Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова "Вишневый сад"
Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова "Вишневый сад"
Художественные
функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова
"Вишневый сад"
Пьесы
А.Н.Островского "Гроза" и А.П.Чехова "Вишневый сад"
различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные
функции пейзажа в обоих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж,
отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только
фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова вишневый сад является
одним из главных персонажей.
В обеих пьесах
пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды,
открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким по
сравнению с великой русской рекой вишневым садом. Огромный, колоритный волжский
пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется
мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой.
Вишневый сад - это укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого, кто
здесь вырос и живет. Он красив, красив той тихой, милой, уютной красотой, что
так притягивает человека к родному дому. Красота природы всегда оказывала
влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не
очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий
человек всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги-
матушки.
Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем
сердцем реку, которая была ей и другом, и защитницей в детстве. Отношение к
природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой,
Кабаниха и другие послушные подданные темного царства равнодушны к красоте
природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза - это Божья кара за грехи.
Герои
"Вишневого сада" Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое время была
связана с вишневым садом, любят его: нежная, тонкая красота цветущих вишневых
деревьев оставила неизгладимый след в их душах.
Все действие
пьесы происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время незримо
присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят,
философствуют, о нем мечтают, его вспоминают.
У Островского
также пейзаж дополняет действие. Так, объяснение Катерины с Борисом происходит
на фоне прекрасной летней ночи, покаяние Катерины происходит во время грозы в
полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада.
Для Раневской и
Гаева вишневый сад - родовое гнездо, малая родина, где прошли их детство и
юность, здесь родились и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал
частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их бесцельно
прожитой жизни, от которой остались одни горькие воспоминания. Эти люди,
обладающие великолепными душевными качествами, прекрасно развитые и
образованные, не могут сохранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни.
Аня тоже выросла в вишневом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил
и энергии, поэтому - она покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее
это освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизненным
испытаниям, мечтая посадить новый сад лучше прежнего.
Но в старом
саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не
отпускает никого просто так, как не дает человеку покоя его прошлое. Вишневый
сад - это символ жизни, символ прошлого и будущего. Он бессмертен, как
бессмертна сама жизнь. Да, его вырубят, да, на его месте построят дачи, но
новые люди посадят новые вишневые сады, и все начнется заново.
В момент покаяния
Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий, смывающий все грехи. Но
люди не столь милосердны: "темное царство" затравило героиню, которая
осмелилась преступить его законы. Волга помогла Катерине уйти от невыносимой
жизни среди людей, прекратила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге
стала выходом из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и
жестокость.
Пейзаж в пьесах
Островского и Чехова подчеркивает, кроме всего прочего, несовершенство,
мелочность человеческих отношений перед лицом холодной и прекрасной природы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/