Генрих Белль родился в Кельне, вырос в доме родителей
— католиков-антифашистов. Отец его — скульптор. Белль работал столяром, потом
служил в книжном магазине. С 1939 до 1945 г. был солдатом. В конце 40-х гг.
выступил как автор сатирических и лирических рассказов, главным образом
антивоенного характера.
Первые произведения Белля — повести: “Поезд придет
вовремя” (1949) и “Где ты был, Адам?” (1951), а также некоторые новеллы в
сборнике “Странник, когда ты придешь в Спа...” (1949) посвящены военным
событиям. Их герои — солдаты, которые тщетно пытаются спастись от кошмара
войны, пассивно сопротивляются и погибают. В сложном переплетении сюжета Белль
дает эстетическую оценку гуманизму и варварству, палачам и жертвам. Война
представляется во всей ее бессмысленности, величие человека может утвердиться
только в противодействии ей.
После 1950 года Белль обратился к социальной
действительности ФРГ. Роман “И не сказал ни единого слова” (1953) был началом
его попыток литературного отображения господствующих в ФРГ сил.
Главный герой, служащий одного церковного учреждения,
оставляет жену и детей, потому что не может больше вынести нищенской жизни в
жалкой комнатке. Споры с самим собой приводят к тому, что он не порывает связей
с семьей, потому что эти связи — единственная надежда в мире, стремящемся к
наживе. Белль подвергает критике аморальную практику господствующего класса и
продажное христианство.
В романе “Дом без хозяина” (1954) параллельно показаны
судьбы двух женщин: жены буржуа и жены рабочего. Обе потеряли своих мужей на
войне. Лишившийся хозяина дом символизирует в представлении Белля распад форм
жизни и политико-моральной субстанции буржуазного класса. Важное качество
главных героев — способность “помнить” — является для Белля художественным
средством показа тенденций к реставрации. Мечты сыновей этих женщин о будущем
частично сбываются.
Эстетические и этические точки зрения, которые Белль
раскрывает в 50-е годы, достигают кульминации в появившемся в 1959 году романе
“Бильярд в половине десятого”. Рассказ о семейной жизни одного архитектора
раскрывает историческое развитие с его разрушительными силами. Белль ставит
перед современниками вопрос об этическом и политиче-. ском преодолении
исторической несостоятельности буржуазии.
Действие романа охватывает всего лишь один день — день
рождения главы семьи Фемелей. За этот короткий промежуток времени благодаря
ретроспекции и меняющейся перспективе в изображении героев подводится итог
прошедших пятидесяти лет исторического развития и жизни отдельных личностей. В
разветвлении сюжетных линий, в символе буйвола автор раскрывает образы
разрушителей и их жертв. В конце — акт отчаяния старой женщины, которая во
время парада неисправимых стреляет в министра. Этот поступок символически
ломает фа тальныи ход истории, ассоциируется с возможностью активных действий.
Этим романом Белль достиг вершины критического
реализма в прозе 50-х годов. В начале 60-х годов у художника возникла неуверенность,
появились тенденции разочарования. Итог, который Белль подводил социальному
развитию в ФРГ, оказался негативным. Писатель еще раз пытался испробовать
преобразующую и обновляющую силу христианской гуманной мысли (основал журнал
“Лабиринт”), но вскоре понял всю тщетность своих усилий, позже он назвал это
“вхождением в лабиринт”.
Эти искания нашли отражение в романе “Глазами клоуна”
(1963). Действие его тоже ограничивается одним днем, но уже не содержит
этически развернутой картины, как “Бильярд в половине десятого ”.
Черты разочарования характерны и для рассказа
“Самовольная отлучка” (1964). Только с повестью “Чем кончилась одна
командировка” (1966) Белль сделал шаг вперед, он ставит вопрос о возможности
для простых людей сохранить свою жизненную сферу, а в случае необходимости и
защитить ее. Важные идейно-эстетические условия для того были названы во
“Франкфуртских чтениях” (1964).
В них Белль исходит из неразрывной связи эстетики и
морали, выступает против любой игры в автономность искусства: писатель ищет
истоки своего гуманистического искусства в повседневной жизни, в
жизнедеятельности простых людей. “Провинция” и “Центр” выступают как символы
нравственных и социальных противоречий. “Провинция” означает для Белля то
повседневное, человеческое начало, ко торое находит свою питательную среду в
работе, в помощи соседей.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.litra.ru/