Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувств высокие воспитывают.
М. Ломоносов
Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?
Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье. Такие песни могли родиться только у народа великой души – в мятеже, в тоске по правде и справедливости.
М. Горький
Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. «Истоки русской
народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия
нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о
славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки
утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни
оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой
музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю
языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни –
обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на
календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990 : 7/.
В данной работе мы остановимся на лирической песне. Почему? Потому
что, на наш взгляд, именно лирическая песня, позволяет в полной мере
представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово
и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное
настроение.
На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного
ответа. Существует лишь предположение, что лирика – более раннее явление,
чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика
– намного позже.
Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами
народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в
обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических
песен – любовной или семейной тематики, «раскрывающей социально-бытовую
жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых
песен при их сравнении с необрядовыми» /Круглов 1982 : 133/. В связи с этим
у песни была своя особенность – преобладание магического начала. Человека
издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных, его «манила
трепещущая тайна леса, седые камни точно вырастали из земли. Все это,
казалось, старо, давно жило и правилось, довлея самому себе, тогда как
человек только что начинал устраиваться, распознавая и борясь; за ним
лежали более древние, сложившиеся культуры, но он сам пошел от них, потому
что везде он видел или подозревал веяние той же жизни. И он представлял
себе, что его праотцы выросли из камней, пошли от зверей, зародились от
деревьев и растений» /Веселовский 1989 : 102/. Человек невольно переносил
на предметы и явления окружающей его действительности человеческие
возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться,
разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы,
животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения
и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в
борьбе с природой, облегчить свой труд, «вызвать необходимые изменения
окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла
значительную роль» /Сидельников 1959 : 13/. Представления человека о
природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности
человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды,
сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись
заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в
охоте, сохранить семью и т.п.
Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним,
человеком, и окружающей природой. «Древний синкретизм удалялся перед
расчленяющими подвигами знания: уравнение молния – птица, человек – дерево
сменились сравнениями: молния, как птица, человек, что дерево, и т.п.»
/Веселовский 1989 : 106/. В процессе развития меняется мировоззрение
народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи
и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые
общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая.
Магическое начало утрачивается, разрушается.
«Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении,
что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической
песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в
песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к
XVI-XVII векам» /Лазутин 1965 : 12/.
Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с
богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события,
которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.
Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не
только в том, что «в основе песенного творчества лежали те или иные факты
реальной действительности, но и в том, как эта действительность была
отражена, в каких поэтических формах» /Сидельников 1959 : 3/. Каждая
поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что
обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения
народного творчества.
Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров
представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир
простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво
показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне
наиболее ярко отражена история русского народа. Песня – «это народная
история, – писал Гоголь, – живая, яркая, исполненная красок, истины,
обнажающая всю жизнь народа…» / Цит. по: Сидельников 1959 : 5/.
Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров
народно-поэтического творчества ее отличают «краткость текста, ясность,
простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к
народным запросам и интересам» /Сидельников 1959 : 11/.
Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Песня воодушевляла
русских композиторов, обогащая их музыку различными мелодическими
оборотами. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает
чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается
картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее
бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной
мелодия, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть
русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской
народной лирической песни.
Песня живет своей жизнью, и от исполнительского мастерства певца
зависит и понимание песни людьми. «Талантливые певцы всегда поют «с душой».
В их исполнении чувствуется искренность и непосредственность переживаний. С
огромным поэтическим мастерством и художественным вкусом они передают все
оттенки человеческих переживаний» /Сидельников 1959 : 18/. Народные певцы
имеют не только богатую поэтическую и музыкальную одаренность, но и полную
«коробку с песнями» (как сказано одной латышской песенницей). Имея богатый
материал, они изменяют, соединяют, расширяют его, складывая тем самым все
новые и новые песни. Они наполняют песни великолепными поэтическими
сравнениями и образами, взятыми из окружающей природы, соединяют воедино
слово и чувство. Искусные певцы ставят задачей не показ своих «певческих
способностей», а прежде всего – «знакомство слушателей с песней, с ее
художественным богатством» /Сидельников 1959 : 19/.
Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и
эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен
дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что
более всего его тяготит, тревожит. «Показывая теневые стороны народной
жизни, песня… указывала на истоки, породившие их. Песня способствовала
разрушению старых феодальных порядков, домостроевщины в быту, помогала
подрывать основы крепостничества и капиталистического строя» /Сидельников
1959 : 15/.
Таким образом, русская лирическая песня – яркая картина исторического
прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту
«внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать
источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.
Роль песни в народной жизни четко охарактеризовал Гоголь: «Я не
распространяюсь о важности народных песне. Это народная история, живая,
яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не
проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте России»
/Лирические песни 1990 : 5/.
СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ
Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо
сказать несколько слов о классификации этого жанра. В науке этот вопрос
долгое время остается нерешенным и до сих пор не выработана единая точка
зрения. Большинство ученых в основу песенной классификации положили
тематический принцип.
Так С.Г. Лазутин, выделяет бытовую крестьянскую песню и историческую.
Бытовая песня посвящена первоначально темам любви и семейно-бытовых
отношений. Позже в них развиваются и различного рода социальные мотивы,
прежде всего – антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются
социально-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей
тяжелой жизни в условиях крепостничества, ярко представлена и нелегкая
жизнь дворовых людей.
К социально-бытовой песне С.Г. Лазутин относит также солдатские и
рабочие песни, в которых семейные отношения никаким образом не
затрагиваются. Сюда входит и так называемая лакейская песня. К солдатским
песням тесно примыкают казацкие песни.
С.Г. Лазутин указывает и на существование военно-исторических песен,
куда также входили солдатские песни, отличающиеся от солдатских песен
бытовой тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Помимо
песен, рассказывающих о нелегкой жизни солдат и казаков, в солдатской среде
возникают также шуточные, юмористические песни.
К трудовым песням С.Г. Лазутин относит и рабочие песни, в которых
главной темой становится тема труда, раскрывающая «взаимоотношения между
рабочими и теми, кому они вынуждены были подчиняться (хозяин,
предприниматель, администрация, мастера, надсмотрщики и т.п.)» /Лазутин
1965 : 103/.
Богаты сюжетами и близки к любовно-бытовой тематики отходнические
песни, возникшие во второй половине XVIII – начале XIX века. В них девушка
просит своего дружка, отправляющегося в Питер, отложить отъезд, но он
отвечает, что никак не может. Опечаленная девушка клянется в вечной любви.
До к.XVIII-н.XIX вв. в песнях представлен образ робкой, застенчивой
девушки, но с указанного периода в песнях появляется и другой образ –
девушки смелой, боевой, решительной.
Выделяет также С.Г. Лазутин и городские песни, названные мещанским
романсом, главной темой которых является несчастная любовь.
Тематика фольклорного произведения также лежит в основе классификации,
предлагаемой А.И. Соболевским. А.И. Соболевский, издавая «Великорусские
народные песни», писал: «Печатая песни, мы расположили их в порядке по
содержанию. Само собой разумеется, мы руководствовались нашим собственным
пониманием песен Конечно, можно было бы разделить песни по группам:
«беседные», «хороводные», «игровые», «плясовые», «протяжные» и т.п. Но что
бы тогда получилось? Большинство напечатанных нами песен записано без
отметки, которая из них «беседная», которая – «хороводная» и т.д., и нам
пришлось бы помещать их в ту или в другую группу по своему благоусмотрению Отметки тех из них, которые у нас помещены в нескольких вариантах,
очень часто различны. Так, известнейшая песня «Калинушка с малинушкой
лазоревый свет» в одном варианте помечена «хороводною», в другом –
«обыденною» и в двух – «протяжною» Сверх того, самое значение отметок
«хороводная» и т.п., по нашему мнению, очень невелико. Если песня отмечена
«хороводною», это указывает единственно на то, что она поется в хороводе;
последнее нисколько не мешает ее употреблению в «беседе», на свадьбе и
вообще во всяком собрании молодежи Понятно, при таком положении дела
распределение песен по группам невозможно» /Цит. по: Круглов 1982 : 7-8/.
Существует и другая классификация песенного творчества – по функции.
Она представлена К.С. Давлетовым. Традиционная песня «распадалась на четыре
основных жанра: песен заклинательных, игровых, величальных и лирических»
/Давлетов 1966 : 251/. К лирическим песням он относит, например, любовные,
семейные, или солдатские, рабочие, ямщицкие. К.С. Давлетов указывает на то,
что именно лирические песни подверглись историческому изменению. Также им
выделены так называемые «эмигрантские» песни, в плане профессиональном –
бурлацкие, студенческие песни.
Существует также и следующее мнение: к лирическим стихотворным жанрам
относятся песни социального содержания, любовные песни, семейные песни,
малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.).
Мы предлагаем свою классификацию песен, учитывая приведенные выше.
1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной
тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной
мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в
условиях крепостничества
2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных
крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они
пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о
каторжном труде, невероятных условиях жизни.
3. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие; б) чумацкие; в) ямщицкие.
Мы считаем, что в данную группу песен следует отнести и солдатские
песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти
навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в
которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.
4. К удалым песням относим: а) разбойничьи; б) каторги и ссылки; в) тюремные.
5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные.
6. В особую группу относим песни литературного происхождения.
Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их
характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно-
выразительных средств.
Особенности композиции
Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает
характеры героев через последовательность изображения событий, через связи
с характерами других героев. В семейно-бытовых лирических песнях можно
выделить несколько типов композиции, которые явно прослеживаются, несмотря
на такую особенность жанра, как вариативность и контаминация.
Контаминация обычно возникает в результате сходства песен по
содержанию, мелодии, напеву и т.д.
Часто контаминированный текст песни носит отпечаток той среды, в
которой он бытовал или бытует (песня «Лучинушка»). Песни вступают в
контаминацию на основе их идейно-тематической близости, «и такие
контаминированные тексты одновременно являются показателем и разрушения, и
своеобразного развития этих песен» /Лазутин 1965 : 83/. Но нередко вступают
в контаминацию и песни, различные по сюжетам, но близкие по своим образами.
Это в основном песни, изображающие образы нерадивых, ленивых и
легкомысленных жен. В контаминацию могут вступать отдельные картины и
мотивы песни. Чаще из песни отделяется зачин.
Итак, о композиции. Наиболее распространенным типом лирической семейно-
бытовой песни является песня-монолог, «когда повествование передается от
лица главного героя песни или певца-автора» /Сидельников 1959 : 41-42/.
Вы не дуйте, ветры буйные,
Над моим над новым сеням,
Над высоким теремочком,
Над косящатым окошком!..
/«Вы не дуйте, ветры буйные»; Соб. Т. II/;
Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. «Песня-
монолог – это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот,
его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы
молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или
воспоминания ямщика о родине и т.п.» /Лазутин 1965 : 34/. Нередко песня-
монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких
случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая
драматизм и эмоциональную выразительность песни.
Мысли мои, мысли, мысли дорогие,
Скажите вы, мысли, про мое несчастье:
Долго ли нам жити в печали-напасти?
Печальное сердце беспрестанно тужить,
Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…
/ «Мысли мои, мысли, мысли дорогие»; Соб. Т.III/
Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических,
или риторических. «Символические обращения в конечном счете определяют
живых адресатов, действительных участников обряда, несимволические же
обращения (или риторические), как правило, относятся не к человеку, а к
окружающему его миру» /Курглов 1982 : 165/.
Обращения в песнях имеют характерную для лирических песен особенность:
они всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно
определить объект, к которому обращаются. «Обращения нередко строятся при
помощи анафоры» /Круглов 1982 : 166/ (единоначалие).
Второй тип композиции песни – диалог. Это, на наш взгляд, наиболее
архаичная композиционная форма. Часто разговор ведет девушка с соловушкой,
но встречается и диалог с другими природными реалиями:
Ах ты, рощица, ты моя зеленая!
Чем же ты, рощица, изукрашена?
Изукрашена разным ягодам,
Я калиною да со малиною,
Черной ягодой смородиной…
/ «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II/.
Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях,
повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:
Нет ли де здесь таковых-то людей,
Кто бы распорол мою белую грудь
И кто бы посмотрел ретивое сердце?
«На что пороть твою белую грудь,
На что смотреть ретивое сердце…»
/ «Кабы на цветы не морозы»; Соб. Т.III/
Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает
мысли и чувства героя.
В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии.
Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором
постепенно «нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет
развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер.
Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.»
/Сидельников 1959 : 42/.
Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в
которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их
настроениях и переживания.
Над ней вился млад ясен сокол;
Он ушиб-убил лебедь белую…
/ «Как по морю-морю синему»; Соб. т.II/;
По улицам воробушек попархивает,
Красных девушек молодушек засматривает…
/ «По улицам воробушек попархивает» ; Соб. т.II/;
Садилася птичка-ласточка
Красной девке на окошечко,
Слушала-выслушивала…
/ «За долом, долом» ; Соб. т.II /.
Но самой распространенной композиционной формой лирической песни
является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и
повествовательная часть + монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/.
Вы не дуйте, ветры буйные,
Над моим над новым сеням,
Над высоким теремочком,
Над косящатым окошком!..
/ «Вы не дуйте, ветры буйные» ; Соб. т.II /;
Сосенка, сосенушка зелененькая!
Чего ты, сосенушка, не зеленая?
- Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?..
/ «Сосенка, сосенушка зелененькая!» ; Соб. т.II/.
Из-за лесу, лесу темнаго,
Из-за садику зеленаго
Выходила туча грозная…
«Ты лети-ка, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
Скажи батюшке низкой поклон…
/ «Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб.т.III/.
Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей:
описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и
описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики.
Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но
также для необрядовой лирической песни специфической формой является
цепочечная композиция, когда «отдельные картины песни связываются между
собой цепочно» /Аникин, Круглов, 265/. То есть строится следующая цепочка:
последний образ первой картины песни является первым образом второй
картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д.:
Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,
От чего же ты, хмель, зарождаешься?
Зарождалася хмель от сырой земли,
Подымалася хмель по точиночке вверх…
/ «От чего же ты, Хмель, зарождаешься?» ; Соб. т.II
/.
Следует отметить, что важной особенностью построения лирической песни
является то, что кульминационный момент «всегда падает на самый конец
песни, представляющий собой монолог или диалог» /Лазутин 1965 : 38/.
Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой
рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря
которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии
ведется как бы от третьего лица. В этом состоит сущность лирической
повествовательности. «Часто песни начинаются со своеобразного введения-
описания» /Круглов 1982 : 147/. При изложении содержания песни от первого
лица перед нами раскрываются картины жизни того персонажа, от имени
которого ведется повествование.
Реальность лирической песни представлена не только в описании картин
жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного
мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же
месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной
обрядовой лирической песни от необрядовой.
Композиционная форма лирической песни символическая часть плюс
реальная «раскрывает» так называемый психологический параллелизм, в котором
«общая схема психологической параллели представлена в сопоставлении двух
мотивов: «… один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем
перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием».
«Основной тип параллели: картина природы, притягивающая свои аналогии к
картине человеческой жизни» /Круглов 1982 : 153/.
Основные мотивы сюжета
Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по-
разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как
изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа. Они
«стремятся ответить современным идейно-эстетическим потребностям народа»
/Лазутин 1965 : 56/.
Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических
песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной
лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей,
чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень
специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно
определить завязку, кульминацию или развязку. «Применительно к лирической
песне, пожалуй, точнее было бы говорить не о сюжетах, а о сюжетных
ситуациях» /Лазутин 1965 : 44/. В народной лирике сюжет является поводом
для выражения тех или иных чувств или мыслей героя. Давлетов говорит о том,
что «основных песенных сюжетов протяжной лирической песни мы можем назвать
не более пятисот, вокруг которых группируются вновь возникшие песенные
варианты» /Давлетов 1966 : 279/.
В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых
отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху
патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.
В конце ХIX века, особенно после падения крепостного права, происходит
расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже
проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества
поднимаются социальные вопросы, «дается яркая характеристика социально-
экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от
кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином» /Лазутин 1965 : 58/.
Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как
дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить
в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину.
Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В
некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья
прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом
проявляются свойства характера каждого из них.
Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план
социально-бытовой.
Среди рассмотренных нами семейных песен, собранных А.И. Соболевским,
наиболее распространенными сюжетными линиями являются следующие: девушка
тоскует в чужой семье по родным краям, по батюшке и матушке. Она обращается
к соловушке с просьбой полететь на родимую сторонку и передать весточку
родным. При этом мы наблюдаем варианты сюжета: девушка просит соловья
полететь к милому, а не к родителям; в некоторых песнях девушка просит,
чтобы соловушка поведал батюшке и матушке о ее горькой жизни, в других –
просит просто повидать родных, но не печалить их рассказами о ее нелегкой
судьбе. Кроме того, героиня песен обращается с просьбами не только к
соловью, но и к кукушке, ласточке.
Не менее популярным является сюжет, где сокол убивает лебедушку. Здесь
образы символичны: сокол – молодец, лебедушка – красна девица, убивает –
значит берет девушку в жены, лишает девственности.
Распространенным является сюжет песни «Калину с малиной вода поняла»
(см. выше).
Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные:
тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной
жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена
любовь русского человека к родной природе.
В связи с развитием капитализма в традиционные крестьянские песни все
глубже проникают мотивы отходничества. («Калина с малиной, лазоревый
цвет»).
Песня развивается в период XIX-ХХ вв. При этом она продолжает
наполняться новым идейно-тематическим содержанием. Изменяются и сами
творческие принципы отражения действительности. На смену символических
образов и мотивов все чаще приходят образы и мотивы реалистические. (Ах, по
морю, морю синему») В соответствии с новыми историческими условиями
человеческие образы получают определенную социальную конкретизацию
(«Соловей кукушку подговаривал»).
«В пореформенное время, в связи с развитием капитализма, расширением
рынка, возникают купеческие варианты песни. Девушек в этих вариантах
приглашают не солдаты и не матросы, а купцы. Соответственно изменяется
и монолог, в котором говорится о приглашении девушки. На первое место в нем
теперь выступает не красота города, в который приглашается девушка, а
богатство его рынка» /Лазутин 1965 : 65/. Меняются эстетические взгляды
народа.
Некоторые песни настолько изменяются в своем содержании и форме, что
по существу превращаются в новые песни.
«Язык и стиль традиционных лирических песен сохраняют удивительную
устойчивость даже тогда, когда эти песни существенно изменяются в своем
содержании, значительно трансформируются в композиционном отношении. И все
же язык и стиль традиционных лирических песен на протяжении веков не
остаются мертвенно неподвижным» /Лазутин 1965 : 69/. Происходят изменения
как в самом словаре, так и в стилистике отдельных песен. Изменяются
устаревшие слова современными («Ах по морю, морю синему»), появляются и
различного рода социально-профессиональная терминология. Появляются новые
эпитеты. В песнях утрачивается начальная развернутая описательная картина,
превращаясь в короткую повествовательную информацию. Происходит упрощение
художественной формы и усложнение содержания песни.
Солдаты и казачество в XVIII веке представляли собой новую
значительную социальную группу со специфическими условиями быта, жизни. В
связи с этим и появляются в народном поэтическом творчестве солдатские и
казацкие песни. Их тематика разнообразна. Здесь отражены и военно-
исторические события, в которых ярко изображены картины сражений, в которых
рассказывается о смелости и храбрости русских воинов, создаются образы
полководцев. Война рисуется суровыми, правдивыми красками.
Солдатские песни военно-исторической тематики представляют совершенно
новое явление в русском народном песенном творчестве. В них представлены
иные образы, сюжеты, темы и мотивы.
В XVIII веке в связи с развитием мануфактурной промышленности и
горнорудного производства в России появляются работные люди. Происходит
развитие так называемого рабочего фольклора, где главной темой является
тема труда. В этих песнях рассказывается и об орудиях производства, и о
самом процессе труда.
Мотив наказания рабочего является характерным в песнях рабочего
фольклора.
Содержание песен в конце XIX – начале ХХ веков максимально отражает
действительность. Эволюция содержания песен оказало свое влияние и на
эволюцию основных песенных образов.
Основные герои
Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего
характером лирического героя. «Лирический герой народной песни – это всегда
простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – «удалой
разбойник» /Лазутин 1965 : 33/. Именно их чувства, мировоззрения и мысли
составляют основное содержание лирической песни.
Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он
предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.
В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев Суворова,
Платова и Кутузова.
Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с
солдатом.
Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он
выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо
этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во
время крепостничества. «Особенно показательны в этом отношении песни
горнозаводских рабочих Урала и Сибири» /Лазутин 1965 : 104/.
В песнях показан также и образ хозяина фабрики – угнетателя рабочих
масс.
Отходнические песни развивают любовную и семейно-бытовую тематику
традиционных песен. Героями являются девушки и их любимые.
Образ отходника скупо изображен в песнях. Крестьяне уходили на
заработки в другие города, возвращаясь в родные места после долгого
скитания. Отходники в песнях разделены на две группы: отходники, которые
после долгой работы возвращались в деревню, и отходники, которые, поработав
в трактире, отвыкли от тяжелой жизни в деревне. Именно о любителях «легкой
жизни» слагали сатирические и юмористические песни.
Героями песен были также бурлаки, извозчики. Бурлаки в песнях
называются «людьми вольными», они сравниваются с вольными птицами гусями-
лебедями. Впоследствии изменяется народное мировоззрение по отношению к
бурлачеству. Бурлачество становится символом каторжного труда и бедности.
«Находясь в тесном творческом взаимодействии, крестьянские, солдатские
и рабочие песни представляют собой единый песне-творческий процесс XIX
века» /Лазутин 1965 : 141/. Однако именно со второй половины XIX века в
песнях этих групп развивались яркие специфические черты, своеобразие каждой
группы песен, особенно в идейно-тематическом плане.
Более отчетливо и ярко показан лирический герой в песнях XIX – начала
ХХ века, где в качестве лирического героя выступает коллектив /Лазутин 1965
: 166/. Однако мысли и чувства, раскрывающиеся в народной поэзии, не лишены
конкретности и выражают идеологии определенного класса.
В семейных лирических песнях, рассмотренных нами, главными героями
являются девушка и молодец.
Девушка тоскует по родному дому, томится в чужой семье. В песне все
это представлено с помощью различных эпитетов и метафор, которые помогают
четче представить нелегкую жизнь «в неволе». В одних песнях она находит
друга – соловья или подругу – кукушечку (пташечку). Героиня обращается к
ним с просьбой повидать родных батюшку и матушку, поведать им о ее нелегкой
жизни.
Героями народных песен являются и представители из животного или
растительного мира. Так мы встречаем сокола, голубя, лебедушку, голубку,
дубчик, ивушку и т.п. Эти образы, как правило, символичны.
За каждым из них закреплена определенная черта характера. Так,
например: дубчик – символ молодости, крепости; лебедушка – символ девушки-невесты; стадо лебединое – символ невесты и
ее подруг; лебедь с лебедятками – женщина с детишками; голубь с голубкой – древний символ влюбленных. Но в песнях,
рассмотренных нами, голубь с голубкой практически не встречается. «Следует
заметить, что символ голубя редко встречается в народной лирике»
/Сидельников 1959 : 74/.
Соловей – пожалуй, самый распространенный персонаж лирических песен.
Он посланец любви. Девушка часто просит соловушку спеть. Его песня
наполнена грустью и печалью, тоской и болью. Яркая песня соловья как бы
раскрывает перед нами картину внутренних переживаний лирической героини.
Уважение к этому герою выражается с помощью ласкового обращения: его
называют и соловушкой, и соловьюшкой, и соловеюшкой, и соловейкой, и
соловейкой вольной пташечкой. Все говорит о любви к пташке вольной.
Сокол – это добрый молодец, суженый, выбирающий себе лебедушку –
красную девицу.
Поэтика
Стиль лирических песен сложен и разнообразен. С помощью метафор,
гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорный мир, в котором в
несколько идеализированном виде представлены и «русская природа с ее
темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и
русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и конечно же сами
люди – персонажи песен» /Аникин, Круглов, 259/. Именно используемые в
песнях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроений
героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей.
Традиционная лирическая песня разработала цельную символическую
систему, в основе которой лежит сопоставление человеческого мира с
природным. Так, часто символом молодца является соловей, сокол, селезень и
голубь. В качестве символа девицы в рассматриваемых нами песнях –
лебедушка, утушка, голубка. В качестве символов в песнях выступают образы и
предметы растительного мира. Символом девицы являются калина, верба,
береза; молодца – дуб, хмель, встречается виноград. Однако чаще растения в
песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство или
настроение. «Так, например, если калина и малина могут быть символами
радости и веселья, то полынь, осина, крушина и рябина, наоборот, всегда
являются символом печали, горя и тоски. Как правило, цветение любого
растения означает радость, веселье, любовь, и наоборот, его увядание –
печаль, горе, разлуку» /Лазутин 1965 : 33/.
Таким образом, символические образы лирических песен еще более
подчеркивают специфику их содержания.
Употребление символов в лирической песне позволяет глубже раскрыть
чувства и переживания лирического героя, придают песне яркую эмоциональную
выразительность.
Характерным художественным средством лирических песен является эпитет.
В песнях встречаются определительные эпитеты (батюшков, матушкин, женихов и
т.п.), выразительные эпитеты (родимый батюшка, миленький братец, добрый
молодей, красна девица и т.п.), изобразительные эпитеты (создают условно-
символический мир, о котором говорилось выше, они в сочетании с
выразительными эпитетами формируют эмоциональный настрой песен) (голубка
сизая, блюдо златое и т.п.). В лирических песнях функция эпитета главным
образом «выразительная, эмоционально-оценочная» /Лазутин 1965 : 48/.
Очень редко встречаются в песнях гиперболы, которые прежде всего
определяют чувства и настроения героя. «Типичным местом в лирических песнях
в гиперболических масштабах созданные картины женского плача» /Лазутин 1965
: 49/.
Средством эмоционально-психологической выразительности в лирических
песнях выступают и метафоры. Но они употребляются довольно редко.
Рассмотрим более подробно художественный прием олицетворения как один из
видов метафоры.
Олицетворение – древнейший художественный прием, тесно связанный с
формированием образного мышления человека и свойственный устной народной
поэзии. Способы выражения олицетворения многообразны. Среди них выделяются
олицетворения в позиции обращения, глагольные олицетворения (особая роль
здесь принадлежит антропоморфному сказуемому), именные олицетворения,
олицетворения-приложения, олицетворения в прямой речи и диалоге. Следует
обратить внимание на способ выражения олицетворения через позицию
обращения. Обращение используется в речевом общении с целью привлечения
внимания того лица, к которому обращаются с речью. Помимо этого, обращение
побуждает слушателя слушать, то есть выполняет побудительную функцию.
В лирических песнях встречаются однословные обращения, «не содержащие
в своей семантической структуре и в ближайшем окружении дополнительные
антропоморфные действия, кроме местоимений второго лица» /Константинова
1997 : 34/:
Верея ли ты, моя вереюшка,
Поддержи-ка ты бабу пьяную…
/ «Я вечор, молода, во пиру была»; Соб. Т.II/.
Встречаются в рассматриваемых нами контекстах лирических песен и
конструкции с распространенными обращениями, где присутствуют
антропоморфные приложения и оценочные эпитеты:
Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая,
Раздуй, раздуй, мать погодушка, калину в саду …
/«Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая»;Соб. Т.II /.
Побудительную функцию обращение как способ выражения олицетворения
выполняет при наличии императивной формы, то есть глагола в повелительном
наклонении:
Соловеюшка премилый,
Сядь поближе ты, голубь, к дружку;
Ты скажи-ка дружку моему…
/ «Соловеюшка премилый»; Соб. т.II /;
Ты лети-ка, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
Скажи батюшке низкой поклон…
/ «Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб. т.III/.
Нередко наблюдаются олицетворения-обращения, осложненные
вопросительными конструкциями, в которых вопрос чаще всего является
риторическим:
Лучина, лучинушка березовая!
Что же ты, лучинушка, не ясно горишь…
/ «Лучина, лучинушка березовая»; Соб. Т.II /.
В песнях выявление олицетворения через прямую речь и диалог
встречается реже, чем олицетворения-обращения. Однако прямая речь и диалог
являются самыми наглядными способами создания олицетворения, поскольку
именно в них неодушевленные предметы, животные и растительные реалии
наделяются способностью говорить. Например:
Ах ты, рощица, ты моя зеленая!
Чем же ты, рощица, изукрашена?
Изукрашена разным ягодам,
Я калиною да со малиною,
Черной ягодой смородиной…
/ «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II /.
Способы создания олицетворения с помощью антропоморфных глаголов,
атрибутивных характеристик (определения), приложений также характерны для
лирических песен. Степень олицетворения при антропоморфных глаголах
усиливает деепричастие, поскольку оно обладает ярко выраженными глагольными
признаками:
По улицам воробушек попархивает,
Красных девушек молодушек засматривает…
/ «По улицам воробушек попархивает»; Соб. Т.II /;
Кричит гагара, на воде сидючи,
Красных девушек к себе манючи …
/ «У меня ли муж водопьяница»; Соб. Т.II /.
Структура построения олицетворения в песнях связана, прежде всего с
композицией лирических песен, в основе которой лежат «три композиционные
формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)»
/Аникин, Круглов, 265/.
В лирических песнях широко употребительны повторы. Особо распространен
«синтаксический параллелизм, который является формой выражения так
называемого психологического параллелизма, когда две параллельно
развивающиеся картины находятся в отношении друг к другу как символ к
символизируемому» /Лазутин 1965 : 50/. Данный прием усиливает эмоциональное
звучание лирической песни. Символическая параллель создает настроение,
человеческая параллель конкретизирует данное настроение.
Встречаются в песнях и морфологические средства выражения идейно-
художественной функции песен. Это прежде всего суффиксы. «Основное
назначение слов с уменьшительными суффиксами в лирических песнях – служить
средством выражения любви, ласки и нежности» /Лазутин 1965 : 51/.
«Поэтический стиль традиционных лирических песен отличается ярким
жанровым своеобразием. Если в эпических песнях… различные приемы и средства
поэтического стиля выполняют в основном функцию изобразительную, то в
лирических песнях их роль главным образом – эмоционально-выразительная»
/Лазутин 1965 : 52/.
При помощи образного сопоставления создателям и исполнителям народных
песен удавалось ярче выражать свои чувства. «Кроме того, эти сопутствующие
образы или образы из мира природы в народной песенной лирике как бы
срастались с теми человеческими обликами, которые они символизировали. Они
дополняли те стержневые образы, которые несли на себе всю смысловую
нагрузку песни» /Сидельников 1959 : 49/.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Из глубины веков песня донесла до нас память о людях, их страстях,
переживаниях и идеалах, она связывает времена, радует и печалит
человеческие души. Сопровождая народные жизни, она по-своему отражает
духовные искания, нравственные идеалы русского народа, показывает жизнь
народа в различные исторические периоды. Народная песня – летопись народной
жизни, хранитель духовных начал жизни.
Влияние народной песни на русскую литературу огромно. Оно проявляется
и в созданных крупных характерах, особенно женских, и в развитии так
называемой лирической прозы, в трактовке темы «человек и природа», в
стилистических элементах.
«Русская народная песня – явление уникальное, грандиозное и вечно
живое» /Выходцев 1990 : 26/.
Мы привели свою классификацию песен, опираясь на имеющиеся в
литературе. Так, мы выделяем семейно-бытовые песни, которые включают песни
любовной и семейной тематики; трудовые песни; отходнические: бурлацкие,
чумацкие, ямщицкие, солдатские; удалые песни – разбойничьи, каторги и
ссылки, тюремные; шуточные, сатирические, хороводные песни и песни
литературного происхождения.
Выявляя композиционные особенности песни, уделяем внимание
вариативности песенных сюжетов и такому песенному явлению, как
контаминация. Часто встречается такой композиционный тип, как песня-
монолог, реже – песня-диалог. Особенностью песни-монолога является наличие
обращений, которые, в основном, выполняют риторическую функцию. Характерным
для песенной композиции является повествовательная форма, которая как
таковая сама по себе встречается редко. В основном этот композиционный тип
встречается в сочетании с монологом или диалогом, что является наиболее
распространенным композиционным типом.
Анализируя каждый композиционный тип, находим, что композиция влияет
на восприятие слушателя. Она, соединяясь с содержанием и мелодией, не
только участвует в раскрытии характеров героев через события, но и
позволяет сопоставить внутренний мир человека с миром окружающей природы.
Сюжетную основу, по нашему мнению, составляют социальные мотивы:
женитьбы или замужества, неразделенной любви, родительской власти, любви к
родному дому и т.п. Антикрепостническая тематика также является характерной
для лирических песен, поскольку крепостное право оказывало огромное влияние
на семейные отношения.
Герои – это выходцы из простого народа: девушки и молодцы из
крестьянских семей. Они обладают богатым внутренним миром и нежеланием
смириться с окружающей несправедливостью. Так рождаются жалобы,
переживания, плачи героев. Представители растительного и животного мира
также являются героями русских народных лирических песен, но часто их
образы символичны. Именно эти образы-символы позволяют глубже понять
внутреннюю жизнь русского народа.
Анализируя фольклорный текст, находим, что его основой является все же
слово. Оно, соединяясь с музыкой, раскрывает внутренний мир героя. Именно
сочетание слова и музыки и определяет специфику жанра лирической песни.
Каждое слово в песне важно, каждое слово участвует в описании мира чувств,
характеров и настроений. Слово в песне изменяет свое значение, которое
определяется контекстом.
Все это связано с тем, что фольклорные произведения создаются на
живом, разговорном народном языке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа,
1989.
2. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. – М.: Наука, 1966. –
4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.
Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: Высшая школа, 1977. – 375 с.
5. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М.: Высшая школа,
1982. – 272 с.
6. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965.
– 302 с.
7. Лирические песни / Составление, предисловие, подготовка текстов и примечания П.С. Выходцева. – М.: Современник, 1990.
– 653 с.
8. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. Пособие для вузов / Под ред. Л.И. Тимофеева. – М.: Гос-е уч.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – 128 с.