Одна из
серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной
литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности
определения им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о его
гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из
самых талантливых писателей нашего времени — Валентин Распутин.
Повесть
"Пожар" в творчестве В. Распутина занимает особое место. Велик ее
идейно-нравственный и эстетический потенциал. Повесть начинается с размышления
главного героя Ивана Петровича о правде, совести, о тех основных
"подпорках", на которых, по его мнению, держится жизнь человека. В
этих произведениях — душевная боль героя (и самого автора) за свою землю,
нехозяйское, бездумное, потребительское отношение к ней многих людей.
Что-то
нарушилось в мире. Люди стали другими, какими-то равнодушными. Живут — каждый
для себя. И писатель не может об этом молчать. Само название повести
символично. Пожар — это не только стихийное бедствие. Это и "пожар" в
душах людей. Пламя выхватывает из тьмы не только мародерство, убийство, которое
произошло в эту ночь, но и прошлое, сегодняшнее поселка Сосновка. Люди перестали
быть хозяевами своей земли, своего селения. Не заботились об его
благоустройстве. "Мы почему, Иван, такие-то?" — спрашивает Анна
Егоровна своего мужа на пожаре. Почему мы такие разобщенные? Почему среди нас
процветает бесхозяйственность, воровство, пьянство, преступность?! "Почему
столько на свете неробей и причиндалов?! И как получилось, что мы на их милость
сдались, как получилось?" — спрашивает и автор. Иван Петрович мучается,
изводит себя душевно и физически.
Герой
сомневается, прав ли он, так как его никто не поддерживает. Он видит, что в
прошлом "добро и зло отличались, имели собственный четкий образ, а теперь
границы стерлись. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло
— в силу. Что такое теперь хороший или плохой человек? Раньше человека оценивали
по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать чужое
страдание. А сейчас уже тот хороший человек, кто не делает зла, кто без спроса
ни во что не вмешивается.
В результате
мерилом хорошего человека стало "удобное положение между добром и злом,
постоянная и уравновешенная температура души". Люди раньше выдерживали
испытания стихийными бедствиями, войной, голодом, потому что были все вместе. А
сейчас испытание сытостью, разобщенностью оказалось еще труднее. Мысли об этом
не дают Ивану Петровичу покоя.
Выход из тупика
видим в рассуждениях героя о четырех "подпорках жизни": в чувстве
дома с семьей; в чувстве солидарности с людьми, "с кем правишь праздники и
будни"; в чувстве работы, с которой дается ощущение единства с людьми; в чувстве
отечества, земли, на которой стоит твой дом, — если все это есть, человек
счастлив и "весь превращается в ответ на чей-то зов, душа его
выстраивается и начинает вольно звучать". Повесть В. Распутина заставляет
задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в
чем причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти
явления? Поэтому произведения В. Распутина еще долго не утратят свой
актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/