Жанровое и художественное своеобразие романа "Война и мир". Система образов
Жанровое и художественное своеобразие романа "Война и мир". Система образов
Жанровое и художественное своеобразие романа
"Война и мир". Система образов
"Каждый исторический факт надо объяснять
человечески", - писал Толстой. По жанровой форме "Война и мир"
не исторический роман, а... семейная хроника, точно так же, как
"Капитанская дочка" - не история пугачевского бунта, а
непритязательный рассказ о том, как "Петруша Гринев женился на Маше
Мироновой"; так же, как "энциклопедия русской жизни" "Евгений
Онегин" - хроника жизни обычного светского молодого человека первой
четверти XIX века.
"Война
и мир" - хроника жизни нескольких семейств: Болконских, Ростовых,
Курагиных; жизни Пьера Безухова - ничем не примечательного рядового дворянина.
И в этом подходе к истории есть своя очень глубокая правота. Историческое
событие интересно не только само по себе. Оно чем-то подготавливается,
формируется, какие-то силы приводят к его реализации - а затем оно длится
столько, сколько отражается на истории страны, на судьбах людей. Историю страны
можно рассматривать и изучать с различных точек зрения - политической,
экономической, научной: издание указов и законов, формирование
правительственной линии и противостоящие ей группировки и т. д. Можно изучать
ее и иначе: сквозь призму рядовых судеб граждан страны, разделивших со своим
народом общую судьбу. Именно такой подход к изучению истории избирает в
"Войне и мире" Толстой.
Как
известно, писатель учился в Казанском университете. И учился, надо сказать,
небрежно, так что брат Сергей Николаевич отзывался о нем в ту пору как о
"пустячном малом". Особенно часто пропускал юный Толстой лекции по
истории: профессор Иванов указывает на его "совершенную безуспешность в
истории" и не допускает к переводным экзаменам (в результате чего, кстати,
Толстой перевелся с филологического факультета на юридический, где так же
упорно не посещал лекций по истории). Но это свидетельствует не о лени студента
Льва Толстого и не об отсутствии у него интереса к истории. Его не устраивала
сама система преподавания, отсутствие в ней общей концепции. "История,
-говорил он одному из соучеников, - это не что иное, как собрание басен и
бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных
имен..." И в этих словах уже слышен голос будущего автора "Войны и
мира".
Толстой
выдвигает свою концепцию: истории-науке, оперирующей набором "басен и
бесполезных мелочей", он противопоставляет историю-искусство, основанную
на философском изучении законов истории средствами художественного творчества.
В 70-е годы Толстой так формулировал свое кредо: "История-искусство, как и
всякое искусство, идет не вширь, а вглубь, и предмет ее может быть описание
жизни всей Европы и описание месяца жизни одного мужика в XVI веке".
"Не
вширь, а вглубь…" Толстой говорит в сущности о том, что целью историка
должно быть не простое коллекционирование и упорядочение реальных фактов, но их
осмысление, их анализ; что умение воссоздать месяц жизни рядового человека даст
людям большее понятие о сущности исторического периода и о духе времени, чем
труды ученых-историков, знающих наизусть все имена и даты.
При
всей новизне формулировки понятия "история-искусство", позиция
Толстого органична и традиционна для русской литературы. Достаточно вспомнить,
что первый значительный исторический труд "История Государства
Российского" создан писателем Н.М. Карамзиным. Кредо Пушкина -
"История народа принадлежит поэту", его исторические и
историко-поэтические, художественные произведения открыли возможность нового
понимания и толкования истории. Гоголевский "Тарас Бульба" -
поэтическая картина и художественный анализ одной из важнейших эпох истории
Украины... А разве для познания идей и противоречий декабризма "Горе от
ума" даст меньше, чем труды академика М.В. Нечкиной?!
Толстой
осмыслил, собрал воедино и воплотил в "Войне и мире" стремление
русской культуры к "поэтическому проницанию истории" (Одоевский В.Ф.
Русские ночи. - Л.: 1975). Он утвердил принципы истории-искусства как
магистрального пути развития русской исторической литературы. Они актуальны и
сегодня. Вспомним, к примеру, повесть А.Солженицына "Один день Ивана
Денисовича" - произведение, говорящее о сталинской эпохе так, как удается
сказать редкому профессиональному ученому-историку.
История-искусство
отличается от истории-науки самим подходом; центральным объектом
история-искусство избирает последовательную и целостную картину жизни множества
рядовых участников эпохи - они, по мнению Толстого, и определяют характер и ход
истории. "Предмет истории есть жизнь народов и человечества".
"Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже
не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех
людей, принимающих участие в событии..." Так определено кредо автора во
второй части эпилога к "Войне и миру", где Толстой напрямую излагает
свои художественно-исторические взгляды, стремясь философски их обосновать и
доказать их правомерность.
Сложнейшая
художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и
исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и
кульминационных минут жизни частных лиц - великих и неизвестных, реальных и
вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы
вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие
романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить
общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.
Все
эти пласты романа, сопряжение масштабности эпопеи с детализацией
психологического анализа и с глубиной авторских размышлений делают уникальным
жанр "Войны и мира". С. Бочаров отмечал, что в этом романе
"принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены
семейные и исторические" (Бочаров С. "Война и мир" Л.И.
Толстого. // Три шедевра русской классики. М., 1971). Это очень верное
замечание. Для Толстого бытовая, частная жизнь и жизнь историческая едины, эти
сферы внутренне связаны, взаимообусловлены. То, как поведет себя человек на
поле боя, на дипломатической встрече или в любой иной исторический миг,
определяется теми же законами, что и его поведение в частной жизни. И истинная
ценность человека, в понимании Толстого, зависит не только от его реальных
достоинств, но и от его самооценки. Абсолютно прав Е. Маймин, рискнувший выразить
эти отношения дробью: действительная ценность человека = достоинства человека/самооценка
Особое
достоинство этой формулы в ее подвижности, динамичности: она ярко показывает
изменения героев Толстого, их духовный рост или деградацию. Застывшая, неизменная
"дробь" свидетельствует о неспособности героя к духовному развитию,
об отсутствии у него пути. И здесь мы подходим к одному из важнейших моментов
анализа романа. Герои "Войны и мира" делятся на два типа: "герои
пути", то есть герои с историей, "с развитием", интересные и
важные для автора в их духовном движении, и ''герои вне пути", -
остановившиеся в своем внутреннем развитии. Эта довольно простая, на первый
взгляд, схема очень усложнена Толстым. Среди героев "без развития"
находятся не только символ внутренней пустоты Анатоль Курагин, Элен и Анна
Павловна Шерер, но и Кутузов, и Платон Каратаев. А в движении, в духовном
развитии героев автор исследует и вечный поиск самосовершенствования,
отмечающий путь Пьера, князя Андрея, княжны Марьи, Наташи, и духовный регресс
Николая Ростова или Бориса Друбецкого.
Обратимся
к системе образов "Войны и мира". Она оказывается очень четкой и
подчинена глубокой внутренней логике. Два героя "вне пути"
оказываются не только персонажами романа, но и символами, определяющими
направленность духовного движения, тяготения остальных героев. Это Кутузов и
Наполеон.
Вся
глубина понимания исторических процессов, вся полнота знания "последней
правды" о России и духовного слияния с русским народом сконцентрированы в
образе Кутузова. Это - светлый полюс романа. Образ народного полководца для
Толстого во всех отношениях идеален, так что Кутузову уже как бы и некуда
развиваться: его духовная задача - постоянно жить на этой высшей точке своего
развития, не допустить для себя ни единого эгоистического шага.
Образ
Наполеона - темный полюс романа. Холодный эгоизм, ложь, самовлюбленность,
готовность ради достижения своих низких целей жертвовать чужими жизнями, даже
не считая их,- таковы черты этого героя. Он тоже лишен пути, ибо его образ-предел
духовной деградации. Вся дьявольская "наполеоновская идея", с 1805
года занимавшая русское общество, сконцентрирована, всесторонне
проанализирована и заклеймена Толстым в образе Наполеона.
И
духовный "вектор" героев "Войны и мира" может быть
направлен "к Кутузову", то есть к постижению высшей правды, народной
идеи развития истории, к самосовершенствованию через самоотречение, или "к
Наполеону" - вниз, по наклонной плоскости: путь тех, кто боится постоянной
напряженной духовной работы. И путь исканий любимых героев Толстого идет через
преодоление в себе "наполеоновских" черт и идей, а путь иных - через
их приятие, приобщение к ним. Именно поэтому все герои "без
развития", остановившиеся, избравшие легкий путь отказа от духовной работы,
объединены "наполеоновскими чертами" и образуют в русском обществе
свой особый мир - мир светской черни, символизирующий "наполеоновский
полюс" романа.
Образы
Кутузова и Наполеона создают не только психологические, но и
историко-философские полюса. Осмысливая причины возникновения войн, психологию
и идеологию завоевателей, их исторические и нравственные черты, Толстой
выявляет тайные механизмы действия законов истории. Он ищет те силы, что
противостоят завоевательным амбициям, ищет, как и когда появляется и набирает
мощь идея свободы, противостоящая идее порабощения.
Иными
словами, Лев Толстой стремится к глубокому философскому осмыслению идеи войны и
идеи мира, воплощенных в романе в образах Наполеона и Кутузова. И герои,
тяготеющие к Наполеону, наделенные "наполеоновскими" чертами,
оказываются в романе как бы "людьми войны", объективно
способствующими возникновению войн. Воспринимая войну как нечто не просто
тяжелое и страшное, но как событие противоестественное, спровоцированное самыми
низменными помыслами и желаниями, Толстой показывает, как проявляются эти
помыслы и желания, как развивается эта психология войны в людях, далеких от
полей сражений, - в Курагиных, во фрейлине Шерер, в Анне Михайловне Друбецкой,
в Берге, в Вере Ростовой...
В
образе же военного человека Кутузова воплощена для Толстого сама идея мира -
неприятие войны, стремление победить не только французскую армию, но и саму
античеловеческую идею завоевания.
Список литературы
Долинина
Н.Г. По страницам "Войны и мира". Заметки о романе Л.Н. Толстого "Война
и мир". - СПб.: "Лицей", 1999.
Бочаров
С. "Война и мир" Л.И. Толстого. // Три шедевра русской классики. М.,
1971.
Маймин
К.А. Лев Толстой. Путь писателя. - М.: Наука, 1980
Одоевский
В.Ф. Русские ночи. - Л.: 1975
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994.
Роман
Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике: Сб. статей. - Л.:
изд-во Ленинг. ун-та, 1989
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru