Перспективы развития туризма в Приморье
Перспективы развития туризма в Приморье
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Перспектива развития туризма в Приморском крае
1.1Туристский бизнес в России, специфика его развития на современном
этапе…………………………………………………………………………….6
1.2 Региональные особенности туристского бизнеса в Приморском
крае…………….………………………………………………………………13
Глава 2.Анализ и оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм в
Приморском крае
2.1 Конкуренция как основа рыночной организации экономики…….…...23
2.2 Анализ конкурентной среды и характеристика качеств услуг
туристского рынка города Владивостока…….……………………..………25
2.3 Оценка конкуренции предприятий на рынке турфирм города
Владивостока…………………………………………………………….…....31
Глава 3.Каналы распределения турпродукта в Приморском крае и за рубежом
3.1 Факторы, определяющие общие направления развития международного
туризма……………………………………………………………………..…35
3.2 Национальное достояние как основа турпродукта……...…….……..…42
Заключение…...…………………….……………………………………………..….47
Глоссарий ключевых слов………………………………………………………….50
Список литературы……………….………………………………………….……..52
Введение
В современной обстановке, процесс расширения контактов между странами,
вызванный, прежде всего интеграционными процессами в экономике, развитием
телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и
увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в
истории диалога культур стран и народов.
Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и
наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным
источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный
баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный
туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.
Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с
каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и
Россию.
Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу
государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном,
отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой,
низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных
мест и дефицитом квалифицированных кадров. Устойчивый миф о России, как о
зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну
приходится менее 1% мирового туристского потока.
В Приморском крае наблюдается та же ситуация, что и по России в целом.
Геополитическое положение Приморского края определяет его ориентацию на
страны АТР, которые уверенно увеличивают свою долю в туристской системе
мира по числу прибытий и уровню доходов от туризма. Страны АТР в настоящее
время являются разработчиками наиболее современных и конкурентоспособных
туристских проектов. Одним из последних проектов является проект-TREDA.
Приморскому краю, и особенно Владивостоку, отводится особая роль в
совместном проекте TREDA, цель которого-создание межрегионального
туристского центра в районе реки Туманная силами ее участников: Приморский
край, Монголия, КНДР, КНР. Владивосток призван представлять российскую
культуру для туристов, прибывающих из стран АТР и близлежащих государств.
Основные идеи этого проекта совпадают со стратегией развития туризма в
крае, которая представлена в поэтапной программе развития туризма до 2005г.
Администрация Приморского Края и Комитет по туризму выработали основную
концепцию альтернативной формы туризма как наиболее перспективное для
региона[1].
Поэтому актуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью
достижения основной цели: формирование каналов распределения турпродукта в
Приморском крае. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть перспективы развития туризма в Приморском крае,
- Проанализировать конкурентоспособность турфирм города Владивостока.
Практическая значимость работы заключается в разработке проекта по созданию
турфирмы, который я представлю в выпускной квалификационной работе.
Методической и теоретической основой данной работы являются работы
российских и зарубежных авторов по теории туризма, материалы Комитета по
туризму Администрации Приморского края, публикации Американской Ассоциации
Индустрии туризма и путешествий, обобщающие многолетний опыт развития
культурно-позновательного туризма, методические разработки профессорско-
преподавательского состава ИМТ.
Цель исследования и поставленные задачи определили структуру работы,
которая состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии.
В первом разделе дается характеристика и оценка современного состояния
туризма в России Приморском крае.
Во втором разделе изучается конкурентная ситуация на рынке туруслуг
города Владивостока. В главе представлены расчеты для определения уровня
конкуренции турфирм города и делаются выводы о том, что рынок услуг в
области въездного туризма совершенно не развит и небольшая конкуренция
есть.
В третьем разделе разрабатываются предложения для развития въездного
туризма в Приморье.
Глава 1. Перспектива развития туризма в Приморском крае
1.1 Туристский бизнес в России, специфика его развития на современном
этапе
Туристический бизнес является самой динамично развивающейся отраслью
мировой экономики. Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют
о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на
экономику отдельных стран. Мировая практика свидетельствует, что туристский
бизнес по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и
переработки нефти.
Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль
является благоприятной средой для функционирования предприятий малого
бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и
перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в
короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей
хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства
товаров народного потребления, связи и т.д.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие
стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень
рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.
В ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования
въездного туризма, предусматривающие льготы в налогообложении, упрощение
погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для
инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований и развитие инфраструктуры,
рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров и т.д.
Но не везде туризм развит. Многие страны еще пытаются достичь
соответствующего уровня, в частности Россия.
Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно
определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что
нынешний тур бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами
взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с
государством.
Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме
того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для
обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек.
Тем не менее, туризм - один из немногих развивающихся видов отечественного
бизнеса. Геополитическое положение России как части европейского, так и
азиатского континента является именно тем фактором, который позволяет
сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего
мира. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является
местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур.
Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России,
влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно
адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в
основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного
сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом
квалифицированных кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на
нашу страну приходится менее1% мирового туристического потока, в то время
как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых
доходит до 50%.
В России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией
на выезд. Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают
заниматься направлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их
часть работает на привлечение гостей в Российскую Федерацию. Однако за
последние годы наметилась тенденция переориентации на въездной туризм.
По данным Госкомстата России в первом полугодии 2000 года Российскую
Федерацию посетило 9 млн. 42,1 тыс. иностранных граждан, что на
26%превышает показания аналогичного периода прошлого года. Из стран
дальнего зарубежья прибыло 340,2 тыс. человек, на 10,1% больше, чем год
назад.
По туристским прибытиям в РФ первая десятка стран выглядит следующим
образом: Польша– 353,8 тыс. (-13,8%); Финляндия – 143,1 тыс.(+9,2%); Китай
– 84,5 тыс. (48,5%); Турция – 61,8 тыс. (в 1 раз); Германия – 57,5 тыс.
(+29,8%); Испания – 29,6 тыс. (в 14 раз); Италия – 22,0 тыс. (в 2,2 раза);
США – 19,6 тыс.; Франция – 20,2 тыс.(-11,8%); Монголия – 19,9 тыс.(+21,1%).
Общее число поездок с целью туризма сократилось почти в двое (-45,8%)
в сравнении с предыдущем годом, в основном из-за резкого сокращения
турпотока из стран СНГ (таблица 1)
Таблица 1
Распределение въездного потока по целям поездок в I полугодии 2000 г. [14]
|Цель поездки |1999г. |2000г. |2000/1999гг.|
| |тыс. чел. |тыс. чел. | |
| | | |% |
|Общий въездной поток |7178,2 |9042,1 |+26,0 |
|Деловая |2001,1 |1309,9 |-34,5 |
|Туризм |1890,9 |1024,7 |-45,8 |
|Частная |2701,5 |6053,8 |+124,1 |
|Обслуживание транспорта | | | |
|Из стран дальнего зарубежья |3034,4 |3340,2 |+10,1 |
|Деловая |832,1 |927,4 |+11,5 |
|Туризм |877,3 |991,7 |+13,0 |
|Частная |955,5 |1068,0 |+11,8 |
|Из стран СНГ |4143,8 |5702,0 |+37,6 |
|Деловая |1169,0 |382,5 |-67,3 |
|Туризм |1013,6 |33,1 |-96,7 |
|Частная |1746,0 |4985,9 |+185,6 |
Современное развитие туризма в России характеризуется наличием
глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности
развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.
С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается
как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов
предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской
отрасли и значительным их несоответствием потребностям населения в
туристских услугах.
С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских
объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам. Значительное
увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских
организаций по всей территории России.
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2002 году Россия может
войти в первую десятку стран – самых популярных направлений туризма. По
оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой
классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового
рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по
сравнению с 1998 годом составил 5,23%. До кризиса туризм был одной из
наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей российской экономики,
причем развивающийся, практически, без государственного участия. По данным
Всемирной туристской организации по доходам от туризма Россия в 1999 году
заняла 15-е место в мире, опередив Грецию, Турцию, Бельгию и Нидерланды.
По усредненным оценкам разных организаций, из-за отсутствия статистических
данных по туристскому бизнесу в России за последние годы, к началу 1998
года в России насчитывалось 9-12 тыс. туристских организаций. Число людей
прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства (с учетом
сотрудников туристских фирм, гостиниц, аэропортов, транспортных компаний,
музеев, кафе, ресторанов и т.д.), достигло 8 млн. человек. Объем услуг,
предоставленных иностранным туристам в России в прошлом году, оценивается,
как минимум, в 1 млрд. долларов (расходы туристов на проживание в
гостиницах и других средствах размещения, питание, экскурсионное
обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.)
В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год
(в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год- 14,3% от общего
объема). В этих условиях абсолютно правильно делать ставку на развитие
туризма, как фактор, способный решить не только многие социально-
экономические проблемы страны, но и обеспечить определенное положение
России в ряду наиболее привлекательных для туристов стран мира.
Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996г.
утвердило разработанную ГКФТ России Федеральную программу развития туризма
в российской Федерации. Программа будет проводиться в два этапа. Первый
этап рассчитан на вывод туризма из состояния структурного кризиса,
формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а так же
предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения
строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее
высоким туристским потенциалом.
Таким образом, у России есть большой потенциал развития туризма, но
для этого нужна огромная поддержка государства причем, поддержка реальная в
виде льгот и инвестиций.
Должна осуществляться целенаправленная программа мероприятий по
поддержке государством туризма. Данная поддержка должна проводиться в 2-х
направлениях. Первое направление должно затрагивать систему фискальных
мероприятий обеспечивающих прямое или косвенное лоббирование экономических
интересов турфирм. Второе направление- это создание социальных условий для
развития туризма.
По мнению зарубежных экспертов, Россия могла бы принимать в год 70 -
80 млн. человек в год, что позволило бы стране ежегодно получать около 25
млрд. долларов США, причем большую часть в свободно конвертируемой валюте.
В иностранном туризме выделились две составляющие:
1) обмены с бывшими республиками СССР (страны СНГ и Балтии);
2) обмены со странами дальнего зарубежья.
Обмены со странами СНГ и Балтии занимают лидирующее положение в
иностранном туризме РФ. Основные цели поездок россиян в эти страны частные,
т.к. сохранились родственные связи населения. Организованный туризм развит
слабо, в силу того, что в экономиках бывших республик СССР происходят
аналогичные процессы, цены на туры находятся на уровне мировых, а качество
услуг далеко от международных стандартов.
Распределение потоков по целям в страны дальнего зарубежья и из них в
Россию более равномерно.
Структура выезда и въезда по регионам мира изменилась незначительно.
Большинство обменов по-прежнему происходит со странами Европы. Основными
европейскими партнерами России по туризму в основном являются крупные
фирмы, например, немецкие TUI и LTU. TUI обслужила 8,6 млн. клиентов на
10,6 млрд. немецких марок, LTU - соответственно 6,1 млн. и 6,9 млрд. Это
обстоятельство ставит отечественных туроператоров в зависимость от
иностранных партнеров, заставляет соглашаться на менее выгодные условия
сделок и на оплату услуг дополнительного звена посредников, что ведет к
повышению цен на турпродукт.
Коренные изменения произошли в структуре потоков по странам дальнего
зарубежья. До 1992 г. СССР осуществлял туристские обмены в основном с
бывшими странами СЭВ. Начиная с 1992 г. основными и постоянными партнерами
России по туризму стали Китай, Финляндия, Польша, Турция, Германия.
Независимо от целей поездок они входят в 10 основных стран выезда граждан
РФ. Необходимо отметить также, что организованные туристские поездки в
основном представляют “челночные” туры, основу программы которых
составляет посещение магазинов и оптовых баз.
Развитие “челночного” туризма в России объясняется тем, что в
сложившейся экономической ситуации в стране в наиболее тяжелые условия
наряду с отраслями инвестиционного комплекса, производителями промышленной
продукции попали и производители потребительских товаров. В результате
произошло дальнейшее нарастание дефицита товаров народного потребления, и
их импорт стал приносить большие прибыли. Кроме того, на территории РФ
действует упрощенный порядок перемещения физическими лицами товаров через
границу, не предназначенных для производственной деятельности. Это
способствует формированию значительного числа шоп-туров (60 % от всех
путешествий в страны дальнего зарубежья).
Российские “челноки” ездят в основном в Китай, Турцию, Польшу и
Финляндию, поэтому именно эти страны лидируют в списке основных стран
выезда граждан РФ с целью туризма.
За годы существования “челночный” бизнес пережил ряд постановлений,
ограничивающих его возможности. Но до сих пор остается достаточно доходным
видом деятельности. Сегодня “шоп-туры” соединяют в себе помимо коммерческих
и рекреационные цели, и это является позитивным изменением.
Туризм стал отраслью, не мобилизующей валютные поступления в страну,
а каналом утечки валюты. В расчете на одного посетившего Россию приходится
660 долларов, а на одного выехавшего - 1142, или в 1,7 раза больше.
Таким образом, за годы перемен туристская отрасль страны существенно
изменилась. Наибольшее развитие получила посредническая и торговая
деятельность в туризме, обслуживающая в основном зарубежных операторов.
Большинство созданных за последние годы турфирм занимаются именно этим
видом деятельности, приносящим наибольшие прибыли. Даже те туристские
предприятия, которые в недавнем прошлом осуществляли только операторскую
деятельностью (производственную), теперь существуют в большей мере за счет
агентской деятельности. Поэтому в наиболее тяжелом состоянии оказался
въездной и внутренний туризм.
В условиях формирования и становления рыночных отношений в России развитие
туристского бизнеса происходит под влиянием позитивных и негативных
факторов. Первые способствуют активизации деятельности на рынке туристских
услуг. К ним относятся:
- разрушение государственной монополии и формирование частной
собственности на средства производства;
-формирование связи производства и потребления через платежеспособный
спрос;
-баланс движение и совершенствование факторов производства под
воздействием спроса;
-усиление конкуренции на рынке;
-либерализация внешнеэкономической деятельности.
Негативные приводят к неравномерности в развитии и усугубляют кризисные
явления. Основными из них являются следующие:
-стремительное разрушение экономико-организационной системы,
существовавшей долгие в туризме;
-отсутствие продуманной государственной политики развития и
регулирования туризма в новых условиях, основанной на комплексном анализе
рынка и механизма, координирующего деятельность всех предприятий
туристского сектора экономики;
-недооценка общих закономерностей развития рынка туристских услуг и
специфики предлагаемого на нем продукта;
-нехватка кадров высокой квалификации в туристском бизнесе.
Для выравнивания ситуации на рынке туристских услуг России, на наш
взгляд, в настоящее время необходимо:
- проведение комплексного исследования рынка туристских услуг на
региональных уровнях и внешняя оценка финансово-экономического
состояния туристского бизнеса;
- широкое внедрение наиболее прогрессивных методов и форм маркетинга на
различных хозяйственных уровнях;
- разработка гибких и открытых программ развития туризма в стране в
целом и в регионах с учетом их специфики;
- активизация деятельности общественных объединений предприятий
туризма и туристского комплекса в целом для поддержки малого бизнеса
и облегчения его маркетинговых функций.
1.2 Региональные особенности туристского бизнеса
в Приморском крае
В настоящее время Приморский Край стабильно занимает 4-е место в
Российской Федерации по предоставлению туруслуг (после городов Москва,
Санкт-Петербург и Краснодарского края). В крае имеется достаточный
потенциал для развития туристической отрасли. Прежде всего, это
географическое и геополитическое положения края в Азиатско-Тихоокеанском
регионе. Огромное значение для развития туризма в Приморье имеют так же
уникальные природные богатства района и неповторимое сочетание множества
различных культур, населяющих край.
Определенный интерес в этом смысле представляет Дальний Восток. Он
занимает уникальное экономико-географическое положение в России и в
Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), граничит с Северным Ледовитым и Тихим
океанами, соседствует с США, Японией, Китаем и Северной Кореей. Регион
расположен на кратчайших путях из стран Западной Европы в страны АТР, по
его территории проходят Транссибирская и Байкалоамурская железные дороги,
являющиеся мощными магистральными системами и выходящие в незамерзающих
портах Дальнего Востока к океану. Традиционно Дальний Восток считается
регионом богатым природными ресурсами, многие из которых имеют
рекреационные свойства. Можно выделить несколько видов рекреационных
ресурсов:
1. Пляжно-акваториальные. Заключаются в возможности использовать
песчаные и мелкогалечные пляжи, а также прибрежные воды для соответствующих
видов отдыха. Возможная емкость этих ресурсов оценивается в 1 млн. человеко-
посещений за год;
2. Спортивные:
а) спортивно-промысловые. Заключаются в возможности практически
повсеместно проводить спортивную охоту, любительское рыболовство, сбор
дикоросов (возможная емкость при расширении охватываемой территории
соответственно - 0.5, 1, около 2 млн. человеко-посещений в год);
б) зимне-спортивные. Дают возможность организовывать практически все
известные виды спортивного отдыха зимой (возможная емкость около 2 млн.
человеко-посещений в год по фактически сложившимся зонам и неограниченная
при их расширении);
в) летне-спортивные. Создают благоприятные условия для спортивного
отдыха летом (возможности неограниченны);
3. Лечебно-оздоровительные. Заключаются в использовании целебных
свойств минеральных и/или термальных источников, грязей и т.п., Возможная
емкость системы санаторно-оздоровительных учреждений около 2 млн.
санаторных больных в год. На территории Дальнего Востока расположено немало
культурно-исторических и природных памятников. Такое разнообразие туристско-
рекреационных ресурсов открывает большие возможности для развития
практически всех видов туризма.
Существенные территориальные различия в уровне развития туристско-
экскурсионной инфраструктуры объясняются спецификой природно-климатических
условий, географического положения, плотности населения и хозяйственного
освоения дальневосточных районов. По перечисленным факторам территорию
региона подразделяют на две зоны: южную, состоящую из Еврейской автономной
и Амурской областей, Приморского и Хабаровского краев; северную, состоящую
из Чукотского автономного округа, Камчаткой, Магаданской, Сахалинской
областей и Республики Саха (Якутии).
Южная экономико-географическая зона охватывает наиболее благоприятные для
хозяйственной деятельности, проживания населения, туризма и рекреации
площади, поэтому здесь сформировалась довольно обширная сеть населенных
пунктов, а относительно высокий туристско-рекреационный спрос
способствовал формированию наиболее развитой на Дальнем Востоке индустрии и
инфраструктуры туризма. В большей мере это относится к Приморскому краю.
Экономические реформы и распад СССР существенно изменили экономическое
положение Дальнего Востока. С одной стороны, Россия удалилась от развитых и
развивающихся стран Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и
стала более восточной страной по сравнению с Советским Союзом, с другой
стороны, возросла роль стран АТР во внешнеэкономических связях страны.
Кроме того, Россия потеряла крупнейшие транспортные узлы и порты, произошло
сокращение рекреационно-оздоровительных ресурсов за счет утраты большей
части морских побережий с пляжами. Отошли в состав ближнего зарубежья
Прибалтийская, Черноморская и Закавказская курортные зоны. В этих условиях
существенно возросло и туристско-рекреационное значение Сибири и Дальнего
Востока, особенно их южной части.
В 1994 г. было осуществлено последнее районирование территории СНГ. В ее
рамках было выделено 4 крупные зоны, включающие 20 рекреационных районов,
15 из которых находятся в пределах России.
Первая зона отличается высокой плотностью рекреационных учреждений,
ориентированных на прием отдыхающих со всех территорий СНГ. Она состоит из
8 районов. Развитыми из них являются:
Крымский и Кавказско-Черноморский районы; среднеразвитыми: Северо-
Кавказский, Горно-Кавказский, Закавказский и Одесский районы;
слаборазвитыми: Каспийский и Азовский районы. Российские территории в
пределах этой зоны включают Черноморское и Азовское побережья
Краснодарского края и Ростовской области, Каспийское побережье Дагестана,
предгорье Северного Кавказа и горные районы Большого Кавказа в пределах
границы России.
Ко второй зоне относятся районы со средней плотностью рекреационных
учреждений, ориентированные как на местное население, так и на прием
отдыхающих из других регионов. В нее входят российские районы: Центральный-
развитый; Северо - Западный, Западный, Волжский - среднеразвитые; Уральский
- слаборазвитый, а также Днепровско - Днестровский - среднеразвитый район,
расположенный на территории Украины и Молдавии.
Третья зона характеризуется слабой степенью рекреационной освоенности
и ориентирована в основном на отдых местного населения. Она включает южную
часть Сибири и Дальнего Востока, рекреационные территории Средней Азии и
Казахстана.
Четвертая зона, охватывающая северные территории России и большую
часть Сибири, отличается крайне слабой степенью освоения рекреационных
ресурсов.
Такое районирование является довольно обобщенным, не отражает в полной мере
региональные туристские особенности и возможности и недостаточно учитывает
перспектива иностранного туризма. Особенно это касается Дальнего Востока,
который имеет огромные возможности для развития как внутреннего, так и
иностранного туризма. В последнее время регион приобрел весомое значение в
развитии международных отношений между Россией и странами АТР. Одной из
наиболее динамичных форм этих отношений являются туристские обмены,
дальнейшее развитие которых предусмотрено международными соглашениями.
Так, например, “Туманганский проект”, участниками которого являются
Россия, КНР, КНДР, Монголия и Республика Корея, предусматривает развитие
туризма в бассейне реки Туманная. В район действия этого проекта входит
южное Приморье. К сожалению, реализация проекта сдерживается
неблагоприятными обстоятельствами: политическими проблемами между Севером и
Югом Кореи, экономической нестабильностью в России, не всегда корректным
подходом китайской стороны к решению вопросов приграничного сотрудничества,
проблемами демаркации российско-китайской границы.
В середине 1990-х годов было предложено выделять следующие пояса на
территории Сибири и Дальнего Востока:
- Север Сибири и Дальнего Востока (этот пояс можно рассматривать как
составную часть зоны Север России), который включает полярные и приполярные
ландшафты, весьма привлекателен для научного и дорогостоящего элитарного
экотуризма, связанного с посещением экзотических и уникальных ландшафтов.
Северное сияние зимой, обильно и ярко цветущие тундровые участки в начале
лета, солнце полярного дня, незаходящее за горизонт, и т.п. - все это
создает определенные возможности для развертывания сети компактных
специализированных туристских комплексов с особо высоким качеством
обслуживания, степень туристского освоения территории слабая;
- Северо-таежный и таежный пояс Сибири и Дальнего Востока -
благоприятен для развития преимущественно спортивно-промыслового и
собирательского туризма, связанного с рыболовством, охотой, сбором грибов и
кедровых шишек, степень туристской освоенности - слабая;
- Южный пояс Сибири и Дальнего Востока, который в силу своего
благоприятного территориального сочетания рекреационных ресурсов и
климатических условий перспективен для развития почти всех возможных в
России видов туризма, степень туристской освоенности средняя.
Кроме того, с позиции территориального сочетания рекреационных
ресурсов и экономико-географического положения ресурсных районов в границах
двух последних поясов выделяют три курортно-рекреационных ареала
общероссийского и международного значения: Байкальский, Приморский и
Камчатский.
Каждый из этих ареалов специфичен по туристским возможностям. Но
Приморский край имеет явные преимущества для развития наиболее массовых
видов туризма. Он занимает лидирующее положение на Дальнем Востоке по
населению, материальной базе, научно-техническому потенциалу, по
благоприятности экономико-географического положения и природно-
климатических условий.
После реформ 1992 г. повысилось значение уникальных свойств территории
Приморья, к которым относятся:
1) контактность – береговое расположение, которое подразумевает стык
сухопутных и морских транспортных путей и дает возможность
комплексного использования природных ресурсов суши и моря,
формирования наиболее разнообразных видов туристского продукта;
2) барьерность – расположение вдоль государственной границы, которая
расширяет потенциал международного туризма.
Исследованию туристско-экскурсионных ресурсов края посвящены работы
многих авторов, в которых им дается достаточно высокая оценка. Так, по
климатическим условиям, познавательному потенциалу и интегральному
показателю туристско-экскурсионных ресурсов Приморье находится на одном
уровне с Краснодарским краем, а по пейзажному разнообразию превосходит
его.
Наиболее благоприятные рекреационные ресурсы занимают 16 % всей
площади края, благоприятные - 23 %, менее благоприятные - 49 %, мало
пригодные - 12 %. В целом по России эти показатели составляют
соответственно - 10 %, 20 %, 33 %, 37 %. На территории Приморского края
выделяют 7 основных природных комплексов международного и республиканского
значения:
1) леса горной системы Сихотэ-Алиня (уссурийские леса);
2) южно-приморские чернопихтово-широколиственные леса;
3) остепненные дубовые леса и редколесья с участием сосны могильной;
4) водно-болотные угодья бассейна оз. Ханка;
5) лососевые реки;
6) эстуарно-лагунный комплекс;
7) экватории берегового склона Японского моря с прилегающими
островными системами.
В Приморье насчитывается 295 памятников природы; шесть заповедников,
площадь которых в сумме составляет 3,4 % площади края; семь заказников; 22
спортивно-охотничьих хозяйства; в настоящее время решен вопрос об
организации трех национальных и одного природного парков.
Таким образом, туризм вполне мог бы стать одной из отраслей специализации
Приморья, приносящих экономике края огромные доходы. Доля туристско-
экскурсионных услуг в объеме платных услуг Приморья соответствует
общероссийскому уровню, а доля санаторно-оздоровительных услуг
незначительно превышает средние показатели в целом по стране.
В течение 1990-х годов около 80 % выездного потока приходится на КНР,
5% - на Республику Корея и около 3 % - на Японию. Менее 1 % от выездного
потока составляет поездки в Тайланд, США, Сингапур. Выезд в страны Европы
имеет незначительную долю.
Аналогичная структура наблюдается и во въездном потоке. В среднем
более 80 % приходится на граждан КНР, 4% - на граждан Японии, около 1% - на
граждан Республики Корея, примерно по 1% - на жителей США, Вьетнама, Канады
и Австралии. Прибытие из стран Европы имеет место, но их доля значительно
меньше одного процента от въезда в целом.
Объем услуг, оказанных предприятиями индустрии туризма по данным
Комитета по туризму в 1997-1999 гг. составил в среднем около 100 млрд.
рублей, а предприятий инфраструктуры – около 900 млрд. рублей. Столь
высокие показатели сферы туризма Приморья вызваны туристскими обменами
между Россией и КНР.
Повышенный спрос на поездки в КНР помимо перечисленных причин вызван и
наиболее низким уровнем цен на туры в Китай (от 70 до 600 долл. США) по
сравнению со стоимостью поездок в другие страны. Поэтому относительное
увеличение в последние два года культурно-развлекательных и рекреационных
путешествий в общем туристическом потоке произошло также за счет этого
направления. Отдых в Китае обходится приморцам дешевле, чем в краевых
рекреационных учреждениях, тем более что поездка за границу дает
возможность и приобретения недорогих потребительских товаров.
В 1990-е годы выезд туристов из Приморского края превышает прибытие
иностранных граждан. Под воздействием мер государственного регулирования, а
также вследствие устойчивого снижения платежеспособного спроса населения
наблюдается сокращение выездного потока из края. Въездной поток
характеризуется постоянным ростом. Таким образом, к концу 90-х годов
происходит выравнивание показателей иностранного туризма.
В целом в туристской индустрии края прослеживается тенденция
аналогичная общероссийской: кризисные явления в сфере внутреннего туризма и
бурное развитие иностранного выездного туризма. Основное отличие содержится
в географической структуре туристских потоков и в специализации туристских
фирм на разработке туров в страны АТР.
Основными факторами, повлиявшими на развитие и современное состояние
туристского бизнеса в крае, являются следующие. Негативные:
- позднее хозяйственное освоение и заселение;
- продолжительная ориентация на внутренний рынок;
- существовавший многие годы особый режим въезда и выезда;
- недостаток профессиональных кадров в туризме;
- ориентация на развитие добывающей промышленности и военно-
промышленного комплекса;
- отдаленность и отставание в общем развитии от центральных регионов
страны.
Позитивные:
- выгодное экономико-географическое положение;
- наилучшее на Дальнем Востоке сочетание факторов производства в
туризме.
Необходимо отметить, что до реформ 1992 года позитивные факторы действовали
очень слабо, туристская отрасль не получила должного развития и не
приносили возможного экономического эффекта, ее ресурсы использовались лишь
частично. Но, тем не менее, туризм в Приморье был развит лучше, чем в
других районах Дальнего Востока.
После того как экономика края стала открытой, приобрели большую силу
позитивные факторы, и быстрыми темпами начал развиваться туристский бизнес,
особенно на субрынке туроператоров и турагентов. Развитие субрынка средств
размещения сдерживалось кризисными явлениями и невозможностью быстрой
адаптации к новым условиям вследствие относительно низкой эластичности
предложения.
Для выравнивания ситуации на туристском рынке Приморья и улучшения
условий для турбизнеса на современном этапе необходимы - формирование
информационной базы туризма на основании регулярных исследований
конъюнктуры рынка. В наиболее развитых туристских районах страны уже начали
проводить исследования, которые дают возможность направлять и
прогнозировать спрос, формировать ценовую политику. Для получения
наибольшего эффекта от таких исследований необходимо расширение
государственной статистической отчетности по туризму. Существующие
статистические формы пока не дают возможность полной оценки положения в
сфере туризма.
Такая политика должна затрагивать весь комплекс отраслей составляющих
сферу туризма. В Приморье, где туризм может претендовать на отрасль
специализации, этот аспект приобретает наиболее весомое значение.
Глава 2. Конкуренция на рынке туруслуг города Владивостока
2.1 Конкуренция как основа рыночной организации экономики
Конкуренция – это соперничество, соревнование товаровладельцев на
рынке за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара, продукции
или услуг для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Конкуренция представляет собой одну из самых эффективных и действенных
средств возбуждения деловой активности, роста качества товаров и услуг,
удовлетворения меняющихся запросов потребителей.
Состояние конкурентной борьбы и уровень прибыльности в любой отрасли
определяются влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – это
экономическое состояние региона, содействие государства развитию отрасли,
нормативно правовая структура и т.д. К внутренним факторам относятся
финансовое состояние предприятий, их рентабельность и профессионализм.
Видовая конкуренция выражается в том, что конкурентные отношения
возникают между фирмами, осуществляющими продажу товаров или услуг одного
функционального назначения. Таким образом, видовая конкуренция определяется
совпадением ассортимента предлагаемых услуг, и когда предлагаемые услуги
существенно не отличаются по качеству и цене.
Следует различать прямую и косвенную формы конкуренции. Под прямой
понимается такая конкуренция, при которой зоны обслуживания фирм одного
функционального назначения пересекаются. Под косвенной формой конкуренции
подразумеваются конкурентные отношения между фирмами различного
функционального назначения.
Существуют так же три вида конкуренции:
1. Соревновательная конкуренция ведется между двумя фирмами, основана на
противоречии интересов заинтересованных сторон.
2. Коммерческий тип конкуренции использует эффективные приемы полного
Страницы: 1, 2
|