Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого
знака в художественной речи в периоде (значительном по объему предложении,
чаще всего сложноподчиненном, которое делится паузой на две части –
повышение и понижение) между его частями:
(Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг
останавливается, распластанный среди воздуха на одном месте, и бьет оттуда
стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела) , – [так Тарасов
сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку].
Внутри частей периода, если оно значительно распространено, ставится точка
с запятой.
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого
знака перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое
предложение (чаще придаточное) или дальнейшую часть того же предложения:
[Жизнь его, начавшаяся громадной церковной папертью... и голосом мамы], (в
котором тысячу раз блестел кремнистый путь и звезда говорила со звездой), –
[эта жизнь с каждым своим часом наполнялась новым, все новым значением].
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого
знака перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных
придаточных, если подчеркивается распадение целого на две части:
(Делал ли что-нибудь для этого Штольц) , (что делал ) ,( как делал), – [ мы
этого не знаем ].
(Кто виноват из них), (кто прав) , – [ судить не нам ].
При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные и местоименно-
определительные (реже условные), стоящие впереди главного, могут отделяться
от него не запятой, а тире:
(Созвал ли он их ) ,( пришли ли они сами) –[ Нежданов так и не узнал]…
В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие; это
встречается тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится
особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно
вставить а именно):
[ С каждым днем становилась все более очевидной та ??мысль] ,( которую нам
не раз высказывали сами американцы) : ( что газета в США – это еще не
общественное мнение) ,( что простые американцы не хотят войны).
Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно
когда внутри их имеются запятые, то между такими придаточными предложениями
вместо запятой ставится точка с запятой:
[Не потерплю ] ,( чтоб развратитель огнем и вздохов, и похвал младое сердце
искушал ) ;( чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек ) ;(
чтобы двухутренный цветок увял еще полураскрытый ) .
Если перед подчинительным союзом стоит отрицание, то придаточное
предложение от главного не отделяется запятой.
[ Он стал выяснять ] (не что произошло ) ,( а кто это сделал ).
Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется
запятыми с двух сторон, если находится внутри главного.
[Мы тронулись] ,( когда взошло солнце).
[В те времена ,( когда я был малышом ) , наш маленький двор казался мне
огромной загадочной страной].
Между придаточными предложениями с п о с л е д о в а т е л ь н ы м
и п а р а л л е л ь н ы м, подчинением запятая ставится на общих
правилах:
[ Он достиг последнего лестничного марша и увидел ] , ( что кто-то
сидит на ступеньках пониже площадки ) , ( на которую выходила его
дверь).
( Еcли завтра увидите его ) , [ то попросите его] , ( чтобы он ко
мне заехал на минутку).
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед
которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.
[Слышно было] ,( как в саду шагал садовник) и( как скрипела его тачка).
Запятая не ставится перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни
стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало, ...
[ Переночевали (где придется) и пошли ] (куда глаза глядят).
Запятая не ставится перед подчинительным союзом слова в частности, то есть,
а именно, особенно:
Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.