Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Художественное
своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман М.
Булгакова “Мастер и Маргарита” очень сложен в композиционном плане. В его
сюжете параллельно существуют два мира: мир, в котором жили Понтий Пилат и
Иешуа Га-Ноцри, и современная Булгакову Москва двадцатых-тридцатых годов XX
века. Со сложной композицией связана .и непростая, разветвленная система
персонажей, большое число двойников, параллелей и антитез.
В состав романа
“Мастер и Маргарита” входят два повествования (о судьбе Мастера и о Понтий
Пилате), которые находятся в сложных отношениях противопоставления, но в то же
время и объединены общей идеей.
Роман о Понтий
Пилате занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбе Мастера, но
он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокий философский
подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы “рассыпаны” в тексте
повествования о Мастере и Маргарите. Первая глава - “Понтий Пилат” - это
рассказ Воланда, который выслушивают Иван Бездомный и Берлиоз. Вторая глава -
“Казнь” -'представлена как сон Ивана Бездомного. Третья и четвертая главы —
“Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа” и “Погребение” — вводятся в
роман как восстановленные Воландом рукописи Мастера, которые читает Маргарита.
Следует отметить, что роман о Пилате вводится в повествование при помощи
персонажей, входящих в систему образов главного романа, вследствие этого главы
о Понтий Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите.
Главы,
повествующие о прокураторе, резко отличаются по стилю от глав, описывающих
Москву. Стиль вставного повествования отличается однородностью, скупостью
мерной, чеканной прозы, переходящей, например, в главе “Казнь”, в высокий стиль
трагедии: “Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог
разбойников, их покровитель и душа!”
Роман о Мастере
посвящен современной автору Москве, ее обитателям и их нравам. Это
повествование содержит в себе как гротескные сцены, так и сцены лирико-драматического
и фантасмагорического характера, что обуславливает разнообразие стилей
повествования. Он содержит и низкую лексику (“Если ты, сволочь, еще раз
позволишь себе впутаться в разговор...”), и поэтическую, особенно в эпизодах,
посвященных Мастеру, где язык повествования изобилует повторами и метафорами
(“тревожные желтые цветы”).
Следует
отметить, что сцены, в которых Воланд встречается с жителями Москвы, строятся
по одному плану: встреча, испытание, разоблачение, наказание.
Воланд со своей
свитой приезжает в Москву, чтобы посмотреть, изменились ли люди с тех пор,
когда он последний раз их видел, не напрасна ли была жертва Иешуа.
И что же он
видит? С москвичами Воланд встречается на представлении в театре “Варьете”. Он
видит, что люди такие же, какие и были: в меру алчные, корыстолюбивые, но и
достаточно милосердные. “Люди как люди, квартирный вопрос только испортил их”.
Они не чувствуют своей ответственности, поэтому в городе распространены доносы
и взяточничество.
Жители
Кршалаима ничем не отличаются от жителей Москвы. Так же, не замечая своей
личной ответственности и выбирая смерть Иешуа, который ни в чем не виновен,
вместо смерти Вар-Раввана, они тем самым прислуживают тьме.
Множество
посетителей “Варьете” поменяли свою одежду на новую, чем как бы заключили
сделку с дьяволом. Они подбирали летевшие банкноты и были наказаны за свою
жадность. Наказан был и директор зрелищного сектора за бюрократизм. Булгаков
наглядно показал, что работу директора мог выполнять даже костюм без хозяина.
Наказаны и остальные работники зрелищного сектора, вовлеченные в “кружковую
лихорадку” . Наказан за жадность Никанор Иванович (выбиравший между “не
положено” и деньгами), отправлен в Ялту Степа Лиходеев. Во всех этих эпизодах
Воланд и его свита выступают в роли справедливого возмездия.
Так как роман
“Мастер и Маргарита” состоит из двух относительно автономных повествований, он
содержит в системе персонажей двух главных героев - Мастера и Иешуа. Эти герои
являются героями-двойниками. Также двойниками являются Иван Бездомный и Левий
Матвей как последователи своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда из Кириафа как
предатели.
В романе
“Мастер и Маргарита” присутствует и любовная коллизия. Любовные отношения
Мастера и Маргариты связаны со сменой времен года. Эта история любви
(идиллическая по своей сути) разрушается, сталкиваясь с внешним миром, и
восстанавливается с помощью потусторонних сил. Как и все герои в романе, Мастер
и Маргарита делают свой выбор. Мастер делает свой выбор вполне сознательно: ему
стал ненавистен плод трудов всей его жизни, роман о Понтий Пилате, слишком
много горя испытал Мастер из-за этого романа. Маргарита встает на путь
самоотдачи, жертвуя собой ради любимого человека. Она предпочитает Мастера
своей богатой, беззаботной жизни в доме у любящего, но нелюбимого мужа, потом
она вновь приносит себя в жертву во имя любви, отдавшись в руки нечистой силы и
став ведьмой ради того, чтобы узнать что-либо о Мастере. И за это Маргарита
была вознаграждена вечной любовью.
Таким образом,
мы видим, что Булгаков нарушает жанровые каноны романа. Он делает главным
объектом повествования не историю отдельных личностей, а историю целого народа.
Роман М. А.
Булгакова “Мастер и Маргарита” построен как “роман в романе”. Вследствие этого
в нем можно выделить две резко контрастирующие манеры повествования, двух
главных героев. Роман о Мастере гораздо сложнее в композиционном плане, чем
роман о Пилате, но при чтении не возникает ощущения разрозненности частей
произведения. Вся тайна композиционной целостности романа - в связующих нитях
между прошлым и настоящим.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/