Сборник рефератов

История развития туризма в России

История развития туризма в России

Московский государственный Социальный Университет

РЕФЕРАТ

на тему: история развития туризма в России

Учащейся II курса

заочного отделения

факультета «Социальный туризм»

Поповой С.И.

г. Дедовск

2002

ПЛАН:

1. Определение истории туризма

2. Предыстория мирового туризма

3. Этапы развития туризма в России

4. Этапы развития туризма в России XIX-XX вв.

5. Послереволюционный период развития туризма в России

1. Туристские общества в России

6. Развитие советского туризма начала 30-х – начала 90-х гг.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИИ ТУРИЗМА

История туризма – временная периодизация туризма, преследующая

выделение внутренне однородных этапов в его развитии.

Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное,

имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Выделяются

в основном следующие периоды:

1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма.

а) туризм в древности;

б) туризм во времена средневековья и Возрождения;

в) туризм в XVII и XVIII вв.

2. Туризм начала XIX – начала XX вв. – элитарный туризм; зарождение

специализированный предприятий по производству туристских услуг.

3. Туризм начала XX вв. – до второй мировой войны – начало становления

социального туризма

4. Туризм после второй мировой войны – современный этап - массовый

туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по

производству товаров и услуг для туризма.

2. ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТУРИЗМА.

Предыстория туризма – период развития туризма до начала XIX в.

включает следующие этапы развития: античный туризм – когда основными

мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение,

спортивные соревнования; туризм средних веков – когда основными мотивами

путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические

отношения; туризм нового времени – когда основные тенденции отдыха

определила промышленная революция.

Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда

поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного рода

относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем Египте

отмечаются уже в 4 тысячелетии до н.э. В последующем времени туристские

поездки египтян связывались с путешествиями к городам, искусственным

озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся пирамиды. Однако

недостаток густой сети хороших дорог, мест ночлега и питания, которые

появились только в древней Греции и Риме, затрудняли первые путешествия.

Туризм в то время не составлял источника доходов.

Значение дорожной сети оценили только персы, которые на территории

своей страны развили систему коммуникаций, часто превосходившую даже

более позднейшие известные римские дороги. К наиболее лучшим из них

принадлежали королевские дороги, связывавшие Вавилон, Сузы и Екбатан с

окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах находились корчмы, пункты

питания, отдыха и т.п. За оказываемые там услуги полагалась плата,

согласно ставкам, одинаковым как для богатых, так и для бедных.

Расцвет античного туризма был связан главным образом с древней Грецией

и Римом. В этих государствах большой вес придавался экономической стороне

путешествий. Как греки, так и римляне часто предпринимали весьма далекие

путешествия, при этом греки – из-за слабого развития дорожной сети –

совершали их главным образом морским путем.

Массовый характер в те времена носили и путешествия в религиозных

целях. К наиболее известным принадлежали путешествия в Олимпию, связанные

с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с

VII в. до н.э.

Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности.

При минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты

наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим

комфортом услуг и разнообразием развлечений. Кроме мест лечения римляне

охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается

двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не имели такого

массового характера, как летние.

Средневековье отличалось значительным замедлением туристского

движения. Возникновение множества новых государств с нестабильной

внутренней обстановкой вызвало создание политических барьеров, незнакомых

ранее. Только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные

путешествия в религиозных целях. В позднейших периодах эта форма

путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий

играла существенную роль в структуре туристского движения.

Наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось

поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными

посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с этим

организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в

Европе путешествий студентов.

Миграции, связанные с религиозным культом и университетскими центрами,

составляли решающее большинство в общей структуре туристского движения в

период от позднего средневековья до современной истории.

В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая

охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.

Зарождение туризма, как социального явления относится к концу XVII –

началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки

на природу. Но близкий к современному туризм, как форма отдыха и

развлечений, зародился примерно 150 лет назад.

Первую в мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX

столетия. Однако, понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм

превратился в мощное, хорошо организованное движение. Одними из первых

объединились в Лондоне в 1857 г. любители горных путешествий. Они создали

«Альпийский клуб». В 60-е годы XIX столетия подобные клубы создаются в

ряде стран Европы и Америки.

3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит

корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в

России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма,

добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы

с учетом специфики развития экономики России.

Первый этап – предыстория российского туризма.

Географическое положение России, расположенной в центре пересечения

торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало

устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода

контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись

за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков,

переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели

свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники

совершали путешествия к святым местам.

Началом организованного туризма многие считают тур, устроенный В.

Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал

приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по

требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам

предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной

Европы.

Молодые дворяне могли совершить поездку в один из немецких,

итальянских и французских университетов, после чего предполагалось

проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с

искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников

оплачивал путешествие в соответствии с контрактом.

Это объявление – одно из первых проявлений организованной туристской

деятельности в XVIII в.

Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в

России, называют «Акционерное общество Иматры», зарегистрировавшее свой

устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II .

К концу XVII в. относится появление в России первых путеводителей,

интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы –

Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта

состоятельных граждан России.

Выпущенный в Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое,

географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала

заведения его, с 1703 по 1751 год», был написан библиотекарским

помощником Академии наук и архивариусом А. Богдановым. Этот путеводитель

содержал сведения об истории, архитектуре, коллекциях, хранящихся в

различных зданиях, и его в соответствии с современными понятиями вполне

можно назвать туристским.

Отличительными чертами первого этапа развития туризма в России

являлись:

а) примитивизм средств передвижения;

б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения

собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного

кругозора, лечение, паломничество;

в) элитарность путешествия.

Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие

транспорта.

Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с

расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для

молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных

уставах.

Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых

объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб»,

«Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и

т.д., значительно развивших туристический бизнес в России.

Третий этап – начало становления массового туризма.

Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я

мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри

России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала

негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период

происходит мощный расцвет массового туризма в России.

4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ XIX-XX вв.

Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения,

становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно

выделить 5 этапов:

Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами

использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях

образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о

различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере

содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно

наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и

интеллигенция России.

Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это

время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны,

гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский

рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный

туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм

интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро,

компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая

экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая

мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких

шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-

х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над

хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, -

социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в

программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий –

эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили

это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией,

политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в

здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах

жизни общества, которые использовались как важные рычаги

социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества

пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и

экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При

этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет

включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая

крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и

самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме

обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения

рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на

отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных

нормативов, что и составило суть следующего этапа.

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми

темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым

отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма

западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными

мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого

периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма,

создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой

профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной

подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной

невозможность решения задач интенсификации и повышения качества

туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и

необходимость широкого использования экономических методов.

Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции

развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации

туристского рынка;

б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству.

Активное развитие малых и средних туристских предприятий;

в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия

на основе экономических отношений;

г) переход от административного регулирования функций туристского

хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой

законодательной основе.

Одновременно резко обозначились негативные моменты современного

периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку

возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного

хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал,

население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.

В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в

конце ХХ в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям,

при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала

века.

5. ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СССР

Послереволюционный период развития туризма принято делить на 3 этапа:

первый – 1920-1936 гг.; второй – 1936-1969; третий – 1970-1980 гг.

Первый этап характеризуется созданием социально-экономических условий

для развития массового социального туризма, а также организационным

становлением экскурсионного и туристского движения.

В 1920 г. создается Объединенное лекционно-экскурсионное бюро,

открываются первые шесть экскурсионных станций.

В Петрограде в 1921 г. открывается Научно-исследовательский

экскурсионный институт.

В 1923 г. возобновляет свою деятельность Русское общество туристов.

Тогда же ликвидируется Объединенное экскурсионное бюро и создается

акционерное общество «Советский турист» (Совтур). В 1929 г. РОТ

преобразуется в Общество пролетарского туризма. В этом же году появляется

Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР –

«Интурист».

В 1930 г. в результате слияния ОПТ РСФСР с АО «Совтур» создается

Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий

(ОПТЭ).

В этот период туристское движение охватывало широкие слои населения и

все заметнее несоответствие между ростом туристского экскурсионного

движения и имеющейся материально-технической базой, все сильнее ощущается

дефицит специалистов по туризму. К этому времени в национальном туризме

сложились получившие массовое распространение 2 основных направления:

а) туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам;

б) самодеятельный туризм.

5.1. ТУРИСТСКИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ

«Тифлисский альпинисткий клуб» – возник в 1878 г. и просуществовал до

1884 г. Планировавший проводить путешествия в горах Кавказа не получил

широкую поддержку, но именно с него начинается отсчет различным

объединениям путешествий в России.

«Предприятие для общественных путешествий во все стороны света» (1885 г.)

– одна из первых в России туристских организаций под руководством Я.

Липсона.

«Крымский горный клуб» - был создан в 1890 г. на основе «Кружка любителей

природы, горного спорта и Крымских гор». Его работой руководило

правление, состоящее из 15 членов – учредителей клуба. Печатным органом

общества был журнал «Записки Крымского горного клуба», в котором

публиковались отчеты экспедиций, описание маршрутов и т.д.

Туринг-клуб «Общество велосипедистов-туристов» (ОВТ) – первая

отечественная туристская организация. Создано в 1895 г. в Петербурге.

Официальный печатный орган – журнал «Велосипед». К концу XIX – началу XX

вв. – главная туристская организация в России.

«Российское общество туристов» – основано на базе ОВТ. Председателем с

его основания был Н.А. де Шарио. Было закрыто в 1916 г.

«Общество любителей естествознания» – организовано во 2-ой половине XIX

в. в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах с

целью изучения природных богатств окружающих территорий и проведения

экскурсий для любителей природы.

«Русское горное общество» – образовано в 1901 г. Просуществовало до 1927

г. Проводило изучение природных богатств России, организовывало походы,

путешествия, экскурсии.

«Кавказское горное общество» – функционировало в Пятигорске (1902-1909

гг.), готовило платных руководителей экскурсий, проводило экскурсии

членов общества по различным маршрутам.

«Российское общество туристов» (РОТ) – создано в 1905 г. на основе

«Русского туринг-клуба». Организовывало туристские путешествия по России

и за границей, религиозный туризм, экскурсии для педагогов, учебно-

воспитательные поездки. При РОТ действовала комиссия по проведению

образовательных экскурсий по России с отделениями при Санкт-

Петербургском, Казанском, Киевском и других учебных округах. Комиссия

разрабатывала маршруты по Северу и Востоку России, по Волге. РОТ издавало

журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и

школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), теоретико-

методическую и справочную литературу, путеводители. В 1928 г. РОТ было

ликвидировано в связи с созданием Общества пролетарского туризма.

«Общество пролетарского туризма РСФСР» (ОПТ) – массовое добровольное

общество туристов. Образовано в 1928 г. на основе «Российского общества

туристов» в результате объединения всех акционерных туристско-

экскурсионных обществ и организаций, Государственного акционерного

общества «Советский турист», Украинского межпаевого экскурсионного

товарищества и др. Руководящий орган: Центральный совет во главе с

президиумом. Структура ОПТ: отделения (в крупных городах), первичные

организации – ячейки (на фабриках, в колхозах, учебных заведениях).

Преобразовано в 1930 г. в Всесоюзное добровольное Общество пролетарского

туризма и экскурсий.

«Всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий» –

образовано в 1930 г. на базе «Общества пролетарского туризма». Задачи

общества: широкое ознакомление народных масс со страной и природными

богатствами, подлежащими освоению; организация массового обмена

производственным опытом; активное участие в укреплении обороноспособности

страны, здоровья людей; патриотическое воспитание и повышение культурного

уровня трудящихся; участие туристов в общественно полезной работе.

Туристско-экскурсионная работа строилась по трем направлениям:

производственному, сельскохозяйственному и краеведческому.

6. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ТУРИЗМА НАЧАЛА 30 – НАЧАЛА 90 ГГ.

На втором этапе развития туризма в России в 1936 г. происходит

реорганизация всей системы туризма в стране, внедрение новых

организационных форм управления. 17.01.1936 ЦИК принял постановление «О

ликвидации ВОПТЭ» и возложил руководство над работой в области туризма и

альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР. В том же

году было создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ).

В 1962 г. на базе ТЭУ создается система советов по туризму, которая

позволила значительно расширить масштабы туристско-экскурсионного

движения в стране.

Учрежденные Центральный совет по туризму и Советы туристов на местах

должны должны были работать на принципах коллегиальности и широкого

привлечения общественного актива.

Реорганизация нарушила выработанные годами тесные контакты низовых

секций с Федерацией.

К этому времени в стране сложились пять крупных систем, занимающихся

туристско-экскурсионным делом: профсоюзный туризм (ЦСТиЭ при ВЦСПС);

«Интурист» (Управление с 1964 г., а с 1983 – Госкомитет по иностранному

туризму при Совмине СССР); молодежный туризм (БММТ «Спутник» при ЦК

ВЛКСМ); военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны

СССР) и детский туризм (ЦДЭТС Минпросвещения СССР с разветвленной

системой внешкольных учреждений).

Важным направлением деятельности в начале 80-х годов явились

исследование туристско-экскурсионных возможностей краев, областей,

республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных

регионах.

Центральные туристские курсы в 1981 г. были преобразованы в Институт

повышения квалификации туристско-экскурсионных работников.

Данный период развития туризма в стране характеризуется

преимущественно экстенсивным развитием внутрисоюзного туризма в СССР, а

также дальнейшими изменениями в структуре управления.

Туризм в этот период был связан с деятельностью профсоюзов и имел ярко

выраженную идеологическую направленность. Так, важной формой идейно-

политического воспитания считались Всесоюзный поход комсомола и молодежи

по местам революционной, боевой и трудовой славы и Всесоюзная туристская

экспедиция советской молодежи «Моя Родина – СССР».

Руководство молодежного туризма решало пропагандистские задачи, а

профсоюзы – социальные.

Социальный туризм дотировался. Профсоюзные путевки предоставлялись с

большой скидкой. Потребитель, получая почти бесплатную путевку, не

обращал внимания на содержание предоставляемого ему досуга и на плохой

уровень обслуживания. Туристские предприятия не были заинтересованы в

улучшении качества предоставляемых услуг, т.к. это не влияло на

результаты деятельности. По объему реализации туристских услуг бывший

СССР занимал 20 место среди двадцати четырех европейских государств –

членов Всемирной туристской организации.

В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный

рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не

происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в

предоставлении услуг, что не позволяло перейти от массового конвейерного

к дифференцированному туризму. Это дает основание говорить о том. Что

третий этап развития туризма в России закончился в конце 80-х. С этого

времени в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к

новым экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма,

который имеет свои специфические черты.

Список используемой литературы:

1. Г.А. Карпова, А.Т. Быков, М.Г. Воронцова, М.В. Натаров, В.И.

Никифоров, Г.В. Яковенко, А.В. Воловода, О.В. Рохмалева «Сфера

туризма: этапы развития, экономика и управление».

2. С.Р. Ердавлетов «Основы географии туризма».

3. «Туристическая энциклопедия».


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ