Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина
Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина
Журнально-публицистическая
деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина
Реферат
подготовил: студент 3-его курса ОЗО
Тюрин Р.Ю.
Воронежский
государственный университет
Факультет журналистики
Публицистическая
и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова
Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той работы,
которую он начал еще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирик
работал 16 лет, с 1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой
книжке и во многом определяли характер и на
правление журнала.
Начиная свое
сотрудничество в «Отечественных записках», писатель опубликовал в 1868—1869 гг.
два цикла: «Признаки времени» и «Письма о провинции». И в том и в другом
произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы:
что изменилось в жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов?
В чем причина неудачи революционного движения? Эти проблемы волновали всех
сотрудников «Отечественных записок» и их читателей.
Салтыков-Щедрин
увидел причину неудачи борьбы против самодержавия в том, что слишком
неоднородно было «движение
реформаторов», как он условно называл движение 60-х годов.
Хотя
крепостное право юридически было отменено, пережитки феодализма оказались
настолько живучими, что сатирик имел полное право признать: крепостное право
живет во всем — «в нашем темпера менте,
в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры,
все из него выходит и на него опирается» (т. 7, с. 150).
Оценивая другие
реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так же недвусмысленно раскрыл их крепостническую сущность.
Салтыков-Щедрин
верно раскрыл классовую природу земств, антинародный характер многих их
начинаний. Никогда не выступая против земств как органов местного
самоуправления, он был лишь против засевших в них крепостников-помещиков,
которые прилагали все силы к сохранению своих привилегий.
Признаки
времени с господствующим капиталистическим устремлением к наживе -
«хищничеством» — и политической пассивностью народа,
задавленного нуждой, не могут ободрять писателя. Он сокрушается, что среди
«легковесных» нет места идеалам 40—60-х годов, однако не теряет веры в лучшее
будущее: «Как ни обширно кладбище, но около него ютится жизнь» (т. 7, с. 94).
В 1872—1876 гг.
Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественных записок» два новых публицистических произведения: «Дневник провинциала в Петербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872—1876). Оба эти
цикла посвящены преимущественно
дальнейшему развитию капитализма в
России и отражению этого процесса в политической жизни страны.
Писатель одним
из первых в русской литературе создал типические образы представителей русской
буржуазии 70—80-х годов и ее идеологов — либералов. Разоблачение либерализма
становится одной из главных тем его литературной деятельности.
На фоне торжества буржуазного предпринимательства
становится отчетливо виден идиотизм запуганного обывателя. Писатель смело
осуждает политическую реакцию конца 60-х годов, критикует последующие
реформы царского правительства,
судебную в частности, затеянные для того, чтобы приспособить самодержавный
режим к нуждам капиталистического развития.
Особое место в
цикле занимает рассказ о Дерунове, содержащий беспощадную характеристику «опоры» современного общества
«Дерунов не столп! — заявляет в конце очерка
Салтыков-Щедрин. — Он не столп относительно собственности, ибо признает
священною толь ко лично ему принадлежащую собственность.
Рассматривая
общественную жизнь в годы реакции, Салтыков-Щедрин типичным явлением русской
действительности называет «молчалинство». Безразличие к насущным вопросам
современности, стремление к личному благополучию господствует в либеральном
обществе. Молчалины всюду. Их
угодливость, карьеризм не означают, однако, что они играют только пассивную
роль. Все они — люди беспринципные, готовые
снести любое оскорбление, если оно будет оплачено. Цинизм, моральная и
политическая нечистоплотность, продажность являются неотъемлемым качеством
преуспевающих адвокатов, журналистов и
литераторов. Но именно эти качества и определяют их будущее поражение.
Салтыков-Щедрин,
верно понимая характер русского капитализма как явления, обусловленного историческим развитием, не признавал
капиталистические отношения вечными и неизменными.
После поездки
по Европе Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных записках» цикл очерков «За рубежом» (1880). Симпатизируя передовой,
революционной Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, он беспощадно
разоблачает современную французскую буржуазию, затоптавшую из алчности и
страсти к наживе славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял ореол мнимой
революционности, возникший вокруг буржуазных республиканцев, которые защищали в
прессе и парламенте капиталистические
порядки.
В очерках «За
рубежом» писатель признал милитаризм важнейшей чертой в политике и настроениях
немецкой буржуазии. Упоенная победой над Францией в 1870—1871 гг., Германия
мечтала занять главенствующее положение в Европе. Салтыков-Щедрин высмеял эту
претензию и заклеймил наглость прусской военщины.
«Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедрина
постоянно и тесно переплетается с «отечественным». В аллегорической сцене —
диалоге между «мальчиком без штанов» и
«мальчиком в штанах» — сатирик ставит
вопрос о характере дальнейшего развития России и приходит к выводу, что она,
так же как многие европейские страны, пойдет по пути капиталистического
развития. Но русский народ, не опутанный мещанским филистерством, еще не
пропитанный буржуазной законностью, как это случилось с немецким
«мальчиком в штанах», сумеет свести
счеты с Колупаевым и добиться
освобождения от всякой эксплуатации. Все сопоставления русских и западноевропейских
общественных отношений даны в очерках под углом зрения перспектив
революционного развития России.
«Письма к
тетеньке» (1881—1882), «Современная идиллия» (1877—1883) и публицистические произведения, написанные
после закрытия «Отечественных записок», рисуют русское общество в период
обострения революционной борьбы и реакции, наступившей вслед за разгромом
движения народников.
Яркой сатирой
на царский суд и расправу является сценка «Злополучный пискарь, или Драма в
Кашинском окружном суде». В наиболее
обобщенном виде тупость и реакционность
царской бюрократии была воплощена
писателем в образе ретивого начальника, который решил закрыть Америку.
Не менее злую
сатиру на либеральную прессу, явно повернувшую в конце 70-х годов к монархизму,
содержит цикл «В среде умеренности и аккуратности». Прототипом газеты «Чего
изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, явился Суворин, издатель газеты
«Новое время».
Сатирик вводит
читателей во все тайны редакционной кухни и пародийно раскрывает сущность
основных жанров буржуазной газеты: передовой статьи, фельетона,
корреспонденций. Пустословие возведено здесь в принцип, и только одна мысль
беспокоит редактора: как бы при всем либерализме дать каждой фразе такой
оборот, чтобы не осталось и тени недоверия к начальству! Щедринское выражение
«Чего изволите?» было очень удачным и прочно укрепилось за газетой Суворина
«Новое время».
Позднее, в
условиях реакции 80-х годов, Салтыков-Щедрин еще не раз обращается к
характеристикам буржуазной и монархической прессы в России. Редактор «Красы
Демидрона», бывший тапер публичного дома Иван Иванович Очищенный («Современная идиллия»), сам признается, что
он не имеет никакого влияния на газету. Все зависит от издателей — содержателей
увеселительных заведений. Скандальная хроника, порнография, социальная
демагогия — вот основное содержание газеты «Краса Демидрона» в 80-е годы.
Публицистика
Салтыкова-Щедрина 70—80-х годов - это
подлинная революционно-демократическая летопись всей пореформенной России.
Резкость и непримиримость сатиры
были отражением убежденности
писателя в том, что необходимо решительно покончить с царизмом и
эксплуататорами.
Салтыков-Щедрин
был и остается непревзойденным мастером публицистической сатиры, замечательным
художником слова. В своем творчестве он часто прибегал к иносказанию,
гиперболе, иронии, фантастике.
Писатель быстро и верно умел подметить новое
в экономике, политике, литературе. Это умение позволило ему раньше других, уже
в на чале 70-х годов, создать яркие, типические образы.
Огромная сила
сатирического обобщения, типизации— яркая индивидуальная особенность стиля
Салтыкова-Щедрина. Он мог схватывать явления в их становлении, росте. Недаром
Гончаров говорил, что для изображения не установившегося в жизни нужен талант
Щедрина, признав тем самым способность сатирика верно и своевременно улавливать
новое в жизни.
Салтыков-Щедрин
был мастером эзоповского языка. Немного
найдется писателей и публицистов, которые могли бы сравниться с ним в искусстве
обходить цензурные рогатки. Вслед за Герценом и Чернышевским он блестяще
пользовался в подцензурной печати иронией и по праву мог повторить слова
Герцена, назвавшего иронию «утешительницей» и «мстительницей».
Несмотря на
многочисленные иносказания, на условность употребления ряда слов и оборотов
речи, читатель, по свидетельству самого сатирика, хорошо понимал его.
Неистощимо
языкотворчество Салтыкова-Щедрина. Он
был очень чуток, внимателен к структуре
родного языка, идиомам и поговоркам и негодовал на либерально-буржуазных
газетчиков, коверкавших речь в угоду своим невзыскательным читателям. У него
чрезвычайно сильно развито чувство слова, огромен словарный запас, поразительно
умение использовать многозначность слов. Как никто, писатель умел выявить
нужный смысловой оттенок в слове и с
его помощью охарактеризовать любое жизненное явление, поведение отдельного
человека или целой социальной группы. Сатирик в совершенстве постиг язык так
называемого образованного общества — язык чиновников, адвокатов, либеральных
писателей и журналистов, законодательных учреждений — и пародировал его в своих
произведениях. Столь же хорошо знал он речь народа, крестьян, язык русских
летописей.
Для
характеристики различных сторон русской жизни 70—80-х годов Салтыков-Щедрин
охотно вводил в свои произведения литературные персонажи: Молчалина, Чацкого,
Рудина, Глумова, Ноздрева и многих других — и заставлял их действовать. Это
избавляло его от необходимости подробно характеризовать прошлое «героев» своего
времени. Сохраняя первоначальный портрет, литературные персонажи жили в произведениях
Салтыкова-Щедрина второй жизнью. В изменившихся исторических условиях их
характеры и поведение раскрывались с новых сторон, а литературное прошлое
помогало уяснить классовую сущность и общественную роль живых представителей
различных сословий в 70—80-е годы.
Писатель
постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех — великая
сила.
В подцензурных
же условиях этот способ борьбы оставался подчас единственно возможным, ибо кто
мог позволить себе в легальной прессе патетический гнев или прямое осуждение
позорящего Россию самодержавия?! Смех сатирика, злой и безжалостный, был
направлен на расшатывание основ существующего строя, что прямо соответствовало
тогда интересам народа.