В его биографии поражает удивительная преданность поэзии, упорная
работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное
развитие собственной концепции мироздания и мужественное преодоление барьеров,
которые судьба воздвигала на его жизненном и творческом пути. С молодых лет он
очень взыскательно относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что
нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу.
За несколько дней до смерти Николай Алексеевич написал литературное
завещание, в котором точно указал, что должно войти в его итоговое собрание,
структуру и название книги. В едином томе объединил он смелые, гротескные
стихотворения 20-х годов и классически ясные, гармоничные произведения более
позднего периода, тем самым признав цельность своего пути. Итоговый свод
стихотворений и поэм следовало заключить авторским примечанием:
"Эта рукопись включает в себя полное собрание моих стихотворений и
поэм, установленное мной в 1958 году. Все другие стихотворения, когда-либо
написанные и напечатанные мной, я считаю или случайными, или неудачными.
Включать их в мою книгу не нужно. Тексты настоящей рукописи проверены,
исправлены и установлены окончательно; прежде публиковавшиеся варианты многих
стихов следует заменять текстами, приведенными здесь".
Н. А. Заболоцкий вырос в семье земского агронома. В первые годы после
революции агроном заведовал фермой-совхозом в уездном городе Уржуме, где
будущий поэт получил среднее образование. В 1920 году он покинул родительский
дом и направился сначала в Москву, а на следующий год в Петроград, где поступил
на отделение языка и литературы Педагогического института имени А. И. Герцена.
Он с увлечением читал Блока, Мандельштама, Ахматову, Гумилева, Есенина,
но скоро понял, что его путь не совпадает с путем этих поэтов. Ближе его
поискам оказались русские поэты XVIII века, классики XIX, из современников -
Велимир Хлебников.
В 1926 году Заболоцкий нашел оригинальный поэтический метод. Основная
тема его стихотворений 1926-1928 годов - зарисовки городской жизни, вобравшей в
себя все контрасты и противоречия того времени. Осмысливая свое отношение к городу,
Заболоцкий еще в 20-х годах пытался связать социальные проблемы с
представлениями о взаимосвязях и взаимозависимости человека и природы. В
стихотворениях 1926 года "Лицо коня", "В жилищах наших"
четко просматриваются натурфилософские корни творчества тех лет. Предпосылкой
сатирического изображения пошлости и духовной ограниченности обывателя
("Вечерний бар", "Новый быт", "Ивановы",
"Свадьба"...) явилось убеждение в пагубности ухода жителей города от
их естественного существования в согласии с природой и от их долга по отношению
к ней.
Два обстоятельства способствовали утверждению творческой позиции и
своеобразной поэтической манеры Заболоцкого - его участие в литературном
содружестве, называемом Объединением реального искусства (среди обериутов - Д.
Хармс, А. Введенский, К. Вагинов и др.) и увлечение живописью Филонова, Шагала,
Брейгеля... Позже он признавал родственность своего творчества 20-х годов
примитивизму Анри Руссо. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта
на всю жизнь.
Первая книжка Заболоцкого "Столбцы" (1929 г., 22
стихотворения) выделялась даже на фоне разнообразия поэтических направлений в
те годы и имела шумный успех. Но дальнейшая литературная судьба поэта
осложнилась превратным толкованием его произведений большинством критиков.
Особенно усилилась травля Заболоцкого после публикации в 1933 году его поэмы
"Торжество земледелия". Составленная им новая, готовая к печати книга
стихов (1933 г.) не смогла увидеть свет.
Он сотрудничал в журналах "Еж" и "Чиж", писал стихи
и прозу для детей. Наиболее известны его перевод - обработка для юношества
поэмы Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре" (в 50-х годах был сделан
полный перевод поэмы), а также переложения книги Рабле "Гаргантюа и
Пантагрюэль" и романа де Костера "Тиль Уленшпигель".
В своем творчестве Заболоцкий все более сосредоточивался на философской
лирике. Он увлекался поэзией Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Гете и,
по-прежнему, Хлебникова, активно интересовался философскими проблемами
естествознания - читал труды Энгельса, Вернадского, Григория Сковороды... В
начале 1932 года познакомился с работами Циолковского.
Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда
укреплялось. С женой и детый он Жил в "писательской надстройке" на
Канале Грибоедова, активно участвовал в общественной жизни ленинградских
писателей. Такие стихотворения, как "Прощание", "Север" и
особенно "Горяйская симфония" получили одобрительные отзывы в печати.
В 1937 году вышла его книжка, включающая семнадцать стихотворений ("Вторая
книга").
19 марта 1938 года Н. А. Заболоцкий был арестован и надолго оторван от
литературы, от семьи, от свободного человеческого существования. По 1944 год он
отбывал незаслуженное заключение в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем
Востоке и в Алтайском крае. С весны и до конца 1945 года уже вместе с семьей
жил в Караганде.
В 1946 году Н. А. Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и
получил разрешение жить в столице. Начался новый, московский период его
творчества.
В стихотворениях, написанных Заболоцким после длительного перерыва,
четко прослеживается преемственность с его творчеством 30-х годов, особенно в
том, что касается натурфилософских представлений. Таковы стихотворения 10-х
годов "Читайте, деревья, стихи Геэиода", "Я не ищу гармонии в
природе", "Завещание", "Сквозь волшебный прибор
Левенгука"...
В стихотворениях московского периода появились ранее несвойственные
Заболоцкому душевная открытость, иногда автобиографичность ("Слепой",
"В этой роще березовой", цикл "Последняя любовь"). Обострившееся
внимание к живой человеческой душе привело его к психологически насыщенным
жанрово-сюжетным зарисовкам ("Жена", "Неудачник", "В
кино", "Некрасивая девочка", "Старая актриса"...), к
наблюдениям над тем, как душевный склад и судьба отражаются в человеческой
внешности ("О красоте человеческих лиц", "Портрет"). Для
поэта гораздо большее значение стали иметь красота природы, ее воздействие на
внутренний мир человека.
За последние три года жизни (1956-1958) Заболоцкий создал около
половины всех стихотворений московского периода. Некоторые из них появились в
печати. В 1957 году вышел четвертый, наиболее полный его прижизненный сборник
(64 стихотворения и избранные переводы).
В наше время поэзия Н. А. Заболоцкого широко издается, она переведена
на многие иностранные языки, всесторонне и серьезно изучается литературоведами,
о ней пишутся диссертации и монографии. Поэт достиг той цели, к которой
стремился на протяжении всей своей жизни, - он создал книгу, достойно
продолжившую великую традицию русской философской лирики, и эта книга пришла к
читателю.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/