В 30-е годы вышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова
«Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов — выдающийся писатель
нашей страны, крупнейший мастер художественного слова. Произведения его
широко известны и у нас и далеко за пределами Советского Союза.
«...Замечательное явление нашей литературы — Михаил Шолохов, — говорил А.
Толстой... — Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в
муках и трагедиях социальной борьбы. В «Тихом Доне» он развернул
эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского
казачества. Но это не ограничивает большую тему романа:
«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности —
произведение общерусское, национальное, народное». «Произведение Шолохова является мастерским, — писал А. В. Луначарский о
«Поднятой целине». — Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся
вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образную форму...»
Биография
М
ихаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе
Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе,
а затем—до 1918 года—в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов жил на
Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами
белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной
из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим,
счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925
году вышла первая его книга—«Донские рассказы».
Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых
сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.
Хорошо сказал об этом А. Фадеев: «Когда по окончании гражданской войны
мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины — партийные, а
еще больше беспартийные молодые люди, — мы поражались тому, сколь общи наши
биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова,
автора книги «Чапаев»... Таков был путь более молодого и, может быть, более
талантливого среди нас Шолохова... Мы входили в литературу волна за волной,
нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность.
Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».
После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в
родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и
который я знал», — вспоминал он.
В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга
романа вышла в 1928 году, вторая—в 1929 году, третья—в 1933 году, четвертая
— в 1940 году. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко
известным.
В 1932 году Шолохов опубликовал первую книгу нового романа «Поднятая
целина». Для того чтобы написать новое произведение по горячим следам
коллективизации, писатель прервал на время работу над «Тихим Доном».
Живое участие в литературной судьбе Шолохова приняли Горький и
Серафимович. Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он
первый отметил в авторе незаурядный талант, знание жизни, большую
изобразительную силу, яркую образность языка. Горький помог писателю
напечатать третью книгу «Тихого Дона», которую пытались опорочить некоторые
критики.
В годы Великой Отечественной войны Шолохов — деятельный участник борьбы
советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и
рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе
над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину».
Отдельные главы были напечатаны в 1943—1944 годах и в 1949 году. В них
изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942
года на дальних подступах к Сталинграду.
Значительным художественным достижением писателя явился рассказ
«Судьба человека», напечатанный на страницах «Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. На его
основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал
замечательный фильм под тем же названием.
В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив
тем самым весь роман в целом.
За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в
1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена
международная Нобелевская премия.
В настоящее время Шолохов продолжает работать над романом «Они
сражались за Родину».
Основные черты творчества.
В
ся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель
горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает
темы, образы, материал для своих художественных произведений.
Сам Шолохов подчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился,
формировался как человек и писатель и воспитывался как член нашей великой
Коммунистической партии и являюсь патриотом своей великой могущественной
Родины. С гордостью говорю, что я являюсь и патриотом своего родного
донского края».
Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни
донского казачества — важная особенность творческой деятельности Шолохова.
Это отнюдь не значит, что Шолохов — писатель какой-то чисто местной,
областнической темы. Напротив, на материале жизни и быта донского
казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического
значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его
творчества — стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные
периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира
против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и
драматической форме. Гражданская война («Тихий Дон»), коллективизация
(«Поднятая целина») и Великая Отечественная война («Они сражались за
Родину», «Судьба человека») — вот три периода в жизни нашего народа, на
которых сосредоточено внимание художника.
С этим связана третья черта шолоховского дарования — эпическая широта,
склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным
обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа.
Герои произведений Шолохова — простые трудящиеся люди. Их думы, печали
и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую
жизнь неизменно интересуют художника.
И, наконец, необходимо отметить существенную особенность творческого
метода писателя—его неприязнь, к какой бы то ни было идеализации
действительности. Неуклонно следовать суровой правде жизни, воплощать
действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и
многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая
напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе
рождения нового, коммунистического мира, такой. Художественный исходный
принцип, которого неизменно придерживается Шолохов.
«Тихий Дон»
Э
ти принципы, с наибольшей полнотой проявившиеся в романе «Тихий Дон»,
сказались уже в первой книге писателя — «Донские рассказы». Главная тема
рассказов—классовая борьба на Дону. Не родственные связи и чувства, а место
людей в жестокой борьбе классов определяет их отношения между собой.
Нередко даже отцы и дети, родные братья становятся смертельными врагами. В
рассказе «Коловерть» старый казак Крамсков и двое его сыновей, ушедших к
красным, попадают в плен к белогвардейцам. Их расстреливает младший сын
Михаил—белый офицер. В рассказе «Бахчевник» отец—комендант белогвардейского
военно-полевого суда, палач и истязатель, а его сын Федор—красноармеец.
Раненного в ногу Федора преследуют белые. Отец обнаруживает его в
бахчевнике и собирается расправиться с ним. Тогда младший сын Митя, чтобы
спасти брата, убивает отца. В рассказе «Червоточина» комсомолец Степка
ненавидит жгучей ненавистью своего отца Якова Алексеевича—кулака и мироеда.
В наказание за то, что якобы по вине Степки пропали быки, Яков Алексеевич и
его старший сын зверски убивают комсомольца.
Рисуя бешеную злобу врагов революции, их кровавые дела, Шолохов
доказывает, что, напротив, в среде революционного казачества, которое
вынуждено было в жестоких схватках отстаивать новую жизнь, проявлялись
высокие и благородные качества—готовность к самопожертвованию, геройская
отвага и подлинная человечность.
Если в «Донских рассказах» борьба классов изображалась главным образом
в узких пределах казачьей семьи, то совсем по-иному разработана эта тема в
«Тихом Доне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений
советской художественной прозы. М. И. Калинин в беседе с молодыми
писателями в 1934 году говорил: «Тихий Дон» я считаю нашим' лучшим
художественным произведением. Отдельные места написаны с исключительной
силой» '.
А. М. Горький относил «Тихий Дон» к книгам, которые «дали широкую,
правдивую и талантливейшую картину гражданской войны».
Опираясь на лучшие достижения советской литературы в изображении
гражданской войны, Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское и
самобытное.
В «Тихом Доне» Шолохов, прежде всего, выступает перед нами как мастер
эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную
историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает
период в десять лет—с 1912 по 1922 год.
Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом,
личном. Но оба эти плана даны в нераздельном единстве. Патриархальная
идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном—его любовью к
Аксинье, в плане социальном—столкновением Григория с жестокими
противоречиями исторической действительности.. Органична и развязка романа.
В плане личном—это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом—это
разгром белоказачьего движения и окончательное торжество Советской власти
на Дону;
Обе переплетающиеся сюжетные линии—личная и историческая—оказываются
полностью исчерпанными. Трагический крах героя логически закономерен и
завершен.
В первой книге действие начинается предвоенным временем и
заканчивается шестнадцатым годом. Говорится в ней о жизни и быте станицы, о
юности Григория Мелехова, о событиях империалистической войны.
Вторая книга охватывает период с октября 1916 года и до весны 1918
года. Февральские дни 1917 года, корниловщина, Великий Октябрь, начало
гражданской войны на Дону—вот что стоит в центре книги.
Хронологические рамки третьей книги: весна 1918 года - май 1919 года.
Изображается в ней ожесточенная борьба советского народа с белогвардейской
контрреволюцией на юге. И наконец, четвертая книга, охватывающая период с
весны 1919 года до 1922 года, повествует о полном разгроме белоказачьего
движения и окончательной победе Советской власти на Дону,
Империалистическая война, революция, гражданская война—таковы исторические
события, нашедшие в «Тихом Доне» свое художественное отражение.
Действие в романе происходит на западном фронте, в Петербурге и
Москве. Но главным местом действия является казачья станица. Исторические
судьбы донского казачества со время войны и революции—таково основное
содержание шолоховской эпопеи. Шолохов разработал огромной важности и
значения социальный вопрос—о пути к революции и социализму широких народных
масс.
Переход народных масс на сторону революции и социализма прослеживается
на судьбах казачества. Это и определило особый характер изображения борьбы
классов в «Тихом Доне».
Казачество отличалось рядом своеобразных социальных особенностей. В
течение долгих лет царизм рассматривал казаков как своих усердных и
преданных слуг не столько в войнах с внешними врагами, сколько в борьбе с
революционным народом, с освободительным движением. Казаки были поставлены
в особые, привилегированные условия. Они зачастую не знали тех бедствий и
тягот, которые терпел русский трудящийся человек. Среди них разжигалась
вражда к национальным меньшинствам, ко всем не казакам, иногородним. Это
развило в казачестве чувство сословного превосходства, затрудняло
проникновение революционных идей в его среду и в годы гражданской войны
сделало часть казаков послушным орудием белогвардейской контрреволюции.
Разумеется, и на Дону было классовое расслоение. И там развертывалась
борьба трудового казачества против кулаков и помещиков. Но указанные выше
обстоятельства придали гражданской войне на Дону особую кровавую
ожесточенность. В «Тихом Доне» Шолохов и стремился со всей силой раскрыть
необычайную остроту и небывалое ожесточение классовых боев в казачьей
среде.
Гражданская война была войной не на жизнь, а на смерть между двумя
основными лагерями—лагерем революционного народа, возглавляемого
коммунистами, и лагерем контрреволюции, объединявшим помещиков, буржуазию,
кулачество. Эти основные противостоящие друг другу силы нашли свое
отражение в «Тихом Доне». Здесь мы видим, с одной стороны, помещика
Листницкого, кулаков Коршуновых, купца Мохова, белогвардейских генералов и
офицеров — злобных врагов советского народа, людей, лишенных чести и
совести, палачей и убийц. Их программа ясна и отчетлива. Они хотят потопить
в крови революционный народ и восстановить старые, царские порядки, с тем
чтобы снова иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, безжалостно
эксплуатируя рабочих и крестьян.
Против них ведет смертельную войну революционный народ и его
самоотверженные защитники, выразители его интересов— революционеры
Подтелков, Бунчук, Штокман, Котляров, Михаил Кошевой, Погудко.
Но в центре внимания писателя стоят не эти два основных,
противостоящих друг другу классовых лагеря, а выразитель настроений
колеблющихся, промежуточных социальных сил— Григорий Мелехов. Жизнь
Мелехова, юношеские годы его, история его женитьбы на Наталье, любовь к
Аксинье, его участие в империалистической войне, а затем в войне
гражданской и,:
наконец, его духовное опустошение—вот что образует сюжетную канву романа.
Григорий Мелехов стоит в центре «Тихого Дона» не только в том смысле, что
ему больше всех уделено внимания: почти все события в романе либо
происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним.
Григории Мелехов
Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения… даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец- детей; и восстанут дети на
родителей и умертвят их.
Из Евангелия
Ч
то же представляет собой Григорий Мелехов? Мелехов охарактеризован в романе
разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей
станицы. Шолохов ярко живописует патриархальный уклад станицы. Перед
читателем отчетливо выступают такие черты казачьего быта, как дух отваги и
свободолюбия, высокие понятия о воинской чести и вместе с тем звериная
жестокость, темнота, слепая ненависть к пришлым, иногородним. Уже в
начальных главах романа, составляющих своеобразный пролог «Тихого Дона»,
рисуется дикая и отвратительная сцена расправы с бабушкой Григория, которую
казаки заподозрили в колдовстве. Черты темноты и дикости выражены в сцене
побоища у мельницы между казаками и приезжими украинскими крестьянами.
Характер Григория Мелехова формируется под воздействием
противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нем с ранних лет
отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие
предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умен
и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя
классового понимания справедливости у него нет. Это человек яркий и
крупный, с большими и сложными переживаниями. И при всем этом Шолохов
подчеркивает всю гибельность поведения Григория. Трагедия Мелехова состоит
в том, что он не сумел слиться с революцией и неизбежной силой
обстоятельств очутился в стане ее злейших врагов. Тупик, в котором он
оказался, душевный крах—справедливое возмездие за разрыв с народом, с
великой правдой революции.
По своему социальному положению Григорий Мелехов—• крестьянин-
середняк. Он одновременно и собственник, и труженик. Чувство собственника
отдаляет его от революции, связывает его с буржуазным миром; чувство
труженика, напротив, сближает его с революционным пролетариатом, вооружает
его против эксплуататоров и тунеядцев. Эти противоречивые тенденции
усиливаются и осложняются сословными предрассудками. Колебания между
непримиримыми классовыми полюсами, между борющимися враждебными лагерями,
поиски несбыточного «третьего пути» в революции — не с красными и не с
белыми — вот что определяет поведение Мелехова.
В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность
своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека—Аксинью. Жизнь
утратила в его глазах весь
смысл и все значение. Еще раньше, сознавая мучительный трагизм своего
положения, он говорит: «От белых отбился, к красным не пристал, так и
плаваю, как навоз в проруби...» А теперь, похоронив Аксинью, он сознает,
что все кончено. «Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они
ненадолго. Ладонями старательно примял на могильном холмике влажную желтую
глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо
покачиваясь.
Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено».
В образе Григория Мелехова заключено большое типическое обобщение. Тот
тупик, в котором он оказался, разумеется, не отражал процессов,
происходивших во всем казачестве. Типичность Григория заключается в ином.
Социально поучительна его трагическая участь, участь человека, не нашедшего
своего пути в революции.
Рисуя драму Мелехова, писатель как бы утверждает: человек, оторванный
от народа, от революционной правды и не нашедший в себе сил выбраться на
правильный путь, неизбежно потерпит нравственную катастрофу. Этот разрыв
Григория с народом, строящим новую жизнь, Шолохов передал в сновидении
Мелехова, которое носит явно аллегорический характер. «Григорий видел во
сне широкую степь, развернутый, приготовив шийся к атаке полк. Уже откуда-
то издалека неслось протяжное: «Эскадрооон...», когда он вспомнил, что у
седла отпущены подпруги. С силой ступил на левое стремя—седло поползло под
ним... Охваченный стыдом и ужасом, он прыгнул с коня. чтобы затянуть
подпруги, и в это время услышал мгновенно возникший и уже стремительно
удалявшийся грохот конских копыт. Полк пошел в атаку без него...» В образе Мелехова Шолохов произнес приговор несостоятельности и
порочности «третьего пути» в революции и вскрыл трагическую обреченность и
гибель человека, порвавшего с народом
Аксинья
Ч
ерез весь роман проходит образ Аксиньи, нарисованный с замечательным
мастерством. Мировая литература не знает другого произведения, где бы
писатель так проник во внутренний мир крестьянки, простои женщины из
народа. Аксинья — натура сложная и по-своему богатая, с сильными и
глубокими чувствами. Судьба Аксиньи тоже трагична. Любовь к Григорию,
огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было
у нее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только
делит с ним все невзгоды, не только испытывает все унижения, всю горечь
своего двусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок.
Мелехова Аксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория Она тоже не
смогла найти своего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была
дать ей подлинное счастье, сделать жизнь осмысленной и значительной. Эта
любовь в конце концов и привела Аксинью к гибели.
С огромным художественным мастерством Шолохов осветил внутренний мир
своих героев. Многообразными средствами искусства переданы их радости и
горе, их любовь и их трагедия. В частности, пейзаж становится у писателя
действенным средством психологического анализа. Восьмая часть романа
открывается великолепной по своей художественной выразительности сценой.
После тяжелой и изнурительной болезни к Аксинье возвращаются силы и
здоровье. Очень скоро разыграются в ее жизни трагические события, которые
приведут ее к гибели. Но теперь она полна радости и беспричинного ощущения
счастья. И вот как воспринимает она картину весны: «Иным, чудесно
обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами
она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья.
Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа
и дорога за, ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями — все казалось
ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное
солнцем...
Бездумно наслаждаясь вернувшийся к ней жизнью, Аксинья испытывала
огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось
потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке
яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через
разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом
сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле...»
Шолохов сумел здесь с высоким и совершенным искусством передать всю
прелесть весны с ее ослепительным светом, красотой и радостью в
органическом единстве с настроением Аксиньи.
В той же, восьмой части есть другая сцена. Аксинья погибла, и Григорий
похоронил ее. Он с мучительной ясностью сознает, что для него все кончено.
Его постигла полная катастрофа. Чрезвычайно характерно, что похороны
Аксиньи тоже происходят при ярком свете летнего утра. Но если в первом
отрывке самой картиной природы Шолохов передал ощущение радости, то теперь
теми же средствами пейзажной живописи выражены мрачные, скорбные
переживания Григория:
«В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую
седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в
своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял
голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск
солнца».
Большевики
П
омимо Григория и Аксиньи — центральных героев романа, в многообразной
галерее персонажей «Тихого Дона» важное место занимают представители
революционного народа—большевики.
Среди большевиков, изображенных в романе, мы видим рабочих: кузнеца
Гаранжу, слесаря Штокмана, машиниста Котлярова, работницу Погудко. Им
свойственна безграничная преданность делу народа, высокие нравственные
качества. Большой силой чувства, чистотой и целомудрием отличается любовь
Бунчука и Анны Погудко.
В своих героях Шолохов подчеркивает их неустанную и энергичную борьбу
за политическое просвещение масс, за революционное воспитание народа.
Показательны в этом смысле беседы Гаранжи с Григорием, пропагандистская
работа большевика-подпольщика Штокмана. Коммунисты даны в романе как
выразители самых светлых чаяний народа, руководители и наставники масс.
Наиболее удался Шолохову образ Михаила Кошевого. Почти ровесник
Григория Мелехова, коренной казак по происхождению, он вырос вместе с
Григорием на хуторе Татарском. Кошевой, однако, пошел, совсем другой
дорогой. Шолохов прямо противопоставляет Кошевого Мелехову. Григорий
говорит, что Кошевой принадлежит к тем людям, которым с самого начала все
было ясно и у которых «свои прямые дороги, свои концы». И говорит он об
этом с чувством явной зависти.
Кошевой обрисован многогранно. Шолохов подчеркивает в нем его любовь к
жизни и страстность его натуры, кипучую энергию, непримиримую ненависть к
врагам. «На врагов, какие зря на белом свете живут, у меня рука твердая!» —
говорит он. Вполне закономерно, что в конце романа он становится
председателем хуторского ревкома и выступает перед нами как представитель
победившей Советской власти. Вместе с тем писатель оттеняет в Кошевом и
черты излишней прямолинейности в решении сложных и трудных вопросов
социального воспитания.
Если в Григории Мелехове выражена губительная власть собственнических
и сословие реакционных предрассудков казачества, то в Кошевом, напротив,
воплощены здоровые революционные, демократические начала; они в конце
концов возобладали в среде казаков и обусловили их переход на сторону
Советской власти, на сторону социализма.
Эти же начала выражены в вожде революционного казачества — Подтелкове.
Федор Подтелков—один из выдающихся деятелей молодой Советской власти на
Дону. Он был председателем Военно-революционного комитета, военным
комиссаром и командующим Донской советской армией. Во второй книге
«Тихого Дона» Шолохов нарисовал образ Подтелкова — его деятельность на Дону
и гибель от рук белых палачей.
«Тихий Дон» переведен на многие иностранные языки, получил всемирное
признание и принадлежит к числу замечательных произведений
социалистического реализма.
«Судьба человека»
К
ак уже говорилось, в послевоенные годы Шолохов, кроме второй книги
«Поднятой целины», написал рассказ «Судьба человека».
Рассказ этот явился весьма значительным художественным достижением
писателя.
В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте
повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным
сынишкой. И тот поведал писателю печальную повесть о своей жизни. Рассказ
случайного знакомого сильно захватил художника. Биографы свидетельствуют:
«Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще
находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.
— Напишу рассказ об этом, обязательно напишу»,
Однако к исповеди своего случайного знакомого писатель вернулся только
через десять лет.
За это время материал жизни, видимо, откристаллизовался и приобрел
более обобщенный характер, и, таким образом, перед нами не просто
талантливая запись житейского случая, а художественное произведение,
созданное по всем законам типизации. На это указывает и программное
заглавие: судьба человека. Для того чтобы история случайного встречного мо-
гла претендовать на такое широкое обобщение, она должна была содержать в
себе нечто очень типическое и значительное.
Некоторые мотивы «Судьбы человека» уже содержались в другом
произведении Шолохова—в рассказе военных лет «Наука ненависти». И там и
здесь речь идет о советских воинах, попавших в плен; совпадают сцены
проводов на фронт, есть черты сходства в том, что видели в немецком тылу
Герасимов и Соколов. Но сопоставление рассказов убеждает:
то, что в «Науке ненависти» было лишь намечено, в «Судьбе человека» обрело
полновесную художественную выразительность.
«Судьба человека» опровергает домыслы наших недругов. утверждающих,
будто советская литература обходит темные стороны жизни, сторонится всего,
что несет в себе страдания и горе. Судьба Соколова, рассказанная
писателем,—одно из красноречивых опровержений таких взглядов. И вместе с
тем действительно советский писатель суровые и мрачные стороны бытия
трактует, не впадая в отчаяние, в безысходный пессимизм. Интересно
отметить, что «Судьбу человека» Шолохов писал, в какой-то мере полемизируя
с возникшей на Западе после первой мировой войны «литературой потерянного
поколения». Вот как, по свидетельству биографов, созрело у Шолохова
стремление написать рассказ через десять лет после встречи с бывшим
фронтовиком: «...однажды, находясь в Москве, читая и перечитывая рассказы
зарубежных мастеров—Хемингуэя, Ремарка и других, — рисующих человека
обреченным и бессильным, писатель вновь вернулся к прежней теме. Перед
глазами снова воскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у
речной переправы. Тем мыслям и образам, которые у него зрели, вынашивались,
был дан новый толчок и придана конкретная форма и направленность. Не
отрываясь от письменного стола, напряженно работал писатель семь дней. А на
восьмой—из-под его волшебного пера вышел замечательный рассказ «Судьба
человека»...»
В произведениях «потерянного поколения» была своя неоспоримая
историческая правда. Большие художники почувствовали, что на человечество
надвигается чудовище милитаризма,
что оно угрожает самому существованию мира, всем великим .ценностям,
созданным трудом, усилиями, потом и кровью сотен поколений. Они
почувствовали, что буржуазная цивилизация, которая породила милитаризм,
построена на ложных и гибельных основаниях. В литературе «потерянного
поколения» звучал очень сильный и искренний протест против милитаризма. Но
этот протест в значительной степени ослаблялся тем, что война выступала как
роковая и неодолимая сила, с которой ничего поделать нельзя: остается ее
только проклинать.
Шолохов тоже берет в «Судьбе человека» как бы известные западным
мастерам ситуации: безмерные страдания, выпавшие на долю человека из-за
войны,—плен, гибель родных, разрушенный домашний очаг. Но Соколов выходит
из страшного водоворота войны не опустошенным, не отчаявшимся. Он сохраняет
в душе подлинную человечность и отзывчивость. В романах Ремарка, Хемингуэя
единственным, в сущности, проявлением человечности в обстановке озверения и
одичания становилась любовь к женщине. Вот единственная сфера, где личность
еще сохранила теплоту человеческого сердца. У Соколова эта сердечная
теплота выражается по-иному: маленький приемыш, заброшенный войной,
которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности,
которую война не смогла сокрушить.
Рассказ именно поэтому, в отличие от «литературы потеряннего
поколения», окрашен в оптимистические тона.
Пейзажные сцены рассказа—картины ранней весны — трудное еще, неуютное,
хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце, расцвет. В этих
пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными
задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и
ожиданиями,
В «Судьбе человека» — два рассказчика. Соколов просто и
непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает
образ рядового советского человека—мужественного, сердечного, стойкого,
которого не сломили страшные тяготы войны.
Но тут же слышится и голос второго рассказчика — самого писателя,
который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит
безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание ко всему тому, что
довелось им пережить на войне, неугасимая вера в нравственные силы народа.
Проникновенное и гуманное повествование Шолохова о трагической судьбе
Соколова, о страданиях и муках, которые принесла ему и миллионам других
советских людей война, о его мужестве и неиссякаемой духовной стойкости
приобрело широчайшую известность и у нас, и во всем мире.
Значение творчества Шолохова
С
первых шагов в литературе Шолохов поставил самый главный вопрос
времени—вопрос о всемирно-исторической борьбе между социа-
лизмом и старым, собственническим миром. В «Донских рассказах» писатель
обратил внимание на непримиримость, кровавую ожесточенность этой схватки,
разрывающей даже семейные, родственные связи. В «Тихом Доне» писатель
передал грандиозный масштаб этой битвы, когда с оружием в руках
социалистический мир должен был отстоять свое право на жизнь в жестоких
боях с контрреволюцией. В этой борьбе победил советский строй, но борьба не
была еще окончена. Фигура Григория Мелехова, оставленного в финале на
распутье, в какой-то степени приобретает символическое значение. Мало было
победить контрреволюцию на полях битвы. Надо было еще победить другого не
менее могущественного врага—силу собственности, навыки, представления,
инстинкты, воспитанные веками. Эту борьбу, не менее драматическую, и
запечатлела «Поднятая целина».
Михаил Шолохов—подлинно народный писатель в самом глубоком и истинном
значении этого слова. Его внимание всегда привлекали исторические судьбы
трудящихся масс, его неизменно волновали их заботы и печали, их радости и
победы.
Герои его книг — простые, рядовые люди труда. Писатель относится к ним
с симпатией, с сочувствием и любовью, он видит их богатый духовный
внутренний мир, он утверждает их неотъемлемое право на счастье. С большой
силой, яркостью и проникновенностью создает Шолохов целую галерею
незабываемых образов простых людей.
Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность,
правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом
драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью
художественной формы. Шолохов— враг неоправданной усложненности в
литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о
народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.
Книги Шолохова стали поистине художественной летописью советской
эпохи, летописью, запечатлевшей великие и героические подвиги народа,
преобразующие жизнь на началах свободы, счастья и справедливости.
Библиография
o Русская СОВЕЦКАЯ литература, издание 17, А. Дементьев, Е. Наумов,
Л. Плоткин, Издательство «Просвещение», Москва, 1968 г.
o Русская литература и литераторы, Е. Кукшин, «Просвещение», Москва,