Сборник рефератов

Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

Которые послужили бы процессуальным основанием привлечения объектов

оперативно-розыскной деятельности в качестве обвиняемых. Эти доказательства

могут быть признаны достаточными для предъявления обвинения в соответствии

с УПК только в том случае, когда они характеризуют каждый из элементов

инкриминируемого указанным лицам состава преступления54.

В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы

безопасности в РФ» от 22.02.95 г.55 на указанную спецслужбу возложена

обязанность добывать информацию о событиях или действиях, соз-

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

55 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа

1995 г.// Собрание законодательства РФ - -1995- №33 ст. 3349 (ст.11)

54 Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений.

-М., Юрид. литература.-1991.-С. 79.

55 Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон РФ от

22 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ – 1995 - №15 Ст 1269

41

дающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической

безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обнаружены и

оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе

осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного

обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с

этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»56

эти данные должны быть переданы в соответствующие подразделения ФСБ.

Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и

инфраструктуре уголовных преступлений имеют форму криминальной информации.

То проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на

установление достоверности указанной информации, сбор дополнительных

сведений о лицах и фактах.

Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной деятельности

информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, представляющих оперативный

интерес, сотрудник оперативного подразделения проверяет ее, т.к. она может

быть минимальной, противоречивой, неточной, содержать сведения сомнительной

достоверности, поступать от лиц, со стороны которых вероятно ее искажение

(воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работника

оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обоснованные» признаки

правонарушения, т.е. нет фактических обстоятельств, четко и ясно

указывающих на противоправное деяние, которое профессионально грамотной

оперативный работник принял во внимание. Решая вопрос о необходимости

проведения дознания, предварительного следствия, разбирательства по факту

административного правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка. В

связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения

перепроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между

собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся од-

42

ного и того же объекта57. Для этого необходимо:

а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица на самом деле или

же операппарат введен в заблуждение;

б) установить, является ли деятельность подозреваемого лица

противоправной и как она в правовом аспекте может быть квалифицирована;

в) не только подтвердить или опровергнуть первичные данные, но и

получить тот объем первичной информации. Который был бы достаточен для

правильного решения вопроса о дальнейших мерах, которые следует предпринять

в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат применительно

как к основному объекту проверки, так и в иных целях (пополнение картотек,

совершенствование различных аспектов оперативной работы).

В зависимости от содержания информации, общественной опасности лиц и

фактов, а также необходимого объема работы оперативный работник определяет

виды оперативно-розыскных мероприятий. Подлежащих проведению в этом случае.

По общему правилу оперработник, осуществляющий предварительную

оперативную проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию,

на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также

излагать в соответствующих оперативно-служебных документах результаты

проведенных или проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы,

получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле

предварительной оперативной проверки.

Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник

завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки

(предупревдено, пресечено или раскрыто преступление; задержан ли

скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вес-

____________________________________________________________________________

_________________________

57Горянов К.К.. Кваша Ю.Ф-, Сурков К.В., ФЗ «Об оперативно-розыскной

деятельности». Комментарий. -М.: Новый юрист. -1997. -С. 228.

.

43

ти пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель

достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя

оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному

указанию этого начальника оно сдается в архив58.

Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием

собранных материалов для профилактики противоправного поведения объектов

ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к

преступлению действий. Возможно использование собранных материалов,

отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в

интересах привлечения, например, виновных к ответственности,

соответствующей содеянному ими. Однако оперативно-розыскная практика

свидетельствует о том, «k что названный исход вероятен не всегда, так

как достоверная информация о преступной деятельности может быть не

засвидетельствована, не подтверждена определенными объектами - носителями

информации (предметами, документами и т.п.), определяемыми законом в

качестве доказательств. Поэтому возникает необходимость в подготовке

следующей системы оперативно-розыскных мер в рамках нового этапа

оперативной проверки59.

Здесь у оперативного работника единственным выходом из сложившейся

ситуации является решение о подготовке комплекса новых действий, которые

следует предпринять в связи с поступлением в опе- ративный аппарат уже не

вызывающей сомнений информации, подтверждающей наличие противоправной цели

не только в намерениях, но и в поведении проверяемых лиц, либо указывающей

на событие преступления однако недостаточной дяя дознания, расследования и

наказания виновных. Таким образом, сигнальная информация после ее уточнения

может послужить объективной и фактической основой для последующей

оперативной проверки, обозначаемой в ОРД термине

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

58 см. Указ. Работа – с. 228

59 Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-

розыскной деятельности – М. “Спарк” – 1996 – С. 67

44

«оперативная разработка», представляющая собой негласное осуществление

комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых только при наличии

обоснованных данных и признании подготавливаемых преступлений, а также

указывающих на преступления, совершенные или совершаемые, для их пресечения

либо раскрытия^ .

Поручение следователя органу дознания о производстве следственных

действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при

расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

1. пределами самих поручений;

2. кругом тех следственных действий, проведение которых может быть

поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.

Начнем с первого. Прямых указаний об этих пределах уголовно-

процессуальный закон не содержит.

Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу использованию

возможностей следователя и органа дознания в процессе расследования

преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по

находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты

только осуществлением своих функций. Практически такое положение

несущественно потому, что следователь физически не в состоянии выполнить в

один и тот же период времени всю совокупность следственный действий,

диктуемых конкретной ситуацией. Имеются в виду не только сложные или

большие по объему дела. Даже по делу, например, о квартирной краже,

совершенной опытным преступником, в случае раскрытия по оперативно-

розыскным данным нередко требуется проведение комплекса следственных

действий в одно и тоже время.

И, чтобы иметь в резерве более или менее свободных от работы

следователей, которых можно было бы в любой момент использовать,

_________________________________________________________________

60 Гориянов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Указ. работа. -С. 228.

45

потребуется резко увеличить следственный аппарат, на что государство не

пойдет. Да и как быть с институтом процессуальной самостоятельности

следователя? Ведь речь вдет не о расследовании дела бригадой следователей в

соответствии со ст. 129 У ПК РСФСР, а о разовом их привлечении к выполнению

следственных действий по делам, не находящимся в их производстве61.

Где же выход? Он видится в разумном целесообразном привлечении

работников органов дознания для производства следственных действий по

делам, расследуемым следователем. Благодаря такому привлечению

обеспечивается быстрота и оперативность проведения следственных действий,

что самым благоприятным образом сказывается на возможностях по сбору

доказательств в целях последующего изобличения всех виновных лиц и

установление всего объема их преступной деятельности. Вместе с тем, нужно

подчеркнуть, что нередко значительный объем следственной работы по делам

находящимся в производстве у следователей, без достаточных к тому оснований

выполняется работниками органами дознания. Такую практику никак нельзя

признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных

следственных действий следователи зачастую дают только потому, что не

желают заниматься «черновой» с их точки зрения работой62 . Например, уже

стало традицией поручать оперработникам производство всех обысков,

независимо от того, имеет ли следователь возможность сделать это лично или

нет; поручать истребование характеристик на подозреваемых и обвиняемых,

копий судебных приговоров, справок о судимости и т.п.

Подобная практика является ни чем иным, как злоупотреблением со

стороны следователей своими процессуальными правами. Этим в значительной

мере и объясняется то, что к выполнению таких поруче-

_________________________________________________________________

61 Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при

расследовании преступлений. -М-: МФЮЗО при Академии МВД СССР. -1983. -С.

47.

62 Там же. -С. 47.

46

ний оперработниками нередко относятся формально63 . Из сказанного видно,

что свои поручения органу дознания о производстве следственных действий

следователь должен давать, как правило, в случаях отсутствия у него

возможности провести их лично (например, при необходимости провести

несколько таких действий в сжатые сроки или одновременно выполнить серию

следственных действий). Это поручение может быть дано и тогда, когда данное

следственное действие работник органа дознания проведет быстрее и

оперативнее, чем следователь.

На практике нередко имеют место случаи, когда следователи поручают

оперработникам производство того или иного следственного действия по

тактическим соображениям. Характерно, что в этих случаях сами оперработники

проявляют инициативу в получении поручений подобного рода, выполняют их

исключительно добросовестно, быстро и, как правило, при надлежащем

качестве64.

В основе указанных тактических соображений могут лежать и

психологические факторы. Например, «задержание в принципе может быть

осуществлено лично следователем. Однако оно неминуемо связано с острым

психологически конфликтом, который надолго осложняет установление

необходимого контакта с задержанным во время последующих допросов»65. Чтобы

предотвратить этот конфликт или свести его на нет, следователь, при наличии

к тому оснований, поручает произвести задержание органу дознания.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что под пределами поручений

следователя органам дознания о производстве следственных действий нужно

понимать также границы использования или своих процессуальных полномочий, в

рамках которых достигается наиболее эффективное и целесообразное

привлечение органов дознания к участию в предварительном следствии, причем

без ущерба для выполнения и других возможных на них законом функций. Речь

идет о случаях,

____________________________________________________________________________

______________________________________

63 Там же. -С. 48.

64 Там же. -С. 49.

65 Быховский И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения

следственных действий. -Волгоград. -1997. -С- 28.

47

когда возникает необходимость в одновременном комплексе или серии одних и

тех же следственных действий, когда они непосредственно вытекают из

розыскных или следователь по тактическим соображениям считает проведение

данного следственного действия лучше органом дознания, либо когда оно будет

выполнено органом дознания быстрее, оперативнее и без ущерба для своей

основной работы66.

По смыслу уголовно-процессуального закона органам дознания не может

быть поручено производство таких процессуальных действий, которые

составляют исключительную компетенцию следователя (предъявление обвинения,

избрание меры пресечения, допрос обвиняемого, назначение экспертизы,

признание лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком,

ознакомление обвиняемого с материалами дела и др.). Строгое разграничение

компетенции следователя и органа дознания является необходимым условием эх

эффективного взаимодействия.

Что касается остальных следственных действий, то в принципе их

производство следователь может поручить органам дознания в зависимости от

конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач.

Удельный вес их не практике достаточно высок. Так, допросы свидетелей

производились работниками органов дознания по 76% изученных архивных

уголовных дел, допросы потерпевших - по 42,3%, обыски 0 по 17, 2 %, выемки

- по 6 %, задержания в порядке ст. 122 УПК - по 18%, освидетельствование -

по 3,7 % и поручение образцов для сравнительного исследования - по 2 %

дел67.

Здесь уместно привести и полученные данные о принадлежности к тем или

иным службам органов дознания, непосредственных исполнителей следственных

действий. Так, по 76,3% уголовных дел были работники уголовного розыска, по

11,5% - работники ОБЭП, по 25,7% -участковые инспектора, по 6,4% -

работники ГАИ, по 2,6% - паспорт-

_________________________________________________________________

66 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 50.

67 Там же. -С. 53.

48

ные работники и по 2,2% дел - работники других служб68.

На практике имеют место случаи, когда (особенно о производстве

розыскных действий) возникает срочная необходимость провести следственные

действия и в то же время не представляется какой-либо возможности

немедленно установить связь со следователем и получить от него

соответствующее поручение.

Вправе ли тогда работники органов дознания выйти за пределы поручения,

то есть совершить следственные действия, не указанные в поручении, но

связанные с ним ?

Не трудно представить себе те нежелательные последствия, к которым

может привести отрицательный ответ на этот вопрос. Например, выполняя

поручение следователя о выявлении соучастников обвиняемого в квартирной

краже, оперработники устанавливают одного из них в момент реализации или

части похищенного. То, что такое лицо необходимо задержать и произвести его

личный обыск, не вызывает сомнений. Если же они начнут изыскивать

возможности для установления связи со следователем и получения от него

соответствующих указаний, то за это время преступник может благополучно

скрыться69 .

При расследовании хищений, наряду с выполнением поручения следователя

о выявлении мест хранения похищенного имущества, оперработники принимаю

меры к установлению мест хранения других ценностей, имущества, квитанций

принадлежащих обвиняемым и т.д. Эти сведения нужно сразу же реализовать

посредством обысков, выемок, допросов свидетелей и т.п. Но опять-таки не

всегда имеется возможность своевременно получить от следователя

соответствующее поручение70 . При этом во всех подобных случаях необходимо

составлять соответствующие процессуальные документы, как этого требует

закон.

О причинах производства того или иного следственного дейст-

_________________________________________________________________

68 Там же. -С. 53.

69 Вологин С.М., Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперработника

уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица,

совершившего квартирную кражу. -М.: ВНИИ МВД СССР.-1985.-С. 109.

70 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 52.

49

вия, не указанного в поручении следователя, но связанного с ним,

оперработник обязан указать в письменном рапорте на имя руководителя органа

дознания, который по инстанции передается следователю со всеми материалами,

относящимися к выполненному заданию Этот рапорт и будет объяснять причину,

по которой оно выполнялось.

Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод: следователь не

может поручить органам дознания производство следственных действий,

относящихся к его исключительной компетенции. Производство иных

следственных действий следователь вправе поручить органу дознания .

Работник органа дознания - непосредственный исполнитель поручения - вправе

в пределах своей компетенции совершить диктуемые сложившейся ситуацией

неотложные следственные действия, не указанные в этом поручении, но

связанные с ним, если не представляется возможным немедленно установить

связь со следователем и получить от него соответствующее поручение.

Содействие органа дознания следователю в производстве отдельных

следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему

работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим

следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает

тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно)

осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким

действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам

дознания71 .

В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания

следователю может выражаться72:

1. в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных

действий;

2. в непосредственном участии оперработника в производстве

следователем отдельного следственного действия;

_________________________________________________________________

71 Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование,

организация. -М- -1970. -С. 119.

72 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред.

И.Н. Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М-: «Спарк». -1997. -С. 233.

50

3. в выделении органам дознания специалистов для участия в

производстве отдельных следственных действий;

4. в предоставлении органом дознания следователю научных и технических

средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных

действий;

5. в применении органом дознания принудительных мер в целях

обеспечения следователю возможности производства отдельных следственных

действий;

6. в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на

повышение эффективности производства отдельных следственных действий.

Рассмотрим каждую из указанных форм:

1. Принятие органом дознания мер по обеспечению условий для успешного

проведения следователем отдельных следственных действий. К этой группе форм

содействия относятся:

• оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания.

Чаще всего необходимость в этом возникает до прибытия туда следователя, а

своевременность такого содействия создает необходимые условия для

сохранения, обнаружения и изъятия следов преступления и др. улик, имеющих

значение для дела.

Не принятие (и даже несвоевременное принятие) мер со стороны

работников милиции к оцеплению и охране места происшествия зачастую

приводит к утере или уничтожению важных доказательств;

• оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где будет

проводиться обыск. Данные меры направлены на то, чтобы помешать скрыться

лицу, которое находится по месту предстоящего обыска, а также предотвратить

возможность выноса, уничтожения заинтересованными лицами искомых объектов.

С требованием об оказании такого содействия следователь обращается к органу

дознания в период подготовки к производству обыска;

• сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей,

51

при выходе с ним на место происшествия с целью проверки данных им показаний

путем проведения следственного эксперимента, а также при производстве

других следственных действий с его участием;

• сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, на допрос к

следователю, при проведении очной ставки или предъявления для опознания,

когда имеются основания опасаться эксцессов со стороны данного лица.

2. Непосредственное участие оперработника в производстве следователем

отдельного следственного действия. УПК РСФСР не содержит прямых указаний о

праве следователя привлекать работников органа дознания к непосредственному

участию в производстве отдельных следственных действий. Однако по смыслу

ч.4 ст. 127 УПК РСФСР он может привлекать их к такому содействию. Участвуя

в производстве того или иного следственного действия, работники органа

дознания выполняют часть работы, входящей в содержание этого действия.

Например, при осмотре места происшествия, проведенном на отдельной

территории, оперативный работник может возглавить одну из поисковых групп,

а при производстве обыска его участие может выражаться в совместных со

следователем поисках спрятанных объектов, наблюдении за обыскиваемым в то

время, когда следователь лично производит обыск или наоборот73 . При этом

может быть получена информация, которая с точки зрения следователя к делу

не относятся, но окажется исключительно полезной для проведения дальнейших

оперативно-розыскных мероприятий. Однако, каким бы ни было активным участие

работников органа дознания в производстве того или иного следственного

действия, соответствующий протокол всегда должен быть составлен от имени

следователя.

3. Выделение органом дознания специалистов для участия в производстве

следователем отдельных следственных действий. В качестве таких специалистов

чаще всего выступают эксперты-

_________________________________________________________________

73 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 59.

52

криминалисты. Особенно полезно оказываемое или содействие при производстве

осмотра места происшествия74 . Какими бы хорошими познаниями ни обладал

следователь в области криминалистической техники, специалист-криминалист

всегда может более эффективно применить научно-технические средства в целях

обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и предметов, могущих

быть вещественными доказательствами по делу. Кроме того, участие

специалиста значительно освобождает следователю время, необходимое для

более тщательного изучения и описания места происшествия.

Второе место по степени оказания содействия занимают работники ГИБДД75

. Они участвуют в каждом случае осмотра места происшествии по делам о ДТП,

а также при производство следственного эксперимента.

Третью категорию лиц, которые оказывают содействие при производстве

осмотра места происшествия по делам о поджоге и преступном нарушении

противопожарных правил, составляют работники государственной

противопожарной службы. Однако доля их участия при производстве

следственных действий невелика. Вызвано это тем, что чаще всего такой

осмотр (в случае возникновения пожара) проводится работниками

государственной противопожарной службы как органа дознания76.

4. Представление органом дознания следователю научных и технических

средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных

действий. Хотя на практике научные и технические средства при производстве

отдельных следственных действий преимущественно применяются специалистами-

криминалистами, тем не менее ими приходится пользоваться и непосредственно

следователю. Поэтому он обращается к работникам органов дознания с просьбой

о предоставлении тех или иных поисковых средств (металлоискателя,

_________________________________________________________________

74 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова. А.Я. Качанова. Изд. 2.-М-: «Спарк». -997. -С. 226.

75 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 59.

76Там же. -С. 60.

53

электрощупа и т.п.). особенно часто следователем используют находящуюся в

ведении органа дознания фото-, аудио -, видеоаппаратуру. Для производства

того или иного следственного действия (чаще всего обыска) следователю могут

понадобиться предметы и орудия хозяйственного назначения (лопаты, лом и

т.п.), которые по его требованию должны быть представлены органом дознания.

5. Применение органом дознания принудительных мер в целях обеспечения

следователя возможностью производства отдельных следственных действий.

Наиболее распространенной формой этого вида взаимодействия является

доставление приводом обвиняемого (ст. 147 УПК) и свидетеля (ст. 73 УПК) в

случае их неявки без уважительной причины к следователю. Он вправе

потребовать от работников органа дознания принудительных мер по отношению к

подозреваемому, обвиняемому, свидетелю и потерпевшему в процессе

производства таких следственных действий, как освидетельствование и

получение образцов для сравнительного анализа. Речь идет о тех случаях,

когда, например, подозреваемый или обвиняемый отказывается подвергнуться

освидетельствованию с целью обнаружения на его теле укуса зубов потерпевшей

при изнасиловании или получении образцов крови, необходимых для

сравнительного анализа, а без этого установить истину по делу не

представляется возможным. Аналогичные ситуации могут быть с потерпевшим или

свидетелем. Если следователь еще до начала производства следственного

действия имеет основания полагать, что ему будет оказано противодействие,

то он заблаговременно обращается с требованием к органу дознания о

выделении необходимых работников. Если же противодействие оказалось

неожиданным, то с подобным требованием он обращается в процессе проведения

следственного действия.

6. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на

повышение эффективности производства отдельных следственных действий.

Необходимость в оказании этого содействия возникает

54

при проведении следственных действий, требующих предварительного изучения

тех или иных объектов с помощью специальных средств и методов, чаще всего в

период подготовки к обыску, задержанию и допросу подозреваемого. Так,

органом дознания могут быть получены оперативно-розыскные данные об

особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести

обыск, о расположении тайников и иных мест хранения разыскиваемых предметов

и т.п. Оперативно-розыскным путем можно получить и весьма ценную информацию

об особенностях характера подозреваемого (обвиняемого), его привычках,

склонностях, о предполагаемой линии поведения и тех уловках, к которым он

может прибегнуть на допросе.

Получив соответствующую информацию следователь должен тщательно

продумать как пути и способы ее использования, так и линию собственного

поведения при производстве того или иного следственного действия. В этом

отношении очень полезными могут оказаться советы и консультации опытных

оперативных работников. Практика показывает, что некоторые оперативные

работники относят на первое место по своей распространенности

непосредственное их участие в производимых следователем отдельных

следственных действий, что психологически вполне объяснимо77 и

действительно, в большинстве случаев, повышает эффективность производства

отдельных следственных действий.

Уведомление следователя о результатах оперативных мероприятий по

делам, переданным ему органом дознания до установления преступника. Данная

процессуальная форма взаимодействия, в отличии от ранее рассматриваемых,

применяется не часто. Объясняется это тем, что абсолютное большинство

уголовных дел о преступлениях своей подследственности следователи органов

внутренних дел возбуждают сами.

_________________________________________________________________

77 Вопросы расследования преступлении. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 231.

55

Ведомственными нормативными актами МВД РФ установлено, что

следственные подразделения МВД РФ должны организовывать работу таким

образом, чтобы дела о преступлениях, связанных с деятельностью

организованных преступных групп, а также в сфере экономики, отнесенных к

подследственности следователей органов внутренних дел, как правило,

возбуждались ими же78 . И это правильно, поскольку «закон, устанавливая по

большинству уголовных дел обязательность предварительного расследования

исходит из того, что следователь, а не орган дознания наиболее подготовлен

для ведения производства по этим делам»79. Однако на практике всегда имеют

место случаи, когда возникает необходимость в производстве неотложных

следственных действий, а следователь почему-либо не может немедленно

приступить к расследованию.

Когда же следователь приступает к расследованию, он должен знать,

какая оперативно-розыскная работа проводится по делу, переданному ему

органом дознания до установления преступника. Однако следователь, по тем

или иным причинам, не всегда может быть осведомлен о результатах этой

работы, а следовательно, не может использовать их в интересах следствия.

Поэтому орган дознания должен проявлять инициативу в том, чтобы

своевременно информировать следователя о результатах принятых оперативно-

розыскных мер по такому делу80.

Нечто подобное наблюдается и по дедам, приостановленным следователем в

соответствии с п.З ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР. Так, по 92% таких изученных дел,

следователями на разных этапах расследования были даны органам дознания

поручения о производстве розыскных действий для установления лиц,

подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Однако письменные ответы о

результатах выполнения этих поручений имеются лишь в 45% уголовных дел.

_________________________________________________________________

78 Там же. -С. 233.

79 Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград. -1976.

-С. 95.

80 Дербенев А.П. Указ. работа- -С. 66.

56

Маловероятно, чтобы во всех случаях отсутствия в уголовных делах

соответствующих сведений оперработники действительно ничего не делали в

целях установления лиц, подлежащих привлечению в-каче-стве обвиняемых.

Более того, можно смело утверждать, что по абсолютному большинству дел о

нераскрытых преступлениях были составлены единые согласованные планы

следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые

рассматривались руководителями следственных подразделений, подразделений

уголовного розыска и ОЭП и утверждались начальниками горрайоргана. Однако,

каким бы ни был такой согласованный план, он не может заметить поручений

следователя органом дознания о производстве розыскных и следственных

действий или его требований об оказании содействия при производстве

отдельных следственных действий. Ведь план не является процессуальным

документом, и в уголовное дело его не подошьешь. Это рабочий документ,

служащий целям обеспечения согласованной работы по раскрытию преступления;

он ни в коей мере не освобождает следователя от использования

предусмотренных законом институтов поручений и требований об оказании

содействия, а тем более не освобождает орган дознания от обязанности

письменно уведомлять следователя о результатах выполнения данных ему

заданий и применяемых оперативно-розыскных мерах по установлению

преступника.

При установлении факта невыполнения органом дознания указанной

обязанности следователь может прореагировать на это принятием таких мер,

как:

- обращение в устной форме к оперативному работнику, занимающемуся

установлением преступника;

- обращение в устной форме к непосредственному начальнику данного

оперативного работника;

- напоминание в письменной форме, адресованное руководителю

горрайоргана;

- выступление на служебных совещаниях, проводимых в горрай-

57

органе при обсуждении вопросов взаимодействия;

- обращение к прокурору, надзирающему за производством

предварительного следствия, для принятия необходимых мер согласно ст. 25

УПК РСФСР.

Применение любой из них может вызвать осложнения во взаимоотношениях

следователя и данного оперативного работника, но эти опасения не должны

приниматься во внимание когда речь идет об интересах дела, о выполнении

служебного долга.

58

глава 4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их

разграничение со следственными группами

Ранее, когда весь следственный аппарат находился в органах прокуратуры

(до 1963 г.), на практике возникла такая организованная форма, как группа

следователей. Это положение нашло свое закрепление в ст. 129 УПК РСФСР.

Разница между следственными группами и следственно-оперативными

заключается в следующем81 : следственные группы создаются в случае

сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по

одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и

всесторонности расследования. По сравнению с группой следователей

следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества:

1. Она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим

следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических

преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;

2. Обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие

следователей и оперработников при расследовании конкретных уголовных дел;

3. Следственно-оперативная группа, в отличие от группы следователей

может создаваться для производства только одного следственного действия,

например, осмотра мета происшествия.

Создание следственно-оперативных групп стало возможным в условиях

организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе

органов внутренних дел.

Порядок создания следственно-оперативных групп подробно рассмотрен в

главе 1, теперь необходимо также дать и их классификацию.

_________________________________________________________________

81 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации

деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР. -1986. -С. 9.

59

В следственной практике сложилось несколько видов следственно-

оперативных групп, различающихся между собой по задачам (для осмотра места

происшествия, раскрытия преступления по горячим следам, расследованию дел

прошлых лет), составу (следственные органы и оперативные работники милиции

и т.п.), периоду деятельности (для работы по одному делу и постоянно

действующие). При этом каждая из них имеет отдельную специфику в их

организации. Вместе с тем все следственно-оперативные группы, независимо от

этапа и периода деятельности, имеют много общего как по составу, так и по

порядку их организации82. Рассмотрим некоторые из них.

Следственно-оперативные группы по осмотру мест происшествия

(дежурная).

Для быстрого раскрытия преступлений по горячим следам большое значение

имеет осмотр места происшествия, это связано с расширением возможностей

использования в розыскных и процессуальных целях материальных следов

преступления и др. объектов осмотра, а также с внедрением в

практику экспертно-криминалистических, следственных и оперативно-

розыскных подразделений, новых видов научно-технических средств и приборов.

Следственно-оперативные группы (СОГ) по осмотру места происшествия

создаются начальником органа внутренних дел путем издания приказа,

утверждения графиков дежурства следователей, оперативных работников,

экспертов-криминалистов, кинологов. Он же определяет количество дежурных

СОГ, график их работы и отдыха исходя из штатной численности и оперативной

установки. С учетом требований действующих нормативных актов. При этом одна

группа в течение суток должна выезжать не более, чем на 2-3 преступления.

Личный состав указанных СОГ придается дежурной части органа внутренних

дел и подчинен дежурному. Он дает указания о сборе членов СОГ для выезда на

осмотр места происшествия обеспечивает их

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

82 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР.

1981. -С. 83.

60

транспортом и отправляет на место происшествия83 . С этого момента члены

СОГ подчиняются ее руководителю, а оперативный дежурный по ОВД

организованно обеспечивает взаимодействие СОГ со всеми служебными нарядами

приданными дежурной части84 .

Наряду с проведением осмотра места происшествия. Предусмотренного ст.

178 У ПК, в задачу СОГ входит и раскрытие преступления, то есть розыск и

задержание преступника. Для этого параллельно с осмотром места происшествия

проводятся поисковые и оперативно-розыскные мероприятия на территории,

принадлежащей к месту происшествия. В этом состоит основная особенность

деятельности указанных СОГ, которые одновременно проводят осмотр места

происшествия (руководитель - следователь) и поисковые, оперативно-розыскные

мероприятия, направленные на розыск и задержание преступника (руководитель

- сотрудник уголовного розыска, а по делам о пожарах - сотрудник ОЭП)85.

Специализированные следственно-оперативные группы.

Данные СОГ создаются для расследования и раскрытия определенной

категории преступлений, в том числе по которым лица их совершившие, не

установлены86 . Такая СОГ является постоянно действующим формированием,

создаваемым в республиках, краях, областях, крупных городах и на

транспортных узлах. Количество создаваемых СОГ и пределы обеспечиваемых ими

территорий определяются с учетом сложившейся оперативной обстановки.

Специальная следственно-оперативная группа формируется из наиболее

квалифицированных следователей и работников уголовного розыска, имеющих

достаточный опыт расследования преступлений данной категории. Она состоит

из следственной и оперативной групп, а также специалистов.

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

83 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов

внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД

№ 334 от 20.06.96.

84 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, АЛ. Качалова. Изд. 2. М-: «Спарк».-1997.-С.224.

85 Там же.-С. 641.

86 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в

расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД РФ № 334 от

20.&6.96.

61

Основной задачей данных групп является раскрытие умышленных убийств, в

том числе убийств прошлых лет, дела о которых приостановлены за не

установлением виновных. Исходя из важности поставленных задач перед такой

СОГ, включенным в нее следователем и оперативным работником не может быть

поручена работа не связанная с находящимися в их производстве делам об

убийстве87.

Характерной особенностью такой группы является то, что следователь СОГ

проводить расследование до момента установления лица, совершившего

преступление и, после выполнения неотложных следственных действий по

отысканию и проверке доказательств его виновности, по указанию руководителя

прокуратуры передает дело для дальнейшего расследования по

территориальности88. Следственно-оперативная группа, созданная для

раскрытия конкретного преступления (целевая).

Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание целевой

(временной) СОГ - для расследования преступлений по конкретному уголовному

делу.

Такая СОГ создается через некоторое время после обнаружения факта

преступления, если к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою

деятельность после установления лица, совершившего преступление.

Совместная следственно-оперативная группа.

Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание совместных

следственно-оперативных групп (бригад) - для расследования тяжких

преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами,

либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В

состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов

прокуратуры, МВД,

_________________________________________________________________

87 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, А.Я. Качалова. Изд. 2 -М.: «Спарк» -1997. -С. 637.

88 Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп:

сравнительный анализ/Государство и право. -№ 1. -1997. -С. 64.

62

ФСБ и федеральной службы налоговой полиции.

Рассмотрим деятельность такой следственно-оперативной группы на

примере СОГ по пресечению и расследованию деятельности организованных

преступных групп.

Данная СОГ (бригада) создается в целях объединения усилий

следственных, оперативных, технических и других служб и расследованию

деятельности организованной преступной группы.

Инициатором создания СОГ (бригады) может быть надзирающий прокурор,

следователь, принявший дело к своему производству, либо орган,

осуществляющий проверку реализацию материалов оперативно-розыскной

деятельности89.

Руководителем СОГ назначается прокурор, начальник ОВД, начальник

следственного подразделения или один из следователей, в производстве

которых находится дело. При значительном объеме работы и большой

численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя, создаваться

штаб во главе с начальником штаба. Сотрудники группы подчиняются ее

руководителю независимо от их ведомственной принадлежности.

Начальник ОВД, начальник следственного подразделения, оперативных

подразделений (последние только в части проведения оперативно-розыскных

действий) организованное руководство осуществляют в силу своего

должностного положения. Они постоянно контролируют деятельность СОГ путем

наблюдения за выполнением согласованных планов проведения следственных и

оперативно-розыскных действий, заслушивают следователя - руководителя

(ежедневно или еженедельно) и других членов группы о результатах их работы,

а также, иногда, лично участвуют в производстве расследования, проводят

допросы основных фигурантов по деду. Одновременно они осуществляют

координацию действий СОГ с другими служебами90.

_________________________________________________________________

89 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 652.

90 Петелин БЯ. Указ. работа. -С. 13.

63

При этом руководителем должен быть не просто начальник по должности, а

работник следственного подразделения, то есть должностное лицо, являющееся

следователем по профессии: заместитель прокурора по следствию, начальник

отдела надзора за следствием и т.п.91

Следователи СОГ выполняют необходимые следственные действия от своего

имени с указанием наименования группы и в объеме, установленном ее членами.

Следователи осуществляют свою деятельность в соответствии с уголовно-

процессуальным законодательством, а оперативные работники в соответствии с

законодательством РФ. При этом в ходе взаимодействия между следователем,

оперативными работниками и руководителем СОГ могут возникнуть некоторые

противоречия по вопросам расследования преступлений. Такие противоречия

подлежат незначительному разрешению, так как они могут повредить

расследованию Большинство таких противоречий разрешаются на рабочих

совещаниях руководителей и членов следственно-оперативной группы. Однако

положительные результаты в таких случаях достигаются не всегда92.

В соответствии со ст. 127 УПК РСФСР следователи обладают широкой

процессуальной самостоятельностью в принятии решений при производстве

предварительного расследования, за исключением случаев, когда

предусмотрено получение санкции прокурора; руководитель СОГ (прокурор или

начальник следственного отдела) вправе давать следователю указания о

производстве предварительного следствия. Такие указания даются следователю

в письменной форме и являются обязательными для исполнения (ст. 127' УПК

РСФСР). Однако, в случаях несогласия следователя с указаниями о

привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме

обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о

прекращении дела (ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР) следователь вправе

представить дело вы-

_________________________________________________________________

91Синевский О.В. Виды следственных и следственно=оперативных групп:

сравнительный анализ/Государство и право -№ 1. -1997. -С.66.

92 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел- Метод, пособие под ред. Л.М. Кар-неевой -М.: ВНИИ МВД СССР.

-1981. -С. 47.

64

шестоящему прокурору с изложением своих возражений и приостановить их

выполнение. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего

прокурора (начальника следственного отдела) или исключает данного

следователя из состава следственно-оперативной группы по данному делу и

поручает его производство другому следователю.

Подобным образом обстоит дело и при возникновении разногласий между

следователем и оперативным работников. Давая поручения о производстве

оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по

установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Такие поручения являются

для них обязательными. При этом следователь не вправе указывать, какие

конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены. Обжалование этих

поручений не приостанавливает их исполнения. В этом случае прокурор вносит

представление об устранении нарушений начальнику органа внутренних дел или

начальнику следственного отдела, которые полномочны применить к лицу,

допустившему нарушение меры дисциплинарного воздействия и отстранить его от

дальнейшего участия в расследовании данного дела93.

Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных

групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных

действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной

информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и

возмещении материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и

повышается качество расследования в целом.

_________________________________________________________________

93 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Метод. пособие под ред. Л.М. карнеевоЙ. -М.: ВНИИ МВД СССР.

-1981. -С. 103.

65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов

расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий,

обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие

того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические

подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и

методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности

были использованы не разрозненно, а в комплексе.

Одним их существенных признаков взаимодействия выступает

согласованность, которая достигается в работе посредством рационального

сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако

взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и

обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из

них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и

методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и

полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.

Таким образом, основой взаимодействия следователя и органа дознания

должно быть установленное законом разграничением компетенции

взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им

средств и методов работы.

Взаимодействие следователя и оперработника, обеспечивающее успешное

сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при

расследовании преступлений предлагает: четкое разграничение их полномочий,

совместный выезд на место преступления в целях выявления и закрепления

следов преступления, розыска и задержания преступника; совместное участие в

разработке плана расследования по делу и плана отдельных, наиболее сложных

следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; систематическую

взаимную информационную связь о вновь полученных данных, касаю-

66

щихся обстоятельств расследуемого преступления и лица, его совершившего;

совместный анализ и оценку результатов деятельности следователя и

оперативного работника.

Привлекаемые для участия в расследовании преступления работники

оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений должны:

активно использовать свои специфические средства и методы доя быстрого и

полного раскрытия преступлений, четко и своевременно выполнять поручения и

указания следователя о производстве розыскных и следственных действия,

немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении,

когда производство предварительного следствия обязательно, принимать

безотлагательные меры по охране места происшествия, выявлению и закреплению

вещественных доказательств, розыску преступника по горячим следам и

осуществлению других действий, оказывать научно-техническую помощь,

своевременно обращать внимание следователя на вновь полученные оперативно-

розыскные данные для использования их при подготовке и проведении

следственных действий. Следователь, в свою очередь в целях наиболее

оптимального сочетания следственных действий и оперативно-розыскных

мероприятиях должен ставить в известность соответствующих оперативных

работников о результатах выполнения плана расследования, о вновь полученных

оперативно-розыскных данных для использования при подготовке оперативно-

розыскных мероприятий; своевременно и в конкретной форме давать оперативным

работникам поручения о проведении необходимых оперативно-розыскных

мероприятий; приглашать оперативных работников для участия в подготовке и

проведении ареста или задержания обвиняемого, обыска и других мероприятий,

связанных с рыском сопротивления со стороны подозреваемого (обвиняемого),

его побега или самоубийства и уничтожения вещественных доказательств; а

также на совещаниях следователей, ведущих расследование по делу,

обсуждать причины и условия, способствовавшие совершению престу-

67

пления и соответствующие профилактические мероприятия. Данные, полученные

оперативно-розыскным путем, позволяют не только своевременно о обоснованно

производить следственные действия, но и тщательно подготовиться к ним,

обеспечивая осведомленность следователя об объекте поиска, о местах

хранения орудий преступления и похищенного имущества, о поведении

преступника перед его задержанием и т.д. Все это дает следователю

возможность быстро, эффективно и неожиданно для преступника их

использовать. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных

мероприятий содействует также своевременному пресечению готовящихся

преступлений. Следователи также могут оказать большую помощь оперативным

работникам выявляя в ходе расследования данные, которые можно использовать

для организации и успешного выполнения оперативно-розыскных мероприятий. К

такого рода данным могут относиться сведения о готовящихся преступления,

способах и орудиях их совершения, намеченных объектах преступного

посягательства, способах сокращения следов преступления, способах связи

между соучастниками и многие другие сведения, которые не относятся к

составу данного расследуемого преступления, но могут быть использованы а

организации оперативно-розыскных мероприятий. Допрашивая свидетелей,

обвиняемого, выполняя другие следственные действия, следователь выясняет

необходимость сведения и незамедлительно сообщает о них оперативным

работникам.

Эффективности взаимодействия способствует создание следственно-

оперативных групп, положительные стороны работы которых состоят в

сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных мероприятий по

конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для

получения доказательств по делу, изобличения виновных лиц и

возмещения материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и

повышается качество расследова-

68

ния в целом. Все это в конечном итоге позволяет успешно бороться в с

преступностью.

Вместе с тем, мне бы хотелось выдвинуть некоторые идеи

совершенствования уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Я считаю необходимым дополнить раздел II УПК РСФСР главой о создании

следственно-оперативных групп. В ней должны быть детально урегулированы

основания и порядок создания СОГ, полномочия руководителя и других ее

членов, механизм разрешения возникающих в ходе работы следственно-

оперативной группы противоречий между ее руководителем, следователем и

оперативным работником, ответственность данных лиц за допущенные нарушения,

а также осуществление контроля за деятельностью работы группы. Здесь должны

быть определены и виды следственно-оперативных групп. Это станет более

строгим средством регламентирования порядка их деятельности, чем

ведомственные нормативные акты.

Надеюсь, что я достиг целей написания дипломной работы на тему

«Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях

возбуждения уголовного дела и предварительного расследования»: полно и

всесторонне раскрыл содержание основных ее положений, определил сущность и

значение правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа

дознания.

69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. -М.: Юрид. литература, 1997.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12

августа 1995 г .//Собрание законодательства РФ - 1995. -№ 33. -Ст. 3349.

3. Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон

РФ от 22 февраля 195 г.// Собрание законодательства РФ. -1995. -№\5. -Ст.

1269.

4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ в ред. От

17.11.95//СЗ РФ. -1995. -№ 47. -Ст. 4472.

5. Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах)

органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для

пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп.

Утверждено совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД. ФСБ, ФСНП № 32

(1992/73/278 от 22 мая 1995г.).

6. Инструкция «О порядке приема, регистрации , учете и разрешении

заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и другой

информации о преступлениях и происшествиях», утверждена приказом МВД СССР №

415 от 11.11.1990 г.

7. Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб

органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений»,

утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.

8. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и раскрывание

преступлений. -М.: Юрид. литература. -1997.

9. Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и доз* нания как

организационная система/Советское государство и право. -1997.-№ 7.

10. Быховский И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения

следственных действий. -Волгоград, -1997.

70

11. Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Метод, пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ ВМД СССР.

-1981.

12. Вологин С.М., Сивачев А.В. Взаимодействие следователя,

оперативного работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при

установлении лица, совершившего квартирную кражу. -М.: ВНИИ МВД СССР.

"1985.

13. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под общ.

ред. И.Н. Кожевникова. Научный редактор А.Я. Качанов. Изд. 2-е. -М.:

«Спарк». -1997.

14. Гриянов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об

оперативно-розыскной деятельности». Комментарий. -М.: Новый юрист. -1997.

15. Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при

расследовании преступлений. -М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР.-1983.

16. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-

розыскной деятельности. -М.: «Спарк». -1996.

17. Ефимичев С.П., Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную

работу. -Волгоград. -1976.

18. Криминалистика: Учебник для вузов МВД РФ. Т.2: техника, тактика,

организация и методика расследования преступлений. Под ред. Б,П.

Смагоринского. -Волгоград, ВСМ МВД РФ. -1994.

19. Кругликов А. П. Сущность и правовые формы взаимодействия органов

предварительного следствия и дознания. -Волгоград, ВСМ МВД. -

20. Лавров В.П. , Сидоров В.Б. Расследование преступлений по горячим

следам. -М. -1989.

21. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование,

организация. -М., -1970.

71

22. Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград.

-1976.

23. Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации

деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР.-1986.

24. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. -М.:«Филин». -1997.

25. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация,

взаимодействие, тактика. -М., -1992.

26. Синеокий О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп:

сравнительный анализ/Государство и право. -№ 1. -1997.

27. Чувилев А.А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с

милицией. -М., -1981.

28. Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом

к возбуждению уголовного дела/Законность. -№ 12. -1995

29. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края уголов-

ное дело № 1-471/98.

30. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное

дело № 1 -069/98.

31. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное

дело №1-538/98.

32. Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98.

72

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ