У великого
русского поэта XIX века Н. А. Некрасова есть замечательные слова:
Кто живет без
печали и гнева,
Тот не любит
отчизны своей.
Поэт Владимир Маяковский
жил с "печалью и гневом" и страстно любил свою отчизну. Мотивы
печали, неудовлетворенности, одиночества, неустроенности в личной жизни звучат
во многих его произведениях. Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный
Владимир Маяковский. В стихах молодого поэта поражало необычное содержание и
ошеломляющая поэтическая новизна — то, что отпугивало современную ему критику,
не желавшую понять и объяснить эту новизну. Мир не раскрывает свои тайны перед
поэтом, и он недоуменно вопрошает:
Послушайте!
Ведь если
звезды зажигаются — значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это
необходимо,
чтобы каждый
вечер над крышами загоралась
хоть одна
звезда?!
Несовершенство
жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало
недоуменные вопросы. Стихотворение с вызывающим названием "Нате!"
нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог
рассчитывать. Также в разладе с действительностью и мечтами о будущем родились
и строки, к которым надо особо прислушаться, желая понять жизнь и личность
Маяковского, его творчество:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я, весь
боль и ушиб!
Вам завещаю я
сад фруктовый моей великой души!
Это голос
молодого Маяковского. Обратим же внимание на то, какой контраст изначально
терзает душу поэта. Он — "весь — боль и ушиб" — взращивает "сад
фруктовый" для грядущих людей. В этих строках — идея жертвенного служения
людям, характерная для классической русской литературы. Хрестоматийный облик
Маяковского, "агитатора, горлана-главаря", кажется, не допускает
мысли о душевной слабости.
Поэт в зрелую
пору не любил выносить на люди душевную смуту, "становясь на горло
собственной песне". Но душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и
кровоточит. Бездушная поэзия — не поэзия. Одно из самых замечательных
произведений Маяковского, на мой взгляд, поэма "Про это". Она о себе
и о любви, поэма, в которой ярче и глубже, чем в других, более поздних поэмах,
раскрываются характер и личность Маяковского. Были и ранние поэмы о любви
("Облако в штанах"). Была самая светлая, не осложненная
драматическими коллизиями поэма "Люблю". Поэт тогда переживал пик
своего чувства к Л. Ю. Брик, поэтому и был уверен: "Не смоют любовь ни
ссоры, ни версты. Продумана, выверена, проверена".
Но в
действительности любовь принесла тонко чувствующему поэту одни страдания.
Внешне он был спокойный, дерзкий, неуязвимый, а на самом деле — очень
незащищенный. И все это очень близко, понятно нам в поэте, потому что это —
общечеловеческие качества. Меня очень трогают его проникновенные строки о любви
к "зверью":
Я люблю зверье.
Увидишь
собачонку —
тут у булочной
одна —
сплошная плешь,
—
из себя и то
готов отдать печенку,
Мне не жалко,
дорогая, ешь!
А вот
поэт-горлан, поэт-трибун, поэт-глашатай мне, живущей в начале XXI века и переживающей
все его сложные и трагические события, не совсем понятен. Он мечтал о
прекрасном "коммунистическом далеко", славил трижды отечество,
которое будет, а что же сейчас? Что славить, кого славить и за что? Далекое
будущее, XXX век представлял Маяковский в своих стихах. Как ни торопил жизнь,
как ни верил в коммуну у ворот, а избавление от угнетающей инерции старого быта
относил лишь в далекое будущее:
Ваш. Тридцатый
век обгонит стаи
сердце
раздиравших мелочей.
Нынче
недолюбленное наверстаем
звездностъю
бесчисленных ночей.
И снова
Маяковский-романтик произносит слово о дюбви. О любви, которая бы не была
"служанкой замужеств, похоти, хлебов", о любви, которая бы заполнила
собой вселенную и "чтоб вся на первый крик "Товарищ!" —
оборачивалась земля". Такой представлял, такой хотел видеть любовь
Маяковский. Ему не было дано счастье испытать такую любовь: все дело в том, что
в каждом любовном романе есть два персонажа, от которых в равной мере зависит
его судьба. Такой Маяковский понятен нам, близок и современен.
Маяковский-сатирик
— тоже наш современник. Сатира в творчестве поэта — это "кавалерия
острот", поднявшая "рифм отточенные пики", это любимейший род
оружия. "Очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг",
— отмечает поэт в стихотворении "Разговор с товарищем Лениным".
"Окрутить их, разоблачить перед лицом народа" — такую задачу ставит
перед собой Маяковский. Он едко высмеивает все отрицательные проявления в
советском быту ("О дряни", "Любовь", "Пиво и
социализм"), борется с бюрократизмом в учреждениях
("Прозаседавшиеся", "Фабрика бюрократов"), выступает против
пережитков капитализма в сознании людей ("Трус", "Ханжа",
"Подлиза", "Сплетник"), наносит сокрушительные удары по
царству доллара, по международным убийцам и поджигателям новой войны.
Маяковский в стихотворении "Столп" хочет, чтобы "критика дань
носила", хотя "очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и
вокруг, целая лента типов тянется: волокитчики, подхалимы, сектанты,
пьяницы".
В наши дни
слова из стихотворения "Прозаседавшиеся": "О, хотя бы еще одно
заседание относительно "искоренения всех заседаний!" стали крылатыми.
Они и сегодня направлены против бюрократов, управленческого аппарата,
бесплодных заседаний и голосований депутатов и т. д. "Моет", просто
стирает бюрократов и пьеса "Баня". Бюрократы Победоносиков и его
секретарь Оптимистенко не дают дороги новому изобретению, мешают движению
вперед. Эта пьеса показывает вред бюрократизма, враждебность его всей
творческой, созидательной атмосфере общества. К сожалению, живут победоносиковы
и оптимистенки и в наши дни. Сатира Маяковского "косила" дрянь,
помогала читателю увидеть, кто есть кто.
Отрадно
отметить, что в наше время все больше появляется дерзающих, думающих, смелых
людей, которые хотят, чтобы демократизм, предприимчивость помогли нашему
обществу. А как злободневны и сегодня строки из стихотворения "Душа
общества": ...как от острого, как бы заразного, беги, товарищ, от
алкоголика, который бахвалится тем, сколько пива и водки выпито! Да, я считаю,
что Владимир Маяковский "понят своим народом", хотя каждый
воспринимает его по-своему. В. Маяковский был человеком чрезвычайно
чувствительным, готовым отдать все "за одно только слово ласковое,
человечье". Какое скромное (и какое страстное!) желание и какая
грандиозная плата за него!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/