Разработка рекомендаций по эффективному использованию экотуристского потенциала России
балланса. Как известно, многие ОПТ, особенно национальные парки
создаются с целью развития туризма.Обычно ОПТ неконкурентноспособны , не
имея экономического стимула для своего существования, а в районах,
важных для поддержания экологического балланса, часто ведется
неустойчивая хозяйственная деятельность. Поэтому в последнее время идут
поиски источников частичного финансового обеспечения ОПТ. Экотуризм
является важным источником финансирования таких территорий. Получение
прибыли, часть которой идет на местные нужды, поднимает авторитет ОПТ в
глазах местного населения и правительств.
Объектами экотуризма нередко становится традиционная культура. С
этим связано создание особого рода охраняемых территорий, где
предпринимаются различные меры по охране традиций и устоев.
Тесное взаимодействие туристов с традиционной культурой ведет к
росту межкультурного понимания и уважения. Экотуристы наиболее тесно
контактируют с местной культурой. В случае грамотного развития
экотуризма это приводит к осознанию великого разнообразия культур,
пониманию их хрупкости и уважению традиций.
Показателем устойчивости развития является психическое и физическое
здоровье человека. В случае экологического туризма , особенно на ОПТ,
психическое и физическое восстановление, как внешний эффект включает
разрядку напряжения, возникающего в индустриальной среде. Активный
отдых, общение с природой повышают жизне- и работоспособность человека.
Развитие туризма на ОПТ генерирует средства, часть которых тратится
на охрану природы и традиционной культуры. Причем покрываются (частично
или полностью)не только прямые затраты на различные мероприятия по
охране , но и альтернативные затраты, связанные с изъятием территории из
хозяйственного использования. В свою очередь, охрана природы и культуры
обеспечивает возобновление ресурсов для развития экологиеского туризма.
Охрана природы неразрывно связана с охраной культуры, так как
способствует восстановлению ресурсов для традиционного
природопользования и тем самым позволяет не нарушать складывающиеся
веками традиции рационального использования природных ресурсов коренными
жителями территории.В некоторых случаях эти самые традиции используются
при планировании мероприятий по охране природы.
Итак, как мы видим из вышесказанного, существует большое количество
аргументов ,выступающих за использование ОПТ в туристских целях. И если
правильно и качественно планировать развитие экологического туризма на
данных территориях, это может принести еще больше выгоды и пользы как
для на федеральном , так и на региональном уровне.
Часть 2. Основные тенденции в использовании ОПТ в экотуристских
целях.
При условии адекватного планирования, организации и управления, к
экологическому туризму можно отнести чрезвычайно широкий спектр
деятельности - от длительных научных экспедиций до кратковременного
отдыха на природе в выходные дни. Все это многообразие можно условно
классифицировать по различным критериям, в частности, по группам
путешествующих , главным объектам посещения, видам туристской
деятельности, продолжительности пребывания и др.
Основными объектами экотуризма в его классически-природоохранной,
узкой трактовке считаются относительно ненарушенные природные комплексы
или отдельные их элементы.
По специфике занятий условно выделяют научный, познавательный и
рекреационный туризм.
К научному экотуризму иногда относят экспедиции ученых, летние
полевые практики студентов, иные путешествия, включающие сбор научной
информации о посещаемом регионе. Научный туризм состовляет небольшую
долю в общем экотуристическом потоке, однако роль его может быть
достаточно велика. В частности , он может существенно пополнить
информацию о малоизученных районах и объектах. Этот вид туризма может
способствовать расширению научных и образовательных связей между
различными странами, положить начало важным международным проектам.
Познавательный экотуризм- это "экотуризм в классическом понимании".
Его разновидностями можно считать туры по наблюдению птиц, китов или
экзотических бабочек, ботанические экскурсии, археологические,
этнографические и палеонтологические путешествия, экосафари, туры для
любителей фото- и видеосъемки.
Основной целью рекреационного экологического туризма является отдых
на природе, хотя, безусловно он также преследует определенные
познавательные цели. Такой туризм может быть "активным" (являясь
разновидностью "приключенческого туризма") и пассивным. К его активным
формам нередко относят пешие, конные, лыжные походы, альпинизм, многие
виды горных и водных путешествий. Пассивными формами рекреационного
экологического туризма можно считать отдых в палаточных лагерях, ближние
прогулки и походы, пикники, а также рыбалку, сбор даров природы,
осуществляемые на принципах экологической устойчивости.
Также можно предложить несколько иное деление экологического
туризма. Все многообразие видов экотуризма целесообразно делить на 2 его
основных класса:
экотуризм в границах особоохраняемых природных территорий и в условиях
"дикой", ненарушенной или мало измененной природы. Разработка и
проведение таких туров- классическое направление в экотуризме;
соответствующие туры являются экотурами в узком значении данного
термина, их можно отнести к "австралийской" или "северо-американской"
модели экотуризма.
экотуризм вне границ особо охраняемых природных территорий и акваторий,
на пространстве окультуренного или культурного ландшафта (чаще всего
сельского). К этому классу можно отнести весьма широкий спектр видов
экологически ориентированного туризма, начиная с агротуризма вплоть до
круиза на комфортабельном лайнере; этот тип экотуров можно отнести к
"немецкой" или "западно-европейской" модели.
Экологические туры можно классифицировать по многим признакам- по
способу передвижения, по количеству участников, по продолжительности, по
отношению к границам страны проживания туристов и т.д. Однако наиболее
существенными следует считать 2 видовых признака- его цель и его объект.
По основной цели тура можно различать следующие виды экотуров:
- наблюдение и изучение "дикой" и "окультуренной" природы с обучением
экологическим знаниям
- отдых в окружении природы с эмоциональными эстетическими целями
- лечение природными факторами
- туры со спортивными и приключенческими целями
По основному объекту , в значительной мере определяющему содержание
программы тура и отчасти форму его организации, различаются такие виды
экотуризма:
- ботанические , зоологические, геологические и тому подобные туры
- эколого-этнографические туры или археологические, эколого-культурные
- агротуры
- спелеологические, водные, горные туры и т.д.
Разумеется цели тура и его объекты неразрывно связаны между собой.
Наконец, весьма важным классификационным признаком для выделения
форм экотуров являются возраст и состояние здоровья участников, а также
численность групп. Вполне понятно, что содержание программ туров и их
организационные особенности будут принципиально различными для детских
походов и для экспедиций, рассчитанных на взрослых людей, равно как для
малых компактных и для больших групп участников.
Иерархическая классификация экотуров:
Тип- природно-ориентированный
Классы - 1. Экотуры в "дикой" природе, в границах
охраняемых территорий
- 2. Экотуры вне границ охраняемых
территорий, на пространстве культурного ландшафта
Виды - 1. по основной цели (см.выше)
- 2. по основному объекту (см.выше)
Формы - 1. по возрасту участников (дети и взрослые)
- 2.по состоянию их здоровья (с
ограничениями и без ограничений)
- по численности групп (малые и большие)
Основными характерными видами туристских услуг и товаров для
национальных парков могут яявляться:
6. разработанные , обустроенные и контролируемые парком постоянные
маршруты
7. образовательные и консультационные услуги самых разных типов
8. организация спортивного, приключенческого, зеленого сельского,
лечебного и реабилитационного туризма
9. специальные экологиеские и эколого-культурные туры
10. экскурсионные услуги, в том числе - экскурсии по окрестностям
парка
11. проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, аукционов,
фестивалей)
12. контролируемая заготовка туристами "даров природы"
13. экотехнологичные услуги размещения и транспортные услуги
14. продажа экологически чистых местных продуктов питания
15. продажа товарных знаков с экологической символикой парка
16. прокат туристского снаряжения
Соотношение различных видов туризма в российских национальных парках:
Пеший- 25%
Водный- 20%
Авто- 17%
Конный- 7%
Научный, горный, лыжный, эколого-познавательный- 5%
Детский- 4%
Рыбный, Охотничий, Приключенческий, Гостевой- 3%.
В целом, для развития экотуризма в последние годы характерны
несколько тенденций. С одной стороны, экотуризм становится все более
разнообразным. С другой, возрастает его интеграция с иными отраслями
туристической индустрии. Поэтому приверженцы классически-
природоохранного туризма в узкой его трактовке, обеспокоенные возросшим
негативным влиянием значительных потоков экотуристов, призывают к выходу
экотуризма за пределы охраняемых территорий, на пространство культурных
ландшафтов, в свою очередь, в массовых видах туризма появляются элементы
туризма экологического, например кратковременные посещения национальных
парков и других природных территорий.
Часть 3. Причины, сдерживающие развитие экологического туризма
на ОПТ.
Текущую ситуацию в сфере туризма в национальных парках можно
охарактеризовать как неудовлетворительную. В настоящее время оказание
национальными парками туристских услуг посетителям не приносит ожидаемых
доходов (более трети всех национальных парков России вообще не получают
доходов от туризма) по нескольким причинам.
Ныне существующая в России сеть национальных парков не сможет даже
в перспективе покрыть желание многих людей увидеть многообразие дикой
природы в различных физико-географических регионах. Ни одного (!)
национального парка нет на Дальнем Востоке, в Горном Алтае, в дельте
Волги, нет во многих других регионах с сохраненной в первозданном виде
дикой природой.
Что же сдерживает развитие экотуризма в России при наличии имеющейся
мощной туристской базы?
В основном это экономические и организационные причины. К числу
экономических причин относятся:
1) отсутствие необходимого первоначального капитала для
финансироваия работ по созданию экоцентров, которые приступили бы к
проработке всего комплеса вопросов, относящихся к формированию целевых
программ экологических путешествий
2) незначительность инвестиций в инфраструктуру экотуризма, что
сказывается на состоянии гостиничного, транспортного обслуживания
туристов
К организационным причинам можно отнести:
1) отсутствие специализированных турорганизаций в области экотуризма
2) ограничения на посещение экотуристами привлекательных в природном
отношении мест в основном вследствие неразработанности механизма
взаимодействия администрации особо охраняемых природных территорий с
организаторами экотуристских путешествий и экскурссий
3)отсутствие рекламы экотуризма
4) ограниченность квалифицированноых специалистов в области
экотуризма, способных взять на себя разработку, организацию и проведение
экологических туров
5) отсутствие необходимой законодательной базы туризма
Отношение к территориям как к закрытым учреждениям, охраняющим в
научных целях нетронутые прирдные территории, также привело к серьезным
проблемам- оторванности от общего социально-экономического развития
регионов и отсутствию поддержки со стороны местного населения. А
экономический кризис последнего времени еще более обострил противоречия
между безработным населением и заповедниками, которые воспринимаются как
природные ресурсы , изъятые из использования по неясным причинам и с
неопределенными целями. Вопрос о необходимости развития экологического
просвещения и экологического туризма на этих территориях встал со всей
остротой , когда сокращене бюджетного финансирования заставило всерьез
задуматься о необходимости поиска внебюджетных средств. Именно это
считалось основной целью развития туризма. Кроме того , многие
заповедники слабо представляют себе сущность экотуризма и его
организации. В то же время нередко возникает спонтанное развитие
экотуризма, и многие рассматривают этот вид деятельности как
единственный дополнительный источник дохода. В этом заключается
серьезная опасность. Без должного планирования и управления при
отсутствии знаний и опыта в этой сфере деятельности экологический туризм
не обеспечит существенных экономических преимуществ охраняемым
территориям и местным жителям. Вместо этого он может нанести
непоправимый вред уникальным экосистемам и дискредитировать саму идею
развития экотуризма.
Эффективное развитие экотуризма затрудняет ряд проблем общего характера:
На федеральном и региональном уровнях:
17. экономический кризис,политическая нестабильность оказывают влияние
на имидж России, особенно в глазах зарубежных туристов
18. несовершенство законодательства, в особенности налоговой политики,
визовой системы, правил землепользования. На сегодня юридические и
экономические условия не создают благоприятных условий для
инвестиций для развития экологического туризма.Во многих случаях
развитие экологиеского туризма невыгодно заповедникам, так как они
вынуждены отчислять значительную часть средств в качестве налогов.
19. отсутствие стратегии и конкретных планов развития экотуризма на
базе заповедников
Таким образом, экотуризм пока не получает достаточного внимания ни со
стороны государства, ни со стороны коммерческих структур. Слабо развитое
правовое обеспечение и структурное пространство этой сферы экономики,
отсутствие инструментария экспертизы отдельных проектов нередко
порождают нецивилизованное развитие рынка туризма со стороны как
местных, так и внешних участников процесса, основным мотивом которых
является получение максимальной прибыли в короткие сроки.
На местном уровне:
20. В большинстве ОПТ не налажены механизмы определения допустимых
рекреационных нагрузок и мониторинга экологических последствий
туризма. Это делает их уязвимыми перед возможными экологическими
проблемами, которые несет с собой туризм, осуществляемый без
должного планирования и контроля.
21. Отсутствие или низкая комфортность инфраструктуры- условий
проживания, транспортных средств, организованных туристских
маршрутов, оборудованных экотроп, наблюдательных вышек и прочих
приспособлений. Наличие некоторой элементарной инфраструктуры и
бытовых удобств позволило бы существенно увелиить поток туристов.
Улучшение инфраструктуры позволило бы охраняемым территориям и
местным сообществам расширить спектр предлагаемых туристам платных
услуг и тем самым увеличить свои доходы
22. Отсутствие подробной информации о районах проведения туров и
эколого-познавательных программ в наших ОПТ.
23. Отсутствие специализированной информации, например списков видов
растений и животных с комментариями, перечней редких и исчезающих
видов и др. Успех экотуризма, особенно международного, в
значительной степени зависит от возможности посетителей получить
достоверную и исчерпывающую информацию еще до начала поездки.
24. Не разработаны комплексы маршрутов и программ для разных категорий
туристов, т.е отсутствует туристический продукт, соответствующий
стандартам международного туристического рынка
25. Отсутствие у российского персонала опыта и знаний, необходимых для
успешной организации туризма, особенно в области маркетинга,
познавательных программ для разных категорий посетителей,
ценообразования
26. Российские природные территории не в состоянии предоставить
туристам достаточного разнообразия платных услуг и продукции,
поэтому их доходы ниже, чем могли бы быть
27. Отсутствуют единые цивилизованные стандарты формирования цен на
услуги, предоставляемые ОПТ для туристов
28. У большинства российских природных территорий отсутствуют
качественные рекламно-информационные материалы и возможности
выхода на высокоспецифический международный рынок туризма.
Маркетинговые проблемы также являются серьезной проблемой,
затрудняющей развитие экотуризма в России.
29. Отсутствуют специализированные структуры, способные организовывать
и координировать процесс развития экотуризма на федеральном и
региональном уровнях.
30. Отсутствуют механизмы, при которых часть финансовых поступлений от
экотуризма направлялась бы на нужды местных поселений. Большинство
ОПТ недооценивают необходимость участия местного населения в
развитии экотуризма.
Как видно, причины, сдерживающие развитие экологического туризма на
ООПТ в России значительно серьезные. В современных условиях политической
и экономической неопределенности их устранение может затянуться на
длительное время. Это означало бы, во-первых упущенную экономическую
выгоду, а во-вторых, продолжающуюся экологическую стагнацию, которую
можно было бы хотя бы сдержать, содействуя развитию экологического
туризма.
Для того , чтобы экологический туризм в заповедниках развивался в
соответствии с международными принципами, в рамках концепции устойчивого
туризма нужна координация действий на всех уровнях. Только объединение
усилий, единство рекламной и маркетинговой политики, выработка
корпоративной этики, единых стандартов обслуживания и организации
туризма на заповедных территориях обеспечат успешную реализацию всех
мероприятий, намеченных в "Основных направлениях развития и организации
деятельности государственных природных заповедников на период до 2010
года". Развитие деятельности по экологическому туризму должно
координироваться на федеральном уровне и уровне региональных ассоциаций
заповедников.
Важнейшей задачей на современном этапе развития экотуризма является
выработка корпоративной культуры, этики , правил поведения,
определенного стиля организации и уровня общения.Мы всегда должны
помнить о том, что, открывая людям красоту, мы выполняем особую миссию-
не только просвещаем и информируем , но и несем особое трепетное
отношение к природе и к заповедным территориям, воплощаем в жизнь идеи
гармоничных отношений человека и природы, проповедуем общечеловеческую
культуру.
Глава IV. Направления и мероприятия по повышению эффективности
использования экотуристского потенциала ОПТ.
Часть 1.Совершенствование нормативно-правовой базы развития
экологического туризма на ООПТ.
Утвержденная Указом Президента России от 01.04.96 № 440 Концепция
перехода Российской Федерации к устойчивому развитию подчеркивает, что
одним из ключевых факторов обеспечения экологической безопасности страны
является воспитание населения на принципах понимания необходимости
сохранения биосферы и поддержания ее равновесного состояния. Вопросы
развития экологического сознания рассматриваются в этом документе в
числе приоритетных. Предусматривается, в частности, формирование
эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития. И создание
соответствующей системы воспитания и обучения, важной составной частью
которой могут стать и особо охраняемые природные территории.
Федеральный Закон Российской Федерации "Об особо охраняемых
природных территориях"- основополагающий правовой акт, определяющий
основы всей деятельности государственных природных заповедников.
Согласно статье 7, на заповедники возлагаются следующие задачи:
- осуществление охраны природных территорий в целях сохранения
биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии
охраняемых природных комплексов и объектов
- организация и проведение научных исследований, включая Летописи
природы
- осуществление экологического мониторинга в рамках
общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды
- экологическое просвещение
- участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем
размещения хозяйственных и иных объектов
- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области
охраны природной окружающей среды
Следует отметить, что настоящий Федеральный Закон подчеркивает
эколого- просветительское значение природных комплексов и объектов
территорий заповедников, изымаемых при их создании из хозяйственного
пользования. При этом статья 9 Федерального закона допускает возможность
проведения на территориях заповедников деятельности, направленной на
выполнение эколого-просветительской работы.
Необходимо иметь в виду, что государственные природные заповедники
имеют статус учреждений, т.е. относятся к некоммерческим организациям. В
соответствии же со статьей 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации
заповедники как некоммерческие организации могут осуществлять
предпринимательскую деятельность, но постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими
целями. Цели же и задачи заповедников исчерпывающе определены в статьях
6 и 7 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", к
их числу относится и ведение эколого- просветительской деятельности.
Следует специально отметить, что Федеральный закон "Об особо
охраняемых природных территориях" не предусматривает полного запрета
посещения территорий государственных природных заповедников гражданами.
В соответствии с частью 5 статьи 9 этого закона пребывание на территории
заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников или
должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых
находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешения
этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
Важнейшим подзаконным актом, регламентирующим деятельность
российских заповедников, является Положение о государственных природных
заповедниках в Российской Федерации, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.12.91 №48 (в ред. Постановления
Правительства России от 23.04.96 №527).
В частности, пунктом 14 Положения о государственных природных
заповедниках для реализации поставленной перед ними задачи
экологического просвещения населения допускаются организация и
устройство на их территориях экскурсионных экологических маршрутов,
также размещение музеев природы заповедников, в том числе с экспозицией
под открытым небом.
Важную роль в деле развития эколого-просветительской деятельности в
государственных природных заповедниках играют рекомендации по
организации и ведению эколого-просветительской деятельности в
государственных природных заповедниках Государственного Комитета
Российской Федерации по охране окружающей среды, утвержденные
Госкомэкологией России 3 августа 1999 года. В частности, в упомянутых
рекомендациях отмечено (п.4.5), что экологические экскурсии и
познавательный туризм- традиционные и высокоэффективные формы эколого-
просветительской деятельности, так как возможность соприкоснуться с
миром живой природы способна превратить посетителей в активных
сторонников развития заповедного дела. Этими же рекомендациями
преедусмотрено:
- возможность и целесообразность работы с туристами и проведение
экскурсий определяются заповедниками самостоятельно с учетом их
размеров, специфики природных и социально-экономических условий
- вопросы регламентации экскурсионно-туристской деятельности,
установления лимитов посещения. организации и обустройства экскурсионных
маршрутов обсуждаются в установленном порядке на заседаниях научно-
технических советов заповедников
- перечень и описание экскурсионных маршрутов, проходящих по территории
заповедника, включаются в установленном порядке в индивидуальное
Положение о заповеднике в качестве приложения к нему
- при развитии настоящей формы эколого-просветительской работы
заповедник должен обеспеить максимальную сохранность охраняемых
природных комплексов, в том числе путем:
31. научно обоснованного выделения посещаемой части территории
32. организации специально обустроенных экологических троп и маршрутов
33. оборудования экологических троп и маршрутов специальными
информационными стендами и аншлагами, установленными в правильно
выбранных местах и несущими необходимую информацию и эмоциональную
нагрузку
34. установления специальных правил поведения посетителей на
охраняемых территориях, введения специальных ограничений ( в том
числе сезонных) при посещении отдельных уастков
35. разработки допустимых норм посещения, рассматриваемых научно-
техническим советом заповедника
36. обеспечение постоянного контроля и слежения за состоянием
посещаемой территории
- заповедники, имеющие охранные зоны, биосферные полигоны, а также
находящиеся в их ведении государственные природные заказники и памятники
природы, пригодные и перспективные для развития познавательной
экскурсионно-туристической деятельности, осуществляют эту деятельность
преимущественно на вышеперечисленных территориях
- экскурсионно- туристическая деятельность заповедников имеет
исключительно познавательную направленность, посещение территорий
заповедников в спортивных и иных развлекательных целях (включая
"приключенческий " туризм) не осуществляется. В необходимых случаях
исключения из этого правила устанавливаются по специальному разрешению и
в порядке, предусмотренном индивидуальном Положении о заповеднике.
В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных
территориях" развитие экологического туризма относится к числу основных
задач национальных парков России как природо-охранных и эколого-
просветительских учреждений. Определенным образом этот вопрос
регламентирует и действующая нормативно-правовая база.
Часть 2. Основные организационые решения по повышению эффективности
использования экотуристского потенциала ОПТ.
Как уже упоминалось выше, Россия обладает огромным экотуристским
потенциалом, но в силу различных обстоятельств поток туристов на
территорию ОПТ не так уж и высок. Из этого можно сделать вывод, что для
привлечения клиентов необходимо предпринять ряд решений по повышению
эффективности использования экотурстского потенциала ОПТ. Одним из таких
решений является более грамотное создание и оформление экологических
троп в Российских заповедниках и национальных парках.
Для начала, необходимо отметить , что же собой представляет
экологическая тропа и какие задачи она выполняет. С одной стороны,
задачей тропы является своеобразный природоведческий ликбез, то есть
расширение у посетителей элементарного объема знаний об объектах,
процессах, явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача
проводников- научить своих слушателей замечать различные проявления
воздействия антропогенного фактора, которые можно наблюдать в
окрестностях тропы, и уметь комплексно их оценивать.Третья, и, в
конечном итоге главная, задача учебных троп- способствовать воспитанию
экологической культуры поведения человека. Наряду с решением задач
обучения , воспитания и отдыха, экотропы способствуют и охране природы.
Они являются своего рода регуляторами потока отдыхающих, распределяя их
в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа
обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на
определенной территории, так как облегчает контроль за посещаемостью и
выполнением установленных правил. Традиционно тропы прокладываются по
буферным зонам заповедников, рекреационным зонам национальных парков,
ландшафтным заказникам. При этом рядом с тропами выделяется защитная
полоса, ширина которой может меняться в зависимости от окружающей
природы. Цель ее создания - иметь вдоль тропы территорию, свободную от
любых видов хозяйственного использования.
Экотропы можно характеризовать по разным критериям, прежде всего по
длине маршрута или его продолжительности. Можно различать тропы по
трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации. Как и
туристские маршруты, экотропы могут быть линейными, радиальными,
кольцевыми и полукольцевыми. Однако основным критерием классификации
экологических троп все-таки является их назначение- познавательно-
прогулочные(4-8 км), познавательно-туристские (от нескольких десятков до
нескольких сотен км) и собственно учебные ( не более 2 км).
Итак , для того, чтобы привлекать туристов при создании
экологических троп на ОПТ следует учитывать 3 важных составляющих:
привлекательность , доступность и информативность.
Привлекательность троп - это красота природы + ее своеобразие + ее
разнообразие.
Каждая тропа должна быть непохожа на другие. В создании
определенного своеобразия тропы могут участвовать и антропогенные
объекты, в частности детали ее оформления, если таковые предусмотрены. К
ним относятся маркировочный знак тропы, стоянки, мостики-переходы,
другие малые архитектурные формы.
Любая тропа, где бы она не проходила не должна быть монотонной.
Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей,
нельзя забывать о необходимости соблюдения природоохранных требований.
Маршрут следует планировать таким образом, чтобы он по возможности
обходил стороной места обитания редких видов флоры и фауны.
Доступность для посетителей- одно из главных требований при
проектировании тропы. Оно влияет прежде всего на выбор трассы.
Необходимо, чтобы начало тропы находилось сравнительно недалеко от
входного (въездного) центра заповедника или национального парка или
чтобы к нему вели хорошие подъездные пути.
Сама трасса не должна быть слишком сложной для прохождения.
Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные
потребности людей в области географических, биологических, экологических
и тому подобных проблем, - это то. что отличает тропу от обычного
туристского маршрута.
Для того, чтобы привлекать туристов на туристические маршруты по ОПТ
существуют определенные способы повышения информативности экологической
тропы.
1) Входной аншлаг- это своеобразные ворота тропы. То, как он
составлен, что на нем изображено и в какой форме- все это может
повысить, а может и снизить степень заинтересованности потребителя в
прохождении тропы. Именно на входном аншлаге посетители должны получить
общую информацию о маршруте, об основных достопримечательностях и
правилах поведения на тропе.
2)Информация на входном аншлаге (да и не только на входном)
обязательно должна быть достоверной.
3) На самой тропе, на каждой остановке, если есть необходимость и
позволяет ситуация, устанавливается информационная доска-щит. Расстояние
между такими информационными остановками может быть самым разнообразным:
на коротких учебных тропах- 100 - 200 м, на прогулочных - побольше, на
туристских- 1-2 км. Щит укрепляется вертикально, горизонтально или лучше
под наклоном, чтобы удобнее было читать.
4) В некоторых российских заповедниках и национальных парках можно
встретить прекрасно оформленные стенды.
5) Способ подачи информации зависит от контингента посетителей. Если
тропа создается для дошкольников и младших школьников, следует дать
больше рисунков, можно забавных. На тропах для взрослых текст, как
правило, преобладает над рисунками, но зато большое внимание уделяется
его художественному оформлению, размеру букв, сочетанию различных
шрифтов.
6) Говоря о природных особенностях окружающей территориии,
необходимо избегать излишне сухой информации. Для усиления эмоционально-
воспитательной роли можно дать текст в поэтической форме.
7) Материалы и конструкция аншлагов в принципе могут быть любыми,
однако они должны отвечать трем основным требованиям- простота,
удобство, долговечность сооружения.
8) Особое внимание должно быть обращено на своевременный ремонт
информационных сооружений и обновление информации.
9) Своеобразными информационными объектами являются столбы,
установленные на каждой точке-остановке и на перекрестках.
10) Обозначение троп следует проводить таким образом, чтобы оно
гармонировало с окружающей природой.
11) В тех местах, где маршрут тропы обходит стороной местообитания
редких и исчезающих видов растений, для удовлетворения познавательной
потребности посетителей и отвлечения их от мест естественного
произрастания этих видов рядом с тропой организуют специальные
геоботанические площадки.
12) Помимо ботанических площадок создают также зоологические
площадки или вольеры.
13) Помимо всего вышеперечисленного , одним из основных источников
информации служит буклет. Особенно велика его роль для тех троп, которые
предназначены для самостоятельного прохождения. Здесь буклет играет роль
своего рода личного проводника. В тексте буклета должно быть совсем
немного цифр и только наиболее важные из них- те, что нужны не для
запоминания, а лишь для лучшего понимания остального содержания.
14) Обязательным элементом на горных тропах или на пересеченной
местности являются обзорные точки. Они нужны на тропе как для повышения
информативности, так и для ее большей привлекательности. Чаще всго их
устраивают на естественных возвышениях: вершинах, склонах гор, береговых
уступах и т.д. Но своеобразными обзорными точками могут служить не
только точки возвышения, но и овраги, провалы и т.д. Если на местности
нет естественных обзорных точек, то можно соорудить искуственные.
Особенно они нужны на выровненной или слабопересеченной местности.
Кроме того, для более эффективного использования экотуристского
потенциала ОПТ заповедникам и национальным паркам необходима также
организация музейного дела, визит-центров на их территории. Главный
экоцентр (или визит-центр) обычно создается при въезде (входе) в ОПТ.
Экоцентр организует походы -экскурсии в границах ОПТ. Продолжительность
их может быть самой разной - от 1-2 часов до нескольких дней. Здесь же
можно получить дополнительную информацию об объектах и явлениях,
труднодоступных для наблюдения на маршруте. Кроме того, визит-центр
проводит игры, викторины, фестивали, готовит выставки по природным и
культурным ресурсам ОПТ.
При 15 заповедниках (15%) для посетителей организованы визит-центры,
еще в 38 заповедниках (40%) созданы информационные пункты других форм (
экоцентры, "уголки" и др.).
Также очень важным моментом является улучшение условий проживания,
питания, транспортных условий, предоставление услуг по организации
досуга. Пока еще в этом направлении были сделаны незначительные шаги.
Жизненно необходимо наладить специальную подготовку гидов и
экскурсоводов для работы в заповедниках и национальных парках. Это дело
требует высокого профессионализма и не терпит дилетантства.
Часть 3. Мотивация интереса к развитию экологического туризма на ОПТ.
Для привлечения туристов на территории национальных парков и
заповедников необходима не только работа внутри этих территорий ( о
которой говорилось в предыдущей части), но и интенсивная работа с
внешней средой , которая бы воздействовала на экотуристов и мотивировала
интерес к природоохранным территориям. К видам такой работы относится
реклама, программы экологического образования и просвещения, участие в
выставках, семинарах, выступления и публикации в СМИ.
Собственно экологическая или прямая экологическая информация,
которую следует включать в определенных (но не чрезмерных !)
количествах в рекламные материалы, должна быть конкретной, регионально
специфичной и опирающейся, насколько это возможно, на официальные
источники.
Наряду с прямой экологической информацией для привлечения клиентов и
их воспитания необходимо использовать косвенные способы представления
экологических сведений. Эффективным инструментом такого рода являются
экологические торговые марки и знаки, а также сертификаты, которые могут
присуждаться отелям, фирмам, товарам и даже местностям.
Листовки, буклеты, каталоги, путеводители и иная печатная продукция
- самый распространенный и привычный тип рекламы. Он может
использоваться как на различных выставках, ярмарках, так и
непосредственно на территории ОПТ и распростаняться при посещении ОПТ.
Вместе с тем во всем мире и в определеной степени в России все более
заметную роль начинает играть компьютерно-сетевая реклама. В частности
ряд эколого-туристских фирм, а также некоторые заповедники и
национальные парки уже имеют свои страницы в сети ИНТЕРНЕТ.
Несколько слов следует сказать о наружной рекламе , применяемой в
национальных парках. На территории парков находятся торговые
учреждения, турбазы и кемпинги, нередко музеи. Вот их и следует
рекламировать средствами наружной рекламы, особенно если они принадлежат
парку или сотрудничают с ним.
Многие заповедники и национальные парки уже активно используют
вышеперечисленные способы мотивации интереса туристов к данным
территориям.
Например, в 2000 году сотрудниками 93 заповедников (94%) было
опубликовано 2160 статей. Наибольшую активность здесь проявили
заповедники: Лапландский- 197 публикаций, Хакасский-112, Таймырский-81,
Басеги-78, Сихотэ-Алинский- 73, Брянский лес и Саяно-Шушенский- по 60.
В центральной прессе сотрудниками 44 заповедников (44%) было
опубликовано 44 статьи и заметки. Здесь наиболее высокие показатели у
Таймырского- 16 материалов, Хинганского-14, Астраханского- 13 и Саяно-
Шушенского-12.
Сотрудники 31 заповедника (31%) 73 раза выступали по центральному
телевидению. Чаще всего это делали сотрудники сотрудники Лапландского
(12 раз) и Тебердинского (6 раз) заповедников.
19 заповедников в 2000 году (19%) выпускали свои информационные
бюллетени или газеты,. предназначенные для местного населения. Самыми
большими тиражами вышли печатные издания заповедников - Хакасского- 6500
экз., Тебердинского- 2000 экз.,Пинежского- 1400 экз.,и Лапландского-
1000 экз.
Буклеты, брошюры и популярные фотоальбомы издавались по материалам
45 заповедников(45%).
Разнообразная рекламная продукция ( значки, наклейки, медали,
тетради, керамические кружки и иные сувениры) была выпущена 17
заповедниками (17%)-.
На территории 68 заповедников (69%) велись фото- и видеосъемки
сюжетов природоохранного характера, копии отснятых материалов остались в
48 заповедниках.
Что касается принципов организации экологического образования и
просвещения на базе ОПТ , то общей целью является повышение уровня
экологического и краеведческого знания, адекватного восприятия природы,
знакомство со связанными с природой народными традициями и обычаями,
подготовка профессиональных кадров.
Осуществление широкого экологического просвещения на базе ОПТ
высокого ранга возможно преимущественно при активности специалистов,
работающих на ОПТ, и может быть успешным при выделении специальных
грантов.
Не исключено и даже желательно частичное использование
природоохранной пропаганды и экологического просвещения на традиционной
основе- чтения бесплатных лекций ученикам близлежащих школ, организации
встреч с местным населением.
В 2000 году сотрудниками 20 заповедников (20%) были организованы
постоянные курсы по природоохранной тематике. Это преподавание экологии,
ведение факультативных и внешкольных занятий по экологии и охране
природы. Всего эти курсы посетили 2635 школьников.
В школьных экологических конференциях и семинарах участвовали 47
заповедников. К подобным мероприятиям были привлечены 3103 школьника.
Всего в 2000 году в мероприятиях, организованными заповедниками , в
той или иной форме приняли участие 174 391 человек.
Традиционным стало участие заповедников в организации мероприятий,
где представители различных предприятий, властных структур, средств
массовой информации, ученые и просто энтузиасты - экологи имеют
возможность поделиться своими проектами опытом, результатами
исследований. Это- круглые столы, семинары, тематические вечера.
Итак, мы видим, что в принципе, заповедники и национальные парки
пытаются использовать различные методы мотивации интереса к их
территориям. Но все же этого , видимо, недостаточно , и они должны
приложить больше усилий к привлечению клиентов. Причем также необходима
и государственная поддержка в этой области.
Согласно "Основным Направлениям Развития и Организации Деятельности
Государственных Природных Заповедников РФ на период до 2010 года" целью
рекламно-информационного обеспечения является подготовка к рекламной
кампании возможностей познавательного туризма в заповедниках России.
Предусматриваются следующие мероприятия:
1. Издание рекламно-информационной продукции для посетителей
1.1 Иллюстрированные брошюры о природе регионов и охраняемых
территориях, флоре и фауне, возможных маршрутах и программах
познавательного туризма
1.2 Буклеты по отдельным ключевым территориям; путеводители по
тропам и маршрутам
1.3 Рекламные плакаты и листовки для распросранения в гостиницах, на
турбазах, в домах отдыха, на авиалиниях
1.4 Рекламно-информационные фильмы
2. Издание сопутствующих материалов, необходимых для эффективного
развития экотуризма в регионе
2.1 Брошюры с правилами поведения посетителей в заповеднике
2.2 Карты региона в целом с указанием охраняемых территорий и
возможных экотуристических маршрутов
2.3 Карты отдельных охраняемых территорий с указанием возможных
экотуристических маршрутов на них
2.4 Путеводители по региону и отдельным ключевым территориям
2.5 Фотоальбомы и буклеты о природе региона и его охраняемых
территориях
2.6 Сувенирная продукция с символикой заповедников: открытки,
календари, футболки, значки
3. Подготовка ежедневного базового пакета информационно-рекламных
материалов о возможностях познавательного туризма в
заповедниках.(приложение 6)
Крайне важно расширять обмен опытом между заповедниками и
национальными парками в сфере организации экологического туризма и
привлечения клиентов. В этом важную роль могут сыграть действующие
региональные ассоциации государственных природных заповедников и
национальных парков. Не менее актуальным представляется дальнейшее
изучение специалистами-практиками из российских заповедников и
национальных парков зарубежного опыта в рассматриваемой сфере ( в целом
этот процесс успешно развивается с 1993 года).
Заключение.
Проведенное исследование показало, что в России имеются значительные
резервы по использованию ее экотуристского потенциала. При этом важно не
только знать этот потенциал, но и уметь определять его пропускную
туристскую способность. В работе на это сделан акцент. Безгранично
эксплуатировать экотуристский потенциал невозможно не только по
природоохранным соображениям, но и по техническим и организационным
причинам. Препятствием этому служит и существующее законодательство в
сфере заповедного дела.
Несмотря на отсуствие единых методических рекомендаций по
определению пропускного туристского потенциала охраняемых заповедных
территорий, каждый заповедник и национальный парк в силу своей специфики
по своему подходит к решению этой проблемы. А это действительно проблема
и притом важная. Не определив размеров заповедной территории, выделяемой
под экотуризм, можно нанести серьезный ущерб природе и тем самым
дискредитировать идею природоохранной деятельности заповедников, что для
них является наиболее важным.
В работе подчеркивается не только значимость решения этой проблемы, но и
показаны пути ее решения. Основу решения состовляет бережное отношение к
природозначимым ценностям заповедных территорий, вследствии умелой
организации туристских троп и маршрутов, продуманности туристских
программ, разумной мотивации экотуристов и безусловно жесткого контроля
за их пребыванием на заповедной природной територии. Именно благодаря
профессиональному менеджменту экологического туризма становится
возможным эффективное практическое освоение природных территорий в
туристских целях.
В работе роль администрации заповедников и национальных парков в
развитии экотуризма. Она сводится не только к предоставлению специально
выделенных мест посещения туристами, но и в их обустройстве, а также в
оценке пропускной способности посещаемой территории. Все это должно
осуществляться совместно со специализированными экотуристскими фирмами
на взаимовыгодных условиях. Администрация здесь выступает не только
владельцем природных ресурсов и субъектом их эффективного использования
в экотуристских целях. Здесь должен быть взаимный интерес. Заповедники и
национальные парки получают денежные средства от туристских организаций
за осуществление на их территории экологического туризма. Туристские
организации направляют эти средства из своей прибыли в размерах,
согласованных с администрацией, исходя именно из фактической ( реально
существующей) пропускной способности.
Вопросы, связанные с оценкой эффективности использования экотуристского
потенциала, достаточно сложны. В этом направлении предстоит провести
разнообразные исследования на разных уровнях разными организациями. В
настоящей работе предпринята попытка обратиться к такого рода вопросам в
связи с важностью развития экологического туризма в России.
Страницы: 1, 2, 3
|