Сборник рефератов

Наказание по уголовному праву

Наказание по уголовному праву

1. Понятие и признаки уголовного наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по

приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в

совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом

лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной

справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения

совершения новых преступлений.

При всем многообразии вопросов, решаемых в ходе создания и применения

уголовного закона, два вопроса являются центральными: на чем основывается

уголовная ответственность, т.е. за что следует наказывать, и от чего

зависят размеры ответственности, т.е. как наказывать.

Важно отметить, что развитие уголовного законодательства проявляется в

значительной мере в изменениях составов преступлений и санкций. Можно даже

утверждать, что интенсивность криминализации может быть определенно

обозначена с изменением видов и размеров наказания.

Следует отметить особую значимость уголовного наказания для отображения

функций уголовного права.

Некоторые из функций специфичны только для уголовного права: прежде

всего, охранительная и социально-превентивная. Между указанными общими

функциями уголовного права и уголовного наказания есть определенная связь.

Так, в частности, уголовное наказание способствует реализации такой

специфической функции уголовного права, как социально-превентивная функция,

- общее и специальное предупреждение преступлений.

В отличие от института уголовной ответственности в юридической литературе

теоретические проблемы уголовного наказания разработаны более обстоятельно.

Они достаточно полно и всесторонне отражены в учебниках и курсах по

уголовному праву.

Институт уголовного наказания, способствующий воплощению в жизнь

социально-превентивной функции уголовного права (общее и специальное

предупреждение преступлений), является одним из важнейших институтов

уголовного права.

Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к

вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного

определения целей наказания.

До принятия «Основ уголовного законодательства» вопрос об отличии понятий

«уголовная ответственность» и «уголовное наказание» не был предметом

специального рассмотрения. Понятие «уголовная ответственность» как отличное

от понятия «наказание» появилось впервые лишь в «Основах уголовного

законодательства» 1958 г.

В ранее действовавшем уголовном законодательстве не было дано определение

наказания. Наиболее существенные его признаки были указаны в ряде норм

уголовного права. На основании законодательных положений и обобщения

судебной практики такое определение давала теория уголовного права.

Раскрывая содержание ст. 20 «Основ уголовного законодательства Союза ССР

и союзных республик». И.С.Ной отмечал три положения, закрепленных в этой

статье: «... во-первых, в ней содержится определенная информация о

наказании как социальном институте; во-вторых, определяется результат,

который должен быть достигнут при применении наказания и, в-третьих,

определяются целенаправленность и характер деятельности по достижению

указанного результата».

Впервые законодательное определение понятия наказание было дано в ст. 28

Основ 1991 г.: «Наказание есть мера принуждения, применяемая от имени

государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении

преступления, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или

ограничении прав и интересов осужденного».

Были даны и иные формулировки понятия наказания. Так, в процессе создания

теоретической модели УК приводилось следующее определение: «Наказание есть

мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда и в

соответствии с законом к лицу, признанному виновным в совершении

преступления, и выражающая отрицательную оценку его преступной

деятельности» (ст. 57).

Заслуживает внимания определение, данное А.И.Чучаевым: уголовное

наказание - это «мера государственного принуждения, установленная уголовным

законом и влекущая лишение или ограничение прав и интересов осужденного;

наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении

преступления, назначается от имени государства по приговору суда».

Меры государственного принуждения разнообразны.

Уголовное наказание - одна из наиболее значительных мер государственного

принуждения. Об этом свидетельствует исторический опыт. Так, Чсзаре

Беккариа в трактате «О преступлениях и наказаниях» писал, что «только

законы могут устанавливать наказания за преступления, и власть их издания

может принадлежать только законодателю... Никакой судья не может, не

нарушая справедливости, устанавливать наказания для других членов общества.

Несправедливо наказание, выходящее за пределы закона, т.к. оно явилось бы

другим наказанием, не установленным законом».

Обобщая значимые теоретические разработки, ныне действующий Уголовный

кодекс Российской Федерации закрепил на уровне закона «принцип законности»,

где определено, что «преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-

правовые последствия определяются только настоящим Кодексом».

Текст ст. 43 действующего УК РФ гласит: «Наказание есть мера

государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание

применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступлсния, и

заключается в предусмотренном настоящим кодексом лишении или ограничении

прав и свобод этого лица».

Существенным при этом является то, что законодатель выделил понятие

наказания в части первой данной статьи, а цели применения наказания в

самостоятельной части второй этой нормы.

Такая редакция нормы позволила избежать тех трудностей толкования закона,

которые имели место в ранее действовавшем УК РФ 1960 года.

Так, ст. 20 «Цели наказания» оговаривала, что «наказание не только

является карой за совершенное преступление, но и преследует цели...».

В редакционном отношении смысловое содержание нормы было изложено

неудачно, поскольку сопоставлялись разно порядковые понятия - содержание и

цели наказания. Фактически наказание понималось законодательством как

«кара», ибо «но» относилось к формулировке его целей.

Представляется, что исключение из текста закона термина «кара»

символично. Так, уже в ст. 10 Руководящих начал (1919 г.) нашел свое

закрепление принцип отрицания возмездия: «Наказание должно быть

целесообразно и в то же время совершенно лишено признаков мучительства и не

должно причинять преступнику бесполезных и лишних страданий». Эта

формулировка Руководящих начал была воспринята затем ст. 26 УК РСФСР (1922

г.), ст. 4 Основных начал (1924 г.); ст. 9 УК (1926 г.).

Однако то, что законодатель использует термин «государственное

принуждение», не означает, что последний не придаст должной значимости

элементу кары.

Сложность познания сущности наказания связана не только с различным

подходом в науке к определению места кары в наказании, но и с различными

взглядами ученых на природу самой кары. В юридической литературе нет

единообразия в понимании содержания кары как сущности наказания. Многие

авторы сводят ее к страданиям и лишениям, которые доставляют наказание

осужденному. Так, М.Д.Шаргородской писал: «Наказание является лишением

преступника каких-либо принадлежащих ему благ и выражает отрицательную

оценку преступника и его деяния государством. Наказание причиняет страдание

тому лицу, к которому оно применяется. Именно это свойство, являясь

необходимым признаком наказания, делает его карой» Как видно, приоритет

отдается моментам лишения и страдания. В курсах советского уголовного права

при определении понятия наказания кара не упоминается, а упор делается на

государственно-принудительный его характер и причинение лишений виновному,

а также упоминаются цели наказания.

Б.С.Утевский определил кару как принуждение. Б.С.Никифоров, критикуя

такое расширительное толкование кары, отметил: «Кара - это принуждение к

такому страданию, которое по своему характеру и длительности

пропорционально, соразмерно совершенному преступником злому делу,

преступлению».

С критикой изложенных точек зрения выступил И.С.Ной: «...кара была бы

соразмерна тяжести совершенного преступления, если бы за убийство

предусматривалась лишь смертная казнь. Но принцип возмездия не проводится в

нашем законодательстве, а допустимость применения смертной казни за

убийство продиктована не соображениями возмездия, а, прежде всего целью

общей превенции»

Следует отметить, что «государственное принуждение» в новом УК нельзя

отождествлять и с «мерами социальной защиты» (УК 1922 г.) или с выражениями

«меры социальной защиты судсбноиспранительного характера» (УК РСФСР 1926

г.). Государственное принуждение, как прямо указано в законе (ст. 44 нового

УК), состоит в лишении или ограничении прав осужденного.

В ст.ст. 44-59 действующего УК РФ перечислены все меры принуждения,

являющиеся наказанием. Причем иные меры принудительного воздействия не

имеют силы уголовного наказания.

Среди наказаний предусмотрен различный уровень правоограничсний.

Действующий уголовный закон предусмотрел смертную казнь в общей системе

наказаний (п. «н» ст. 44), отменив тем самым ее исключительность.

Репрессивность видов наказания определена действующим УК РФ от наказания,

связанного с наименьшим объемом кары - штрафом, до обладающего наибольшим -

смертной казни.

Ст. 6 действующего УК, раскрывая принцип справедливости, в части первой

оговаривает, что: «наказание и иные меры уголовно-правового характера,

подлежащие применению к лицу, совершившему преступление, должны быть

справедливыми, т.е. соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам

его совершения и личности виновного». Фактически получил развитие принцип,

обоснованный ранее основоположниками уголовно-правовой теории: «Личный

характер ответственности составляет одно из первых условий правильной

карательной деятельности, хотя нельзя не прибавить, что это начало является

продуктом сравнительно поздней эпохи уголовного права».

Ранее в ст. 3 УК РФ 1960 г. также оговаривался этот принцип: «Уголовной

ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении

преступления...».

Возможна и иная реакция общества на преступление, так называемые иные

меры уголовно-правового характера. Таковые, например, предусмотрены в ст.

92 УК РФ «Применение принудительных мер воспитательного воздействия»; ст.

92 «Освобождение от наказания несовершеннолетних»; ст. 82 «Отсрочка

отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних

детей» и др.

В части первой ст. 44 УК РФ законодатель вновь закрепил положение, что

эта «мера государственного принуждения назначается только по приговору

суда».

УК РФ 1960 года в части второй ст. 3 также оговаривал этот принцип:

«Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также

подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в

соответствии с законом».

Представляется, что и новый УК РФ подразумевает, что наказание

назначается от имени государства. Этим подтверждаются конституционные

начала судопроизводства. Назначение наказания только судом определено и в

действующем УПК в ст. 13: «...Правосудие по уголовным делам осуществляется

только судом».

Наказание назначается от имени государства (ст. 300 упк РФ), т.е.

наказание носит публичный характер.

Ранее в ст. 56 УК РФ 1960 г. отмечалось, что освобождение от наказания

либо его смягчение, кроме случаев применения амнистии или помилования,

производится только судом.

Новый УК РФ не имеет конкретно такого указания. Однако по содержанию

норм, помещенных в гл. 12 «Освобождение от наказания», можно сделать вывод

о наличии этого принципа.

В новом УК РФ выделены в отдельную главу три нормы: ст. 84 «Амнистия»;

ст. 85 «Помилование»; ст. 86 «Судимость».

На уровне закона раскрыт процессуальный (внесудебный) порядок применения

институтов амнистии, помилования. Представляется значимым, что в диспозиции

этих норм указано на непосредственную связь амнистии и помилования с

освобождением от наказания: «Лица, осужденные за совершение преступлений,

могут быть освобождены от наказания, либо назначенное наказание может быть

сокращено или заменено более мягким видом наказания».

Уголовное наказание влечет судимость. Представляется верным редакционное

изменение названия статьи. Статья прежнего УК РФ гласила: «Погашение

судимости».

Ст. 86 нового УК РФ названа «Судимость». При этом законодатель в части

первой данной статьи на уровне закона раскрыл уголовно-правовое значение

судимости при осуществлении процессуальных действий и указал на связь

судимости как правового последствия с назначаемым наказанием: «Судимость, в

соответствии с настоящим Кодексом, учитывается при рецидиве преступлений и

при назначении наказания».

Судимость определяется по действующему УК РФ как правовое последствие,

связанное с вступлением обвинительного приговора в законную силу и

действующее до момента погашения или снятия судимости.

Ст. 2 УК РФ определяет «задачи Уголовного кодекса». В части второй

указанной статьи определено, что «настоящий УК определяет, какие опасные

для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и

устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за

совершение преступления».

Представляется, что в данной статье, как и в норме, определенной ст. 3 УК

«Принцип законности», где последовательность изложения такова:

«Преступность деяния, его наказуемость...», это свидетельствует о

вторичности уголовного наказания по отношению к совершаемым преступлениям.

Существенно, что на уровне закона разрешен вопрос о значимости наказания в

процессе классификации преступлений. Так, Н.И.Загородников считал, что «в

основу классификации преступлений следовало бы положить санкцию (размер и

вид предусмотренного в законе наказания)».

Такое утверждение оценено законодателем как не совсем обоснованное, т.к.

наказание нельзя признать «соизмеримой единицей» общественной опасности.

Последняя есть объективная реальность, она первична по отношению к

наказанию.

Поэтому в статье действующего УК РФ «Категории преступлений» дано

подразделение преступлений и;1 небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и

особо тяжкие преступления, исходя из формы вины и максимального наказания,

предусмотренного УК.

Изложенное позволяет определить отличительные признаки уголовного

наказания, на основании которых выявляется его отличие от иных видов

государственного принуждения:

1) осуждение лица, виновного в совершении преступного деяния, от имени

государства;

2) наибольшая острота репрессии (в отличие от административных или

гражданско-правовых видов принуждения);

3) применение наказания только к лицам, виновным в совершении

преступления;

4> возможность применения уголовного наказания только по приговору суда;

5) судимость - последствие, присущее лишь уголовному наказанию.

2. Цели наказания

Произошедшие в уголовном законодательстве изменения сделали актуальным

вопрос: в чем заключено социальное назначение наказания? Что должно

преобладать при назначении наказания: его карательный элемент или

направленность на предупреждение преступления Настоящий момент требует

превращения уголовной политики в социальную политику предупреждения

преступности.

Уголовное наказание как особая форма государственного принуждения

рассматривается в юридической литературе и качестве правовой категории.

Однако по своему содержанию, функциям, характеру и объектам воздействия оно

значительно шире, чем общественные отношения, возникающие при назначении,

исполнении и освобождении от отбывания наказания. Уголовное наказание

затрагивает и ряд социологических аспектов. Необходим учет комплекса мер

воздействия принуждения, связанных с влиянием уголовного наказания на

личность преступника, других членов общества, да и на само общество в

целом. Должная разработка таковых позволит государству более успешно

планировать и осуществлять уголовную политику, совершенствовать уголовное и

исправительно-трудовое законодательство. Важной проблемой изучения

уголовного наказания как социологической категории являются его социальные

функции. Одна из основных функций наказания - предупреждение, применяемое к

конкретному лицу за совершенное преступление.

Однако наказание как форма государственного принуждения должно быть

сопряжено с ограничительным положением карательного воздействия. По мере

стабилизации общества возникает необходимость развития мер воспитательного

воздействия на осужденных. Именно поэтому основной социальной функцией

наказания следует считать его предупредительную функцию, входящую в

качестве составной части в систему мер борьбы с преступностью.

Институт наказания реализует функцию социального контроля с точки зрения

как общей, так и частной превенции. Эффективность социального контроля в

форме использования наказания в борьбе с преступностью во многом зависит от

правильного учета влияния социальных изменений на законодательную

регламентацию уголовно-правовых санкций, их применения и исполнения.

Определение целей наказания - один из наиболее принципиальных вопросов

уголовного права. «От её решения зависит не только построение многих

институтов этой отрасли права, но и целеустремленное применение самого

уголовного законодательства».

Чезаре Беккариа писал: «Цель наказания заключается не в истязании и

мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное

преступление... Цель наказания заключается только в том, чтобы

воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других

от совершения того же».

Н.С.Таганцов, определяя цели наказания, указывал: «Будучи личным

страданием, причиняемым виновному за учиненное им деяние, наказание должно

быть, организовано так, чтобы оно служило или могло служить тем целям,

которые преследует государство, наказывая»

В юридической литературе первых лет Советской власти много внимания

уделялось вопросу о целях и задачах наказания. Сложность этой проблемы

приводила к тому, что отдельные авторы, удачно сформулировали ту или иную

задачу наказания - исправительную, предупредительную или же охранительную,

в ряде случаев считали ее единственной, чем искажали действительную роль

наказания в Советском государстве. В рассматриваемый период еще только

начинали оформляться положения советской теории уголовного права о

соотношении принудительной и воспитательной сторон наказания, о соотношении

понятий «кара» и «воспитание», «кара» и «наказание».

Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность

наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель

указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе

угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. Для

правоохранительных органов, применяющих и исполняющих уголовное наказание,

они становятся практическим ориентиром эффективности их практической

деятельности. От целей наказания следует отличать его функции, с помощью

которых решаются частные задачи, достигаются промежуточные результаты на

пути к цели. Смешение целей с функциями в литературе встречается, и это не

только мешает правильному уяснению тех и других, но и приводит к искажению

социального назначения наказания, направленности уголовной политики.

Например, такое происходит, когда в качестве цели наказания признается

сама кара.

Ранее законодатель отделял кару как основу наказания от его целей

указанием на: 1) исправление и перевоспитание осужденных; 2) предупреждение

совершения преступлений осужденным; 3) предупреждение совершения

преступлений иными лицами (ст. 20 УК РСФСР 1960 г.).

Однако ряд авторов в своих монографических исследованиях в качестве одной

из целей ставили кару. При этом Н.А.Беляев пояснял: «Под карой как целью

наказания мы понимаем причинение правонарушителю страданий и лишений в

качестве возмездия за совершенное им преступление». Думается, такой подход

не согласуется с законом, если не сказать, прямо противоречит ему.

И.И.Карпец, отстаивая такую же точку зрения, рассуждал примерно так: «Раз

наказание карает и достигает каких-то целей, без чего не бывает, значит,

кара является одной из целей наказания». Аргументы одного и другого авторов

неизбежно приводят к выводу, что наказание как кара является самоцелью,

чего как раз уголовный закон не допускает.

Новый УК РФ определяет цели наказания в части второй ст. 44: «Наказание

применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также

исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».

Формулировка ст. 43 УК РФ существенно отличается от текста ст. 20 УК РФ

1960 г. Во-первых, в ней отсутствует текст, содержащийся в части второй,

устанавливающий, что «наказание не имеет целью причинение физических

страданий или унижение человеческого достоинства».

В новом законе этим содержанием определен принцип гуманизма (часть вторая

ст. 7 УК). Во-вторых, в ст. 43 УК РФ отсутствует указание на перевоспитание

осужденных как цель наказания. Ряд авторов убедительно доказали, что

уголовно-правовые средства нельзя непосредственно связать с процессом

перевоспитания.

Однако законодатель оговорил в норме цель исправления осужденного, В свое

время авторы проекта УК отмечали, что «единственным указанием на критерии

исправления является положение, содержащееся в постановлении Пленума

Верховного Суда СССР от 19 октября 1971г. «О судебной практике условно-

досрочного освобождения осужденных от наказания и замены не отбытой части

наказания более мягким». В п. 2 этого постановления говорится, что

«доказательствами исправления осужденных служат примерное поведение и

честное отношение к труду, а для несовершеннолетних - и к обучению». Под

исправлением осужденного Н.А.Стручков видел: «... во-первых, результат

определенного воздействия на лицо, совершившее преступления, и во-вторых,

специфический воспитательный процесс, протекающий в условиях исполнения

наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия».

Н.А.Беляев писал по этому поводу так: «Исправление - это та оптимальная

задача, которая должна быть решена при исполнении наказания. Об исправлении

преступника можно говорить тогда, когда под влиянием наказания в его

сознании происходят изменения, при наличии которых преступник хотя и не

превращается в активного, сознательного члена нашего общества, но уже

становится безопасным для общества».

Относясь к указанию в статье нового УК РФ на «цель исправления»

осужденного как к реальности, следует присоединиться к точке зрения

Г.А.Злобина, делающего акцент в функциях уголовного права на «охранительную

социально-превентивную».

Представляется, что исправление осужденного возможно с большим эффектом

мерами исправительно-трудового воздействия.

Кроме того, возникает вопрос: если достижение надежного исправления

осужденного обеспечивает несовершение им новых преступлений, почему

отдельно выдвигается еще цель частной превенции?

Итак, уголовное наказание преследует две общепризнанные цели: специальное

и общее предупреждение. Буквальное толкование текста действующей ныне части

второй ст. 43 свидетельствует о том, что законодатель не сделал

разграничения на уровне закона на специальное и общее предупреждение.

Однако представляется, что их наличие подразумевалось и изначально.

При разработке модели нового УК отмечалось, что «традиционно наиболее

важными целями уголовного наказания считаются общее и специальное

предупреждение преступлений». Причем «в плане общего предупреждения

наказание должно устрашать; в плане специального предупреждения -

исправлять и перевоспитывать, что необязательно предполагает устрашение».

Касаясь существа цели, надо отметить, что механизм ее достижения

заключается в карательном содержании наказания и испытании его осужденным.

Если же впоследствии осужденного удерживает от совершения преступления опыт

пережитого наказания, то, считается, налицо частное предупреждение. Не

имеет значения, что в. этом могло больше сказаться: устрашение, страдание,

испытание кары, осознание своей вины, перестройка установок или же

исправление в подлинном смысле.

Кроме того, частично предупредительный эффект заключен не только во

внутренней мотивации поведения осужденного благодаря испытанию наказания.

Есть наказания, которые по своему характеру больше или меньше способствуют

этой цели. Скажем, такая исключительная мера, как смертная казнь, полностью

обезвреживает осужденного. Лишение свободы как наказание больше располагает

ресурсами частного предупреждения, но эти ресурсы действуют во время его

отбывания. Наказания, не связанные с лишением свободы, или виды условного

осуждения в той или иной мере связаны с усилением социального контроля над

осужденными, и это обстоятельство служит цели частного предупреждения.

Таким образом, не все заключается в том, как прочувствует наказание

осужденный. Многое зависит и от внешних обстоятельств его отбывания, и от

того, как воздвигаются «барьеры» на пути возможного совершения новых

преступлений осужденным.

Таким образом, частнопревентивные ресурсы наказания смыкаются с мерами

специально-криминологической профилактики.

При рассмотрении сути общей превенции в литературе встречаются различные

подходы. В одних случаях вопрос ставится широко, сторонники такой трактовки

исходят из того, что общее предупреждение обращено ко всем гражданам, ко

всем членам общества. Уголовное наказание является стимулом правопослушного

поведения. Его применение к конкретным лицам, совершившим преступление,

предупреждает всех, каковы последствия нарушения уголовно-правового

запрета. В то же время общее предупреждение несет в себе воспитательную

функцию, внедряя в сознание членов общества недопустимость нарушения

уголовных законов и убежденность в неотвратимости уголовной ответственности

и наказания в случае совершения преступления.

Приведенная трактовка представляется расширительным толкованием понятия

общего предупреждения. Во-первых, здесь имеет место известное смешение

воспитательной и предупредительной ролей уголовного права в целом и одного

из его основных институтов - наказания в частности. Главное же состоит в

том, что преобладающая часть членов общества не совершают преступления не

потому, что определенные лица (или лица) понесли уголовное наказание за

конкретное преступление, а вследствие того, что преступление противоречит

их мировоззрению, убеждениям, принципам и т.п. Оно неприемлемо для них как

явление, несовместимое с их отношением к жизни, к благам и ценностям

общества, других людей и т.п.

Поэтому более обоснованной и соответствующей мысли законодателя является

позиция, которая трактует общее предупреждение более узко: оно обращено к

неустойчивым членам общества, которые по ряду объективных и субъективных

факторов (связи с преступной средой, пробелы воспитания, негативное

воздействие преступных «авторитетов») имеют искаженные представления о

существующих в обществе ценностях и т.п.

Сдерживающее начало в общем предупреждении обусловливается представлением

таких лиц о нежелательных последствиях преступления, которые состоят в том,

что за каждое преступное деяние установлена уголовная ответственность,

степень строгости (наказания) определяется степенью тяжести преступления;

ответственность в случае совершения преступления реальна и неотвратима.

Следует иметь в виду, что реальность содержащейся в уголовном законе

угрозы наказания проявляется лишь при фактическом его применении. В таких

случаях наказание будет восприниматься неустойчивыми элементами как

неизбежное следствие преступления, невыгодное для них по своим негативным

последствиям.

Не получил однозначного разрешения и вопрос о том, каков при этом механизм

удержания иных лиц от совершения преступления. Так, А.И.Марцев утверждает,

что «основным рычагом в механизме общего предупреждения преступления

является страх перед наказанием, страх перед возможностью пережить тяготы и

лишения», и приводит данные проведенного им опроса осужденных лиц, которые,

будучи в ситуации возможного совершения преступления, воздержались от него,

боясь наказания .

Однако представление о всесилии наказания является эфемерным. Так, по

данным того же автора, из 147 обследованных им преступников 90 человек в

момент совершения преступления не боялись наказания и относились к нему

безразлично. Опрос, проведенный им среди 200 осужденных, показал, что 34%

опрошенных 1) момент совершения преступления рассчитывали на

безнаказанность, а 58% - относились к наказанию безразлично. И только 4

проц. опрошенных совершили преступления, думая, что ответственность

наступит неизбежно. По данным И.С.Ноя, из 245 человек 64% не думали о

наказании при совершении преступления'' По данным некоторых исследований,

лишь 9% городских жителей ссылаются на страх перед наказанием как на

главный удерживающий от преступления мотив.

Применительно к общему предупреждению существенное значение имеет фактор

устрашения.

Категории лиц, которым адресован этот фактор, различны. Так, первую

категорию составляют люди, для которых устрашение не имеет мотивирующего

значения, т.к. они не совершают преступлений в силу сознательности или

других обстоятельств, вообще не связанных с уголовным запретом.

Вторую категорию составляют лица, для которых устрашение не имеет

мотивирующего значения, т.к. они совершают преступления, несмотря на угрозу

неблагоприятных уголовно-правовых последствий.

Третью категорию составляют лица, для которых устрашение имеет мотивирующее

значение, т.к. они не совершают преступления из страха перед

неблагоприятными уголовно-правовыми последствиями. Они-то и представляют

главный объект превенции.

Известно, что устрашающий эффект наказания зависит от тех лишений, которым

подвергается наказываемый.

Однако дело не только в самих лишениях, но также в том, как эти лишения

воспринимаются. Степень кары и, следовательно, устрашающий эффект наказания

различаются в зависимости от того, в каких условиях живут лица. Чем больше

разрыв между условиями жизни населения и теми условиями, в которые ставит

осужденного назначенное ему наказание, тем сильнее кара, тем больше

устрашающий эффект наказания'

Значение общего предупреждения меняется в связи с изменением круга деяний,

объявляемых преступлениями: чем меньше среди них деяний, сурово осуждаемых

господствующей моралью, тем больше значение общего предупреждения. Это

соотношение меняется также и под влиянием динамики преступности: чем ниже

преступность, тем больше значения придается специальному предупреждению.

Лишение свободы представляет собой одно из наиболее распространенных

наказаний, которое должно отвечать задачам общего и специального

предупреждения. В качестве меры специального предупреждения лишение

свободы, как известно, имеет противоречивый характер: ставя перед собой

задачу максимально приспособить человека к жизни в обществе, его отделяют

от этого общества, желая заменить в сознании человека вредные привычки и

представления правильными, его помещают в среду, где опасность «заражения»

отрицательными взглядами и чертами наиболее велика.

Противоречива и роль смертной казни. Представляется, что применение данного

вида наказания оставляет возможным констатировать лишь кару осужденному и

общую превенцию остальным гражданам.

Так, С.Г.Келина обоснованно пишет: «Цель частного предупреждения -

перевоспитание преступника, с тем чтобы он в дальнейшем не совершал новых

преступлений, в случаях применения этой меры наказания (имеется в виду

смертная казнь. - В.И.), естественно, не ставится»9.

Особого внимания в связи с решением проблем совершенствования уголовного

законодательства заслуживают существующие в общественном мнении

противоречия относительно целей наказания. Исследования показывают, что

общественное мнение, выступая в целом за расширение уголовной

ответственности и за ужесточение санкций в рамках действующего

законодательства, одновременно склоняется к тому, что эффективность,

например, лишения свободы невелика и отбывание наказания в местах лишения

свободы и большинстве случаев не достигает цели исправления и тем более

перевоспитания10.

Лишение свободы в значительной своей части применяется за преступления, не

представляющие большой общественной опасности, а этого, видимо, можно было

бы избежать11

Это свидетельствует о том, что назрела необходимость разрешения

противоречий между неумеренными карательными притязаниями и случаями весьма

либеральной оценки совершения конкретных преступлений, между требованиями

усиления уголовной репрессии как главного средства борьбы с преступностью и

низкой эффективностью страха перед наказанием в качестве мотива соблюдения

закона. Это тем более актуально в условиях, когда общая перспектива

постепенного сужения государственного принуждения может проявляться в более

высоком стимулирующем воздействии мер поощрения по сравнению с мерами

наказания, последовательной линии на смягчение уголовной политики, в

дифференциации ответственности, расширении применения мер общественного

воздействия и усиления воспитательного начала при исполнении карательных

санкций. В свое время законодатель существенно смягчал участь большого

контингента лиц, виновных в совершении преступления. Свидетельством тому

служат Указы Президиума Верховного Совета СССР от 8 и 15 февраля 1977 г. Об

этом же свидетельствует и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля

1982 года «О дальнейшем совершенствовании уголовного и исправительно-

трудового законодательства».

В теории советского уголовного права в последние годы единодушно

высказывалась мысль о необходимости внести изменения в систему наказания, в

частности, устранить существенный разрыв в степени кары между лишением

свободы, с одной стороны, и остальными наказаниями - с другой.

Представляется, что в новом законе в части первой ст. 60 «Общие начала

назначения наказания» определенно отражено стремление устранить эту

проблему указанием, что «более строгий вид наказания из числа

предусмотренных за совершенное преступление назначается лишь в случае, если

менее строгий его вид не может обеспечить достижение целей наказания».

3. Система наказаний

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений,

различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в Уголовный кодекс в

определенном порядке, образуя в целом систему наказаний.

Под системой наказаний принято понимать установленный Уголовным кодексом

исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной

последовательности исходя из степени их тяжести.

Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней

предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом,

вины, справедливости и гуманизма.

Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным и

государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально-

политические изменения и тенденции непосредствен не влияют на систему

наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое

значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их

виды, обусловленные общими изменениями и потребностями в общественно-

политической, экономической и идеологической сферах.

Ранее действовавший УК РСФСР 1960_г. предусматривал до начала коренных

изменений, происходящих « государстве и обществе, следующую систему

наказании:

1) лишение свободы; 2) ссылка; 3) высылка; 4) исправительные работы без

лишения свободы; 5) лишение права занимать определенные должности или

заниматься определенной деятельностью; 6) штраф; 7) общественное порицание;

8) направление в дисциплинарный батальон - для военнослужащих; 9)

конфискация имущества; 10) лишение воинских и других званий, а также

орденов, медалей, почетных званий и Почетных грамот. Виды наказаний,

включая общественное порицание, были расположены по степени их тяжести.

Последние два вида наказаний (конфискация и лишение званий, орденов и т.п.)

не могли применяться самостоятельно, поэтому, по существу, в систему

наказаний не входили. Не входила в систему также и предусмотренная этим УК

высшая мера наказания - смертная казнь.

В последующем эта система претерпела ряд изменений. В УК был включен

новый вид наказания - условное осуждение к лишению свободы с обязательным

привлечением осужденного к труду. Однако практика применения этого

наказания показала его недостаточную эффективность. Выявилась также и

низкая эффективность таких видов наказаний, как ссылка и высылка. В связи с

это названные три вида наказаний из УК 1960 г. были исключены.

Новый Уголовный кодекс с учетом коренных перемен, произошедших в

государстве и обществе за последние годы, предусматривает следующую систему

наказании: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или

заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского

или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4)

обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной

службе; 7) конфискация имущества; 8) ограничение свободы; 9) арест; 10)

содержание в дисциплинарной воинской части. 11) лишение свободы на

определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь (ст.

44 УК).

Новый Уголовный кодекс отдельно устанавливает систему и перечень

наказаний, назначаемых несовершеннолетним. В нее входят: а) штраф; б)

лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные

работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на

определенный срок.

По отношению к прежнему уголовному законодательству система наказаний

претерпела весьма существенные изменения. Из числа уголовных наказаний

обоснованно исключено общественное порицание, включены четыре новых вида

наказания (обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение

свободы и арест). Смертная казнь введена в общую систему наказаний, а

лишение свободы подразделено на срочное и пожизненное.

О том, что наказания в этой системе располагаются по степени их тяжести,

хотя и в обратном порядке по отношению к прежнему УК (от менее тяжких к

более тяжким), можно говорить весьма условно.

Перечень наказаний начинается со штрафа и лишения права занимать

должности или заниматься деятельностью. Вряд ли эти наказания обладают

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ