Сборник рефератов

Лекции по уголовному процессу

регламентируются. Ревизия и документальная проверка оформляются

постановлениями (определениями) соответствующих контрольных органов,

которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями,

организациями, должностными лицами и гражданами. В данном документе

указываются обстоятельства, сделавшие необходимым производство ревизии

(проверки), и какому органу она поручена, определяются вид ревизии, ее

объем и порядок, формулируется задание и устанавливаются сроки ее

проведения.

Акт ревизии или документальной проверки приобщается к делу в качестве

документа-доказательства. Он должен содержать:

. описание и анализ использования данных;

. ссылки на нормативные и справочные материалы;

. оценку установленных фактов;

. данные об участниках ревизии или документальной проверки.

Отличие актов ревизий и документальных проверок от иных документов

состоит в том, что они составляются по поручению правоохранительных органов

и относятся лишь к финансово-хозяйственной деятельности.

Документы – справочные и удостоверительные данные, описания различных

событий, процессов и лиц, данные о деловых операциях, клиентах и партнерах,

статистические, учетные и отчетные данные, содержащиеся в банках

компьютерной информации, независимо от материала их носителей.

Говоря о документах как о доказательствах, закон имеет в виду

содержащиеся в них данные. Если документ имеет значение вещественного

доказательства, его изъятие и приобщение осуществляются по правилам ст.ст.

70, 83–86, 170–179, 291 УПК.

Документ допустим как доказательство при наличии:

а) данных, указывающих на то, каким образом он попал в материалы дела

(сопроводительное письмо, протокол в порядке ч. 2 ст. 70 УПК и т.д.);

б) установленных реквизитов служебных документов или данных о

гражданине, от которого документ исходит;

в) указаний на источник осведомленности составителя (ссылки на название

нормативного акта, номер и дату архивного документа, лиц, от которых

получены данные, и т.д.).

При отсутствии таких данных его составитель может быть допрошен в

качестве свидетеля.

Тема № 5. Меры пресечения в уголовном процессе

1. Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения.

2. Основания и порядок применения мер пресечения.

3. Виды мер пресечения.

1

Меры процессуального принуждения применяются в качестве способов

воздействия на поведение участвующих в уголовном деле лиц. Полностью дать

исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения очень сложно, но

возможно вывести их основные признаки:

. это всегда меры государственного принуждения;

. принуждение всегда осуществляется в рамках возбужденного уголовного

дела;

. оно применяется только субъектами уголовного процесса, входящими в

первую группу;

. применяются в отношении лиц, которые могут создать препятствия для

нормального хода уголовного судопроизводства;

. цели мер процессуального принуждения вытекают из общих задач уголовного

процесса;

. меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в

порядке, предусмотренных законом;

. имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в

той или иной степени прав и свобод граждан.

Обычно меры процессуального принуждения делят на две большие группы:

– меры пресечения; – иные меры процессуального принуждения.

Меры пресечения четко сформулированы в главе шестой УПК. Основы

применения мер пресечения даны в Конституции РФ (ст. 22, 25).

Признаки мер пресечения:

. носят превентивный характер;

. применяются только к обвиняемому или подозреваемому;

. носят длящийся характер;

. ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность;

. дают возможность производства предварительного следствия и судебного

разбирательства в нормальном порядке, без воздействия со стороны

неуполномоченных лиц.

Меры пресечения – это установленные законом меры государственного

принуждения, с помощью которых путем ограничения личных прав и свобод

обвиняемого и подозреваемого, получения имущественных гарантий, личного или

общественного поручительства, а также наблюдения со стороны ответственных

лиц устраняется возможность привлекаемого лица скрыться от предварительного

расследования и суда, отлучаться без разрешения с места жительства или

временного нахождения, пресекается, нейтрализуется и устраняется

неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению истины по

делу, а также создается возможность исполнения приговора.

Вопрос о виновности при применении мер пресечения не решается. Эти меры

носят предварительный характер. Система мер пресечения включает и более

жесткие, и менее строгие меры, что дает возможность применять их

индивидуально.

2

При выборе меры пресечения учитываются следующие обстоятельства:

. тяжесть совершенного преступления;

. юридическая квалификация обвинения;

. род занятий обвиняемого;

. возраст обвиняемого;

. состояние здоровья обвиняемого;

. семейное положение обвиняемого;

. другие обстоятельства, имеющие отношение к преступлению и лицу,

привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих и отягчающих

обстоятельств).

Основания применения мер пресечения – это достаточные доказательства,

подтверждающие вывод о том, что:

. имело место преступление, за которое может быть назначено наказание,

предусмотренное УК РФ;

. установлено лицо, в отношение которого выдвинуто обвинение в совершении

данного преступления;

. обвиняемый / подозреваемый может скрыться от следствия или суда,

воспротивиться действиям по установлению истины или продолжить

преступную деятельность;

. применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.

Применение мер пресечения является правом, а не обязанностью органа

дознания, следователя, прокурора или суда. О применении меры пресечения

выносится мотивированное постановление, а в ряде случаев получается санкция

прокурора. О применении меры пресечения суд выносит определение, санкция

прокурора в данном случае не требуется. В случае отпадения необходимости

применения меры пресечения она может быть изменена или отменена.

3

Подписка о невыезде – отобрание у обвиняемого или подозреваемого

письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного

пребывания без разрешения органа дознания, следователя, прокурора или суда.

Оформляется, во-первых, мотивированным постановлением (санкция прокурора не

требуется) и, во-вторых, письменным обязательством.

Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверие

лицами в количестве не менее двух письменного обязательства о том, что они

ручаются за надлежащее поведение и явку по вызову

обвиняемого / подозреваемого. В случае нарушения условий данной меры

поручители могут быть подвергнуты судебному штрафу в размере до 1 МРОТ.

Поручительство общественной организации представляет собой выдачу ею

письменного обязательства о том, что это организация ручается за надлежащее

поведение подозреваемого / обвиняемого и явку его по вызову. Оформляется

постановление следователя и протоколом общего собрания данной организации.

Заключение под стражу (арест) – это лишение свободы

обвиняемого / подозреваемого в условиях строгой изоляции на период

предварительного расследования и суда. Данная мера пресечения оформляется

мотивированным постановлением органа дознания или следователя,

санкционированным прокурором, если она применяется судом – мотивированным

постановлением судьи или определением суда.

Обязательным условием рассматриваемой меры пресечения является то, что

она может применяться только к лицам, обвиняемым / подозреваемым в

совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде

лишения свободы.

Нормы ст. 22 Конституции РФ о том, что заключение под стражу

производится только по судебному решению носят перспективный характер и не

вступили в законную силу. Право давать санкцию на заключение под стражу

предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, Главному

военному прокурору и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и к ним

приравненным и их заместителям, прокурорам районов, городов и к ним

приравненным.

Срок содержания под стражей ограничен 2 месяцами, но прокурор района по

мотивированному постановлению следователя может продлить этот срок до 3

месяцев, прокурор субъекта РФ – до 6 месяцев, Главный военный прокурор и

заместители Генерального прокурора – до 12 месяцев, Генеральный прокурор –

до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей не

производится за исключением случаев, когда это необходимо для ознакомления

обвиняемого и его защитника с материалами дела. В этом случае срок может

быть продлен судьей суда субъекта РФ еще на 6 месяцев.

Срок содержания под стражей подсудимого не ограничен законом!

Ст. 2201 и 2202 УПК предусматривают возможность судебной проверки

законности и обоснованности содержания под стражей.

При истечении срока содержания под стражей и отсутствии документов о

его продлении начальник следственного изолятора вправе своим постановлением

освободить обвиняемого из-под стражи.

Залог заключается в том, что в обеспечение явки обвиняемого или

подозреваемого эти лица или в их интересах любые другие лица или

организации вносят в депозит суда определенную сумму денег или ценностей.

Эта мера пресечения также как и заключение под стражу применяется с санкции

прокурора. О принятии залога составляется протокол, копия которого

вручается залогодателю. Сумма определяется по конкретным условиям дела. В

случае нарушений условий залога его сумма обращается в доход государства, а

к обвиняемому применяется заключение под стражу.

Наблюдение командования воинской части. Спецификой данной меры

пресечения является то, что она применяется только к военнослужащим,

обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления. Наблюдение военного

командования состоит в применении к обвиняемому / подозреваемому мер,

предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для обеспечения его

надлежащего поведения и явки по вызовам лица, производящего дознание,

следователя, прокурора или суда. Командованию воинской части сообщается о

существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении

наблюдения за обвиняемым / подозреваемым командование воинской части в

письменной форме уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.

Военнослужащие лишаются права ношения оружия, постоянно пребывают под

наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на

работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие

ответственные наряды, не направляются в отпуск или командировку.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр или под надзор также является

специфической мерой пресечения, так как применяется только к

обвиняемым / подозреваемым, являющимся несовершеннолетними. Отдача

несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекуна, попечителя или

администрации закрытого детского учреждения состоит в принятии кем-либо из

этих лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к

лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд, а также его

надлежащем поведении. Указанные лица предупреждаются о характере

преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и

об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности.

Тема № 6. Возбуждение уголовного дела

1. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела.

2. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела.

3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

4. Обстоятельства, исключающие производство по делу.

5. Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного

дела.

6. Надзор прокурора за деятельностью в стадии возбуждения уголовного

дела.

1

Стадия возбуждения уголовного дела – это первоначальная самостоятельная

стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении компетентным

государственным органом или должностным лицом необходимых условий для

законного и обоснованного начала производства по уголовному делу.

Понятие "возбуждение уголовного дела" понимается в трех различных

аспектах:

. как уголовно-процессуальный институт, нормы которого определяют

условия, порядок и иные обстоятельства возникновения уголовного дела

(ст. 108–116 УПК);

. как первая стадия уголовного процесса, состоящая из действий и

отношений, которые имеют место при принятии, рассмотрении и разрешении

первичных сведений о преступлении;

. как отдельный процессуальный акт, выражающийся в вынесении компетентным

государственным органом или должностным лицом решения о том, что по

данному деянию начинается производство в порядке уголовного процесса.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что

органы предварительного расследования, прокурор и судья принимают первичную

информацию о любом совершенном, совершаемом или подготавливаемом

преступлении, проводят всестороннюю проверку содержания информации,

оценивают ее и принимают, руководствуясь законом и своим внутренним

убеждением, одно из следующих решений:

. о возбуждении уголовного дела;

. об отказе в возбуждении уголовного дела;

. о передаче материалов без возбуждения уголовного дела по

подследственности или по подсудности.

Стадия возбуждения уголовного дела включает в себя следующие этапы:

1) Получение государственным органом или должностным лицом первичной

информации о преступлении.

2) Принятие мер к предотвращению или пресечению преступления, а также к

закреплению его следов.

3) Рассмотрение вопроса о наличии оснований для передачи материалов

другому органу или должностному лицу.

4) Рассмотрение первичной информации по существу, истребование в случае

необходимости дополнительных материалов, получение объяснений, выполнение

проверочных действий без производства следственных действий за исключением

осмотра места происшествия.

5) Принятие решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом,

уведомление заявителя или должностного лица, сообщившего о преступлении.

6) Направление уголовного дела после его возбуждения:

. передача следователю или дознавателю для производства расследования;

. принятие к своему производству;

. создание следственной группы по возбужденному уголовному делу.

2

Правом возбуждать уголовные дела обладают:

|прокурор; |Никакие другие органы и лица не имеют |

| |права возбуждать уголовные дела! |

|следователь; | |

|орган дознания; | |

|судья. | |

1. Прокурор вправе возбудить уголовное дело по любому преступлению

независимо от его подследственности. Прокурор вправе определить

подследственность уголовного дела, минуя правила о подследственности.

2. Следователь вправе самостоятельно и независимо возбуждать уголовные

дела в рамках, отведенных ему правилами о подследственности (ст.ст. 125,

126 УПК).

3. Орган дознания возбуждает уголовные дела только в рамках своей

компетенции, предусмотренной ст. 117 УПК. В том случае, если закон

предусматривает обязательность предварительного следствия по данному делу,

по окончании дознания оно передается соответствующему следователю. Если

предварительное следствие не обязательно – орган дознания полностью

проводит предварительное расследование. Возбуждение уголовного дела – это

прерогатива именно органа дознания, но не лица, производящего дознание!

4. До 14.01.2000 г. обширными полномочиями по возбуждению уголовных дел

обладал суд. Он мог возбудить уголовное дело, выявив признаки преступления

при судебном рассмотрении другого дела. В связи с тем, что суду не

принадлежит функция обвинения, а характерной является функция разрешения

дела, Конституционный Суд РФ своим постановлением по жалобе гражданки

Смирновой и обращению Верховного Суда РФ признал неконституционным

возбуждение судом уголовных дел во всех случаях, кроме дел частного

обвинения. Поскольку дела частного обвинения рассматриваются судьей

единолично, то следует признать, что суд как коллегиальный орган правом

возбуждать уголовные дела не наделен.

3

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается предусмотренный

уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и

лица получают сведения о совершенном, совершаемом или готовящемся

преступлении.

Поводы к возбуждению уголовного дела должны удовлетворять следующим

требованиям:

. источник информации должен быть известен и может быть проверен;

. оформление повода должно соответствовать закону;

. повод должен содержать в себе сведения о готовящемся, совершаемом или

совершенном преступлении.

Часть 1 ст. 108 УПК содержит перечень поводов к возбуждению уголовного

дела:

. заявления и письма граждан;

. сообщения профсоюзных и иных общественных организаций;

. сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц;

. статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;

. явка с повинной;

. непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или

прокурором признаков преступления.

Основание для возбуждения уголовного дела – это те фактические данные,

которые указывают на наличие признаков преступления и отсутствие

обстоятельств, исключающих производство по делу.

Основание для возбуждения уголовного дела представляет собой единство

доказательственных данных о том, что:

. само деяние, о котором поступило заявление или сообщение, имело место в

действительности;

. это деяние содержит признаки состава преступления, т.е. предусмотрено

уголовным законом в качестве такового.

Полного знания о преступлении при возбуждении уголовного дела не

требуется.

4

Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу,

исчерпывающе перечислены в ч. 1 ст. 5 УПК. При выявлении этих обстоятельств

в возбуждении уголовного дела должно быть отказано, а возбужденное

уголовное дело подлежит прекращению.

1) Отсутствие события преступления означает, что действия

(бездействие), о которых идет речь в представленных материалах не имели

место в действительности.

2) Отсутствие в деянии состава преступления может иметь место в том

случае, если определенное событие (действие или бездействие) имело место в

действительности, но не содержит признаков, образующих состав какого-либо

преступления.

3) Истечение сроков давности, определенных ст. 78 УК РФ.

4) Вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за

совершенное преступление, а также ввиду помилования отдельных лиц.

5) Недостижение лицом к моменту совершения общественно опасного деяния

возраста уголовной ответственности, определенного ст. 20 УК РФ.

6) Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе

как по жалобе потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3

ст. 27 УПК (если преступление имеет особое общественное значение или если

потерпевший в силу беспомощного состояния или зависимости от лица,

совершившего преступление, не в состоянии защищать свои права и законные

интересы).

7) Отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не

иначе как по его жалобе, кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 27 УПК.

8) Смерть лица, совершившего преступление, за исключением случаев,

когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или

возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся

обстоятельствам.

9) В отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу

приговор по тому же обвинению, либо определение или постановление суда о

прекращении дела по тому же основанию (ст. 50 Конституции РФ гласит: "никто

не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

10) Наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя

или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению… (окончание данной

правовой нормы признано неконституционным Постановлением Конституционного

Суда РФ от 14 января 2000 г. № 1-П и применению не подлежит!).

11) Отказ священнослужителя от дачи показаний по обстоятельствам,

ставшим ему известными из исповеди, поскольку тайна исповеди охраняется

законом.

5

В соответствие со ст. 109 УПК, решение в стадии возбуждения уголовного

дела должно быть принято не позднее трех суток со дня получения первичной

информации о преступлении, т.е. повода к возбуждению уголовного дела. В

случаях, требующих дополнительной проверки этот срок не может быть более

десяти суток.

В ряде случаев при получении первичной информации фактических данных,

т.е. оснований для возбуждения уголовного дела, бывает недостаточно. В этих

случаях проводится так называемая доследственная проверка, или проверка в

соответствие со ст. 109 УПК. Доследственная проверка может иметь следующую

форму:

. прокурорская проверка;

. административное расследование (следователь, оперативный

уполномоченный, инспектор пожарного надзора и т.д.);

. служебное разбирательство (например, командир войсковой части,

начальник ОВД и др.);

. оперативная проверка.

В ходе доследственной проверки могут проводиться организационные

действия и мероприятия, направленные на получение фактических данных об

исследуемом событии. Следственные действий за исключением осмотра места

происшествия при этом проводиться не могут!

В ходе доследственной проверки проводятся:

. получение объяснений (нет ответственности за отказ от дачи показаний и

за дачу заведомо ложных показаний, нельзя применять меры

процессуального принуждения);

. истребование материалов;

. осмотр места происшествия (в случаях не терпящих отлагательства);

. ревизия;

. документальная проверка;

. административное изъятие предметов и документов;

. гласные оперативно-розыскные мероприятия;

. судебно-медицинское освидетельствование;

. исследование веществ и объектов;

. административный досмотр;

. иные действия и мероприятия, направленные на получение фактических

данных.

О возбуждении уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор и

судья выносят постановление. Оно состоит из трех частей (вводной,

описательной и резолютивной).

|Вводная |1. Наименование. |

|часть | |

| |2. Число, месяц и год вынесения постановления. |

| |3. Место возбуждения уголовного дела (населенный пункт). |

| |4. Кем вынесено постановление (полное наименование должности, классный |

| |чин, специальное или воинское звание, Фамилия И.О.). |

| |5. Наименование материалов, по которым возбуждается уголовное дело с |

| |обязательным указанием повода. |

УСТАНОВИЛ:

|Описательн|1. Краткая фабула содеянного, из которой следует наличие оснований для |

|ая часть |возбуждения уголовного дела. |

| |2. Юридическая квалификация деяния, т.е. название преступления и указание|

| |пункта, части и номера статьи Уголовного кодекса РФ. |

| |3. Ссылка на статьи УПК, регламентирующие порядок возбуждения уголовного |

| |дела в данном случае. |

ПОСТАНОВИЛ:

|Резолютивн|1. Решение о возбуждении уголовного дела по конкретной норме Уголовного |

|ая часть |кодекса РФ либо в отношении конкретного лица, если оно известно на момент|

| |возбуждения уголовного дела. |

| |2. Решение о дальнейшей судьбе возбужденного уголовного дела (принять к |

| |своему производству, направить по подследственности или по подсудности). |

| |3. Решение о направлении копии постановления о возбуждении уголовного |

| |дела надзирающему прокурору. |

| |4. Уведомление заявителя или других заинтересованных лиц о возбуждении |

| |уголовного дела. |

| |5. Наименование должности, Фамилия и подпись лица, составившего |

| |постановление. |

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление

аналогичной структуры.

В случае передачи материалов без возбуждения уголовного дела по

подследственности составляется сопроводительное письмо адресату, копия

которого направляется заявителю или иному заинтересованному лицу, а вторая

копия подшивается в наряд с перепиской органа, принявшего заявление.

6

В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за

точным исполнением законов органами и лицами, уполномоченными возбуждать

уголовные дела. В частности, он обязан надзирать за соблюдением этими

лицами и органами требований ст. 109 УПК, пресекая отказы под какими-либо

предлогами в приеме заявлений, несвоевременную их регистрацию, а также

случаи неосновательно проведенных предварительных проверок или применения

при их поведении не предусмотренных законом способов.

Прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах

предварительного расследования исполнение требований закона о приеме,

регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных, совершаемых

или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).

Основными актами прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного

дела являются:

. постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении

уголовного дела;

. постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела;

. письменные указания о проведении конкретных проверочных действий по

заявлению (сообщению) о преступлении, по которому орган

предварительного расследования проводит проверку в порядке ст. 109 УПК.

Тема № 7. Предварительное расследование

1. Понятие и значение стадии предварительного расследования.

2. Виды (формы) предварительного расследования.

3. Дознание и его виды.

4. Подследственность уголовных дел.

5. Полномочия следователя, его процессуальная самостоятельность.

6. Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования.

1

Предварительное расследование – это самая большая по срокам и

количеству составляемых процессуальных документов часть уголовно-

процессуальной деятельности. В ходе предварительного расследования

выявляется и собирается большая часть доказательств по делу.

Стадия предварительного расследования занимает место между стадией

возбуждения уголовного дела и стадией назначения судебного заседания.

Субъекты стадии предварительного расследования:

. орган дознания и лицо, производящее дознание;

. следователь и начальник следственного отдела;

. прокурор.

Задачи стадии предварительного расследования:

. быстрое и полное раскрытие преступлений и изобличение виновных;

. всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств

дела;

. обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего

их использования в судебном разбирательстве;

. обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве

обвиняемых;

. обеспечение участия обвиняемого в производстве по уголовному делу и

исключение для него возможности уклониться от уголовной ответственности

либо продолжить преступную деятельность;

. установление наличия или отсутствия материального ущерба, причиненного

преступлением, его характера и размера;

. выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и

принятие мер к их устранению.

Предварительное расследование осуществляется только в рамках уголовного

дела, что и является процессуальной формой деятельности в данной стадии.

Основное процессуальное правоотношение, которое складывается в данной

стадии, – это правоотношение между следователем или органом дознания и

обвиняемым или подозреваемым в процессе установления виновности указанных

лиц в совершении преступления.

По отношению к судебному разбирательству предварительное расследование

играет вспомогательную роль, готовит материалы для их рассмотрения и

разрешения в суде. Из этого проистекает и название данной стадии.

Итоговым процессуальным решением рассматриваемой стадии является

обвинительное заключение, постановление о прекращении уголовного дела либо

постановление о направлении уголовного дела в суд для применения

принудительных мер медицинского характера.

Система стадий предварительного расследования:

. принятие уголовного дела к производству;

. собирание доказательств путем производства следственных действий;

. привлечение в качестве обвиняемого;

. решение вопроса о применении меры пресечения;

. ознакомление обвиняемого и его защитника со всеми материалами

уголовного дела;

. окончание предварительного расследование с вынесением одного из

вышеуказанных процессуальных решений.

Итак, предварительное расследование – это урегулированная уголовно-

процессуальным законом, осуществляемая под надзором прокурора деятельность

органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений,

изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве

обвиняемых, по установлению путем доказывания всех обстоятельств уголовного

дела для создания предпосылок судебного решения по данному уголовному делу.

2

Традиционно выделяют два вида (формы) предварительного расследования:

|Дознание |Предварительное следствие |

|Общие черты: |

|Единые цели и задачи |

|Одни и те же средства, используемые в деятельности органов дознания и следствия, – |

|следственные действия, предусмотренные УПК |

|Использование властных функций органов государства и в ходе дознания, и в ходе |

|предварительного следствия |

|Возможность применения на законных основания мер, ограничивающих права и свободы |

|граждан |

|Различия: |

|Проводится органом дознания (ст. 117 |Проводится следователем (ст. 125 УПК) |

|УПК) | |

| |Производство расследования для следователя |

| |– это его основная и единственная функция |

| |Следователь обладает большей процессуальной|

| |самостоятельностью и независимостью, чем |

| |орган дознания и дознаватель |

|Сроки дознания меньше сроков | |

|предварительного следствия | |

|В ходе дознания потерпевший, гражданский| |

|истец и гражданский ответчик не | |

|знакомятся с материалами уголовного дела| |

Существуют три возможных варианта осуществления стадии предварительного

расследования:

1. По ряду уголовных дел закон не требует производства предварительного

следствия, и все расследование осуществляется в форме дознания (угон,

хулиганство и т.п.).

2. Если уголовное дело о преступлении, по которому требуется

производство предварительного следствия, возбуждено органом дознания, то он

выполняет по нему неотложные следственные действия в срок не более 10 суток

и передает дело следователю, который и заканчивает предварительное

расследование в полном объеме.

3. Если уголовное дело возбуждено следователем или передано ему для

производства прокурором, то все предварительное расследование

осуществляется в форме предварительного следствия.

3

Полный перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК:

1) милиция;

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных

учреждений – по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им

военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов;

по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил

РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части,

соединения, учреждения;

3) органы федеральной службы безопасности – по делам, отнесенным

законом к их ведению;

4) начальники учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов

– по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в

связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о

преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного надзора – по делам о пожарах и о

нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничной службы РФ – по делам о нарушении режима

Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска

через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях,

совершенных на континентальном шельфе РФ;

7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники

зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

8) федеральные органы налоговой полиции – по делам, отнесенным законом

к их ведению;

9) таможенные органы – по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст.

188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ.

Дознание может быть двух видов:

. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия

не обязательно (ч. 1 ст. 126 УПК). Представляет собой расследование в

полном объеме, срок которого – до 1 месяца (срок предварительного

следствия – до 2 месяцев). Потерпевший, гражданский истец и гражданский

ответчик не знакомятся с материалами уголовного дела. Орган дознания по

таким делам не пользуется процессуальной самостоятельностью.

. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия

обязательно (ст. 119 УПК). Представляет собой лишь первоначальный

краткий этап продолжительностью не более 10 суток, содержанием которого

является выполнение неотложных следственных действий.

4

Подследственность – это совокупность закрепленных в законе признаков

преступления, по которым его расследование относится к компетенции строго

определенного органа предварительного следствия, соответствующего

министерства или ведомства.

Подследственность – это свойство уголовного дела. В связи с этим

представляется неточным мнение о том, что подследственность определяется

через категорию компетенций, т.е. как свойство следственного органа.

Компетенция – это набор прав и обязанностей, а подследственность – это

признаки уголовного дела, позволяющие определить право конкретного

следователя его расследовать.

Виды подследственности:

. предметная (родовая, или исключительная);

. альтернативная (смешанная);

. территориальная (местная);

. персональная (личная, или специальная);

. по связи дел.

Предметный (родовой) признак позволяет определить подследственность

уголовного дела в зависимости от характера совершенного преступления, его

юридической квалификации, степени опасности и сложности расследования. По

этому признаку подследственность распределяется между следователями

различных ведомств (ст. 126 УПК).

В тех случаях, когда закон устанавливает возможность расследования тем

или иным органом в зависимости от того, кем возбуждено уголовное дело,

налицо альтернативный признак подследственности. Так, по делам о

преступлениях, предусмотренных ст. 150 УК РФ, предварительное следствие

производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление,

в совершение которого был вовлечен несовершеннолетний.

Территориальный (местный) признак подследственности определяется местом

(районом) совершения преступления (ст. 132 УПК). Однако в целях обеспечения

наиболее быстрого, полного и объективного расследования оно может

производиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения

подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональный (личный) признак определяет подследственность уголовных

дел на основании конкретных признаков субъекта преступления, его возраста,

состояния здоровья, служебного положения и других подобных обстоятельств.

Так, дела о всех преступлениях несовершеннолетних расследуются

следователями органов внутренних дел.

При соединении в одно производство дел по обвинению одного или

нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам

предварительного следствия, подследственность определяется прокурором.

Однако если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной

прокуратуры, все дело расследуется ими (так называемая подследственность по

связи дел).

5

Следователем является должностное лицо органов прокуратуры, внутренних

дел, ФСБ или ФСНП, осуществляющее предварительное следствие по уголовным

делам в пределах своей компетенции (ст. 125 УПК).

В соответствии с ч. 1 ст. 127 УПК, при производстве предварительного

следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных

действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев,

когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ