Сборник рефератов

Грот Дианы в городе Пятигорске, историческая справка

Грот Дианы в городе Пятигорске, историческая справка

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гос.музея-заповедника

М.Ю.Лермонтова

_____________ С.Г.Сафарова

«_______»___________2003 года

Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова

ООО «Реставрация»

ГРОТ ДИАНЫ В ГОРОДЕ ПЯТИГОРСКЕ.

Историческая справка.

Составитель: Коваленко А.Н. –

зав.мемориальным отделом.

Пятигорск

2003 год.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Историческая справка.

2. Условия сокращения.

3. Список архивных документов.

4. Список литературы.

5. Приложения.

1. Общие положения.

Грот Дианы – садово-парковое украшение – памятник истории и культуры

федерального значения согласно Постановления Совета Министров

РСФСР

№ 624 от 04.12.1974 года. Грот Дианы – один из объектов Государственного

музея-заповедника М.Ю.Лермонтова. Расположен на территории парка «Цветник»,

в охранной зоне Гос.музея-заповедника М.Ю.Лермонтова «Комплекс

лермонтовских мест у Академической галереи и парка «Цветник». Принят на

государственную охрану как памятник истории и культуры, связанный с именем

великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Является смешанной собственностью

ФНПР, находится на балансе Бальнеофизиотерапевтического объединения

«Пятигорсккурорт».

Адрес памятника: Пятигорск, парк «Цветник».

П. Историческая часть.

Начало благоустройства курортного города.

Грот Дианы – садово-парковое архитектурное украшение - был

создан по проекту Пятигорского архитектора Бернардацци в 1830-31 гг.

Это осуществление замысла генерала А.П.Ермолова, Главнокомандующего

на Кавказе, по созданию на юге России курортной местности и в частности

города Пятигорска, где можно было лечиться минеральными водами и отдыхать.

Идеи Ермолова воплощали в жизнь первые архитекторы, братья Джованни и

Джузеппе Бернардацци, прибывшие на Кавказские Минеральные Воды по

предложению генерала в 1822 году. В их задачи входило не только

осуществление проектов, разработанных в Петербурге специально для

пятигорского курорта, но и распланирование местности под будущую застройку

и ее благоустройство.

В конце 20-х годов Х1Х века под северным склоном Горячей горы

началось сооружение каменного здания ванн, которое завершилось в 1831 году.

Ванное здание было названо в честь императора Николая 1.

Одновременно благоустраивалась и близлежащая территория, где больные

могли ожидать приема процедур или же отдыхать после них.

Так появились здесь первые клумбы будущего курортного парка

«Цветник», а в склоне Горячей горы было решено устроить грот, в котором

можно было отдыхать.

2. Строительство грота Дианы.

28 марта 1830 года по распоряжению Емануеля была утверждена смета на

устройство этой искусственной пещеры. Строительство грота закончилось в

ноябре того же года.

В сдаточной ведомости Строительной комиссии за 1832 год дано его

подробное описание:

«… каменный, со сводом поддерживаемом двумя каменными колоннами,

облитыми цементом и начисто отделанными капителями. Пол из тесаных плит.

Внутри около стены полукруглое канапе с шестью кронштейнами из таковых же

вытесанных и вышлифованных плит.

Посреди грота утвержден на пьедестале круглый столик из обтесанного

камня, подходящего под мрамор.

По обеим сторонам гротам проходы, часть оных со сводами и каменными

полом, а остальные без оных – два, снаружи у входа по обеим сторонам около

стены грота из круглого леса канапе».

Именно так и выглядит грот на рисунках Бернардацци 1830-х годов и

Б.Иванова 1841 года.

Площадку перед входом в грот выстлали каменными тесаными плитами. С

бульвара к ней вела красивая аллея, обсаженная акациями и кустами роз. Над

гротом, на склоне горы высадили мелкие деревца, а по скатам горы

спланировали зигзагообразные дорожки обсаженные кущами деревьев,

кустарником и дерном. Выше грота, по склону горы провели удобное шоссе от

бульвара к Александровскому источнику, на вершину Горячей горы. Этот так

называемый «малый Ермоловский бульвар», который, по словам современников

имел настолько красивый вид, что производил на больных самое глубокое и

приятное впечатление.

После окончания строительства Г.А.Емануель, начальник Кавказской

области, утвердил название нового сооружения: «Грот, что возле Николаевских

ванн предписываю … впредь именовать гротом Дианы». Это было подражание

античности, свойственное русскому классицизму.

Однако, с официальным названием существовало и другое: «каменный грот

Эльбрус». Его появление было связано с военно-научной экспедицией на

вершину Эльбруса. В 1829 году ею руководил Г.А.Емануель. В состав

экспедиции в качестве рисовальщика входил и архитектор Джузеппе

Бернардацци. Получив задание устроить грот, он решил соорудить его как

памятник в честь покорения Эльбруса. Об этом замысле упоминает доктор КМВ

Ф.Конради в своей книге «Рассуждение об искусственных минеральных водах»

(СПб., 1831 год):

«На горе сверх пещеры сделана будет насыпная гора, представляющая в

малом виде гору Эльбрус; на оной будут высечены имена ученых, участвовавших

в экспедиции, посланной в прошлом году для восхождения на сию гору и пещера

в память сего называется «Эльбрусскою».

Однако, этот проект так и не удалось осуществить. В том же 1829 году

на луганском чугунолитейном заводе были отлиты две чугунные мемориальные

доски с текстами, на русском и арабском языках, повествующими об экспедиции

Емануеля. Сейчас в Пятигорском краеведческом музее находятся копии этих

знаков истории. Каменный стол внутри грота просуществовал недолго. В 1838

году был разбит неизвестными лицами и более не восстанавливался.

Внутренняя штукатурка под мрамор испортилась под воздействием

атмосферных явлений. Ее заменили в конце 30-х годов 19 века «готические

плитки» - осколки отложений минеральных солей в виде плоских плиток

неправильной формы.

Грот Дианы как «лермонтовский» памятник.

Грот Дианы принят на государственную охрану как исторический

памятник, связанный с биографией поэта М.Ю.Лермонтова.

8 июля 1841 года поэт с друзьями устроили бал. Один из его участников

офицер А.И.Арнольди вспоминал: «В первых числах июля я получил приглашение

участвовать в подписке на бал, который пятигорская молодежь желала дать

городу… В квартире Лермонтова делались все необходимые приготовления, и мы

намеревались осветить грот, для чего наклеили до двух тысяч разноцветных

фонарей. Лермонтов придумал громадную люстру из трехярусно помещенных

обручей, обвитых цветами и ползучими растениями… Армянские лавки доставили

нам персидские ковры и разноцветные шали для украшения свода грота;

казенный сад – цветы и виноградные лозы; расположенный в Пятигорске полк

снабдил нас красным сукном, а содержатель гостиницы Найтаки позаботился о

десерте, ужине и вине… Наш бал сошел великолепно, все веселились от чистого

сердца…»

«… Кто думал тогда, - писал впоследствии декабрист Н.И.Лорер, кто мог

предвидеть, что через неделю после такого веселого вечера настанут… для

всех нас, участников, горесть и сожаление».

М.Ю.Лермонтов погиб ровно через неделю – 15 июля 1841 года.

Грот Дианы во 2-й половине Х1Х-в ХХ веке.

С годами окружающая грот Дианы местность изменилась. В 1858 году на

нижней площадке, к востоку от грота выстроили большой деревянный павильон,

так называемый Николаевский вокзал.

Позже, в 80-е годы Х1Х века территория «Цветника» расширилась, он

приобрел статус курортного парка. Грот Дианы оказался как бы в стороне от

основных прогулочных аллей. Он также медленно изменял свой вид. К концу Х1Х

века наполовину разрушились боковые входы, осыпался цемент, которым были

облиты колонны.

В 80-е годы один из пятигорских предпринимателей выстроил из камня

над гротом емкость в виде невысокой круглой полубашни. В те годы в местной

прессе промелькнуло сообщение о том, что в грот Дианы подведено два крана

для продажи пива. Но сколько времени в дальнейшем просуществовало это

пивное заведение – неизвестно. Скорее всего здесь был устроен ледник,

который выстроили для обслуживания ресторана «Цветник», размещенного в

конце Х1Х века в Николаевском вокзале. В 1902 году от грота Дианы был

спланирован новый подъем на Горячую гору.

В 1928 году, по причине ветхости, Николаевский вокзал разобрали до

основания и на его месте устроили клумбу.

На открытках начала 30-х годов ХХ века вместо кровли на «башне»

запечатлена уже балюстрада из грубо обработанного камня, то есть ее крыша

превращается в видовую площадку. Отсюда открывается замечательный вид на

город и парк «Цветник». Местность вокруг грота Дианы благоустраивается.

Неподалеку появляются цементные скульптуры – столь характерные для той

эпохи.

В 1941 году техническое состояние грота Дианы оценивалось как

удовлетворительное, требовался лишь незначительный ремонт. Грот сохранился

и в годы Великой Отечественной войны, лишь кое-где из каменной кладки

выпали отдельные камни, чрезмерно разрослась растительность на своде и

стенах, на колоннах появились надписи, ствол их стал неровным.

В 1971 году грот Дианы получил статус памятника Республиканского

значения согласно решения Ставропольского крайисполкома № 392 от 13 мая.

При образовании Гос.музея-заповедника М.Ю.Лермонтова он был включен в

охранную зону «Комплекса Лермонтовских мест у Академической галереи и парка

«Цветник».

Как объект показа грот Дианы включен в экскурсионные маршруты

экскурсий – обзорной по Пятигорску и по Лермонтовским местам.

Реставрация в гроте Дианы.

К середине 70-х годов ХХ века техническое состояние грота ухудшилось:

отслоились и осыпались «готические» плитки, частично разрушилось канапе, в

каменных плитах появились трещины, выбоины, а в некоторых местах они и

вовсе разрушились, боковые крылья входов стали намного короче из-за утраты

каменной кладки, появились нарушения кладки стен в юго-восточной части.

Требовали ремонта «башня» над гротом и ступени лестницы, ведущей на Горячую

гору.

В 1979-80 годах Гос.музей-заповедник М.Ю.Лермонтова совместно с

пятигорским реставрационным участком «Спецпроектреставрация» провел

реставрационные работы. Автор проекта реставрации – архитектор В.И.Пикалов.

Предполагалось провести работы в две очереди: в первую произвести

реставрацию самого грота, «башни» и благоустроить прилегающую местность. Во

вторую очередь намечалось благоустройство верхних площадок, каменных

лестниц и дорожек, ведущих на Горячую гору. Однако этот замысел не был

осуществлен, хотя Пикалов и составил эскизный проект второй очереди

реставрации.

Реставрационные работы выполнены в следующем объеме:

- восстановлена каменная кладка из дикого камня боковых проходов;

- произведена вычинка пола;

- восстановлены утраченные детали каменной скамьи-канапе;

- своды грота заново облицованы «готическими» плитками;

- отреставрированы колонны, лестница к средней площадке;

- средняя площадка выстлана камнем;

- отреставрированы каменная кладка «башни» и балюстрада, дорожка от ее

площадки на Горячую гору;

- площадка перед входом в грот вымощена камнем в виде полукруга.

Современное состояние памятника.

В настоящее время, спустя двадцать лет после реставрации грот Дианы,

«башня» и прилегающая местность вновь требуют реставрации. Частично

повреждена кладка камня стен и верхней части свода; фуст колонн неровный;

замковый камень над ними требует закрепления; чрезмерно разрослась

растительность – самосев в кладке стен; разрушается «башня», утрачены

детали ее балюстрады; частично утрачен плитный камень на нижней площадке;

поврежден бордюрный камень на средней площадке, по лестнице между средней и

верхней площадками. Из-за систематического загрязнения грота в мае 2003

года объединение «Пятигорсккурорт» закрыло все входы в грот металлическими

решетками, выкрашенными в черный цвет, что нарушает его облик.

Предложения для реставрации.

- Произвести реставрационные работы в гроте на период постройки памятника

(1831-38 гг.).

- Восстановить кладку стен, облицовку свода, укрепить замковый камень

центральной арки, с последующей расшивкой швов.

- Восстановить цементную облицовку колонн грота.

- Убрать лишнюю растительность – самосев.

- Реставрировать каменную кладку «башни» и балюстраду верхней площадки.

- Восстановить бордюр на средней площадке, реставрировать лестницу между

средней и верхней площадкой.

- Реставрировать поверхности площадок, дорожек, ступеней и подпорных стен.

- Восстановить деревянные скамейки перед входом по существующим аналогам.

А.Н. Коваленко.

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.

1. ГАСК – Государственный архив Ставропольского края.

2. ГМЗЛ – Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова.

СПИСОК АРХИВНЫХ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ – ПРИЛОЖЕНИЕ К

ПАСПОРТУ « ГРОТ ДИАНЫ». ГМЗЛ.

Приложение 1.

К ПОЕКТУ РЕСТАВРАЦИИ ГРОТА

ДИАНЫ 1978-79 гг.

Фотокопии архивных изобразительных

документов.

Вид грота против бокового фасада Николаевских ванн. Гравюра. Фотокопия в

ГМЗЛ.

Акварель И.Бернардацци, 30-е годы Х1Х века. Фотокопия в ГМЗЛ.

Грот Дианы в 1840 году. Акварель, копия в ГМЗЛ.

Конец Х1Х-начало ХХ века. Открытка ГМЗЛ.

То же.

То же.

Фотофиксация рестарации 1978-79 гг.

1 .До реставрации.

Фасад с юго-востока до реставрации. ГМЗЛ.

Вид на «башню» от грота. ГМЗЛ.

Восточная часть «башни». ГМЗЛ.

Северная часть «башни». ГМЗЛ.

Северная лестница к верхней площадке. ГМЗЛ.

Верзняя площадка. ГМЗЛ.

Правая часть балюстрады верхней площадки. ГМЗЛ.

П. Реставрационные работы

Реконструкция нижней площадки (перед гротом). ГМЗЛ.

Реставрация средней площадки (над гротом) и стен «башни». ГМЗЛ.

То же.

Ш. После реставрации.

17. Общий вид грота и «башни». ГМЗЛ.

18. Лестница на среднюю площадку. ГМЗЛ.

19. Средняя площадка. ГМЗЛ.

20. Северо-западная часть «башни». ГМЗЛ.

21. Юго-восточная часть «башни». ГМЗЛ.

22. Верхняя площадка (над башней) и балюстрада. ГМЗЛ.

Приложение 2.

Фотокопия фрагмента проекта второй очереди реставрации грота Дианы.

Архитектор В.И.Пикалов. ГМЗЛ.

Приложение 3.

Реставрационное задание на разработку научно-проектной документации и

проведение ремонтно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры.

– ГМЗЛ.

Приложение 4.

Акт о техническом состоянии памятника истории и культуры «Грот Дианы» от 28

июня 1991 года. – ГМЗЛ.

Приложение 5.

То же от 10 марта 1005 года. – ГМЗЛ.


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ