Сборник рефератов

Русские критики о Л.Н. Толстом

Русские критики о Л.Н. Толстом

Содержание
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава первая ………………………………………………………………………..
Творчество Л.Н. Толстого в интерпретации критиков «Русского богатства»
1883–1891 г. («Смерть Ивана Ильича», «Власть тьмы»)……………………...10
Глава вторая………………………………………………………………………...
Философия Л.Н. Толстого в понимании Л.Е. Оболенского…………………..22
Глава третья………………………………………………………………………...
Споры критиков о Л.Н. Толстом на страницах «Русского богатства» 1889–1891 гг……………………………………………………………………...41
Заключение…………………………………………………………………………
Примечания…………………………………………………………………………
Библиография………………………………………………………………………

Введение

В истории журнала «Русское богатство» 1883–1891 года представляют особый интерес. В этот период его редактором и вдохновителем, одним из основных авторов был Л.Е. Оболенский. «Толстый» журнал под названием
«Русское богатство» стал для него по-настоящему любимым детищем. Он собственноручно создавал каждый номер, писал статьи, очерки, обзоры, вёл переписку с авторами и читателями. Главным в эти годы направлением журнала была его ориентация на «научно-философское» направление. Он не был
«литературным» или «общественно-политическим» в угоду моде, его главной задачей стало просвещение заинтересованного круга читателей. За обозначенный временной промежуток в «Русском богатстве» было опубликовано множество работ по философии, психологии, экономике, математике, биологии, физике и другим наукам. Неординарным оставалось и эстетико-литературное направление издания, пытавшемуся отстаивать собственную точку зрения в связи с самыми разнообразными явлениями литературного процесса последней трети XIX века. Читателя часто знакомили с произведениями зарубежных авторов. Журнал охотно представлял свои страницы отечественным авторам, в том числе и только начинающим литературный путь.

Из-за своего столь «непривлекательного» содержания журнал не пользовался популярностью у массового читателя, что влекло за собой огромное количество трудностей, особенно материального характера. Он был предназначен для элитарной публики, хотя Оболенский всей душой желал погрузить в мир науки, философии и искусства как можно больше людей, полагая, что универсальные знания должны стать основой интеллектуального будущего России.

Кроме того, глубокий интерес к насущным проблемам русской жизни тоже наложил заметный отпечаток на содержание журнала, где затрагивались актуальнейшие проблемы современной действительности. Главная задача сводилась к решению самых животрепещущих вопросов, будь они мировоззренческого или же чисто практического характера. Многие журнальные публикации были ознаменованы искренним стремлением к изменению нравственного и социального облика человека. Не случайно главной общественной несправедливостью издатель журнала считал неоправданно тяжелую жизнь простого народа. И именно в связи с этим им чаще всего затрагивались различные общественно-экономические и философские вопросы.

Принимая во внимание весь характер деятельности Оболенского, можно сделать вывод, что он опирался на достаточно широко распространенные тогда народнические доктрины, что, несомненно, сказалось на общем направлении журнала, общее содержание которого вполне соответствовало мировоззренческим представлениям Л.Е. Оболенского и его раздумьям по поводу самых злободневных проблем, связанных с представлениями о национальном и всеобщим. Формировалась единая идея, пропагандируемая журналом, хотя сам
Оболенский не считал себя народником, всегда чурался тенденциозности и стремился найти рациональное зерно в самых различных общественных и, тем более, литературных направлениях. Честность по отношению к себе, к читателю и к миру в целом – главная его отличительная черта. Говорящим в связи с этим является излюбленный псевдоним Оболенского – «Созерцатель», который свидетельствует о стремлении судить как бы со стороны, объективно.

Неординарность личности Л.Е. Оболенского проявилась и в жанровом своеобразии литературно-критических статей. Надо сказать, что само обращение к литературной критике в его жизни не случайно. Как поэт, прозаик, он не мог отозваться по поводу творчества собратьев по перу. На страницах своего журнала ни раз выступал с краткой оценкой того или иного писателя, охотно печатал статьи и рецензии других авторов. В «Русском богатстве» сотрудничали М.М. Филиппов, А. Лисовский, Дм. Струнин, М.К.
Цебрикова, Е.П. Карпов. Статьи нередко сопровождались подзаголовком «По поводу», откликаясь на конкретное выступление в печати, какое-то событие или явление; также могло носить название «Обо всем», где помимо литературных событий обсуждались и общественные, но все они имели между собой определенную внутреннюю связь; весьма популярными подзаголовками были
«критический анализ», «критическое исследование», «сравнительная характеристика» или «литературная заметка», но излюбленным жанром самого
Оболенского был «критический этюд», в котором, как правило, широко и многосторонне рассматривалось то или иное литературное явление.

«Русское богатство», несомненно, имело свою оригинальную направленность при Оболенском. Поэтому непонятно, почему столь замечательная личность упоминается лишь в примечаниях, указателях к каким-нибудь книгам или в редких общих обзорных статьях энциклопедий дореволюционного и советского времени, в которых много ошибок и неточностей. Деятельность Л.Е.
Оболенского заслуживает более детального изучения не только в связи с историей русской литературной критики, но и в связи с историей отечественной журналистики, историей русской литературы, философии и публицистики.

Бесспорно, этот человек был по-настоящему многогранно талантлив. Даже тот факт, что он много лет состоял в личной переписке с Л.Н. Толстым, говорит о многом. Ведь Л.Н. Толстой вел переговоры с Оболенским по поводу того, чтобы сделать «Русское богатство» чисто «толстовским» изданием. И не только мировоззренческая схожесть служила тому причиной. Было всегда взаимное уважение, были дружеские отношения на протяжении многих лет.

Работы Оболенского о творчестве Л. Толстого отличаются не только глубиной знаний, но и необычайной прозорливостью. Противоречивая, непонятная очень многим, вызывающая раздражение, а порой и резкое неприятие деятельность Толстого в сфере литературы и общественной жизни конца XIX века получила у Оболенского подробнейшее освещение.

1890-е годы стали переломными в жизни Л. Толстого. Поиск пути самосовершенствования и обретения смысла жизни привели его к созданию особого мира созерцания, которое выразилось в таких произведениях, как
«Исповедь» (1879–80, опубл. в 1884), «В чем моя вера?» (1882–1884). В трудах «Исследование догматического богословия» (1879–1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880–1881) Толстой критикует институт христианской церкви. В этих работах он излагает суть своего учения, основанного на нравственно-религиозной философии, согласно которой обновление человека возможно только через индивидуальную духовную работу, нравственное самосовершенствование. Толстой обращается к публицистике. Свои многочисленные статьи, затрагивающие общественные проблемы, он также создает с опорой на новое мировидение. Эти же нравственно-этические ориентиры находят воплощение и в тех совсем немногих художественных произведениях, которые появляются на свет в этот период: в повестях «Смерть
Ивана Ильича» (1884–1886), «Крейцерова соната» (1887–1889, опубл. в 1891),
«Дьявол» (1889–1890, опубл. в 1911), драме «Власть тьмы» (1886), комедии
«Плоды просвещения» (1886–1890, опубл. в 1891), а также в «народных рассказах» 80-х гг.

Все творчество Толстого этих лет вызывало непонимание и недоумение, а чаще недовольство и раздражение у современников. Л.Е. Оболенский во многом понял и одобрил его, предоставил страницы «Русского богатства» для публикации различных работ его соратников. Сам он активно занялся пропагандой, разъяснением толстовской этики. Стремясь как можно богаче, точнее и убедительнее показать сам феномен Л.Н. Толстого, он предоставил возможность и другим критикам высказаться по этому или иному поводу в связи с творчеством писателя: будь то словесно-художественные произведения, нравственно-эстетические воззрения или педагогическая деятельность.
Оболенский вместе с другими сотрудниками «Русского богатства», такими, как
М. Филиппов, С. Розенберг, попытался опровергнуть нападки различных критиков на выдающегося художника-мыслителя.

Таким образом, круг проблем, связанных с полемикой вокруг Л.Н.
Толстого, на страницах «Русского богатства» подробно и адекватно излагался, а также активно обсуждался. Так, например, Л.Е. Оболенский в числе первых выступил против усиленно муссировавшегося в русской критике вопроса о разделении Л.Н. Толстого на художника и мыслителя. В одной из своих первых статей он писал: «Идеи Толстого, отвлеченные от той непосредственной высокохудожественной формы, в какой они выливались, теряют значительную долю своей прелести, как теряет ее великая поэма, если изложить сухо и отвлеченно ее идею»1.

В связи с проблемой истолкования нового этапа в творчестве Л.Н.
Толстого Оболенский попытался продемонстрировать свое поклонение
«толстовской правды». При всем почтении к Л.Н. Толстому, пристальному вниманию и к его учению, он должен не во всем с ним соглашаться. И об этом издатель «Русского богатства» неоднократно открыто заявлял.

Учитывая неординарность, серьезность и глубину осмысления творчества
Л.Н. Толстого в этом журнале, хотелось бы заметить, что интереснейший материал остался вне магистральных направлений в изучении истории русской литературной критики и журналистики. Хотя попытка систематизации ряда работ, посвященных Л.Н. Толстому, была. Ее предпринял Н.А. Горбанев в своем исследовании «Лев Толстой – художник и мыслитель в литературной критике
XIX–XX вв»2, где была представлена сложная картина восприятия творчества
Толстого русской журнальной критикой, представившей нравственно- эстетическое и словесно-художественное наследие Толстого с различных точек зрения. В исследовании были проанализированы высказывания А.М.
Скабичевского, Н.К. Михайловского, Р.А. , М.А. Протоповича. Вполне бы достоин оказаться в этом ряду и Л.Е Оболенский, но ученый обошел вниманием его многочисленные и очень любопытные работы о писателе.

Оболенский самым активным образом участвовал в разгоревшемся принципиальном споре о Л.Н. толстом – художнике и философе. Не остались безучастными к этой полемике и сотрудники «Русского богатства».

Настоящая дипломная работа посвящена исследованию и обобщению того, что было высказано на страницах журнала о Л.Н. Толстом. Она состоит из введения, трех глав и заключения. Введение содержит в себе информацию о специфике темы, о круге ее интересов: имеется в виду характер журнала
«Русское богатство» в период 18831891 гг., личность его главного редактора
Л.Е. Оболенского, неслучайное появление Л.Н. Толстого на страницах журнала как в качестве беллетриста, так и объекта острой полемики, причиной которой послужило и его творчество, и публицистические трактаты, раскрывающие суть его философского учения. Поэтому весьма логично содержание глав. Первая из них посвящается откликам критиков «Русского богатства» на художественные произведения Л.Н. Толстого, обновленные изменяющимся писательским взглядом на мир. Ими стали повесть «Смерть Ивана Ильича» и драма «Власть тьмы». Во второй главе содержится анализ работ Л.Е. Оболенского, которые носят исследовательский характер новой мировоззренческой концепции Л.Н. Толстого, нашедшей свое выражение в публицистике писателя. В своих статьях критик создает масштабную картину философских поисков и находок Л.Н. Толстого, рассматривая причину духовного кризиса, период безверия и, наконец, обретение им веры и смысла жизни. Взятую на себя роль защитника «опального» писателя журнал с достоинством выполнял, чем вызвал глубокое недовольство литературной общественности. Сыпались упреки, на которые нужно было отвечать. Поэтому практически все статьи журналистов «Русского богатства» носили характер ответа на тот или иной выпад. Предметом обсуждения в третьей главе стала именно эта сторона деятельности журнала.

В «Заключении» речь идет о том, что позднее творчество Л.Н. Толстого не получило адекватной интерпретации среди его современников. Л.Е. Оболенский был из тех немногих, кто стал в этом плане исключением. Надо сказать и о том, что другие сотрудники журнала «Русское богатство», тоже оставили интересные трактовки художественного и философско-публицистического наследия Л.Н. Толстого.

Глава первая

Творчество Л.Н. Толстого в интерпретации критиков «Русского богатства»

1883–1891 г. («Смерть Ивана Ильича», «Власть тьмы»)

Л.Н. Толстому, как личности и, главное, как писателю уделялось огромное внимание на страницах журнала “Русское богатство”. По количеству публикаций, ему посвященных, видно, что первостепенный интерес вызвали толстовские воззрения на тот или иной вопрос, и особенно его философия.
Работ, которые бы интерпретировали непосредственно литературное творчество писателя, на страницах «Русское Богатство» появилось сравнительно немного.
Я имею в виду на страницах «Русского богатства». Это критические этюды А.
Лисовского и Дм. Струнина, а также рецензия Л. Е. Оболенского, выступившего под псевдонимом «Созерцатель» на критический отзыв Г.И. Успенского о
«Власти тьмы», фельетон которого был напечатан в «Русских ведомостях», но редактор журнала “Русское богатство” счел необходимым отозваться на его появление, потому что выход драмы Толстого Л.Е. Оболенский отметил ранее в разделе своего журнала «Новые книги», где писал: «Этой драме мы посвятим особую статью, ибо ее художественные и психологические достоинства заслуживают обширного разбора, невозможного в короткой библиографической заметке. Такого разбора драма заслуживает еще и потому, что она едва ли будет понята и оценена по достоинству нашей критикой, отвыкшей от крупных и выдающихся явлений . И ничего удивительного, если она найдет в драме великого писателя ничего, кроме «непозволительного реализма»1.

Этюды А. Лисовского и Дм. Струнина посвящены рассказу «Смерть Ивана
Ильича». Авторы с восхищением говорят об этом произведении. Интерес же к
«Смерти Ивана Ильича» можно объяснить прежде всего тем, что основные проблемы, поставленные в рассказе, являются главнейшими вопросами человеческого бытия.

Статья А. Лисовского «Смерть Ивана Ильича»2 была напечатана в первом номере «Русского богатства» за 1888 год. Главная задача автора заключалась в том, чтобы показать соотношение художественного и этико-философского в рассказе. С самого начала А. Лисовский заявляет, что «рассказ «Смерть Ивана
Ильича» резко выделяется среди других произведений графа Льва Толстого». Он пишет: «Это не художественное произведение, как прежние романы и рассказы
Толстого, и не нравоучительное произведение, как позднейшие его рассказы и сказки. Или, лучше сказать, этот рассказ одновременно и художественное, и нравственное произведение, нечто гармонически целое и необыкновенно законченное» (С. 180). В связи с этим упоминается и драма «Власть тьмы», с появлением которой смолкли все споры о гибели таланта Толстого, об его отречении от поэтического творчества. Случилось нечто поразительное: «узко задуманная нравоучительная драма из народного быта, предназначенная для народного театра, стала необыкновенно широкою, заблистала несравненными красотами» (Там же). А. Лисовский подчеркивает, что писатель-проповедник и писатель-поэт «не спорят за первенство и преобладание, но идут к одной цели»: к правде. «Чем глубже поэт раскроет душевный мир этого человека, чем лучше, образнее, живее изобразит горькие предсмертные размышления и ощущения его, – тем пустота прожитой жизни будет разительнее показана, тем цель проповедника достигается сильнее» (С. 181).

Действительно, нет судьи более строгого и неумолимого, чем сам человек.
Критик полагает, что для Толстого было неважным противопоставление жизни пустой и бессмысленной и жизни, имеющей возвышенное стремление, главное-это анализ душевного состояния человека, «проживающего без смысла и без сознания свою жизнь и поставленного тяжкою болезнью и ожиданием смерти лицом к лицу с вечным вопросом о тайне жизни» (Там же). Он не согласен и с тем, что для проповедника было главным встать на его место, для поэта - изобразить настроение. И то, что Толстой достиг своей цели, А. Лисовский полагает, дает возможность назвать этот рассказ «беспримерным в истории русской литературы» и признать «торжеством реализма и правды в поэзии». То же, что внимание читателя поглощается внутренней стороной произведения в ущерб внешней, позволяет назвать его «лучшим произведением человеческого духа». Далее автор статьи обращается к содержанию рассказа, суть которого, как он выразился в заключение своей работы, скрывается в «перерождении человека приличий в человека совести». Человек приличий живет, руководствуясь законами современного общества, главный из которых: жить легко, весело и приятно. А личные духовные устремления, желание заботиться о ближних, даже размышления о смысле жизни, и тем более о болезни и смерти, в высшей степени оказываются неприличными. Но именно закат человеческой жизни, по сути, всю ее освещает. «Жизнь встретилась со смертью, загадка с загадкой, и из встречи этих двух великих загадок родился свет, понимание»
(С. 192). Надо сказать, что перерождение человека происходит не сразу. И это связано с загадкой смерти. А. Лисовский по следам Л.Н. Толстого размышляет о ее особом значении: «Что такое жизнь, развивающаяся широко, шумно, пестро и вдруг прекращающаяся, обращающаяся в ничто? Куда денется этот мир ощущений, в центре которого стою я, когда моя жизнь прекратится?»
(С. 193). И как следствие возникает вопрос: «А стоит ли жить, если все равно смерть?» Автор статьи видит три возможных пути разрешения этого вопроса: либо предаваться апатии и отчаянию, либо сказать «нет», что значит
«осудить природу, ежеминутно рождающую для жизни миллионы новых существ, значит признать непостижимое бессмысленным» (Там же), и третьим ответом будет «да», но надо жить не для себя, а для других, «жить в человечестве».
«Стоит возводить здание, но не собственного счастья, обреченное на смерть, а великое здание счастья рода человеческого, которое никогда и ничем не будет разрушено. Для этого не нужно отрекаться от себя, от своего счастья.
Для этого нужно гораздо меньше, нужно возлюбить ближнего, как самого себя»
(Там же). Именно этот третий ответ и есть, по Толстому, смысл жизни человека. К нему-то приходит и Иван Ильич. До этого все его существо страдало, гибло, шло «к мучительному, бессмысленному концу». Теперь страдает «ничтожная песчинка» – тело Ивана Ильича.

А. Лисовский называет Толстого «поэтом смерти», но не той, что означает
«вечный застой», «всеобщее онемение», «остановку в великой машине природы», а той, что является «сеятельницей жизни, носящей в себе семена нравственно здоровой, разумной, ясной и счастливой жизни» (С. 195).

И в заключение автор «критического этюда» очень точно указывает на сходство «людей приличий» толстовского рассказа с людьми современного общества. Толстого укоряли в индифферентизме и пассивности, в его воззрениях обнаруживали некую фатальную неизбежность. Критик обличает, что современная жизнь в самых общих ее выражениях характеризуется «крайним развитием пассивности, индифферентизма, страдание существует наряду с самым беспечным весельем» (С. 195). И те святые вещи, которые сохранились, но
«таятся скрытно и незаметно», становясь общесоциальными, извращаются:
«милосердие превращается в филантропию, труд – в эксплуатацию». А.
Лисовский задается риторическим вопросом: «Кто же индифферентен? Человек совести или человек приличий?». Можно и перефразировать критика: Лев
Толстой или его обвинители? В статье на вопрос нет прямого ответа. Автор дает возможность читателю еще раз подумать над собственным смыслом жизни.
Финальная строка статьи подводит своего рода философский итог: «С тех пор, как человечество помнит себя, люди совести, меньшинство, борются и спорят с людьми приличий, большинством. Сократа, человека совести, осудили на смерть и убили люди предания и приличий» (С. 197).

Вторая работа, посвященная «Смерти Ивана Ильича», критический этюд Дм.
Струнина под названием «Выдающийся литературный тип»3 (Русское богатство. –
1890. – № 4), ставит вопрос о типичности этого образа в литературе и современной жизни.

«Иван Ильич, – пишет Дм. Струнин, – человек ничем не выдающийся ни в области науки, или искусства, ни в области практических мероприятий, – и несмотря на то, однако, можете быть уверенным, что имя его – популярно и что память о нем сохранится среди нас надолго, до тех пор, пока не перестанет в русском обществе водиться человек инерции» (С. 106).

Человека приличий он определяет как человека инерции и подчеркивает, что нельзя смешивать людей инерции с людьми инертными. Под инертностью подразумевается покой, а инерция-это «движение, но далеко не всякое, а только то, источником которого являются не внутренние стимулы, не нравственное «я», а постороннее вмешательство, толчок извне» (Там же).

Можно сказать, что трактовка образа Ивана Ильича Дм. Струниным дается приблизительно в том же ключе, что и в упомянутой работе А. Лисовского.
Герой толстовского произведения тот же «покорный раб условий времени и места», человек толпы и человек инерции, а «жить по инерции – основное направление Ивана Ильича». Критик сравнивает его с «челноком», который плывет в бушующем море жизни и не может не разбиться о «каменистый берег» или «подводный риф», символизирующий собой «разумное сознание, которое проснется не сегодня – завтра!». И все, что было в жизни Ивана Ильича
Головина, Дм. Струниным определяется формулой: «служил, делал карьеру и вместе с тем приятно и прилично веселился» (С. 107). «Радости служебные, – подчеркивает критик, – были радости самолюбия, радости общественные были радости тщеславия, но настоящие радости Ивана Ильича были радости игры в винт» (С. 108). Причины такого образа жизни Дм. Струнин , в отличие от А.
Лисовского, видел в несколько ином. Он приходит к выводу, что сам человек инерции задумывается в определенный момент о цели своего существования, но, обращаясь к книгам и ученым мужам, он не находит ответа. Руководством жизни такого человека остаются непредсказуемые побуждения собственной личности. И он вдвойне несчастен. Во-первых, он не осознает истинного смысла жизни, а во-вторых, убеждается в недостижимости блага, к которому всегда стремился.
Понимание того, что прошедшая жизнь была не настоящей, что он только
«потолкался у дверей ее», приходит слишком поздно. А истинная жизнь настолько отличается от привычной «суеты сует», что кажется «невероятно трудной, даже невозможной», хотя должна быть такой, как завещал Христос, –
«любовью к Богу и ближнему, дающая благо человеку».

И автор статьи говорит, что такие люди, как Иван Ильич, известны каждому. Этих «заматеревших» и «зарождающихся» Иванов Ильичей повсюду в огромном количестве, и в следующих строках легко прочитывается горькая авторская ирония: «…и, если мы имеем право чем-нибудь гордиться перед остальными странами, так это изобилием Иванов Ильичей» (С. 109). Этой особенностью, по мнению критика, Россия оставалась и остается вне конкуренции. «Пресловутый», «жалконький» человек, живоописуемый Толстым, может вполне быть возведен в состоявшийся и утвержденный тип.

Далее Дм. Струнин доказывает типичность образа Ивана Ильича уже не в современном обществе, а в европейской литературе. Такие люди, как этот герой, не являются, по мнению критика, «каким-то исключительным продуктом нашей канцелярии». А.П. Чехов в рассказе «Скучная история» рисует образ такого Ивана Ильича, но уже из среды научной. Николай Степанович всегда хотел быть врачом, но стремление сделать в жизни карьеру как бы завуалировало его душу. Став профессором, апеллируя голыми теориями, он не задумывался о цели своего пребывания на этой земле. Только на пороге смерти он понял, что, став ординарным врачом, приносил бы настоящую пользу окружающим людям, а так, пока он занимался никому не нужным делом, люди не только страдали, но и умирали. Однако такое прозрение наступило слишком поздно, на пороге смерти.

Образ такого же никчемного прожигателя жизни Дм. Струнин находит и в рассказе польской исследовательницы Елизы Оржешко «Одна сотая» и помечает, что «99 сотых внешней и внутренней жизни героя произведения составляют мерзость и отвратительная бестолковщина». По социальному статусу теперь этот «миллионер», «светский человек», но он остается «гулякой и пустомелей». Все свое материальное состояние он буквально проматывает за границей. В нем, безусловно, осталось и хорошее, но всего лишь на одну сотую часть.

И у М.Е. Салтыкова-Щедрина встречает критик в рассказе «Больное место» все того же чиновника Ивана Ильича. Их схожесть он убедительно доказывает отрывком из фантазии Д.Л. Михаловского «Три могилы» с уверенностью, что каждый из них мог бы сказать так после своей смерти:

Много важных и знатных особ

До могилы меня провожало,

Но на мой разукрашенный гроб

Ни единой слезы не упало…

Из пустого тщеславья родня

Монументом богатым почтила,

Бедный прах мой и тут же меня

Навсегда и совсем позабыла. (С. 112)

Так Дм. Струнин завершает свои размышления о типичности толстовского образа. Остальная часть его работы посвящена вопросу оценки читателями того или иного литературного явления и конкретного произведения Л. Толстого, а также тому, какие голоса раздаются в обществе по поводу типичности образа
Ивана Ильича.

Критик полагает, что читатель может идти двумя путями в оценке литературного конкретного явления. Либо путем субъективной оценки, которая опирается на «единичный, личный опыт и личный вкус», но это должно быть компетентное мнение человека «с обширным опытом и развитым чутьем», служащее «ручательством за верность» этой оценки; либо путем объективной оценки. Она проводится на основании «соединенного опыта». Оценивающий должен разобраться в массе голосов и «отделить все то, что отмечается печатью убеждения, а не партийности, не легкомыслия, не пустозвонства» (С.
118).

Вопрос: «Иван Ильич – тип или не тип?» был очень актуальным в литературно-критической среде того времени. Об этом свидетельствует количество разнообразных откликов, приводимых Дм. Струниным. Он пишет:
«Наше общество встретило «Смерть Ивана Ильича» с распростертыми объятиями и с неизмеримым восторгом. Это произведение было многими объявлено чем-то совершенно небывалым в русской литературе» (С. 119). Далее критик говорит, что людей, охваченных «столь необузданным восторгом», стали обвинять в
«одурении». Но эти обличители позабыли, что «одурение произошло не почему- нибудь, а потому, что их, заволновавшихся, ударили по самому больному месту» (Там же). Действительно, кому может понравиться утверждение: «Иван
Ильич-это ведь мы» (Там же). Дм. Струнин объясняет происходящее не тем, что
«одуревшим» хотелось из-за любви к искусству обличать себя. Нет, они содрогались от беспощадности толстовского анализа. Но вместе с тем они видели в нем правду. Были мнения, которые подтверждали и дополняли эту мысль. «Смерть Ивана Ильича», как полагали авторы этих точек зрения, является «образчиком такого реализма и такой глубокой, неприкрашенной правды, какие едва ли отыщутся у величайших художников слова». Они поражались типичности Ивана Ильича, что позволяло им называть этот рассказ
«самым поучительным из всех рассказов, когда-либо написанных, и самым потрясающим».

Автор статьи уделяет внимание и таким мнениям, в которых задавался один вопрос: «Зачем это писать, зачем это печатать, зачем бросать людям в лицо такую страшную правду, зачем отнимать иллюзии даже у тех, которые расстаются со светом и которым иллюзии так смягчают смерть?».

Дм. Струнин обращается не только к доброжелательным откликам. Были и отрицательные отзывы на вопрос о типичности образа заблудшего человека
Ивана Ильича. Например, мнение такого рода: «Такие люди есть, конечно: они живут и умирают так, как изобразил граф Толстой. Но есть и не такие в том же обществе, с тем же прошлым и при том же общественном положении» (С.
120). Этот взгляд не приемлет Дм. Струнин: «Если, в самом деле, в обществе есть не такие люди, как Иван Ильич, то разве это служит доказательством того, что он – не тип?» (Там же). На поставленный вопрос он однозначно отвечает: «Ведь если так, то нам бы пришлось отрицать типичность
Хлестаковых, Рудиных и Базаровых» (Там же).

Завершая свои литературно-критические раздумья, Дм. Струнин подчеркивает: «При появлении такого рода много говорящих и уму и сердцу типов каждый убеждается в десятый раз, что пресловутое «искусство для искусства» есть абсурд, обман, ловушка и что искусство есть орудие, рассадник чувств и идей,– иначе говоря, оно есть проводник определенных настроений» (С. 124).

Указанные критические работы, посвященные «Смерти Ивана Ильича», несомненно, являются яркими образчиками. Круг проблем, связанных с этим рассказом, в них широко представлен, и освещенное изложение собственных суждений авторы статей стараются подчинить объективному анализу исследуемого материала.

Драма «Власть тьмы», естественно, тоже не осталась без внимания критиков. Уже говорилось выше о том, что редактор «Русского богатства» Л.Е.
Оболенский очень хотел подробнейшим образом рассмотреть новое творение Л.Н.
Толстого. Но его опередили. Вышел фельетон Г.И. Успенского, рассматривающий эту драму «Созерцатель», конечно же, не мог оставить без внимания это выступление. На страницах своего журнала Л.Е. Оболенский печатает рецензию4, в которой в основном согласен с Г.И. Успенским. Он также считает, что Л.Н. Толстой остановился преимущественно на тех ненормальных семейных отношениях, «которые возникают из разложения деревенской жизни наносными влияниями денежной силы» (113). Вслед за Г.И. Успенским пишет, что эта драма – «благотворный, поучительный, освежающий душу урок не для «невежественных» масс, а для людей «так называемого культурного общества» (Там же). «В этих Петрах и Никитках, Анисьях и Матренах, оно, культурное общество, увидало бы свои портреты» (Там же). Л.Е. Оболенский соглашается с автором статьи, что «расстройство, давшее силу деньгам, уже произошло в народной среде, и превратило всех лиц драмы в людей, друг другу
«поверженных, связанных нуждой, тогда как в неиспорченном и в нерасшатанном народном строе жизни те же самые люди были бы людьми самостоятельными, и связи между ними были бы не во имя нужды, хлеба, а именно во имя взаимной самостоятельности, независимости от нужды…» (С. 115). Г.И. Успенский, по мнению рецензента, находит один положительный, истинно народный образ – образ Маринки. Она осталась нравственно неиспорченной, и, выйдя удачно замуж, получив хозяйство, спасла себя от позора. Деревня помогла ей стать человеком, а ведь она уже стояла на грани падения. Другой пример– семья
Петра, отношения между членами которой «подверженные», т.е. все зависят друг от друга, но хотят освободиться от этой зависимости, для этого нужно совершить ряд преступлений, т.е. «разрушить эти насильственные связи». Все это объясняется Г.И. Успенским, по словам Л.Е. Оболенского, тем, что
«народный строй жизни», при котором «каждый себе хозяин», «исказился по культурному образцу». В этом драму критики и видят.

Г.И. Успенскому принадлежит еще и мысль об обязанности интеллигенции по отношению к народу, вся беда которого состоит в том, что «народная жизнь после освобождения крестьян не была с должной серьезностью и решимостью организована и что молодое поколение культурного общества не было привлечено к этому большому делу» (С. 116). Л.Е. Оболенский не согласен с такой позицией. Его интересует то, что могло бы внести «культурное общество» в организацию масс, если оно, по словам самого Глеба Ивановича,
«благовоспитанно только с внешней стороны», а внутри «не считает даже зло злом». Что же могло это общество внести в народную жизнь, если людей, которые бы «смогли организовать эту жизнь так, чтобы не было
«расстройства», не было в 60-е годы. В этом Л.Е. Оболенский убежден. Иначе бы появились бы новые Базаровы, Кирсановы. Подтверждает он это еще и тем фактом, что и у самого Г.И. Успенского почему-то не было таких героев, да и ни у кого из писателей того времени. Были и «вполне преданные народу личности», но их было немного, «вокруг кишели целые стаи врагов». Да и почти не было среди «лучших людей» тех, которые бы «осознавали вполне ясно, чего требует народная жизнь».

Затем Л.Е. Оболенский обращается к более частным проблемам разобщения интеллигенции и народа. Путей его уничтожения нет, т.к. причиной этого, как полагает критик, является то, что «современная действительность дает такую пеструю массу противоречивых мнений, что свести нас, русских, к какому- нибудь согласию нет никакой возможности» (С. 117). «У нас что ни человек, то партия! – восклицает он. – Каждый мнит0 себя реформатором, поэтом, художником, публицистом; чуждое мнение возбуждает досаду и полемику уже потому одному, что оно чужое, а не мое» (С. 118).

На основе всей массы выше сказанного можно утверждать, что Л.Н. Толстой писал на злобу дня, тем самым шокируя людей, вызывая бурю эмоций и порождая различные точки зрения. Авторы их могли быть солидарны с писателем, а могли и вступать в споры. Весь калейдоскоп, по сути, оказался представлен на страницах российских литературных журналов. «Русское богатство» не было исключением среди них.

Глава вторая

Философия Л.Н. Толстого в понимании Л.Е. Оболенского

Л.Е. Оболенский один из тех критиков, которым уделяли не заслужено мало внимания. Его деятельность на литературно-критической ниве, бесспорно, значительна и интересна. Свои работы он посвящал рассмотрению творчества
И.С. Тургенева, Г.И. Успенского, Н.Н. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Л.Н.
Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Вс.М. Гаршина, А.П. Чехова, М. Горького и многих других русских писателей. Его интересовали вопросы искусства, науки, общественной жизни. По мнению Л.Е. Оболенского, все должно твориться на благо общества. И искусство в этом плане не было для него исключением
«Искусство есть предмет общественного спроса и предложения»1. Он всегда воспринимал искусство как «выражение психического характера человека и движений его души»2. Для него искусство – синтез личного и социального. А критика, в том числе и литературная, должна быть прежде всего объективна И, следуя своему главному принципу быть правдивым Л.Е. Оболенский никогда не принадлежал к определенному литературно-критическому направлению. В его творчестве прослеживаются прежде всего традиции народнической критики. Но в своем стремлении к объективности он не ограничивал себя рамками взглядов каких-то литературно-критических течений и направлений, он их синтезировал.
И какой метод лежит в основе всех работ Оболенского. В том числе, и посвященных Л.Н. Толстому.

Сразу надо сказать об особом отношении Л.Е. Оболенского к Л.Н.
Толстому. Именно ему он посвятил целый цикл статей на страницах своего журнала, материалы которого послужили основой для создания Оболенским книги о Л.Н. Толстом.3 Писал о нем и до, и после «Русского богатства».
Способствовало этом и более тесное общение – они состояли в переписке.
Палитра оценок художественных произведений и публицистических трактатов
Л.Н. Толстого у Оболенского богата: от самых восторженных до резко отрицательных. Довольно красноречиво об этом говорит его письмо к автору великой книги под названием «Война и мир»: «…Одно время (было такое время) я начинал разлюблять Вас, мое сердце отматнулось от Вас. И это от того, что
Вы показались мне in concaeto ниже того образа, который у меня когда-то сложился о Вас. Так дети, узнав, что сказки, которым они верили не существуют реально, мучатся этим и сперва начинают бранить действительность. Каждый из людей (вероятно, каждый?) создает себе сказку из любимых людей, философов, поэтов и потом на них же сердится, что они люди, а не сказка.

Нечто вроде этого было со мной относительно Вас. О деталях говорить не стоит, т.е. о деталях этого полудетского разочарования в сказке под заглавием «Лев Толстой». Но теперь, в новом Вашем «Откровении», я опять нашел не только мою «прежнюю сказку о Вас, но сказку гораздо более чудную, глубокую, милую, светлую…Я не могу подыскать слова!..» Я знаю, я чувствую, что тот, кто писал «Воскресенье» это тот, кто был в моей душевной сказке о нем: иначе он не мог бы написать этого. Но только этот новый несравненно, бесконечно лучшее того прежнего во всех отношениях…»

(16 декабря 1899г.)

Также предельно честен и искренен Л.Е. Оболенский и со своим читателем.
Все его статьи написаны в особой манере непосредственного обращения к адресату. Точка зрения самого критика уже сложилась, теперь осталось только убедить в ее правильности читателей. И он занимается разъяснением, доказательством своего понимания вопроса, он никак не его навязыванием.
Читатель для Оболенского был всегда другом.

В том же ключе писал Оболенский и о Л.Н. Толстом.

Но есть и своя особенность статей, посвященных толстовскому творчеству.
Все они являются ответом тому или иному критику, затронувшему проблему трактовки мировоззренческой стороны творчества Л. Толстого. В самой первой своей статье "Идеалы нашей жизни и литературы"5, посвященной этому великому художнику-мыслителю, Оболенский делает предупреждение: "каждая новая его работа освещает с новых и новых сторон его воззрения, поражая критика, готового уже напасть на какую-либо сторону, таким неожиданным освещением или дополнением прежнего, что приготовленное возражение оказывается ненужным"6. В своих дальнейших работах Л.Е. Оболенский продолжает полемику с критиками, нападавшими на Л.Н. Толстого, особенно с А.М. Скабичевским.
Постепенно критик пришел к решению написать крупномасштабное исследование, посвященное идеям Л. Толстого, постараться помочь читателю не ошибиться или исправить ошибку в понимание такого общественно-культурного явления, как
Л.Н. Толстой. Но сначала целью Оболенского становится обобщение и опровержение всех нападок прессы на писателя-философа. А потом уже занятие непосредственным разбором его идей. О том, что это становится делом его жизни, он объявляет в статье "Русская мыслебоязнь и критики Л.Н.
Толстого"7, хотя несколько статей, посвященных идейным поискам Л. Толстого, он уже опубликовал к тому времени.

В ранее упомянутой статье " Идеалы современной жизни и литературы"8
Оболенский пишет о том, что нельзя считать учение Толстого какой-то схемой, системой по задуманному плану, он называет его "лирической поэмой собственного духа, лирической историей этого духа с его постепенными переходами от сомнений к отчаянию и от отчаяния к синтетической истине".
(С. ) По Оболенскому, Толстой нашел источник своих духовных мытарств и из- за этого не отвернулся от души, познать которую он и стремится, но это для него станет возможным через осознание смысла жизни. Тем самым критик затрагивает вопрос о морали Л. Толстого, о которой говорит как о вере, состоящей из чувства "истины жизни из самой жизни, своей и чужой". (С. ) А для этого, по мнению Оболенского, нужно быть не только художником, но и мыслителем, нужно суметь свести все элементы человеческой жизни воедино, объединить "в одну общую точку все части громадного храма жизни". (С. )
Далее он излагает принципы этой морали: истинность народной жизни, необходимость осознания того, что человеку не следует делать, а природа сама подскажет, что нужно делать, христианские формулы поведения.
Толстовское понимание смысла жизни Оболенский называет "чуждым всякого мистицизма и метафизики", (С. 230), говоря, что оно полностью приложимо к жизни, что "его моральные правила тем более поразительны, что они легки, просты, понятны и обращаются как будто только лично к каждому". (С. 231)
Оболенский отвергает достаточно популярную точку зрения связанную с тем, что "Толстой хочет только личного совершенства, не заботясь о других", (С.
230) утверждал, что в понимании писателя человек не может сделать ничего хорошего другим, "если сам не знает этого хорошего, а как же можно ему знать хорошее, если ведет сам нехорошую жизнь". (С. 231) А именно за углубление в анализировании собственной жизни критики порицали Л.Н.
Толстого. На это Оболенский замечает, что "таким путем по Л. Толстому мы избежим и общественного зла, которое коренится в нас самих." (С. )
Иллюстрацией для такого понимания идей Л. Толстого Оболенский избирает
"Анну Каренину". Он пишет: "Идея "Анны Карениной", очевидно, состоит в том, что "мораль и есть закон самой жизни, т.е. сама жизнь в ее нормальном течении". (С. 226) А концентрацию этой морали видит в эпиграфе .

В 4-ом номере "Русского богатства" за 1886 год появилась статья "Лев
Толстой о женском вопросе, искусстве и науке."9 Написана она была по поводу заметки А.М. Скабичевского в газете "Новости" на готовящийся к печати труд
Толстого о женском вопросе. Своей статьей Оболенский выносит на обсуждение проблему отношения Толстого к науке. А явление женского труда служит всего лишь иллюстрацией. Согласно Оболенскому, Толстой в своей работе развивает мысль об интеллигентском труде, но никак не отрицает науку и искусство, как полагал Скабичевский, указывает, что Толстым, наоборот, признавалась необходимость науки и искусства наряду с пищей, одеждой и т.д., но он был убежден, что они не станут таковыми, пока не будут приняты "теми людьми, для которых они делаются". (С. 168) Оболенский говорит, что Толстой не разделяет точку зрения о привилегированном положении в обществе людей науки и искусства, т.е. их "избавления от физического труда наряду с народом",
(С. 168) который трудится, только потому, что эти особые люди в обмен поставляют интеллектуальную продукцию, "плоды труда нервно-мозгового". (С.
168) Критик задается риторическим вопросом: "Та ли она? Нужна ли она?"
Ответом служит то обстоятельство, что у Толстого он не находит положительного отклика: признавая безграничное значение науки и искусства вообще, писатель не видит пользы для народа именно такого понимания деятельности людей этих духовных сфер: "Великие художники слова, музыки, живописи, – размышляет далее Оболенский – ничего не дают и не могут дать семидесятимиллионному населению, на счет которого живут и служением которому оправдывают свое существование".(С. 169)

Результатом первой ошибки критик считает заблуждение А.М. Скабичевского по поводу мысли Л.Н. Толстого о женском вопросе, согласно которому интеллигенция постепенно забыла свою цель служить народу посредством своего интеллекта, и ее деятельность стала "привилегией ничего для народа не сделать, получая от него все". (С. 169) И стремление женщин окунуться именно в эту стихию, по словам Оболенского, Л.Н. Толстой осуждал, хотя одинаково плохо это и для мужчин, и для женщин. Согласен критик с толстовским названием такого явления – "мнимый труд", а также с тем, что основная роль женщины – роль матери. Но у Оболенского не находит отклика утверждение Л.Н. Толстого, что женщины посещают разные курсы лишь для того, чтобы не рожать детей. Он считает, что они совершают это как раз для того, чтобы "сделаться сознательной и хорошей женой и матерью, сознательной воспитательницей своих детей, сознательной руководительницей и их и мужа".
(С. 172) Речь идет о женщинах среднего класса, которые больше всех остальных свободны в своих желаниях, поступках и взглядах. Почему же спрашивает критик нужно винить их в желании получить через науку познание смысла жизни, умении полезно работать для народа? Свою точку зрения он продолжает доказывать тем обстоятельством, что женщина часто поставлена в такие условия, при которых она вынуждена идти работать, чтобы выжить, прокормить семью. Поэтому нужно учиться, чтобы осуществить это как можно лучше. Оболенский приводит множество примеров оправданного шага женщины на путь науки и знания и подытоживает: "Мы решительно не помним такого исключения даже по слухам, где бы женщина шла на курсы, желая избавить себя от обязанностей матери и жены". (С. 176) Не отрицая, что между курсистками есть те, которые хотят заниматься "интеллигентным мужским трудом", т.е. фальшивым, хотя и их немного, критик с радостью приветствует право женщины на получение знаний для дальнейшего использования.

Страницы: 1, 2


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ