Сборник рефератов

Наказание по уголовному праву

меньшей степенью репрессивности, чем следующее за ними лишение званий и

наград, которое может быть лишь дополнительным наказанием. Конфискация

имущества, которая также не применяется самостоятельно, в перечне стоит

выше исправительных работ.

Перечень наказаний в законе является исчерпывающим. Суд не может

назначить подсудимому наказание, не предусмотренное законом. Как следует из

перечня, виды наказаний весьма различны по своему содержанию и степени

тяжести, по формам воздействия на осужденного. В нормах, где

предусматриваются отдельные виды наказаний, входящих в перечень,

раскрывается их суть, указываются пределы и условия их применения.

Установленная новым Уголовным кодексом система наказаний в целом

соответствует карательной политике на современном этапе и отражает принципы

российского уголовного права. Предметно отражен в ней, в частности, принцип

гуманизма, поскольку из тринадцати видов «наказании преобладающая часть

(восемь)

4. Основные и дополнительные наказания

1. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной

службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской

части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы,

смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

2. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и

дополнительных видов наказаний.

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и

государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в

качестве дополнительных видов наказаний.

Наказания, образующие в целом их систему, подразделяются на три

категории: основные, дополнительные и наказания, которые могут назначаться

и как основные, и как дополнительные Основными являются те виды наказаний,

которые назначаются только самостоятельно и не могут присоединяться к

другим видам.

Закон к числу основных наказаний относит: обязательные работы,

исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы,

арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы на определенный

срок, пожизненное лишение свободы и смертную казнь (п. 1 ст. 45 УК).

Дополнительными являются виды наказаний, которые не могут назначаться

самостоятельно. Они присоединяются к основным, усиливая карательное влияние

наказания в целом.

К дополнительным наказаниям закон относит два вида: лишение специального,

воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а

также конфискацию имущества (п. 2 ст. 45 УК).

Наказания, которые могут играть двоякую роль - основных или

дополнительных, - это штраф и лишение права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью (п. 2 ст. 45 УК).

При этом в качестве основного эти наказания назначаются лишь тогда, когда

они предусмотрены в санкции конкретной статьи Особенной части УК. К

примеру, штраф - в статье о нарушении авторских и смежных прав (ст. 146

УК), лишение права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью - в статье о воспрепятствовании законной

предпринимательской деятельности (ст. 169 УК).

Причем штраф и как дополнительное наказание можно назначить только в

случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части

настоящего Кодекса (п. 4 ст. 46 УК).

Такое указание, например, содержится в ст. 175 УК, предусматривающей

ответственность за приобретение пли сбыт имущества, заведомо добытого

преступным путем. Другие виды наказаний (лишение права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение

специального, воинского или почетного звания) могут применяться по

усмотрению суда с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела.

Конфискация, являющаяся только дополнительным наказанием, назначается

согласно закону лишь тяжкие и особо тяжкие преступления и лишь в случаях,

когда она прямо предусмотрена в статье Особенной части настоящего УК. Так,

например, в санкции статьи, предусматривающей особо квалифицированный вид

вымогательства (часть третья ст. 163 УК), наряду с лишением свободы указана

конфискация имущества.

Применение дополнительного наказания, если в статье Особенной части

предписано обязательное его назначение, возможно лишь при наличии оснований

для исключительного смягчения наказания (ст. 64 УК).

Если в санкции статьи применение данного вида наказания как

дополнительного указано как альтернативное, суды должны в каждом случае

обсуждать вопрос о его назначении и указывать в приговоре мотивы своего

решения.

Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание судов на основания

и порядок применения дополнительных наказаний. Судам было рекомендовано в

каждом конкретном случае обсуждать вопрос о целесообразности применения

дополнительного наказания. Недопустимо применение его к лицам, к которым

оно по закону не может быть применено (например, к несовершеннолетнему

конфискация имущества). Дополнительное наказание не может быть более

строгим, чем основное, а также быть того же вида, что и основное. Не может

быть назначено дополнительное наказание, имеющее такие же карательные

свойства, что и основное (например, лишение права заниматься определенной

деятельностью в дополнение к лишению права занимать должность). Правильное

сочетание основного и дополнительного наказания, подчеркивали высшие

судебные органы, содействует реализации принципа его индивидуализации и, в

конечном счете, достижению целей наказания.

Закон устанавливает также и порядок исчисления сроков наказания в

зависимости от его вида. Так, сроки лишения права занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ,

ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в

дисциплинарной воинской части и лишения свободы исчисляются в месяцах и

годах, а обязательных работ - в часах (часть первая ст. 72 УК.).

5. Штраф

1. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных

настоящим Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству

минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством

Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

2. Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи

минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного

дохода осужденного за период от двух недель до одного года.

3. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного

преступления и с учетом имущественного положения осужденного.

4. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться

только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части

настоящего Кодекса.

5. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется

обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно

размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом

для этих видов наказаний.

Как следует из законодательного определения штрафа, его карательное

воздействие направлено на существенное ущемление имущественного,

материального положения осужденного. Поэтому, как правило, штраф и как

основное, и как дополнительное наказание предусмотрен в санкциях статей

Особенной части УК за совершение корыстных преступлений. Анализ судебной

практики за ряд последних лет показал, что в общей структуре наказаний,

применяемых судами, штраф составляет примерно 10-12%. Применение штрафа,

если он указан в санкции альтернативно, как основное наказание,

целесообразно назначать в случаях, когда достижение целей наказания

(исправление осужденного и предупреждение совершения им нового

преступления) реально и достаточно именно путем воздействия на

имущественные интересы виновного.

В основу определения размеров штрафа положены либо кратность по отношению

к минимальному размеру заработной платы, установленному законодательством

РФ, либо размер заработной платы или иных доходов осужденного. При этом

закон однозначно устанавливает (применительно к минимальному размеру оплаты

труда), что этот размер устанавливается на момент назначения наказания.

В законе указаны также нижний и верхний пределы штрафа. Если за основу

применения штрафа суд принимает кратность относительно минимума зарплаты,

то он может быть назначен в размере от двадцати пяти до одной тысячи

минимальных размеров оплаты труда (часть вторая ст. 46 УК).

Так, например, в санкции ст. 146 УК (нарушение авторских и смежных прав)

в качестве основного наказания предусмотрен штраф в пределах от двухсот до

четырехсот размеров оплаты труда.

Если же за основу применения штрафа принимается заработная плата

подсудимого либо иной получаемый им доход, то пределы его закон определяет

по срокам их получения: от двух недель до одного гола (часть вторая ст. 47

УК).

Под иным доходом следует, очевидно, понимать другие, кроме заработной

платы, источники его получения (индивидуальная трудовая деятельность, сдача

в наем квартиры, комнаты или дачи и т.п.).

Так, в качестве альтернативного основного наказания в ст. 125 УК

(оставление в опасности) предусмотрен штраф в размере заработной платы или

иного дохода осужденного за период до одного месяца.

Закон предписывает судам при определении конкретного размера штрафа

учитывать тяжесть совершенного преступления и имущественное положение

осужденного.

Аналогичные рекомендации давались высшими судебными органами в период

действия прежнего УК. Пленум Верховного Суда РСФСР рекомендовал судам при

назначении, в частности, штрафа учитывать совокупность данных о личности

виновного, его семейное и имущественное положение и т.п. с тем, чтобы не

возникло препятствий к последующему исполнению приговора.

Как уже было сказано, штраф может быть назначен судом, как в качестве

основного, так и в качестве дополнительного наказания. И в том, и в другом

случае его применение возможно лишь тогда, когда этот вид наказания

предусмотрен в санкции конкретной статьи Особенной части УК.

Исполнение штрафа уголовно- исполнительное законодательство возлагает на

суд. Суд при оглашении приговора предлагает осужденному внести назначенную

сумму штрафа в месячный срок с момента вступления приговора в силу. Если

уплата полного размера штрафа является невозможной для осужденного в

установленный законом срок, суд по его ходатайству может отсрочить или

рассрочить исполнение наказания на срок до одного года.

В случае неуплаты осужденным штрафа в установленный срок его взыскание

производится судебным исполнителем принудительно, в том числе и путем

обращения взыскания на имущество осужденного.

В уголовном законе решается и вопрос об ответственности за злостное

уклонение от уплаты штрафа. В этих случаях он заменяется обязательными

работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру

назначенного штрафа (часть пятая ст. 46 УК).

Злостным уклонение следует считать, когда осужденный намеренно скрывает

имеющиеся у него имущество или денежные средства либо уклоняется с той же

целью от уплаты, меняя место проживания и т.п.

6. Лишение права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на

государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься

определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти

лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех

лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного

вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей

статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за

соответствующее преступление, если с учетом характера и степени

общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд

признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к

обязательным работам, исправительным работам, а также при условном

осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в

законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью в качестве

дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в

дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все

время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок

исчисляется с момента их отбытия.

По существу, в данной статье закона объединены два различных, хотя и весьма

сходных по своим карательным свойствам, и в принципе однородных вида

наказания: лишение права занимать должности и лишение права заниматься

определенной деятельностью.

В соответствии с принятым в августе 1995 г. Законом «О государственной

службе и государственных служащих» государственной службой считается

профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий

государственных органов. Государственные должности в соответствии с законом

подразделяются на категории (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие

государственные должности), соответствующие 5 группам. Для всех госслужащих

этим же законом введено 15 квалификационных разрядов (действительные

государственные советники РФ, государственные советники РФ, советники РФ,

советники госслужбы, референты госслужбы и др.). При этом в каждом разряде

установлены 3 класса.

Рассматриваемое наказание заключается, таким образом, прежде всего в

запрещении занимать конкретную должность на государственной службе. Кроме

того, уголовный закон предусматривает запрещение занимать должности в

органах местного самоуправления. Другим видом этого наказания является

запрещение заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное выполнение

работы, требующей специальных знаний или подготовки, то есть профессии

(медицинский работник, учитель, преподаватель в учебных заведениях любого

уровня, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.).

Под иной деятельностью, видимо, подразумевается относительно постоянное

занятие, например, охотой, рыбной ловлей, использование личной автомашины

для частных перевозок и т.п.

До последнего времени вопрос о том, распространяется ли данный вид

наказания на деятельность, не связанную со службой или профессией, не был

решен в законе. Высшие судебные органы по конкретным уголовным делам

допускали широкую трактовку понятия деятельности. Так, по делу К. и М.,

которые были осуждены за браконьерство с применением в качестве

дополнительного наказания лишения права заниматься рыбной ловлей. Пленум

бывшего Верховного Суда СССР признал, что по смыслу закона данное наказание

относится не только к служебной либо профессиональной, но и к любой

деятельности, имеющей правовую регламентацию конкретных прав и

обязанностей.

Новый Уголовный кодекс, на наш взгляд, решил этот вопрос именно в таком

плане, предусмотрев лишение права заниматься иной деятельностью. Закон

определяет сроки лишения права занимать должности на госслужбе либо

заниматься профессиональной или иной деятельностью. Они установлены в

качестве основного наказания от одного года до пяти лет и в качестве

дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет (часть вторая ст. 47

УК).

Высшие судебные органы специально обращали внимание судов на

необходимость четкого соблюдения требований закона об обязательном указании

в приговоре срока данного наказания. При этом разъяснялось, что, если к

моменту вынесения приговора виновный не занимает определенной должности или

не занимается данной деятельностью, это не лишает суд права применения

запрета в качестве наказания.

В отличие от штрафа и конфискации имущества рассматриваемое наказание

может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, когда оно не

указано в соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса, если с

учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности

виновного суд признает невозможным сохранить за ним право занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью (часть

третья ст. 47 УК).

В статьях Особенной части УК это наказание, как в качестве основного, так

и дополнительного предусмотрено за преступления, связанные либо с

занимаемой виновным должностью, либо конкретной профессиональной или иной

деятельностью. Так, например, как основное наказание лишение права

заниматься определенной деятельностью предусмотрено за квалифицированные

виды таких преступлений, как нарушение неприкосновенности жилища с

использованием служебного положения (часть третья ст. 139 УК), отказ

должностного лица в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК) и др.

Как дополнительное это наказание указано, к примеру, в части второй ст. 124

УК (неоказание помощи больному). Применение рассматриваемого наказания

выполняет важную предупредительную функцию, осужденный не имеет больше

возможности совершать преступные действия, связанные с должностью или

профессией. Тем самым в известной мере предупреждается и возможность

рецидива.

Следует иметь в виду, что запрет занимать должности на госслужбе или в

муниципальных органах либо заниматься определенной деятельностью не лишает

осужденного возможности вообще работать в данном ведомстве или в системе.

Речь идет лишь о лишении права находиться на конкретных должностях

(например, связанных с ответственностью за материальные ценности) или

продолжать выполнять конкретные профессиональные функции (к примеру,

врача).

Уголовный закон содержит также и указания относительно начала исчисления

срока данного вида наказания как дополнительного. При условном осуждении

(ст. 73 УК) этот срок начинает течь с момента вступления приговора суда в

законную силу. Если основным наказанием были обязательные работы,

исправительные работы, ограничение свободы, арест, содержание в воинской

дисциплинарной части либо лишение свободы, срок этого дополнительного

наказания исчисляется с момента отбытия основного вида наказания (часть

четвертая ст. 47 УК).

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ исполнение данного

вида наказания возложено на уголовно-исполнительные инспекции органа

внутренних дел по месту жительства осужденного. Если же данное наказание

назначено в качестве дополнительного к основному, оно исполняется той же

инспекцией после отбытия основного наказания. Инспекция ведет учет

осужденных, контролирует соблюдение предусмотренного приговором запрета,

проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий

(учреждений, организаций) по месту работы осужденного, организует

проведение воспитательной работы.

Уголовно-исполнительное законодательство подробно регламентирует

обязанности администрации организаций по исполнению приговора, органов,

правомочных аннулировать разрешение на занятие определенными видами

деятельности, исчисление сроков отбывания этого наказания и обязанности

осужденных (выполнять предписания приговора, предоставлять документы,

связанные с исполнением наказания, сообщать о месте работы или его

изменении, являться в инспекцию и т.п.).

В случае злостного неисполнения должностными лицами приговора суда,

применившего данное наказание, они подлежат уголовной ответственности (по

ст. 315 УК).

7. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и

государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с

учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или

почетного звания, классного чина и государственных наград.

Суть этого вида уголовного наказания состоит, таким образом, в том, что с

учетом тяжести преступления и личности осужденного суд своим приговором

считает необходимым лишить осужденного либо специального, воинского или

почетного звания, которые были присвоены ему в соответствии с профессией,

занимаемом должностью, особыми заслугами в определенной области, либо

государственных наград (орденов, медалей, почетных знаков и т.п.), которыми

государство удостоило его за прежние достижения, заслуги, за проявленные

мужество и отвагу в период Великой Отечественной войны или в условиях

других военных действий, или при выполнении особо важных специальных

заданий. Таким своим решением суд констатирует, что осужденный совершением

тяжкого или особо тяжкого преступления дискредитировал имеющиеся у него

специальное или воинское звание либо государственные награды, недостоин их

и должен быть их лишен. Одновременно лицо лишается и тех преимуществ или

льгот, которые были связаны со званиями или наградами.

К специальным относятся звания, установленные в ряде ведомств и служб,

осуществляющих, как правило, властные функции и полномочия: таможенная,

налоговая служба, органы внутренних дел (кроме пограничных войск).

Складывавшаяся в период действия прежнего УК РСФСР судебная практика не

относила к специальным ученые звания и ученые степени (доцент, профессор,

кандидат наук, доктор наук и т.п.). По отдельным конкретным делам высшие

судебные органы признавали необоснованным лишение осужденных ученой степени

и внесение соответствующего представления в ВАК. В подобных случаях судам

рекомендовалось направлять в ВАК лишь информацию об осуждении лица,

имеющего степень или звание.

Воинскими являются звания, установленные в Вооруженных Силах Российской

Федерации. На практике речь идет о лишении офицерских званий. Почетными

следует считать звания, присвоенные за большие заслуги в науке, искусстве,

в конкретной сфере производственной или иной общественно-полезной

деятельности (например, «народный художник республики», «заслуженный

деятель науки», «народный артист республики», «отличник высшей школы»,

«заслуженный строитель» и т.д.).

Классные чины, определяющие должностное положение и его место в служебной

иерархии, установлены в некоторых специальных ведомствах (например, в

прокуратуре: от младшего юриста до действительного государственного

советника). В настоящее время в связи с принятием Закона «О государственной

службе и государственных служащих» классные чины (от референта

государственной службы до действительного государственного советника РФ)

вводятся для лиц, состоящих на государственной службе.

Лишение указанных в законе званий, чинов и государственных наград может

применяться только как дополнительное наказание, усиливающее действие

основного наказания и связанное прежде всего с моральным воздействием на

осужденного.

Закон содержит ограничительные условия применения данного наказания. Во-

первых, оно может быть назначено только при осуждении за тяжкое или особо

тяжкое преступление (пп. 4 и 5 ст. 15 УК). Во-вторых, закон предписывает

решать вопрос о его назначении с учетом личности осужденного. Это

требование закона означает, что целесообразно применение этого наказания

при весьма отрицательной характеристике личности (особая изощренность или

жестокость, наиболее активная роль при совершении преступления, аморальное

поведение до привлечения к ответственности, алкоголизм, наркомания и т.п.)

либо при стечении отягчающих обстоятельств, относящихся к личности

виновного (ст. 63 УК).

Порядок исполнения данного вида уголовного наказания до принятия нового

нормативного акта регламентируется положением о порядке и условиях

исполнения наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового

воздействия на осужденных. В соответствии с ним, если по приговору

осужденный лишается специального или воинского звания, копия приговора

направляется органу, который присвоил это звание. По получении копии

приговора, которым осужденный лишен воинского или специального звания,

орган, присвоивший это звание, вносит в установленном порядке в

соответствующие документы запись о лишении осужденного звания и принимает

меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем

сообщает суду.

Так же, очевидно, должен решаться и вопрос о лишении осужденных классного

чина. В частности, если речь идет о работнике прокуратуры, копия приговора

должна направляться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Применительно к ранее действовавшему Уголовному кодексу порядок лишения

специальных или воинских либо почетных званий был различным в зависимости

от уровня органа, который присваивает соответствующие звания. Самим

приговором суда лицо могло быть лишено тех званий, которые присваиваются не

высшими органами государственной власти или высшими исполнительными

органами, а руководителями министерств и ведомств, которым такое право

предоставлено (к примеру, суд непосредственно может лишить осужденного

воинского звания включительно до подполковника). В названном выше Положении

предусматривался также и порядок лишения государственных наград и почетных

званий, которыми осужденный был награжден (или ему было присвоено почетное

звание) высшими органами государственной власти или управления Российской

Федерации (ранее СССР и РСФСР). В этих случаях копия приговора о лишении

наград или звания направлялась в орган, который наградил осужденного

государственными наградами либо присвоил ему почетное звание (например,

«Герой Советского Союза»)1.

8. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от

основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид

которых определяется органами местного самоуправления.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот

сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных

работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в

течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при

определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день

ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой

или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте

до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесяти пяти лет, мужчинам, достигшим

шестидесяти лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по

призыву.

Суть этого нового вида наказания заключается, следовательно, в

принудительном привлечении осужденного к общественно-полезным работам. При

этом лицо должно выполнять свою основную работу или учиться в

соответствующем учебном заведении (школе, колледже, вузе и т.п.), а к

работам привлекаться во время, когда оно не занято на основной работе или

на учебе. Обязательные работы могут назначаться только в качестве основного

наказания. Кроме того, они могут быть назначены взамен штрафа в случаях

злостного уклонения осужденного от его уплаты. Содержание данного наказания

является предметным проявлением принципа гуманизма, свойственного

современному российскому уголовному праву. Осужденный не изолируется,

остается дома, в кругу семьи, на прежней работе, сохраняются все его

социальные связи, что должно способствовать достижению целей наказания.

Осужденный к данному виду наказания принудительно привлекается к работе,

не требующей, как правило, специальной подготовки или квалификации (уборка

улиц, дворов, использование осужденных в качестве разнорабочих и т.п.).

Признаками данного вида наказания являются, во-первых, обязательность

работ, то есть принудительное их выполнение. Во-вторых, такие работы

выполняются бесплатно, то есть осужденный не получает за неё никакого

денежного вознаграждения. И, в-третьих, выполняются они в свободное от

основной работы или учебы время (вечером либо в нерабочие дни, исключая

государственные праздники) и по месту жительства осужденного.

Уголовный закон определяет продолжительность обязательных работ: они

устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются

не свыше четырех часов в день (часть вторая ст. 50 УК).

Уголовно-исполнитсльный кодекс РФ возлагает исполнение этого наказания на

уголовно-исполнительный инспекции органов внутренних дел по месту

жительства осужденного. Эти инспекции ведут учет осужденных, согласовывают

с местными органами самоуправления объекты обязательных работ, контролируют

поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного времени.

Осужденные обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания

наказания, добросовестно трудиться, работать на определенных для них

объектах и отработать установленный судом срок работ, ставить в известность

инспекцию о перемене места жительства. Предоставление осужденному

очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения

обязательных работ. В случаях признания осужденного инвалидом 1-й или 2-й

группы либо при наступлении беременности у осужденной женщины инспекция

направляет в суд представление об освобождении их от дальнейшего отбывания

наказания.

Уголовным и уголовно-исполнительным законом предусмотрена также

ответственность осужденных к данному виду наказания, нарушающих порядок и

условия отбывания наказания и за злостное уклонение от их отбывания.

В первом случае инспекция предупреждает осужденного об ответственности за

нарушение, во втором - направляет в суд материалы для привлечения к

уголовной ответственности. Злостным нарушением порядка отбывания данного

наказания уголовно-исполнительное законодательство признает: а) невыход на

обязательные работы более двух раз в течение месяца без уважительных

причин; б) когда осужденный скрывается с целью уклонения от отбывания

наказания.

9. Исправительные работы

1. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух

лет и отбываются по месту работы осужденного.

2. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся

удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в

пределах от пяти до двадцати процентов.

3. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным

к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание

ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день

ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за

два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня

исправительных работ.

Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного.

Исправительные работы применяются, как правило, когда данный вид наказания

предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК.

Сказанное в отношении обязательных работ, их социальной роли в

значительной мере относится и к исправительным работам. И в содержании

этого наказания предметно реализуется принцип гуманизма уголовного права.

Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает

работать в той же организации (учреждении, предприятии), где он работал до

осуждения. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным со стороны

администрации и трудового коллектива, а при благоприятных семейных условиях

и со стороны близких. В то же время данный вид наказания обладает несколько

большей репрессивностью сравнительно с обязательными работами, главным

образом за счет ущемления материальных интересов осужденного путем

удержания в доход государства части его заработка. Таким образом,

карательные элементы исправительных работ состоят, во-первых, из

обязательности труда осужденного в прежней или иной организации. В период

отбывания наказания труд осужденного носит принудительный характер. Во-

вторых, как уже было сказано, это материальное воздействие - удержание

части его заработка.

Указание уголовного закона на то, что исправительные работы отбываются по

месту работы осужденного, не означает оставления его в прежней должности.

Преступления нередко бывают связаны именно с занимаемой должностью. Поэтому

лицо может быть, а в ряде случаев и должно быть, переведено на другую

должность, на иное место работы. Важно лишь то, чтобы приговор исполнялся

там, где работает осужденный.

Уголовный закон устанавливает предельные сроки исправительных работ - от

двух месяцев до двух лет (часть первая ст. 50 УК).

Регламентируются в законе и размеры удержаний из заработка осужденного: они

установлены в пределах от пяти до двадцати процентов (часть вторая ст. 50

УК). В уголовном законе предусмотрена также ответственность за злостное

уклонение от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным

работам: суд в таких случаях может заменить неотбытую часть наказания

ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день

ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за

два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня

исправительных работ (часть третья ст. 50 УК).

Как видно из текста закона, при замене исправработ другими, более строгими

наказаниями соотношение их (кратность) определяется степенью тяжести того

наказания, которым они заменяются. Поскольку наиболее суровым из них

является лишение свободы, закон устанавливает соотношение один к трем.

Исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на уголовно-

исполнительные инспекции органов внугренних дел. Порядок их исполнения

регулируется уголовно-исполнительным законодательством. Приговоры к

исправработам обращаются к исполнению не позднее 10 дней со дня поступления

в инспекцию распоряжения суда.

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, контролируют

соблюдение ими условий отбывания наказания и исполнение предписании

приговора. Администрации по месту работы осужденного осуществляют контроль

за поведением осужденных, принимают решения о приводе осужденных, не

являющихся на регистрацию, проводят первоначальные мероприятия по розыску,

применяют меры поощрения и взыскания.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок

и условия отбывания наказания, добросовестно трудиться, выполнять

дополнительные обязанности и запреты, наложенные на них уголовно-

исполнительными инспекциями. Осужденный, не имеющий работы, обязан

трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в центре занятости. Он

не вправе отказываться от предложенной центром занятости работы.

Осужденный обязан сообщать в инспекцию об изменении места жительства и

работы. Во время отбывания наказания осужденному администрацией

предприятия, где он работает, по согласованию с инспекцией предоставляется

очередной отпуск продолжительностью 18 дней. Уголовно-исполнительное

законодательство предусматривает возможность возложения на осужденных к

данному виду наказания дополнительных обязанностей и запретов. К их числу

относятся (с учетом степени и характера опасности преступления, личности

осужденного, его поведения в период отбывания наказания): запрещение

уходить из дома в определенные часы, выезжать с места жительства в выходные

дни, а также в период отпуска, пребывать в определенных местах города

(округа), обязанность до двух раз в месяц являться в орган внутренних дел

на регистрацию (обязанности и запреты устанавливаются на срок до 6

месяцев). В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение

которого осужденный не работал по уважительным причинам; при длительной

болезни (свыше 4 месяцев) инспекция входит с представлением в суд об

отсрочке исполнения наказания или освобождении от него.

В то же время в срок наказания не засчитывается время, когда осужденный не

работал (кроме случаев болезни), а также время болезни, вызванной

алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением.

Обязанности производства удержаний из заработка осужденного, контроль за

его поведением возлагаются на администрацию по месту работы.

За хорошее поведение и добросовестный труд осужденные могут быть

представлены к условно-досрочному освобождению от наказания, а за нарушение

порядка и условий отбывания данного наказания к осужденным может

применяться взыскание в виде предупреждения о замене исправработ

ограничением свободы. При злостном нарушении отбывания наказания инспекция

направляет в суд представление о замене этого наказания арестом.

Злостным нарушением уголовно-исполнительный закон считает: 1) непоступление

осужденного без уважительных причин на работу в течение 15 дней после

письменного предупреждения инспекции; 2) неявка и инспекцию без

уважительных причин после письменного предупреждения; 3) нарушение

установленных обязанностей или запретов после письменного предупреждения;

4) прогул или появление на работе в состоянии опьянения после применения

мер за аналогичное нарушение; 5) если осужденный скрылся с целью уклониться

от отбывания наказания.

В Федеральном законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской

Федерации» в связи с тем, что новый УК предусматривает отбывание

исправительных работ только по месту работы, предписано, что лицам,

осужденным к исправработам не по месту работы осужденного (по ст. 27 ук

РСФСР 1960 года), назначенное наказание заменяется штрафом в размере суммы,

подлежащей удержанию. Выплаченные на момент введения в действие Уголовного

кодекса Российской Федерации суммы подлежат зачету. Назначенным в этом

случае штраф не может превышать максимального размера штрафа,

предусмотренного в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ

(ст. 6 Федерального закона от 24.05.96 г. «О введении в действие Уголовного

кодекса Российской федерации»)

10. Ограничение по военной службе

1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим,

проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет

в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части

настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а

также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,

вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями

Особенной части настоящего Кодекса.

2. Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе

производятся удержания в доход государства в размере, установленном

приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого

наказания осужденный не может быть повышенв должности, воинском звании, а

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ