства и приговора (предание огласки

содеянного, судимость и др.);

> обязывают проводить судебное разбирательство таким образом, чтобы оно

отвечало интересам несовершеннолетнего и обеспечивало ему возможность

участвовать в нем и свободно излагать свои показания;

> требуют, чтобы должностные лица, ведущие производство по этим делам,

обладали соответствующей квалификацией;

> предписывают уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность,

ограждать их от причинении вреда из-за ненужной гласности;

> рекомендуют последовательно проводить принцип соразмерности при выборе

мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, учитывая тяжесть, мотивы

и причины совершения деяния, особенности личности и другие обстоятельства

дела.

Правила производства по указанным делам нацелены:

> на создание дополнительных гарантий полного, всестороннего и объективного

исследования обстоятельств дела,

> выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним,

> реализации ими своих процессуальных прав,

> применения обоснованных и справедливых уголовно-правовых и воспитательных

мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и

содеянного.

Исходя из этих требований, установленный в Уголовно-Процессуальном

кодексе РСФСР порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает

возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение

дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц по защите прав и

интересов детей и т.д.). Также предусмотрен ряд дополнительных гарантий

установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних,

предупредительного воздействия судопроизводства.

Порядок производства по делам несовершеннолетних определяется общими

правилами УПК, и положениями главы 32 (ст. 392 – 402 УПК РСФСР). К их

числу относятся также следующие статьи: п.5 ч.1 ст.5; ст.8; ч.2 ст.18; п.8

ст.34; ч.5 ст.47; п.2 ч.1 ст.49; ч.2 ст.50; ч.3 ст.72; п.4 ст.79; чч.2-4

ст.126; ст.138; ст.234; ч.1 ст.325; ч.2 ст.363 и некоторые другие.

Далее я рассмотрел, в своей работе, сам процесс производства по делам

несовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и в судебной

стадии, а так же особенности производства по делам несовершеннолетних.

ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОНЯТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Несовершеннолетним является лицо, которое к моменту совершения

преступления не достигло восемнадцатилетнего возраста. Производство по

делам несовершеннолетних применяется также и в следующих случаях, когда

лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, а к моменту

процессуального действия достигло этого возраста. А также когда часть

преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения

совершеннолетия.

Но с момента совершеннолетия правила ст.394, 395, 399, 401, 401.2, 402

не применяются, поскольку на лиц, достигших 18 лет и обладающих полной

гражданской дееспособностью, предусмотренные в этих случаях меры и гарантии

не распространяются.

ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

По всем делам несовершеннолетних обязательно производство

предварительного следствия. Статья 126 УПК РСФСР ранее предусматривала

подследственность этих дел следователям органов внутренних дел. В

соответствии с Законом РФ от 15 декабря 1996 г. существующая редакция этой

статьи предусматривает следующие изменения:

> на следователей органов внутренних дел возложено производство по делам

несовершеннолетних, перечисленных в ч.1 ст.126 УПК РСФСР (то есть по

делам о преступлениях, которые в случаях совершения их совершеннолетними

не требовали бы предварительного следствия);

> предварительное следствие по делам о преступлениях совершеннолетних, по

которым оно обязательно, независимо от возраста обвиняемых, возлагается

на следователей того органа, к общей подследственности которого

соответствующие дела относятся;

> в случаях, предусмотренных последней частью ст.126 УПК РСФСР,

подследственность дел, обвиняемыми по которым являются как

несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица, определяется прокурором.

Выше перечисленное распространяется и на случаи, когда преступление было

совершено в несовершеннолетнем возрасте, но к моменту производства лицо

достигло совершеннолетия.

«Если в поступившей жалобе по делу частного обвинения содержится

просьба о привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетнего...

судья, возбудив уголовное дело, обязан направить его прокурору для

производства предварительного следствия»[1].

Орган дознания также вправе возбудить дело о преступлении

несовершеннолетнего и производить по нему неотложные следственные действия

в рамках ст.118, 119 и ч.1 ст.124 УПК РСФСР. Но дознание не вправе

прекратить такое дело, а обязан передать его следователю.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО

ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В данной части курсовой работы хотелось бы отметить вопрос о

профессиональной компетентности лиц, осуществляющих производство по делам

несовершеннолетних. Международно-правовые документы предусматривают

необходимость обеспечить профессиональную компетентность лиц,

осуществляющих производство по делам несовершеннолетних.

Лица, в компетенцию которых входит принятие решений в отношении

несовершеннолетних, могут иметь самую различную квалификацию. Все эти лица

должны иметь минимальную подготовку в области права, социологии,

психологии, криминологии и наук о поведении. Это требование имеет столь же

важное значение, как и организационная специализация и независимость

компетентного органа власти.

Профессиональная квалификация является необходимым элементом для

обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в

отношении несовершеннолетних. Поэтому необходимо улучшить набор,

продвижение и профессиональную подготовку персонала и обеспечить его

необходимыми средствами, которые позволяли бы ему соответствующим образом

выполнять свои функции.

В целях достижения беспристрастности при отправлении правосудия в

отношении несовершеннолетних следует избегать любой дискриминации на

политической, социальной, половой, расовой, религиозной, культурной или

любой другой основе в отношении отбора, назначения и продвижения персонала

в системе правосудия по делам несовершеннолетних.[2]

«На практике применяется специализация следователей, прокуроров и

судей по делам несовершеннолетних. В частности, по этим делам рекомендуется

вызывать народных заседателей из числа педагогов и иных лиц, имеющих опыт в

воспитании молодежи; дела данной категории целесообразно рассматривать под

председательством одних и тех же наиболее квалифицированных судей»[3].

«Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает

необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения

и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики,

социологии, психологии»[4].

ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В соответствии с международными принципами в области прав и свобод

человека особые правила производства по делам о преступлениях

несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от

необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела,

на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего

правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности,

так и с обстоятельствами преступления. С этой целью законом определены

обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях

совершенными несовершеннолетними (ст. 392 УПК РСФСР).

Статья ст. 392 УПК РСФСР детализирует некоторые положения ст.68 УПК

РСФСР. Пленум Верховного Суда РФ, обратил внимание судов[5]:

> на обязательность полного, всестороннего и объективного выяснения данных

о личности обвиняемого;

> выяснение условий его жизни и воспитания;

> изучение мотивов преступления;

> о причинах и условиях, способствовавших его совершению, в том числе о

действиях взрослых, вовлекавших подростков в совершение преступлений либо

создававших для этого благоприятные условия.

ВОЗРАСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Уголовно-процессуальный закон (ст. 392 УПК РСФСР) придает важное

значение доказыванию точного возраста несовершеннолетнего.

Правила установленные в главе 32 УПК применяются по делам лиц, которые

к моменту совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста.

Аналогичный порядок производства по делам несовершеннолетних применяется

также следующих случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения

18 лет, а к моменту процессуального действия достигло этого возраста. А

также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть

- после достижения совершеннолетия. «При рассмотрении дел этой категории

следует учитывать, что участие защитника... обязательно с момента

задержания, ареста, предъявления обвинения и в судебном разбирательстве,

независимо от того, достиг ли обвиняемый, совершивший преступление в

возрасте до 18 лет, к этому времени совершеннолетия. Это правило относится

и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых

совершено им в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения

совершеннолетия»[6].

Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и

дня. Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет по истечении суток,

на которые приходится дата рождения, т. е. со следующих суток. Эти данные

устанавливаются копией свидетельства о рождении (метрика), паспортом либо

протоколом осмотра свидетельства о рождении (паспорта). При противоречии

между данными о возрасте необходим запрос по месту регистрации рождения.

При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным

получить их копии (дубликат), а также в случае сомнений относительно

подлинности документов, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего,

назначается судебно-медецинская экспертиза (ст.79 УПК РСФСР).

На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены

следующие вопросы:

> каков в настоящее время возраст представленного для обследования

подозреваемого (обвиняемого);

> достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения

преступления (должно быть указано число, месяц, год и время суток) 14-

летнего, 16-летнего, 18-летнего возраста.

На разрешение экспертизы нельзя ставить вопрос о соответствии уровня

развития подростка его паспортному возрасту или возрасту уголовной

ответственности, так как компетенция судебных не позволяет им

диагностировать реальный уровень психического развития несовершеннолетнего

(психологический возраст подростка)[7].

«В случае установления возраста экспертизой за дату рождения

принимаются последние сутки года рождения, установленного экспертизой. Если

экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет,

то за дату рождения принимаются последние сутки года рождения,

соответствующего минимальному возрасту»[8].

Данные о возрасте несовершеннолетнего способствуют:

> установлению личности обвиняемого и решению вопроса о возможности

привлечения его к уголовной ответственности (ст.20 УК РФ);

> определению возможности совершения конкретного деяния с учетом физических

данных несовершеннолетнего (например: оказать реальное сопротивление

взрослому, совершить насильственный половой акт и т.д.);

> скорейшему практическому осуществлению вопроса об особом порядке

судопроизводства по уголовному делу;

> учету возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе

выполнения следственных действий;

> обеспечение применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах

наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, о

применении принудительных мер воспитательного воздействия и др.

ВЫЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется для

всестороннего изучения физического и психологического состояния подростка,

уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его

характера.

Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности

несовершеннолетнего, необходимы:

> для установления мотивов преступления;

> для изучением обстоятельств, связанных с отношением несовершеннолетнего к

содеянному;

> для принятие мер по предупреждению совершения других преступлений;

> для изучения ответственности родителей или воспитателей.

При изучении условий жизни несовершеннолетнего в семье, следователю и

суду, необходимо обращать внимание следующее:

> кто фактически занимается воспитанием несовершеннолетнего;

> где и в качестве кого работают родители

> имеет ли обвиняемый имущество или самостоятельный заработок и в каком

размере;

> каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи.

«Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье

формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы,

отношение к труду»[9].

При выяснении условий учебы или работы следователь и суд

устанавливают:

> в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний;

> в каком классе и какова успеваемость, поведение;

> принимал ли участие в общественной жизни школы;

> с кем дружит;

> применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие

проступки.

Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал,

выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли

это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией

по делам несовершеннолетних.

В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его

связи, времяпрепровождение, круг знакомых отрицательно влияющих на

подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно

знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого

времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он

добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.

Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом.

Существенное значение имеют следующие обстоятельства:

> совершал ли он раннее преступления, когда и какие;

> за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был

осужден;

> где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;

> находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько

времени;

> состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

> привлекался ли к административной ответственности.

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению

преступления, собираются данные относительно:

> источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек

(отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное

нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и

т.д.);

> обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и

непосредственно толкнули на преступление;

> обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и

совершения преступления, а также способствовавшие к формированию

преступных групп и их антиобщественной деятельности.

> устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков,

других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их

употреблением;

> источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;

> выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные

мотивы (кража, угон машины для того, чтобы "показать себя", и т.д.) или

мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами.

Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие

рецидиву в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и

общественности. «Так, если несовершеннолетний совершил повторное

преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия

наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы

были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты меры

по его устройству и контролю за поведением и почему они не дали

результатов; если он был осужден условно и т.п. - был ли установлен

своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него

обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего

осуществления контроля»[10].

Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под

отрицательное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же

причин и условий, которые способствовали совершению им преступления.

При назначении судебного заседания и рассмотрении в суде первой

инстанции проверяются:

> выполнение следователем требований п. 3 ст.392 УПК РСФСР;

> что сделано для устранения причин и условий, способствовавших совершению

преступления.

ДАННЫЕ О ВЗРОСЛЫХ ПОДСТРЕКАТЕЛЯХ И ИНЫХ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Эти данные составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих

доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность

подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в

вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную

деятельность.

В соответствии с п.4 ст.392 УПК РСФСР, по делам несовершеннолетних

проверяется версия о подстрекательстве или соучастии взрослого, а также

выясняется, не имело ли места со стороны родителей или других лиц:

> заранее не обещанное укрывательство;

> приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем;

> вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, проституцией,

азартными играми, пьянством и употреблением наркотиков;

> небрежное хранение оружия, создавшее условие для использования его при

совершении преступления;

> формирование условий для преступлений несовершеннолетних в результате их

развращения;

> содержание притонов, распространение предметов порнографического

характера, истязание несовершеннолетнего, злостное уклонение от

содержания детей и т.п.

«Верховный Суд РФ уделяет особое внимание вопросам выполнения органами

расследования и судами требований п. 4 комментируемой статьи, подчеркивая,

что оценка полноты материалов дела, обоснованности приговора связана с

качеством проверки версии о наличии взрослых, вовлекших несовершеннолетних

в преступления или иные антиобщественные действия. Неполнота

предварительного следствия, если она не может быть восполнена в судебном

заседании по этому вопросу, является основанием для возвращения дела на

дополнительное расследование (или соответственно к отмене приговора)»[11]

При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых

необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или

психического воздействия, направленного на возбуждение у

несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении

преступления.

Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему

условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и

совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных

обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной

ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной

ответственности.

ВЫЯВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

В ходе производства по делам несовершеннолетних органы

предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 392

УПК РСФСР, обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у

несовершеннолетнего.

«Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с

психическим заболеванием, - это значительное отставание от нормального для

данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности,

запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и

т.д.»[12]. Для получения сведений о возможной умственной отсталости

необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц;

истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие

документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального

и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо

выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог

ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.

При выяснении способности несовершеннолетнего полностью осознавать

значение своих действий, следует назначать в зависимости обстоятельств дела

психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую

экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы:

1. Соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего

обвиняемого (подозреваемого) его возрасту?

2. Уровню развития, какого возраста соответствует фактически (психический и

физический) статус несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)?

3. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) признаки

отставания в психическом развитии и в чем конкретно они выражаются?

4. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной

отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно

опасных действий и в какой мере мог руководить ими?

5. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие

вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они

характеризуются?

6. Нуждается ли обвиняемый при наличии психических аномалий в медицинском

наблюдении?

7. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого,

зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровья

несовершеннолетнего?

Следует отметить комплексная психолого-психиатрическая экспертиза

назначается в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с

олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом,

астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает,

прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если

да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о

наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину

этого.

«Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего,

его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных

особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к

фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют

существенное значение для индивидуализации его ответственности и

наказания»[13].

В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от

уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении

принудительных мер воспитательного характера. Освобождение от уголовной

ответственности несовершеннолетнего предусмотрено ч.3 ст.20 УК РФ. Так как

несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу

отставания в психическом развитии, не связанного с психическим

расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в

полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих

действий (бездействия), либо руководить ими. А дело подлежит прекращению

по основаниям указанным в ч.2 ст. 5 УПК РСФСР.

В заключении данной главы хотелось бы отметить следующее, что при

утверждении обвинительного заключения, назначении судебного заседания и

рассмотрении дела необходимо обращать особое внимание на соблюдение

органами предварительного следствия требований ст. 392 УПК РСФСР. В случае

установления существенной неполноты материалов дела в этом отношении и

невозможности их восполнения в судебном заседании дело возвращается для

производства дополнительного расследования, а также невыполнение требований

ст.392 УПК РСФСР может быть основанием отмены приговора.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ (ДОСУДЕБНОЕ) ПРОИЗВОДСТВО

ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В следственных действиях по делам несовершеннолетних используются все

возможности, предусмотренные ст. 70 УПК РСФСР.

В стадиях до судебного производства возможны следующие следственные

действия:

1. Лица, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей:

> обязательный допрос родителей, учителей, в том числе классного

руководителя, воспитателей;

> соседи, товарищи по учебе, работе и т.д.;

> в качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия

или бездействие которых способствовали совершению преступления;

> допроса родителей или заменяющих их лиц, участвующих в качестве законных

представителей ст. 72 УПК РСФСР.

2. Следователем должны быть истребованы характеристики из образовательного

учреждения, с мест работы и жительства.

3. Так же должны быть истребованы справки из специализированного

подразделения милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних,

материалы комиссии по делам несовершеннолетних.

4. Собираются данные об условиях жизни и воспитания подростка. Справка с

указанием источника сведений и копия поручения о производстве

обследования приобщается к делу.

5. По групповым преступлениям несовершеннолетних обеспечивается выяснение и

отражение в процессуальных документах характера и степени участия

каждого, не допуская обезличенных формулировок. И другие следственные

действия.

АРЕСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Уголовно-процессуальный закон устанавливает особые правила применения

мер принуждения к несовершеннолетним (ст. 393 УПК РСФСР). Задержание и

заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к

несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается

тяжестью совершенного деяния, при наличии оснований, указанных в ст. 91, ч.

2 ст. 96 и 122 УПК РСФСР. Существенное значение имеют, в частности, такие

обстоятельства, как повторность преступления, направленность умысла,

последствия, дерзость и агрессивность преступных действий, отрицательное

поведение после совершения преступления, длительное отсутствие определенных

занятий, прочные связи с преступной средой и т.д.

Применение заключения под стражу соответствует требованиям ст.393 УПК

РСФСР лишь тогда, когда по совокупности обстоятельств, характеризующих

содеянное, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности

личности и его отношение к содеянному и последующее поведение и арест

представляет единственную возможную в данных условиях меру пресечения.

«Международные стандартные правила ООН, в частности, подчеркивают, что

содержание под стражей несовершеннолетних должно осуществляться в условиях

изоляции их от источников "уголовного влияния", родители или заменяющие их

лица должны по возможности немедленно или во всяком случае в краткие сроки

уведомляться о произведенном аресте»[14].

Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не

терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Если при аресте

или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они

уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего и органе, в производстве

которого находится дело.

При решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего прокурор

обязан тщательно ознакомится со всеми материалами, содержащими основание

для заключения подростка под стражу, и во всех случаях лично допросить

несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Несовершеннолетний,

подозреваемый или обвиняемый, его защитник или законный представитель могут

обжаловать в суд решение следователя и прокурора о заключении

несовершеннолетнего под стражу в порядке, установленном ст. 220.1 УПК

РСФСР.

«Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на

предварительном следствии ареста несовершеннолетнего в качестве меры

пресечения»[15].

ОТДАЧА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОД ПРИСМОТР

В УПК РСФСР предусмотрено, что к несовершеннолетним, кроме мер

пресечения, предусмотренных статьей 89 УПК РСФСР, может применяться отдача

под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к несовершеннолетним,

воспитывающимся в закрытых детских учреждениях, - отдача под надзор

администрации этих учреждений (ст.394 УПК РСФСР). Отдача под присмотр

рекомендуется международно-правовыми документами, как основная альтернатива

аресту несовершеннолетнего, поскольку сочетает постоянный надзор за его

поведением с составлением в семейной или заменяющей среде.

Отдача под присмотр может быть осуществлена как по просьбе лиц,

перечисленных в ст.394 УПК РСФСР, так и по инициативе следователя,

прокурора, суда, но с согласия лиц, которым подросток отдается под

присмотр. Администрация "закрытого детского учреждения" не может отказаться

от поручения о надзоре. Должны быть собраны данные об отношении этих лиц к

воспитанию; выяснено, имеют ли они возможность в силу состояния здоровья,

характера работы осуществлять присмотр.

Обязательство может взять на себя один из родителей, но участие его в

деле в качестве законного представителя не исключает возможности его

принятия.

Обязательство о присмотре принимает руководитель учреждения или

уполномоченное им должностное лицо. Администрация учреждения вправе

принимать при этом необходимые меры, соответствующие внутреннему распорядку

учреждения (поручение кому-либо из воспитателей повседневно наблюдать за

подростком, ограничение выхода из расположения учреждения и встреч с

посторонними и т.п.).

В постановлении об отдаче под присмотр указываются основания избрания

этой меры, связанные с личностью несовершеннолетнего, условиями его жизни и

воспитания, характером преступления, в котором он обвиняется. Приводятся и

данные, обосновывающие возможность возложить присмотр на определенных лиц.

Несовершеннолетнему разъясняется, в чем состоит данная мера и

ответственность, принятая лицом, которому он отдан под присмотр.

О принятии под присмотр дается подписка, в которой лицо, берущее на

себя присмотр, обязуется обеспечить условия, при которых несовершеннолетний

не скроется, не будет препятствовать установлению истины, не будут

заниматься преступной деятельностью, будет надлежаще вести себя в семье, в

быту, по месту работы или учебы.

Лицу, которое берет на себя присмотр, разъясняется характер преступления, в

котором обвиняется или подозревается несовершеннолетний, ответственность за

невыполнение обязательств, т.е. к родителям, опекунам, попечителям, которым

был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае нарушения ими принятого

обязательства применяются меры, предусмотренные частью второй статьи 94 УПК

РСФСР. Об этом также указывается в подписке.

Представители администрации "закрытых детских учреждений" являются

должностными лицами и могут в зависимости от характера нарушения принятого

обязательства и последствий нести дисциплинарную или уголовную

ответственность. Меры, предусмотренные ч.4 ст.393 УПК РСФСР, к ним не

применяются.

Лицо, принявшее обязательство, вправе заявить мотивированный отказ от

дальнейшего его исполнения. В этом случае избирается другая мера

пресечения.

Лицу, принявшему обязательство, сообщаются обстоятельства, на которые

следует в том или ином случае обратить особое внимание (например, не

допускать нахождения подростка на улице вечером, прервать некоторые

знакомства). Об отдаче под присмотр следователь немедленно сообщает в

специализированное подразделение милиции по профилактике правонарушений

несовершеннолетних, которое оказывает содействие лицу, принявшему

обязательство о присмотре, информирует следователя о необходимости изменить

меру пресечения.

Мера пресечения считается примененной с момента получения подписки о

принятии под присмотр.

Обязательство о присмотре считается нарушением при следующих

обстоятельствах:

> неявке обвиняемого по вызову без уважительной причины;

> его попытке воздействовать на других обвиняемых, свидетелей или иным

путем помешать установлению истины;

> попытке скрыться; совершении правонарушения.

Об этом составляется протокол, который приобщается к делу (суд

отмечает это в протоколе судебного заседания). По месту работы или

проживания лица, принявшего на себя обязательство о присмотре, направляется

письмо с просьбой применить к этому лицу меры общественного воздействия и

уведомить о них следователя, суд. Вопрос о наложении денежного взыскания

решается судом.

ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ВЫЗОВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Важной гарантией обеспечения интересов несовершеннолетнего является

особый порядок вызова, предусмотренный статьей 395 УПК РСФСР. Данная

статья применяется к вызову лиц, не достигших к этому моменту 18 лет.

Повестка о вызове несовершеннолетнего адресуется его родителям или

лицу, которое осуществляет функции законного представителя, и вручается ему

по правилам предусмотренным в чч.1 и 2 ст.145.

Кроме общих сведений повестка должна содержать указания на обязанность

законного представителя обеспечить явку вызываемого. Этой же повесткой

Страницы: 1, 2


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ