Сборник рефератов

Туризм (на примере региона Кавказских Минеральных Вод)

38,8 процента. От основной деятельности получено 264 тыс. рублей доходов.

Стоимость проживания в сутки в декабре составляла:

3. гостиница «Жемчужина Кавказа» - от 144 до 750 рублей

4. гостиница «Кавказ» - от 120 до 350 рублей

5. гостиница «Спорт» - от 50 до 900 рублей

Пятигорские туркомплексы, гостиницы и мотели приняли в декабре 3626

человек, или на 491 человека меньше, чем в ноябре. Коэффициент загрузки

составил 27,6 процента. От основной деятельности получено 1 млн. 307 тыс.

рублей доходов.

Стоимость проживания в сутки в декабре составляла:

[pic]

6. гостиница «Интурист» - от 900 до 4000 рублей

7. гостиница «Пятигорск» - от 100 до 750 рублей

8. мотель-кемпинг «Волна» - от 135 до 600 рублей

9. «Золотой фазан» - от 90 до 350 рублей

10. Туркомплекс «Озерный» - от 150 до 1000 рублей

Минераловодские гостиницы приняли в декабре 1736 человек, что на 194

человека больше, чем в ноябре текущего года. Коэффициент загрузки составил

74,4 процента. От основной деятельности получено 2 млн. 462 тыс. рублей

доходов.

Стоимость проживания в сутки в декабре составляла:

11. гостиница «Эдем» - от 80 до 300 рублей

12. гостиница «Аэрофлот» - от 55 до 130 рублей

13. гостиница «Кавказ» - от 135 до 270 рублей.

Анализ загрузки санаториев и гостиниц показывает, что местные

туристские фирмы практически не занимаются внутренним и въездным туризмом.

Активно работает в этом направлении московская турфирма «Интурбюро.

«Ра-ена», с которой подписали договор более 30 санаториев. Это единственная

турфирма, давшая в системе интернета в прайс-листах стоимость путевок на 1-

й квартал 2002 года в 59 санаториев Кавказских Минеральных Вод.

Невостребованными в полном объеме остаются гостиницы и туркомплексы,

средняя загрузка отдельных из них составила за год около 15 процентов.

Стоимость проживания корректировалась в сторону увеличения незначительно,

но и это не позволило полностью загружать номерной фонд туркомплексов и

гостиниц. Материальная база гостиниц заметно отстает от требований,

предъявляемых к двум и трехзвездочным отелям. Поэтому гости Кавказских

Минеральных Вод зачастую пользуются местами проживания б санаториях, где

уровень предоставляемых услуг заметно вырос в 2001 году

На сегодняшний день главными покупателями санаторных путевок остаются

различные фонды, в основном фонд социального страхования, и оптовые

покупатели – предприятия. Кроме того, курортные объединения Кавминвод

заключило договора с несколькими крупными внутри российскими

туроператорами, но и они предпочитают работать с постоянными

корпоративными клиентами. Розничную продажу санаторных путевок на курорты

КМВ осуществляют турагентства. По словам руководителей курортных

объединений Кавминвод, через туристские фирмы санатории реализуют не более

1 %.

При этом, из года в год фонды соцстраха покупают все меньше путевок

из-за того, что цены на них постоянно растут. Руководство администрации

Кавминвод неоднократно отмечало, что развитие курортов связано с

активизацией работы по привлечению средств Фонда социального страхования

(ФСС). Кроме того, не прекращается споры вокруг снижения размеров

отчисления в ФСС за счет санаторно-курортной отрасли.

Признавая необходимость сохранения льготного или бесплатного лечения

для тех, кому это необходимо, многие представители турбизнеса Кавминвод

считают. Что ставка на ФСС ведет в тупик. Средства соцстраха дают

возможность курортам выжить, но никак не способствуют их развитию. Стимул и

средства, необходимые для развития курортов, могут дать туристы, т.е. те.

Кто платит за свой отдых сам.

Но к приему туристов здесь не готовы. По мнению представителей и

кисловодских турфирм, ни туристская инфраструктура. Ни уровень сервиса на

Кавминводах за последние годы практически не изменилась. Как считает

директор турфирмы «Виктория – сервис» Михаил Теслер, для развития курортов

Кавминвод нужна реорганизация всей курортно – туристской отрасли и

изменение законодательной базы. Хотя бы на краевом уровне.

Одна из главных задач на сегодняшний день – организация мощной и

постоянной рекламно – информационной политики. Для этого нужен единый

координационный центр. По мнению Михаила Теслера, необходимо ввести налог

для всех юридических и физических лиц, который пошел бы на рекламу в

центральных и региональных СМИ курортов Кавминвод. Необходимо также

создание центра, где бы работали юристы, социологи, политологи, экологи для

противодействия антирекламе, которая традиционно появляется накануне и в

разгар сезона.

Есть у Кавминвод и другие проблемы, которые можно решить только на

высоком уровне. Таковы, например, обеспечение городов исправным

транспортом и обустройство дорог. С руководством Республик Карачаево -

Черкессии и Кабардино-Балкарии необходимо обсуждать проблемы

вымогательства и предвзятого отношения сотрудников ГИБДД к водителям

экскурсионных автобусов.

Несмотря на все имеющиеся проблемы, есть и положительные моменты.

Например, в последние годы санатории и пансионаты получили возможность

размещать информацию о себе в каталогах, справочниках, региональной прессе.

Как говорят сотрудники отделов реализации, также реклама довольно

эффективна в Ставропольском, Краснодарском краях, Ростовской области.

Поскольку клиенты отправляются в здравницу напрямую.

2.3 Конъюнктура рынка туристических услуг в регионе.

Величину предложения оценить наиболее просто, зная количество мест в

рекреационных учреждениях. Основная проблема в отсутствии информации о

состоянии существующих объектов, сезонности, режиме их работы. Имея данные

о состоянии части совокупности, можно считать» что подобные характеристики,

а следовательно и тенденции, присущи с той или иной степенью вероятности

всей совокупности.

Наиболее достоверные из имеющихся данных - сведения объединения

«Пятнгорсккурорт».

Произведен расчет показателей на примере объединения.

Объединение «Пятигорсккурорт», далее именуемое санаторно-курортным

объединением (СКО), объединяет в своем составе около половины всех

санаторно-курортных учреждений города Пятигорска (51 %).

В настоящее время в состав объединения на правах юридических лип

входят следующие подразделения. 5 санаториев, курортная поликлиника н 6

обслуживающих хозяйств (Бальнеофнзиотерапевтическое объединение,

Объединение диетстоловых и др.). Собственником имущества СКО «Пягигорскку-

рорт» н входящих в него подразделений являются Федерация Независимых

Профсоюзов России (ФНПР) и Краевой Совет Профсоюзов в долях владения

собственностью 85 % и 15 % соответственно.

Конечный потенциал объединения составляет 4503 места, ежегодно оно

может принять до 76 тыс. отдыхающих.

За период с 1995 по 1999 год коечный фонд профсоюзных здравниц

уменьшился на 838 мест круглогодичного использования, т.е. на 15,7 % (838/

5341 * 100 %), предполагая аналогичным процент снижения на других курортах

на основании сходства ряда характеристик.

Таблица 2.3.1 Изменение коечного фонда санаторно-курортных

учреждений КМВ за период 1995 – 1999 г.г.

| |Всего мест |С учетом изменения |

|Санаторно-курортные учреждения|44,5 тыс. |37,8 |

|КМВ | | |

|Амбулаторное лечение |12,7 тыс. |- |

|Отдых и туризм |9,6 тыс. |8,16 |

|Итого потенциал КМВ |66,8 |45,9 |

В расчете не учитывается неорганизованный отдых: размещение на

квартирах, достигавший около 37,6 тыс. чел в год (данные администрации

КМВ). Этот источник размещения можно считать потенциально даже

увеличившимся, учитывая экономическое положение в регионе.

Таким образом, потенциал ранка рекреационных возможностей КМВ с

учетом наличных мест оценивается в размере 83.56 тыс. мест.

Разработанные ранее программы развития курортов с учетом максимально

возможных нагрузок на природную среду, нормативов расселения, мощности

источников» т.е. всевозможных факторов предлагали увеличить емкость

курортов на 48 - 50 тыс. мест, т.е. почти вдвое (см. Гусейнов Ф.М. Отдых

на Юге. М., 1988). Таким образом, при увеличении коечного фонда (новом

строительстве) возможно довести потенциал курортов до 100 -120 тыс. мест,

если ориентироваться на прежнего среднего потребителя.

Современный потребитель более «чувствителен» к уровню комфорта,

следовательно, такое количество мест предполагает достаточное обеспечение

природными факторами, то может вызвать дефицит других ресурсов: трудовых,

материальных. Повышение комфортности на существующих площадях приводит к

потере 10 -15 % мест. Тогда, ориентируясь на приведенные нами расчеты

реально на ближайшую перспективу (1 - 2 года) при нынешнем уровне комфорта

емкость курорта оценивается в 45 -46 тыс. мест при повышении комфортности

(-15 %) на 38 - 40 тыс. мест. Потеря в емкости не отразится на объеме

реализации, так как стоимость путевки «Люкс» по сравнению с обычной на 15

-20 % выше.

Приведем данные по всему исследуемому региону

Таблица 2.3.2 Изменение конечного фонда рекреакционных объектов

|Регион |Количество ужреждений |Итого |1992 |1999 |Изменение |

|Кавказско-|148 |96 |89 |333 |71,5 |60,2 |-11,3|-16 |

|Черноморск| | | | | | | | |

|ий | | | | | | | | |

|Итого |237 |148 |177 |562 |131,9|117,6|-34,1| |

Как видно из данных таблицы, при среднем сокращении коечного фонда на

20,7 %, наибольшее сокращение мест наблюдается в санаторно-курортных

учреждениях КМВ, но это скорее недостатки статистического учения в других

регионах.

Тем не менее потенциал региона достаточно высок - количество мест

более 117 тыс., учитывая, что регион КМВ относится к рекреации

круглогодичного цикла, а регионы Кавказско-Черноморский и Горно-Кавказский

- сезонного характера, рассчитаем возможное число отдыхающих в год:

КМВ

46000 * 365 = 16790000 чел./дн./21дн[1] = 799523 чел.

Горно-Кавказский

11400 * 190 дней = 2166000 чел./дн./14 дн. = 154714 чел.

Кавказско-Черноморский

60200 * 190 дней = 11438000 чел./дн./18 дн. = 635444 чел.

Итого, емкость курортов – 1589681 чел. в год

Исследователи данной проблемы утверждают, что потенциальных

потребителей услуг рекреации в нашей стране около 70 млн. чел, т. е. почти

40 % населения страны стремятся отдохнуть тем или иным образом. Считывая,

что хроническими заболеваниями страдают почти 85 % взрослого населения, а

отдых и лечение на курорте снижает рецидивы болезни в 2-3 раза, уменьшает

количество дней нетрудоспособности, можно всех этих лиц считать

потенциальными потребителями услуг санаторно-курортных учреждений. Проблема

в том., что отдых на курорте из-за своей стоимости доступен далеко не

каждому. Приведем пример оценки потребителей услуг санаторно-курортных

учреждений КМВ

Выделим основных потенциальных клиентов курортов КМВ. Понятно, что

потенциальными покупателями услуг могут быть только те из групп населения,

для которых привлекательность курорта Пятигорск превышает привлекательность

других вышеописанных курортов На настоящем этапе таковыми являются

представители социальной группы, уровень дохода которых не превышает 5 тыс.

руб. в месяц и чей возраст превышает 30-ти летний рубеж. Этот вывод можно

объяснить следующим. Для большинства таких представителей наиболее важным

является фактор универсальности курорта и уверенность в том. что именно это

место будет способствовать лечению их заболевания, а не общий уровень

инфраструктуры. Кроме того, люди старше 30-35 лет являются более

консервативными в выборе места лечения и скорее будут ориентироваться на

сложившиеся приоритеты, а у курорт а КМВ, как уже отмечалось ранее, имеется

положительная репутация, связанная с традицией лечения в регионе КМВ

населения бывшего Советского Союза.

Средний уровень месячного дохода основной части выявленной группы

потенциальных покупателей не позволяет им оплачивать стоимость путевки,

выше уровня в 10 тыс. руб. за 21-дневный курс лечения, в полном размере, а

система реализации путевок через сеть туристических агентств в большинстве

случаев предполагает именно полную оплату услуг санаторно-курортных

учреждений. Таким образом, ценовая политика проникновения на рынок

лечебного туризма должна предполагать установление первоначально пониженной

стоимости путевки, а именно такой стоимости, которую будут способны

оплатить представители первой рассмотренной социальной группы (ИГР,

рабочие, служащие госпредприятий и др.), уровень дохода которых не

превышает 5 тыс. руб. в месяц. Маркетинговые исследования показали, что

опрошенные респонденты укачанной группы е среднем готовы оплатить

проживание, полный пансион и лечение в размере, не превышающем 10 – 15 у.е.

в сутки. Таким образом, стоимость 21-дневной путевки конкурентоспособной на

рынке дня выявленной группы потенциальных потребителей должна составлять

порядка 200 – 300 у.е.

Как показали маркетинговые исследования Фонда "Общественное мнение",

в 1996 году 900 тыс. москвичей отдыхало за пределами России, из них 30 тыс.

- ездили лечиться. Таким образом, из всех отдыхающих за рубежом каждый 30-

ый москвич выезжал за рубеж с целью лечения. Принимая в внимание, что

основная масса москвичей обладает уровнем дохода» не позволяющим им

лечиться на элитных курортах Италии, Израиля, Германии и т.д., можно

предположить что доля лечившихся на курортах Чехии, Болгарии и им подобных

по меньшей мере составила одну шестидесятую (1/60) часть от всех выезжавших

за рубеж москвичей (или половину от всех москвичей., в 1996 году лечившихся

за рубежом).

Учитывая информацию Госкомстата России о том, что в 1996 году за

границу с целью отдыха выехало 12 млн. граждан России, и считая, что доля

лечившихся в числе отдыхающих за рубежом россиян остается примерно такой

же, как в числе отдыхающих за рубежом москвичей, можно определить число

выезжавших по всей России за рубеж с целью лечения на курорты Чехии,

Болгарин и им подобные в размере 200 тыс. россиян (1/60 х 12000000). Иначе

говоря, процент нуждающихся в прохождении санаторно-курортного лечения в

числе россиян, отдыхающих на зарубежных курортах, наиболее близких к

Пятигорскому курорту с точки зрения лечебной направленности, уровня

инфраструктуры и сервисного обслуживания, составляет 1,7%.

Необходимо отметить, что всевозможные поездки за рубеж присущи» в

основном, труппе хорошо обеспеченных людей в возрасте до 40 лет, т.е.

наиболее активной части населения России, которое составляет примерно 30%

от всего взрослого трудоспособного населения России.

Все взрослое трудоспособное население России на сегодняшний момент

составляет порядка 100 млн. человек. Если предположить, что каждый из

представителей данной группы населения России имеет материальную

возможность и желание провести свой отпуск, выехав на один из курортов

России или наиболее доступных курортов зарубежья, и что процент нуждающихся

из них в лечении сохраняется и остается равным 1,7%, то можно определить

потенциальное количество жителей России, которые при представившейся

возможности проходили бы курс санаторно-курортного лечения на одном из

массовых (не слитных) курортов России или зарубежья в размере 1/7 млн.

человек. Принимая во внимание, что доля наиболее обеспеченного и активного

населения России, представители которого наиболее вероятно поедут лечиться

за рубеж, составляет 30 % от всего взрослого трудоспособного населения

России, получим число потенциальных клиентов здравниц России -1,2 млн.

человек (1700000 -1700000 * 0,3). Принимая во внимание, что некоторые из

граждан России даже при представлении материальной возможности предпочитают

поездке на курорт отдых дома или на даче, эта цифра уменьшается и

составляем порядка 1 млн. человек.

Именно из данного потенциального сегмента, емкость, которая

составляет 1 млн. человек. КМВ имеют возможность привлекать клиентов к

лечению на своем курорте.

При условии повышения уровня сервиса, стабилизации экономической и

политической обстановки потенциальными потребителями услуг сферы рекреации

Юга России могут быть около 50 % выезжающих на зарубежные морские и горные

курорты, т.е. из них только 5-8 % принадлежат к действительно богатым,

остальные к среднему классу, для которых подобный отдых – результат

длительных накоплений.

Итак, емкость потенциального сегмента потребителей, из которого город

имеет возможность привлекать к лечению в своих здравницах, составляет 1

млн. человек. Это в основном люди старшей возрастной группы (после 30 лет),

испытывающие недостаток в финансовых средствах и в то же время нуждающиеся

в нормальном (не элитном) лечении.

В большинстве своем представители этой группы населения до 1991 года

имели возможность лечиться в различных здравницах бывшего Советского Союза

и охотно использовали эту возможность. Однако, начиная с 1991 года, вплоть

до настоящего времени, эта возможность практически исчезла в связи с резким

понижением уровня доходов населения» одновременным подорожанием санаторно-

курортных услуг и ухудшением геополитического положения популярных здравниц

бывшего Советского Союза (гак опасно стало ездить в Закавказье, Молдавию,

некомфортно - на Украину и т. д.) Эти процессы привели к тому, что у

подавляющего большинства населения России произошел своеобразный "сбой" в

сознании - большинство из них не считают возможным в настоящее время

лечиться в ранее известных им здравницах и утратили к ним всякий интерес.

На смену традиционного отдыха и лечения в санаторно-курортных учреждениях»

находящихся далеко за пределами места проживания» пришли такие способы

проведения от пика, как ведение садово-огородною хозяйства на собственных

приусадебных участках или решение проблем домашнего масштаба (проведении

ремонта, генеральная уборка дома, использование времени отпуска для

дополнительного заработка и т. д.).

Таким образом, в настоящее время, когда возможность лечения на

традиционных курортах России вновь появляется, у людей срабатывает

стереотип недоверия преувеличенной боязни и укоренившаяся за последние годы

привычка перебивает бывшую традицию. Поэтому рекламная компания должна быть

направлена прежде всего на искоренение этого негативного стереотипа -люди

должны поверить в то. что на курортах региона КМВ в настоящее время можно

недорого, а главное - безопасно пройти традиционный лечебный курс, при этом

ставка должна делаться на бывших традиционных клиентов объединения, их

детей и знакомых.

Также не следует забывать о людях, раньше имевших привычку проводить

свой отпуск и в других местах бывшего Советского Союза - курортах Украины,

Молдавии и т д.» также составляющих группу потенциальных клиентов. С целью

их привлечения гораздо более важно, чем для бывших постоянных клиентов

курортов региона КМВ, в рекламе уделять внимание описанию экзотичности

местного ландшафта, целебности климатических условий и культурно-

исторической достопримечательности КМВ

Принципиально новым направлением в стратегии продвижения своих услуг

на рынок лечебного туризма должна стать стратегия привлечения людей,

являющихся больше туристами, нежели больными. Необходимо перестать

ориентироваться исключительно на людей, нуждающихся в лечении.

Маркетинговые исследования неоднократно показывали, что большая группа

отдыхающих по санаторно-курортным путевкам использовала эту возможность не

столько с целью полноценного лечения, сколько с целью отдыха, смены

привычной обстановки и поиска новых знакомых. Поэтому в план развития общей

инфраструктуры прежде всего необходимо включить мероприятия, увеличивающие

объем предоставления культурных услуг для желающих интересно и

познавательно отдохнуть, а заодно для общей профилактики пройти

оздоровительный курс санаторно - курортного лечения.

Поскольку в настоящее время курорты региона КМВ не имеют возможности

для достижения лидерства на рынке лечебного туризма» для успешной

деятельности им необходимо сконцентрировать свои усилия на выделенном

потенциальном сегменте (группе малообеспеченных людей старшей возрастной

группы, потенциально являющихся клиентами здравниц России) н наращивав на

нем преимущество по отношению к основным конкурентам. Такими конкурентными

преимуществами на начальном этапе будут яьля1ься низкая стоимость лечения и

многообразие профилирующих направлений здравниц города. При разумном

ведении рекламной компании н оперативной деятельности маркетинговой службы,

регион вполне сможет занять нишу в общем объеме главного для него

потенциального сегмента - а это составляет порядка 1 млн. человек.

Пополнение бюджета будет происходить путем увеличения налоговых

поступлений при росте товарооборота от увеличения числа туристов в регионе.

Решение проблемы трудоустройства связано с тем, что по данным

мирового турбизнеса обслуживание одного туриста обеспечивает занятость 9

человек, а это в свою очередь, приведет к развитию отраслей прямо или

косвенно связанных с туризмом.

Индустрия туризма тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики.

Как показали результаты исследований, в сферу обслуживания туристов

оказываются косвенно вовлеченными 1115 тыс. человек в 24 отраслях

хозяйства, для которых индустрия туризма не является основной сферой

деятельности. Среди них такие далекие от сферы туризма отрасли, как

нефтеперерабатывающая, резиновая, химическая и т.д. Это объясняется

широким использованием автомобилей в качестве основного вида транспорта, а

так же большим объемом туристических перевозок всеми видами транспорта, а

также большим объемом туристских перевозок всеми видами транспорта в целом.

Относительно большая вовлеченность в сферу обслуживания туристов

предприятий резиновой промышленности определяется, видимо, этими же

факторами. Немалый процент от всего числа занятых в отрасли вовлечен в

производство рекреационных товаров и в таких отраслях, как текстильная и

кожевная (производство различных видов спортивной одежды, обуви и т.д.)

Таблица 2.3.3 Число лиц косвенно вовлеченных в сферу туристского

обслуживания.

|Отрасли |Число косвенно |Процент от общего|

| |вовлеченных в сферу |числа занятых в |

| |туристского обслуживания,|отрасли |

| |тыс. чел. | |

|1 |2 |3 |

|Сельское и лесное хозяйства,|45,0 |3,1 |

|рыболовство | | |

|Добывающая промышленность |45,0 |- |

|1 |2 |3 |

|Строительство |17,0 |0,5 |

|Пищевая и табачная |70,0 |3,9 |

|промышленность | | |

|Текстильная промышленность |157,0 |6,6 |

|Целлюлозно – бумажная |24,0 |3,4 |

|промышленность | | |

|Типографско-издательское |28,0 |2,5 |

|дело | | |

|Химическая промышленность |43,0 |4,0 |

|Нефтеперерабатывающая |22,0 |11,6 |

|промышленность | | |

|Резиновая промышленность |48,0 |8,2 |

|Кожевенная промышленность |34,0 |7,4 |

|Деревообрабатывающая |7,0 |1,2 |

|промышленность | | |

|Мебельная промышленность |1,0 |0,2 |

|Стекольная промышленность |11,0 |1,7 |

|Черная металлургия |19,0 |1,4 |

|Металлообрабатывающая |21,0 |1,1 |

|промышленность | | |

|Машиностроение |41,0 |2,0 |

|Транспортная промышленность |29,0 |1,1 |

|Обрабатывающая |8,0 |4,2 |

|промышленность | | |

|1 |2 |3 |

|Транспорт |96,0 |2,1 |

|Связь |27,0 |2,4 |

|Торговля |82,0 |0,8 |

|Финансы и страховое дело |48,0 |1,6 |

|Другие отрасли сферы услуг |175,0 |1,5 |

|Всего |1115,0 |1,7 |

3. Перспективы развития туризма в регионе КМВ

В 1994 году Россия от туризма получила больше прибыли, чем от

экспорта оружия. В 1995 году выехало около 10 млн. россиян . Зарубежные

страны получили от этих поездок свыше 12 млрд. долларов: из России ушло

больше средств, чем поступило от экспорта газа.

В крае утечка валюты в 1995 году составила по разным оценкам 50 –150

млн. Долларов, что сравнимо с бюджетом Ставрополья на 1995 год в его

доходной части. Между тем, в стране нет такой благодатной геоклиматической,

санаторной, исторической зоны как Кавказские Минеральные Воды.

Одним из самых сложных и драматическим для туристской отрасли был

1998 год. Разразившийся в августе системный кризис отбросил туристский

бизнес на несколько лет назад. Нестабильность экономической ситуации в

России, криминогенная обстановка во многих регионах, в том числе в соседних

с Ставропольским краем – все это не способствует развитию туризма в

регионе.

Тем не менее, перспективы развития туризма в регионе КМВ имеются.

Необходимо только правильно и четко определить по каким позициям наш регион

обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с другими туристскими

рынками, чтобы основной упор делать именно на развитие в данных

направлениях.

На туристских рынках наш регион реально может претендовать на

совершенную конкретную нишу. Ставрополье – внутренняя территория, поэтому

вести речь о приморских пляжных вариантах бесперспективно. За то в силу

географического, геоклиматического и экономического положения, историко-

культурного наследия, имеющейся базы, кадров и опыта мы можем и должны

развивать прежде всего въездной и внутренний туризм: санаторно-курортный,

спортивный и социальный. Здесь у Кавминвод серьезных конкурентов нет.

Сильны наши потенциальные позиции в экологическом туризме, включающем

к примеру, охоту и рыбалку. В крае два аэропорта международного значения.

А это при условии их нормального функционирования определяет перспективы

организации обслуживания как наших земляков, пожелавших посмотреть мир, так

и российских и зарубежных граждан, едущих к нам, транзитных туристов,

направляющихся за границу или на туристские объекты соседних субъектов РФ.

Есть все необходимое для развития конгрессного туризма, создания пакетов

предложения по бизнес-туризму.

Поэтому необходимо принять все меры для возвращения в большой

рентабельный и быстроокупаемый туризм. Сегодня мы должны реально сознавать,

что протекционистская политика по отношению к нашему региону со стороны

федеральных органов, средств массовой информации, рекламных носителей и

т.д. – дело перспективы. Пока же ни в одном специализированном издании,

выступлении руководителей Министерства РФ по физкультуре, спорту и туризму,

аналитическом подборе данных о высоко потенциальных туристских объектах нет

ничего позитивного и значащего, что касалось бы Кавминвод. В отличие от

регионов Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга или Байкала, Черноморского

побережья Кавказа или «Золотого кольца». И туда едут россияне и зарубежные

гости, везут собой рубли и доллары, обеспечивают занятость тысяч людей,

развитие сопутствующих отраслей. Необходимо создать в структуре

Правительства РФ специализированного органа по туризму. Вообще. опыт

соединения под одной крышей физкультуры, спорта и туризма (и тем более

главенствующее положение первых двух) – нонсенс. По той простой причине,

что туризм – отрасль в своей основе производственно-экономическая и

бюджетообразующая, а физкультура и спорт – сферы большей частью социальные,

а следовательно бюджетопотребляющие. Что требует абсолютно различных схем

управления ими, кадровой квалификации работников и т.д. В нашей ситуации

весь объем организационной и координационно – управленческой работы в целом

комплексе социально-экономических и правовых проблем туризма на платной

основе осуществляется лишь одним человеком. При том, что уже в 20 субъектах

РФ существует специализированные органы власти по туризму.

Идея создания департамента по курортам и туризму в составе

Администрации КМВ, это еще один признак актуальности формирования такой же

управленческой вертикали в исполнительных органах всего Ставрополья.

Острейшая проблема – большая доля налогов для туристских предприятий,

имеющих свою собственную материальную базу. Весь туристский комплекс КМВ за

9 месяцев 2001 года внес в бюджеты всех уровней 3370 тыс. руб. В том числе

2810 тыс. руб.- Предприятия имеющие свою собственную материальную базу или

83,5 % всех налоговых платежей. 50 % налоговых платежей поступили в местные

бюджеты. Несмотря на это была предпринята попытка отменить 10 % льготу по

НДС. По прогнозным подсчетам только лишение льгот по НДС и земельному

налогу повысит стоимость путевок на 30 – 35 %, т.е. сделает

бесперспективными любые мероприятия по развитию въездного и внутреннего

туризма. На грань банкротства при этом выйдут до 80 % туристских

предпринимательских структур края. Напротив, нам необходима выработка мер

направленных на удешевление турпродукта Кавминвод. Здесь и поиск резервов,

тарифной политики, сфер транспортного и коммунального обслуживания, и

качественные изменения в уровне сервиса, и кропотливая кадровая работа, и

изыскания возможностей льготной налоговой и инвестиционной поддержки

предприятий отрасли.

Туристическое деятельностью на территории КВМ занято около 150

предприятий, из них большинство специализируются на оказании санаторно-

оздоровительных услуг (санатории, профилктории, пансионаты). Познавательно-

развлекательному туризму как внутреннему, так и въездному внимание

уделяется очень мало. При этом, материально-техническая база туристического

комплекса не соответствует современным требованиям комфортности, качества и

разнообразия услуг, нуждается в глубокой реконструкции.

Прибавьте сюда важнейшие для курорта проблемы недоразвитости сфер

общественного питания, коммунального обслуживания, индустрии развлечений,

проблемы загрязнения городской и природной среды. Чтобы решить эти проблемы

нужны большие инвестиции.

Условия для инвестиций остаются еще достаточно рискованными. На

протяжении последних лет отрицательными факторами сдерживающими

инвестиционную активность были резкий спад промышленного производства,

огромный дефицит государственного бюджета, кризис платежеспособности

государства и субъектов хозяйственной деятельности, политическая

нестабильность в обществе.

Однако, ситуация постепенно меняется к лучшему, экономическое

положение России постепенно улучшается. Россия медленно, но основательно

вступает в период экономической стабилизации, что является важнейшим

условием долгосрочного инвестирования.

Существует несколько серьезных причин слабой инвестиционной

активности в регионе. Во-первых, некоторые объекты представляющие интерес

для инвесторов, имеют неудовлетворительную приватизационную историю – в

процессе приватизации передача предприятий новым собственникам произведена

с нарушением законодательства. Поэтому итоги приватизации подобных

предприятий могут быть в любой момент оспорены в суде, на их имущество и

деятельность может быть наложен арест (запрет). Естественно, что в таких

случаях инвесторов сдерживает риск непрогнозируемых финансовых потерь.

Во-вторых, значительное число предприятий, нуждающихся в инвестициях,

вследствие неразумной хозяйственной деятельности имеют огромные финансовые

долги перед бюджетом и сторонними организациями. Желающих вкладывать свои

деньги ради покрытия чужых долгов очень немного. Некоторые инвестиционные

фонды тем не менее иногда соглашаются вкладывать деньги в такие

предприятия, но при одном условии – полной замене высшего руководства

предприятия. В данной ситуации у руководства предприятия пропадает

стремление к реальному привлечению внешних инвестиций.

Наконец, третьим существенным препятствием на пути инвестиций нередко

является недобросовестный стиль управления предприятием. Ущербность

проявляется в том, что руководители, стремясь к сохранению безраздельного

контроля над предприятием, грубо нарушают права и законные интересы

акционеров, предоставляют им умышленно искаженную информацию о финансово-

экономическом положении предприятия, скрывают его реальные финансовые

потоки.

Есть и другие трудности, такие, как инертность и природная

осторожность финансистов при принятии ответственных инвестиционных решений,

отсутствие достаточных свободных средств, низкая эффективность и

проработанность инвестиционных проектов, неумение выгодно и правильно

продавать свои инвестиционные предложения, неумение работать на рынке

капиталов и т.д.

Способ преодоления указанных сложностей предлагает инвестиционное

предприятие «Лидер» (г. Кисловодск, ул. Куйбышева, 60/7),

специализирующееся на решении заемных проблем. ИП «Лидер» предлагает

создать новое акционерное общество – общество развития туризма (ОАО

«Инвесттур»), которое изначально, в силу своей новизны не будет иметь таких

серьезных в инвестиционном отношении недостатков, как негативная

приватизационная история, просроченные долги прошлых лет. Таким образом,

устраняются два существенных препятствия на пути инвестиций в это общество.

Поэтому важно привлечь в учредители передовые предприятия и организации с

положительной репутацией в деловом мире. Не менее важно в процессе

организации общества подобрать соответствующие объекты инвестирования,

разработать основы инвестиционного проекта, стратегию развития общества.

Если в деле примут участие солидные учредители и будут подобраны

эффективные объекты инвестирования, то можно привлечь сколько средств,

сколько будет предусмотрено инвестиционным проектом общества.

Схема 3.1

Исходя из вышеуказанных данных о коэффициенте загрузки и

Что касается туристского комплекса региона, по итогам 2001 года

показали, что туризм как отрасль народного хозяйства с Ставропольском крае

не стал приоритетным направлением, а туристский комплекс региона КМВ еще по

настоящему не востребован. Основная часть доходов и платежей в бюджеты

всех уровней приходится на предприятия гостиничного комплекса или турфирмы,

имеющие собственную материальную базу.

О том как складывается ситуация по загрузке санаторно-курортного

комплекса КМВ в 2001 года по сравнениюс 2000 года видно из таблиц.3.1.-

3.2.

В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления

развития туризма:

. Создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков,

учитывающих состояние туристских ресурсов в странах пребывания

туристов;

. Широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей

в планировании и развитии туристской деятельности, обеспечение ее

безопасности;

. Развитие связи между организаторами туризма и муниципальными

структурами с целью достижения понимания потребностей каждого из

них и поиске путей их удовлетворения;

. Рост благосостояния местного населения, устранение налоговых,

таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать

развитию туризма при этом особое внимание должно быть уделено

поддерживанию цен на услуги области туризма на уровнях, которые

являются приемлемыми для туристов и выгодными для туристской

отрасли;

. При инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы

защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные

нагрузки);

. Осуществление более четкого маркетинга и выделение большего

количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных

групп туристов и организация для них адресной информации по

предлагаемым услугам;

. Повышение профессионального уровня сотрудников сферы индустрии

туризма;

. Развитие системы владения клубным отдыхом (таймером).

В последнее время наряду с традиционными видами туризма все большее

влияние приобретает такая разновидность туристской индустрии, как система

таймер. Концепция таймера связана с предложением всем желающим проводить в

течение установленного периода времени в каждом году отпуск в определенном

месте проживания (клубе), предоставляющем собой часть туристского

комплекса. В 1996 году число семей, владеющих таймером, составило 3,5 млн.

(в том числе в России до 20000 семей), а число курортов (мест отдыха)

превысило 4500 (в 81 стране мира). За период с 1994 по 1996 году объем

продаж превысил 9 млрд. долл., а темпы экономического роста достигли

примерно 15 %.

Необходимо помнить, что для дальнейшего своего развития туризм должен

выполнять две основные функции. Первая касается оздоровления населения

государством путем сохранения сети государственных санаториев, обеспечения

санаториев лечением граждан, пострадавших от стихийных бедствий, аварий,

военных конфликтов и других категорий населения, нуждающихся в

государственной поддержке. Вторая состоит в обеспечении спроса

состоятельной части населения России и зарубежных граждан на комфортный

отдых и курортное лечение в условиях, удовлетворяющих разнообразие, в том

числе и самые высокие, потребности лиц ао время их пребывания на курорте

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ