Билеты
Билеты
Вопрос1 УИП – самостоятельная отрасль российского права, представляющая
собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок и условия
исполнения и отбывания наказаний. Предметом УИ законодательства является
регламентация д-ти учр. И органов, исп.наказание, особенно исп.учреждения,
к-е исполняют наказание в виде лишения свободы.Также к предмету относится д-
ть организаций, в к-х работают осужденные к лишению свободы, д-ть
общ.объединений в связи с оказанием ими содействия учр. И органам
исполняющим наказание в виде лишения-свободы.Метод:основной
императивный,соподчинение субъектов.Имеются и другие методы(поощрения,
диспозитивный) Цели УИП реализуются в 2-х направлениях: 1). Недопущение
совершения осужденными преступлений во время отбывания наказания 2).
Предупреждение преступлений как иными лицами, так и бывшими осужденными. В
задачи УИП входят: определение средств исправления осужденных, охрана их
прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной
адаптации.
Вопрос 3 УИП – самостоятельная отрасль права, кот основывается на
принципах: Гуманизма (строгое соблюдение гарантий защиты от пыток, насилия
и др. жестокого обращения) Демократизма(фед. построение УИ системы,
предоставл. права субъектам федерации) Равенства перед законом (единое
правовое положение лиц, отбывающих конкретный вид наказания или наход. на
одних условиях отбывания наказания независимо от нац, соц. пол-я,
вероисповедания и др. Дифференциации и инд. наказания (рациональное
применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование
их правопослушного поведения как следствие инд и дифф осужденных) Соедин
наказания с испр воздействием (испр воздействие – широкий комплекс воспит
мероприятий – труд обучение, проф подготовка и др) Законности Исправление
осужденных – формиров-е у них уваж-го отношения к человеку, об-ву, труду,
нормам правилам и традициям человеч общежития и стим правопослуш поведения.
Осн-е средства исправления – установл порядок исполнения и отбывания
наказания (режим), воспит работа, общественно полезный труд, получ. общего
образования, проф подготовка, обществ. воздействие. Регламентируя
применение указанных средств УИП использует различ. методы – запрет,
предписание, дозволение.
Вопрос 5 Норма УИП – модель должного поведения субъектов и участников
правоотношений. В ней уст. правила, в соотв-ии с кот. регулируются общ-е
отношения, возник-е по поводу и в процессе исполнения наказания и
применения к осужд. исправит-го воздействия. Особенность УИП-норм –
некоторые из них урегулированы из др. отраслей права. Спец нормы: нормы-
задачи, нормы-принципы, нормы-дефиниции, бланкетные и отсылочные нормы.
Классификация норм: 1. Регулятивные- устанавливают права и обязанности
субъектов и иных участников УИ-правоотнош-ий. (обязывающие,
уполномачивающие, запрещающие) 2. Поощрительные – напр. на стимул-е
одобряемого в законе поведения, исправление осужденных. Они предоставляют
право на поощрение только одному субъекту- администрации уч-я, исполняющего
наказание. 3. Охранительные – призваны обеспечить защиту правоотнош-ий,
возникающих в процессе исполнения (отб) наказаний.
Вопрос 7 Формиров-е пенитенциарного зак-ва началось при становлении
государственности Древней Руси. Русская Правда: основывалась на обычаях и
сложившейся практике наказания за опасные деяния – наказание вирой –
денежным штрафом, размер кот зависел от тяжести преступления, сословного
положения потерпевшего и преступника. В период образования централиз
Русского гос-ва – судебники 1497 и 1550 г. – объединили предписания Русской
Правды, обычного права и суд практики. Система наказаний приобрела более
суровый хар-р: штрафы вытесняются смерт казнью, тел повреждениями, лишением
свободы. Новое – соборное уложение 1649г. – ведущие: смерт казнь, тел
наказания, тюр заключение, ссылка. Воинский артикул 1715 г. – первая
систематизация УП норм в России. – усиление суровости наказаний. Ек II
приказы общественного презрения. Ник I – систематизация. 1845 – уложение о
наказаниях уголовных и исполнительных. 1864 – устав о наказаниях, налаг.
мировыми судьями. Развитие царского пенитенциарного зак-ва продолжало
осуществляться путем внес-я изм-ий и доп. в уставы о содержащихся под
стражей, тюрем. инструкции. 1917 г. Врем прав-во приступило к выработке
новой концепции исполнит. наказания. Гл задача – перевоспитание человека. К
началу сов. периода была создана пенитенциарная теория и закон. основа
пенитенциарного права
На первом этапе продолжала использоваться прав. база царского и врем. Прав-
ва, в той части кот не противор. новым задачам. 918 г. – временная
инструкция о лишении свободы как о мере наказания. Новая система норм ИТП:
суд не решал в какое ИТУ направить осужденного – это делали исправит
комиссии. Положение «О красном терроре» – изоляция классовых врагов в
концлагерях ВЧК и лагеря принуд работ (НКВД) 1919 г. – руководящие начала
по УП . первая попытка сформулировать цель наказания. 1920г. – положение об
общих местах заключения. Большое внимание перевоспитанию осужд. ИТК 1924 –
задачи и идея исправления осужд. Закреплен классовый подход в исполнении
наказания. 1929 г. внесены изменения в Основы уг. Зак-ва - северное
управление ИТЛ. ИТК 1933 г. – подробно регламентировалось исполнение
наказания в виде лиш-я свободы в местах закл-я , подвед. НКЮ. 1937 г. –
массовые репрессии. Разнарядки Политбюро в отнош-ии кат. лиц, отбыв-х
наказание в ИТЛ. 1939 г. – отмена зачета раб. дней и условно-досрочного
освобожд-я. 2 вида режима : общий и усиленный. 1941-45 гг. – новая кат. ,
приговор. к каторж. работам. 1954 г. – положение об ИТЛ и колониях МВД.
Осн. Задача – созд-е усл-ий, исключ. возм-ть соверш-я закл. новых преступл.
Конечная цель – исправление и перевоспитание. Педусм. Создание коллективных
органов – советы коллективов, товар. судов
С 1954 г. перестройка мест лишения свободы на обновл. юрид. Базе. ИТК 1960
г. исполнение наказания в виде штрафа и конфискации – суд исполнители.1961
г. – 4 вида колоний : общего, усиленного, строгого и особого режима. С 1917
г. в стране не было построено ни одной тюрьмы.
ИТК 1970 г. Правила внутренноего распорядка 1972 и 1986 гг
Вопрос 9 Наказание явл. мерой госуд-го принуждения, назначаемой по
приговору суда к лицу, признанному виновным в соверш-ии преступления и
заключается в уст. угол. законом лишении или ограничении прав и свобод
осужденного. Признаки: 1). Оно м.б. назначено лишь за те действия, кот.
предусмотрены уг. законом в кач-ве преступных.2). Назначается только
приговором суда от имени гос-ва.3). Влечет за собой опред-е лишения или
ограничения прав и свобод осужденного 4). Носит строго личный хар-р.цели
наказания: 1). Восст-е соц. справедливости 2). Исправление осужденного 3).
Предупреждение соверш. нового преступления. Наказания назначаются исходя из
степени общественной опасности и личности виновного. Предусмотренные
законом смягчающие и отягчающие обстоятельства так же могут влиять на
степень общественной опасности. Свойства личности преступника отражаются в
совершенном им преступлении. Так, характер совершенного преступления дает
представление об определенном криминологическом типе личности виновного
(корыстный – при краже, насильственный – при убийстве). Без этого не м.б.
выбран вид и размер наказания и назначено справедливое наказание
Вопрос 11 Прав-ое полож-е лиц отбывших наказ-е. В целях способствования
адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям
жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности
комментируемая статья предусматривает различные формы материальной
поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими наказания. В
настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся
в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют
низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в
материальной помощи. Эта помощь предоставляется администрацией учреждения,
исполняющего наказание.
2. Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных
расходов освобожденного, которые могут быть довольно значительными.
Освобождаемый получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному
месту жительства.
Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах,
но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным
пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса),
автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем
уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и
женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в
плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии
доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более
комфортабельными условиями проезда.
На время следования в пути освобожденные обеспечиваются продуктами питания
или, по их желанию, деньгами по установленным нормам. Больные, а также
беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием
исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий
осужденных.
3. Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом
предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению
осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по
сезону. При наличии средств из специального фонда может быть выдано
единовременное денежное пособие в размере установленного законом
минимального месячного заработка (если Правительством Российской Федерации
не установлены иные суммы). Законом не запрещено использование в этих целях
и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным,
создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых
поступлений от благотворительных организаций.
4. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все
граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного
права осужденных на переписку, закон в общем порядке не предусматривает
обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о
предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, кроме
предусмотренных ч. 1 ст. 180 УИК РФ. Исключение сделано лишь в отношении
несовершеннолетних, беременных женщин и осужденных женщин, имеющих
малолетних детей ввиду того, что они нуждаются в особой заботе со стороны
государства, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе.
При необходимости об их освобождении ставятся в известность органы опеки и
попечительства, органы и учреждения Министерства здравоохранения РФ. В
первую очередь среди граждан об освобождении лиц из числа указанных выше
категорий осужденных извещаются их родственники, чтобы они могли
своевременно встретить освобожденных и сопроводить их к месту жительства.
При отсутствии родственников в тех же целях по просьбе осужденного о его
предстоящем освобождении могут быть извещены иные лица, достигшие
совершеннолетия и заслуживающие доверия Законодателем не определены сроки,
в которые должны направляться такие извещения, а упомянуто лишь о их
"заблаговременности". Не указана и форма, в которой они должны излагаться.
Представляется, что по общему правилу администрация учреждения,
исполняющего наказание, должна направлять письменное уведомление об
освобождении родственникам осужденного, иным лицам, органам и учреждениям,
указанным выше, в сроки, указанные в ч. 1 ст. 180 УИК РФ. Однако в
отдельных случаях возможны отступления от этого правила, например, если
незадолго до освобождения произошло ухудшение состояния здоровья
осужденного, поступило известие о невозможности приезда его родственника и
т.п. При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать
освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе,
беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также
несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, данное лицо направляется к месту
жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.
Вопрос 4 Цели УИП реализуются в 2-х направлениях:1). Недопущение
совершения осужденными преступлений во время отбывания наказания 2).
Предупреждение преступлений как иными лицами, так и бывшими осужденными.В
задачи УИП входят: определение средств исправления осужденных, охрана из
прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной
адаптации Уг.-исп. закон-во – система законов, регулир-щих весь комплекс
общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения
(отбывания) наказания и применения к осужденным мер
исправит.воздействия.Согл.Конституции РФ ст.71 п.»о»-в систему уг.-исполн.
законодательства входят не Основы законодат-ва, а Уг-исп. кодекс(принят.в
дек.19996 г). В ч.1 ст.2 УИК указывается, что «уг.-исп. законодат-во РФ
состоит из настоящего Кодекса и др. федеральных законов».Согл. ч.1 ст.1 УИК
уг.-исполн. законодательство имеет своими ЦЕЛЯМИ- исправление осужденных и
предупреждение совершения новых прест-ий как осужденными, так и др.
лицами.Одна из ОСНОВН. ЗАДАЧ- исправление осужденных. Под исправлением
поним-ся формиров-е у осужденных уважит-го отношения к человеку,
обществу, труду, нормам, правилам и традициям человечества. Общежития и
стимулирование законопослушного поведения.Цели уг.-исполн. законодат-ва
осуществл-ся путем постановки перед этой отраслью законодат-ва задач.В ч.2
ст.1 УИК они охватывают собою наиболее важные направления реализации
институтов и норм уг.-исп. права и вкл. в себя – 1) регулирование порядка и
условий исполнения и отбывания наказания, 2) определение средств
исправления осужденных, 3) охрану их прав, свобод и законных интересов, 4)
оказание осужденным помощи в социальной адаптации.Таким образом, уг.-
исп.законод-во определяет систему задач этой отрасли, их взаимосвязь между
собой. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и нормах Уг.-
исп. кодекса и др. нормативных правовых актах.
Вопрос 2 . Источники: К РФ , УИК и др. ФЗ, пост-я прав-ва, ведомственные
НПА, принятые на основании законов., НПА, принимаемые органами гос. власти
субъектов РФ, в соотв-ии с полномочиями. УИ зак-во д. базироваться и
отражать в своих институтах и нормах принципы междунар-го права о правах
личности и обращ-ии с осужденными.
Норма УИП – модель должного поведения субъектов и участников
правоотношений. В ней уст. правила, в соотв-ии с кот. регулируются общ-е
отношения, возник-е по поводу и в процессе исполнения наказания и
применения к осужд. исправит-го воздействия. Особенность УИП-норм –
некоторые из них урегулированы из др. отраслей права. Спец нормы: нормы-
задачи, нормы-принципы, нормы-дефиниции, бланкетные и отсылочные нормы.
Классификация норм: 1. Регулятивные- устанавливают права и обязанности
субъектов и иных участников УИ-правоотнош-ий. (обязывающие,
уполномачивающие, запрещающие) 2. Поощрительные – напр. на стимул-е
одобряемого в законе поведения, исправление осужденных. Они предоставляют
право на поощрение только одному субъекту- администрации уч-я, исполняющего
наказание. 3. Охранительные – призваны обеспечить защиту правоотнош-ий,
возникающих в процессе исполнения (отб) наказаний.
Вопрос 6 Уг.закон-тво применяется на всей территории РФ; исполнение
наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание
помощи освобождаемым осущ-ся в соотв-ии с закон-твом действующим во время
их исполнения. На основании норм межд.актов ст.7 Конвенции о защите прав
человека и основных свобод: никто не может быть осужден за д.(безд), если в
этот момент не являлось уг.преступлением. Суб.РФ невправе устанавливать
правила исполнения и отбывания уг.наказаний. Исполнение наказаний,
применение средств исправления осужд. И т.д., осуществляется в том порядке,
к-й регламентирован у-и.з., действующим на данный момент времени,
независимо от того, когда преступление было совершено, когда были осуждены
и начали отбывать наказание.
Но если уг.з-вом устранена преступность деяния, то лица ранее осужд. За его
совершение, подлежат освобождению от наказания.
Вопрос 10 Наказание явл. мерой госуд-го принуждения, назначаемой по
приговору суда к лицу, признанному виновным в соверш-ии преступления и
заключается в уст. угол. законом лишении или ограничении прав и свобод
осужденного. Признаки: 1). Оно м.б. назначено лишь за те действия, кот.
предусмотрены уг. законом в кач-ве преступных.2). Назначается только
приговором суда от имени гос-ва.3). Влечет за собой опред-е лишения или
ограничения прав и свобод осужденного 4). Носит строго личный хар-р.
цели наказания: 1). Восст-е соц. справедливости 2). Исправление осужденного
3). Предупреждение соверш. нового преступления. Наказания назначаются
исходя из степени общественной опасности и личности виновного.
Предусмотренные законом смягчающие и отягчающие обстоятельства так же могут
влиять на степень общественной опасности. Свойства личности преступника
отражаются в совершенном им преступлении. Так, характер совершенного
преступления дает представление об определенном криминологическом типе
личности виновного (корыстный – при краже, насильственный – при убийстве).
Без этого не м.б. выбран вид и размер наказания и назначено справедливое
наказание.
Вопрос 12 Обязанности вытекают из обязанности исполнения приговора суда.
Осужденный обязан отбыть наказание со всеми его тяготами и лишениями,
позором и неудобствами, утратой общественных благ и возможностей. 1.
Осужденные обязаны исполнять уст-е зак-вом обязанности гр. РФ, соблюдать
принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и
гигиены.2. Обязанность соблюдать требования ФЗ, опред. порядок и условия
отбывания наказания, а так же принятых в соотв-ии с ними НПА. 3. Спец.
обязанность выполнять законные требования администрации учреждения и
органов, исполняющих наказание. 4. Специфиц. Обязанность осужденных вежливо
относится к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения и органы,
исполняющие наказания, а так же к др. осужденным. 5. Обязанность являться
по вызову администрации учреждения и органов, исп-х наказания и давать
объяснения по вопросам исполнения требований приговора. За невыполнение
возл. обязаннстей осужденные несут специф. Ответст-ть: выдворение в штраф
или дисц. изолятор, в помещение камерного типа, в одиночную камеру и т.д.
Права: 1. Право на получение информации о своих правах 2. Право на вежливое
обращение со стороны персонала. 3. Запрет подвергать осужденного жестокому
обращению 4.осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты
опытам, ставящим под угрозу их жизнь и здоровье. 5. Право на обращение с
предложениями в вышест. органы уп-я. 6. Право давать объяснения, вести
переписку, обращаться с предл, заявл, жалобами по месту отбывания
наказания. 7. Право на охрану здоровья. 8. Право на соц. обеспечение. 9.
Право пользоваться услугами адвоката, право на личную безопасность, свободу
вероисповеданий и т.д.
Вопрос 13. функция исп-я уг. наказаний возлаг-ся на специализиров-е в зав
от их видов уч-я прежде всего органов ВД, на суд. органы, на дисц.
воинские части, а так же на командование воинских формирований минобороны.
Уч-я УИ сис-мы, предназ-е для исполниения наказаний в виде: ограничения
свободы (исп. центры), ареста (арестные дома), л.с.(ИК, тюрьмы, Восп. К),
смертной казни. Уг-исп инспекция - адм-служ подразделения, созд-е на различ
уровнях упр. структур ОВД. На них возлаг-ся исполнение наказания в виде: 1.
Обязат. работ.(осн.) 2. Лиш-я права занимать опр. должности или заним-ся
опред. деять-ю (осн. или доп.) 3. Испр. работы (осн.) УИ инспекции осущ-ют
контро Гос ль за исп-ем обязанностей, возложенных судом на лиц, кот.
наказание назначается условно. Суды, как уч-я суд. органов исполн.
Наказания в виде: 1. Штрафа (осн. и доп). 2. Конфискации имущества (доп).
3. Лишение спец., воинского чина и гос. наград (доп.) Наказ-я в виде штрафа
исполняются : 1. Судом, вынесшим приговор 2. Судом по месту жит-ва 3. Судом
по месту работы осужд. В сис-ме Минобороны наказания исп: 1. Спец. дисц.
воинскими частями 2. Командованием путем сод-я на гарниз. Гауптвахтах
Вопрос 23 Согл. ст.1 Федеральн. закона «О прокуратуре РФ», прокуратура –
единствен. федеральн. централизов. система органов, осущ-х от имени РФ
надзор за исполнением действ-х на ее террит-ии законов. В ст. 22 УИК
устанавл-ся, что прокур-кий надзор за соблюдением законов администр-цией …
осущ-ся Генеральн. прокурором РФ и подчинен-ми ему прокур-ми в соотв. с
Федер. з-ом « О прок-ре РФ». Согл. ст. 32 Федер. з-на «О прок-ре РФ»
предметом надзора за соблюд. закон-ти при исполен. наказ-я явл. : 1)
законность нахождения лиц в исправит-х и иных учреждениях.2) соблюдение
установл-х законодат-ом РФ прав и обязан-й осужд-х порядка и усл. их
содержания. 3) законность исполнения наказ-я, не связан. с лишением
свободы. Все полномочия прок-ра в зависимости от цели можно классиф-ть : А)
полном-я, направл. на выявление и предупр-е случаев наруш-я законн-ти
персоналом, а также причин, их пораждающих, условий, им способствующихих
: 1) проведение проверок соответст. Закону приказов, распоряж-й и
постановл-й персонала, 2) санкционир-ние прокурором некоторых действий его
должностных лиц.Б) полномоч-я, направл. на устранение указанных нарушений
законности, причин, их порожд-х, и условий, им способствующих – акты
прокурорского надзора : 1) предложения прокурора относ-но соблюден.
персоналом установ- ленных законом правил отбывания наказания.2)
постановления прокурора – процессуальная форма реализации различных
полномочий прокурора.3)представление об устранении нарушений закона, причин
и усл-ий, им способствующих.4) принесение протеста – приносится прокурором
или его замест-ми должност-м лицам персонала, издавш. противореч. закону
распор-е.
Протест должен быть рассмотрен не позднее 10-ти дневн. срока с момента его
поступления
Вопрос 16 Персонал – все лица, раб-е в уч-ях и органах, исп. наказание
(работники ИУ, АД, ИЦ, дисц. воинских частей, УИ инспекций, суд. приставы-
исполнители). Персонал различается в зав. От оснований поступления на
работу, дол. положения, выпол-х функций. В персонал входят рабочие и
служащие (вольнонаемный состав- ИУ, АД, ИЦ, либо гос. служащие – суд.
приставы-исполнители). Пр. статус персонала хар-ся совокупностью прав и
обязанностей его представителей, возлагаемых на них во время выполнения
функции исп-я уг. наказания – полномочия. Персонал: 1. Сотрудники имеют
спец звания рядового и нач. состава. Несут осн. нагрузку по достиж-ю
поставленных перед уч-ем задач в сферах охраны осужд., об-я режима
отбывания наказания и безопасности ИУ, привлечения осужденных к труду. При
этом сотрудники вып-ют сови обязанности и пользуются в пределах своей
компетенции, соотв. должности, правами, кот. предоставлены законом, адм-ей
этих уч-ий. 2. Рабочие и служащие персонала ИУ. Прав. пол-е опред-ся зак-
вом о труде, УИ зак-вом, а так же иными НПА. Прав. пол-е персонала органов,
исп-х наказание без изоляции от об-ва различается в зав. От вида органа,
исп. наказание. Зак-вом РФ предусм. повышенная соц. – прав. защита
персонала. Формы: 1. Предоставление гарантий неприко-сновенности персоналу
и членам их семей 2. Уст-е соц. льгот персоналу
Вопрос 14 Исп-е уч-е явл. органом гос-ва, входящим в УИ сис-му на кот.
возложено исп-е л.с. на опред срок или пожизненное лиш-е совбоды в целях
исп-я осужденных, предупреждение с их стороны новых прест-ий, а так же
предупр. прест. со стороны др. лиц. Задачи: 1. Исп-е У наказания в виде
л.с. 2. Об-е правопорядка и законности в их деят-ти, безопасности содер-ся
в них осужденных а так же персонала, дол. лиц и граждан, нах. на терр-ии
этих уч-ий. 3. Привлеч-е осужденных к труду, организация их общ. и проф.
обучения. 4. Обеспеч-е охраны здоровья осужденных 5. Содействие органам,
осущ-х ОРД. Сис-ма: образуют ИК, ВК, тюрьмы, леч. испр. уч-я, СИЗО,
выполняющие функции испр. уч-ий в отнош-ии осужденных, оставленных для
выпол-я работ по хоз. Обслуживанию. Виды ИК: 1. Колонии-поселения 2. ИК
общ. 3 ИК строгого 4. ИК особого режима.
Вопрос 20 Органы гос. власти и м/с субъектов осущ-ют контроль за деят-тью
расп-х на их территории уч-ий и органов, исп. наказания. Контроль направлен
на комплексное выяснение подлинного сост-я УИ сис-мы и ее эл-тов. Фед.
органы осущ-ют контроль впри подготовке НПА, имеющих от-е к деят-ти органов
и уч-ий, исп-х наказание. Органы м/с активно участвуют в деят-ти. Суд.
контроль 1. Рассм. Дела по применению досрочного осв. От наказания, замены
его более мягким, учитывая указанные в законе признаки и условия. 2. Право
суда рассм. жалобы осужденных и др. лиц на действия адм. уч-ий, исп.
наказания. Суд не вправе отклонить жалобы. 3. Уч-я и органы, исп. наказания
обязаны уведомить суд, вынесший приговор о начале и месте отбывания
наказания – контроль реального исполнения выносимых ими приговоров.
Прокурорский надзор: осущ. прокуратура РФ в лице генпрокурора , и единой
сис-мы органов прокуратуры. Надзор в пределах полномочий за уч. и органами
, исп. наказание, уст. законом и иными НПА порядка содерж-я осужденных и
отбывание ими наказания. Формы: 1. Протесты по противор. закону НПА 2.
Вынесение представления о нарушении 3. Принятие необх. мер по привл. к отв-
ти нарушителей закона
Вопрос 24 Уг.-исп. кодекс установил, что общественные отнош-я могут осущ-ть
контроль за деятельн-тью учрежденирй и органов, исполн-щих наказ-я, на
основании и в порядке, предусм. законодат-вом РФ (ч.2 ст. 23 УИК ). Однако
в настоящее время нет законодат-х актов, регулир-х контроль обществ.
объединений. Ст.23 УИК в общей форме провозглашает, что обществен.
объединения оказывают содействие в работе учрежд-ий и органов, исп. наказ-
е, принимают участие в исправлении осужденных. Контроль обществ-ти осущ-
ся :- при реализации различн. форм деят-ти общест-ти: 1) при оказан. помощи
исправ. учрежд-ям в матер.-бытовом обеспеч. и воспитат. воздейст-ии на
осудженных, 2) общем и професс. обучении осужд-х, поддержан. контактов с
родствен-ми и др. лицами; 3) большую роль играет попечительский совет,
созд. из предст-лей гос. организ-ций, обществ. объед-ий и гр-н (ч.1 ст.142
УИК); 4) родит. комитеты (ч.2 ст.142 УИК) Цель создан. комитетов-повышен.
эфф-ти воспитат. воздействия на осужд-х и оказан. помощи администр-ции
воспит. колоний.; 5) публикации соответ-х материалов в СМИ. (у СМИ все
условия получен-я инфор-ции согл. законод-ва), но на основан. Ч.3 ст. 24
УИК – только с соглас. в писмен. форме самих осужденных. Их особенность–они
не им. властных полн-ий, но действ. своеобразн. методом – аппеляцией к
обществ. мнению и одноврем-но побужд-т гос. органы иные субъекты контроля
принимать решения по поднятым в СМИ проблемам; 6) советы воспитателей при
нач-ке отряда (входят сотруд-ки разных служб учрежд-я, учителя школы, при
колонии, мастера производств. обучен., препод-ли проф-тех. училищ). 7)
новый УИК ничего не упоминает о комиссиях по делам несовер шеннолетних и
никаких функций на них не возлагает.
Вопрос 22 Основные виды, формы и методы контрольн. деят-ти суда
эффективны и разнообразны-они не исчерпываются ст.20 УИК , хотя и вкл. их в
себя. Существ-т неск. видов суд. контроля : 1) суд.контроль, осуществляемый
при рассм-нии дел по спорам, вытекающ. из гражд., семейн., трудов. и
администр. Правоот-ий, и дел особого произ-ва по правилам гражд. судопроизв-
ва.2) контроль при произ-ве по угол. делам, осуществл-мый по правилам угол.
судопроизв-ва : а) контроль при рассм. уг. дел в суде; б) контроль при
рассм. судом вопросов исполнит. приговора.3) контроль осущ-ся при
рассмотрен. судом предложений, заявл-й и жалоб осужденных на действия
персонала, поданных в соотв. с ч. 4 ст. 12 УИК. При этом законодатель
установил определенные гарантии реализации права осужденного на обращение в
суд.
Согл. ст.21 УИК ведомствен. контроль за деят-тью учрежд-ий и органов,
исполн. наказание, осущ-ся вышестоящ. органами и их должностн. лицами.
Согласно утвержден-му Президентом РФ положен-ю, Минист-во юстиции РФ
обеспечивает законность в деят-ти подчиненных ему подразделений, в том
числе и при исполнении угол. наказаний.Формы ведомств. контроля Минюста
России разнообразны.1) контроль осущ-ся путем отчетности, в т.ч. госуд.
статистич-ой.2) ревизии или проверки произ-ой или фин.-хоз. деят-ти
органов.3) посещение учрежден. и органов, согл.п.»в» ч. 1 ст.24 УИК осущ-ся
должностн. лицами без специального на то разрешения.4) рассмотрен.
поступивших предлож-й, заявлен. и жалоб на действия персонала.5)
инспектирование учрежд-ий и органов одна из самых важных.Ее осущ-т
центральн. и территор. органы уг.-исполн. системы, созд-ся специализир.
подразд-я – Главная инспекция (ии).
Вопрос 25 Понятие исполн-я наказ-я в виде штрафа и в виде права лиш-я
занимать опред. должности… согл. ст. 46 УК – денежное взыскание, налагаемое
судом. Закон разрешает прим-ть штраф в кач. основного и дополнит. вида.
Согл. ст 44 УК это самое мягкое наказание, поэтому он может быть назначен в
качестве дополн-го к основному (кроме по воен. службе) Он назнач-ся судом
в виде суммы, соответ. опред. кол-ву мин. МРОТ, установл. законодат-ом РФ
на момент вынесения приговора. Исполнение штрафа регламент-ся УИК, и
Федер.законом «Об исполн. производстве» от 21.07.97 г., кот. возложил
исполнение наказания на судебных приставов-исполнителей (полномоч. суд.
испол-й. Действ-х ранее при районных судах). Суд. прист.-испол-ли это
самост. служба , подчин. Мин.юстиции РФ. Обязан-ть оплаты штрафа в течен.
30 дней со дня всуплен. приговора в закон. силу (после оглашения
приговора). Лишение права занимать опред. долж-ти или заним. Опред деят-тью
может быть основным или дополнительнным, в соот. со ст.47 УК. В качестве
основного-прим-ся на срок от 1 г. до 5 лет, в качестве дополнит.-от 6 мес.
до 3 лет. Данное наказание состоит в запрещении занимать должности на гос.
службе, в органах местн. самоуправл-я либо заниматься опред. проф. или иной
деят-тью. При назначении данного наказ-я в кач-ве дополнит. к
огранич.свободы оно исп-ся администрацией учрежд-я уг.-исп. сис-мы, где
осужд-й отбыв. основное наказ-е. При назнач. его допол-но к наказ-ю в виде
содержан в дисциплин. воинск. части оно испол-ся командов-ием воинск.
части. Когда данное наказ-е назнач-но в качестве обязат. работ или
исправит. работ, а также к лицу, кот. осуж-но условно, его исп-т уг.-
исп.инспекции. Первоочередн. обязан-ть инспекции – проверить прекращение
трудов. договора с осужд-м, если он заним-т такую должность или заним-ся
такой деят-тью, права на кот. он лишен в соотв. с приговором. Уг.-исп.
инспекция обязана также организовывать проведение воспит-ой работы с
осужденными по месту его работы. Уг.-исп. инспекция в случ. осужден. лица,
явл. допризывником, должна направить в воен. комиссариат копию приг-ра,
чтобы предотв-ть его призыв в армию.
Вопрос 27 Обязательные работы появ. в новом УК РФ как резуль-т предлаг-ого
междунар. сообществом поиска путей расширения спектра наказ-ий без изоляции
от общества. Бесплатные общественные работы назнач-ся в зарубеж-х странах,
как правило, за угол-но наказуемые деяния, не представляющее значит-ой
социальной опасности, и исполняются без отрыва осужд-го от основной работы
или учебы. По такому же пути пошло и российское законод-во. По Рос. уг.
законод-ву сущн-ть работ – в выполнении осужд-ми в свободн. от осн. работы
или учебы время бесплатн. обществ. полезных работ, опред-х орган. местн.
самоупр-я. Они назнач-ся на срок от 60 до 240 ч. и отбыв-ся не более 4 ч. в
день.Обяз. работы прим-ся как ко взрослым, так и к несоверш-ним (88 УК), не
назнач-ся инвалидам 1-ой и 2-ой группы, берем-м, женщ-м, имеющ детей до 8
л., женщ.=50 л. и мужч.=60 л., военнослуж., прох. воен. сл. Согл. ст. 45
УК РФ обяз. работы примен-ся лишь в кач-ве ОСНОВН. вида наказ-я. Также в
отлич. от лиц, кот. назнач-ны исправит. работы, осужд-е к обяз. раб-м не
могут рассчит-ть на условн. осужд-е (73 УК), такой порядок не
представляется оптимальным , т.к. ставит осужд-го к менее строгому наказ-ю
в более суровые условия. Обязательные работы предусм-но применять в кач-ве
наказ-я за прест-я небольшой тяжести. (Умышлен. причинен. легкого вреда
здоровью (ст. 115 УК), оскарбление (ст. 130 УК), незаконное испол-е
товарного знака (ст. 180 УК)).
Таким образом, социальеон назначение обязат-х работ заключается в том,
чтобы оказать исправительное и предупреждающее совершение новых
преступлений воздействие на менее опасные для общества категории
преступников, не отрывая их при этом от привычной работы, учебы и иной
общественно полезной деятельности
Вопрос 29 Ограничение свободы входит в группу наказаний, не связанных с
изоляцией от общества, где выполняет важную социальную роль. Оно предусмотр-
но в ст. 44 и 53 УК РФ и примен-ся как основное, в кач-ве дополн-х к нему
м.б. назнач-ны – штраф, лишен. права зан-ть опред. должн-ти, лишен-е спец.
воинск. звания, конфискац. имущества.
Ограничение свободы в предусм-х законом случ-х выступает в виде уг.-прав.
сред-ва, стимулир-щего позитивн. поведение осужденных. Оно может прим-ся
при замене лишения свободы более мягким видом наказ-я (ст.80 УК), при
амнистии (ст.84), помиловании (ст.85). Стимулир-щая роль огранич-я свободы
– правовое средство предупр-я негативного поведения осужд-х к обязат-м и
исправит-м работам. В случае злост-го уклонен-я от отбыв-я они замен-ся
более строгим уг. наказ-ем – ограничением свободы (ст. 49 и 50 УК).
Сущность огранич-я свободы – это мера госуд-го принуждения, и заключ-ся в
предусм-х уг. законом лишен. или огранич. прав и свобод. Сущн-ть раскрыта в
ч.1 ст. 53 УК, где огранич-е свободы заключается в содерж-и осужд-го (с 18
лет), в спец-ом урежд-ии без изоляции от общества в усл-х осуществления за
ним надзора. При исплнении огранич-я свободы изоляции в том объеме, кот.
присуще лишению свободы, нет. Однако, также затраг-ся – личная свобода,
возм-ть распор-я собой, свобода передвиж-я, места пребывания и др.
Т.о., при исполнении ограничения свободы органич-ся не отдельн.
субъективное право осужд-го, а огранич-ся его личная свобода во всем
многообразии ее составляющих. Но в отличии от лишения свободы осужд-го
степень ущемления личной свободы не столь выражена и состоит в помещении в
спец-но созданное учрежд-е, исполн-щее наказ-е – исправит-ый центр,
ограничение передвиж-я пределами исправит-го центра, общежития. На осужд-
го распрост-ся спец-ый режим, за поведением устан-ся надзор. В своей
совокуп-ти данные правоогранич. не образуют изоляцию от общ-ва.
Вопрос 31 Арест рассм-ся ст.54 УК как карательно-проф. мера возд-я к лицам,
совершив-м прест-е небольшой тяжести. Цель исправления м.б. достиг-та сред-
ми убежд-я, исправл-я (ч.2 ст. 9 УИК), и путем принуждения без одновремен-
го привлеч-я к труду, общему и проф. образ-ю. Арест устанавл-ся – от 1 до
6 мес., а при замене обяз-х или исправ-х работ – не менее 1 года. Особен-
ть ареста – он не м.б. назначен условно, и к категории осужд-х не примен-ся
усл.-досрочн. освобожд-е и замена более мягким; не м.б. применен до 16
летн., беремен. женщ-м и женщ-м, им. детей до 8 лет.
Исполнение наказ-я в виде ареста :1)места отбывания ареста-осужд-ые к
аресту должны отбывать наказ-е только по месту осуждения (ч.1 ст.68 УИК),
т.е. осужд-ый должен содержаться в пределах администр. территории района,
округа, где расположен суд, но не края или республ-ки, кот. явл. субъектами
Федерации. 2)порядок исполнение ареста-в ч.2 ст. 69 УИК на осужд-х распр-ся
условия содержания, установленные на общем режиме в тюрьме, предполаг. Их
содержание в запираемых камерах; 3) условия исполнение ареста-в ч.4 ст.
131 УИК – правила и усл-я содерж-я в тюрьме в усл-х общего режима, касающ-
ся расходов-я средств, имеющ-ся на лицевых счетах, на приобретен-е прод-в
питания и предм-в первой необх-ти, а также прользов-я ежедневн. прогулкой
(до 1 часа, у несоверш-х – 1,5 ч – ст..69 УИК).
НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:1)свидания, кроме свид-ий с адвокатом и иными юр.лицами (для
несоверш-х), 2) получ-е посылок, за искл-м предм-в первой необ-ти. При искл-
х личных обст-х (п.А ч.1 ст.97 УИК) осужд-м к аресту м.б. разрешен телеф.
разговор с близкими; 3) матер.-бытовое обеспеч-е осущ-ся по нормам,…,
содерж-ся на общем режиме в тюрьме, для несов-х – по нормам, уст-м в
воспит. колониях; 4) порядок примен-я мер поощр-я и взыскания к осуж-м
соотв-т порядку их применения при исполнении лишения свободы (ст.114 и 117
УИК).
Вопрос 33 В сис-ме наказ-ий, возрастающих по строгости, огранич-е по воен.
сл. указано после исправит-х работ. Оно назн-ся только в кач-ве осн. меры
на срок – от 3-х мес. до 2-х лет, предусм-х соответст-ми ст. Особ. части УК
РФ за соверш-е прест-ий против воен. службы. Содержание огранич-й данного
наказ-я – осужд-ый не м.б. повышен в должности, в воинск. звании, а срок
наказ-я не засчит-ся в выслугу лет на присвоение очередного звания, корме
того – из денеж.содер-я осужд-го произ-ся удержания в доход гос-ва р
размере, устан-м судом, но не более 20%. При исполн-ии наказ-я в виде
огранич-я по воен. сл. к осужд-м прим-ся все основн-е сред-ва исправл-я,
закрепл. В ч.2 ст. 9 УИК. В их числе обществ-полезн. труд, или воен. сл.,
проход-щая в соотв-вии с воен. законод-ом с учетом особен-тей, урегул-х в
ст. 143-145 УИК РФ, а также воспитат. работа, направ-ая на формиров-е у
осуж-го уважит-го отнош-я к чел-ку, труду, нормам правилам поведения, на
повыш-е его образов-го и культурного уровня. Но обяз-но должны учит-ся хар-
р и степень общ-ой опасн-ти совершен-го прест-я, лич-ть осужд-го, а также
его поведение и отнош-е к службе. Прекращение исполнен-я наказ-я в виде
органич. по воен. сл. по ст. 147 УИК РФ возможно в случаях: а) истечение
срока наказ-я. Согл. ч.1 ст.173 УИК отбыв-е наказ-я прекращ-ся в последн.
день срока наказ-я с учетом тех измен-ий, кот. м.б. внесены в срок наказ-я
в соотв-и с законом. б) досрочн. освобож-я. Основан-я досрочн. освоб-я
предусм-ны соотв-ми статьями:- отмена приговора с прекращ-м дела произ-ом
(ст.172 УИК), усл.-досрочн. освоб-е (ст.79УК), помилование(ст.85УК) и др.-
в этих случаях досрочн. освоб-е в соот-ии со ч.5 ст. 173 УИК произ-ся в
день поступления соответств. док-в. Соответ-но в эти же сроки д.б. издан
приказ командира воинск. части о досрочн. прекр-нии испол. нак-я. В соот-
вии с полжен-ми гл. 3 УИК за деят-тью командов-я воинск. части по исполн-ю
Страницы: 1, 2
|