Организация приема иностранных туристов в Байкальском регионе
Организация приема иностранных туристов в Байкальском регионе
Содержание
Введение
6
1. Организация международной туристской деятельности
8
1. Общая характеристика туризма как отрасли мирового
хозяйства
8
2. Тенденции туризма в России
14
3. Технология разработки туристского продукта
18
2.Обоснование Байкала как перспективного туристского центра
32
2.1. Природно-географическая характеристика озера Байкал
32
2. Оценка туристско-рекреационных ресурсов Байкальского
региона
42
2.3. Выбор средств размещения туристов
55
2.4. Перспективы развития Байкальского региона
57
3.Разработка тура для компании «Green Express»
59
3.1. Характеристика фирмы и ее виды деятельности
59
2. Маркетинговые исследования по обоснованию нового
турпродукта
60
3. Разработка нового турпродукта
63
4. Экономическое обоснование тура
65
Заключение
70
Список литературы
72
Приложения
74
ВВЕДЕНИЕ
Прошедший ХХ век, наряду со многими феноменальными событиями и
явлениями в жизни мирового сообщества, продемонстрировал чуть ли не
взрывной характер туризма. Сегодня туризм возглавляет список важнейших
социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем
жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на
развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных
отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.
По оценке зарубежных специалистов, в 2000 году на сферу туризма и
путешествий во всем мире приходилось 11,8 % мирового объема ВНП, 9,8 %
мирового количества рабочих мест, 12 % мирового объема инвестиций и 10,7 %
мирового объема налоговых поступлений.
Значительный вклад в развитие этой сферы вносит международный
туристский обмен, в котором особое внимание всегда уделялось и уделяется
въездному иностранному туризму. Именно прием иностранных туристов позволяет
отдельно взятым странам добиваться высокого уровня развития своих экономик.
Примером для подражания может служить Франция, которая наряду с
другими отраслями активно развивает внутренний и въездной туризм.
Положительный баланс этой страны выглядит как 4:1, то есть на 4 въезжающих
туристов во Францию приходится в среднем 1 выезжающий гражданин Франции для
туристских целей.
Российская Федерация обладает большими и разнообразными туристскими
ресурсами, которые привлекали и привлекают к себе внимание иностранных
туристов. Сегодня никто не может игнорировать или преуменьшать значение
туризма для подъема национальной экономики. Однако результаты, достигнутые
нашей страной в области международного туризма, остаются пока еще очень
скромными. В настоящее время рынок российского туризма развивается крайне
неравномерно. Объем выездного туризма преобладает над объемами въездного и
внутреннего туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного
и социального туризма, провозглашенный Федеральным законом «Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., в
стране наиболее активно функционирует все-таки рынок выездного туризма. Это
значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за
рубеж денег (валюты) над их поступлением в национальную экономику. Такой
отрицательный баланс неблагоприятно сказывается на экономике страны.
Приемом и обслуживанием иностранных туристов в Российской Федерации
занимается несколько десяткой российских туристских фирм, которые весьма
ограничены в материальных, финансовых, людских и управленческих ресурсах.
Развитие рыночных процессов в российской экономике требует введения
новых управленческих систем. Действовавшая ранее в нашей стране система
централизованного планирования с ее строгими командно-административными,
распределительными методами и приемами рухнула. Сегодня каждая
предпринимательская структура, включая туристские фирмы, свободна принимать
любые производственные решения в рамках действующего законодательства.
Поэтому со стороны российских предпринимателей и экономистов возрастает
интерес к концепции управления и маркетинговым методам воздействия на
формирование спроса и укрепление позиций фирмы на рынке. Маркетинг для
российских предпринимателей становится средством выживания в конкурентной
борьбе, расширения предпринимательской деятельности, увеличения доходов и
прибыли.
Ключевым фактором при исследовании рынка (в любой отрасли) является
потребитель, а в туризме особенно, так как туристские предприятия продают
туристские услуги, которые являются (по определению) крупным сегментом
сферы услуг, обеспечивающим удовлетворение потребностей людей и реализацию
их деятельности в свободное время.
В связи с вышесказанным особое внимание уделяется турпродукту, то есть
исследованию действительного и постоянного спроса на туристском рынке
(исследование моды, привязанности, предпочтений и так далее), на основе
которого генерируются идеи относительно нового турпродукта и претворяются в
жизнь. Ведь интересный, уникальный продукт – ключевой фактор успеха
конкуренции, своеобразной битве за покупателей.
Создание привлекательного турпродукта является самым важным средством
реализации маркетинговой стратегии. Оно непосредственно связано с
производственными процессами в турфирме. Товарная политика требует принятия
согласованных решений между производством и продажей в отношении
ассортимента и массы турпродукта.
При создании турпродукта необходимо четко понимать, что в
действительности будет покупать иностранный турист, ведь он оплачивает не
гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным, уют,
внимание, располагающую обстановку. Поэтому создание турпродукта начинается
с изучения его потребительских качеств и свойств, выявления наиболее
привлекательных его сторон для иностранных туристов, затем последовательно
формируется сам товар – пакет туристских услуг.
Цель настоящей работы – разработать оптимальный тур в Байкальском
регионе для иностранных туристов на основе теоретических рекомендаций,
используя уникальный туристский потенциал Байкальского региона.
Задачи исследования: доказать эффективность туризма для экономического
развития стран, доказать необходимость развития въездного туризма, доказать
перспективность развития Байкальского региона как туристского центра,
разработать привлекательный для туристов и рентабельный для туристской
компании турпродукт, используя потенциал Байкальского региона.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦМЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Общая характеристика туризма как отрасли мирового хозяйства
За последние десять лет индустрия туризма сформировалась и получила
признание как крупнейшая в мире сфера деятельности по оказанию услуг. Это
стало возможным в результате более широкого открытия границ между
государствами, появления у населения дополнительных средств, развития
инфраструктуры транспорта. Все это позволило сделать путешествия массовым
явлением, изменить отношение к самим туристским поездкам, превратившимся из
элемента роскоши в фактор повседневной жизни, и тогда страны поняли
экономическую выгоду развития этой отрасли. Перевозки, проживание, питание,
развлекательный комплекс, структуры общественной и индивидуальной
безопасности, воспринимавшиеся ранее как самостоятельные виды услуг, ныне
стали составными элементами единого комплекса туризма .
Эта сложная по своему составу отрасль, являющаяся катализатором
экономического развития, может обеспечить высокое качество жизни людей на
основе экологически целесообразного природопользования. А сейчас уже можно
говорить о необходимости перехода к устойчивому развитию туризма с
соответствующими изменениями во всех составляющих туристской индустрии. Как
отдельная отрасль туризм подвержен процессам характерным для всего мирового
хозяйства: углублению специализации, нарастанию процессов концентрации,
переходом на новые технологии. Рационально используя историко-культурные
памятники в сочетании с природными ресурсами, международный туризм
способствует повышению уровня занятости населения, стимулирует рост
производства многих товаров и услуг.
Сейчас в туризме занято 12% трудоспособного населения, расходы на
туризм составляют более 11 % от мирового ВНП. В сфере туризма создается
каждые 2,5 секунды новое рабочее место и ежедневно 3,2 млрд ам. долл.
инвестиций. Быстрыми темпами увеличиваются и прибытия туристов (с 1950 года
их количество возросло больше, чем в 20 раз) .
В 2003 г. число туристских прибытий выросло по сравнению с 1998 г. на
4,4 % и составило 664 млн человек, поступления от туризма (не включая
транспорт) увеличились на 3,1 % до уровня 455 млрд ам. долл. (или 685 $ в
расчете на одного туриста).
Мировая торговля с каждым годом расширяется, количество товаров и
услуг ежегодно растет, а определенные изменения в структуре экспорта-
импорта можно рассматривать как тенденции к переходу на путь устойчивого
развития. Одно из важнейших мест в структуре мирового экспорта занимает
туризм, а выход в 2003 году на первое место лишь подчеркивает его
экономическую значимость.
Таблица №1
Структура мирового экспорта в 2003 году
| |Млрд ам.долларов|% |
|Весь экспорт товаров и услуг |6738 |100,0 |
|Туризм |532 |7,9 |
|Автомобильная продукция |525 |7,8 |
|Химическая продукция |503 |7,5 |
|Продовольствие |443 |6,6 |
|Компьютеры и офисное оборудование |399 |5,9 |
|Топливная промышленность |344 |5,1 |
|Текстиль и одежда |331 |4,9 |
|Телекоммуникационное оборудование |283 |4,2 |
|Негорючие полезные ископаемые |158 |2,3 |
|Железо и сталь |141 |2,1 |
Спрос на путешествия растет быстрее, чем вся экономика в целом, и по
прогнозам будет удваиваться каждые 10-15 лет. По мнению футуролога Джона
Найсбитта, в XXI в. индустрия путешествий и туризма явится одной из трех
важнейших движущих сил в обслуживающем секторе мировой экономики наряду с
телекоммуникациями и информационной технологий. А Билл Гейтс утверждает,
что, по мнению сотрудников "Майкрософт", именно эта индустрия, наряду со
здравоохранением и образованием, является одной из трех основных целей
роста.
Сейчас вряд ли кто-нибудь станет оспаривать тот факт, что путешествия
и туризм уже играют весьма существенную роль в экономической составляющей
устойчивости, и в будущем эта роль может только возрастать. При этом
ширится понимание того, что влияние спроса на путешествия выходит далеко за
рамки обычных туристских агентств и непосредственно затрагивает такие сферы
деятельности, как самолетостроение и пищевая промышленность, с одной
стороны, и создание системы розничной торговли для обслуживания туристов –
с другой.
Туризм и транспорт взаимно влияют на развитие друг друга, факторы
времени и удобства побеждают над ценовым фактором, поэтому самый быстрый
авиационный и самый доступный (по месту назначения и инфраструктуре)
автомобильный заметно опережают более дешевые водный и железнодорожный.
[pic]
Рис. 1 Структура использования туристами различных видов транспорта
Несмотря на то, что международный туризм с каждым годом вовлекает в
свою сферу все больше территорий, даже самые удаленные уголки земного шара,
существует сильная диспропорция в региональном распределении основных
показателей. Важно отметить еще и тот факт, что внутрирегиональный туризм
преобладает над межконтинентальным. Европа концентрирует больше половины
туристов и поступлений (при этом около 80 % всех туристов живут в пределах
этого региона). Правда, постепенно возрастает доля и других регионов.
Таблица №2
Распределение прибытий туристов и поступлений от туризма по регионами
мира
| |прибытия туристов |поступления |
| |2003г. |1993г. |2003в % к|2003г. |1993г. |
| | | |1993г. | | |
|Организованный туризм|914,7 |1543,4 |59,3 |27,6 |28,6 |
|Деловые (служебные) |1267,1 |2203,4 |57,5 |38,2 |41,0 |
|поездки | | | | | |
|Частные поездки |411,6 |836,3 |49,3 |12,4 |15,5 |
|Транзит |96,5 |125,1 |77,5 |3,0 |2,3 |
|Обслуживающий |621,6 |675,9 |92,0 |18,7 |12,5 |
|персонал | | | | | |
|Всего |3311,7 |5384,2 |61,5 |100 |100 |
В 2003 г. число поездок иностранных граждан в нашу страну практически
по всем видам туризма сократилось на 38,5 % по сравнению с 1993 г. В этом
году первое место заняли деловые визиты, на долю которых пришлось менее 40%
от общего числа поездок в Россию.
Въездной поток из-за рубежа по-разному формировался в регионах России.
Основными центрами "притяжения" иностранных гостей по прежнему остаются
Москва и Санкт-Петербург. Также выделяются некоторые приграничные районы
Восточной Сибири, Дальнего Востока и Калининградской области.
Въездной поток из различных регионов мира выглядит следующим образом.
Таблица №5
Въезд иностранных граждан в РФ из разных регионов мира (по всем видам
поездок)
|РЕГИОН |ЧИСЛО |ДОЛЯ (%) |ИЗМЕНЕНИЕ К 1993 (%)|
| |ПОЕЗДОК(ТЫС.) | | |
|Восточная и |745,7 |22,5 |-35,5 |
|Центральная Азия | | | |
|Восточная Европа |621,1 |18,7 |+75,1 |
|Страны Балтии |615,3 |18,5 |-63,0 |
|Северная Европа |516,3 |15,6 |-30,6 |
|Западная Европа |409,5 |12,3 |-40,8 |
|Юго-Западная Азия |156,5 |4,7 |+2,2 |
|Америка |148,6 |4,5 |-55,1 |
|Южная Европа |46,0 |1,4 |-71,5 |
|Юго-Восточная Азия|17,9 |0,5 |-45,8 |
|Африка |13,7 |0,4 |-58,4 |
|Австралия и |10,5 |0,3 |-17,9 |
|Океания | | | |
|Южная Азия |7,0 |0,2 |-79,1 |
|Без гражданства |3,0 |0,09 |-70,5 |
|Всегов |3311,7 |100 |-38,5 |
Наибольшее количество прибытий наблюдалось из Восточной и Центральной
Азии, Восточной Европы и стран Балтии. Особо выделим тот факт, что на фоне
общего сокращения поездок в нашу страну поток из Восточноевропейского
региона, наоборот, увеличился. В частности, в 2 раза возросло количество
турпоездок (правда, преимущественно за счет польских туристов).
Отмечен прирост деловых и частных визитов из Болгарии, Венгрии, Чехии
и Словакии.
Из Северной Европы, занимающей четвертое место по числу прибытий
иностранных граждан в РФ и выделявшейся, особенно в прежние времена,
массовыми "наездами" туристов в нашу "северную столицу", число посещений
сократилось почти в 1,5 раза. Например, из Финляндии количество поездок
организованных туристов в Россию уменьшилось в два с лишним раза, но по-
прежнему популярны поездки с деловыми и частными целями, число которых по
сравнению с другими видами поездок возросло на 12% и 42,6% соответственно.
На долю таких стран Северной Европы, как Швеция, Норвегия и Дания, хотя и
приходится 17,4 % всех посещений России гражданами этого региона, число
прибытий по всем видам поездок в 2003 г. сократилось.
В прошлом году количество западноевропейских граждан, посетивших
Россию, уменьшилось в 1,7 раза по сравнению с 1993 г. Поездки с туристскими
частными целями сократились из всех государств региона. Что касается
деловых визитов, то здесь были некоторые исключения. В частности,
британские бизнесмены стали активнее посещать нашу страну, их число по
сравнению с 1993 г. увеличилось на 24%. Деловые люди из Австрии также
повысили свой интерес к России.
Среди государств Юго-Западной Азии выделяется Турция. Именно на нее
приходится более половины всех визитов из этого региона. На фоне общего
небольшого прироста посещений России представителями Юго-Западной Азии
число посещений из Турции увеличилось в 1,7 раза.
Число визитов граждан обоих американских континентов в прошлом году
сократилось по всем категориям поездок более чем в два раза, в частности из
США уменьшилось в два с половиной раза.
Из Южно-европейского региона (большая часть представителей которого
была из Италии) отмечался довольно высокий спад поездок по линии турфирм (в
четыре с половиной раза).
Что же касается других регионов мира, то их общая доля во въездном
потоке в Российскую Федерацию составила в 2003 г. всего 1,5% .
Таблица №6
Въезд иностранных граждан в РФ в 2000 году по странам
|СТРАНА |ЧИСЛО |ДОЛЯ (%) |ИЗМЕНЕНИЯ К 1993 |
| |ПОЕЗДОК(ТЫС.) | |(%) |
|Польша |488,3 |14,7 |+98,3 |
|Литва |430,0 |12,9 |-30,8 |
|Финляндия |425,9 |12,8 |-29,7 |
|Монголия |366,7 |11,0 |+28,4 |
|Китай |328,3 |9,9 |-56,2 |
|Германия |186,0 |5,6 |-46,2 |
|Латвия |107,8 |3,2 |-78,7 |
|США |103,7 |3,1 |-60,5 |
|Великобритания |101,2 |3,0 |+5,3 |
|Турция |101,1 |3,0 |+79,4 |
|Эстония |77,4 |2,3 |-85,5 |
|Болгария |60,5 |1,8 |+123,8 |
|Швеция |49,5 |1,5 |-27,3 |
|Австрия |41,8 |1,2 |+0,4 |
|Франция |34,2 |1,0 |-68,1 |
|Норвегия |26,4 |0,8 |-36,3 |
|Япония |23,1 |0,7 |-62,4 |
|Италия |20,9 |0,63 |-78,8 |
|Прочие страны |338,1 |10,87 | |
|Всего |3311,7 |100,0 |-38,5 |
Выездной же поток туристов из России, наоборот, за последние годы
заметно вырос. Граждане нашей страны долгое время не имевшие совсем или
имевшие крайне ограниченные возможности поехать за рубеж, в начале 1990-х
годов пользовались любым удобным случаем для загранпутешествий, позже стали
уже формироваться определенные потоки. Традиционным стал отдых в
Средиземноморских странах. Одним из направлений стал "челночный" туризм.
Некоторые коррективы внес кризис августа 1998 года, но спрос на турпоездки
за рубеж после него стал вновь довольно быстро возрастать. Сейчас выездной
потенциал России оценивается в 15 - 17 млн. человек. Правда, на фоне роста
внешних туристов, число внутренних не увеличивается, а согласно разработкам
ВТО для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция:
1 въездной - 1 выездной - 4 "внутренних", а в России сейчас на 10
выезжающих 1 "внутренний". По каналам туризма из нашей страны вывозится
около 20 млрд. ам. долларов, поступления от иностранного туризма около 2
млрд., а от внутреннего в два раза меньше.
Некоторые субъекты РФ, понимая экономическую важность развития
туризма, проводят некоторые мероприятия на улучшение туристской
инфраструктуры и привлечению туристов, но необходима государственная
поддержка, выраженная в создании новой программы развития туризма в России.
В Москве проведена определенная работа по возрождению гостинично-
туристского комплекса столицы РФ. Этим занималось государственное АО
"Москва". В ближайшие годы в Москве предстоит ускорить темпы нового
строительства и модернизации старых гостиниц, в том числе малых с учетом
требований международных стандартов. Предстоит фактическое возрождение
автобусного и легкового автопарка города для обслуживания туристов,
укомплектования его комфортабельными автобусами туркласса. На информационно-
рекламную деятельность гостинично-туристского комплекса города Москвы было
выделено более 2 млрд. ам. долларов. Намечается создание сети малых
гостиниц как за счет строительства новых, так и за счет реконструкции и
модернизации существующих. Пока гостинично-туристский комплекс дает 9 %
всех доходов Москвы.
И все же последние тенденции свидетельствуют о растущем интересе
зарубежных фирм к поездкам в Россию, о стремлении зарубежных представителей
туристского бизнеса вступить в новую, более активную фазу деловых связей с
российскими партнерами.
1.3. Разработка туристского продукта
В иностранном туризме, как и в туризме вообще, турпродуктом является
пакет услуг, удовлетворяющий потребностям потенциальных клиентов, в данном
случае – иностранных туристов, во время их зарубежных путешествий и
подлежащий оплате ими. Это – комплекс гостиничных, транспортных,
экскурсионных, переводческих, различных бытовых и коммунальных,
медицинских, посреднических и других услуг.
В туризме формирование и потребление продукта происходит раздельно.
Турист, покупая у турфирмы туристский продукт, оплачивает право на его
получение во время его путешествия. Таково юридическое определение
турпродукта. Мы же, говоря о турпродукте, имеем в виду его физические и
стоимостные свойства, качества, характеристики.
Создание нового турпродукта последовательно проходит через следующие
этапы:
1. генерирование идей относительно турпродукта, его количественных и
качественных свойств на основе постоянного изучения действительного и
постоянного спроса; эта работа должна проводиться постоянно, ибо в
туризме мода, привязанности, предпочтения часто меняются;
2. разработка концепции нового турпродукта – заключается в придании ему
конкретных потребительских свойств, соответствующих спросу целевого рынка
и материально-техническим и финансовым возможностям турфирмы; имеется в
виду выбор маршрута, программы, вида туризма, набора и классности услуг;
3. пробный маркетинг, означающий продажу на рынке первой партии нового
турпродукта с целью определения отношения к нему потенциальных
покупателей, а также выявления и устранения возможных недостатков; чаще
всего это исследование проводится при проведении ознакомительного тура
для турагентств – партнеров данного туроператора;
4. коммерциализация данного турпродукта, заключающаяся в организации его
массовой продажи.
Основным турпродуктом в практической деятельности туристских фирм
является тур, то есть поездка (путешествие) по кольцевому маршруту (турне)
на основе комплексного обслуживания. В международной туристской
терминологии туристские поездки, продаваемые на основе стандартных наборов
или пакетов услуг, называются инклюзив-турами или пэкидж-турами. Их
организация и продажа являются главным направлением деятельности
многочисленных рецептивных турфирм.
Указанное выше определение тура можно представить в виде схемы:
Рис.3 Схема тура
Разработка маршрута тура
Маршрут тура играет большую роль в придании последнему необходимой
привлекательности, удовлетворении пожеланий и интересов туристов.
Выбор и разработка того или иного маршрута связаны прежде всего с
целями поездок иностранных туристов в РФ. Так, для экскурсионно-
познавательный туров выбираются города с наиболее интересными туристскими
достопримечательностями, например, историческими и культурными памятниками,
музеями, картинными галереями и др. при организации туров на отдых в
маршрут включаются курортные, морские, горные или сельские центры с
соответствующими природно-климатическими ресурсами. Это означает, что
принимающие турфирмы обязаны хорошо знать туристские ресурсы РФ, которые
могут привлечь внимание иностранных туристов, и умело использовать их при
разработке конкретных туристских маршрутов.
Привлекательность туристского маршрута зависит также и от способа
перевозки туристов между включенными в него городами (пунктами). Далеко не
все города, посещаемые в нашей стране иностранными туристами, имеют
равнозначные транспортные связи. Турфирмам следует очень тщательно
подходить к выбору тех или иных средств перевозки туристов. В частности,
турфирмы должны учитывать следующие требования:
1. при составлении маршрута не допускать повторного транзитного
посещения туристами городов (пунктов), в котором они уже были;
необходимо искать варианты транспортных перевозок туристов по
маршруту, обеспечивающие однократное посещение ими запланированных
городов;
2. при выборе средств перевозки следует отдавать предпочтение тем
перевозчикам, которые могут обеспечить более быструю и максимально
комфортабельную доставку туристов из города в город;
3. при планировании пассажирских перевозок по маршруту необходимо
также стараться оставить как можно больше светового времени для
организации экскурсий или свободной активности туристов,
использовав в этих целях, например, ночные часы для перевозки
поездом, а утренние или вечерние – для перевозки самолетом или
автобусом.
Большое значение для привлекательности туров имеет их
продолжительность. Рекламируются, например, краткосрочные туры конца недели
– «уик-энд». Самыми массовыми являются туры продолжительностью 7 – 10 дней,
поездки продолжительностью 14 дней и более занимают уже значительно меньшую
долю в общем ассортименте предлагаемых зарубежных поездок.
Необходимо указать тесную связь между содержанием маршрута (перечень
посещаемых городов и пунктов) и продолжительностью тура.
Российские турфирмы должны быть заинтересованы в расширении географии
маршрутов и продолжительности путешествия иностранных туристов в РФ. Для
этого необходимо постоянно изучать возможности использования все новых
туристских ресурсов, способных привлечь внимание иностранных туристов.
Пакет услуг, входящий в тур
Пакет услуг – составляющая тура, от содержания и качественных
показателей которого также зависит спрос на него.
Под влиянием имеющегося спроса и конкуренции на инклюзив- (пэкидж-)
туры – сокращается набор услуг. С одной стороны, к этому турфирмы толкает
конкурентная борьба и стремление выйти на рынок с предложением более низких
цен, чем у конкурентов. За счет исключения из комплексного обслуживания
некоторых услуг у туристов создается иллюзия дешевых поездок. С другой
стороны, фирмы должны учитывать и психологию туристов, которые всегда
добиваются максимум свободы в выборе потребляемых ими услуг. Исключение
большинства услуг из обязательного комплекса создает условия для такой
свободы во время путешествий туристов по маршруту и тем самым способствует
увеличению спроса.
Комплексное обслуживание, предлагаемое иностранным туристам в нашей
стране, за многие годы претерпело большие изменения. Если на начальных
этапах оно включало максимум услуг (размещение в гостинице, трехразовое
питание, встречи и проводы в каждом городе, ежедневные экскурсии), то
впоследствии набор услуг в комплексном обслуживании был сокращен.
На потребительские свойства турпродукта, помимо механического набора
отдельных услуг, влияет ряд других важных факторов, которые обязательно
должны учитываться при его формировании.
Как и во многих отраслях материального производства, в комплексном
обслуживании используются различные стандарты.
Комплексное обслуживание включает больший или меньший набор туристских
услуг. В зависимости от их содержания этот пакет в практике международного
туризма подразделяется на полный пансион, полупансион, «ночлег и завтрак» и
просто «ночлег».
Если в основе качественной классификации комплексного обслуживания
лежит качество гостиничного размещения (разряд гостиницы, категория
номера), то различия между пансионом, полупансионом и категорией «ночлег и
завтрак» определяются прежде всего набором ресторанных услуг. Все эти
категории могут дополняться другими туруслугами: встречи, проводы,
трансферы, экскурсии, посещения театров и т.д., что придает турпродукту
окончательные потребительские свойства, соответствующие тому или иному
целевому спросу.
Производство и реализация дополнительных услуг имеет большое значение
в деятельности турфирм. Как было сказано, коммерческая политика многих
иностранных турфирм строится на том, чтобы первоначально привлечь внимание
своих клиентов минимально необходимым пакетом услуг в продаваемых турах, по
более низким ценам, а затем во время поездки продать как можно больше
дополнительных туруслуг. В зарубежной практике расходы туристов на оплату
основных и дополнительных услуг составляют от 60 до 40 %. Это соотношение,
разумеется, достигается за счет исключительно развитой инфраструктуры
производства туруслуг в местах пребывания иностранных туристов (кафе, бары,
таверны, аттракционы, казино, диско-клубы, залы игральных автоматов и т.
п.).
Поскольку в наших туристских центрах такая инфраструктура пока еще не
получила достаточного развития, вышеуказанное соотношение в организованном
иностранном туризме складывается в менее выгодной пропорции. Но даже при
таком положении доходы, получаемые туристскими организациями от продажи
дополнительных услуг, достаточно ощутимы. При этом следует указать, что,
отвечая на вопросы социологических исследований, иностранные туристы
сообщали, что могли бы во время своих поездок в нашу страну потратить
значительно больше денег на приобретение дополнительных услуг и сувениров,
но не сделали этого по причинам:
ограниченного ассортимента, низкого качества и непривлекательности
дополнительных услуг, особенно сувенирной продукции. Туристов не совсем
устраивает тот сувенирный ширпотреб, который часто заполняет киоски в
гостиницах; они хотели бы приобрести дорогостоящие и ценные подарки:
меховые изделия, кустарно-ремесленные изделия высокохудожественного
исполнения, картины художников, изделия из драгоценных металлов и камней и
т.п.;
плохой рекламы дополнительных услуг в гостиницах и ресторанах.
Российские принимающие турфирмы должны иметь подробно разработанные
каталоги и прейскуранты туруслуг, включающие максимально возможное
количество их наименований. Эти каталоги и прейскуранты необходимо заранее
передать иностранным фирмам-туроператорам, чтобы они могли проинформировать
туристов, направляющихся в РФ, о возможности приобретения дополнительных
услуг за наличный расчет во время своего путешествия по нашей стране.
Поскольку многие туристы предпочитают рассчитываться посредством кредитных
пластиковых карточек, российским турфирмам предлагается заключить
соглашения с международными кредитными компаниями об использовании их
кредитных карточек. Известно, что владелец кредитной карточки позволяет
себе делать больше расходов на покупку услуг и сувениров, чем при наличном
расчете.
Необходимо уже с первого дня пребывания иностранных туристов в РФ
(групп и индивидуалов) проводить среди них активную рекламную работу с
целью продажи как можно большего количества дополнительных услуг. Как
показывает многолетняя практика, наиболее эффективную такую рекламу
проводят с иностранными туристами их гиды-переводчики. Рекомендуется также
в первый день пребывания иностранных туристов в РФ провести с ними
небольшую беседу за чашечкой кофе об особенностях путешествия в РФ и о
возможности покупки дополнительных услуг. Хорошим рекламным подспорьем
может стать раздача туристам небольших рекламных листовок с перечнем
наиболее интересных дополнительных экскурсий и других услуг.
Принимающие турфирмы должны извлекать максимальную выгоду от продажи
дополнительных услуг, так как дополнительные услуги повышают
конкурентоспособность фирмы на рынке.
Принимающим турфирмам необходимо сделать все возможное, чтобы самим
производить и продавать как можно большее количество дополнительных услуг,
если же нет такой возможности, то следует договориться с продавцами
дополнительных услуг о получении от них комиссионных вознаграждений.
Большой выбор дополнительных услуг, предлагаемых иностранным туристам
российскими турфирмами, не только способствует улучшению экономических
показателей их работы, но и поднимает престиж и авторитет фирмы в глазах
иностранных туристов, свидетельствуя о высоком качестве обслуживания.
Индивидуальные и групповые туры
Все туристские поездки в зависимости от особенности личности,
характера туриста и его бюджета совершаются на групповой или индивидуальной
основе. Индивидуальные поездки предоставляют потребителю больше
независимости и самостоятельности, но они более дорогостоящие и поэтому
малодоступны массовому туристу. Групповые поездки, наоборот, более дешевые,
доступные массовому туристу, но в таких поездках каждый участник обязан
подчиняться установленному для группы порядку путешествия.
Доля индивидуальных поездок иностранных туристов в нашу страну в
рамках организованного туризма составляет около 10 %. Остальные 90 %
приходятся на групповые поездки. По сравнению с зарубежной практикой доля
индивидуального туризма в нашей стране незначительна. Возможность ее
увеличения связана с необходимостью улучшения качества обслуживания, что
может быть достигнуто за счет развития инфраструктуры индивидуального
обслуживания и соответствующей подготовки обслуживающего персонала. Кроме
того, организация индивидуальных поездок является трудоемким процессом,
требующим максимального использования компьютерной технологии для
бронирования, проведения расчетов и других операций, а также высокой
квалификации персонала турфирм.
С другой стороны, индивидуальный туризм с экономической точки зрения
очень выгоден для туристских фирм, так как дает более высокие валютные
поступления в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от
групповых туров. Поэтому в стратегии маркетинга необходимо найти должное
место мерам по развитию индивидуального туризма, проведя в этом направлении
как соответствующие исследования, так и необходимые организационно-
технические мероприятия.
Групповым туром считается поездка нескольких человек по единым
маршруту, программе, срокам и набору услуг. Не существует жестких норм
количественного состава участников группового тура. Минимальной нормой
обычно считается 10 человек. Однако турфирмы в целях стимулирования продажи
своих туров нередко соглашаются на условия групповых туров для 5 — 6
человек. Что касается максимального количества участников групповых туров,
то здесь нет каких-либо ограничений. Как правило, количество участников
группы при наличии спроса определяется физическими возможностями
забронированных средств размещения, транспорта, питания.
Поскольку организация групповых туров связана с использованием
большего объема туруслуг, которые в разгар туристского сезона становятся
крайне дефицитными, формирование туров начинается задолго до их продажи и
исполнения. На рынок выносятся групповые туры, под которые принимающая
турфирма уже получила от предприятий обслуживания твердую гарантию
бронирования услуг.
Виды туризма
Виды туризма указывают на потребительские свойства комплексного
обслуживания, которые отвечают мотивации выбора путешествия иностранным
туристом. Здесь, как правило, проявляются психологические факторы,
воздействующие на принятие решения о поездке. Поэтому изучение этих
факторов и их использование при формировании турпродукта являются
важнейшими условиями реализации маркетинговой стратегии.
Цель любой поездки иностранного туриста в нашу страну реализуется в
том или ином виде туризма: экскурсионно-познавательные туры, отдых,
лечение, спорт, охота, экотуры, деловой и научный туризм, религиозные туры
и т.д.
Экскурсионно-познавательные туры. Данные туры являются самым
популярным и массовым видом иностранного туризма. Основная цель таких
путешествий — ознакомление с туристскими достопримечательностями
(памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими
особенностями; современной жизнью народа и т. п.). К таким турам относятся
поездки и по так называемым специализированным или тематическим программам,
включающим также посещение специальных объектов (промышленных и
сельскохозяйственных предприятий, социально-бытовых и культурно-
просветительных учреждений) в соответствии с профессиональными или
любительскими интересами участников группы. Следует указать, что маршруты
экскурсионно-познавательных туров в нашей стране имеют широкую географию.
Практически все города, входящие в маршруты для иностранных туристов, могут
предоставить интересные экскурсионные программы. Экскурсионно-
познавательные поездки с экономической точки зрения высокодоходные,
поскольку содержат большой набор услуг и более продолжительны по времени по
сравнению с некоторыми другими видами туризма.
Как уже указывалось, экскурсионно-познавательные туры — это тот вид
Страницы: 1, 2
|