Сборник рефератов

Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

позволяет экономить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных

органов.

_________________________________________________________________

23 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М., «Спарк». -1997. -С. 232.

22

глава 2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении

уголовного дела

Общность и сложность стоящих перед органами дознания и

предварительного следствия при раскрытии преступлений на начальном этапе

расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними

взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами

взаимодействие между следователем, оперативным работником и дежурной частью

начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о

преступлении, подследственном следователю24.

В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей,

деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами.

Дежурная часть призвана по поступлении сообщения о совершении или

готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на

этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников,

эксперта-криминалиста и др. Специалистов и их незамедлительный выезд для

осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и

задержании преступника.

В настоящее время дежурные части оснащены необходимой техникой,

транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, электронной почтой,

укомплектованы подготовленными кадрами сотрудников, что позволяет на

высоком профессиональном уровне сразу же~ по поступлении сигнала о

преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех

служб, непосредственно осуществляющих работу по его расследованию. В связи

с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или

готовящихся преступлениях поступает в первую очередь непосредственно в

дежурные части ор-

_________________________________________________________________

24 Вопросы расследования преступяений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, А-Я.

23

ганов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими информации о

преступлениях - письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и

представителей общественных организаций. По данным исследования,

проведенного ВНИИ МВД, все это составляет свыше 80% от всей исходной

информации о преступлениях25.

В большинстве случаев, заявления граждан и должностных лиц о

совершенных или готовящихся преступлениях, поступают в дежурные части в

устной форме, как правило по телефону. Такие сообщения фиксируются на

специальную телефонную запись "02", которая храниться в дежурной части в

течение месяца26.

При непосредственном обращении граждан в дежурную часть, каждое

заявление о преступлении заносится в книгу учета № 1 заявлений и сообщений

о преступлении, в которой отмечается число, время, от кого и о чем

поступили (в органах прокуратуры также имеются журналы учета заявлений и

сообщений о преступлениях, в которые заносятся сведения, поступившие к

следователям и прокурорам). При этом в обязательном порядке оформляется

протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального

законодательства, а заявителю выдается уведомление о принятии заявления.

Как только заявление или сообщение будет подтверждено следственно-

оперативной группой с места происшествия. Оно регистрируется в Журнале о

совершенных преступлениях27 .(Телефонные сообщения также регистрируются в

этих книгах).

Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рассмотрение

начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления

возбуждать уголовное дело, провести проверку в порядке ст. 109 УПК.

Провести досудебную подготовку материалов.

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

25 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,

тактика. -М-, -

1992.-С.32.

26 Инструкция "О порядке приема, регистрации, учете и разрешении заявлений

и сообщений, в органах и учреждениях внутренних дел и др. информации о

преступлениях и происшествиях", утв. Приказом МВД СССР №415. от.

11.11.1990.

27 См. Там же.

24

В книге учета заявлений и сообщений об этом делается пометка. В ней же

указывается номер и дата возбуждения уголовного дела. При отказе в

возбуждении уголовного дела указывается номер проверочного материала.

Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в

Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в

возбуждении уголовного дела. Каждому из материалов присваивается очередной

порядковый номер28.

По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не

более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не

более десяти суток (ст. 109 УПК) должно быть принято решение о возбуждении

уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве

по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме.

Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного процесса,

которая создает необходимые основания для дальнейших следственных действий.

Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что

правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том

или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения

вовлекается множество государственных служб и граждан.

С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд

принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела.

Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в

деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств,

исключающих производство по делу.

Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения

уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, которые

предшествует вынесению постановления о возбуждении уголовного дела.

____________________________________________________________________________

________________________

28 См. Там же.

25

Таким образом, установление оснований возбуждения уголовного дела

можно назвать предварительной проверкой повода к этому, будь то заявление

гражданина или непосредственное обнаружение признаков преступления29.

УПК РСФСР определяет, что единственным следственным действием,

проведение которого возможно до возбуждения уголовного дела является осмотр

места происшествия (ч. 2 ст. 178 УПК РСФСР). При этом одной из предпосылок

успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о

нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной

группы для осмотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для

задержания преступника. Исследование этого вопроса в Московской области

показало, что по изученным 552 делам, возбужденным в первый день

поступления сигнала, раскрыто по горячим следам 60% преступлений, на второй

день - уже 16%, а на третий день - лишь 5%30.

В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчинены

постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и

медвытрезвители, которые он информирует обо всех происшествиях на

обслуживаемой территории и организует их взаимодействие31 .

Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступлении

сообщения о преступлении - пресечь преступление и принять меры к сохранению

его следов и задержанию преступника32 . Успех в таких случаях, независимо

от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от

инициативы и знания сотрудниками дежурных частей своих обязанностей,

определенных ведомственными нормативными актами. Вот характерный пример:

дежурный по отряду полу-

_________________________________________________________________

29 Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к

возбуждению уголовного дела. Законность, № 12-1995. -С. 23.

30 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,

тактика. - М., 1992. -С. 34.

31 Лавров В.П. Расследование преступлений по горячим следам. -М., 1989. -С.

11.

32 Инструкция "по организации взаимодействия подразделений и служб органов,

внутренних дед в расследовании и раскрытии преступлений" утверждена

приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.

26

чив сообщение об ограблении ресторана и приметах грабителя, зная, что возле

ресторана должен находиться постовой, он тут же по рации информировал его

об этом, одновременно дал указание всем ПМГ и сотрудникам, работающим на

милицейских автомашинах. Немедленно следовать к ресторану для оказания

помощи постовому. Туда же он направил дежурную следственно-оперативную

группу. Извещенный по рации постовой задержал подозреваемого при выходе из

ресторана. Преступление было раскрыто в считанные минуты после того, как

дежурная часть приняла первый сигнал33.

Правильная и своевременная организация выезда на место происшествия,

его квалифицированный осмотр следователем - непременное условие успешного

раскрытия преступления. Осмотр места преступления и осуществление

сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее

эффективных способов собирания информации о преступлении и преступнике,

умелое использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность

изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и

раскрытию преступления по «горячим следам». Существует тесная взаимосвязь

между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием

проводимых мероприятий, характер, цели и направленность которых зависят от

полноты и качества осмотра. Изучение практики показывает, что отсутствие

надлежащей информационной базы именно в начале расследования,

неквалифицированный осмотр места совершения преступления и неумелое

составление протокола осмотра, затрудняют раскрытие и расследование

преступлений34.

Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов,

основными из которых являются быстрота и своевременность выезда на место

совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра;

комплексное исследование специальных

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

33 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело .№

1-471/98.

34 Вологин C.'M.. Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного

работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица,

совершившего квартирную кражу. -М.,

27

средств и методов представителями различных служб и подразделений органов

внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу

взаимодействующих лиц.

Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом

зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих

на место преступления, а так как основной организационной формой

взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным

вопросом является проблема комплектования этой группы, налаживание

взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью35.

Ведомственными нормативными актами закреплено, что следователь

является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он

осуществляет руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы,

обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и

поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра,

как в процессе подготовки, так и при его проведении (ч. 4 ст. 127 УПК

РСФСР)

Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления,

его особенностей, наступивших последствий и т.п. следователь должен

проверить, соответствует ли состав группы объекту и особенности предстоящей

работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может

привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников

других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного

происшествия, в группу включается работник ГИБДД, экспетр-автотехник, а при

осмотре места пожара в следственно-оперативную группу должны входить

сотрудники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики,

химики, строители и т.п36.

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

35 Лавров В.П. Расследование преступлений по горячим следам. "М., 1989.

-С. 23.

36 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Методическое пособие подред. Л.М. КарнсевоЙ. -М.. ВНИИ МВД

СССР, 1981. -С. 26.

28

В ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет

протокол осмотра, дает указания оперативному работнику, эксперту-

криминалисту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим.

Это обеспечивает необходимую координацию следственных и оперативных

действий, позволяет наиболее эффективно использовать в следственной и

оперативно-розыскной работе материальные следы преступления, выявленные и

изъятые на месте происшествия.

В качестве примера можно привести успешно расследованное дело о краже

денег и товаров в особо крупных размерах из магазин “Наташа” г. Сочи.

Пытаясь, замести следы преступления, подожгли магазин.

После ликвидации пожара в осмотре места происшествия вместе со

следователем приняли участие сотрудники оперативно-розыскных подразделений,

эксперт-химик УПО, эксперт-криминалист УВД, инженер-электрик и инженер-

строитель. Каждый из них занимался порученным ему делом и о добытых данных

немедленно информировал всех членов группы. Оперуполномоченные по борьбе с

преступностью в сфере экономики организовали снятие остатков товарно-

материальных ценностей. Уже в ходе осмотра при сопоставлении полученных

сведений участники следственно-оперативной группы пришли к выводу, что

пожар возник в результате поджога. Это позволило сосредоточить основные

усилия на установлении преступников среди работников магазина. С помощью

оперативно-розыскных мероприятий были выявлены несколько подозреваемых,

среди которых оказалась и бывший продавец Бойко. Дальнейшая, более глубокая

проверка ее личности показала, что именно она, совместно со своей сестрой и

двоюродным братом совершила кражу, а затем подожгла магазин. Похищенные

вещи и деньги были изъяты у преступников при обыске37.

Таким образом, при осмотре места происшествия большое значение имеет

правильное распределение обязанностей среди лиц, участвовавших в его

проведении, четкое определение характера их действий,

____________________________________________________________________________

_____________________________________

37 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края уголовное

дело № 1-069/98

29

своевременное взаимное информирование.

Тактические особенности места осмотра состоят в том, что место

происшествия исследуется членами следственно-оперативной группы с разных

точек зрения и с применением различной методики. Иными словами, это

исследование носит комплексный характер.

В осмотре места происшествия специфическая роль отводится специалисту-

криминалисту. В соответствии с ведомственными нормативными актами он

оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке

и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных

образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний.

Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной

криминалистической информации, а также данных о применении

криминалистических средств и методов38.

Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руководством

следователя, который вправе давать ему указания о проведении тех или иных

действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь

исследования. Методику, тактику исследования и применения научно-

технических средств при выявлении и фиксации материальных следов

преступления определяет сам специалист39.

Члены группы первоначальную информацию о совершенном преступлении

получают от участников инспектора. Ведомственными нормативными актами

закреплено, что участковый инспектор милиции прибывает первым на место

происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда следственно-

оперативной группы и собрать предварительную информацию о происшествии,

причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его

обстоятельствах. Он информирует следователя и оперативных работников и

характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах,

представляющих

____________________________________________________________________________

_____________________________________

38 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Методич.

Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М-, ВНИИ МВД СССР, 1981.

39 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И-Н.

Кожевникова, АЛ.

30

оперативный интерес; исполняет поручения руководителя СОГ40.

Участковый инспектор, не будучи специалистом, как правило в осмотре

участия не принимает. За исключением случаев, когда он знаком с местом, где

совершено преступление и может помочь восстановлению обстановки41.

Обязанность следователя собрать воедино разнообразные данные осмотра,

проанализировать их в связи с полученными результатами решить вопрос о

дальнейшем направлении работы. Он должен быстро и оперативно определить

обстоятельства, при которых было совершено преступление. Следователь обязан

решить и другую задачу - в зависимости от результатов осмотра места

происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению и

задержанию преступника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает

поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных

мероприятий (преследование по горячим следам, выявление очевидцев

преступления и т.п.).

Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на

оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Согласно

ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия

осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и

задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных

дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, организует

розыск преступника по горячим следам. По поручению следователя производит

следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

В соответствии с ведомственными нормативными актами взаимодействие с

дежурной частью в период осмотра возглавляется на оперативного работника.

Он должен сообщить в дежурную часть сведения

___________________________________________________________________________

________________

40 Там же. -С. 226.

41 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод.

Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М, ВНИИ МВД СССР, 1981. -С. 27.

31

о характере преступления. Приметах подозреваемых, похищенного, а также

другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников42 .

Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной

частью опосредованно - через оперативного работника. Это имеет большое

практическое значение, поскольку его внимание, сосредоточенное на осмотре

места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной

взаимодействия43.

В соответствии с ведомственными нормативными актами, дежурный по

органу внутренних дел информирует о происшествии патрульных, постовых,

сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на

транспорте и при необходимости информируются дежурные части других

горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах

преступника, маршруте его движения и возможном месте нахождения, организует

перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы

немедленного реагирования44.

Примером правильного взаимодействия следователя с членами следственно-

оперативной группы и дежурной частью может служить установление и розыск

преступника, совершившего кражу товаров из магазина “Бургузин” г. Сочи. На

место происшествия выехала следственно-оперативная группа, в которую

входили следователь, инспектор уголовного розыска, а также эксперт и

кинолог. В ходе осмотра применили служебно-розыскную собаку. Взяв след, она

привела кинолога к железнодорожному вокзалу. Используя сведения о

похищенных вещах, следователь и оперативный работник опросили работников

вокзала. Те рассказали, что ночью двое мужчин с мешками и чемоданами купи-

___________________________________________________________________________

__________________________

42 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,

тактика. -М.: "Российское право". -1992. -С. 39.

43 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод.

Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР. -1981. -С.29.

44 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М. «Спарк». -1997. -С. 224.

32

билеты на пассажирский поезд Адлер-Владикавказ. 0перативный работник

немедленно информировал дежурную часть РОВД, а дежурный ориентировал

железнодорожную милицию о характере преступления и о приметах преступников.

Работники милиции станции Туапсе задержали неоднократно судимых Буймера и

Дерезу, у которых с собой находились чемоданы и мешки с похищенными

товарами45 .

В ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист

и участковый инспектор информируют друг друга и дежурную часть о данных,

имеющих значение для выявления подозреваемого и установления обстоятельств

совершенного преступления. По делам, по которым следователь выезжает на

место происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает

необходимость в решении организационных и тактических вопросов, связанных

как с самим выездом, так и с производством других, вытекающих из

результатов осмотра неотложных следственных и оперативно-розыскных

действий. Большое значение приобретает оперативность использования

информации с целью проверки полученных данных, особенно по горячим следам.

Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные поручения. При

осмотре места происшествия, когда следователь и оперативный работник

находятся рядом, эта форма задания является самой целесообразной46.

Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной

стадии является первоначальной формой обмена информацией. На этой стадии

работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При

дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий

количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает

необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и

систематизации. К окон-

___________________________________________________________________________

________________________________________________________________

45 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело №

1-538/98.

46 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов

внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР.

-1981. -С. 30.

33

чанию осмотра намечаются определенные версии и составляется единый план

первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий.

Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при

раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от друга во времени.

В действительности очень редко бывает так, чтобы члены следственно-

оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении, а потом

обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти два

рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение получаемой

информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами

принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых

розыскных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не

изгладились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы

обстоятельно их обсудить. Исследование же, проведенное ВНИИ МВД СССР

показало, что такое обсуждение осуществляется не всегда.

Какова же роль следователя и оперативного работника в построении

первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, который

каждый из них располагает в результате осуществления своих функций при

осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об

изменениях в материальной обстановке осматриваемого места, которые

появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо,

его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от

потерпевших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц.

Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени

условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в

осмотре места происшествия и прилегающей территории, а потому получать

сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра или в ходе него

может устно опросить потерпевших, свидетелей.

34

После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного

работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший

группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и

оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать

результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные

следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник

самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-

розыскных действий, а следователь - если есть основания - немедленно

возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный

действий.

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии

возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию

преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная

организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя

и следственно-оперативной группы.

В большой степени результат этой работы зависит от инициативности и

активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о

совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда

следственно-оперативной группы на место происшествия и его

квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов

следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для

установления преступника.

Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии

возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из

следующих решений (ст. 109 УПК РСФСР): о возбуждении уголовного дела;

об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или

сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в

книгах учета делается соответствующая запись.

35

глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе

предварительного расследования.

За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного

процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно

выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель

и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и

органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно

проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями

необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на

степень и характер ответственности, определение размера причиненного

ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.

Как мы уже выяснили ранее, взаимодействие следователя и органов

дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и

организационной47.

Процессуальными формами являются:

1. поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных и

следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);

2. содействие органа дознания следователя в производстве от-дельных

следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);

3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер

по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (ч. 4

ст. 127 УПК РСФСР).

Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных

действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия

при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном

использовании оперативно-розыскных возможностей

_________________________________________________________________

47 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 14.

36

этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея

взаимодействия48.

В практической деятельности следователи часто прибегают к

поручениям о производстве розыскных действий. Например, в производстве

отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры

Краснодарского края находится уголовное дело № 62900.

Расследованием, проведенным по данному делу установлено, что 12.02.98

г. около 21 часа в домовладении № 41 по ул. Чехова г. Сочи был обнаружен

труп гражданина Левшина С. В. со следами насильственной смерти

(огнестрельными ранениями).

Допрошенный по данному делу в качестве свидетеля Тамбиев С.М.

показал, что его родственник Левшин С. В. переехал в г. Сочи из г.

Краснодара летом 1997 года, для занятий коммерческой деятельностью. Левшин

занимался реализацией видеотехники совместно с жителем города Краснодар, по

имени Сергей.

В связи с изложенным прошу поручить подчиненным Вам оперативным

сотрудникам провести следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Установить род занятий Левшина и цель его приезда в г. Сочи

2. Установить круг знакомых Левшина в г. Сочи и проверить указанных

лиц на причастность к убийству;

3. Установить личность парня по имени Сергей, совместно с которым

Левшин занимался коммерцией и проверить его причастность к убийству

Левшина49.

Необходимость дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех

этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от

характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению,

конкретной следственной и оперативной си-

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

48 Там же. -С. 14.

49Архив прокуратуры Краснодарского краевого суда уголовное дело № 62900/98

36

туации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных

мер.

Если же преступление совершено в условиях полной очевидности, а

преступник застигнут на месте преступления или пойман с поличным, к тому же

является местным жителем, ранее ни в чем предосудительном замечен не был,

то в таких случаях, как правило, расследование производится без оперативно-

розыскных возможностей органов дознания50.

Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии

с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от

12.08.95. является

1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание проведения

оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения

криминальных задач;

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность сведения:

а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого

противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или

совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о

возбуждении уголовного дела;

б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике

или экологической безопасности РФ;

в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или

уклоняющиеся от уголовного наказания;

г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.

Все эти основания делятся на 2 группы:

1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1

ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) СЗРФ,

-1995. -№ 33. -Ст. 3349;

_________________________________________________________________

50 Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98

38

2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)

В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-

розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие

следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи

материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета,

следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников,

противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-

розыскным путем.

Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по

уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление.

С учетом этого в деятельности оперативных подразделений

разведывательно-поискового сопровождения требуют дела51:

1. возбуждаемые по материалам оперативной проверки;

2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых

остались не установленными.

В первом случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения

пробелов оперативной проверки, выявленных предварительным расследованием, а

также выявления фактов. Могущих стать доказательствами.

Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необходимы для

значительного повышения эффективности следственный действий, направленных

на собирание документов по возбужденному уголовному делу.

Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбуждением

уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и составляется план

оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц,

совершивших преступление, за счет максимального использования различных

источников информации при помощи которых

_________________________________________________________________

51 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-

розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997. -С. 228.

39

можно узнать, кто совершил преступление.

В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по

обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного

неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании

собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим

расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему

приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию

преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным

начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право

давать разрешение на заведение такого дела- Последний изучает и анализирует

представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает

постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших

мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-

розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие. Правомочны проводить

разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации

о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности

действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей. Эти

противоправные акции создают реальную потенциальную угрозу правопорядку и

безопасности в стране. С учетом этого аналитическая и иные формы

разведывательно-поисковой работы призваны информационно обеспечивать

органы, осуществляющие оперативно-поисковую деятельность. Сведениями,

имеющими:

1. упреждающий, превентивный характер к подготавливаемым или

замышляемым преступлениям, что позволяет предотвращать и пресекать

последние еще на ранних стадиях;

2. имеющими предпосылки для подготовки оперативно-розыскных

мероприятий, обеспечивающих раскрытие совершенных иди совершаемых

преступлений в кратчайшие сроки52.

_________________________________________________________________

52 Там же.-С. 290.

40

В п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»53

сказано, что в распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, в результате разведывательно-поисковой работы может оказаться

информация о криминальных фактах, допускающих двоякое толкование, т.е. не

являющаяся полной. Подобного рода данные не указывают на «разумно

обоснованные» признаки правонарушения, зафиксированного в уголовном или

административном законодательстве. Таким образом, в распоряжении

оперативного персонала оказываются данные, не свидетельствующие четко о

том, что имело место противоправное деяние, преследуемое по закону,

устанавливающему ответственность, адекватную содеянному. В этом случае нет

достаточной основы для проведения расследования, т.к. отсутствуют основания

привлечения объектов оперативно-розыскной деятельности к уголовной

ответственности и в итоге нет ясности по вопросу о том, есть ли в наличии

состав преступления, административного правонарушения или дисциплинарного

проступка. Так, состав преступления является уголовно-правовым основанием

привлечения лиц, оказавшихся в сфере оперативно-розыскной деятельности, к

уголовной ответственности.

В свою очередь, при отсутствии последнего подлежат добыванию сведения.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ