Сборник рефератов

Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

автономного округа, берега которых хранят следы древних поселений, - все

это привлекает гостей из других регионов России и зарубежья. Отсутствие в

районе в течение длительного времени туристских организаций привело к

развитию неорганизованного туризма, доходы от которого не пополняют

окружной бюджет. В округе есть возможности для организации культурного,

гостевого, водного, горного, охотничье – рыболовного, экстремального и

других видов туризма. В связи с этим администрация Ямало-Ненецкого

автономного округа приняла решение создать в окружном центре – городе

Салехард - муниципальное предприятие - туристское партнерское агентство

"Гостевой дом", целью которого станет:

- объединение всех ресурсов для туристского освоения территории;

- развитие экстремального туризма в регионе;

- сохранение и развитие народных традиций и промыслов;

- формирование партнерских отношений между местными сообществами и

жителями в создании условий для приема туристов;

- создание новых рабочих мест.

С момента создания Агентства уже проделана следующая работа:

разработана "Программа развития туризма в регионе";

созданы инициативные группы по разработке туристских маршрутов;

приобретено и отремонтировано здание Агентства;

начата работа по созданию рекламной продукции о культурной и экономической

жизни региона (по заказу окружной администрации телекомпанией "Ямал" снят

15 минутный фильм "Ямал – на рубеже тысячелетий");

приняты первые группы иностранных туристов из Канады, Дании, Швеции и

Финляндии, Норвегии, которым были предоставлены следующие услуги: посещение

стойбищ хантов-оленеводов, знакомство с жизнью и укладом хантыйской семьи,

дегустация блюд национальной кухни, участие в народных праздниках,

знакомство с работами мастеров - умельцев и приобретение изделий ручного

труда.

Агентство продолжает работу по поиску новых партнеров, развитию

информационной деятельности как одного из приоритетных направлений, но

отсутствующая материально - техническая база не позволяет оперативно решать

поставленные задачи.

Основная цель проекта - развитие рекламно-информационной деятельности

Агентства.

Задачи проекта:

Создание условий для рекламно-информационной деятельности Агентства.

Распространение информации на внутреннем и внешнем туристском рынке о

культурно-исторических объектах, природных достопримечательностях,

традиционной национальной культуре, народных промыслах, праздниках, о

туристских маршрутах на территории Полярного и Приполярного Урала.

Привлечение общественного внимания к деятельности Агентства.

Уникальность проекта состоит в том, что появляется реальная возможность

введения в информационный оборот неиспользованного ранее материала в

традиционной культуре хантов, селькупов, манси, исторических объектах и

природных заповедных зонах Полярного и Приполярного Урала.

Проект рассчитан на широкий круг людей, увлекающихся экстремальными видами

туризма, а также на образование туристических фирм.

Участники проекта - администрация Ямало-Ненецкого автономного округа,

окружной центр национальных культур, Государственный комитет по физической

культуре, спорту и туризму, муниципальное предприятие партнерское агентство

"Гостевой дом", учреждения культуры, образования округа, государственные и

частные предприятия округа МТПП "Северное сияние", общественные

организации, туристские фирмы.

Услуги, предоставляемые компанией приключенческого туризма"Мамонт-eXtreme"

для туристов и туристских групп.

Прокат туристского снаряжения и инвентаря

Прокат снаряжения для отдельных туристов производится на основе денежного

залога в размере полной стоимости предоставляемого снаряжения.

Прокат снаряжения для туристских групп может быть основан либо на денежном

залоге в размере полной стоимости предоставляемого снаряжения, либо на

сопровождении группы проводником Компании, осуществляющим наблюдение за

надлежащим использованием и сохранностью снаряжения.

В случае повреждения предоставленного в прокат снаряжения, турист

производит его ремонт за свой счет или возмещает Компании затраты на

ремонт, а также выплачивает компенсацию за потерю товарного вида. Время,

затраченное на ремонт, входит в оплачиваемое время проката. Размеры затрат

и компенсаций определяются специалистами Компании исходя из первоначальной

стоимости снаряжения и причиненного ущерба.

Стоимость услуг проката

Табл. №4

|Наименование |Стоимость, руб.|Прокат, руб. в |

| | |день |

|Рафт 16-ти футовый + 6 весел |30000 |360 |

|Каяк п\э "Инвайдер" + весло + юбка |12000 |200 |

|Байдарка 2-х мест. "Тритон" +2 весла |7400 |100 |

|Палатка 2-3–х местная "Ладога" |2200 |30 |

|Спальный мешок + коврик |400 |10 |

|Гермоупаковка "Драйбэг" |200 |5 |

|Рюкзак "Алтай" пр-во "Терра" |500 |15 |

|Спасжилет + каска |310 |10 |

|Групповое снаряжение на 6 - 10 человек|- |50 руб. в день |

|(тент, таган, котлы, посуда, кухонные | | |

|принадл.) | | |

|Сопровождение группы |- | 200 руб. в день |

|инструктором-проводником | | |

Разработка туристских маршрутов и сопровождение групп

Разработка туристских маршрутов по России и СНГ производится опытными

инструкторами Компании исходя из пожеланий и готовности группы. Также может

быть предложен на выбор один из уже существующих туристских маршрутов.

Группа сопровождается по выбранному маршруту инструктором-проводником

Компании.

Разработка маршрута – бесплатная. Группа оплачивает сопровождение из

расчета 200 рублей в день на одного инструктора. Группа также обеспечивает

проезд инструктора на маршрут и обратно и питание инструктора на маршруте.

Если группа, сопровождаемая инструктором Компании, пользуется услугами

проката, дополнительное сопровождение не требуется.

Заброски туристских групп по Полярному и Приполярному Уралу

Заброски туристских групп осуществляются на основе двухсторонних договоров

Компании с автотранспортными предприятиями Северной железной дороги.

Компания обеспечивает встречу группы автотранспортом на соответствующей

железнодорожной станции и доставку к месту начала активной части маршрута.

Заявки на заброску принимаются в офисе Компании, не позднее, чем за неделю

до даты прибытия группы. Группе выдается квитанция с указанием даты и

времени прибытия, номера поезда, пункта назначения и стоимости перевозки.

Оплата услуг Компании производится в момент подачи заявки в размере 20% от

стоимости заброски. Оплата автотранспорта производится непосредственно на

месте. Дополнительно оплачивается погрузка–разгрузка (1 час) - 80 руб.

Доплата за работу в выходной день - 80 руб.

Работа турфирмы «Клуб приключений», ориентированной на молодежный активный

отдых.

Задача : Организация активных видов досуга на природе.

Приоритетные направления:

Охота и рыбалка - связь с егерями, прокат снаряжения, транспорт, проводник.

Кладоискательство - архивы, поиск на местности, подъем, юридическая

поддержка.

Водные лыжи и лодочные моторы - катание, тех. обслуживание

Сбор ягод и трав - просто набрать и законсервировать.

Прокат инвентаря и снаряжения

Маршруты по пешему, водному, лыжному, на оленьих упряжках и авто туризму -

разработка и обкатка маршрутов.

Турбаза-кемпинг - ремонт, создание тренировочной базы и мест отдыха.

Безопасность - обучение, семинары, наработки, страховка.

Экстрем снаряжение - образцы и цены, реклама и отзывы, ярмарка для всех

Внедорожники - троффи, ралли, техника езды по бездорожью, супер-джип: мото

и водный

Капустник - вечеринки, поездки, традиции, фольклор.

Турбаза, кемпинг. Эксплуатируются в непродолжительный летний период.

Проживание в 3-5-местных номерах в деревянных одноэтажных коттеджах,

которые расположены прямо на берегу озера, и в кемпинге (палаточном

лагере). Питание - самостоятельно. Оборудованы костровые места. Имеется

летняя кухня, предоставляется посуда.

Дополнительные услуги:

- Лодка

- Моторная лодка

- Водный велосипед

- Волейбол

- Рыболовецкое снаряжение

Организуется гонки по бездорожью.

Из краткого описания работы турфирм, а также приведенных цен видно,

что фирмы направлены на молодежный сектор туристов, а также на

профессионалов туристов-экстремальщиков, и не ориентированны на

международный рынок, привлечение в региона иностранных туристов,

организацию их досуга и обслуживания. Другие фирмы, работающие на

международном рынке также не учитывают запросы иностранных туристов-

экстремальщиков, а предлагают в основном культурные туры. Стараясь

восполнить этот пробел, в третьей главе предлагаю туристские маршруты,

адаптированные для международных туристов, предпочитающих активные виды

отдыха в экологически чистых районах Полярного и Приполярного Урала.

3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории

Полярного и Приполярного Урала.

3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на

примере водно-пешеходного маршрута “по рекам полярного урала”.

Чтобы привлечь туристов на Урал, необходимо подготовить программы и

условия обслуживания не только такого же уровня, а в чем-то оригинальнее,

чем международные образцы. Турист оплачивает новые ощущения и знакомство с

неизвестным. И нужно дать ему эти ощущения. Поэтому создание турпродукта

начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления

наиболее привлекательных его сторон для туристов. Именно привлекательные

качества туристского продукта являются ориентирами при его разработке и

реализации. Проектируя турпродукт, предлагаемый в работе, исходила из

местных возможностей (туристских ресурсов), а также учитывала возможность

создания дополнительных аттрактивных ресурсов и мероприятий (шоу,

фестивалей). Это очень привлекательные мотивы для посещения туристами той

или иной местности.

Базис для разработки туристских программ:

- живописное, вызывающее интерес место расположения объекта;

- погодно-климатические условия;

- хорошее санитарное состояние места отдыха, его чистота и ухоженность,

экологическая безопасность;

- комфортные и уютные гостиницы;

- здоровое и вкусное питание, его хорошая организация;

- максимальная изолированность от шума;

- наличие естественных водоемов.

На основе благоприятных рекреационных ресурсов и возможностей

составляют

программы обслуживания.

Описания маршрутов предназначены для фирм организаторов экстремальных

походов, даны с примечаниями, в которых указаны мероприятия, требующиеся

для переоборудования баз геологов в турбазы. Данные мероприятий должны

обеспечить необходимый уровень комфортности на маршрутах.

Далее в работе привожу рассмотрены водно-пешеходные, лыжные и

пешеходные маршруты.

В работе использованы следующие сокращения (понятия):

1. РЫБАЛКА (РЫБНАЯ ЛОВЛЯ). Означает, что в данном месте туристам

предлагается порыбачить. При удачном улове – приготовление ухи на костре,

а также других рыбных блюд. В параграфе растительный и животный мир дано

подробное описание видов рыб в реках Полярного Урала. Отмечается их

особенный вкус, пищевая ценность. Места для рыбалки выбраны с учетом

анализа отчетов туристов о походах в данной местности, а также экспедиций

по Полярному Уралу.

2. ОХОТА. Подразумевает, что в данном месте имеется дичь и дикие животные,

на которых не запрещена законодательно охота. Охота организуется при

наличии у туристов охотничьих билетов. Данная услуга предлагается в

специальных охотничьих турах.

3. СБОР ГРИБОВ И ЯГОД. До последнего времени грибы и ягоды, собранные в

тундре и тайге, считаются экологически чистыми и не ядовитыми, но во

избежание отравлений не рекомендую собирать и употреблять в пищу

незнакомые грибы и ягоды без проводника-инструктора, имеющего специальные

знания.

4. ДНЕВКА. Это туристский термин, означает расположение группы на одно-

двухдневную стоянку, во время которой группа отдыхает, занимается

ремонтом снаряжения, а также совершает радиальные походы на

примечательные объекты данной местности (к примеру, экскурсия на места

разработки хрусталя, восхождение на перевалы), в соответствии с

разработанным маршрутом. На дневках предусмотрены бани. Дневки, как

правило, планируются в населенных пунктах, на базах геологов. В которых

располагаются туристские приюты.

5. ОРГАНИЗОВАННЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПРИЮТЫ (БАЗЫ) представляют собой хижины, балки

– разборные домики, деревянные домики, срубы, а также утепленные

вагончики, один из которых служит баней, наличие которой обязательно на

всех маршрутах особенно в зимний период. В организованных туристских

приютах (базах) хранится запас продовольствия, дров (топлива), запасное

туристское снаряжение, а так же находится техника и предусмотрены

площадки для посадки вертолетов. Организована связь посредством раций с

ближайшими аэропортами для экстренной эвакуации пострадавших санавиацией

– скорой помощью на вертолетах. Отмечу, что рациями в тундре оснащены

также оленеводы.

Важной составляющей экстремальных туристских походов является

транспорт. Передвижения по тундре, перемещения групп туристов, а также

заброска снаряжения на большие расстояния осуществляется по средством

специальной техники. Летом - это вездеходы на воздушной подушке,

безопасные для тонкого почвенного покрова тундры с экологической точки

зрения. Зимой - гусеничные вездеходы, снегоходы типа «Буран», оленьи

упряжки.

Особое место принадлежит малой авиации. Скорая медицинская помощь

осуществляется только вертолетами. Вертолеты и самолеты типа АН-2

используются как в горной местности, так и в тундре. Эта модель самолетов

очень практична на лыжах – зимой и на водных лыжах - летом может

осуществлять посадки в руслах рек, а также на поверхности озер.

Может показаться непосильным для любой туристской фирмы необходимое

количество техники, учитывая трудность ее доставки на места организованных

туристских приютов. Есть простой выход. На территории Полярного и

Приполярного Урала находится большое количество геологоразведочных баз,

многие из которых ныне не действуют, в лучшем случае поддерживаются, а в

основном заброшены, в связи с трудным экономическим положением предприятий

и институтов, которым принадлежат базы. Там же находится и спецтранспорт –

вездеходы, снегоходы. Данное обстоятельство делает экономически выгодной

как небольшой турфирме так и владельцам баз аренду пустующих помещений для

организации туристских приютов (баз) и спецтехники. Авиация арендовывается

у местной авиакомпании «Ямал», также имеется у геологоразведочных

предприятий.

ВОДНО-ПЕШЕХОДНЫЙ МАРШРУТ «По рекам Полярного Урала»

С Ляпина на Усу по Хулге, Хаймаю, Большой Хайме, Хайме и Лемве

1. По Северной железной дороге до станции Лабытнанги (от Москвы 2,5 дня).

2. На катере по Оби от Лабытнанги до Салехарда, 30 км (2,5 часа).

3. На пароходе от Салехарда до поселка Березово вверх по Оби, 428 км (1,5

дня) (на самолете 2 часа).

4. На пароходе от Березова до селения Саранпауль вверх по Северной Сосьве

(304 км) и Ляпину (153 км). Всего 457 км (2 дня) (на самолете 2 часа).

5. На байдарках вверх по Ляпину, Хулге (229 км) и Хаймаю (22 км) до начала

волока. Всего 251 км (7 дней).

6. Пешком через перевал Хайма до конца волока на реку Большая Хайма, 39 км

(2 дня).

7. На байдарках вниз по Большой Хайме (6 км), Хайме (9 км),

Лемве (133 км) и Усе (12 км) до станции Абезь Северной железной дороги.

Всего 160 км (5 дней).

|Тип похода |Категорийност|Протяженность |Продолжи-тельн|Сроки |

| |ь | |ость |проведения |

|Водно-пешеход|I- II |450 км |14 дней |июнь – |

|ный | | | |август |

Этот маршрут - один интересных и сложных; туристам придется

подниматься 251 км против течения и делать почти 40-километровый волок

байдарок через главный водораздел. В данной разработке волок заменяется

переездом туристов и снаряжения на вездеходах, что значительно сокращает

время похода и уменьшает категорию сложности, делая маршрут доступным для

большего количества туристов-водников. Труднопроходимых порогов на реках

мало; встречаются в основном быстрые мелководные перекаты, не опасные для

плавания. Идти лучше вверх по Ляпину, Хулге и Хаймаю, а спускаться по

Большой Хайме, Хайме, Лемве и Усе, а не в обратном направлении, так как

падение и скорость течения Ляпина и Хулги значительно меньше, чем Лемвы и

Хаймы. Маршрут проходит через таежные леса северных районов восточного

склона Приполярного Урала и наиболее южные районы западного склона

Полярного Урала. В верховьях рек и близ перевала места глухие, туристами

посещаются редко. Реки изобилуют рыбой (таймень, хариус), а леса - ягодами

и грибами. Посещение красивого высокогорного озера Малое Хаймато выгодно

отличает этот маршрут. Маршрут представлен в двух вариантах: упрощенном –

замыкающемся на п. Мужи и более сложном по р. Левме (приложение №2, карта

маршрута).

На рейсовом судне из Салехарда вверх по Оби, в Березово, далее

пароходом вверх по Северной Сосьве и Ляпину до Саранпауля (пароход “Петр

Шлеев” ходит один раз в 4-5 дней). Начальный пункт маршрута - Саранпауль

(на языке коми означает “зырянская деревня”) расположен на правом берегу

Ляпина, в 2 км ниже устья Щекурьи. Существует с 1885 г.- времени сооружения

Сибиряковского тракта. За последние годы сильно разросся: в нем помещаются

базы геологических экспедиций, имеются магазины, сберкасса, почта, школа,

больница, кино. Селение связано с Березовом регулярной авиалинией, а с июня

до начала октября и пароходным сообщением. В Саранпауле в деревне Щекурья

(4 км от Саранпауля) организована туристская база, которая служит для

обеспечения туристов продуктами, а также лодками и специальным снаряжением.

Река Ляпин (Хулга), по которой предстоит проплыть преобладающую часть

маршрута, - наиболее крупный и водоносный приток Северной Сосьвы (площадь

бассейна 27390 кв. км, длина 422 км). Правобережная часть бассейна,

составляющая около половины всей его площади, находится в основном в горах

и увалистой полосе восточного склона Приполярного Урала. Главныеправые

притоки Ляпина - Хальмерью, Манья, Народа, Щекурья - сильно расчленяют

восточные склоны Урала и отличаются высокой водоносностью, а также

изменчивым режимом в теплое время года. Левобережная часть бассейна

занимает заболоченные равнинные пространства Западно-Сибирской низменности

и имеет менее развитую речную сеть. Левые притоки - Нияю, Кемпаж, Енготаю

характеризуются меньшей водоносностью, сильно извилистым руслом и спокойным

течением.

Покинув Саранпауль, туристы поднимаются вверх по широкому (до 250 м),

полноводному Ляпину. В 2 км от селения река принимает большой правый приток

Щекурью, а в 12 км выше устья Манью, при впадении которой стоит маленький

поселок Яссунт. От Саранпауля до устья правого притока – Тыкотлова - на

протяжении 191 км подниматься вверх по Ляпину сравнительно легко, так как

на этом участке среднее падение реки всего 0,17 м/км и течение слабое,

позволяющее идти на веслах. В 9 км выше устья Маньи в Ляпин впадает

незначительная речка Пупую (левый приток), а далее на протяжении 42 км,

вплоть до устья Хальмерью, крупных притоков не будет. За 15 км перед

впадением Хальмерью берега лулги повышаются, становятся обрывистыми. Всюду

лес, в основном сосна, кедр, лиственница. Река спокойно течет в широком

(150-200 м) русле. В 14 км выше устья Хальмерью Хулга принимает левый

приток - Нияю, а в 16 км выше устья последнего - правый приток - реку Малая

Хасая, при впадении которой на высоком берегу находится база

Саранпаульского оленесовхоза – Хулга, на которой организован туристский

приют. До следующего притока - Большой Хасаи - 14 км. На этом участке

высокие берега поросли хвойным лесом. Однако в 1-2 км от левого берега

тайга становится заболоченной, появляются безлесные болотные пространства и

многочисленные озерки. Выше устья Большой Хасаи болота вплотную подступают

к реке с обоих берегов и тянутся на север с незначительным перерывом более

чем на 50 км до устья Балбанью (восточной). На участке от устья Большой

Хасаи до устья Балбанью ширина Хулги уменьшается до 90-120 м. В 26 км выше

устья Большой Хасаи река

принимает правый приток Неркаю, а через 8 км - левый приток Енготаю.

В 8 км выше устья Балбанью Хулга делает большую излучину с юга-запада

на восток. От крайней западной части излучины лесистая местность начинает

повышаться. В 3 км на западе среди возвышенностей расположено живописное

озеро Балбанты восточное (5,5х2 км), богатое рыбой. ДНЕВКА, РЫБАЛКА. С

восточного, возвышенного, берега (193 м) открывается красивый вид на

уходящую к северу долину Хулги, на многочисленные озера на востокеи далекие

вершины Народо-Итьинского хребта на западе и северо-западе. Озеро еще никем

не изучалось и является интересным объектом исследования для туристов.

Выше излучины ширина Хулги уменьшается до 60-90 м. Сильно петляя, река

течет среди обширных заболоченных массивов, образуя старицы и рукава. В 28

км выше устья Балбанью Хулга принимает правый приток - реку Тыкотлова, в 38

км от устья которой находится слияние рек Грубею (левый исток) и Хаймаю

(правый), образующих Хулгу. На последнем 38-километровом отрезке Хулга

имеет характер горной реки - течение

быстрое, много каменистых перекатов; ширина русла уменьшается до 30 м,

среднее падение 2,3 м/км. На северо-востоке, в 7 км от места слияния Грубею

с Хаймаю,

протекает Колокольня (восточная) - правый приток Мокрой Сыни. Перевалив

через невысокий водораздел,туристы могут спуститься по Колокольне, Мокрой

Сыне, Сыне и Горной Оби до пристани Мужи (всего около 300 км), откуда

рейсовым пароходом за 14 часов доберутся до Салехарда.

Этот вариант значительно легче пути по основному маршруту. На

Колокольне, Мокрой Сыне и Сыне нет больших порогов. Приняв справа

Колокольню, Мокрая Сыня становится полноводнее, уклон русла уменьшается.

Лес вплотную подступает к реке, а чуть в сторону от берега среди болот

виднеются озера. В 50 км после впадения в Мокрую Сыню Колокольни, слева

среди болотистых берегов, видно устье Сухой Сыни. От места слияния Сухой и

Мокрой Сыни река называется Сыней. Это уже широкий полноводный поток. Через

31 км в Сыню слева впадает река Хабыней-юган. Возле ее устья на правом

берегу Сыни находится зимовье Евыргорт, состоящее из двух десятков домов и

нескольких чумов. Кругом болота, хвойных деревьев мало, зато много

черемухи, красной

смородины, всюду высокие пышные травы. В зимовье летом живут несколько

семей хантов. Далее вниз по реке селения встречаются через каждые 10-20 км;

в 9 км

ниже Евыргорта, близ устья Большого Тушкина, расположен поселок Мугорт, а в

21 км от Мугорта - Тильтим, в котором при необходимости проводится дневка.

В среднем и нижнем течении долина Сыни расширяется. Местами река

подмывает коренные берега, образуя крутые обрывы, высотой до 50 м. Пойма

местами сильно заболочена, русло становится- очень извилистым, особенно

большие излучины длиной несколько километров встречаются в низовье Сыни.

Весной, во время половодья, здесь на протяжении 50 км образуются обширные

мелководные озера-соры, на которых гнездится много водоплавающей дичи.

Возможна охота. Последние 30 км Сыня течет в одной заболоченной долине с

Обью. Вокруг масса небольших озер и стариц. Выйдя в Горную Обь, надо

плыть левой протокой. Всюду ровная заболоченная низина, и лишь на западе

вдоль Оби поднимается до 300 м гряда Мужинский Урал. В 5-6 часах плавания

от устья Сыни по Горной Оби (24 км) расположено селение Мужи.

Но вернемся к основному маршруту на Лемву. От слияния Грубею с Хаймаю

путь продолжается вверх по Хаймаю. Отсюда начинается наиболее утомительный

участок маршрута - 22-километровый подъем байдарок вверх по речке Хаймаю и

39-километровый волок через перевал Хайма в реку Большая Хайма. Как

отмечено выше в этом варианте с целью упрощения маршрута волок заменен на

транспортировку лодок на вездеходах, а туристы налегке значительно быстрее

и с меньшими затратами преодолевают перевал Хайма.

Хаймаю - мелководная, быстрая речка, образуется слиянием ручьев

Молоньявож и Хаймавож. Длина Хаймаю от истока Молоньявожа, берущего начало

в 0,5 км к востоку от перевала Хайма (высота 700 м), до впадения в Хулгу

составляет 36 км, причем верхний 14-километровый отрезок для байдарок

непроходим из-за мелководья. Нижний, 22-километровый, участок Хаймаю, от

устья до впадения ручья Грубею (левого), тоже мелководен, со средним

падением 10 м/км и шириной русла от 20 до 35 м.

Войдя в устье Хаймаю, туристы должны проделать сложный путь вверх по

быстрой реке. Первые 3 км выше устья Хаймаю течет по широкой лесистой

долине одним руслом. Затем на протяжении 2 км река разбивается на

многочисленные мелководные рукава, по которым провести байдарки можно лишь

в высокую воду; обычно же суда и груз на этом отрезке транспортируются по

берегу на вездеходах. В 5 км выше устья Хаймаю вырывается из гор, долина ее

суживается, в русле появляются многочисленные каменистые перекаты и

стремительные пороги. В 10 км от устья, где река круто меняет восточное

направление течения на южное, падение увеличивается до 13 м/км. В этом

месте хребты с севера и юга поднимаются над рекой до 600 м; кое-где они

обрываются к долине Хаймаю крутыми, мрачными стенами. Вдоль долины Хаймаю и

ее левого истока Молоньявожа до перевала Хайма и далее на запад и северо-

запад вдоль Большой Хаймы идет тропа.

В месте впадения в Хаймаю ручья Грубею (левого) байдарки надо

разобрать и идти 14 км вверх по тропе долинами Хаймаю (2 км) и ее левого

истока Молоньявожа к перевалу Хайма. Подъем на этом отрезке до перевала

составляет около 335 м. Первые 2 км надо идти на запад-северо-запад по

широкой пологой долине Хаймаю, затем начинается крутой 7-километровый

подъем по глубокому ущелью Молоньявожа на северо-запад. Лес остался далеко

позади. Последние 5 км перед перевалом подъем более пологий. С перевала

открывается вид на бесконечные просторы тайги на западе и востоке, на

суровые горные хребты и массивы на юге и севере.

В 0,5 км западнее перевала начинается река Большая Хайма (бассейн

Лемвы), вдоль левого берега которой есть тропа. В 8 км ниже перевала

туристы по тропе подходят к красивому озеру Малое Хаймато (0,7Х0,2 км),

расположенному на высоте 502 м над уровнем моря, у подножья крутого юго-

западного склона горы Хайма (1037 м). В этом месте запланированы дневка,

рыбалка.

От озера предстоит пройти 14 км по тропе вдоль Большой Хаймы; далее

тропа отходит от реки на юго-запад, а туристы продолжают движение вдоль

берега на северо-северо-запад еще 4 км. Здесь уже есть лес, река становится

шире (до 20 м), глубже, можно собирать байдарки и осторожно сплавляться

вниз. Для плотов леса пока мало, а река для сплава на них слишком

маловодна. В 10 км ниже места отхода тропы от реки Большая Хайма сливается

с Малой Хаймой, образуя Хайму, которая течет в холмистом ландшафте среди

крутых берегов, поросших смешанным лесом. Кое-где высокие отвесные скалы

обрываются к воде. Длина Хаймы 9 км, ширина 30-40 м, течение быстрое, в

русле много порогов и быстрых каменистых перекатов. Перед впадением в

полноводную Лемву в русле Хаймы образуются мелководные протоки и небольшой

островок.

Лемва - один из крупных левых притоков Усы, стекающий с западного

склона Полярного Урала в 3 км южнее горы Лемваиз (1473 м). Длина реки 202

км. По Лемве и ее большим правым притокам можно подняться на мелкосидящих

лодках почти до истоков и, перевалив через Урал, попасть в бассейны Сыни и

Войкара, стекающих с восточного склона хребта в нижнюю Обь. На Лемве много

строевого леса, так что туристы

могут построить плот и спуститься по ней и Усе до станции Абезь. От устья

Хаймы останется проплыть 145 км (133 км по Лемве и 12 км по Усе). Среднее

падение Лемвы на этом участке 0,7 м/км. Первые 20-25 км река течет среди

живописных лесистых возвышенностей, поднимающихся над водой до 150 м.

Ширина русла достигает 60-90 м. В верховье много хариуса, а прибрежные леса

полны ягодами и грибами (при влажном

теплом лете). Местами русло разбивается на рукава, образуя большие,

поросшие лесом острова. От устья Хаймы до впадения справа значительного

притока - Грубею (западная) - Лемва на протяжении 57 км не принимает ни

одного крупного притока. Однако ниже устья Грубею Лемва становится более

полноводной и широкой (150-200 м).

На участке между устьями Грубею и Харуты (27 км) Лемва очень

извилиста. Харута резко увиличивает водность и ширину Лемвы. По берегам

появляются стога сена - признак близости человеческого жилья. В 14 км ниже

Харуты Лемва принимает еще один большой правый приток - Пагу. Вдоль берегов

всюду лес - лиственница, ель, береза. Миновав устье Паги, туристы через 40-

50 минут проплывают мимо большого лесистого

острова Кирпичади (2 км). Ниже в долине реки появляются озера, старицы,

русло разбивается на рукава, образующие большие острова (остров

Кыдзрасшарди длиной 4 км).

В низовье Лемвы имеются два поселка с магазинами - Епа (25 км от

устья) и Юсь-Ныра (16 км от устья). Оба поселка стоят на правом, высоком,

берегу, но первый хорошо виден издали, а второй с реки плохо заметен. В 7

км от устья Лемва принимает справа свой последний крупный приток - Юньяху,

после чего медленно течет в широком (до 250 м) очень извилистом русле среди

заливных лугов и лесов. Войдя в Усу, туристы через 2 часа подплывут к

станции Абезь.

3.2. разработка и внедрение ЛЫЖНЫх МАРШРУТов

ЛЫЖНЫЙ МАРШРУТ «Из Европы в Азию и обратно»

1. По Северной железной дороге до станции Печора (от Москвы 40 часов).

2. На самолете от города Печора до селения Подчерье (1 час).

3. На автомашине от Подчерья до селения Усть-Щугор, 50 км (2 часа)

4. На лыжах от Усть-Щугора по Сибиряковскому тракту (61 км) и вверх по

Щугору (72 км) до метеостанции Верхний Щугор. Всего 133 км (6 дней).

5. От метеостанции Верхний Щугор вверх по долине реки Торговая до бывшей

базы геологов Торговая, 49 км (2 дня).

6. От базы Торговая через главный водораздел и вверх по долинам рек Пуйва и

Щекурья до базы геологов Неройка, 37 км (2 дня).

7. От базы Неройка через Щекурьинский проход до реки Большой. Паток (24

км), вниз по Большому Патоку и вверх по его правому притоку и реке Вангыр

до бывшей базы геологов Вангыр (33 км). Всего 57 км (3 дня).

8. От базы Вангыр вверх по реке Правый Вангыр и через перевал до реки

Харота, 16 км (1 день).

9. Вниз по рекам Харота и Ягуней (22 км) и вдоль восточного склона хребта

Курсомбай до реки Косью (27 км). Всего 49 км (2 дня).

10. Вниз по долине Косью до станции Косью Северной железной дороги, 63 км

(3 дня).

|Тип |Категорийност|Протяженность |Продолжительност|Сроки |

|похода |ь | |ь |проведения |

|Лыжный |I- II |404 км |19дн |апрель |

Маршрут проходит в основном по редко посещаемым туристами-лыжниками

юго-западным и юго-восточным районам Приполярного Урала с двукратным

пересечением Исследовательского хребта через сравнительно легкие перевалы.

Туристы познакомятся с суровой зимней природой горнотаежного и гольцового

поясов одного из наиболее красивых и высоких районов Урала, пройдут по

давно заброшенным зимним трактам и у геологов смогут ознакомиться с добычей

горного хрусталя. Маршрут интересен в познавательном и спортивном

отношениях. Значительную часть пути группа будет идти через тайгу и

долинами рек по рыхлому, глубокому снегу, в котором лыжи проваливаются до

50-60 см. Нередко придется преодолевать лесные завалы, крутые подъемы,

спуски, участки рек, покрытые наледями, значительные безлесные пространства

на перевалах. На маршруте предусмотрены пункты (база Неройка и другие), где

можно пополнить запасы продовольствия. Длина ненаселенных участков

достигает более 100 км.

Маршрут имеет варианты сложности прохождения. Наиболее сложный вариант

рекомендуется физически сильным, опытным и схоженным туристским группам.

Если группа решит совершить восхождение на одну из вершин в районе базы

Неройка, перед восхождением нужно получить на базе метеосводку (ПРИЛОЖЕНИЕ

№3, карта маршрута).

Начальный пункт маршрута Усть-Щугор стоит на высоком левом берегу

Печоры в 2 км ниже устья ее крупного притока Щугора. Селение существует

около 100 лет: в нем примерно 30 домов, имеется магазин, пекарня,

гидрометеостанция, почта. В доме, где теперь находится почта, жил известный

общественный деятель Коми, поэт, драматург и композитор В. А. Савин (Виттор

Нёбдинса, 1888-1943). С высокого берега Печоры на восток открывается вид на

бесконечные, занесенные глубоким снегом таежные леса.

От Усть-Щугора группа выходит на просеку Сибиряковского тракта,

начинающегося на правом берегу Печоры, в 2 км ниже селения. По тракту

следует идти

8 км до Щугора, а потом вверх по реке до Нижних ворот (9 км), которые очень

живописны не только летом, но и зимой. Отвесные известняковые скалы с обеих

сторон высоко поднимаются над рекой. Местами скалы прорезаются глубокими

ущельями, заросшими хвойным лесом. Лес растет и наверху - высокий,

стройный, с ветвями, запорошенными снегом. От ворот туристы идут вверх по

Щугору до деревни Мичабичевник (8 км),

состоящей из двух жилых и двух нежилых домиков.Упрощенный вариант

предполагает ночевку в деревянных домиках, сложный - ночлег в тайге. От

Мичабичевника идете обратно вниз по Щугору (1 км), а потом 2 км на юг через

тайгу по долине небольшого ручейка до Сибиряковского тракта. В этом месте

просека старого, давно заброшенного

тракта проходит с северо-северо-запада на юго-юго-восток.

Тракт был построен иркутским промышленником А. М. Сибиряковым в 1885

г. для

перевозки дешевого сибирского хлеба и других товаров из Западной Сибири в

Печорский край и в Западную Европу. Начинался он от деревни Щекурья на

Ляпине, куда товары доставлялись пароходами по Оби, Северной Сосьве и

Ляпину и перевозились на лошадях и оленях через горы, тайгу и болота в Усть-

Щугор на Печоре. По тракту ездили только зимой, когда морозы сковывали

зыбкие болота и быстрые речки. 1000 оленей были назначены только для

протаптывания дороги по всему волоку от Печоры до Ляпина. Тракт представлял

собой 180-километровую просеку шириной 6 м, с деревянными гатями на болотах

и 5 промежуточными станциями для отдыха ямщиков. Через главный водораздел

Уральского хребта тракт проходил по невысокому лесистому перевалу Крест в

истоках реки Сертынья (бассейн Ляпина).Большой деревянный крест на перевале

сохранился до наших дней. В дальнейшем Сибиряков предполагал сделать тракт

колесным, для круглогодичной его эксплуатации, но постройка железной дороги

из Западной Сибири через Урал в Европейскую Россию открыла возможность

вывоза сибирского хлеба в Западную Европу. Хлеб в Сибири сразу подорожал,

переправа его по тракту стала невыгодна, и тракт был заброшен.

Выйдя на прямую просеку тракта, группа идет по нему вначале на юго-юго-

восток до речки Катя-Ель (4 км). За речкой просека вскоре поворачивает на

восток и через 27 км пересекает Щугор. Местами она хорошо сохранилась и

просматривается далеко вперед, но там, где на ее пути встают болота,

теряется, и ее приходится искать. Издали просека иногда хорошо

просматривается по пониженной верхней кромке леса напротивоположном крае

болота. Если идти прямо по руслу Щугора, то, несомненно, путь будет

красивее и снег менее рыхлый и глубокий, чем на тракте, но расстояние

увеличится на 53 км. При

движении по тракту рекомендуется применять способ хождения по снежной

целине «первый без рюкзака»: идущий впереди сбрасывает рюкзак и

прокладывает лыжню налегке; основная нагрузка при этом ложится на

идущего следом за ним уже с рюкзаком. Пройдя 5-8 минут, в зависимости от

сложности пути и глубины снега, первый сходит с лыжни, пропускает группу, а

сам по лыжне возвращается назад за рюкзаком; в то время

как группа передвигается дальше, второй оставляет рюкзак, прокладывая

лыжню, и т. д.

Снова на Щугор тракт выходит в 5 км ниже устья его левого притока - Гердью,

откуда группа идет вверх по Щугору до устья Тельпоса (34 км). Этот участок

очень красивый: берега высокие, обрамлены густым хвойным лесом. Там, где

Щугор прорывается через

Овинпарму, известняковые скалы обрываются отвесно к реке. Выше устья

Тельпоса Щугор течет в широкой лесистой долине. Местами русло разбивается

на рукава, образующие невысокие, поросшие березовым лесом острова.

В 12 км выше устья Тельпоса группа проходит мимоустья правого притока

Щугора - реки Глубник. Справа по ходу совсем близко поднимается громада

Тельпосского хребта, наибольшие вершины которого зимой почти всегда закрыты

облаками. Но вот и устье Торговой, от которого до метеостанции Верхний

Щугор 7 км. Здесь после тяжелого пути по глубокому снегу рекомендуем

остановиться на ДНЕВКУ.

В низовье долина Торговой достигает ширины 3-4 км. Вдоль правого

берега на север уходит высокий безлесный хребет Торговейиз (до 1297 м) -

южный отрог

Исследовательского хребта. Вдоль левого берега в том же направлении тянутся

более низкие горы, поросшие вдоль подножия смешанным лесом из лиственницы,

кедра, пихты и березы. Первые 7 км пути от устья в русле Торговой много

рукавов и островов, поросших молодым березовым лесом; в сужении русла

встречаются наледи. Снег в долине рыхлый, лыжи проваливаются на глубину до

40 см. Выше впадения небольшого левого притока Варьян-Салея Торговая течет

в одном русле, лес становится разреженным, а снег более плотным и лыжи

проваливаются меньше, чем в низовье реки (до 20 см).

Выше устья Педыя долина Торговой расширяется, горы несколько отступают

от реки. Лес становится еще более разреженным и напоминает парк с редко

стоящими группами берез, елей, кедров и лиственниц. Чем выше идешь по

долине, тем реже встречается кедр; преобладают береза и лиственница. С

прямых продольных плесов реки открывается красивый вид на север: высоко в

небо поднимаются заснеженные, с крутыми склонами, изъеденные карами вершины

хребта Торговейиз, среди которых гора Пыртыдырма достигает 1297 м над

уровнем моря. Левый берег Торговой здесь более крутой и скалистый, чем

правый. В 24 км выше устья Педыя на левом берегу расположена заброшенная

база геологов -Торговая, состоящая из трех рубленых домов с русскими

печками. Ныне турбаза «Торговая», где имеется баня, запас продовольствия и

дров, а так же связь по рации. Березово-лиственничный лес близ базы

кончается. В отдельные годы высота снежного покрова достигает тут 3-4,5 м,

но снег под действием ветра становится настолько плотным, что лыжи не

проваливаются. От базы надо следовать 4 км в северо-восточном направлении

(азимут 45°) к водоразделу, отделяющему долину Торговой (Европа) от долины

Пуйвы (Азия). Летом от базы через перевал проходит торная тропа,

но зимой она заметена снегом.

Водораздел представляет собой обширное, относительно ровное голое

плато без единого кустика. Подъем пологий. Высота перевальной седловины 775

м над уровнем моря. С перевала на севере в верховьях Торговой видны

суровые, крутые склоны, кары и цирки горы Кефталык; на востоке, сливаясь с

горизонтом, расстилается неровная зеленая поверхность тайги.

Спуск в долину Пуйвы вначале пологий. В 2,5 км от водораздела группа

пересекает долину ручья Кефталык-Шор и, следуя в том же направлении 3,5 км,

за полчаса

подходит к занесенной снегом долине ручья Неринея. Спуск по ручью (3 км) до

Пуйвы очень крутой, идти приходится по глубокому, рыхлому снегу. По долине

Пуйвы, в

верховье которой находится одноименная база геологов (часть базы можно

арендовать и переоборудовать под туристский лагерь, необходима аренда

техники – везжеходов и внедорожников), из Саранпауля тянется санно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ