Мне кажется,
без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни
второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории
России огромно. Многое из того, что произошло в политической жизни нашей страны
уже в нашем веке, было пророчески предсказано писателем в романах, политических
сказках и очерках.
Кстати говоря,
очерки — новый этап в творчестве писателя. На смену юношеским порывам к
протесту пришло суровое изображение правды жизни.
Впервые в
русской литературе М. Е. Салтыков-Щедрин создал цикл сатирических очерков. В
“Губернских очерках” он отразил жизнь дореформенного царского чиновничества.
В начале 60-х
годов он пишет ряд очерков, в которых возникает тема города Глупова: “Глупов и
глуповцы”, “Глупов-ское распутство”, “Сатиры в прозе” и “Невинные рассказы”. В
них осмысливаются события общественной жизни во время крестьянской реформы,
предугадываются пути развития России.
Хочу отметить,
что М. Е. Салтыков-Щедрин не был борцом-одиночкой. Он входил в состав
прогрессивного журнала “Современник”, который редактировал'Н. А. Некрасов. Знал
и отстаивал революционно-демократические взгляды Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова.
В 1868—1881
годах особенно ярко расцвел талант великого сатирика. В это время он создает
самые значительные свои произведения и среди них сатирический роман-обозрение
“История одного города”, цикл сатирических рассказов “Помпадуры и помпадурши”,
сатирические хроники “Господа ташкентцы”, “Дневник провинциала в Петербурге”,
“Благонамеренные речи”, “Культурные люди”.
Салтыков-Щедрин
первым не только в русской литературе, но и в мировой ввел жанр сатирической
хроники, создал новый тип социального романа.
Он говорил: “У
нас установилось такое понятие о романе, что он без любовной завязки быть не
может... Я считаю мои “Современная идиллия”, “Головлевы”, “Дневник провинциала”
и др. настоящими романами; в них, несмотря даже на то, что они составлены как
бы из отдельных рассказов, взяты целые периоды нашей жизни”.
Я лично уважаю
Салтыкова-Щедрина за то, что он не только в своих сатирических произведениях
остро высказывался обо всем, что считал предметом, заслуживающим критики, но и
в жизни был истинным гражданином. Его современники свидетельствуют, что
писатель был прям, резок с вышестоящим начальством, не боялся его критиковать.
В губернии его даже называли “вице-Робеспьером”.
Я уверен, что и
в наши дни сатира Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина не утратила своей
актуальности, и на примере жизни великого сатирика вырастают новые поколения
честных и мужественных писателей и журналистов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/