Зинаида Гиппиус в своих творческих идеях во многом следовала
за Мережковским, ее роль в символизме была неотделима от роли мужа, потому
часто оставалась почти незаметной. Но Гиппиус внесла в русский символизм стихию
театральности, создала особый, «декадентский» стиль в жизни и творчестве.
Любовь – одна
...Не может сердце жить
изменой,
Измены нет: любовь - одна.
1896 г.
Душе, единостью чудесной,
Любовь единая дана.
Так в послегрозности небесной
Цветная полоса - одна.
Но семь цветов семью огнями
Горят в одной. Любовь одна,
Одна до века, и не нами
Ей семицветность суждена.
В ней фиолетовость и алость,
В ней кровь и золото вина,
То изумрудность, то опалость...
И семь сияний - и одна.
Не все ль равно, кого отметит,
Кого пронижет луч до дна,
Чье сердце меч прозрачный встретит,
Чья отзовется глубина?
Переливается, мерцает,
Она всецветна - и одна.
Ее хранит, ее венчает
Святым единством - белизна.
В первой строфе Гиппиус сразу вводит образ радуги, как символа
любви. Она так же ярка и непредсказуема, ее нельзя угадать, понять, ее цвета
завораживают; так же и любовь ярка в своих проявлениях и заставляет забыть обо
всем. Любовь нам дана от бога одна, так же и радуга бывает лишь в одном случае
– после грозы. Гроза отождествляется с человеческой жизнью, любовь бывает лишь
однажды, так же как и каждая гроза имеет свою единственную радугу. Радуга настолько многолика и пестра, что ее
нельзя определить одним цветом, так же и любовь многогранна в своих чувствах и
проявлениях. Гиппиус говорит о том, что нет достойных или недостойных любви,
нет избранных для этого чувства, ведь для любви не важно кто ты, перед нею все
равны:
«Не все ль равно, кого
отметит,
Кого пронижет луч до дна,
Чье сердце меч прозрачный встретит,
Чья отзовется глубина?»
Любовь настолько противоречива, что человеческому разуму
сложно постичь это чувство, поэтому она: